и результаты тестов и медицинских осмотров, записывают планы тренировок (продолжительность, интенсивность), а также каких результатов необходимо достичь, фиксируют даты и детали обслуженных матчей. Это наглядно отображает уровень подготовки или, например, успешное обслуживание игр. Также записывают своё мнение относительно умственных и физических результатов, оценки любых элементов, имеющих какую-либо степень трудности (умственную или физическую), которые могут возникнуть.
Регулярная запись этих деталей даёт возможность оценить эффективность тренировок и судейской деятельности и увидеть любые возможные изменения в чём-либо. Соответствующие записи помогут вовремя принять необходимые меры.
С. Н. Мишарина
Оценка физического и моторного развития младших школьников с нарушением зрения
Известно, что нарушение и аномалии функционирования зрительной системы отрицательно влияют на физическое и моторное развитие слабовидящих и слепых школьников.
Цель исследования: определение особенностей физического и моторного развития детей младшего школьного возраста в соответствии с характером основного нарушения развития и половыми признаками.
Организация исследования. В исследовании приняли участие дети с нарушением зрения, обучающиеся в 1-4 классах специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната № 1 им. К.К. Грота Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга в количестве 66 человек (37 мальчиков и 29 девочек). Средний возраст испытуемых составил 9,3±1,5 лет.
Результаты исследования. При анализе медицинских карт учащихся 27,43 % детей были отнесены к группе незрячих. Подобная патология может сочетаться с другими видами поражения нервной системы и соматическими заболеваниями, что значительно осложняет процесс обучения этих детей.
Анализ значений полученных антропометрических показателей позволил установить, что у слабовидящих (сл/в) мальчиков определено гармоническое развитие в 70,00 %; дисгармоническое - в 10,00 % и резко дисгармоническое - в 20,00 % случаях.
308
Среди слепых (сл) мальчиков 71,43 % детей имеют гармоническое, 14,29 % - дисгармоническое, 14,29 % - резко дисгармоническое развитие.
У сл/в девочек определено гармоническое развитие в 69,23 %, дисгармоническое - в 26,92 % и резко-дисгармоническое - в 3,85 % случаях.
Среди сл девочек 33,33 % имеют гармоническое развитие, 66,67 % - дисгармоническое. Детей с резко-дисгармоническим развитием в данной группе не выявлено.
В соответствии с принятой практикой оценка соматотипа определяется только при наличии гармонического развития.
Среди 70 % сл/в мальчиков с гармоническим физическим развитием (от всей их совокупности) микросоматотип определен у 33,33 % обследуемых, мезосоматотип - у 61,90 %, макросоматотип - у 4,76 %.
У 71,43 % сл мальчиков с гармоническим физическим развитием (от всей их совокупности) микросоматотип выявлен у 40,00 % обследуемых, мезосоматотип - у 60,00 %.
Среди 69,23 % сл/в девочек с гармоническим развитием (от всей их совокупности) микросоматотип установлен у 50,00 % обследуемых, мезосоматотип - у 38,89 %, макросоматотип - у 11,11 %.
У 33,33 % сл девочек с гармоническим развитием (от всей их совокупности) мезосоматотип определен у 100,00 % обследуемых.
Анализ средних значений показателей моторного развития этих детей позволил установить следующее.
Проявление быстродействия по показателям времени простой двигательной реакции как у сл/в, так и у сл девочек превышает результаты, показанные сл/в и сл мальчиками (сл/в мальчики - 0,23 с и сл/в. девочки - 0,22 с; сл девочки - 0,21 с и сл мальчики - 0,33 с).
По показателю максимальной частоты движения (10 с) результаты сл/в мальчиков превышают аналогичные показатели сл/в девочек: у мальчиков правая рука - 43 уд, левая - 38 уд; девочки -40 и 37 уд соответственно; в то время как результаты сл девочек оказались выше, чем у сл мальчиков: у мальчиков правая рука -47 уд, левая - 39 уд; у девочек - 51 и 55 уд соответственно.
Сл/в девочки показали способность точнее оценивать заданный темп движений (50 % от мах), чем сл/в мальчики: показатель средней ошибки у мальчиков правой рукой составил 17 уд., левой -19 уд; у девочек 14 и 16 уд соответственно. Среди сл школьников точнее оказались мальчики: величина ошибки у мальчиков правой рукой составила 15 уд, левой - 14 уд; у девочек - 17 и 20 ударов соответственно.
309
Среднее значение показателя кистевой динамометрии у сл/в и сл мальчиков значительно превышает значение этого показателя у сл/в и сл девочек: сила правой руки сл/в мальчиков - 16 кг, - левой - 15 кг; сл мальчиков по 13 кг каждой рукой; сл/в девочек - 10 и 9 кг соответственно и по 11 кг каждой рукой у сл девочек Полученные результаты характеризуются как нормальное половозрастное распределение в исследуемой возрастной группе.
Установлено, что точность проявления усилия (50 % от мах) у сл/в и сл девочек выше, чем у сл/в и сл мальчиков: у сл/в мальчиков величина показателя ошибки составила по 9 кг, у сл/в девочек правой рукой - 7 кг и 6 кг левой рукой; у сл мальчиков - 5 и 6 кг соответственно; у сл девочек 5 и 4 кг соответственно.
Коэффициент асимметрии по показателям частоты движений и силы кисти чуть выше 1, что указывает на доминирование праворукости школьников, независимо от степени нарушения зрения.
Средний показатель ошибки пространственной величины (50 см) составил у сл/в девочек 5,9 см, у сл/в мальчиков - 7,4 см. В группе сл учащихся величина ошибки у мальчиков оказалась меньше, чем у девочек (6 и 10,7 см соответственно).
По совокупности анализируемых показателей в группе испытуемых достоверных различий по половому признаку не выявлено.
Выводы. Полученные результаты позволили установить, что нарушение развития зрительной системы у младших школьников сопровождается дисгармоническим и резко дисгармоническим физическим развитием с доминированием мезосоматического типа телосложения. Наиболее низкий показатель физического развития отмечен у слепых девочек.
В сфере моторного развития у учащихся коррекционной школы выявлены наибольшие сложности при выполнении заданий на точность восприятия и воспроизведения пространственных величин и точности воспроизведения заданного усилия и темпа в соответствии со степенью нарушения зрения.
Таким образом, коррекция проприоцептивной чувствительности по усилию во времени и в пространстве является универсальной основой развития моторной сферы младших школьников с нарушением зрения.
310