Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.711.8:572.51]( [47+57}-22)

Г. Ф. Беренштейн, А. Г. Караваев, П. А. Медведев, М. Н. Нурбаева

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

школьников

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Цель данного исследования — изучить динамику ряда физиометрнческих показателей (жизненную емкость легких, экскурсию грудной клетки, силу кистей рук и становую силу) у сельских школьников в возрасте от 10 до 14 лет и установить зависимость этих показателей от типа соматического статуса.

В 1980—1981 гг. нами обследовано более 1300 учащихся 4—8-х классов сельских школ Витебской области. У детей определяли соматометрические и физиоМетрнческие показатели физического развития. Обследование проводили по общепринятой методике (А. Б. Ставицкая и Д. И. Арон). Тип соматического статуса (микросоматический, мезосома-тический, макросоматический) определяли, исходя из длины и массы тела, окружности грудной клетки (И. И. Бах-рах и Р. Н. Дорохов). В разработку были включены данные практически здоровых детей, постоянно проживающих в сельской местности (560 мальчиков и 568 девочек). В каждой возрастно-половой группе было более 100 человек.

Анализ полученных данных показал, что распределение детей по типам соматического статуса происходит неравномерно. Среди мальчиков было больше с микросоматическим статусом (19,4%, а у девочек 14,3%), среди девочек — с макросоматическим статусом (16,1 %, а у мальчиков 14,6%). Дети мезосоматнческого статуса составляли большинство и у мальчиков (66%), и у девочек (69,5%). Наибольшее количество мальчиков микросоматического статуса было в возрасте 11 лет (29,3 %), девочек — в возрасте 10 (33,3%) и 11 (22,6%) лет. Макросоматический статус чаще встречался в 14 лет у мальчиков (32%) ив 12 и 13 лет у девочек (30,4 и 27 %).

Нами установлено также, что у 10-летних мальчиков жизненная емкость легких составляла 2113,4±20,55 мл и постепенно возрастала до 3543,7±79,4 мл в 14 лет. В среднем за год увеличение составило 357,6 мл, у микросомати-ков — 242 мл, у мезосоматнков— 348 мл, у макросомати-ков — 483,8 мл. У девочек жизненная емкость легких в 10 лет была 1850±25,5 мл, а к 14 годам достигала 2918± ±48,5 мл (в среднем прирост за год 267 мл). У девочек с микросоматнческим статусом в среднем за год это увеличение составило 198 мл, с мезосоматическим — 213 мл, с макросоматическим — 390 мл. Экскурсия грудной клетки за этот период также увеличилась и у мальчиков (от 5,5 до 7 см), и у девочек (от 5,1 до 6,4 см). Следует отметить, что значительно большим этот прирост был у макросомати-ков (у мальчиков на 3,5 см, у девочек на 4,5 см).

В 10 лет у мальчиков сила правой кисти составила 20,2±0,69 кг и повысилась к 14 годам до 36,6±0,99 кг (в среднем за год на 4,1 кг). В то же время у детей с микросоматнческим статусом это увеличение в среднем за год составило 3,4 кг, при мезосоматнческом статусе — 4 кг, при

макросоматическом — 4,9 кг. У девочек сила правой кисти в 10 лет была 14,6±0,25 кг, а в 14 лет — 27,9±0,4 кг ф (среднегодовое увеличение 3,3 кг). У девочек с микро- и мезосоматическим статусом увеличение силы правой кисти составило в среднем за год 3,2 кг, а у имевших макросоматический статус — 3,5 кг. Следует отметить, что сила правой кисти существенно не отличалась у девочек с разным соматическим статусом.

Сила левой кисти в 10 лет у мальчиков равнялась 19,0± ±0,46 кг, у девочек— 12,8±0,4 кг. К 14 годам ока увеличилась соответственно до 33,5 ±0,48 и 24,3±0,39 кг. Среднегодовой прирост составил у мальчиков 3,6 кг, у девочек 2,9 кг. У детей с микросоматическим статусом среднегодовое увеличение было соответственно 4 и 2,5 кг, у детей с макросоматическим статусом — 5,9 и 4,3 кг. Динамика становой силы у мальчиков выглядела следующим образом: от 68,1 ± 1,33 кг в 10 лет до 119,7±2,78 кг в 14 лет (за год * увеличение в среднем на 12,9 кг). У мальчиков с микросоматическим статусом среднегодовое повышение составило 10,3 кг, с мезосоматическим — 11,7 кг, с макросоматическим — 16,7 кг. У девочек в 10 лет становая сила равнялась 53,0± 1,13 кг, а в 14 лет — 84,6± 1,76 кг (за год увеличение составило в среднем 7,9 кг). У девочек микросоматического типа среднегодовой прирост был равен 7,3 кг, а при макросоматическом типе—7,1 кг. Таким образом, у девочек не наблюдалось четкой взаимосвязи между типом соматического статуса и уровнем становой силы.

Наибольшее увеличение изученных физиометрнческих показателей наблюдалось у мальчиков между 13 и 14 годами: жизненная емкость легких у них возросла на 617,3 мл, сила правой кисти на 5,5 кг, левой — на 5,6 кг, становая сила — на 15,2 кг.

У девочек наибольшее увеличение жизненной емкости легких наблюдалось в период между 12 и 13 годами (на 374,2 мл), силы правой кисти—между 10—11 (3,4 кг) и 13—14 (3,5 кг) годами, силы левой кисти—между 10—11 (3,7 кг) и 11—12 (3,6 кг) годами, становой силы — между 10—11 (12,3 кг) и 11—12 (11 кг) годами.

Таким образом, следует отметить, что у мальчиков каждой возрастной группы более высокие физнометрические показатели, чем у девочек. Имеется различие в возрастных темпах прироста показателей. У мальчиков выражена четкая взаимосвязь между величиной показателя и типом соматического статуса, у девочек эта взаимосвязь наблюдается не всегда.

Литература. Бахрах И. И., Дорохов Р. Н. — В кн.:

Детская спортивная медицина. М., 1980, с. 165—171. Ставицкая А. Б., Арен Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.

Поступила 26.04.82

УДК 612.825.8:612.745.6]-057.875:378.679.6

А. И. Емец

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Луцкнй педагогический институт им. Леси Украинки

Проблема активизации познавательной деятельности вести работу с ними, опираясь на знание их возможно-

студентов привлекает внимание все более широких кругов стей, — очень важное условие успешной педагогической де-

педагогнческой общественности. Научить студентов полнее ятельности в вузе.

использовать и развивать свои способности и качества и Согласно современным требованиям, при подготовке спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.