Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА И ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА И ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
джаз / образование / культура / методология / школа / сотрудничество / реализация / развитие / ресурс / педагогика / история / традиции / вокал / jazz / education / culture / methodology / school / cooperation / implementation / development / resource / pedagogy / history / traditions / vocals

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гао Тяньли

В статье рассматривается генезис и эволюция эстрадно-джазового искусства и образования в современном Китае сквозь призму культурно-исторического анализа. Автор выделяет и характеризует основные этапы становления джаза, формы его бытования и примеры деятельного участия отдельных представителей данного вида искусства. Особое внимание уделяется современным принципам обучения эстрадно-джазовому искусству на примере одного из ведущих образовательных учреждений Пекина – Beijing Midi School of Music. Одним из императивов данного учебного заведения является тезис о том, что современная музыка достигла пика своего развития, а значит, накопленный материал может и должен быть структурирован и систематизирован для дальнейшего анализа и поиска эффективных путей освоения и передачи следующим поколениям музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS AND EVOLUTION OF JAZZ ART AND POP-JAZZ EDUCATION IN CHINA

The article examines the genesis and evolution of pop-jazz art and education in modern China through the prism of cultural and historical analysis. The author identifies and characterizes the main stages of the formation of jazz, the forms of its existence and examples of the active participation of individual representatives of this art form. Special attention is paid to the modern principles of teaching pop and jazz art on the example of one of the leading educational institutions in Beijing – “Beijing Midi School of Music”. One of the imperatives of this educational institution is the thesis that modern music has reached the peak of its development, which means that the accumulated material can and should be structured and systematized for further analysis and search for effective ways of mastering and transmitting to the next generations of musicians.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА И ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

9. Ivahnenko A.A. Razvitie ispolnitel'skoj kul'tury pedagoga-muzykanta kak put' zaschity ot professional'noj dekvalifikacii. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ispolnitelskoy-kultury-pedagoga-muzykanta-kak-put-zaschity-ot-professionalnoy-dekvalifikatsii

10. Asaf'ev B.V. Muzykal'naya forma kak process. Moskva; Leningrad: Muzgiz, 1971.

11. Gol'denvejzer A.B. Stat'i, materialy, vospominaniya. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1969.

12. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2004.

13. Blok O.A. Ispolnitel'skaya kul'tura muzykanta: aspekty analiza. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya v social'no-kul'turnoj i muzykal'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva: MGIK, 2018: 149 - 158.

14. Klimaj E.V. Fenomen «obrascheniya» v strukture intoniruyuschego soznaniya pianista. Iskusstvo iobrazovanie. 2020; № 6 (128): 63 - 68.

15. Gemaddiev D.I. Predposylki vozniknoveniya stilevoj vokal'noj tehniki kak fenomena virtuoznosti v sovremennom vokale. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nomprostranstve. Moskva: MGIK, 2019: 258 - 266.

16. Chervatyuk P.A. Kachestvo professional'noj podgotovki v vuze: problemy diagnostiki i perspektivy optimizacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2016; № 3 (71): 190 - 196.

17. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 193 - 195.

Статья поступила в редакцию 31.03.22

УДК 378

Gao Tianli, postgraduate, Department of Music Education of the Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: gaotianlimusic@gmail.com

THE GENESIS AND EVOLUTION OF JAZZ ART AND POP-JAZZ EDUCATION IN CHINA. The article examines the genesis and evolution of pop-jazz art and education in modern China through the prism of cultural and historical analysis. The author identifies and characterizes the main stages of the formation of jazz, the forms of its existence and examples of the active participation of individual representatives of this art form. Special attention is paid to the modern principles of teaching pop and jazz art on the example of one of the leading educational institutions in Beijing - "Beijing Midi School of Music". One of the imperatives of this educational institution is the thesis that modern music has reached the peak of its development, which means that the accumulated material can and should be structured and systematized for further analysis and search for effective ways of mastering and transmitting to the next generations of musicians.

Key words: jazz, education, culture, methodology, school, cooperation, implementation, development, resource, pedagogy, history, traditions, vocals.

Гао Тяньли, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: gaotianlimusic@gmail.com

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА И ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

В статье рассматривается генезис и эволюция эстрадно-джазового искусства и образования в современном Китае сквозь призму культурно-исторического анализа. Автор выделяет и характеризует основные этапы становления джаза, формы его бытования и примеры деятельного участия отдельных представителей данного вида искусства. Особое внимание уделяется современным принципам обучения эстрадно-джазовому искусству на примере одного из ведущих образовательных учреждений Пекина - Beijing Midi School of Music. Одним из императивов данного учебного заведения является тезис о том, что современная музыка достигла пика своего развития, а значит, накопленный материал может и должен быть структурирован и систематизирован для дальнейшего анализа и поиска эффективных путей освоения и передачи следующим поколениям музыкантов.

Ключевые слова: джаз, образование, культура, методология, школа, сотрудничество, реализация, развитие, ресурс, педагогика, история, традиции, вокал.

Развитие эстрадно-джазового искусства и образования в Китае, как и в России, не проходило планомерно. Японско-китайская и гражданская войны, культурная революция (1966-1976), явившаяся одним из закономерных последствий Большого скачка, во многом повторяют процесс строительства советского государства, сопровождавшегося человеческими жертвами, цензурой и радикальными преобразованиями «во благо светлого будущего». Дать объективную оценку этим трагическим событиям не представляется возможным, ведь история не терпит сослагательного наклонения, однако учет последствий и влияния исторических трансформаций на культурную и образовательную среду для полноты картины необходим. Нужен и анализ данного направления современной культуры, а также систематизация теоретических и практических знаний по вопросу обучения эстрадно-джазовому вокалу в Китае.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование генезиса и эволюции джазового искусства и эстрадно-джазового образования в Китае.

Задачи исследования:

- рассмотреть генезис и эволюцию эстрадно-джазового искусства и образования в современном Китае сквозь призму культурно-исторического анализа;

- определить основные этапы становления джаза, формы его бытования;

- дать характеристику современным принципам обучения эстрадно-джазовому искусству на примере одного из ведущих образовательных учреждений Пекина.

Научная новизна исследования заключается в том, что генезис и эволюция эстрадно-джазового искусства и образования в современном Китае раскрываются сквозь призму культурно-исторического анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в статье осуществлен ретроспективный анализ истории эстрадно-джазового образования в Китае, дана объективная оценка его современного состояния; выделены и охарактеризованы основные этапы становления джаза, формы его бытования; раскрыты современные принципы обучения эстрадно-джазовому искусству в образовательных учреждениях Китая.

Практическая значимость исследования: данные материалы могут использоваться в преподавании дисциплины «История эстрадно-джазового искусства» в вузах Китая и России, а также для дальнейших научных исследований в этой области.

Приступая к рассмотрению эстрадно-джазового искусства как культурной доминанты современности, следует уточнить, что под данной категорией мы понимаем все виды современной музыки вне академической, фольклорной и духовной традиций. Здесь же отметим, что определение «эстрадно-джазовое искусство» само по себе условно, оно не характерно для мировой практики, однако является традиционным для новой российской музыковедческой и педагогической среды. А принимая во внимание близость России и Китая через преемственность, касающуюся формирования системы образования, а также подходов к его развитию и само положение России как межкультурного посредника между Западом и Востоком, использование данной категории видится вполне правомерным.

Прежде чем перейти к рассмотрению истории становления джаза в Китае как одного из базовых оснований современного эстрадно-джазового искусства необходимо подчеркнуть характерность и значимость певческих традиций для китайской культуры, так как основной фокус дальнейшего исследования будет обращен именно на вокальную сторону эстрадно-джазовой педагогики и практики. Вокальные традиции Китая имеют историю, измеряемую не веками, а тысячелетиями. Сегодня этот вид творчества не потерял своей актуальности [1]. В стране открывается множество государственных и частных образовательных учреждений, строятся концертные залы, организуются конкурсы и фестивали различного уровня и масштабов. Для Китая, как и для России, крайне характерны массовые виды творчества, что, в числе прочего, сказывается и на выборе формы обучения. Так, часто предпочтение отдается именно групповым занятиям, и это связано с целым рядом других объективных причин, в числе которых отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, сильная загруженность имеющихся педагогов, большая численность обучающихся, отсутствие баланса между социальным запросом и возможностями образовательной среды, недостаточное методологическое обеспечение педагогических процессов. Тем не менее широкие возможности пения, как эффективного педагогического инструмента воспитания, на государственном уровне учитываются при разработке программ, начиная с дошкольного образования [2; 3].

На протяжении последних 20 лет государственная поддержка общего и специального музыкального образования ведется особенно активно [4]. Что касается методического разнообразия, применяемого в общеобразовательной школе, то его вариативность обусловлена, главным образом, стремлением к сохранению национальных традиций, национального самосознания и культурной

идентичности. Одновременно с этим немалое внимание уделяется знакомству с лучшими образцами мировой культуры - мера необходимая для успешного развития индивида в пространстве глобализационной всеобусловленности и унификации, где роль межкультурного взаимодействия обретает особое значение [5]. В соответствии с этим музыкальный репертуарный фонд формируется с обязательным соблюдением пропорций между фольклорной этнической традицией и западными образцами, где основное внимание сконцентрировано на музыке национальной. Особенно ревностно данный принцип соблюдается в дошкольном и начальном образовании (Preschool Education and Primary Education).

Приступая к рассмотрению вопросов, связанных с эстрадно-джазовым образованием в Китае, необходимо обратить внимание на несколько важных аспектов развития этого вида искусства на территории данного государства, ведь образование как выпускающая среда является только частью бытования процесса, входящего в локальное жанровое поле, включенное в общее пространство культурной жизни страны. Прежде всего, для понимания вопросов, связанных со становлением, развитием и текущим положением эстрадно-джазового искусства в Китае, необходимо обратиться к базовому элементу - джазу - и короткой истории его распространения в государстве.

Существование и жизнеспособность джазового искусства, джазовой культуры (как и любой отрасли социальной сферы) обусловлено в первую очередь наличием соответствующей среды - площадок реализации и презентации, которые, кроме основного функционала, позволяют выявить уровень социального запроса.

К развитию культуры правительство современного Китая относится с большим интересом и деятельным участием. Подтверждением чего становится сложившаяся инфраструктура для концертной практики и поддержания классической музыки. Поражающие воображение многомиллиардные футуристические проекты концертных залов и филармоний последних десятилетий реализованы в различных городах, в далеко не полный список которых входят:

- Шанхайский центр восточного искусства (2004 г);

- Национальный центр исполнительских искусств в Пекине (2007 г);

- Оперный театр в Гуаньчжоу по проекту британского архитектора Заха Хадид (2010 г);

- Харбинский большой театр (2015 г).

Все они являются свидетельством готовности государства не только развивать данный пласт культуры во всем его многообразии, но и наращивать международные и межкультурные коммуникации, что подтверждают восторженные отзывы концертирующих исполнителей разных стран, отмечающих выдающиеся акустические свойства этих площадок.

И если классическая музыка, ориентированная на широкого, но подготовленного слушателя, равно как и джаз, носящая характер элитарности, имеет обширные концертные площадки, то собственно джаз обладает несоизмеримо меньшим ресурсом для репрезентации - он ограничен только специализированными клубами и фестивалями.

Сложный путь исторических потрясений, политических и социальных трансформаций, постигших Китай в начале XX века, не способствовал быстрому распространению западного искусства и без того закрытой культуре Китая. Зарождение джаза в Китае незадолго до начала второй японско-китайской войны 1939 года начинается в Шанхае - центре свободомыслия и космополитизма. Но этот период сложно идентифицировать как развитие, так как спустя всего несколько лет страну захлестнула череда исторических потрясений, отразившихся на всех отраслях социальной жизни. Так, одним из роковых моментов в новейшей истории Китая стала культурная революция, вследствие которой джаз на полвека выпал из культурной повестки страны, став запрещенным явлением, подвергавшимся цензуре и являвшимся одним из ассоциативных маркеров внешнего врага в дихотомической картине мира, воспитываемой в сознании гражданского общества. К 1950 году отношения Китая с Соединенными Штатами испортились настолько, что джаз стал использоваться государственными идеологами как часть образа тлетворной, разрушающей культуры Запада, деструктивно влияющей на сознание человека, и в 1966 он был окончательно запрещен.

Первые попытки возрождения джаза после стабилизации отношений с США начинаются спустя почти 30 лет - в 1978 году. Только к концу века джаз начинает культивироваться более активно и получает широкое распространение в остальных регионах страны. Стоит отметить, что до 1999 года джаз существовал только в качестве одной из составляющих сегмента сферы услуг внутри го-стинично-ресторанного бизнеса, то есть единственными площадками для джазменов были отели и рестораны. Хронология развития джазовой культуры вне этого пространства на специализированных площадках начинается с пекинского джаз-клуба CD Jazz Cafe, открытого по инициативе великого китайского джазового саксофониста Liu Yuan, считающегося «отцом» джаза в Китае. Именно этот музыкант первым внедрил культуру проведения регулярных jam sessions. Чтобы оценить масштаб отставания джазовой культуры Китая, отметим, что на родине джаза - в Америке - полноценные jam sessions обрели популярность уже в 40-х годах прошлого столетия. В 2006 году Liu Yuan открывает еще один клуб - East Shore Jazz Cafe [6].

Интерес к распространению джазовой культуры в Китае проявляли не только китайские музыканты: в 1999 году по инициативе американского предпринимателя Douglas Monitto был открыт клуб The Big Easy, ставший главной джазовой площадкой нового тысячелетия. Уникальный в своем аутентичном оформлении этот клуб, в мельчайших деталях воспроизводящий эстетику Нового Орлеана XIX века (название The Big Easy неслучайно - это второе имя Нового Орлеана), просуществовавший в общей сложности шесть лет, был снесен властями в ходе перестройки и реорганизации городской среды на прилегающих территориях. Тем не менее с начала 2000-х ситуация с площадками для джазовых музыкантов начинает меняться, формируются положительные тенденции в этом направлении. Открываются такие культовые заведения, как JZ Club, House of Blues and Jazz, Cotton Club, Blue note, Lianghu Bar и т.д. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что джаз стал неотъемлемой частью современной китайской культуры. Безусловно, главными джаз-центрами страны по-прежнему являются Шанхай и Пекин, однако растущий интерес к данному направлению среди культурных слоев населения создает условия для расширения географии этого искусства, а вместе с этим растет и запрос на формирование соответствующей образовательной и концертной инфраструктуры.

Рассмотрение джазовой культуры и эстрадно-джазового образования немыслимо без анализа фестивальной и концертной деятельности с их ресурсным потенциалом, так как эти процессы носят характер взаимообусловленности. Поворотным моментом в истории развития эстрадно-джазового искусства в его культурном и образовательном аспекте стал 1993 год, когда в Пекине была открыта первая и уникальная в своем роде музыкальная школа Beijing Midi School of Music, учебные планы которой предполагают детальное изучение базовых музыкальных дисциплин и направлений современной музыкальной культуры Запада, среди которых, кроме джаза, блюза и фанка, обучающиеся имеют возможность освоения латиноамериканской музыки, различных поп-направлений и рока. Положение, авторитет и зона влияния этой школы огромны. Она до сих пор остается одним из главных центров обучения современным направлениям эстрадно-джазовой музыки и рока. Миссия школы, сформулированная в положении учреждения, ставит своей главной целью продвижение художественных и гуманистических ценностей современной музыки посредством обучения студентов по передовым методикам у мастеров своего дела, признанных педагогов и концертирующих музыкантов.

Учитывая лидирующее и эксклюзивное положение данной школы в современной образовательной среде Китая, необходимо более подробно рассмотреть принципы работы этого учреждения. Одним из его исходных императивов является тезис о том, что современная музыка достигла пика своего развития, а значит, накопленный материал может и должен быть структурирован и систематизирован для дальнейшего анализа и поиска эффективных путей освоения и передачи следующим поколениям музыкантов. Для достижения этой цели в учебном плане предусмотрены обязательные для всех направлений дисциплины, включающие стилевой и жанровый анализ, сольфеджио, гармонию и т.д.

На сайте школы мы имеем возможность ознакомиться с базовыми принципами, направлениями и образовательными программами учреждения [7]. Срок обучения в Beijing Midi School of Music по любому из выбранных направлений составляет 2 года (1200 академических часов). Однако для поступления на основную программу обучения необходимо прохождение годового подготовительного курса, в процессе которого изучается английский язык, музыкальная теория современных направлений, формируются базовые навыки и умения.

Основной двухгодичный этап включает список обязательных для всех дисциплин, среди которых классическое сольфеджио, классическая гармония, чтение цифровок и нот с листа, импровизация, аранжировка, звукорежиссура и звукозапись, IT-технологии, история джаза и блюза, латиноамериканская музыка и хореография (призванная развить у обучающихся чувство ритма и качество восприятия музыки), английский язык с носителем (native speaker). Также учебный план первого года обучения предусматривает освоение следующих дисциплин: основы авторского права, современная музыкальная индустрия, аккомпанемент, концертная практика, джазовая импровизация, исполнительский анализ, музыкальная критика, ансамбль, электронная музыка, работа с микшерным пультом, репетиционный процесс, композиция, работа с лупером (Looper), теория музыки. Со второй половины года учебный план меняется в сторону расширения практической деятельности. На этом этапе обучения студенты осваивают различные техники и стили пения, больше импровизируют, практикуют игру в простом ансамбле. Последний год обучения начинается с выбора направления музыкальной деятельности обучающегося, на этом же этапе формируются бэн-ды и группы. Студенты получают навыки составления программы выступления, рассматривают принципы перформанса, проходят практикум по музыкально-теоретическому анализу, работают в студии, осваивают принципы продюсирования и мн. др.

Обучение в школе рассчитано на полный учебный день, предусмотрена возможность проживания в общежитии, самостоятельная работа в репетиториях, соблюдение правил внутреннего распорядка и режима.

Методистами и педагогами школы предпринята попытка систематизации накопленного опыта, результатом чего явился ряд собственных и переводных

методических пособий, учебников, книг и статей. Среди переводов англоязычных методических изданий особенно ценными являются следующие: Blues Guitar Inside S Out, The Art of Playing Rock Guitar (Richard Daniels), Jazz Rhythm Section Work - out (Jamey Aebersold), The Art of Hearing: Aural Skills for Improvisers (Thom David Mason) и многие другие.

На протяжении всего периода обучения в школе проводятся мастер-классы от действующих музыкантов, продюсеров, музыкальных режиссеров и редакторов, промоутеров и дистрибьюторов, членов команд звукозаписывающих лейблов и всех тех, кто в процессе своей деятельности создает современную индустрию эстрадно-джазовой музыки. Глубокое отношение к процессу освоения музыкальных произведений - отличительная черта художественно-педагогического процесса. «Музыкальное произведение - всегда «не до конца прочитанная книга». Оно представляет «территорию смыслов», субстанцию, в которой находит воплощение как сознание, так и бессознательное личности и общества» [8, с. 193].

Уделяется внимание сочинительству и импровизации. Они в значительной степени удовлетворяют потребность начинающих инструменталистов в самоактуализации через активизацию процессов самопроявления, самореализации, самопознания, самосознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования [9]. Творческое развитие музыкантов - важное направление музыкально-образовательной работы. «Музыкальное творчество как отражение идеи предстает на уровне концептуальной модели будущего креативного продукта. Идея свободной импровизации с развитой метроритмической структурой и характерным свингом предшествовала становлению джаза» [10, с. 234]. Кроме того, школа ведет тесное международное сотрудничество с Австралийским политехническим институтом TAFE в Мельбурне.

Список предлагаемых специальностей:

1. Электрогитара;

2. Бас-гитара;

3. Перкуссии и ударные;

4. Саксофон;

5. Фортепиано;

6. Искусство диджеинга;

7. Звукорежиссура;

8. Композиция электронной музыки;

9. Клипмейкер;

10. Художник по свету;

11. Продюсер;

12. Джазовый вокал;

13. RSB and Hip-hop вокал;

14. Рок-вокал.

Следует отметить, что Beijing Midi School of Music сегодня - это не просто школа в классическом понимании, это целая индустрия, включающая ряд под-

Библиографический список

разделений: MIDI Music School, MIDI Show Company, MIDI Awards, MIDI National Instrumental Music Grading Test.

Влияние Beijing Midi School of Music на развитие эстрадно-джазовой музыки огромно. Так, в 1993 году по инициативе немецкого эмигранта, любителя джазовой музыки Udo Hoffman, сумевшего привлечь спонсорскую поддержку Volkswagen и института Гете одновременно с собственным открытием, школой был организован самый масштабный на тот момент джазовый фестиваль Beijing Jazz Festival. В следующие годы этой же командой были проведены еще два знаковых фестиваля:

- 1997 год: Midi Modern Music Festival - ежегодный международный фестиваль современной рок-музыки. С момента открытия география мероприятия из Пекина расширилась до 4 городов: Пекин, Шанхай, Шеньчжень и Сучжоу.

- 2009 год: Для развития китайского рока школой была проведена ежегодная церемония награждения Midi Rock Music Awards.

С этих событий начинается история становления фестивальной жизни эстрадно-джазовой культуры Китая. Сегодня география джазовых фестивалей, проводимых в Китае, значительно расширилась, и, кроме описанного выше и ныне существующего Beijing Jazz Festival, на территории государства проходит более десятка крупных ежегодных международных джазовых фестивалей, собирающих до 80 000 человек на одной площадке.

Резюмируя изложенное, мы можем заключить, что сегодня уже можно говорить о наличии эстрадно-джазового искусства и сопутствующей инфраструктуры в стране, однако, несмотря на довольно позитивную картину, складывающуюся в результате данного анализа, существуют и серьезные проблемы в рассматриваемой сфере, в числе которых низкая культура и вовлеченность в сфере эстрадно-джазового искусства среди населения, обусловленная отсутствием доступа к мировым хостингам, социальным сетям и стриминговым сервисам, таким как YouTube, Instagram, Apple Music, Spotify и др. О степени важности, педагогических и информационных возможностях этих ресурсов говорить не приходится. В современном мире это единственный способ отслеживания постоянно меняющихся трендов [11].

Вместе с тем в современном Китае растет новое поколение музыкантов, имеющих представление об основных тенденциях современной западной музыки, интересующихся вопросом через альтернативные источники. Представители этого поколения хотят получать соответствующее образование и реализовывать-ся в данной области, но здесь возникает проблема ресурсной недостаточности, связанной с отсутствием необходимого количества квалифицированных специалистов, сильной загруженностью имеющихся педагогов, большой численностью обучающихся, отсутствием баланса между социальным запросом и возможностями образовательной среды, недостаточным методологическим обеспечением педагогических процессов, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве образования и на его цене, высокий показатель которой делает для многих обучение невозможным.

1. Ин Ч., Майковская Л.С. Феномен тремоляции в исполнительской подготовке вокалиста: теория и практика. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 186 - 192.

2. Хэ В. Исследование преподавания вокала в младших и средних школах в контексте новых учебных методик. Музыка севера. Харбин, 2016.

3. Ло Ц. Размышления о некоторых особенностях социального музыкального образования. Наньнин: Гэхай, 2010.

4. Чжэн Ц. Исследование структуры социального музыкального образования и его современное положение. Ухань: Издательство педагогического университета Хуачжу, 2015.

5. Мансурова А.П. Расширение профессиональных возможностей педагогов-музыкантов посредством освоения музыкальных культур различных этнических традиций (на примере России и Китая). Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 151 - 157.

6. Jazz in China: From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression. University Press of Mississippi, 2018.

7. ЛмШШШ^^Ш. Available at: http://www.midischool.com.cn

8. Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 193 - 195.

9. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 98 - 104.

10. Блок О.А. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа. Вестник МГУКИ. 2015; № 6 (68): 230 - 238.

11. Гемаддиев Д.И. Дистанционное обучение и интернет-ресурсы: к проблеме поиска и актуализации педагогического инструментария в классе эстрадно-джазового вокала. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1: 211 - 213.

References

1. In Ch., Majkovskaya L.S. Fenomen tremolyacii v ispolnitel'skoj podgotovke vokalista: teoriya i praktika. Iskusstvoiobrazovanie. 2020; № 6 (128): 186 - 192.

2. H'e V. Issledovanie prepodavaniya vokala v mladshih i srednih shkolah v kontekste novyh uchebnyh metodik. Muzyka severa. Harbin, 2016.

3. Lo C. Razmyshleniya o nekotoryh osobennostyah social'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nan'nin: G'ehai, 2010.

4. Chzh'en C. Issledovanie struktury social'nogo muzykal'nogo obrazovaniya i ego sovremennoe polozhenie. Uhan': Izdatel'stvo pedagogicheskogo universiteta Huachzhu, 2015.

5. Mansurova A.P. Rasshirenie professional'nyh vozmozhnostej pedagogov-muzykantov posredstvom osvoeniya muzykal'nyh kul'tur razlichnyh 'etnicheskih tradicij (na primere Rossii i Kitaya). Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 151 - 157.

6. Jazz in China: From Dance Hall Music to Individual Freedom of Expression. University Press of Mississippi, 2018.

7. ЛмШШШ^^Ш. Available at: http://www.midischool.com.cn

8. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 193 - 195.

9. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6 (128): 98 - 104.

10. Blok O.A. Muzykal'noe tvorchestvo kak ob'ekt teoreticheskogo analiza. VestnikMGUKI. 2015; № 6 (68): 230 - 238.

11. Gemaddiev D.I. Distancionnoe obuchenie i internet-resursy: k probleme poiska i aktualizacii pedagogicheskogo instrumentariya v klasse 'estradno-dzhazovogo vokala. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1: 211 - 213.

Статья поступила в редакцию 31.03.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.