Научная статья на тему 'Особенности физического развития детей 12-15 лет в зависимости от уровня двигательной активности'

Особенности физического развития детей 12-15 лет в зависимости от уровня двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1039
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТОТИП / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOMATOTYPE / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Русинова Инна Игоревна, Василенко Федор Иванович

В статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности, показатели развития физических качеств 458 школьников обоего пола в зависимости от уровня двигательной активности. Проведена оценка гармоничности темпа физического развития, выявлены учащиеся с дисгармоничным темпом физического развития, которым проведена коррекционная работа с целью гармонизации соматотипа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Русинова Инна Игоревна, Василенко Федор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of 12-15 - Year - Old Pupils' Physical Development Depending on the Motion Activity Level

The article considers anatomico-physiological features, indicators of physical qualities development of 458 schoolboys and girls depending on the motion activity level. Balance of physical development rate is evaluated; the students with disbalanced rate of physical development are revealed and the correctional work in order to balance somatotype is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития детей 12-15 лет в зависимости от уровня двигательной активности»

УДК 612.6

ББК 28.903,7

Русинова Инна Игоревна

соискатель г. Челябинск Rusinova Inna Igorevna Аpplicant for a Degree Chelyabinsk Василенко Федор Иванович доктор медицинских наук, профессор г. Челябинск Vasilenko Fedor Ivanovich Doctor of Medical Sciences, Professor Chelyabinsk

Особенности физического развития детей 12-15 лет в зависимости от уровня двигательной активности Features of Physical Development of Pupils 12-15 Depending on Level of Impellent Activity

В статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности, показатели развития физических качеств 458 школьников обоего пола в зависимости от уровня двигательной активности. Проведена оценка гармоничности темпа физического развития, выявлены учащиеся с дисгармоничным темпом физического развития, которым проведена коррекционная работа с целью гармонизации соматотипа.

In article anatomo-physiological features, indicators of development ofphysical qualities of458 schoolboys of both sexes depending on level of impellent activity are considered. Harmonicity of physical development rate is evaluated, the students with disharmonic rate of physical development and who were subject to the correctional work for the purpose of somatotype harmonization revealed.

Ключевые слова: соматотип, физическое развитие, двигательная активность.

Key words: somatotype, physical development, motion activity.

Актуальность. Основной закон детства - это неуклонный рост и развитие организма. Именно физическое развитие, являлось отражением морфологических и функциональных признаков, находящихся во взаимодействии с окружающей средой, более всего может характеризовать происходящие в данный момент времени изменения у каждого ребенка и популяции в целом [5].

Особенности современной жизни сделали значимыми социально- стрессовые нарушения, проявлениями которых являются депрессивные, астенические, вегетативные нарушения [2]. Особого внимания в этом отношении требуют дети 12-15 лет, которые являются наиболее восприимчивыми к изменяющимся условиям окружающей среды. Обоснование двигательного режима для детей и подростков, его нормирование, а также психических нагрузок является одной из проблем современной школы [1]. Известно, что наибольшее влияние на уровень здоровья оказывает образ жизни, в том числе: уровень двигательной активности и ментальных нагрузок, характер питания, наличие или отсутствие возможностей для полноценного отдыха. Необходимым методическим условием является организация мониторинга, предполагающего диагностику текущего состояния, программирование и осуществление корректирующих мероприятий непосредственно в учреждениях образования [4, 6, 7, 8 и др.].

Актуальность такого подхода получила подтверждение в приказе Министерства образования РФ № 1418 от 15.05.2000 года «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» и Постановлении Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Количественная оценка ФР может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (центильные и сигмальные шкалы, процент возрастной нормы) величинах [3].

Целью нашего исследования явилось изучение анатомо-физиологических особенностей, показателей развития физических качеств школьников в зависимости от уровня двигательной активности.

Организация исследования. Нами было обследовано 458 детей из шести общеобразовательных школ г. Челябинска. Из них 184 мальчика и 274 девочки в возрасте от 12 до 16 лет. Все дети были распределены по календарному возрасту и отнесены к соответствующей возрастной группе.

Методы исследования. Обследование включало: осмотр учащихся с проведением антропометрических измерений, оценкой физического развития с использованием метода центильного анализа. Проводился опрос учащихся с внесением данных в специально составленную анкету, анализ учетной формы № 112/у (амбулаторная карта ребенка). Проводилась оценка гармоничности физического развития ребенка по центильным таблицам А. Н. Узуновой [5]. Была проведена оценка основных морфометрических показателей (роста, веса, окружности грудной клетки). По мнению А. В. Мазурина, И. М. Воронцова (1985), В. А. Доскина, Х. Келлера, Н. М. Мураенко и др. (1997), центильные таблицы более просты в работе, они могут быть использованы для оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяют оценивать темпы индивидуального развития ребенка в онтогенезе.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди) может, соответственно, быть помещен в свою область, или свой «коридор», центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

Результаты исследования.

Из всех обследованных нами детей 261 человек развивается гармонично и 197 дисгармонично. У гармонично развивающихся был определен соматотип. 124 человека были отнесены к мезосоматотипу, 93 - к макросоматотипу и 44 - к микросоматотипу (таблица 1).

Таблица 1.

Оценка гармоничности физического развития детей 12-15 лет

п Негармоничное развитие Гармоничное развитие (соматотип)

Макросома-тотип Мезосома-тотип Микросома-тотип

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Всего 458 197 43,0 93 20,3 124 27,1 44 9,6

М 184 61 33,2 56 30,4 47 25,5 20 10,9

Д 274 136 49,6 37 13,5 77 28,1 24 8,8

Также все учащиеся были распределены, в зависимости от уровня двигательной активности, на занимающихся в спортивных секциях и занимающихся физической культурой только в пределах школьной программы (2 урока в неделю), что представлено в таблице 2. У гармонично развивающихся был определен соматотип.

Из лиц, занимающихся спортом (мальчиков), большинство детей были отнесенены к макросоматотипу и мезосоматотипу - 60 (73,2%), всего 4 (4,9 %) человек - к микросоматотипу. У мальчиков, не занимающихся спортом - 43 (42,2%) относились к макросоматотипу и мезосоматотипу, 16 (15,7 %) - составили микросоматотип. У девочек, занимающихся в спортивных секциях, так же, как и у мальчиков большинство - 60 (66,2%) - были отнесены к макросоматотипу и мезосоматотипу, к микросоматотипу - всего 11человек (12,2 %).

Таблица 2.

Учащиеся 12-15 лет с различным уровнем двигательной активности

п Негармоничное развитие Гармоничное развитие (соматотип)

Макро Мезо Микро

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Мальчики, 1 группа 82 18 22,0 34 41,5 26 31,7 4 4,9

Мальчики, 2 группа 102 43 42,0 22 21,6 21 20,6 16 15,7

Девочки, 1 группа 90 19 21,1 20 22,2 40 44,4 11 12,2

Девочки, 2 группа 184 117 63,6 17 9,2 37 20,1 13 7

Примечание: 1-я группа - учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях; 2-я группа - учащиеся, занимающиеся только физической культурой.

Таким образом, из таблицы 2 видно, что среди учащихся обоего пола, систематически занимающихся в спортивных секциях, высок процент детей с гармоничным физическим развитием, выше среднего и высоким. И, наоборот, у подростков, не занимающихся спортом, чаще встречается дисгармоничное развитие и высок процент детей с низким и ниже среднего физическим развитием.

Для того, чтобы выяснить является ли гармоническое развитие следствием адекватной физической нагрузки или генотипической особенностью данного индивидуума, а также может ли измениться дисгармоничный тип развития у ребенка при дополнительной физической нагрузке, нами было обследовано 109 детей. При отборе этих детей просматривали медицинскую документацию и в эту группу включали только детей, которые либо не имели хронической патологии (1, 2 группа здоровья), или это была хроническая патология в стадии компенсации (3 группа здоровья). Для количественной оценки антропометрических параметров использован метод параметрической статистики с вычислением таких показателей, как среднее арифметическое, стандартное отклонение ошибка

средней арифметической (т), критерий Стьюдента, уровень достоверности. Нами было проведено двухкратное измерение морфометрических показателей у этих школьников в течение одного года. При первичном обследовании дети с гармоничным типом развития составили 44 человека, из них систематически посещали спортивные секции 25 человек. Дети с дисгармоничным типом развития составили 59 человек, из них систематически посещали спортивные секции 12 человек, с резко дисгармоничным типом развития - 6 человек, из них никто не посещал спортивные секции. Было сформировано две группы. Экспериментальную группу составили дети с дисгармоничным и резко дисгармоничным типом в количестве 65 человек. Контрольную группу - дети с гармоничным типом развития в количестве 44 человек. При формировании контрольной группы, даже если у детей определялся микро- или макросоматотип, связанный с попаданием в крайние «коридоры» антропометрических показателей, соотношение массы к росту (масса - ростовое соотношение) было нормальным. Критерием исключения было наличие эндокринной патологии. Детям экспериментальной группы два раза в неделю проводились сеансы общего массажа и миостимуляции (стационарным аппаратом «Миоритм 040»). Схемы постановки электродов подбирались индивидуально, в зависимости от того, за счет какого критерия была обусловлена дисгармония. То есть отмечался наиболее отклоняющийся признак (масса, рост, окружность груди). Все мероприятия проводились в октябре с учетом периода адаптации к учебным нагрузкам и в апреле, в течение учебного года повторно. Через один год при измерении антропометрических показателей у детей экспериментальной группы (65 чел.) гармоничный тип развития статистически достоверно (р < 0,05) определялся у 29 человек. Из них у шести человек, ранее имевших резко дисгармоничный тип развития, статистически достоверно (р < 0,05) определялся дисгармоничный тип. У детей контрольной группы (44 чел.) ситуация осталась практически та же. Гармоничный тип развития определялся у 40 человек. У 4 человек, ранее имевших гармоничный тип, определялся дисгармоничный тип развития. Из 25 человек, систематически посещавших спортивные секции, согласно опросу, 18 человек продолжали систематические

занятия спортом, 7 человек перестали посещать спортивные секции по различным причинам.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что с помощью правильно подобранной дополнительной физической нагрузки возможно корректировать соматотип ребенка, а значит гармонизировать его физическое развитие.

Библиографический список

1. Айзман, Р. И, Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности / Р. И. Айзман, В. Б. Ру-банович // Физиология человека. - 1994. - Т. 20, № 3. - С. 136-142.

2. Антропова, М. В. Учебная нагрузка учащихся 1Х-Х классов и их режим дня / М. В. Антропова, Е. Г. Гребенкина, Л. А. Волкова // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. - М., 1986. -С. 7-33.

3. Антонова, Л. Г. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических условиях / Л. Г. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. - 1995. - № 6. - С. 22-28.

4. Баранов, А. А. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных болезней детей и подростков на 2005-2009 гг.» / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 120 с.

5. Узунова, А. Н. Физическое развитие детей / А. Н. Узунова, О. В. Лопатина, М. Л. Зайцева. - Челябинск : Изд-во ЧГМА, 2002. - 184 с.

6. Чубирко, М. И. Общие вопросы социально-гигиенического мониторинга / М. И. Чубирко, О. В. Клепиков, Г. А. Коновалов // Здравоохранение РФ. - 1999. - № 4. - С. 22-23.

7. Чичерин, Л. П. Современные технологии организации медико-социальной помощи подросткам / Л. П. Чичерин // Современный подросток : материалы всероссийской конференции с международным участием / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М., 2001. - С. 346-347.

8. Шубочкина, Е. И Гигиенические основы охраны здоровья подростков при профессиональном обучении и ранней трудовой деятельности : Авто-реф. дис. ... д-ра мед. наук / Е. И. Шубочкина. - М., 2001. - 41 с.

Bibliography

1. Aizman, R. I. Age-Related Changes of Morphofunctional Parameters and Physical Working Capacity of 10-14 Years Old Students with a Different Level of Physical Activity / R. I. Aizman, V. B. Rubanovich // Human Physiology. - 1994

- T. 20, No. 3. - P. 136-142.

2. Antropova, M. V. Educational Load of IX-X Year Students and Their Day Regimen / M. V. Antropova, E. G. Grebenkina, L. A. Volkova // Physiological and Hygienic Aspects of Educational Load of High-School Students. - M., 1986.

- P. 7-33.

3. Antonova, L. G. About Problem of Estimation of Children and Teenagers Health Status in Hygienic Conditions / L. G. Antonova, G. N. Serdyukovskaya // Hygienics and Sanitation. 1995. - No. 6. - P. 22-28.

4. Baranov, A. A. New Possibilities of Preventive Medicine in Solution of Children and Teenagers Health Problems. Comprehensive Program of Scientific Researches «Prevention of Most Frequent Diseases of Children and Teenagers for 2005-2009» / A. A. Baranov, V. R. Kuchma, V. A. Tutelyan, etc. - M. : GEOTAR-Media, 2006 - 120 p.

5. Uzunova, A. N. Physical Growth and Development. / A. N. Uzunova, O. V. Lopatina, M. L. Zaitseva. - Chelyabinsk : ChGMA Publishers, 2002. - 184 p.

6. Chubirko, M. I. General Issues of Social and Hygienic Monitoring / M. I. Chubirko, O. V. Klepikov, G. A. Konovalov. // The RF Health Care Service. -1999. - No. 4, P. 22-23.

7. Chicherin, L. P. Modern Technologies of Organization of Medical and Social Aid for Teenagers / L. P. Chicherin // Modern Teenagers : Materials of All-Russia Conference with International Participation / under the editorship of A. A. Baranova, V. R. Kuchma. - M., 2001. - P. 346-347.

8. Shubochkina, E. I. Hygienic Basics of Teenagers Health Protection in Course of Professional Education and Early Working Activity. Synopsis of thesis of E. I. Shubochkina, M. D. - M., 2001. - 41 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.