П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
Е.С. Ермиенко
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются вопросы стрессоустойчивости подростков, обучающихся в колледже. Делается вывод о том, что хорошая и удовлетворительная самооценка отражает адекватность восприятия студентами своей стрессоустойчивости.
Ключевые слова: студент, подросток, самооценка, стрессо-устойчивость.
Подростковый возраст является наиболее важным этапом взросления молодого человека, в течение которого происходит выбор своего места во взрослом мире, происходит освоение своей социальной роли в социуме, преодоление ролевых конфликтов и выработка стратегий преодоления жизненных трудностей.
Вместе с этим сама по себе жизнь и учебная деятельность студента содержит в себе значительную совокупность различных стрессоров, поэтому для студентов присуще наличие стресса и нервно-психического напряжения. Стресс развивается на почве полового созревания подростков, получение в учебной деятельности большого объема информации, который необходимо усвоить и экзаменационного стресса.
Также накладывается и окружающая обстановка для студентов, проживающих в общежитии, где нет рядом родителей, их контроля и возникает ложное понимание свободы и вседозволенности.
Вопросы подростковой психологии и стрессоустойчивости исследовали в своих работах Л. И. Бо-жович, А. И.Жуков, А. И. Захаров, В.А. Иванникова, В. Н. Мясищев, A. M. Прихожан, B. E. Рожнов, Н. Н. Толстых и другие.
© Е.С. Ермиенко, 2022.
Стрессоустойчивость дает определённый уровень прочности и способствуют преодолению препятствий, что дает возможность ставить перед собой цели по высокому уровню притязаний, которые характеризуют индивидуальные особенности мотивации и поведения человека.
Стрессоры, которые характерны для подростков, поступивших на учебу в колледж:
- новая среда обитания, изменившийся круг общения, ответственность за себя самого, отсутствие контроля и самостоятельность;
- изменение процесса учебной деятельности в колледже по сравнению со школой.
- сессии в колледже, большой объем информации по учебным предметам.
- изменение места проживания и соответственно бытовых условий.
- обретение своего места в учебной группе и возможные конфликты с одногруппниками.
Для снижения влияния стрессоров на подростка и роста его стрессоустойчивости необходима внутренняя самоорганизация, которая характеризуется умением эффективно организовать свое учебное и личное время на основе выбора жизненных целей и построения индивидуальных планов собственного развития в данный период и на будущее.
К основным психологическим особенностям, которые формируют стрессоустойчивость студента, можно отнести: потребность в самооценке, самопознании, психологической и эмоциональной независимости, и концентрации на собственной личности. Поэтому так актуальна помощь в самопознании и анализе своих представлений о себе для студентов.
На основе изученных теоретических положений, в целях исследования стрессоустойчивости студентов среднего профессионального образования было проведено эмпирическое исследование на базе ГБПОУ Республики Хакасия "Хакасский политехнический колледж".
Цель эмпирической работы: выявить наличие стрессоустойчивости студентов среднего профессионального образования.
Была применена методика «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухена и Г. Виллиансона). На основе исследования были обобщены результаты самооценки стрессоустойчивости подростков СПО, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Показатели самооценки стрессоустойчивости подростков СПО (по методике «Тест самооценки стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона)_
Оценка стрессоустойчивости, баллы Контрольная группа
Кол-во %
Отлично 6 7,5
Хорошо 24 30,0*
Удовлетворительно 38 47,5^
Плохо 12 15,0^
Очень плохо 0 0
Примечание: * - значимые различия между отличной и хорошей стрессоустойчивостью; • - значимые различия между отличной и удовлетворительной стрессоустойчивостью; ■ - значимые различия между отличной и плохой стрессоустойчивостью.
Результаты тестирования показали, что подростки из исследуемой группы достоверно чаще оценивали свою стрессоустойчивость на хорошо и удовлетворительно (30 % и 47,5 % соответственно), чем отлично и плохо (7,5 % и 15 % соответственно). То есть подростки считают, что они способны решить личные проблемы. На вопрос: « Как часто неприятности выводят вас из равновесия?» 30% подростков ответило: «Иногда». На вопрос: Как часто вы чувствуете, что вы успешны ? 28,5% группы ответило: «Довольно часто».
Мы полагаем, что хорошая и удовлетворительная оценка стрессоустойчивости отражает адекватность восприятия студентами своей стрессоустойчивости.
Для роста стрессоустойчивости подростка, которая характеризует качества его личности, и является базой коммуникативного взаимодействия с окружающей средой человека, необходимо формирование ее на основе развития уверенности в себе, саморегуляции и рефлексии.
Исходя из данных, полученных эмпирическим путем, мы разработали комплекс тренинговых занятий, направленный на повышение взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта у студентов СПО.
Цель занятий: разработка комплекса тренинговых занятий, формирующего стрессоустойчивость подростков.
План тренинговых занятий включает в себя три этапа: вводный, основной и закрепляющий этап и который состоит из 4 занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 40 минут.
Каждое занятие состоит из организационный, основной и заключительной части. Форма занятий групповая.
Первое занятие - это процедура знакомства в разных обстоятельствах, что позволяет развить коммуникативные способности.
Второе занятие предусматривает приветствие группы, что способствует повышению настроя группы на совместную деятельность. Предлагаются: упражнение «Не буду!» для формирования чувства уверенности в себе и умения говорить «нет». Рефлексия.
Следующее упражнение «Страхи и комплексы», цель которого заключается в проживании страхов, проблем прошлого опыта.
Третье занятие состоит из упражнение «Агрессор» направленное на снижение агрессии, упражнение «Чувственные руки»формирует взаимное доверие в группе. Рефлексия.
На 4 занятии проводится упражнение «Стили поведения», предусматривающее в игровой форме поведение подростка в условиях стресса.
Также в процессе общения в группе вырабатываются общие рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций. Рефлексия.
Библиографический список
1.Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979. — 37, 214 с. — (В помощь лектору. Библиотечка "Актуальные проблемы воспитания подростков"). — Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_psihologicheskie-osobennosti-podrostka_1979/
2.Выготский Л.С. Проблема возраста. (Собрание сочинений. М., , 1984. С. 244-268).
3.Возрастная психология Л.Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 460 с.
4.Хуторная М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Л. Хуторная. -Тамбов, 2007. - 182 с.
5.Харисс Р. Ловушка счастья. Перестаем переживать - начинаем жить" - М.: Литература, 2014 .- 440 с.
6.Юнусова С.Г., Розенталь А.Н., Балтина Т.В. Стресс биологический и психологический аспекты // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, кн. 3. С. 139-149.
ЕРМИЕНКО ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.