Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТОК / АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермиенко Е.С.

В статье рассматриваются вопросы формирование личности подростка, влияние окружающего мира. Делается вывод о том, что особенности протекания подросткового периода зависит от социальных обстоятельств жизни и его положением в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

Е.С. Ермиенко

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

В статье рассматриваются вопросы формирование личности подростка, влияние окружающего мира. Делается вывод о том, что особенности протекания подросткового периода зависит от социальных обстоятельств жизни и его положением в обществе.

Ключевые слова: личность, подросток , адаптация, мотивация подростка.

Современные реалии общества таковы, что сейчас востребованы такие качества личности как коммуникативность, профессиональная компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость, стрессо-устойчивость, а также готовность постоянно меняться и мгновенно встраиваться в общество.

В это же время на личность любого человека влияет экономическая нестабильность и социальная неопределенность современного мира, особенно это влияет на личность подростка, который уже в 13-16 лет задумываются о социальных проблемах, признают и принимают гуманистические ценности, участвуют в волонтерских движениях.

Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё в 2000 году казался фантастикой. Современные подростки уже не мыслят себя без интернета, они принимают огромные потоки разной информации одновременно. Жизнь подростков насыщена массивами информации, впечатлениями и эмоциями при прослушивании новостей, чтении электронных книг, слушании музыки, общения в социальных сетях.

Все это имеет как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны формирует у подростка способность к многозадачности, ускорение реакции. В настоящее время подростки пользуются различными гаджетами, функционал которых позволяет тратить минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи. Поиск информации занимает в Google 0,65 секунды, ошибки исправляются моментально.

Современные подростки владеют ИТ технологиями, клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Его мир превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.

Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала, что подтверждает феномен клипового мышления. Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка.

Подростки живут, развеиваются и учатся в быстром темпе, который иногда приводит к потере ориентации в окружающей действительности, к неадекватной оценке происходящего, развитию фрустрации, что в свою очередь ведет росту уровня стресса, переживаемого личностью.

Если подросток не может справиться с адаптацией к реалиям современного мира с помощью его личностных ресурсов, если потоки информация не совпадают взглядами личности, то тогда возникает необходимость применить механизмы психологической защиты.

Особенно это важно для подросткового периода.

По мнению Л.И. Божовича, в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежнее отношение к миру и к самому себе. Приходит период самосознания и самоопределения, что дает возможность подростку начать свою самостоятельную жизнь [1].

В данном возрасте процесс формирования личности еще продолжается, возникают новые психологические структуры.

Л.С. Выготский отмечал, что этот возраст является возрастом полового созревания, и также возрастом созревания личности и миросозерцания [2, С. 244-268]..

В подростковом возрасте меняется духовная жизнь человека, подросток, обобщая отдельные факты в закономерность, формирует свои убеждения, взгляды на мир. Стремление к самоутверждению, желание

© Ермиенко Е.С., 2021.

стать личностью, добиться общественного признания вызывают у подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать.

В.В. Давыдов утверждает, что одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. Познавая себя и сравнивая с другими, подросток формирует представление о собственной личности [4.С56].

Ермаков П.Н. считает, что подростковый возраст - это стадия духовного развития, когда формируется собственная индивидуальность, открытие «Я», происходит врастание в различные сферы общественной жизни [5, С.114].

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - "серьезная игра» [3, С.244].

Л.С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса» [2].

Таким образом, исследование мотивации и жизненных устремлений подростков сформировало в научной среде теоретические обобщения и разные факты, которые свидетельствуют об особенности проявления и протекания подросткового периода, успешность прохождения которого зависит от социальных обстоятельств жизни и развития подростка, его положением в мире взрослых.

Библиографический список

1.Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979. — 37, 214 с. — (В помощь лектору. Библиотечка "Актуальные проблемы воспитания подростков"). — Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_psihologicheskie-osobennosti-podrostka_1979/

2.Выготский Л.С. Проблема возраста. (Собрание сочинений. М., , 1984. С. 244-268).

3.Возрастная психология Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 460 с.

4. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287, с. - Библиогр.: с. 286. Ссылка: http://eHb.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979/

5.Ермаков П.Н. Психология личности [текст]: Учебное пособие. - М.: Эмско, 2007.

ЕРМИЕНКО ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.