УДК 37.043
А. В. Четверткова г. Екатеринбург, Россия
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подростковый период, качества личности, идентичность, самопре-деление, саморефлексия, религиозность
АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ научной литературы по периодизациям психического развития подростков. Выделены и описаны важнейшие новообразования и формирующиеся качества личности подростков. Представлен «портрет» личности подростка, формирование которой основано на религиозно-ценностной основе.
A. V. Chetvertkova
Yekaterinburg, Russia
PERSONAL QUALITIES OF A MODERN TEENAGER. PSYCHOLOGICAL DESCRIPTION
KEYWORDS: teenage period, personal qualities, identification, self-determination, self-reflection, religiousness.
ABSTRACT. The article presents an analysis of the scientific literature on periodization of mental development of teenagers. The major neoplasms and the emergent qualities of teenager's personality have been identified and described. Psychological description of the teenager's personality based on religious values have been analyzed.
Жизнь человека при переходе из одного возрастного периода в другой меняет свою смысловую обусловленность: сама структура личности претерпевает существенные трансформации. Поскольку сама личность представляет собой целостную структуру, то и эти изменения, новообразования, формируются также целостно. Так в подростковый период происходит смена тех интересов и ценностных ориентаций, которые, отбираясь подростком, позже станут основой его личности и мировоззрения - качествами личности в следующем периоде.
Поскольку религия выступает источником смысла жизни человека, помогая ему выстраивать ценностно-нормативную систему, согласно которой он регулирует свои отношения с миром и обществом, в котором он живет и с которым взаимодействует, то именно религия,
87
будучи мотивационной установкой подростка в данном периоде, может служить не только формированию у него особого мировоззрения, но и самого качества личности - религиозности.
Актуальность исследованию качеств личности подростка в современном мире задают те процессы унификации, интернационализации, которые весьма масштабно и активно влияют на формирование личностного мировоззрения, самоотношения, поведения, самоопределения личности. По нашему мнению, подростки в данный период своего психического развития больше подвержены влиянию окружающего мира, чем в какой-либо другой, а потому изучение особенностей формирования качеств их личности становится весьма серьёзной задачей.
Подростковый возраст рассматривается как многогранный процесс разви-
тия индивида. В нем выделяется несколько центральных факторов, каждый из которых по-разному интерпретируется. Среди них в зарубежной психологии - С. Холл, Р. Бенедикт, Э. Шпрангер, У. Штерн, Э. Эриксон, - обозначают «центральные линии» или «основные задачи» развития. В отечественной же Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, В.И. Слободчиковым выделяются «ведущая деятельность» и «центральные новообразования возраста».
Существуют различные взгляды на вопрос возрастных границ этого периода: согласно С. Холлу, это период от 11 до 14 лет; Э. Шпрангер, рассматривавший подростковый возраст внутри юношеского, определял его границами 13 - 19 у девушек и 14 - 21 годами у юношей; Э. Эрик-соном возрастные границы описаны в интервале 11 - 20 лет; периодизация детского развития Л.С. Выготского определяет подростковый с 14 - до 18 лет; Д.Б. Эль-конин ограничивает подростковый возраст с 10 - до 15 лет. Несмотря на данный разброс в границах периода (в общем, от 11 до 19-21 лет), подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным или критическим возрастом, название для которого выбрано как наиболее точно характеризующее особенности протекания самого периода.
Одним из первых, кто описывал психологические особенности подросткового возраста, стал С. Холл [6]. Он указывал, что в данный период подростку свойственны противоречивость, нестабильность характера, выражающиеся, например, в резких перепадах настроения.
Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. В соответствии с теорией рекапитуляции, которую он разрабатывал вместе с К. Гетчинсоном,
ребенок в своем психическом развитии кратко повторяет стадии развития психики человеческого рода, т.е. онтогенез повторяет филогенез [3. С. 18]. Это промежуточная стадия между детством взрослым состоянием. По его мнению, подростковый период - это кризис самосознания, преодолев который подросток приобретает «чувство индивидуальности» [3. С. 235].
Р. Бенедикт также утверждала, что подростковый период является промежуточным между половым созреванием и началом взрослой жизни. Она разработала теорию непрерывного и дискретного обусловливания, которая выявила зависимость двух факторов: психического развития подростка и степени социальной стимуляции общества, в которое подросток деятельностно и социально включен. По её мнению, психическое развитие подростка в странах с различной культурой и социальной организацией различно именно из-за степени этой социальной стимуляции, которая, может и не всегда открыто, но всегда поощряя/осуждая регулирует его деятельность, тем самым мотивируя подростка бессознательно быть похожим/непохожим на тот или иной культурный тип, принятый в данном обществе.
Э. Шпрангер в аспекте культурно-психологической концепции отмечал, что «психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи» [5. С. 56], а потому подростковый возраст - это возраст «врастания в культуру». Шпран-гер считал, что каждая фаза подросткового возраста, а их всего три, характеризуется кризисом, который направлен на освобождение от зависимостей детства. Успешным итогом данного периода является возникновение новообразований, среди которых: открытие личностью своего «Я», возникновение у неё рефлексии и
88
саморефлексии, осознание ею своей индивидуальности.
У. Штерн называл подростковый возраст «серьезной игрой», отмечая, что он является промежуточным между детской игрой и вполне сознательной, серьёзной деятельностью взрослого. Он рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности, обозначая, что в этом формировании важно то, какая ценность переживается личностью как наивысшая, определяющая его жизнь в данный период. Штерн выявил, что переходный возраст характеризуется не столько направленностью чувств и мыслей, идеалов и стремлений, сколько наиболее приемлемым, индивидуальным для личности образом действий.
Э. Эриксон, изучая данный период, ключевым обозначал понятие идентичности, определяемое им как «субъективное ... ощущение тождества и целостности» [8. С. 43]. Сама психологическая напряженность, сопутствующая формированию личности и личности именно психологически целостной, во многом зависит от духовно-культурной атмосферы общества, в котором, собственно, формируется личность подростка. Так отрочество, которым он называл этот период, это та стадия, которая ставит перед личностью задачу целостного осознания себя и своего места в мире. В случае «нерешения» этой задачи возникает отрицательный полюс - неполнота и сомнения в понимании собственного «Я», которую Эриксон называл понятием «диффузии идентичности» или «спутанной идентичностью».
В отечественной психологии Л.С. Выготским была основана культурно-историческая традиция в изучении особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте. Он отмечал: «...что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосоз-
нанием человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста» [1. С. 227].
Согласно его концепции, все психологические функции человека действуют в определенной системе, в которой личность всеми своими интересами, влечениями, желаниями и стремлениями вполне сознательно начинает управлять. Так, им были выделены несколько основных групп интересов-доминант подростков, среди них: «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности), «доминанта дали» (установка подростка на большие, дальние перспективы), «доминанта усилия» (стремление подростка к волевым усилиям, которые могут проявляться в радикальной борьбе против воспитательно-родительского авторитета) и др.
Выготский выделял такие два новообразования возраста, как развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии связано с возникновением самосознания у подростка, когда для него становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие же самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды. Поэтому идеальной формой в этом возрасте является область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
Однако резкое развитие рефлексии и самосознания в сочетании с зарождающимся чувством взрослости и самостоятельности могут приводить и к возникновению и актуализации негативизма - отрицанию подростком не только право старших на поучение и воспитание, но и «традиционных» с его т.з. идеалов, норм и ценностей. Подросток не принимает ут-
89
верждения старших не потому, что действительно не согласен с ними, но потому, что они исходят от авторитета старших и накладываются на него как a priori единственно верные. Это может спровоцировать как упорный поиск подростком своего миропонимания ради личностного комфорта, так и «внешний» поиск смыслов или отказ от него - отрицание ради отрицания.
В концепции Д.Б. Эльконина отношение подростка к самому себе уже как к взрослому - чувство взрослости -проявляется в возникновении у него настойчивого желания принятия им взрослыми как взрослого.
Ведущий тип деятельности подросткового возраста - общение со своими сверстниками. Эти отношения являются предметом особых размышлений подростка, внутри которых корректируются его самооценка, уровень притязаний к себе и другим и т.д. В данный период подросток очень активен в общении и в «поиске друга». По мнению Д. Б. Эльконина, такое общение для него - особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием - построение взаимоотношений и действий в них.
В.И. Слободчиковым и Г.А. Цу-керман подростковый возраст называется кризисом отрочества и характеризуется особой ступенью развития субъектности -персонализацией. Слободчиков отмечает: «Имя этой ступени - персонализация. Слово, соединяющее значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной стороны, кульминационный момент личностного развития - появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости), с другой - принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы - освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой» [4. С. 43].
Кризис отрочества выявляет противоречие внутри личности, внутри его представления о себе, в его самосознании. Это по сути, попытка утвердить личностью свой способ бытия в мире, осознать себя как целостность и свою способность саморазвития.
Возвращаясь к концептуальным подходам психологического возраста, мы можем отметить, что содержательно центральные тенденции подросткового возраста описываются сходным образом. И в первую очередь, это образование и становление:
- идеалов, ценностей и норм (У. Штерн);
- индивидуальности (С. Холл, Э. Шпран-гер, Э. Эриксон);
- субъектности и идентичности (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон);
- самосознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.);
- рефлексии и саморефлексии (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Э. Шпрангер и др.).
- социально ориентированных потребностей в общении, разделение на «своих» и «чужих» (Д.Б. Эльконин).
Именно с начала становления идеалов, ценностей и норм у подростка формируется мировосприятие окружающего мира. Пока они являются определяющим фактором и стоят как бы в основе этического, эстетического, философского и пр. мировосприятия. Причем, поскольку все идеалы и ценностные нормативны одновременно вращены в культуру и формируют культурную среду, т.е. являются именно символическими универсумами, то подросток будет как бы «врастать в эту культуру» (Э. Шпрангер), наполняя свой личностный миф ими.
Так, обусловленный культурно духовной средой (Р. Бенедикт, Л.С. Выготский) подросток на их основе будет формировать свой личностный миф о мире. И
90
г
если в этой эстетической, этической, философской духовности есть частица религиозной, то и она станет частью его мифа, ибо и её вхождение обусловлено средой. Это означает, что сама среда обуславливает - формируется ли личность подростка на основе религиозного мифа или же на основе мифа иного качества.
Однако, если развитый негативизм подростка не разрешается благоприятно и подросток сознательно отказывается от конструирования своего личностного мира, то та частица духовности, принимаемой в его воспитании как единственно верная, и отторгаемая им ради самого отторжения, не просто не войдёт в основу его ценностных установок, но и станет a priori для него неправильной и нежеланной.
Таким образом, если в основе личностного мифа подростка будет лежать миф религиозный (или опять же - какой-либо иной), сами новообразования и качества личности будут сформировываться исходя из его установок.
Если в основе этически-нравственных норм и представлений подростка будет лежать идеалистическое представление о первородности божественного и истинности определенных религиозных текстов - сформируется религиозная вера.
Приобретенные и образованные на основе религиозных идеалов стимуляции будут побуждать подростка самоанализировать свои поступки и действия, тем самым актуализируя для себя ценность религии и веры, т.е. служить основой именно религиозной мотивации.
Потребность в интеллектуальном насыщении, развитию творческой индивидуальности своей и попытка «найти себя в идеале» или «идеала в себе» будет мотивировать подростка на ознакомление и приобщение его к религиозным произведениям - религиозным источникам и канонам.
Попытка определить себя, обозначить и актуализировать свою индивидуальность подростком будет обозначена как религиозная самоидентификация.
Самосознание как проявление специфики отношения подростка к собственному «Я» будет формироваться на основании религиозного самоотношения.
Образующиеся рефлексия и саморефлексия подростком своих поступков на основе духовно-ценностной мотивации будут задавать ему определенное поведение в рамках конфессионально-религиозных нормативов - т.е. религиозное поведение.
Социально ориентированные потребности подростка в общении, его разделение на «своих» и «чужих» и само его религиозное поведение будут мотивировать подростка на приобщение к конфессионально-религиозной общности - т.е. вхождение в религиозную организацию.
Однако, насколько в данном периоде проявляется готовность подростка определять себя как личность религиозную, насколько это качество религиозности стимулируется в его развитии и саморазвитии, насколько эта религиозность вообще проявляется у подростков в современное время, - это проблемы, требующие дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. /Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. ен-та, 1971. - 40 с.
91
3. Марцинковская Т. История психологии. 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. -544 с.
4. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ 1996. № 5. С. 38-50.
5. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. // Педология юности. - М.-Л.: Литература, 1931. - 453 с.
6. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. - П., 1920. - 356 с.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс2, 1996. - 257 с.
8. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
92