ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Влияние стрессоустойчивости на учебную деятельность Сивых И. Н.1, Сивых Е. И.2
1Сивых Ирина Николаевна / Sivykh Irina Nikolaevna - студент, факультет математики и естественнонаучного образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород; 2Сивых Елена Ивановна / Sivykh Elena Ivanovna - директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области, п. Маслова Пристань, Шебекинский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о влиянии стресса на учебный процесс. Как стрессоустойчивость отражается на успеваемости обучающихся. Ключевые слова: стресс, учебная деятельность, психология.
Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Мы привыкли считать, только взрослые испытывают стресс, но испытывают ли его дети? Конечно, многие посчитают, что нет, ведь у них нет большой ответственности, им не надо отсчитываться перед начальством и выполнять работу по дому. Факт в том, что многие дети подвержены стрессу. Это происходит, когда они попадают в опасные (унижение сверстников), сложные (взаимодействие с новым учителем) и болезненные (потеря друга) ситуации. Стресс увеличивается, потому что в отличие от взрослых, в распоряжении детей нет ресурсов, необходимых для того, чтобы справляться с подобными ситуациями. Требования школы, оказывающие давление на обучающихся, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть энергии. Жизнь в состоянии постоянного стресса ведет к ряду проблем со стороны здоровья и успеваемости в школе.
Для разрешения данной проблемы использовались психологические методики: 1) тест С. Коухена и Г. Виллиансона, предназначенный для самооценки стрессоустойчивости [1]. 2) методика Филлипса для диагностики уровня школьной тревожности [2]. 3) проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер на основе методики Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Опытно-экспериментальной базой был 5 класс МБОУ «Масловопристанская СОШ».
Объем выборки составил 35 учащихся в возрасте 11-12 лет.
Результаты методик оказались в двух параллелях разными. Первая методика была направленная на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних школьников. Наибольшую тревожность у пятиклассников вызывают проблемы и страхи в отношении с учителями, а также страх проверки знаний.
Следующая методика С. Коухена и Г. Виллиансона позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).
По результатам 5 «А» класса можно сделать вывод,что оценка стресса в классе соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости учащихся. В 5 «Б» классе преобладает удовлетворительная самооценка стресса, но есть группа детей с плохой стресоустойчивой самооценкой, что говорит о их неуверенности в знаниях и неадекватности их стрессоустойчивости.
Анализируя успеваемость и качество знаний в данных классах по итогам 4 класса и 1 четверти 5 класса можно сделать вывод, что учащиеся 5 «А» класса увереннее
чувствуют себя на уроке, в меньшей степени имеют страхи в отношении к учителям и проверке знаний, чем учащиеся 5 «Б» класса, успеваемость которых ниже.
Проективная методика «Рисунок человека» один из наиболее используемых диагностических методов. Выводы о месте личности в окружающем мире и уровне тревожности.
Для двух классов характерны определенные особенности.
Рисунки учащихся 5 «А» класса выполнены как в цветном, так и в черно-белом формате. Практически на всех рисунках линии ровные, не обрывистые, нажим сильный. Рисунок расположен в центре листа, либо в верхней части, что говорит о высокой самооценке их обладателей. Половина рисунков заштрихована - это говорит о том, что отвечать за свои поступки готова лишь половина класса. На всех рисунках отсутствуют уши - учащиеся не готовы воспринимать критику. И самое интересное то, что много разнообразных деталей в рисунках - это признак демонстративности или творческого воображения, часто то и другое переплетаются вместе.
Так, рисунки 5 «Б» класса выполнены в черно-белом цвете, линии обрывистые, нажим слабый говорит об эмоциональной подавленности. Стирание и исправление линий - это попытка контролировать свою тревогу и свое поведение. Большая часть рисунков незаштрихована (белый фон)- это означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки. Еще одна особенность - это расположение рук. Руки прижаты к телу, либо спрятаны за спину - учащиеся испытывают внутреннее напряжение, отсутствие ладоней говорит о том, что учащиеся либо испытывают нехватку общения, либо не умеют общаться. Также на многих рисунках голова заметно больше тела, это может быть связано с большой умственной нагрузкой во время учебного процесса, либо повышенным интересом к ее функциям. Почти на всех рисунках отсутствуют уши - учащиеся не готовы воспринимать критику. На некоторых рисунках туловище слишком короткое - это характерно для низкой самооценки. Следующая особенность - это агрессия. Уровень агрессии по классу низкий (на одном рисунке прорисовано большое, мускулистое тело с маленькой головой, что говорит о преобладании физической силы над умственной).
Целью нашей статьи было раскрыть закономерность стрессоустойчивости с учебной деятельностью.
При исследовании выяснилось, что большинство учащихся испытывают стрессы, которые связаны со страхом самовыражения, страхом ситуации проверки знаний, и проблемы и страхи в отношении с учителями. При исследовании страхов несоответствия ожиданиям окружающих выяснилось, что 40% и 52% соответственно в каждом классе учащихся испытывают его. Это постепенно ведет к замкнутости, неуверенности, к боязни высказывать свое мнение. При исследовании страха в отношении с учителями примерно 53% и 88%, соответственно, учащихся страдают этой проблемой, которая приводит к нервозности, возбудимости, трудности восприятия объясняемого материала и конфликтным ситуациям с учителями.
Многие из учащихся могут противостоять стрессовым ситуациям. Всего 20% из общего числа опрашиваемых в 5 «Б» классе показали отрицательный результат.
Мы можем провести параллель между влиянием стрессоустойчивости и успеваемости детей. В 5 «А» более открытые, испытывающие меньшую тревожность перед учителем и новыми преградами, в этом классе более благоприятная атмосфера между учениками, поэтому и успеваемость выше. В 5 «Б» все показатели ниже, чем в 5 «А» классе, поэтому можно сделать вывод о закономерности между стрессоустойчивостью и учебной деятельностью
Таким образом, различные состояния страха могут привести к стрессам, будь то страх в отношении с учителями или страх, связанный с самовыражением, которые и влияют на усвоение материала и в целом на учебную деятельность.
Литература
1. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gn24.net/tests/test-samootsenki-stressoustojchivosti-s-kouhena-i-gvilliansona.html/ (дата обращения: 18.11.2015).
2. Методика уровня школьной тревожности Филиппса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gn24.net/tests/test-trevognosti- Filippsona.html/ (дата обращения: 18.11.2015).