Китайский саксофонист Ли Юйшэн
и его творческие американские
Чжоу Ицюнь (Zhou Yiqun)
аспирант кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской
государственной консерватории
им. М. И. Глинки
E-mail: [email protected]
В статье представлен биографический аспект деятельности одного из основателей академической школы игры на саксофоне в КНР Ли Юйшэна. Сквозь призму неизвестных страниц его биографии просматриваются особенности развития саксофонного искусства в Китае.
Ключевые слова:
саксофон, Ли Юйшэн, Ли Манлон, Пол Броди, академический саксофон в Китае, американская школа игры на саксофоне, Гао Синь
В Китае профессиональные традиции исполнительства и обучения по направлению академического саксофона развиваются чуть более двух десятилетий. Активизация этого процесса была связана с влиянием зарубежного саксофонового исполнительства. В Китае в настоящее время накопленный опыт только начинает обобщаться. Вполне закономерно, что сведения, касаю-
контакты
щиеся рассматриваемой области музыкального искусства, в русскоязычной литературе практически отсутствуют (за исключением статьи Гэ Мина [2]).
В данной статье предпринята попытка осветить одну из линий развития академического исполнительства на саксофоне в Китае. Китайская школа подпиты-валась французскими и североамериканскими традициями, но последние оказались наиболее устойчивыми. Именно с ними связана творческая и педагогическая деятельность одного из основоположников школы игры на саксофоне в КНР Ли Юйшэна.
Ли Юйшэн родился в 1957 году в городе Чонцин. Жизнь в крупном мегаполисе позволила молодому увлекающемуся юноше реализовывать свои творческие запросы. Его интересы стали заметны в возрасте десяти лет, когда он выразил желание заниматься на китайской бамбуковой флейте. Детский интерес перерос в профессиональную увлеченность: в 1978 году (после окончания Культурной революции в Китае) он поступает в Сы-чуанскую музыкальную консерваторию, где специализируется в игре на флейте сона. Получив высшее образование в 1982 году, Ли почти десять лет преподавал на инструментальном факультете родной консерватории.
1980-е годы в Китае наступает период «открытости», тогда появляются возможности для знакомства с музыкальным опытом других культур. В 1990-е годы многие любители вдохнов-
ляются творчеством американского саксофониста Кенни Джи (род. в 1956 году) [1, 40], неоднократно гастролировал в Китае1. Особую роль он сыграл в судьбе Ли Юйшэна. Будучи преподавателем консерватории, Ли имел возможность познакомиться заочно с его творчеством, и под магнетизмом его дарования он начал самостоятельно обучаться игре на саксофоне. По словам сына Ли Юйшэна Ли Ханьтао, его отец посвящал занятию на инструменте многие 45 часы [3, 16-17].
Несмотря на дефицит информации о саксофоне в Китае того периода и его популярность исключительно в сферах эстрадной музыки и джаза, Ли увидел потенциал развития инструмента в другом направлении: в исполнении серьезной концертной музыки.
Его вера укрепилась после еще одного творческого контакта, на этот раз очного. В 1990-м году китайское правительство пригласило канадского саксофониста Пола Броди (род. 1934) в Пекин, где он выступил с сольными концертами и мастер-классами. Для того чтобы услышать его, Ли Юйшэн совершил длительную двухдневную поездку на поезде. Два года спустя, в 1992 году, когда Броди снова гастролировал в Китае в Чэнду, саксофонист-самоучка и по совместительству профессор кафедры китайских инструментов Сычуанской консерватории договорился об обучении у Броди в Канаде.
БИОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ли Юйшэна и П. Броди многое сближало. Также, как и Ли Юй-шэн, к саксофону он пришел не сразу: в родном Монреале в школе он начал играть на кларнете в школьном духовом оркестре, но случайно услышал джазового саксофониста Фреда Гартнера, его сразу привлек очаровательный звук, и в дальнейшем он посвятил себя изучению саксофона [5, 11 ]. С 1953 года Броди занимался в Мичиганском университете с основателем американской школы игры на академическом саксофоне Ларри Тилом, а после получения степени магистра в 1957 году он стажировался в Национальной консерватории в 46 Париже у знаменитого саксофониста Марселя Мюлля. В Канаду Пол Броди вернулся в статусе преподавателя саксофона в Королевской консерватории Торонто и саксофониста-солиста2.
Связи Пола Броди с Китаем не ограничивались лишь его гастролями в 1990-х годах. Хуан Анлунь, известный китайский композитор, проживавший какое-то время в Канаде, написал первое китайское сочинение для саксофона с оркестром «Китайская рапсодия № 3» как раз под влиянием искусства Пола Броди, с которым он был хорошо знаком. Хотя в последующие годы канадский саксофонист по состоянию здоровья не мог приехать в Китай снова, он не переставал оказывать поддержку китайским саксофонистам, рекомендуя их многим западным профессорам. Кроме того, во время своего визита в Китай, он преподнес в дар ведущим консерваториям Китая — Центральной и Шанхайской — коллекции нот для саксофона и ансамбля саксофонов, и в течении двух десятилетий их пополнял [8]. Так произведения,
составляющие ныне «золотой фонд» саксофонового репертуара, американцев Пола Крестона и Бернхарда Хайдена, француза Жака Ибера и русского композитора Александра Глазунова прочно вошли в репертуар китайских студентов.
Но вернемся к Ли Юйшэну. В 1993 году Ли приступил к обучению игре на саксофоне в Королевской академии Торонто, завершив его в 1996 году [3, 17]. Он был первым китайским саксофонистом, получившим диплом о музыкальном профессиональном образовании. Это статус дал ему возможность начать развивать новое направление в Сычуанской консерватории — обучения на академическом саксофоне.
Это начинание было труднореализуемым из-за укоренившихся предубеждений о саксофоне как об инструменте массовой эстрады. Возможно, по счастливой случайности, его возвращение совпало со временем, когда администрация консерватории начала серьезно задумываться о создании отдела, посвященного изучению западной музыки и инструментов. Ли Юйшэну пришлось продемонстрировать несколькими выступлениями достоинства саксофона как академического инструмента. Администрация, в конце концов, уступила, и в 1997 году ему было позволено перейти в отдел оркестровых инструментов для реализации на этой базе первой в Китае образовательной программы для обучения саксофонистов-исполнителей классической музыки.
В начале класс Ли Юйшэна состоял всего из трех студентов. На первых порах Ли прилагал огромные усилия для привлечения интереса студентов к малоизвестному в стране академическо-
му направлению исполнительства на саксофоне. Но с годами его класс вырос до пятидесяти человек, а среди его воспитанников были и те, кто продолжил устанавливать тесные творческие контакты между китайской и американской школами игры на саксофоне. Это, в частности, один из самых именитых учеников Ли Юйшэна — Гао Синь (род. 1979).
Подобно своему учителю, Гао Синь начал заниматься с восьми лет на кларнете, а в 13 лет пришел к саксофону. Это было связано с одним любопытным биографическим фактом. Как учащийся музыкальной школы при Сычуаньской консерватории Гао Синь претендовал на стипендию, которая бы компенсировала оплату за обучение. Но две из трех запланированных стипендий того года уже были предоставлены кларнетистам. А администрация школы настаивала на распределении стипендий между различными инструментальными специальностями. Именно тогда в 1997 году Ли Юйшэн предложил Гао Синю перейти на саксофон во вновь образованном им классе, что вполне удовлетворило и администрацию школы, и материальные интересы родителей ученика. Много лет спустя Гао вспоминал что, к тому времени он почти ничего не знал о саксофоне, но был впечатлен его внешней привлекательностью [3, 15-19].
Гао Синь завершил обучение в колледже при Сычуаньской консерватории в 2001 году, а также один год проучился в бакалавриате. Через год, не без влияния своего китайского учителя, продолжил образование в США в частном Университете им. Дюкейна (Питтсбург, штат Пен-
сильвания) под руководством тенор-саксофониста Джеймса Хоулика. Затем год он обучался у Конни Фриго в Университете Теннесси. Следует подчеркнуть, что эта образовательная платформа была важным центром обучения американских саксофонистов. Здесь преподавал один из самых авторитетных педагогов-саксофонистов в мире — Л. Тилл, класс которого прошел и П. Броди.
С США Гао Синь связал и свою дальнейшую профессиональную деятельность. Некоторое время он являлся адъюнкт-профессором класса саксофона в Государственном университете Восточного Теннесси и преподавал класс саксофона в Музыкальной академии Северной Каролины. В настоящее время — доцент кафедры саксофона и теории музыки в Государственном университете им. Трумана. Недавно ему была присвоена ученая степень доктора музыкальных искусств в Университете Северной Каролины в Гринсборо, где он осуществлял работу над диссертацией под руководством доктора Стивена Стусека по теме «Project China: A Resource of Contemporary Saxophone Music» («Китайский проект: ресурсы современной саксофонной музыки»)3. Работу на английском языке Гао Синь можно считать первым исследованием истории развития китайского саксофонного искусства.
С американской школой был связан и сын Ли Юйшэна Ли Хантао (род. 1981). После окончания программы бакалавриата в консерватории Сычуань (2003) Хантао обучался в США в Университете штата Боулинг-Грин с доктором Джоном Сампеном и в Итака-колледже под руковод-
ством доктора Стивена Маука (2007), где получил степень магистра. Затем до 2013 года занимался научной деятельностью в Университете Айовы в качестве соискателя степени доктора музыкальных искусств. В отличие от Гао Синя Ли Хантао в 2013 году вернулся в родную консерваторию Сычуань.
Важным свидетельством тесной связи Ли Юйшэна с американской школой игры на саксофоне является его опора на методические положения американского саксофониста Ларри Тилла. Оба педагога считают изучение методики неотъемлемую частью практических занятий, которая позволяет лучше понять возможности инструмента и избежать неправильных методов работы.
В наши дни вследствие активизации международных обменов разница между положениями ведущих мировых школ игры на саксофоне — французской и американской — становится все менее очевидной. На первом этапе развития китайского академического саксофона ориентация ведущих педагогов на традиции разных школ приводила к существенным различиям в трактовке инструмента. Некоторые китайские педагоги рассматривают французскую как основную и лучшую (например, профессор Китайской консерватории в Пекине Ли Манлон4), в то время как другие (Ли Юйшэн и его школа) предпочитают американскую.
В американском обучении игре на академическом саксофоне сильны джазовые влияния, тогда как французская школа их исключает. Это связано с тем, что в американской музыке сильны влияния музыки «третьего пласта» и массовой музыкаль-
ной индустрии (ресторанной и танцевальной музыки). Среди звуковых критериев во французской школе — полнота, яркость и чистота, вибрато с узкой амплитудой, американская школа предпочитает более глубокие затемненные тембры (влияние джаза) и звук с широкой амплитудой вибрато. Именно последние качества превалировали в игре китайских саксофонистов — выходцев школы Ли Юйшэна. Во французской традиции немаловажное внимание уделяется художественной стороне технического материала (например, М. Мюль предпочитал обработки художественных этюдов для других инструментов «сухим» 47 упражнениям), тогда как в педагогике Л. Тилла просматривается методичность в освоении технических элементов на материале гамм и упражнений. Приоритетным для китайских педагогов был американский метод, возможно потому, что «Школа игры на саксофоне» Л. Тилла получила в стране широкое распространение еще в 1992 году, когда была издана на китайском языке.
Одной из причин популярности у китайских молодых саксофонистов американского образования перед европейским служила облегченная процедура подтверждения дипломов, полученных в США. Это обусловило больший поток студентов в американские гуманитарные университеты и музыкальные колледжи, что, несомненно, способствовало укреплению творческих связей китайских и американских школ.
По мнению Ли Хантао, обе школы — французская и американская — имеют свои достоинства. Но у многих китайских педагогов сохраняется устой-
БИОГРАФИН КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
чивое убеждение, что дипломы американских образовательных учреждений дают возможность беспрепятственно устроиться на работу в Китае.
Подведём итоги. До 1990-х годов в Китае было чрезвычайно мало исполнителей и педагогов, специализировавшихся на академическом саксофоне. Их появление связано с переквалификацией исполнителей (Ли Юйшэн, Ли Манлон, Гао Син). Рождение саксофона в статусе академического инструмента в КНР связано с именем Ли Юй-шэна (КНР), который в своей педагогической и просветительской деятельности опирается 48 на опыт американской школы игры на саксофоне. Связи с американской школой не прерываются посредством учеников мастера — Гао Синя и Ли Хан-тао, которые продолжили обучение и творческую деятельность в США.
Вклад Ли Юйшэна в китайскую музыкальную культуру огромен. Его примеру организации класса саксофона в Сычуань-ской консерватории последовали другие подвижники инструмента в КНР. Это расширило географию обучения: в Центральной консерватории в Пекине (2000), в Уханьской (1999), Сианьской (1999), Шанхайской (2003), Тяньцзиньской (2001) консерваториях. Значение деятельности Ли Юйшэна можно рассматривать и шире: она способствовала формированию позитивного общественного мнения в Китае по отношению к западным инструментам.
Примечания 1 Композиция Кенни Джи «Go Home» получила огромное при-
знание широкой китайской публики и обрела значение символа, связанного с саксофоном. В настоящее время песня Кенни Чжи «Going Home» часто звучит на закрытия каких-либо общественных мероприятий или на выпускных вечерах в школах, в общественном транспорте в Тяньцзине и Шанхае во время прибытия поездов.
2 29 декабря 1959 года Пол Броди успешно провел сольный концерт в мэрии Нью-Йорка. «Нью-Йорк Таймс» высоко оценил его выступление.
3 Gao Xin. Project China: A Resource of Contemporary Saxophone Music D.M.A. Directed by Dr. Steven Stusek. Raleigh, 2016.122 p.
4 С именем Ли Манлона связано открытие классов саксофона в ведущих музыкально-образовательных учреждениях Пекина: Центральной консерватории (2000), Колледже при Центральной консерватории (2004), Китайской консерватории (2006). Ли Манлон до настоящего времени поддерживает самые тесные профессиональные связи с французскими коллегами [6] — например, с профессором Парижской консерватории К. Де-ланглем.
Литература
1. Чжоу Ицюнь. Развитие китайского саксофонного искусства и образования в историческом аспекте // Сборник докладов IX Всероссийского фестиваля науки. Н. Новгород: ННГАСУ, 2020. С.38-42.
2. Гэ Мин. «Трансплантация» саксофона в китайскую музыкальную культуру XX века // Универсальное и националь-
ное в культуре: сборник научных статей / Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет. Минск, 2012. С. 317-328.
3. Sheldon J. J. Jr. The Political Suppression of the Saxophone and its Subsequent Pedagogical Development in Select Non-Democratic Countries: dissertation of the Doctor of Musical Arts / Music Performance School of Music University of South Carolina. South Carolina, 2017. 91 p.
4. Sarah E. Miracle An Exploration of the French and American Schools of Classical Saxophone: Senior Honors Project in Music / The University of Akron, 2015. 22 p.
5. Сюй Ян. Анализ «Китайской рапсодии № 3» современного китайского композитора Хуан Анлуня op. 46: реферат магистра музыковедения. Университет Шаньдун, 2012. 44 с.
6. Чжоу Ицюнь. Интервью с Ли Манлуном: рукопись. 2020.
7. Ли Юйшэн // Baidu: энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/ item/^M^/13349056 (дата обращения: 05.01.2019).
8. Ли Юйшэн. Воспоминания о моем наставнике П. Броди [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnbrass.com/ knowlege/896 (дата обращения: 17.02.2008).
9. Введение в раздел современной музыки / Официальный сайт Тяньцзиньской консерватории [Электронный ресурс]. URL: http://www. tjcm.edu.cn/info/1230/21850. htm (дата обращения: 29.04.2019).