Научная статья на тему 'Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развития детей 6-7 лет'

Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развития детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деханова И. М.

В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деханова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological and gender-specific features of sensory-motor integration and mentality among 6-7-year-olds

The article describes the specificity of mentality, sensory-motor integration and state of short term memory and voluntary attention among boys and girls 6-7 years old relating to various somatic types.

Текст научной работы на тему «Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развития детей 6-7 лет»

И. М. Деханова

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа представлена кафедрой психологии и психофизиологии ребенка Института детства. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. Г. Каменская

В статье показана специфика интеллектуального развития, сенсомоторной интеграции, развития оперативной памяти и произвольного внимания у мальчиков и девочек 6-7 лет разных соматических типов.

The article describes the specificity of mentality, sensory-motor integration and state of short term memory and voluntary attention among boys and girls 6-7 years old relating to various somatic types.

Изучение типологических и поло-специфических различий в развитии интеллекта детей, природы этих различий, психофизиологических предпосылок является актуальным в современных психологических и педагогических исследованиях, так как имеет особую значимость в разработке индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей. Эта проблема приобретает особую значимость в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки детей к школьному обучению, когда формируются интеллектуальные способности, необходимые для успешной дальнейшей учебной деятельности. Своевременная оценка интеллектуального развития и определение реальных возможностей мальчиков и девочек, основанных на объективных факторах роста и развития, оценках уровня зрелости психофизиологических механизмов, обеспечивающих интеллектуальную деятельность, своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь в значительной мере облегчают процесс адаптации детей к школьному обучению, позволяя сохранить физическое и психическое здоровье.

Неравномерность темпов индивидуального развития человека обусловлена глубинными биологическими причинами, свя-

занными с естественным разнообразием строения и функций организма. Биологическим портретом человека, интегрирующим комплекс наследственно обусловленных соматических характеристик и влияние социально-экономических и экологических факторов, считается его конституция. Одной из составляющих общей конституции человека является соматотип (СТ), который корреляционно связан с частными конституциями и может считаться генетическим маркером, отражающим динамику эндокринных изменений и функциональных особенностей индивида, особенностей ростовых процессов и созревания организма. Р. Н. Дорохов, базируясь на новейших представлениях о росте и развитии организма, соотношении общего и частного в индивидуальном развитии, наследственно обусловленного и находящегося под влиянием средовых факторов, впервые в соматологии разработал концепцию о статистически независимом трехуровневом варьировании морфометрических показателей. Эта концепция положена в основу новой, оригинальной, сугубо метрической системы соматотипирования. Выделено самостоятельное варьирование по габаритному (длина тела (ДТ) и масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК)), компонент-

ному (жировой, мышечный, костный компоненты массы тела) и пропорционному (микро-, мезо-, макромембральный) уровням с учетом оценки биологической зрелости детей и подростков.

Исследования Р. Н. Дорохова показали, что соматотип, выделенный по габаритному уровню варьирования (ДТ, ОГК, МТ) в грудном возрасте, сохраняется на протяжении 25 лет. Произведя оценку СТ в раннем возрасте, можно предвидеть, каков будет СТ по окончании полового созревания, т. е. схема соматотипирования обладает прогностической ценностью. Основа прогностической ценности схемы соматотипирования заложена в том, что ДТ - величина, генетически детерминированная на 9095%. МТ находится под менее жестким наследственным контролем, коэффициент детерминации около 75%.

По мнению В. М. Русалова, соматотип сопряжен с психическими качествами, с темпом моторного развития, имеющими общий корень и обусловливающими индивидуальные особенности биохронологии, темпов роста и развития организма и его систем, включая нервную. Однако в большинстве работ соматотип рассматривается в связи с развитием моторики и физических качеств детей, изучается зависимость состояния здоровья от СТ детей. Показано, что принадлежность ребенка к микро-и макросоматическому типам является одним из существенных факторов возникновения дисгармоничных вариантов физического и биологического развития. Дети с дисгармоничным развитием формируют группу риска по вероятному снижению физической и психологической выносливости, повышенного риска заболеваний, что особо актуально при определении готовности детей к систематическому обучению. К сожалению, отсутствуют исследования, показывающие проявления соматического типа детей в интеллектуальном развитии, через механизмы сенсомоторной интеграции.

Анализ исследований психологических и психофизиологических характеристик интеллектуальной системы человека показывает неоднозначность понятия «интеллект», которое интерпретируется с разных позиций: обучаемости, когнитивного стиля, способности к адаптации; отождествляется с системой умственных действий, как интегральная организация познавательных процессов и функций; рассматриваются структурно-факторные, когнитивные модели интеллекта и т. д. Однако в многочисленных подходах к понятию, функциям и структуре интеллекта, несмотря на их противоречивость и неоднозначность, выделяется общий компонент интеллектуальной системы, который определяется особенностями морфофункциональной организацией мозга, обеспечивающей активацию и регуляцию познавательных процессов. Известно, что основа нормативно функционирующей интеллектуальной системы определяется полноценными физиологическими и психофизиологическими процессами организма человека.

В психофизиологических и психологических работах последних лет сложилось представление о том, что функционирование интеллектуальной системы человека существенно зависит от скоростных характеристик восприятия и обработки сенсорной информации, а также от механизмов организации в ответ на нее моторных реакций, т. е. от процессов сенсомоторной интеграции. Сенсомоторная интеграция -это проявление процессов конвергенции на кортикальных полях лобной коры нейро-нальной импульсации от структур сенсорных систем и от ядер двигательной системы. На нейрональных элементах лобной коры происходит взаимодействие уже подвергшейся обработке сенсорной информации с двигательными схемами с целью организации и оптимизации ответных действий.

На протяжении многих лет на кафедре психологии и психофизиологии ребенка РПГУ им. А. И. Герцена проводятся иссле-

дования психофизиологических механизмов, лежащих в основе успешной интеллектуальной деятельности детей и взрослых. Многочисленные исследования подтвердили, что важнейшей системой функций, которые связаны с эффективностью интеллектуальной деятельности, является оперативная память, свойства которой позволяют удерживать динамические и пространственные характеристики внешних событий, имеющих определенную степень организации от хаотической до фрактальной. В. Г. Каменская подчеркивает, что именно оперативная память является тем системным медиаторным процессом, который объединяет имплицитные свойства нейро-нальных систем лобной коры, лимбических структур и некоторых ядер таламуса с эксплицитными интеллектуальными способностями, измеряемыми в тестах. При этом необходимым условием эффективности оперативной памяти и интеллекта в целом является качество селективного внимания, которое явным образом зависит от зрелости лобных долей мозга человека.

Функцию лобных долей, оперативную память и интеллект объединяет временная составляющая, т. е. психологическое, физиологическое и физическое время. Время реакции является важнейшим показателем функционирования ЦНС, позволяющим оценить нормативность нервно-психического развития, возрастную специфику активности сенсомоторных механизмов. В исследованиях сотрудников кафедры установлена связь между величиной времени реакции на сенсорные стимулы и эффективностью интеллектуальной деятельности. Показана специфика сенсомоторной интеграции, определены специфические свойства оперативной памяти и произвольного внимания в соответствии с интеллектуальным развитием у детей дошкольного возраста, музыкально одаренных детей, детей с речевой депри-вацией, а также занимающихся по специальным интеллектуально-развивающим программам школьников ит. д.

Ряд зарубежных и отечественных работ показывают существенные поло-специфические различия в развитии интеллекта детей, в частности девочки в интеллектуальном развитии (до 7 лет) опережают мальчиков. Уровень вербального и невербального интеллекта и речемыслительных функций у девочек выше. Это объясняется тем, что девочки имеют большую способность к адаптации, восприимчивость к обучению и воспитанию, вместе с тем морфологическое созревание головного мозга у девочек также происходит быстрее в этом возрасте. Однако, как показали исследования, на уровень развития интеллекта существенное влияние оказывает социальная ситуация развития.

Целью данного исследования является изучение специфики проявления соматического типа и поло-специфических различий в развитии интеллекта, качестве сенсомоторной интеграции, психофизиологических механизмах оперативной памяти и произвольного внимания у детей 6-7 лет.

Можно высказать предположение о влиянии особенностей физического развития, соматического типа на различия в качестве сенсомоторной интеграции и интеллектуальной продуктивности у мальчиков и девочек 6-7 лет, связанные со специфи-ческими линиями развития, скоростью и темпом развития.

Исследование было проведено на базе ГОДУ № 25 Калининского района, ГОДУ № 73 Василеостровского района, не использующих специализированных программ по интеллектуальному и физическому развитию детей; в нем приняло участие 50 нормативно развивающихся детей, 19 девочек и 31 мальчик.

На основании данных антропометрических исследований определялся сомато-тип по схеме Р. Н. Дорохова, И. И. Бахра-ра и гармоничность физического развития: микросоматический (уровень физического развития ниже среднего), мезосоматиче-ский (средний уровень физического разви-

тия), макросоматический (уровень физического развития выше среднего).

Качество сенсомоторной интеграции, скорость сенсомоторных реакций, свойств произвольного внимания и оперативной памяти изучались с помощью метода авторской компьютерной программы комплексной рефлексомеории «Исследование физиологических характеристик реакций испытуемого на поток стимулов контролируемой временной организации» В. Г. Каменской, В. М. Урицкого. В рамках данного исследования использовались две серии программы: скоростная и дифференциро-вочная. Высокое качество сенсомоторной интеграции проявляется в точности и скорости сенсомоторных реакций. Количественным параметром считается скорость осуществления реакций, а качественным -точность, под которой понимается соответ-ствие значения времени реакции локализации каждого сенсорного стимула в сенсорном потоке.

Использовались методики, направленные на изучение интеллектуальной сферы старших дошкольников: методика «Шкала прогрессивных цветных матриц» Дж. Равенна, оценивающая уровень базового (общего и невербального) интеллекта детей в возрасте 5-11 лет. Методика «свободного ассоциативного эксперимента», основанная на подходах А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста сотрудниками кафедры психологии и психофизиологии ребенка, направлена на изучение речемыслительной деятельности в структуре вербального интеллекта и оценивает специфику и уровень развития вербальных ассоциативных процессов.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью расчета средних значений, стандартного отклонения показателей, достоверность различий показателей определялась с помощью /-критерия Стьюдента.

Использование результатов индивидуальной оценки антропометрических пока-

зателей с последующим определением соматического типа и гармоничности физического развития по центильным шкалам дало возможность из всей группы выделить две подгруппы детей, каждая из которых представляет собой однородную статистическую совокупность. Таким образом, была выделена группа мезосоматического типа -60% детей (физическое развитие среднее) и микросоматического типа - 30% детей (физическое развитие ниже среднего). Средние значения антропометрических показателей в подгруппах достоверно различаются по /-критерию Стьюдента при р = 0,01. Дети каждой подгруппы в рамках своего соматического типа характеризуются гармоничным физическим развитием. Подобное распределение детей в рамках группы на соматические типы соответствует данным, представленным в литературе. Все дети, принимающие участие в обследовании имеют 2-ю группу здоровья.

Анализ результатов оценки вербальной сферы показал, что дети данных соматических типов характеризуются относительно высокими значениями коэффициента вербального интеллекта (КВИ), которые находятся в диапазоне значений от 74 до 92% для хорошо обученных старших дошкольников, однако у детей мезосоматического типа КВИ 87,23 ± 5,95%, что достоверно выше при р = 0,1, чем у детей микросоматического типа - 82,92 ± 8,7 %. Анализ результатов измерения общего и невербального интеллекта показал, что у детей мезосоматического типа данный показатель (здесь и далее достоверно по /-критерию Стьюдента прир = 0,01) выше (73,11 ± 13,01), чем у детей микросоматического типа (58,23 ± 9,73). Показатели детей мезосоматического типа укладываются в диапазон от 65 до 83% для развитых в интеллектуальном отношении старших дошкольников, результаты детей микросоматического типа можно интерпретировать как ниже среднего уровня развития общего и невербального интеллекта. Вероятно, это может

быть объяснено более медленным темпом созревания психофизиологических структур, обеспечивающих интеллектуальную деятельность, и особенностями регулятор-ных процессов у детей микросоматического типа.

Анализ результатов выполнения скоростной рефлексометрической серии показал, что дети мезосоматического типа характеризуются (при р = 0,05) более короткими общими моторными реакциями (Л 210 ± 40,02 мс), реакциями на цвет (й1-со1от 383 ± 47,57 мс), моторными реакциями на акустический стимул 257 ± 50,15 мс)

в сравнении с детьми микросоматического типа (& 241,75 ± 34,86 мс; dt-color 419,09 ± 51,08 мс; dt-sound 291,25 ± 44,57 мс), а также меньшим (при р = 0,05) процентом пропусков сигналов соответственно 4,17 ± 2,7 и 8,72 ± 5,09%. Более высокое качество сенсомоторной интеграции у детей мезосоматического типа в скоростной рефлексометрической серии может свидетельствовать о большей степени сформиро-ванности бессознательного уровня опера -тивной памяти и селективного внимания в сравнении с детьми микросоматического типа, чем, вероятно, и можно объяснить более высокий уровень развития общего, невербального и вербального интеллекта.

Однако анализ результатов выполнения более сложной дифференцировочной серии не выявил существенных различий ни в скорости выполнения, ни в качестве сенсомо-торного реагирования между детьми данных соматотипов. Ряд параметров дифференцировочной серии,а именно: большее значение времени центральной задержки, чем 80-110 мс, число ошибок большее, чем 4-6, время реакции на зрительный стимул не укладывающееся в диапазон от 300 до 400 мс, свидетельствует о том, что произвольный уровень селективного внимания и оперативной памяти у детей данных соматических типов имеет возрастное несовершенство, связанное с недостаточно эффективным торможением ненужных моторных реакций.

Сравнительный анализ результатов выполнения интеллектуальных тестов между мальчиками и девочками показал, что девочки мезосоматотипа (90,33 ± 6,44%) и мик-росоматотипа (87,67 ± 4,04%) показали более высокие результаты КВИ (при р = 0,05), чем мальчики мезосоматотипа (84,23 ± 5,46%) и микросоматотипа (78,17 ± 13,35%), что соответствует представленным в литературе данным, которые свидетельствуют о том, что девочки, по крайней мере до семи лет, опережают по развитию интеллектуальных способностей мальчиков (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов, Я. И. Михайлова). В показателях общего и невербального интеллекта между мальчиками и девочками мезосоматотипа и микросоматотипа достоверных различий не выявлено.

Сравнительный анализ показателей рефлексометрических серий между мальчиками и девочками мезосоматотипа показывает, что в скоростной серии девочки демонстрируют более короткие моторные реакции (при р = 0,01) в общем времени реакции ^ 190,00 ± 32,06 мс), времени реакции на акустический стимул (dt-sound 193,00 ± 51,2 мс), чем мальчики ^ 231,69 ± 48,94 мс; dt-sound 322,00 ± 49,1 мс).Каче-ственные параметры серии не различаются. Однако в дифференцировочной серии общее время реакции достоверно короче у мальчиков ^ 317,69 ± 41,99 мс), чем у девочек (353,17 ± 40,98 мс). Качественные характеристики и в данной серии не различаются. Однако девочки демонстрируют более высокий показатель индекса Хер -ста (-0,58 ± 0,06), чем мальчики (-0,54 ± 0,07) (при р = 0,01). Интересным является тот факт, что у девочек в скоростной серии отдельные моторные ответы не характеризовались связанностью (ИХ -0,50 ± 0,02), а в более сложной дифференцировочной серии, в которой требуется осуществление дифференцировочного торможения, появляется способность извлекать из динамической структуры сенсорного потока скрытую информацию и использовать ее для

организации адекватных моторных реакций. Таким образом, более успешные проявления девочек мезосоматотипа в сравнении с мальчиками в рефлексометричских заданиях мы трактуем как проявление более высокого уровня сформированности сенсомоторной деятельности, более зрелых психофизиологических механизмов бессознательного и сознательного уровня оперативной памяти.

У мальчиков и девочек микросоматического типа результаты рефлексометри-ческих серий несколько отличаются. В скоростной серии мальчики мезосоматотипа демонстрируют более (при р = 0,01) короткие моторные реакции на все виды стимулов (Л 200,83 ± 32,14 мс; Л-со1ог 365,5 ± 40 мс; Л-яоипё 263,50 ± 53,7 мс;), имеют меньше (при р = 0,01) пропусков сигналов (3,39 ± 1,91%),чем девочки микросоматотипа {Л 282,67 ± 37,58 мс; Л-со1ог 472,67 ± 61,71 мс; Л-яоипё 319 ± 35,43 мс; пропуски - 14,06 ± 4,13 %). В дифференцировочной серии реф-

лексометрии мальчики также имеют более короткие моторные реакции (при р = 0,01) на зрительный стимул (Л-со/ог 472,33 ± 39,69 мс) и меньшее количество пропусков (8,6 ± 2,57%),чем девочки (с/1-со/ог 532,67 ± 46,61 мс, пропуски -18,23 ± 0,9%). Это показывает более высокий уровень качества сенсомоторной деятельности, более зрелые психофизиологические механизмы бессознательного и сознательного уровня оперативной памяти, произвольного внимания у мальчиков микросоматотипа в сравнении с девочками этого же соматотипа.

Представленные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что соматический тип детей 6-7 лет проявляется в различных, скоростных и качественных характеристиках сенсомоторной интеграции, в разных уровнях сформированности психофизиологических механизмов оперативной памяти и произвольного внимания, т. е. тех механизмов, которые лежат в основе успешной интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.