Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ'

КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ДЖАЗ / ЛИ ЮАНЬ / КУН ХУНВЭЙ / ЧЖАН ИН / СЯ ЦЗЯ / ЯН МИН / ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ / ПРИНЦИПЫ АРАНЖИРОВКИ / МЕТОДЫ ИМПРОВИЗАЦИИ / CHINESE JAZZ / LI YUAN / KUN HONGWEI / ZHANG YING / XIA JIA / YANG MING / GENRE AND STYLE FEATURES / PRINCIPLES OF ARRANGEMENT / METHODS OF IMPROVISATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао И.

В статье исследуется творчество ведущих представителей китайской джазовой школы в рамках целостного представления о музыке джаза раннего и современного периодов как современной, внутренне целостной национальной традиции. Обозначив степень изученности проблемы в отечественном и зарубежном музыкознании, автор отбирает наиболее яркие фигуры, повлиявшие на развитие джазового искусства в Китае (такие как саксофонист Ли Юань, джазовый пианист и композитор Кун Хунвэй, певица и композитор Чжан Ин, пианист Ся Цзя, тромбонист Ян Мин), а также выявляет некоторые характерные жанровостилевые черты, принципы аранжировки и методы импровизации китайских джазменов. В процессе исследования автор приходит к выводу, что на начальном этапе своего развития китайская джазовая музыка испытывала серьезное влияние европейской музыкальной традиции, что отразилось в большом интересе исполнителей и композиторов к лирическим балладам и танцевальным композициям. Позднее, что начало проявляться уже в последней четверти ХХ века, китайский джаз приобрел свои уникальные черты и особенности, которые и сейчас являются определяющими в развитии этого направления в Китае: в частности, это синтез ладовых элементов традиционной китайской музыки (пентатоники) и европейского джаза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FIGURES OF CONTEMPORARY JAZZ ART IN CHINA

The article examines the work of the leading representatives of the Chinese jazz school in the framework of a holistic view of the music of jazz of the early and modern periods as a modern, internally integral national tradition. Denoting the degree of knowledge of the problems in domestic and foreign musicology, the author selects the most colorful fiures that inflenced the development of jazz in China (saxophonist Li yuan, a jazz pianist and composer kun Hongwei, singer and composer Zhang Ying, pianist Xia Jia, trombonist Yang Ming), and also identifis some characteristic of the genrestylistic features, principles, arrangements, and methods of improvisation Chinese jazz musicians. In the course of the research, the author comes to the conclusion that at the initial stage of its development, Chinese jazz music was seriously inflenced by the American musical tradition, which was reflcted in the great interest of performers and composers in lyrical ballads and dance compositions. Later that began to emerge in the last quarter of the twentieth century, Chinese jazz have acquired their unique traits and characteristics, which now are crucial in the development of this fild in China, in particular, is a synthesis of modal elements of traditional Chinese music (the pentatonic scale) and foreign jazz.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ»

DOI: 10.26086/NK.2019.53.3.013 УДК78.07

© Чжао Ифэй, 2019

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), аспирант кафедры истории музыки E-mail: o.k.s.a.n.a@inbox.ru

КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА КИТАЯ

В статье исследуется творчество ведущих представителей китайской джазовой школы в рамках целостного представления о музыке джаза раннего и современного периодов как современной, внутренне целостной национальной традиции. Обозначив степень изученности проблемы в отечественном и зарубежном музыкознании, автор отбирает наиболее яркие фигуры, повлиявшие на развитие джазового искусства в Китае (такие как саксофонист Ли Юань, джазовый пианист и композитор Кун Хунвэй, певица и композитор Чжан Ин, пианист Ся Цзя, тромбонист Ян Мин), а также выявляет некоторые характерные жанрово-стилевые черты, принципы аранжировки и методы импровизации китайских джазменов.

В процессе исследования автор приходит к выводу, что на начальном этапе своего развития китайская джазовая музыка испытывала серьезное влияние европейской музыкальной традиции, что отразилось в большом интересе исполнителей и композиторов к лирическим балладам и танцевальным композициям. Позднее, что начало проявляться уже в последней четверти XX века, китайский джаз приобрел свои уникальные черты и особенности, которые и сейчас являются определяющими в развитии этого направления в Китае: в частности, это синтез ладовых элементов традиционной китайской музыки (пентатоники) и европейского джаза.

Ключевые слова: китайскийджаз, Ли Юань, Кун Хунвэй, Чжан Ин, Ся Цзя, Ян Мин, жанрово-стилевые черты, принципы аранжировки, методы импровизации

© Zhao Yifei, 2019

Postgraduate student ofthe music history Department ofGlinka Nizhny Novgorod State Conservatoire

E-mail: o.k.s.a.n.a@inbox.ru

KEY FIGURES OF CONTEMPORARY JAZZ ART IN CHINA

The article examines the work ofthe leading representatives ofthe Chinese jazz school in the framework of a holistic view ofthe music ofjazz ofthe early and modern periods as a modern, internally integral national tradition. Denoting the degree ofknowledge ofthe problems in domestic and foreign musicology, the author selects the most colorful figures that influenced the development ofjazz in China (saxophonist Li yuan, a jazz pianist and composer kun Hongwei, singer and composer Zhang Ying, pianist Xia Jia, trombonist Yang Ming), and also identifies some characteristic ofthe genre-stylistic features, principles, arrangements, and methods ofimprovisation Chinesejazz musicians.

In the course of the research, the author comes to the conclusion that at the initial stage of its development, Chinese jazz music was seriously influenced by the American musical tradition, which was reflected in the great interest of performers and composers in lyrical ballads and dance compositions. Later that began to emerge in the last quarter ofthe twentieth century, Chinese jazz have acquired their unique traits and characteristics, which now are crucial in the development of this field in China, in particular, is a synthesis of modal elements of traditional Chinese music (the pentatonic scale) and foreignjazz.

Key words: Chinese jazz, Li yuan, kun Hongwei, Zhang Ying, Xia Jia, Yang Ming, genre and style features, principles ofarrangement, methods ofimprovisation

В XX веке китайская музыкальная культура подверглась коренным преобразованиям, и в результате модернизации изменила свой облик. Новые музыкальные виды, жанры и формы, с одной стороны, отразили усвоенный европейский опыт, а с другой стороны, сохранили черты традиционного китайского искусства. Одним из новых для Китая музыкальных видов стал джаз.

Китайское джазовое искусство — это яркий феномен с примерно столетней историей, сложившейся эстетикой и практикой, художественные достоинства которого признаны не только в Китае, но и за его пределами. Сегодня китайские джазмены регулярно выступают на престижных международных джазовых фестивалях, успешно сотрудничают с ведущими американскими и европейскими коллегами. Молодые музыканты стажируются в лучших учебных заведениях мира по различным эстрадно-джазовым специальностям. В крупных городах Китая регулярно выступают зарубежные джазмены. С 1993 года проводится старейший в Китае Пекинский джазовый фестиваль, в 2005 году в Шанхае был основан JZ Festival. В разные годы гостями этих крупных международных форумов были ведущие джазмены мирового уровня: гитаристы Джон Скофилд и Пэт Мэтини, контрабасист Рон Картер, саксофонисты Кении Гарретт и Брэнфорд Марсалис, трубач Уи-нтон Марсалис, пианист Хэрби Хэнкок и другие мэтры. Все это — свидетельства того, что джазовое искусство Китая в XXI веке находится на подъеме.

Закрепившись в 1920-х годах в Шанхае и других портовых городах как новая заморская музыка, джаз к началу войны с Японией в 1937 году пустил в стране прочные корни. В Китае выступали несколько оркестров высокого исполнительского уровня, выдвинулся ряд ярких фигур джазменов. В течение 1934-1936 годов в Шанхае работал собранный в Лос-Анджелесе биг-бэнд одного из лучших трубачей эры свинга Бака Клэй-тона. В военные годы развитие китайского джаза закономерно затормозилось. Однако, с окончанием войны и основанием в 1949 году Китайской Народной Республики развитие джаза не возобновилось, в отличие от европейских стран, также пострадавших в ходе Второй мировой войны, а прекратилось. Постепенное возрождение джазового искусства на китайской земле началось лишь в 1976 году, по окончании Культурной революции. Поэтому столетняя история китайского джаза, в которой ранний и современный периоды оказались разделены сорокалетним перерывом, представляет собой уникальный материал для исследования.

В новых условиях китайским джазменам пришлось, фактически, заново осваивать забытую традицию и форсированными темпами догонять мировой джазовый процесс. Поэтому особый интерес вызывают фигуры музыкантов, возвращавших джаз в страну, а в XXI веке сделавших китайское джазовое искусство феноменом современной культуры.

Музыка китайского джаза вобрала в себя выразительный комплекс джазового мэйнстри-ма (блюзовый лад, свинг, гармония и т. д.), на который наложились элементы традиционной китайской музыки. В результате взаимодействия разнокультурных начал стилистика китайского джаза сложилась как уникальная целостность. Особенно органичным оказался синтез в ладовой области, поскольку пентатоника одинаково характерна для обеих взимодействующих традиций. На сегодняшний день очевидна потребность в научном осмыслении диалога джазовой и китайской национальной традиций.

Российским музыкознанием китайский джаз как целостная музыкальная традиция не исследован; более того, не поставлен даже вопрос о ее целостности. На русском языке опубликованы несколько работ, касающихся различных аспектов китайского джазового искусства: истории зарождения национального джаза в первой половине XX века [1; 4; 5; 8], распространения в Китае саксофона [2; 3], формирования системы эстрадно-джазового образования [6; 7], определение места джаза в концертной жизни современного Китая [21].

Первая книга, целиком посвященная китайскому джазу, вышла в США в 2018 году [22]. Ее автор Юджин Марлоу рассматривает в историческом контексте этапы появления, частичного упадка, запрета и возрождения джаза в Китае. Благодаря анализу социальных и политических причин, обусловивших крутые повороты судьбы китайского джаза, книга Марлоу является ценным подспорьем в изучении исторического аспекта заявленной темы.

В самом Китае национальное джазовое искусство изучено частично. Начиная с 80-х годов XX века, исследователями изучаются вопросы истории джаза в Китае, методики джазовой импровизации и игры на инструментах, эстрадно-джазового репертуара, стилевые аспекты китайского джаза.

Специальных исследований по истории джаза в Китае не существует, потому что она не представлена как целостность, о чем уже говорилось. Вместе с тем, исследования национальной поп-музыки, история которой не прерывалась,

обычно включают и разговор о джазе. Таковы, например, «Краткая история китайской поп-музыки» Сунь Вэй [15] и «История и стили популярной музыки» Ю Циньбо [19]. Отдельно исследуется феномен шанхайского джаза, заложившего основу последующего развития всего китайского джазового искусства [18].

Методические материалы, предлагаемые китайскими педагогами, помимо перевода зарубежных концепций, как правило, содержат идеи, отражающие специфику национального музыкального мышления. При этом по каждому из традиционно джазовых инструментов написано достаточное количество работ. В качестве примера приведем пособия для фортепиано: «Введение в джазовое фортепиано: импровизация шагающего баса» [14] и «Введение в джазовое фортепиано: гармония» [13] Синь Ди, «Джазовая импровизация на фортепиано» Хуан Даохэна [17], а также ряд фортепианных переложений в джазовой стилистике Ян Чэнгана [20].

Эстрадно-джазовый репертуар, помимо множества нот для инструментов, ансамблей и оркестров, включает сборники джазовых тем, в которые, наряду с общепризнанными американскими стандартами, входят и национальные китайские мелодии.

Стилистика китайского джаза — одно из наиболее перспективных направлений. Как и для джаза, для китайской традиционной музыки в целом характерна импровизационность. Еще в 1988 году музыковед Хуан Сянпэн в научном докладе «Сохранение традиции, развитие традиции», представленном на семинаре «Освоение опыта китайской музыки», говорил: «Китайская традиционная музыка — это вовсе не что-то записанное в нотах. Не поняв импровизационную природу творчества народных музыкантов, вы не поймете суть китайской народной музыки. Импровизация — вот суть китайской традиционной музыки» [10, с. 30]. Диапазон подходов исследователей в этом направлении весьма широк: от попыток эстетического осмысления китайского джаза в книге Го Чжихао «Ночь превращается в джаз» до изучения зарубежных влияний в статье Ли Дуоцзяо «Влияние европейской и американской поп-музыки в Китае» и трансформаций основных джазовых жанров в китайском звуковом пространстве в статье У Цзянляна «Как в Китае играют блюз и джаз?» [11; 12; 16].

Такое многообразие направлений в исследовании национального джаза было бы невозможно вне интереса китайских ученых к мировому джазовому процессу. Особое место в этой области их научного поиска занимают комплексные

исследования, включающие сведения по истории джаза, его жанровой системе, а также справочную информацию о музыкантах, стилях и произведениях.

Рамки статьи не позволяют рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с изучением интересующего нас феномена. Делая первый шаг в этом направлении, обозначим ключевые фигуры современного джазового искусства Китая.

Лю Юань (ЭД7П). Саксофонист и бэнд-ли-дер Ли Юань родился в I960 году. С 1995 года в Китае под его началом и с его помощью было создано много джазовых коллективов. Музыкант является приверженцем традиционного джаза. Лю Юань считает, что для развития в Китае иностранной культуры необходимо принимать и изучать ее от начала до конца, иначе развитие китайского джаза будет беспорядочным. Он говорит: «Джаз начинался со стандартов, с традиционной музыки. Мы же сразу заиграли относительно современный джаз. Но как создавать джазовую музыку, и как понять ее? Для ответа на эти вопросы я настаиваю на игре стандартов» [9]. Также Ли Юань пользуется колоссальным авторитетом как джазовый эксперт и педагог.

Кун Хунвэй Этот джазовый пиа-

нист и композитор родился в 1966 году. В детстве под руководством отца изучал китайские традиционные инструменты. В годы учебы в Центральной консерватории по специальностям «фортепиано» и «композиция» серьезно увлекся джазом. В конце 80-х годов, когда современная западная массовая культура попала в Китай, Кун Хунвэй прославился как «первый китайский джазовый пианист», а вскоре получил неофициальное звание «лучшего китайского джазового пианиста». В 1995 году выпустил грамзапись «Made In China», которая получила высокую оценку как первая джазовая пластинка в Китае. Музыкант часто записывается со звездами мирового джаза, активно гастролирует на Родине и за рубежом. В 2014 году Кун Хунвэй и его группа «Золотой Будда» триумфально

выступили в Москве на Международном фестивале «Gnesin-Jazz». В музыке Кун Хунвэя звучание китайских инструментов органично вписано в концепцию современного джаза.

Чжан Ин ^.Ш), известная как «джазовая богиня», — это редкая для Китая певица, которая пишет музыку, поет и играет. Уже долгое время она находится в центре внимания китайских любителей джаза. Чжан Ин окончила Центральную консерваторию по специальности «композиция» под руководством известного композитора Го Вэньцзина, и в настоящее время сама преподает. Серьезное классическое образование заложило

прочную основу для ее джазового пути. Творчество Чжан Ин сочетает классику и современность, джазовые и латиноамериканские элементы, демонстрируя глубину ее композиции и вокальное мастерство. Как вокалистка она участвовала во многих проводимых в Китае международных джазовых фестивалях. В 2000 году Чжан Ин написала джаз-квинтет, который стал первым национальным камерным произведением джазового стиля, и получил высокую оценку критики и публики. В 2003 году композитор создала джазовую симфонию «Symphoney II». В 2015 году сольный альбом Чжан Ин «Sondia» стал лауреатом первой китайской джазовой премии JZAwards.

Пианист Ся Цзя (Ж^Ё) родился в 1974 году. Окончил Центральную консерваторию как пианист и дирижер. Участвовал в международных джазовых проектах, таких как «Пекинская международная джазовая коллекция-1995» («1995;ШЖ ЦЩ^Й^тЦ"Jifr^Mí»), «Пекинское джазовое объединение» («^ЬЖЙ^ЬЯ^ТП») и других. Учился в Нью-Йорке у джазового пианиста Гарольда Данко, сотрудничал со многими известными западными джазменами: вокальной группой «New York Voices», саксофонистами Антонио Хартом и Янником Рью, трубачами Райаном Кизором и Эриком Трюффа, тромбонистом Лукой Зуджи, гитаристом Кьели Минуччи и другими. В XXI веке Ся Цзя руководит акустическим и электронным трио, участвует в китайских и зарубежных джазовых фестивалях, а также преподает.

Тромбонист Ян Мин (ШШ) принадлежит к молодому поколению китайских джазменов (родился в 1984 году). В 2004 году отправился для изучения композиции и джазового тромбона в Королевскую консерваторию Нидерландов. Совместно с американскими и голландскими музыкантами совершил гастрольный тур по Европе. Участвовал в фестивале Северного моря (North Sea Jazz Festival) в Голландии и фестивале «Умбрия джаз» (Umbría Jazz) в Италии. Ян Мин играет во множестве стилей, помимо джазового: рэгги, фанк, и особенно афрокубинский стиль. В настоящее время музыкант сочетает концертную деятельность с преподаванием в Пекинском институте современной музыки.

Итак, если на раннем этапе тон задавали иностранные джазмены (уже упомянутый Б. Клэйтон, а также О. Лундстрем и ряд других), то, начиная с 1980-х годов, выдвинулся ряд значительных музыкантов, вклад которых определил динамику развития и современный облик китайского джаза.

Каковы же основные принципы джазового мышления в современном Китае?

Во-первых, музыканты активно эксплуатировали танцевальную модель, в связи с чем музыка китайских джазменов того времени более всего тяготела к стилю свинг. Репертуар включал не только зажигательные подвижные композиции, но и лирические баллады, целиком выдержанные в стилистике довоенной американской популярной песни.

Во-вторых, преемственность композиций раннего и современного этапов китайского джаза обусловлена, прежде всего, общностью их ладовой основы, а также общностью инструментария, характерного для джазового мэйнстрима всего мира.

Наконец, предварительный анализ композиций китайского джаза позволяет утверждать, что современные музыканты творчески интерпретируют множество стилевых моделей, в числе которых и современные — фанк, джаз-рок, эт-но-джаз и другие.

Литература

1. Анисимова, П. Музыкальная культура Шанхая первой половины XX в.: основные направления и тенденции развития. СпбГУ: Спб., 2017. 77 с.

2. Гэ Мэн. К вопросу о развитии саксофонного искусства в Китае XX — начала XXI века II Искусство и культура. 2014. № 3. С. 48-54.

3. Гэ Мэн. Трансплантация саксофона в китайскую музыкальную культуру XX века II Универсальное и национальное в культуре: Материалы международной научной конференции, Минск, 20-21 апреля 2012 г. Минск: БГУ, 2013. С. 317-328.

4. Сяо Юанъюанъ. Творческая деятельность джаз-маэстро Олега Лундстрема в Китае // Искусство и культура. 2017. № 3. С. 34-38.

5. Хисамутдинов, А. «Русский джаз в Китае очаровал даже Чарли Чаплина». Как музыка помогала беженцам из России выжить на чужбине [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.beinenson.news/2017/02/06/china-тшк-ги881а/ (датаобращения: 13.05.2019).

6. Хуан Сяньюй. Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России II Теория и практика общественного развития, 2015, № 2. С.105-107.

7. Хуан Сяньюй. Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае. Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Спб., 2015. 187 с.

8. Шахов, А. Джаз в Китае 1930-1947 года. Из истории русской эмиграции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр8://ЬагЬкуагг.

ucoz.ru/HarbinJazz.html (дата обращения: 13.05.2019).

9. Бэнд Ли Юаня (ЭД^^ЦА.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu. com/item/^ШЯ^ РА/14469186 (дата обращения: 12.05.2019).

10. Вэи Вэи. Развитие джаза и джазовых элементов в современной китайской музыке. Магистерская диссертация. Университет Цюйфу. Цюйфу: 2008. 34 с. С. 30.

ЙЗДШС^. Й^: 2008^ 34^).

11. Го Чжихао. Ночь превращается в джаз. Пекин: Народное музыкальное издательство. 2001. 125 с. 0Ш. it Ж: 2001^ 125М).

12. Ли Дуоцзяо. Влияние европейской и американской поп-музыки в Китае II Радиовещание и электричество, № 11, 2004. С. 51-53.

Ш. [J] . Г

ЯМэйЭД. 2004,(11): 51-53).

13. Синь Ди. Введение в джазовое фортепиано: гармония. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство. 2004. 227 с. (^Ц. gf±#<|#

лп—трш. ±Ш:

2004^ 227^).

14. Синь Ди. Введение в джазовое фортепиано: импровизация шагающего баса. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство. 2006. 138 с. gfiif^AИ:Walking Bass ШХШШ. Ш: Ш/iiH» 2006 ^ 138М).

15. Сунь Вэи. Краткая история китайской поп-музыки (1917-1970). Пекин: изд-во Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства. 2004. 341 с. (#Щ. ФЯШт № (1917-1970).

2004i£ 34Щ).

16. У Цзянлян. Как в Китае играют блюз и джаз? II Народная музыка, №4, 2004. С. 50-51. (Й

шт. шш. т±—

[J] . Айн1^. 2004, (4):50-5Ш).

17. Хуан Даохэн. Джазовая импровизация на фортепиано. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство. 1996. 111 с. (тЩЁ1?.

1996^ 11Ш).

18. Чен Чен. Исследование адаптации джаза в Шанхае. Магистерская диссертация. Шанхайский педагогический университет. Шанхай: 2005. 76 с. (Шй.

ШШ. .ШЯШ. Ш: 2005 76Ж).

19. Ю Циньбо. История и стили популярной музыки. Хунань: Хунаньское изд-во литературы и искусства. 2007. 573 с.

2007^ 573^).

20. Ян Чэнган. Новая подборка джазовых фортепианных переложений, концертных пьес и учебных пособий II Музыкальные исследования. № 2, 2003. С. 72-74. (ЙЙШ •

ШШ-#

2003, (2):72-74Ж).

21. Berendt, E.J. Kniha о jazze. Bratislava, 1968. 302 s.

22. Marlow, E. Jazz in China: From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression. Jackson: University Press ofMississippi, 2018. 288 p.

References

1. Anisimova, P. (2017). Muzykal'naya kul'tu-ra Shanhaya pervoj poloviny XX v.: osnovnye napravleniya i tendencii razvitiya [Musical culture of Shanghai in the first half of the XX century: the main directions and trends of development], SpbGU, Saint-Petersburg.

2. Ge Men (2014). "On the development of saxophone art in China of XX — early XXI century", Iskusstvo i kul'tura, no. № 3, pp. 48-54.

3. Ge Men (2013). "Transplantation of the saxophone into the Chinese musical culture of the twentieth century", Universal'noe i nacional'noe v kul'ture: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Universal and national in culture: Proceedings of the international scientific conference], Minsk, 20-21 aprelya 2012 g. Minsk: BGU, pp. 317-328.

4. Syao Yuan'yuan' (2017). "Creative activity jazz Maestro Oleg Lundstrem in China", Iskusstvo i kul'tura, no. 3, pp. 34-38.

5. Hisamutdinov, A. (2017). "Russian jazz in China charmed even Charlie Chaplin. How music helped refugees from Russia to survive in a foreign land", available at: http://blog.beinenson. news/2017/02/06/china-music-russia, (Accessed 13.05.2019).

6. Huan Syan'yuj (2015). "Ideological features of musical culture and musical education in China and Russia", Teoriya ipraktika obshchestvenno-go razvitiya, № 2, pp. 105-107.

7. Huan Syan'yuj (2015). "Formation of the system of musical variety and jazz education in modern China", Ph.D. Thesis pedagogical sciences: 13.00.02, Saint-Petersburg.

8. Shahov, A. (2019). Dzhaz v Kitae 1930-1947 goda. Iz istorii russkoj emigracii [Jazz in China, 1930-1947 year. From the history of Russian emigration.], available at: https://har-binjazz.ucoz.ru/HarbinJazz.html (Accessed 13.05.2019).

9. Bend Li Yuanya, Elektronnyya enciklopediya [Electronic encyclopedia], available at: https:// baike.baidu.com/item/*lJ^íRPA/14469186 (Accessed 12.05.2019).

10. Vej Vej (2008). "Development of jazz and jazz elements in modern Chinese music", Universitet Cyujfu, Cyujfu.

11. Go CHzhihao (2001). Noch' prevrashchaet-sya v dzhaz [Night turns to jazz], Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo, Pekin.

12. Li Duoczyao (2004). "Influence of European and American pop music in Chin", Radioveshchanie i elektrichestvo, №11, pp. 51-53.

13. Sin' Di (2004). Vvedenie v dzhazovoe fortepiano: garmoniya [Introduction to jazz piano: harmony], Shanhajskoe muzykal'noe izdatel'stvo, Shanhaj.

14. Sin'Di (2006). Vvedenie v dzhazovoefortepiano: improvizaciya shagayushchego basa [Introduction tojazz piano: improvisation of walking bass], Shanhajskoe muzykal'noe izdatel'stvo, Shanhaj.

15. Sun' Vej (2004). Kratkaya istoriya kitajskoj pop-muzyki (1917-1970). [Abrief history of Chinese pop music (1917-1970)], Vsekitajskaja asso-ciacia rabotnikov literatury i iskusstva, Pekin.

16. U Czyanlyan (2004). "How Blues and jazz are played in China?" , Narodnaya muzyka, № 4, pp. 50-51.

17. Huan Daohen (1996). Dzhazovaya improvizaciya na fortepiano, [Jazz improvisation on piano], Shanhajskoe muzykal'noe izdatel'stvo, Shanhaj.

18. Chen Chen (2005). Issledovanie adaptacii dz-haza v Shanhae. [Study of jazz adaptation in Shanghai], Shanhajskij pedagogicheskij universitet, Shanhaj.

19. YU Cin'bo (2007). Istoriya i stili populyarnoj muzyki [History and styles of popular music], Hunan'skoe izd-vo literatury i iskusstva, Hunan'.

20. Yan CHengan (2003). "A new selection of jazz piano arrangements, concert pieces and teaching AIDS", Muzykal'nye issledovaniya. no. 2, pp. 72-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Berendt E.J (1968). Kniha o jazze [Book about jazz]. Bratislava, 1968.

22. Marlow E. (2018) Jazz in China: From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression, University Press ofMississippi, Jackson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.