Научная статья на тему 'Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчиков и девочек 11-12 лет'

Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчиков и девочек 11-12 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
998
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВРЕМЯ РЕАКЦИИ / ТОЧНОСТЬ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ / ИНДЕКС ХЕРСТА / СКОРОСТНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНАЯ СЕРИЯ РЕФЛЕКСОМЕТРИИ / TEENAGERS / VERBAL INTELLIGENCE / SENSORIMOTOR INTEGRATION / REACTION TIME / ACCURACY OF THE SENSORIMOTOR REACTION / HURST INDEX / SPEED AND DIFFERENTIATING SERIES OF THE REFLEXOMETER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нафикова Екатерина Владимировна, Зверева Светлана Викторовна

Установлены тесные корреляционные связи между уровнем развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и качеством их сенсомоторной интеграции: скоростью и точностью сенсомоторных реакций на зрительные и акустические стимулы, связностью отдельных реакций друг с другом. Выявлены половые различия сенсомоторных реакций подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нафикова Екатерина Владимировна, Зверева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensorimotor integration as a psychophysiological prerequisite for the development of the verbal intelligence of boys and girls 11-12 years old

The close correlative connections were established between the level of development of the verbal intelligence in boys and girls 11-12 years of age and the quality of their sensorimotor integration: the speed and the accuracy of the sensorimotor reactions to visual and acoustic stimuli, the connection of individual reactions to each other. The sexual differences of the sensorimotor reactions of teenagers were identified.

Текст научной работы на тему «Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчиков и девочек 11-12 лет»

УКД: 159.93/94 : 159.922.72

Е. В. Нафикова, С. В. Зверева

Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчиков и девочек 11-12 лет

Установлены тесные корреляционные связи между уровнем развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет и качеством их сенсомоторной интеграции: скоростью и точностью сенсомоторных реакций на зрительные и акустические стимулы, связностью отдельных реакций друг с другом. Выявлены половые различия сенсомоторных реакций подростков.

The close correlative connections were established between the level of development of the verbal intelligence in boys and girls 11-12 years of age and the quality of their sensorimotor integration: the speed and the accuracy of the sensorimotor reactions to visual and acoustic stimuli, the connection of individual reactions to each other. The sexual differences of the sensorimotor reactions of teenagers were identified.

Ключевые слова: подростки, вербальный интеллект, сенсомоторная интеграция, время реакции, точность сенсомоторной реакции, индекс Херста, скоростная и дифференцировочная серия рефлексометрии.

Key words: teenagers, verbal intelligence, sensorimotor integration, reaction time, accuracy of the sensorimotor reaction, Hurst index, speed and differentiating series of the reflexometer.

Сенсомоторная интеграция - важнейшая характеристика психических процессов, позволяющая судить об особенностях пластических перестроек в мозгу при формировании новых связей [16]. Она рассматривается как проявление процессов конвергенции нейрональной импульсации от структур сенсорных систем и от ядер двигательной системы на кортикальных полях лобных отделов. Там на нейрональных элементах лобной коры происходит взаимодействие уже подвергшейся обработке сенсорной информации с двигательными схемами с целью организации и оптимизации ответных действий. Уровень развития сенсомоторной интеграции проявляется в скорости и точности сенсомоторной реакции - двигательной реакции в ответ на действие сенсорного раздражителя [19].

© Нафикова Е. В., Зверева С. В., 2014

Скорость сенсомоторной реакции отражается в значении времени реакции (ВР) на предъявляемые стимулы. Время реакции -это «латентный» период рефлекса, которым охватывается промежуток времени между началом действия «пускового сигнала», отмечаемого каким-нибудь объективным способом, и объективно регистрируемым началом заранее обусловленного ответного движения [3].

Точность сенсомоторной реакции включает в себя два показателя: небольшую вариативность ВР на предъявляемые стимулы и соответствие значения ВР локализации каждого сенсорного стимула в потоке стимулов [19]. Вариативность ВР на сенсорные стимулы отражает внутренние динамические процессы центральной нервной системы с конкретной мерой сложности, порядок протекания нервно-психических процессов [14]. О соответствии значения ВР локализации каждого сенсорного стимула можно говорить, если моторная реакция, следующая за сенсорным стимулом, попадает в определенный временной диапазон. Сенсомоторная реакция не соответствует данному промежутку времени в тех случаях, когда моторный ответ опережает стимул (что говорит о слабо развитом кортикальном торможении и недостаточном развитии произвольного внимания) или когда моторная реакция на стимул была пропущена - значение ВР на стимул превышает конкретное временное окно.

Изучением сенсомоторной интеграции как психофизиологической основы развития интеллекта занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: Г. Айзенк, М. Монье, Д. Хебб, Е. Эдриан, К. Бакстер, Д.Б. Линдсли, Е.Н. Соколов, А.А. Ухтомский, В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, С.В. Зверева, И.М. Деханова, Е.К. Ай-даркин, Д.Н. Щербина, И.М. Деханова, Е.Е. Алексеева, Н.Б. Быкова, Ю.А, Руссак, Е.Г. Вергунов и др. Получено значительное число достоверных данных о связи времени реакции с интеллектуальными показателями [2; 4-6; 8-10; 13; 17; 18; 20]. Исходя из вышесказанного, при изучении природных предпосылок развития вербального интеллекта у мальчиков и девочек 11-12 лет мы посчитали необходимым исследовать взаимосвязи между данным видом интеллекта и сенсомоторными реакциями подростков.

Методика

Эмпирическая база исследования: выборка включала детей 1112 лет, учащихся классической гимназии № 610 Петроградского

района Санкт-Петербурга и общеобразовательной гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга. Всего было обследовано 200 подростков: 50 девочек и 50 мальчиков в каждом образовательном учреждении. При этом важно отметить, что прием в классическую гимназию осуществляется по результатам непростых вступительных экзаменов на логику, память и общую эрудицию. В общеобразовательную гимназию №343 Невского района Санкт-Петербурга дети поступают без каких-либо вступительных экзаменов.

Процедура и методика исследования. В нашем исследовании использовалась компьютерная программа комплексной рефлексо-метрии «Исследование физиологических характеристик испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации», разработанная В.Г. Каменской, В.М. Урицким [4-9; 14; 18-20]. Из данной программы для изучения взаимосвязей между вербальным интеллектом и сенсомоторными реакциями подростков мы применили две фрактальные серии: в них межстимульные интервалы изменялись по фрактальному закону и имели фрактальную размеренность, равную 1,34. Указанные серии были представлены в виде сенсорных цепей с короткой экспозицией зрительных и акустических стимулов. Первая серия 1-1 позволяла определить скоростные характеристики сенсомоторных реакций на все стимулы (надо было нажимать на клавишу «пробел» при появлении всех стимулов: как зрительных, так и акустических), поэтому она была названа скоростной серией рефлексометрии (ССР). Вторая серия 2-1 позволяла оценить скоростные характеристики сенсомоторной интеграции при решении испытуемыми зрительной дифференцировочной задачи (давалась инструкция не реагировать нажатием клавиши на кружок красного цвета), в связи с этим она была названа дифференцировочной серией рефлексометрии (ДСР). Данная серия позволяла также определить у детей способность формировать тормозные реакции, что, в свою очередь, зависит от высокой пластичности нейрональных систем. Зрительные и акустические стимулы в сериях имели одинаковые качественные характеристики. Зрительные стимулы были представлены кругами зеленого, синего и красного цветов диаметром 40 мм с выравненной яркостью. Они появлялись в центре экрана монитора на 200 мс. В качестве акустического стимула использовался короткий гудок интенсивностью 70 дБ и длитель-

ностью 100 мс. Всего было 64 стимула, которые чередовались в случайном порядке с межстимульным интервалом в 1,0 с.

Регистрация показателей осуществлялась с помощью компьютерной программы, которая фиксировала значение ВР на каждый стимул. Во время выполнения рефлексометрических задач подсчитывалось среднее ВР каждого испытуемого на все раздражители с учетом знака реакции (^); среднее ВР на зрительные стимулы с учетом знака реакции (^-цвет); среднее ВР на акустические стимулы с учетом знака реакции (^-звук); количество ответных моторных реакций, опережающих стимул (фальстартов); количество пропущенных стимулов каждой модальности в отдельности; в задаче на зрительную дифференцировку (серия 2-1) подсчитывалось число нажатий на клавишу в ответ на кружок красного цвета (ошибки). Помимо вышеперечисленных параметров, программа оценивала распределение отдельных значений времени реакции каждого ребенка - индекс Херста (Н). С помощью его оценивается степень стохастической связности отдельных моторных реакций между собой. При значении индекса Херста больше -0,55 можно говорить о достоверной связности отдельных сенсомоторных реакций друг с другом. Наиболее оптимальным для организации мозговых процессов является диапазон значений индекса Херста от -0,55 до -0,75. Чем больше его значение в этом диапазоне, тем выше связность отдельных реакций испытуемых [14; 21]. Значение индекса Херста, равное -0,5, означает неопределенность - броуновское движение, а значения, меньшие, чем -0,5 свидетельствуют о случайном характере конкретных значениях ВР на сенсомоторные стимулы [15]. Данный показатель в применяемых нами сериях рефлексометрии имеет особо важное значение, так как уровень интеллекта тесно связан, прежде всего, с величиной индекса Херста во фрактально организованных потоках [11]. В связи с тем, что огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека оказывают лобные доли коры головного мозга, то можно говорить о том, что они становятся задействованными в осуществлении сеномоторных реакций и помогают контролировать эти реакции с помощью произвольного внимания, когда значение индекса Херста больше -0,55. Также, у каждого испытуемого на основе средних значений показателей «Л», «^-цвет» и «^-звук» был рассчитан по

27

каждому из них показатель «коэффициент вариативности латентного времени сенсомоторных реакций» (КВЛ), который показывает, какой процент от среднего значения латенции моторного ответа составляет стандартное отклонение [4]. Параметры «КВЛ сИ-цвет» и «КВЛ С1-звук» являются показателями точности сенсомоторных реакций на стимулы разной модальности, а параметр «КВЛ СЬ является интегральной оценкой структуры временного распределения всех двигательных реакций при выполнении рефлексометрического задания, что свидетельствует об устойчивом выполнении данного задания [4].

Статистическая значимость полученных данных оценивалась с помощью 1- критерия Стьюдента посредством использования пакета программ БРввНв.

Результаты и обсуждение

В нашем исследовании мы сравнивали три группы мальчиков и девочек, принципиально различавшихся по уровню развития вербального интеллекта. В I группу мальчиков и девочек вошли дети с высоким уровнем развития вербального интеллекта, во II группу -дети со средним уровнем развития данного показателя, и III группу составили дети с низким уровнем развития вербального интеллекта. При проведении нашего исследования были получены следующие результаты (см. табл. 1-2):

Мальчики и девочки I группы по сравнению с мальчиками и девочками III группы при выполнении простого рефлексометрического задания - ССР - менее точно реагируют на зрительные стимулы (они проявили значительно больший КВЛ по показателю «С1-цвет» -у мальчиков: 1эмп.=2,587; 1табл.=2,026; р<0,05; у девочек:

1эмп.=2,313; 1табл.=2,028; р<0,05). Помимо этого у мальчиков I группы по сравнению с мальчиками III группы при выполнении ССР менее четко выявляется общая структура временного распределения всех двигательных реакций (у них оказался значительно выше КВЛ по показателю «СЬ>: 1эмп.=4,564; 1табл.=3,574; р<0,001). На наш взгляд, данные факты объясняются тем, что мальчики и девочки III группы в большей степени по сравнению с мальчиками и девочками

I группы активизируют свой функциональный ресурс внимания и оперативной памяти (в простой фрактальной серии вырабатывается условный рефлекс на время). При этом дети I группы осуществляют

28

более качественные реакции на звуковые сигналы: мальчики реже пропускают акустические стимулы при выполнении ССР (1эмп.=2,493; 1табл.=2,026; р<0,05), а девочки более точно реагируют на акустические сигналы при выполнении ДСР (проявили значительно меньший КВЛ по показателю «^-звук»: 1эмп.=5,793; 1табл.=3,582; р<0,001). Важно отметить, что независимо от уровня развития вербального интеллекта дети совершали большое количество ошибок в дифференцировочной серии (46,5 % - 59,4 % от возможного количества ошибок). Исходя из этого можно предположить, что в данном возрасте тормозные реакции имеют еще довольно низкие показатели сформированности.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели выполнения скоростной серии 1-1

Показатели Подростки с высоким уровнем развития вербального интеллекта Подростки со средним уровнем развития вербального интеллекта Подростки с низким уровнем развития вербального интеллекта

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

С (мс) 193,11 ±60,5 199,81 ±65,44 198,06 ±61,3 200,61 ±65,29 207,16 ±35,83 212 ±57,36

КВЛ С ( %) 36,07 ±16,57 37,26 ±15,3 34,77 ±26,84 41,62 ±33,1 17,86 ±3,51 29,28 ±9,4

С1-цвет (мс) 176,72 ±60,18 163,69 ±89,27 175,33 ±56,54 173,88 ±66,16 177,74 ±40,41 181,8 ±53,44

КВЛ С1-цвет ( %) 42,99 ±30,06 65,32 ±53,24 34,76 ±18,31 62,14 ±123,32 24,18 ±7,01 33,47 ±15,83

С1-звук (мс) 241,39 ±99,87 307,88 ±79,05 261,06 ±107,09 280,21 ±107,78 294,89 ±101,42 273,8 ±81,1

КВЛ С1-звук ( %) 64,12 ±69,28 27,33 ±7,13 46,65 ±35,8 51,56 ±81,51 41,37 ±25,76 31,99 ±8,62

Пропуски цвета ( %) 0,13 0,42 0,87 0,64 0,58 1,11

Пропуски звука ( %) 0,89 2 2,16 2 5,84 3,68

Ф/ст ( %) 9,47 12,2 10,11 14,91 11,34 12,58

Н -0,58 ±0,09 -0,56 ±0,09 -0,56 ±0,07 -0,56 ±0,08 -0,54 ±0,09 -0,53 ±0,08

Сравнивая полученные результаты мальчиков и девочек между собой, при выполнении ССР были выявлены следующие особенности их сенсомоторной интеграции (см. табл. 1-2).

Таблица 2

Среднегрупповые показатели выполнения дифференцировочной серии 2-1

Показатели Подростки с высоким уровнем развития вербального интеллекта Подростки со средним уровнем развития вербального интеллекта Подростки с низким уровнем развития вербального интеллекта

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

С (мс) 226,61 ±60,15 202,31 ±68,76 222,75 ±54,13 214,86 ±51,08 223,26 ±80,33 221,3 ±68,79

КВЛ С ( %) 28,72 ±9,11 42,29 ±31,44 25,98 ±7,51 25,43 ±7,61 55,85 ±80,22 34,83 ±13,56

С1-цвет (мс) 176,67 ±79,16 127,81 ±106,08 154,47 ±80,05 158,77 ±74,79 177,95 ±93,17 167,4 ±84,9

КВЛ С1-цвет ( %) 57,09 ±33,35 76,23 ±53,43 91,04 ±163,85 64,6 ±67,04 47,26 ±28,96 78,42 ±70,15

С1-звук (мс) 327,33 ±89,69 351,69 ±54,39 359,92 ±84,68 328,55 ±88,22 334,21 ±94,44 329,8 ±83,69

КВЛ С1-звук ( %) 31,4 ±16,71 15,85 ±2,76 24,94 ±6,35 29,35 ±12,91 30,86 ±10,63 27,32 ±8,3

Пропуски цвета ( %) 2,22 0,69 2,04 1,16 0,82 2,11

Пропуски звука ( %) 8,21 3,63 7,89 5,53 14,42 8,95

Ф/ст ( %) 13,28 17,88 14,16 17,25 12,67 16,64

Ошибки ( %) 49,15 52,2 59,4 46,5 55,8 56,5

Н -0,54 ±0,07 -0,48 ±0,05 -0,49 ±0,06 -0,5 ±0,06 -0,51 ±0,06 -0,5 ±0,05

У мальчиков по сравнению с девочками вне зависимости от уровня развития вербального интеллекта при выполнении ССР наблюдается склонность к более точному реагированию на зрительные стимулы (у мальчиков I и II группы на уровне тенденции; мальчики III группы проявили значительно меньший КВЛ по показателю <^-цвет»: 1эмп.=2,388; 1табл.=2,023; р<0,05). Помимо этого, среди подростков I группы мальчики по сравнению с девочками при

выполнении ССР быстрее (1эмп.=2,163; 1табл.=2,032; р<0,05), но менее точно (проявили значительно больший КВЛ по показателю «^-звук»: 1эмп.=2,239; 1табл.=2,032; р<0,05) реагируют на звуковые сигналы. Во II и III группе подростков мальчики по сравнению с девочками при выполнении ССР более точно реагируют на все предъявляемые стимулы, а не только на зрительные раздражители (мальчики II группы значительно меньше делали фальстартов: 1эмп.=2,442; 1табл.=1,984; р<0,05, что говорит о более высокой работе тормозных механизмов при выполнении данного задания; мальчики III группы проявили значительно меньший КВЛ по показателю «Л»: 1эмп.=5,098; 1табл.=3,558; р<0,001).

Наиболее ярко проявились особенности сенсомоторной интеграции у мальчиков и у девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта в сравнительном анализе показателей сенсо-моторных реакций, которые были получены при выполнении ими простой рефлексометрической задачи - ССР и более сложной рефлексометрической задачи - ДСР (см. табл. 1-2).

У мальчиков с разным уровнем развития вербального интеллекта при усложнении рефлексомоторной задачи были выявлены следующие особенности сенсомоторной интеграции.

Мальчики I группы при выполнении ДСР остаются способными (хотя и в меньшей мере) четко дифференцировать и решать задачу, поставленную перед ними, стараясь работать в информационном потоке сенсорных стимулов и проявляя устойчивое произвольное внимание. Мальчики II группы перестают работать в информационном потоке сенсорных стимулов, они реагируют на предъявляемые раздражители без участия произвольного внимания (у них уменьшилось значение индекса Херста, которое стало меньше, чем -0,5: Н= -0,49, tэмп.=5,426; 1табл.=3,390; р<0,001). У мальчиков III группы уже при выполнении ССР связность отдельных реакций друг с другом была довольно слабо выражена, а при решении ДСР она практически отсутствует (Н= -0,51).

Мальчики I и II группы при выполнении ДСР стали медленнее реагировать на акустические сигналы (у них существенно увеличилось ВР при реагировании на акустические сигналы - у мальчиков I группы: tэмп.=2,716; 1табл.=2,028; р<0,05; у мальчиков II группы: tэмп.=5,171; 1табл.=3,390; р<0,001), а скорость восприятия зритель-

31

ной информации у них существенно не снижается. Также у мальчиков II группы при выполнении ДСР увеличивается среднее ВР на все стимулы вне зависимости от их модальности («Л»: tэмп.=2,156; 1табл.=1,984; р<0,05), но при этом у них более четко проявляется общая структура временного распределения всех двигательных реакций, повышается сконцентрированность двигательных реакций (у них существенно понизился КВЛ по показателю «Л»: tэмп.=2,254; 1табл.=1,894; р<0,05).

Мальчики II и III группы при выполнении ДСР в большей степени направляют свое внимание на восприятие зрительных стимулов (они стали делать большее количество пропусков акустических стимулов; мальчики II группы: tэмп.=3,516; 1табл.=3,390; р<0,001; мальчики III группы: tэмп.=2,145; 1табл.=2,024; р<0,05). Хотя у мальчиков

II группы также повысилось количество пропусков зрительных стимулов ^эмп.=3,029; 1табл.=2,626; р<0,01), но по сравнению с количеством акустических пропусков их было намного меньше - количество пропусков зрительных стимулов повысилось в 2,4 раза, а акустических - в 3,7 раза). В данном случае уменьшение КВЛ по параметру «^ - звук» ^эмп.=4,265; 1табл.=3,381; р<0,001) при решении ДСР у этой группы мальчиков не может быть показателем более высокой точности их сенсомоторных реакций на акустические стимулы.

У всех мальчиков вне зависимости от уровня развития вербального интеллекта при выполнении ДСР понижается качество сенсомоторных реакций. У мальчиков I и II при выполнении ДСР проявляется снижение скорости (что было рассмотрено выше) и точности сенсомоторных реакций. Также как и у мальчиков II группы, у мальчиков I группы увеличивается количество пропусков зрительных ^эмп.=2,089; 1табл.=2,028; р<0,05) и акустических ^эмп.=2,56; 1табл.=2,028; р<0,05) стимулов. У мальчиков II группы увеличивается количество фальстартов ^эмп.=2,643; 1табл.=2,626; р<0,01) и снижается точность реакций на зрительные стимулы (у них увеличился КВЛ по показателю «^-цвет»: tэмп.=2,437; 1табл.=1,984; р<0,05). У мальчиков III группы уменьшается точность реагирования на зрительные стимулы и становится менее четкой общая структура временного распределения всех двигательных реакций, снижается сконцентрированность двигательных реакций (у них существенно

32

увеличился КВЛ по показателям «^-цвет»: tэмп.=3,374;

^абл.=2,712; р<0,01; и «dt»: tэмп.=2,062; tтабл.=2,024; р<0,05).

При сравнении показателей сенсомоторных реакций девочек с разным уровнем развития вербального интеллекта при усложнении рефлексомоторной задачи были выявлены следующие особенности сенсомоторной интеграции.

Девочки вне зависимости от уровня развития вербального интеллекта при выполнении ДСР перестают работать в информационном потоке сенсорных стимулов, они реагируют на предъявляемые раздражители без участия произвольного внимания (у них уменьшилось значение индекса Херста, которое стало меньше или равно -0,5. У девочек I группы Н= -0,48, tэмп.=3,077; ^абл.=2,738; р<0,01; у девочек II группы Н= -0,5, tэмп.=4,615; ^абл.=3,381; р<0,001; у девочек III группы Н= -0,5). У девочек III группы уже при выполнении ССР связность отдельных реакций друг с другом была довольно слабо выражена.

У девочек I группы при выполнении ДСР улучшается точность реагирования на акустические сигналы (у них уменьшился КВЛ по показателю «^-звук»: tэмп.=6,01; ^абл.=3,622; р<0,001).

У девочек II группы при выполнении ДСР более четко проявляется общая структура временного распределения всех двигательных реакций, повышается сконцентрированность двигательных реакций (у них существенно понизился КВЛ по показателю <^Ь: tэмп.=3,566; ^абл.=3,381; р<0,001).

Девочки II и III группы при выполнении ДСР стали медленнее обрабатывать акустические сигналы (увеличилось ВР при реагировании на акустические сигналы; у девочек II группы: tэмп.=2,598; ^абл.=1,982; р<0,05; у девочек III группы: tэмп.=2,149; ^абл.=2,021; р<0,05), а скорость восприятия зрительной информации у них существенно не снижается.

Девочки II группы при выполнении ДСР в большей степени направляют свое внимание на восприятие зрительных стимулов, (они стали делать большее количество пропусков акустических стимулов ^эмп.=2,792; ^абл.=2,621; р<0,01). В данном случае уменьшение КВЛ по параметру «^-звук» ^эмп.=2,014; ^абл.=1,982; р<0,05) при решении ДСР у этой группы девочек не может быть по-

казателем более высокой точности их сенсомоторных реакций на акустические стимулы.

У девочек I группы при выполнении ДСР существенного снижения качества сенсомоторных реакций не наблюдается. У девочек II и III группы наблюдается снижение скорости при реагировании на акустические сигналы (данный факт был уже отмечен ранее) и точности сенсомоторных реакций (девочки II группы делают большое количество пропусков акустических сигналов, что было рассмотрено выше; у девочек III группы увеличился КВЛ по показателю <^-цвет»: tэмп.=2,795; 1табл.=2,704; р<0,01).

Сравнивая особенности выполнения ДСР мальчиками и девочками с разным уровнем развития вербального мышления, мы выявили дополнительные особенности их сенсомоторных реакций (см. табл. 1-2).

Среди подростков I группы у мальчиков по сравнению с девочками при решении ДСР хотя и наблюдаются более скоординированные друг с другом реакции (у них существенно больше значение индекса Херста: tэмп.=2,899; ^абл.=2,728; р<0,01), но они менее точно реагируют на акустические стимулы (КВЛ по показателю «^-звук» у данной группы мальчиков значительно меньше: tэмп.=3,888;

^абл.=3,601; р<0,001). Среди подростков II группы мальчики по сравнению с девочками при решении ДСР более скоординированно реагируют на акустические стимулы (у них КВЛ по показателю «^-звук» существенно меньше: tэмп.=2,273; ^абл.=1,984; р<0,05), но менее точно реагируют на зрительные стимулы (они значительно больше пропускали зрительных стимулов: tэмп.=2,105; ^абл.=1,984; р<0,05). Также данная группа мальчиков делает меньше фальстартов ^эмп.=2,343; ^абл.=1,984; р<0,05), но при этом совершает больше ошибок ^эмп.=4,373; ^абл.=3,390; р<0,001) - этот факт отражает различие в работе тормозных механизмов у мальчиков и девочек при выполнении данного задания. У мальчиков и девочек III группы существенных отличий в качестве сенсомоторных реакций при решении дифференцировочной задачи не наблюдалось.

Укорочение ВР на стимулы происходит постепенно и неуклонно с 3,5 лет и кончая студенческим возрастом, а после 40 лет меняется еще более постепенным его удлинением по мере процесса старения организма. В середине XX в., при выполнении простого рефлек-

34

сометрического задания среднее ВР на световой стимул у взрослых составляло 289 мс, а среднее ВР на звуковой сигнал, значительно меньше - 190 мс [3]. Большинство работ по изучению особенностей сенсомоторных реакций также подтверждают данный факт как на взрослой, так и на детской выборке [1; 12; 14]. В нашем исследовании наблюдается обратная тенденция при выполнении обеих сериях рефлексометрии. Так, при выполнении простого рефлексометрического задания (ССР) показатель «^-цвет» составил 175 мс, а «^-звук» - 277 мс. Сопоставительный анализ результатов выполнения данного задания, полученных 10 лет назад и недавно у студентов РГПУ им. А.И. Герцена, позволяет увидеть, что ВР на зрительные стимулы имеет слабую тенденцию к уменьшению, а на ВР акустические стимулы имеет более явную тенденцию к увеличению своих значений: 2003 г., испытуемые - студенты факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена, возраст 20-23 лет: «^-цвет» -258 мс, «^-звук» - 163 мс [7]; 2010 г., испытуемые - студенты Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, возраст 18-23 года: «^-цвет» 239 мс, на звук - dt-звук» 211 мс [18]; 2011 год, испытуемые -студенты психолого-педагогических специальностей РГПУ им. А.И. Герцена и ЕГУ И.А. Бунина, возраст 20-21 год: «^-цвет» 268 мс, на звук - dt-звук» 221 мс [14]. Мы предполагаем, что это связано, прежде всего, со следующими основными причинами. С одной стороны, в последнее время значительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, а у логопедических детей ВР на акустические сигналы существенно выше, чем у детей, не имеющих логопедических проблем [20]. С другой стороны, данный факт связан с прогрессом новых информационных технологий, которые начинают оказывать большое влияние на развитие детей уже с раннего дошкольного возраста и отрицательно сказываются на их вербальных способностях.

Выводы:

1. Мальчики и девочки с высоким уровнем развития вербального интеллекта по сравнению с мальчиками и девочками, проявившими низкий уровень развития данного признака, при выполнении ССР менее точно реагируют на зрительные стимулы. Помимо этого у мальчиков с высоким уровнем развития вербального интеллекта по сравнению с мальчиками, показавшими низкий уровень его раз-

35

вития, менее четко выявляется общая структура временного распределения всех двигательных реакций.

2. Мальчики и девочки с высоким уровнем развития вербального интеллекта осуществляют более качественные реакции на звуковые сигналы: мальчики реже пропускают акустические стимулы при выполнении ССР, а девочки более точно реагируют на акустические сигналы при выполнении ДСР. При этом вне зависимости от уровня развития вербального интеллекта тормозные реакции в данном возрасте имеют еще довольно низкие показатели сформированности.

3. У мальчиков по сравнению с девочками вне зависимости от уровня развития вербального интеллекта при выполнении ССР наблюдается склонность к более точному реагированию на зрительные стимулы. Среди подростков с высоким уровнем развития вербального интеллекта мальчики, по сравнению с девочками, быстрее, но менее точно реагируют на звуковые сигналы. Среди подростков со средним и низким уровнем развития вербального интеллекта мальчики, по сравнению с девочками, более точно реагируют на все предъявляемые стимулы, а не только на зрительные раздражители.

4. Среди подростков с высоким уровнем развития вербального интеллекта мальчики остаются способными (хотя и в меньшей мере) четко дифференцировать и решать задачу, поставленную перед ними, стараясь работать в информационном потоке сенсорных стимулов и проявляя устойчивое произвольное внимание. Девочки при выполнении данного задания теряют такую способность. Но если у мальчиков наблюдается снижение скорости и точности сенсомотор-ных реакций при усложнении рефлексометрической задачи, то у девочек существенно не ухудшается качество сенсомоторных реакций, а наоборот, улучшается точность реагирования на акустические сигналы. В связи с этим при решении ДСР девочки по сравнению с мальчиками более точно реагируют на акустические стимулы.

5. У подростков со средним уровнем развития вербального интеллекта при выполнении ДСР выявляется более четкая общая структура временного распределения всех двигательных реакций и повышается сконцентрированность двигательных реакций. Однако при этом отмечается снижение скорости и точности сенсомоторных

36

реакций, прежде всего при реагировании на акустические сигналы (что также говорит и о слабом селективном внимании у данной группы детей). Мальчики по сравнению с девочками при решении ДСР более скоординировано реагируют на акустические стимулы, но менее точно реагируют на зрительные стимулы. Также они делают меньше фальстартов, хотя при этом совершают больше ошибок (что отражает различие в работе тормозных механизмов у мальчиков и девочек при выполнении данного задания).

6. У мальчиков и девочек с низким уровнем развития вербального интеллекта уже при выполнении ССР связность отдельных реакций друг с другом была довольно слабо выражена, а при решении ДСР практически отсутствует (у мальчиков сохраняется небольшая возможность к проявлению скоординированных реакций во времени), что приводит к снижению точности сенсомоторных реакций, прежде всего, на зрительные стимулы. При реагировании на акустические сигналы во время выполнения ДСР у мальчиков существенно увеличивается количество их пропусков, а у девочек наблюдается увеличение ВР на данный вид стимулов.

Список литературы

1. Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции // Валеология. - Ростов н/Д., 2006. - № 3. - С. 82-93.

2. Айдаркин Е.К., Щербина Д.Н. Нейрофизиологические механизмы оценки перцептивного времени и их роль в сенсомоторной интеграции // Валеология. -Ростов н/Д., 2006. - №3. - С. 82-93.

3. Бойко Е.И. Время реакции человека. - М.: Медицина,1964. - 440 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Быкова Н.Б. Специфика сенсомоторной интеграции у детей и взрослых в норме и при интеллектуальных расстройствах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 24 с.

5. Вергунов Е.Г. Скорость реакции на стимулы различной модальности школьников с различной успеваемостью // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. ГРНТИ 14.25: Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы.

- СПб.: 2009. - № 98. - С. 255-258.

6. Вергунов Е.Г. Специфика простой и сложной сенсомоторной реакции у школьников с различной успеваемостью // Психология образования в поли-культурном пространстве. - Елец: ЕГУ им. А.И. Бунина, 2011. - Т.3. - №13.

- С. 43-47.

7. Викторова И.Г. Личностные и индивидные особенности студентов, осваивающих различные образовательные программы: автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. - СПб., 2003. - 22 с.

В. Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2008. - 24 с.

9. Деханова И.М. Типологические и поло-специфические особенности сенсомоторной интеграции и интеллектуального развития детей 6-7 лет // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. ГРНТИ 15: Психология. - СПб., 2008. - № 58. - С. 376381.

10. Зверева С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий. - СПб.: САГА, 2005. - 243 с.

11. Каменская В.Г., Алексеева E.E. Изучение стохастичности распределения моторных реакций студентов на стимулы зрительной и акустической модальности // Психологические исследования: электронный журн. - 2012. - №23.

- Т. 5. - С. 3.

12. Каменская В.Г. Косолапов В.П. Критерии нормального развития сенсо-моторной сферы детей дошкольного возраста // Ребенок в современном мире: материалы междунар. конф. - СПб., 2003. - С. 18-20.

13. Каменская В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Природные факторы и социальные условия успешности обучения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.: САГА, 2005. - 280 с.

14. Каменская В.Г. Томанов Л.В., Деханова И.М. Скоростные и стохастические показатели сенсомоторных реакций на динамические организованные зрительные и акустические стимулы // Психологический журнал. - М., 2011. - № 3.

- С. 128-136.

15. Ландэ Д.В. Основы интеграции информационных потоков. - Киев: Инжиниринг, 2006. - 239 с.

16. Николаева E.K Яворович К.Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопр. психологии. - 2013. - № 5. - С. 133-141.

17. Павлов К.И. Особенности сенсомоторных и перцептивно-моторных реакций у студенток с разным уровнем ювенильности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ГРНТИ 15: Психология. - СПб., 2012. - №153. - С. 217-229.

1В. Павлов К.И. Психофизиологические характеристики сенсомоторной интеграции студенток 18-23 лет с разной степенью ювенильности // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. ГРНТИ 15: Психология. - 2010. - № 125. - С. 77-81.

19. Руссак Ю.А. Психологические и психофизиологические особенности девушек 14-17 лет с разным темпом полового созревания: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02. - СПб., 2010. - 164 с.

20. Украинец О.В. Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02. - СПб., 2003. - 192 с.

21. Федер E. Фракталы. - М.: Мир,1991. - 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.