Х.М. Хамрокулов, О.С. Тошбоев, Ш.Х. Хужамбердиева, М.Р. Хусанова
111
© Коллектив авторов, 2001
Х.М. Хамрокулов, О.С. Тошбоев, Ш.Х. Хужамбердиева, М.Р. Хусанова
СОМАТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УРОВНЕМ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан
В эпидемиологических и проспективных исследованиях школьников показаны зависимости артериального давления (АД) от показателей физического и полового развития. Мы, как и другие исследователи, полагаем, что предрасположенность к артериальной гипер- и гипотен-зии зависит от типов конституции.
Целью данного исследования явилось определение доли соматических типов среди школьников с повышенным и пониженным АД.
Нами в условиях скринирующего и динамического исследования обследованы 1757 школьников в возрасте 7—14 лет (мальчиков 841, девочек 916). Для углубленного исследования отобраны 223 ребенка с повышенным АД и 259 детей с пониженным АД. Контролем служили 254 учащихся с уровнем АД, соответствующим 25—75 центи-лям, согласно региональным стандартам, полученным ранее по критериям рабочей группы National High Blood Pressure Programm (Pediatries, 1986). Распространенность повышенного АД составила в среднем 12,8%, у мальчиков — 15,7%, у девочек — 9,93%, а частота пониженного АД составила у мальчиков 17,4%, у девочек — 12,3%, в среднем — 14,7%.
Соматические типы развития школьников изучали согласно рекомендациям Р.П. Дорохова (1980) и И.М. Воронцова (1985). Массив материала обработан по методу ТМФ (угловое преобразования Фишера — двусторонний критерий) (Е.В. Гублер, 1978).
Выявлено, что распределение соматических типов у школьников с нормальными величинами АД в зависимости от пола было следующим: макросоматотип у 6,85% мальчиков и у 2,75% девочек, мезосоматотип у 45,9% мальчиков и у 48,6% девочек, микросоматотип у 47,2% мальчиков и у 48,6% девочек (p>0,05). Среди учащихся с повышенным АД (>90-го центиля) достоверно чаще по сравнению с детьми с нормальным АД отмечался макро-соматический тип — соответственно у 20,5% мальчиков (p<0,001) и у 16,5% девочек (p<0,001). Нами показано, что у 18,8% школьников повышенное АД (на 100 обсле-
дованных) сопровождается ускоренными темпами физического и полового развития, при этом доля таких школьников среди мальчиков в 2 раза превышает (3,21%) таковую среди девочек (1,64%).
Данные нашего исследования показали, что школьники с пониженными значениями АД (<10-го центиля) существенно отличаются от детей контрольной группы по структуре соматотипов. Среди них существенно реже встречаются мезосоматический (32,9% и 29,2%, р<0,001) и чаще микросоматический типы развития (63% и 68,1%, р<0,001). Доля микросоматотипа развития у школьников составляет 65,3% всех случаев пониженного АД или 9,62% его популяционной частоты (14,7%). Частота этого типа развития у школьников с пониженным АД к возрасту 11 —14 лет существенно уменьшилась у мальчиков (13,6%), а у девочек составила 54,5%. При этом нами выявлен определенный параллелизм в частоте выявления пониженного АД и гиподинамии у девочек (60%), что сопровождается ригидностью АД и ЧСС. Ранее нами было показано, что увеличение объема двигательной активности (до 10—12 ч в неделю) путем увеличения продольного напряжения мышц (подскоки, подтягивание, баскетбол, волейбол, бадминтон, плавание и др.) у 80% детей нивелирует симптоматику системной гипотензии (увеличение систолического и диастолического АД, уменьшение частоты ЧСС). Эти сдвиги можно связать с увеличением доли автономного контура периферического (прессорного механизма) кровообращения и холинергических влияний вегетативной нервной системы на состояние сердечнососудистой системы школьников.
Таким образом, 1/5 случаев повышенного и 2/3 пониженного АД у школьников в наших условиях имеют место у детей с макро- и микросоматическими типами развития. Эти данные предполагают использовать стандарты АД, ориентированные на темпы физического и полового развития, что позволит снизить долю детей с предполагаемой артериальной гипер- и гипотензией.