Научная статья на тему 'Влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность'

Влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сивых Ирина Николаевна, Сивых Елена Ивановна

В статье рассматривается вопрос о влиянии стресса на учебный процесс. Как стрессоустойчивость отражается на успеваемости обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность Сивых И. Н.1, Сивых Е. И.2

1Сивых Ирина Николаевна / Sivykh Irina Nikolaevna - студент, факультет математики и естественнонаучного образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород; 2Сивых Елена Ивановна / Sivykh Elena Ivanovna - директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области, п. Маслова Пристань, Шебекинский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о влиянии стресса на учебный процесс. Как стрессоустойчивость отражается на успеваемости обучающихся. Ключевые слова: стресс, учебная деятельность, психология.

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Мы привыкли считать, только взрослые испытывают стресс, но испытывают ли его дети? Конечно, многие посчитают, что нет, ведь у них нет большой ответственности, им не надо отсчитываться перед начальством и выполнять работу по дому. Факт в том, что многие дети подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (унижение сверстников), сложные (взаимодействие с новым учителем) и болезненные (потеря друга) ситуации. Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении детей нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями. Требования школы, оказывающие давление на обучающихся, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть энергии. Жизнь в состоянии постоянного стресса ведет к ряду проблем со стороны здоровья и успеваемости в школе.

Для разрешения данной проблемы использовались психологические методики: 1) тест С. Коухена и Г. Виллиансона, предназначенный для самооценки стрессоустойчивости [1]. 2) методика Филлипса для диагностики уровня школьной тревожности [2]. 3) проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер на основе методики Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Опытно-экспериментальной базой был 5 класс МБОУ «Масловопристанская СОШ».

Объем выборки составил 35 учащихся в возрасте 11-12 лет.

Результаты методик оказались в двух параллелях разными. Первая методика была направленная на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних школьников. Наибольшую тревожность у пятиклассников вызывают проблемы и страхи в отношении с учителями, а также страх проверки знаний.

Следующая методика С. Коухена и Г. Виллиансона позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

По результатам 5 «А» класса можно сделать вывод,что оценка стресса в классе соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости учащихся. В 5 «Б» классе преобладает удовлетворительная самооценка стресса, но есть группа детей с плохой стресоустойчивой самооценкой, что говорит о их неуверенности в знаниях и неадекватности их стрессоустойчивости.

Анализируя успеваемость и качество знаний в данных классах по итогам 4 класса и 1 четверти 5 класса можно сделать вывод, что учащиеся 5 «А» класса увереннее

чувствуют себя на уроке, в меньшей степени имеют страхи в отношении к учителям и проверке знаний, чем учащиеся 5 «Б» класса, успеваемость которых ниже.

Проективная методика «Рисунок человека» один из наиболее используемых диагностических методов. Выводы о месте личности в окружающем мире и уровне тревожности.

Для двух классов характерны определенные особенности.

Рисунки учащихся 5 «А» класса выполнены как в цветном, так и в черно-белом формате. Практически на всех рисунках линии ровные, не обрывистые, нажим сильный. Рисунок расположен в центре листа, либо в верхней части, что говорит о высокой самооценке их обладателей. Половина рисунков заштрихована - это говорит о том, что отвечать за свои поступки готова лишь половина класса. На всех рисунках отсутствуют уши - учащиеся не готовы воспринимать критику. И самое интересное то, что много разнообразных деталей в рисунках - это признак демонстративности или творческого воображения, часто то и другое переплетаются вместе.

Так, рисунки 5 «Б» класса выполнены в черно-белом цвете, линии обрывистые, нажим слабый говорит об эмоциональной подавленности. Стирание и исправление линий - это попытка контролировать свою тревогу и свое поведение. Большая часть рисунков незаштрихована (белый фон)- это означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки. Еще одна особенность - это расположение рук. Руки прижаты к телу, либо спрятаны за спину - учащиеся испытывают внутреннее напряжение, отсутствие ладоней говорит о том, что учащиеся либо испытывают нехватку общения, либо не умеют общаться. Также на многих рисунках голова заметно больше тела, это может быть связано с большой умственной нагрузкой во время учебного процесса, либо повышенным интересом к ее функциям. Почти на всех рисунках отсутствуют уши - учащиеся не готовы воспринимать критику. На некоторых рисунках туловище слишком короткое - это характерно для низкой самооценки. Следующая особенность - это агрессия. Уровень агрессии по классу низкий (на одном рисунке прорисовано большое, мускулистое тело с маленькой головой, что говорит о преобладании физической силы над умственной).

Целью нашей статьи было раскрыть закономерность стрессоустойчивости с учебной деятельностью.

При исследовании выяснилось, что большинство учащихся испытывают стрессы, которые связаны со страхом самовыражения, страхом ситуации проверки знаний, и проблемы и страхи в отношении с учителями. При исследовании страхов несоответствия ожиданиям окружающих выяснилось, что 40% и 52% соответственно в каждом классе учащихся испытывают его. Это постепенно ведет к замкнутости, неуверенности, к боязни высказывать свое мнение. При исследовании страха в отношении с учителями примерно 53% и 88%, соответственно, учащихся страдают этой проблемой, которая приводит к нервозности, возбудимости, трудности восприятия объясняемого материала и конфликтным ситуациям с учителями.

Многие из учащихся могут противостоять стрессовым ситуациям. Всего 20% из общего числа опрашиваемых в 5 «Б» классе показали отрицательный результат.

Мы можем провести параллель между влиянием стрессоустойчивости и успеваемости детей. В 5 «А» более открытые, испытывающие меньшую тревожность перед учителем и новыми преградами, в этом классе более благоприятная атмосфера между учениками, поэтому и успеваемость выше. В 5 «Б» все показатели ниже, чем в 5 «А» классе, поэтому можно сделать вывод о закономерности между стрессоустойчивостью и учебной деятельностью

Таким образом, различные состояния страха могут привести к стрессам, будь то страх в отношении с учителями или страх, связанный с самовыражением, которые и влияют на усвоение материала и в целом на учебную деятельность.

Литература

1. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gn24.net/tests/test-samootsenki-stressoustojchivosti-s-kouhena-i-gvilliansona.html/ (дата обращения: 18.11.2015).

2. Методика уровня школьной тревожности Филиппса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gn24.net/tests/test-trevognosti- Filippsona.html/ (дата обращения: 18.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.