Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические предпосылки развития вербального компонента интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет'

Психологические и психофизиологические предпосылки развития вербального компонента интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
798
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / СКОРОСТЬ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ / ЮВЕНИЛЬНОСТЬ / TEENAGERS / VERBAL INTELLIGENCE / PSYCHOMETRIC INTELLIGENCE / LEARNING EFFECTIVENESS / PERSONALITY TRAITS / CONSTITUTIONAL TYPE / FUNCTIONAL ASYMMETRY / SPEED OF SEXUAL MATURITY / JUVENILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нафикова Екатерина Владимировна, Зверева Светлана Викторовна

Установлены тесные корреляционные связи между уровнем развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и уровнями развития математического и общего интеллекта, общей успеваемостью и успеваемостью по предметам естественно-научного цикла, а также некоторыми конституциональными и личностными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нафикова Екатерина Владимировна, Зверева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and psychophysiological prerequisites for the development of the verbal component of intelligence in boys and girls 11-12 years of age

The close correlative connections were established between the level of development of the verbal intelligence in boys and girls 11-12 years of age and the levels of development of the mathematical and of the general intelligence, the overall school performance and the school performance by the natural science subjects, and also some constitutional and personal peculiarities.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические предпосылки развития вербального компонента интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет»

УКД 159.922.72

Е. В. Нафикова, С. В. Зверева

Психологические и психофизиологические предпосылки развития вербального компонента интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет

Установлены тесные корреляционные связи между уровнем развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и уровнями развития математического и общего интеллекта, общей успеваемостью и успеваемостью по предметам естественно-научного цикла, а также некоторыми конституциональными и личностными особенностями.

The close correlative connections were established between the level of development of the verbal intelligence in boys and girls 11-12 years of age and the levels of development of the mathematical and of the general intelligence, the overall school performance and the school performance by the natural science subjects, and also some constitutional and personal peculiarities.

Ключевые слова: подростки, вербальный интеллект, психометрический интеллект, успешность обучения, личностные свойства, конституциональный тип, функциональная асимметрия, скорость полового созревания, ювенильность.

Key words: teenagers, verbal intelligence, psychometric intelligence, learning effectiveness, personality traits, constitutional type, functional asymmetry, speed of sexual maturity, juvenility.

Создание оптимальных условий для полноценного развития и раскрытия личностного, творческого потенциала каждого человека является одной из главных задач современного общества. Если человеку удаётся реализовать в социуме свои природные возможности на максимальном уровне, это характеризует его как высокоадаптивную личность. В связи с решением этой задачи в психологических исследованиях большое внимание уделяется изучению интеллекта. Р. Стернберг считает, что «теоретики интеллекта не согласны друг с другом во многом, и довольно странно, что они пришли к минимальному согласию в вопросе о том, что интеллект... есть способность гибко адаптироваться к окружающей среде» [4, с. 21].

Интеллект является сравнительно новым для современной психологической науки понятием. Только с конца XVIII в. интеллект стали рассматривать в рамках теории познания, что выступило в качестве предпосылки экспериментальных исследований интеллекта. При этом только с середины XIX в. интеллект стал рассматриваться как самостоя-

© Нафикова Е. В., Зверева С. В., 2014

15

тельная реальность, без смешения его с понятием души. Первым исследователем интеллекта с этой точки зрения был Фр. Гальтон [4]. Он также обозначил и антропологическое направление изучения интеллекта, в частности, Фр. Гальтон занимался дактилоскопией - изучением кожных пальцевых узоров [13]. В настоящее время известны психогенетические исследования, в которых были установлены взаимосвязи между некоторыми психофизиологическими особенностями, личностными свойствами, уровнем развития интеллекта и дерматоглифическими пальцевыми и ладонными узорами [12; 20].

Первые тесты, которые позволяли дифференцировать интеллектуальные возможности детей и определять детей с задержкой умственного развития, были разработаны в начале XX в. А. Бине и Т. Симоном. В литературе как отечественной, так и зарубежной существует множество моделей развития интеллекта, разработанных такими известными психологами как Д. Векслер, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Р.Б. Кеттелл, Дж. Равен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Г. Гарднер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и др. Однако, до настоящего времени нет единой точки зрения на его природу и соотношение физиологических, психологических и социальных факторов в обеспечении интеллектуальной деятельности. На данный момент одной из самых популярных и наиболее часто применяемой на практике является структура интеллекта, которую определил Д. Векслер. Он рассматривает интеллект как систему, состоящую из трёх уровней: невербального интеллекта, вербального интеллекта и базирующегося на них общего интеллекта [4].

Создание оптимальных условий для повышения качества интеллектуальной деятельности требует изучения природных предпосылок ее развития. Одной из таких предпосылок является сенсомоторная интеграция. Уровень развития сенсомоторной интеграции проявляется в точности и скорости сенсомоторной реакции - двигательной реакции в ответ на действие сенсорного раздражителя [6; 11; 15]. Изучением сенсомоторной интеграции как психофизиологической основы развития интеллекта занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: Г. Айзенк, М. Монье, Д. Хебб, Е. Эдриан, К. Бакстер Д.Б. Линдсли, Е.Н. Соколов, А.А. Ухтомский, В.Г. Каменская, Л.В. Тома-нов, С.В. Зверева, И.М. Деханова, Е.К. Айдаркин, Д.Н. Щербина, И.М. Деханова, Е.Е. Алексеева, Н.Б. Быкова, Ю.А. Руссак, Е.Г. Вергунов

и др. Получено значительное число достоверных данных о связи времени реакции с интеллектуальными показателями [15].

Антропологическое направление изучения интеллекта - исследование генетических, психофизиологических и психических особенностей человека путем измерения его внешних анатомических признаков, позволяет выделить природные предпосылки развития интеллекта, которые отражаются в конституции человека. Наиболее известные зарубежные типологии конституции были разработаны Э. Кречмером, Г. Сиго, Р. Бином и У. Шелдоном. Вопросами конституции человека занимались и отечественные ученые: С.Г. Забелин, Е.Ф. Аристов, М.В. Черноруцкий, А.Н. Кабанов, Г.И. Акинщикова, Н.С. Смирнова, В.Е. Дерябин, Л.А. Рудкевич и др. Л.А. Рудкевичем была разработана четырехкоординатная структура конституции человека, которая к настоящему времени является одной из ведущих среди учений о конституциональных типах. Накоплено значительное число достоверных данных о связи конституции человека с его интеллектуальными особенностями [12].

Наше исследование направлено на изучение психофизиологических и индивидуально-личностных предпосылок высокой интеллектуальной успешности подростков 11-12 лет, причем ведущая роль в нем отводится вербальному интеллекту, наряду с другими видами психометрического интеллекта: невербального, математического и общего. Мы предполагаем, что из всех вышеперечисленных составляющих общего интеллекта вербальный интеллект в большей степени отражает способность человека гибко адаптироваться к окружающему миру [5; 17]. Наше предположение имеет следующие основания: с одной стороны, вербальный интеллект является более поздним в эволюционном становлении по сравнению с невербальным интеллектом, и с другой стороны, он непосредственно проявляется во взаимодействии с окружающей действительностью в сравнении с математическим интеллектом. В настоящее время работ по данной тематике, выполненных на детских и подростковых выборках, пока ещё не так много [2; 3; 7; 9; 19], в связи с этим мы считаем наше исследование актуальным.

Цель исследования: изучение особенностей психологических и психофизиологических предпосылок вербального компонента интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет.

Объект исследования: мальчики и девочки 11-12 лет, учащиеся общеобразовательной гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга и классической гимназии № 610 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Важно отметить, что классическая гимназия № 610 Петроградского района Санкт-Петербурга была основана учеными Л.Я. Лурье, С.В. Бурячко и др. Образовательная программа и учебный план гимназии повторяют программу дореволюционных классических гимназий и прием в нее осуществляется по результатам непростых вступительных экзаменов на логику, память и общую эрудицию. В общеобразовательную гимназию № 343 Невского района Санкт-Петербурга дети поступают без каких-либо вступительных экзаменов.

Предмет исследования: психологические и психофизиологические предпосылки развития вербального интеллекта; характер взаимосвязи между развитием вербального интеллекта и другими видами психометрического интеллекта (невербального, математического и общего интеллекта).

Задачи исследования:

1) выполнить теоретический анализ проблемы, посвященной психофизиологическим и личностным особенностям мальчиков и девочек 11-12 лет с разным уровнем развития интеллекта;

2) сформировать группы мальчиков и девочек 11-12 лет с разным уровнем развития вербального интеллекта на основании методики, направленной на определение уровня умственного развития младших подростков (ГИТ). Выявить взаимосвязь между уровнем развития вербального интеллекта и другими видами психометрического интеллекта: невербального, математического и общего интеллекта.

3) установить характер влияния уровня развития вербального интеллекта на школьную успеваемость мальчиков и девочек 1112 лет;

4) выявить личностные особенности мальчиков и девочек 1112 лет;

5) установить специфику качественно-количественных параметров сенсомоторных реакций у мальчиков и девочек 11-12 лет с разным уровнем развития вербального интеллекта;

6) определить конституциональные особенности мальчиков и девочек 11-12 лет с разным уровнем развития вербального интеллекта.

7) установить характер взаимосвязи психофизиологических признаков и психологических особенностей мальчиков и девочек 11-12 лет с разным уровнем развития вербального интеллекта.

Методики исследования:

1. Психодиагностические методики:

1.1. тест определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ), разработанный Дж. Ваной и адаптированный на выборке российских школьников коллективом авторов в составе М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича [14].

1.2. многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла [18].

2. Метод выявления результативности обучения (академической успеваемости), как одного из основных проявлений интеллектуальной успешности подростков.

3. Компьютерная программа комплексной рефлексометрии «Исследование физиологических характеристик испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (разработка В.Г. Каменской, В.М. Урицкого, 1998) [6; 15]. Мы применили две фрактальные серии программы, представленные в виде сенсорных цепей с короткой экспозицией зрительных и акустических стимулов, которые чередовались в случайном порядке. Величина межстимульных интервалов была равна 1,0 с. Первая серия «1-1» позволяла определить скоростные характеристики сенсомоторных реакций (давалась инструкция нажимать на клавишу «пробел» при появлении всех стимулов: как зрительных, так и акустических), поэтому она была названа скоростной серией. Вторая серия «2-1» позволяла оценить скоростные характеристики сенсомоторных реакций при решении испытуемыми зрительной дифференцировочной задачи (давалась инструкция не реагировать нажатием клавиши «пробел» на кружки красного цвета), поэтому она была названа дифференцировочной серией. Данная серия позволяла, также, определить у детей способность формировать тормозные реакции, что, в свою очередь, определяется степенью пластичности нейро-нальных систем [6].

4. Четырехкоординатный метод определения конституции (разработка Рудкевича Л.А.) [12]. Данный метод включает следующие координаты: конституциональный тип, функциональную асимметрию, ювенильность и скорость полового созревания (акселерацию-ретардацию).

В психогенетических исследованиях интеллекта неоднократно было доказано, что показатели вербального интеллекта в значительной мере обусловлены генотипом человека [2; 8]. Расположение центра речи в мозге также обусловлено генетически и этот факт связан, в первую очередь, с активным движением рук ребенка с 15 по 18 недели беременности. В развитии плода асимметрия нервной системы проявляется на анатомическом, биохимическом и физиологическом уровнях [10; 16]. В связи с вышесказанным для проведения нашего исследования мы посчитали целесообразным взять видимые глазу анатомические (генетически заложенные) показатели функциональной асимметрии, связанные с рукой: «ширина ногтевого ложа большого пальца» [10; 12] и «сложность пальцевых дерма-тоглифических узоров» [1; 16]. Остальные три координаты: конституциональный тип, степень ювенильности и скорость полового созревания также имеют генетическую природу.

Эмпирическая база исследования: выборка включала детей 1112 лет: 50 мальчиков и 50 девочек из классической гимназии № 610 Петроградского административного района, и 50 мальчиков и 50 девочек из общеобразовательной гимназии № 343 Невского административного района Санкт-Петербурга.

Данное исследование с детьми проходило в вышеуказанных гимназиях в течение двух лет во фронтальной (в данной форме было организовано проведение блока психодиагностических методик) и индивидуальной формах.

Статистическая значимость полученных данных оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента и метода Хи-квадрата посредством использования пакета программ SPSS-16 .

Результаты и обсуждение

В нашем исследовании мы сравнивали три группы мальчиков и девочек, принципиально различавшихся по уровню развития вербального интеллекта. В I группу мальчиков и девочек вошли дети с высоким уровнем развития вербального интеллекта, во II группу - дети со средним уровнем развития данного показателя, и III группу составили дети с низким уровнем развития вербального интеллекта.

Высокий уровень развития вербального интеллекта показали 19 % мальчиков и 17 % девочек - все они являются учащимися классической гимназии. Низкий уровень вербального интеллекта показали 21 % мальчиков и 20 % девочек - все они являются учащимися общеобразовательной гимназии (таблица).

Таблица

Количественное соотношение детей из классической и общеобразовательной гимназий с разным уровнем развития

вербального интеллекта, (%)

Уровень развития вербального мышления Мальчики Девочки

Классическая гимназия Общеобразовательная гимназия Классическая гимназия Общеобразовательная гимназия

Высокий вербальный интеллект 38% 0% 34% 0%

Средний вербальный интеллект 62% 58% 66% 60%

Низкий вербальный интеллект 0% 42% 0% 40%

В данной статье описываются результаты, полученные при сравнении I и III группы детей.

Мальчики и девочки I группы в сравнении с мальчиками и девочками III группы, показали также значительно более высокий уровень развития математического (у мальчиков 1эмп. = 8,847; Ггабл. = 3,551; p<0,001; у девочек 1эмп. = 10,118; Ггабл. = 3,574; p<0,001) и общего интеллекта (у мальчиков 1эмп. = 20,24; Ггабл. = 3,551; p<0,001; у девочек 1эмп. = 18,127; Ггабл. = 3,574; p<0,001) (см. рис. 1). Различия в значениях уровня развития невербального интеллекта у мальчиков и девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта оказались несущественными.

I Мальчики с высоким уровнем развития показателя d Мальчики с низким уровнем развития показателя П Девочки с высоким уровнем развития показателя d Девочки с низким уровнем развития показателя

Рис. 1. Результаты мальчиков и девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта. Показатель качества выполнения заданий (%)

100

88

Вербальный Математический Общий

интеллект интеллект интеллект

Мальчики I группы по сравнению с мальчиками III группы имеют более высокую успеваемость по предметам различных образовательных областей: лингвистической ^эмп. = 2,402; ^абл. = 2,021; p<0,05), естественно-научной ^эмп. = 2,890, ^абл. = 2,704, p<0,01) и математической ^эмп. = 2,336; ^абл. = 2,021; p<0,05), а также общую успеваемость в целом ^эмп. = 3,507; ^абл. = 2,704; p<0,01). Девочки I группы по сравнению с девочками III группы имеют более высокую успеваемость по предметам естественно-научного цикла ^эмп. = 2,216; ^абл. = 2,026; p<0,05) и общую успеваемость ^эмп. = 2,483; Ггабл. = 2,026; p<0,05) (рис. 2).

4,3

4,3

4,5

4,4

Лингвистическая область предметов

Естественнонаучная область предметов

Математическая область предметов

Обшая успеваемость

И Мальчики с высоким уровнем развития показателя П Мальчики с низким уровнем развития показателя П Девочки с высоким уровнем развития показателя П Девочки с низким уровнем развития показателя

Рис. 2. Успеваемость мальчиков и девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта, в баллах

Мальчики I группы по сравнению с мальчиками III группы имеют существенные различия в личностных свойствах по показателям «общительность» ^эмп. = 2,705; ^абл. = 2,704; p<0,01), «мышление» ^эмп. = 8,170; ^абл. = 3,551; p<0,001), «эмоциональная стабильность» ^эмп. = 5,643; ^абл. = 3,551; p<0,001), «доминантность» ^эмп. = 3,644; ^абл. = 3,551; p<0,001) и «эмоциональное напряжение» ^эмп. = 2,586; ^абл. = 2,021; p<0,05). Их можно охарактеризовать как подростков с высокой степенью сформированности интеллектуальных функций; доброжелательных и общительных, уверенных в себе, доминирующих, независимых и напористых, но при этом напряженных, раздражительных и фрустрированных. Девочки I группы по сравнению с девочками III группы имеют существенные различия в личностных свойствах только по двум показателям: «мышление» ^эмп. = 3,767; ^абл. = 3,574; p<0,001) и «самодисциплина» ^эмп. = 2,188; ^абл. = 2,026; p<0,05). Их характеризует высокая степень сформированности интеллектуальных функций и высокий самоконтроль (рис. 3).

10 9 8

7 6,6 6 №,55,5

5 4 3 2 1 0

A

И Мальчики с высоким уровнем развития показателя П Мальчики с низким уровнем развития показателя П Девочки с высоким уровнем развития показателя П Девочки с низким уровнем развития показателя

B

C

E

Q3

Q4

Рис. 3. Результаты мальчиков и девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта, в баллах

Условные обозначения:

1) шкала А «Общительность»;

2) шкала B «Мышление»;

3) шкала C «Эмоциональная стабильность»;

4) шкала E «Доминантность»;

5) шкала Q3 «Самодисциплина»;

6) шкала Q4 «Эмоциональное напряжение».

Как одно из наиболее общих существенных и прозрачных отличий сенсомоторной интеграции у детей I и III группы выявилась следующая особенность. Мальчики и девочки I группы по сравнению с мальчиками и девочками III группы при выполнении простого рефлексометрического задания - скоростной серии менее точно реагируют на зрительные стимулы (они проявили значительно больший коэффициент вариативности латентного времени (КВЛ) на зрительные стимулы: у мальчиков 1эмп. = 2,587; 1табл. = 2,026; p<0,05; у девочек 1эмп. = 2,313; 1табл. = 2,028; p<0,05). При этом они осуществляют более качественные реакции на звуковые сигналы: мальчики реже пропускают акустические стимулы при выполнении скоростной серии рефлесометрии (1эмп. = 2,493; 1табл. = 2,026; p<0,05), а девочки более точно реагируют на акустические сигналы при выполнении более сложного рефлексометрического задания - дифференцировочной серии (они проявили меньший КВЛ ни акустические стимулы: 1эмп. = 5,793; 1табл. = 3,582; p<0,001). Важно отметить, что независимо от уровня развития вербального интеллекта дети совершали большое количество ошибок в дифференцировочной серии (46,5-59,4 % от возможного количества ошибок), исходя из этого можно предположить, что в данном возрасте тормозные реакции имеют еще довольно низкий уровень сформированности.

Среди мальчиков I группы по сравнению с мальчиками III группы значительно чаще ^эмп. = 17,89; x2^. = 13,82; p<0,001) встречаются подростки с конституциональным типом эктоморфа. Причем, среди них количество мальчиков с конституциональным типом эктоморфа (48 %) значительно превышает ^эмп. = 9,68; x2кр. = 9,21; p<0,01) количество мальчиков с конституциональными типами ме-зоморфа (26 %) и эндоморфа (26 %). Среди мальчиков III группы количество подростков с конституциональным типом эндоморфа (48 %) существенно превышает ^эмп. = 12,62; x2^.=9,21; p<0,01) количество мальчиков с конституциональным типом мезоморфа (33 %), и еще больше с конституциональным типом эктоморфа (19 %). Среди девочек I группы по сравнению с девочками III группы значительно чаще ^эмп. = 13,01; x2кр. = 9,21; p<0,01) встречаются подростки с конституциональным типом эндоморфа. Причем, среди них количество девочек с конституциональным типом эндоморфа (59 %) значительно превышает ^эмп. = 30,02; x2кр. = 13,82; p<0,001) количество девочек с конституциональными типами эктоморфа (18 %) и мезоморфа (23 %). Среди девочек III группы количество подростков с конституциональным типом мезоморфа (60 %) значительно превышает ^эмп. = 38; x2табл. = 13,82; p<0,001) количество девочек с конституциональным типом эктоморфа (10%) и эн-доморфа (30 %) (рис. 4).

100 80 60 40 20 0

19 18

Эктоморфы

В Мальчики с высоким уровнем развития показателя П Мальчики с низким уровнем развития показателя П Девочки с высоким уровнем развития показателя П Девочки с низким уровнем развития показателя

Мезоморфы

Эндоморфы

Рис. 4. Соотношение количества мальчиков и девочек с разным конституциональным типом в зависимости от уровня развития у них вербального интеллекта, (%)

Среди мальчиков и девочек I группы по сравнению с мальчиками и девочками III группы значительно чаще встречаются подростки (у мальчиков х2эмп. = 23,8; х2табл. = 13,82; p<0,001; у девочек х2эмп. = 8,23; х2табл. = 5,99; p<0,05) с левым профилем функциональной асимметрии (ФА) по выделенным нами показателям (рис. 5).

100 80 60 40 20 0

И Мальчики с высоким уровнем развития показателя П Мальчики с низким уровнем развития показателя П Девочки с высоким уровнем развития показателя П Девочки с низким уровнем развития показателя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Левый профиль ФА

Правый профиль ФА

Рис. 5. Показатель ФА мальчиков и девочек с разным уровнем развития

вербального интеллекта, (%) Среди мальчиков I группы по сравнению с мальчиками III группы значительно чаще встречаются ретардированные подростки (х2эмп. = 6,1; х2табл. = 5,99; p<0,05). Очевидной взаимосвязи между скоростью полового созревания у девочек 11-12 лет и разным уровнем развития вербального интеллекта в данном исследовании выявить не удалось. Но при этом, наблюдается положительная тенденция к увеличению количества акселерированных подростков среди девочек I группы по сравнению с девочками III группы (рис. 6).

100 80 60 40 20

0

47

32 ■■ 29 27 35 29

1 ■■

В Мальчики с высоким уровнем развития показателя П Мальчики с низким уровнем развития показателя П Девочки с высоким уровнем развития показателя П Девочки с низким уровнем развития показателя

Ретарданты

Акселераты

Рис. 6. Скорость полового созревания мальчиков и девочек с разным уровнем

развития вербального интеллекта, (%)

Мальчики и девочки I группы по сравнению с мальчиками и девочками III группы имеют более высокие значения ювенильности (у мальчиков 1эмп. = 4,1; 1табл. = 3,551; p<0,001; у девочек 1эмп. = 2,447; Ггабл. = 2,026; p<0,05) (рис. 7).

42 41,5 41

40,5 40 39,5 39 38,5 38 37,5 37

40,7

40,2

39,7

39 ^^^И 39

38,5

Л Высокий уровень развития

□ Средний уровень развития

□ Низкий уровень развития

Мальчики

Девочки

Рис. 7. Показатель «Наибольший обхват головы» у мальчиков и девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта (см)

Выводы

1. У мальчиков и девочек 11-12 лет с высоким уровнем развития вербального интеллекта наблюдается также и более высокий уровень развития математического и общего интеллекта в сравнении с мальчиками и девочками 11-12 лет, показавшими низкий уровнем развития вербального интеллекта.

2. Мальчики и девочки с высоким уровнем развития вербального интеллекта, по сравнению с мальчиками и девочками с низкими показателями его развития, имеют более высокую успеваемость по предметам естественно-научного цикла и общую успеваемость. При этом, мальчики имеют также более высокую успеваемость и в других образовательных областях: лингвистической и математической. У девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта существенных различий по показателям школьной успеваемости в каких-либо других образовательных областях выявлено не было.

3. Мальчики и девочки с высоким уровнем развития вербального интеллекта, по сравнению с мальчиками и девочками с низким уровнем его развития, имеют существенные различия в личностных свойствах только по одному общему показателю «мышление». При этом, мальчики также имеют существенные различия в личностных свойствах еще по следующим показателям: «общительность»,

«эмоциональная стабильность», «доминантность» и «эмоциональное напряжение». У девочек существенные различия в личностных свойствах были установлены только по еще одному показателю -«самодисциплина».

4. Мальчики и девочки с высоким уровнем развития вербального интеллекта, по сравнению с мальчиками и девочками с низкими показателями его развития, менее точно реагируют на зрительные стимулы при выполнении простого рефлексометрического задания - скоростной серии. При этом они осуществляют более качественные реакции на звуковые сигналы: мальчики реже пропускают акустические стимулы при выполнении скоростной серии рефлесометрии, а девочки более точно реагируют на акустические сигналы при выполнении более сложного рефлексометрического задания - дифференцировочной серии. Однако, независимо от уровня развития вербального интеллекта в данном возрасте тормозные реакции имеют еще довольно низкие показатели сформированности.

5. Среди мальчиков с высоким уровнем развития вербального интеллекта чаще встречаются дети с конституциональным типом эк-томорфа, а среди девочек - с конституциональным типом эндомор-фа. Среди мальчиков с низким уровнем развития вербального интеллекта чаще встречаются дети с конституциональным типом эндоморфа, а среди девочек - с конституциональным типом мезо-морфа.

6. Среди подростков с высоким уровнем развития вербального интеллекта, по сравнению с подростками с низкими значениями по данному признаку, значительно чаще встречаются ювенильные дети с выраженным левым профилем ФА.

7. Среди мальчиков с высоким уровнем развития вербального интеллекта чаще встречаются ретардированные дети, а среди девочек наблюдается положительная тенденция к увеличению количества акселерированных детей.

Список литературы

1. Абрамова Т.А. Пальцевая дерматоглифика и физические способности: автореф. дис. ... докт. биол. наук: 03.00.14. - М., 2003. - 51 с.

2. Бабаева Ю.Д., Марютина Т.М., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. - М.: Деас1ет1а, 2000. - 332 с.

3. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы диагностики и адаптации // Психолог. журн. - М., 2010. - №1. - С. 41-54.

4. Зверева С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий. - СПб.: САГА, 2005. - 243 с.

5. Иванова В.П. Интеллект и личность // Мир психологии. - М., 2012. - № 3. -С. 154-163.

6. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Деханова И.М. Скоростные и стохастические показатели сенсомоторных реакций на динамические организованные зрительные и акустические стимулы // Психолог. журн. - М., 2011. - №3. - С. 128-136.

7. Логинова Е.С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6-7 и 9-10 лет с разной успешностью обучения: ав-тореф. дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02. - М., 2003. - 20 с.

8. Малых С.Б. Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований // Вопр. образования. - М., 2012. - № 4. - С. 186-199.

9. Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н. и др. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 2013. - № 3. - С. 18-32.

10. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 126 с.

11. Николаева Е.И. Яворович К.Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопр. психологии. 2013. - № 5. - С. 133-141.

12. Рудкевич Л.А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2001. -411 с.

13. Рудкевич Л.А. Я знаю будущее моего ребенка: тайны наследственности. - СПб.: Весь, 2004. - 192 с.

14. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. - Обнинск: Принтер, 1993. - 11 с.

15. Руссак Ю.А. Психологические и психофизиологические особенности девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02. - СПб., 2010. - 164 с.

16. Усоев С.С. Дерматоглифика в клинике: (Морфогенетические аспекты, использующиеся в диагностике хромосомных болезней и медико-генетическом прогнозировании): автореф. дис. ... докт. мед. наук: 03.00.15. - М., 1980. - 32 с.

17. Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А. Лингво-психологическое исследование вербальной семантики // Психолог. журн. - М., 2010. - № 6. - С. 83-97.

18. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - Киев: Освта, 1992. - 219 с.

19. Чаликова О.Б. Динамика интеллекта учащихся подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2005. - 26 с.

20. Яровенко В.В., Чистикин А.Н. Дерматоглифика в криминалистике и судебной медицине. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, 1995. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.