Научная статья на тему 'Влияние уровня двигательной активности на показатели физического развития учащихся 12-15 лет'

Влияние уровня двигательной активности на показатели физического развития учащихся 12-15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1073
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОМАТОТИП / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOMATOTYPE / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Русинова Инна Игоревна, Василенко Федор Иванович

В данной работе выявлены анатомо-физиологические особенности, показатели развития физических качеств 458 школьников обоего пола на современном этапе в зависимости от уровня двигательной активности. Проведена оценка гармоничности темпа физического развития, выявлены учащиеся с дисгармоничным темпом физического развития, которым проведена коррекционная работа с целью гармонизации соматотипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of motion activity level upon indicators of physical development of 12-15 years old pupils

The article reveals the anatomico-physiological features and indicators of physical development of 458 schoolchildren of both sexes at the present stage depending on the motion activity level. The harmonicity of physical development rate is evaluated; the pupils with disharmonic rate of physical development are identified and treated with correctional work in order to harmonize the somatotype.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня двигательной активности на показатели физического развития учащихся 12-15 лет»

Проблемы двигательной активности и спорта

УДК 612.7

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 12-15 ЛЕТ

И.И. Русинова, Ф.И. Василенко УралГУФК, г. Челябинск

В данной работе выявлены анатомо-физиологнческие особенности, показатели развития физических качеств 458 школьников обоего пола на современном этапе в зависимости от уровня двигательной активности. Проведена оценка гармоничности темпа физического развития, выявлены учащиеся с дисгармоничным темпом физического развития, которым проведена коррекционная работа с целью гармонизации соматотипа.

Ключевые слова: соматотип, физическое развитие, двигательная активность.

Введение. Основной закон детства - это неуклонный рост и развитие организма. Именно физическое развитие, являлось отражением морфологических и функциональных признаков, находящихся во взаимодействии с окружающей средой, более всего может характеризовать происходящие в данный момент времени изменения у каждого ребенка и популяции в целом [5].

Особенности современной жизни сделали значимыми социально-стрессовые нарушения, проявлениями которых являются депрессивные, астенические, вегетативные нарушения [2]. Особого внимания в этом отношении требуют дети 12-15 лет, которые являются наиболее восприимчивыми к изменяющимся условиям окружающей среды. Обоснование двигательного режима для детей и подростков, его нормирование, а так же психических нагрузок является одной из проблем современной школы [1]. Известно, что наибольшее влияние на уровень здоровья оказывает образ жизни, в том числе: уровень двигательной активности и ментальных нагрузок, характер питания, наличие или отсутствие возможностей для полноценного отдыха.

Необходимым методическим условием является организация мониторинга, предполагающего диагностику текущего состояния, программирование и осуществление корректирующих мероприятий непосредственно в учреждениях образования [4, 6-8 и др.].

Актуальность такого подхода получила подтверждение в приказе Министерства образования РФ №1418 от 15.05.2000 года «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников

образовательного учреждения» и Постановлении Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

Количественная оценка ФР может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (центильные и сигмальные шкалы, процент возрастной нормы) величинах [3].

Методы и организация исследования. Нами было обследовано 458 детей из шести общеобразовательных школ г. Челябинска. Из них 184 мальчика и 274 девочки в возрасте от 12 до 16 лет. Все дети были распределены по календарному возрасту и отнесены к соответствующей возрастной группе. После 3-х лет принят годичный интервал. Например, за 12 лет считается возраст детей от 11 лет 6 мес. до 12 лет 5 мес. 29 дн. и т.д. Обследование включало: осмотр учащихся с проведением антропометрических измерений, оценкой физического развития с использованием метода центиль-ного анализа. Проводился опрос учащихся с внесением данных в специально составленную анкету, анализ учетной формы № 112/у (амбулаторная карта ребенка). Антропометрические измерения были проведены у всех детей по общепринятым методикам (масса, длина тела, окружность грудной клетки). В настоящее время наиболее распространенными методами оценки физического развития индивидуума являются метод корреляции (по шкале регрессии) и метод непараметрической статистики (центильный анализ). Проводилась оценка гармоничности физического развития ребенка по центильным таблицам А.Н. Узуновой [5].

Проводилась оценка основных морфометрических показателей (роста, веса, окружности грудной клетки). Центильный метод является строго региональным. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в свою область, или свой «коридор», дентальной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

Пример конкретной оценки:

1. Ребенок Н., девочка, возраст на момент обследования 12 лет 11 месяцев, возрастная группа -13 лет. Длина тела - 164,5 см, масса тела - 61,2 кг, окружность груди - 86,0 см. Рост по таблице попадает в «коридор» № 6, оценивается, как «высокий». Окружность грудной клетки по таблице -«коридор» № 6, оценка, «высокая», масса тела по

возрастной группе 12 лет. Длина тела - 141 см, окружность груди - 78 см, масса тела - 35 кг. Рост по таблице попадает в «коридор» № 2, оценивается, как «низкий». Окружность груди по таблице -«коридор» № 5, соответствует «средним» величинам.

Масса тела по таблице - «коридор» № 3, расценивается ниже средней. Таким образом, у мальчика В. физическое развитие резко дисгармоничное, так как разность оценок роста и груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся признаком является рост ребенка.

Заключение: физическое развитие резко дисгармоничное.

Учитывая низкие показатели роста, следует решать вопрос об обследовании мальчика.

Из всех обследованных нами детей - 261 человек развивается гармонично и 197 дисгармонично. У гармонично развивающихся был определен соматотип. 124 человека были отнесены к мезосо-матотипу, 93 - к макросоматотипу и 44 — к микро-соматотипу (табл. 1).

Таблица 1

Оценка гармоничности физического развития детей 12-15 лет

п Не гармоничное развитие Гармоничное развитие (соматотип)

Макро Мезо Микро

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Всего 458 197 43,0 93 20,3 124 21,\ 44 9,6

Мальчики 184 61 33,2 56 30,4 47 25,5 20 10,9

Девочки 274 136 49,6 37 13,5 77 28,1 24 8,8

Таблица 2

Учащиеся 12-15 лет с различным уровнем двигательной активности

п Не гармоничное развитие Гармоничное развитие (соматотип)

Макро Мезо Микро

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Мальчики 1 группа 82 18 22,0 34 41,5 26 31,7 4 4,9

Мальчики 2 группа 102 43 42,0 22 21,6 21 20,6 16 15,7

Девочки 1 группа 90 19 21,1 20 22,2 40 44,4 11 12,2

Девочки 2 группа 184 117 63,6 17 9,2 37 20,1 13 7

Примечания: 1-я группа - учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях; 2-я группа - учащиеся, занимающиеся только физической культурой.

таблице - «коридор» № 6, оценка «высокая». Таким образом, у девочки Н. развитие гармоничное, так как все ее оценки равны 6, и разность между ними равна 0. При гармоничном развитии оценивается соматотип. Ребенок имеет сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е. должен быть отнесен к макросоматотипу.

Заключение: физическое развитие гармоничное, макросоматотип.

2. Ребенок В., мальчик, возраст 11 лет 7 месяцев. Возраст ребенка приравнивается к ближайшей

Так же, все учащиеся были распределены, в зависимости от уровня двигательной активности, на занимающихся в спортивных секциях и занимающихся физической культурой только в пределах школьной программы (2 урока в неделю), что представлено в табл. 2. Среди мальчиков систематически посещают спортивные секции 82 человека (не гармоничный тип - 18 (22,0 %)), не посещают — 102 (не гармоничный тип - 43 (42,0 %)). Среди девочек соответственно - 90 (не гармоничный тип —

19 (21,2 %)) и 184 (не гармоничный тип - 117

Проблемы двигательной активности и спорта

(63,6 %)). У гармонично развивающихся был определен соматотип.

Из лиц, занимающихся спортом (мальчиков) -34 (41,5 %) были отнесены к макросоматотипу, 26 (31,7 %) - к мезосоматотипу, 4 (4,9 %) - к микро-соматотипу. У мальчиков, не занимающихся спортом - 22 (21,6 %) - макросоматотип, 21 (20,6 %) -мезосоматотип, 16 (15,7 %) - микросоматотип. У девочек, занимающихся в спортивных секциях -

20 человек были отнесены к макросоматотипу, что составляет 22,2 %, к мезосоматотипу - 40 человек (44,0 %), к микросоматотипу - 11 человек (12,2 %). Из 184 девочек с низким уровнем двигательной активности 117 человек имеют негармоничный тип развития, 61 человек развивается гармонично. У 17 (9,2 %) девочек определяется макросоматотип, у 37 (20,1 %) - мезосоматотип, у 13 (7,0 %) - микросоматотип.

Таким образом, из табл. 2 видно, что среди учащихся обоего пола, систематически занимающихся в спортивных секциях, высок процент детей с гармоничным физическим развитием, выше среднего и высоким. И, наоборот, у подростков, не занимающиеся спортом, чаще встречается дисгармоничное развитие, а так же высок процент детей с низким и ниже среднего физическим развитием.

На рис. 1-2 изображено процентное соотношение гармонично развивающихся подростков. Среди мальчиков, занимающихся в спортивных секциях, чаще, чем у мальчиков, занимающихся только физической культурой, определяется макросоматотип (53 %) и мезосоматотип (41 %), а реже определяется микросоматотип (6 %), т.е. у подростков, занимающихся спортом, высок процент детей со средним, выше среднего и высоким физическим развитием. У мальчиков, не занимающихся спортом, чаще определяется мик-

росоматотип (27 %), реже макросоматотип (37 %) и мезосоматотип (36 %). То есть у этих подростков высок процент детей с низким и ниже среднего физическим развитием, и ниже процент детей со средним, выше среднего и высоким физическим развитием. Среди девочек обеих групп практически одинаково определяется соматотип. В обеих группах преобладает мезосоматотип. В группе учащихся, которые занимаются в спортивных секциях -57 %, и 61 % - в группе учащихся, занимающихся только физической культурой в школе. У этих детей среднее физическое развитие. Реже всего в обеих группах встречается микросоматотип (15 и 11 % соответственно), т.е. низкое физическое развитие. Макросоматотип, т.е. высокое физическое развитие, встречается по 28 % в обеих группах.

Для количественной оценки антропометрических параметров использован метод параметрической статистики с вычислением таких показателей, как среднее арифметическое, стандартное отклонение (§), ошибка средней арифметической (т), критерий Стьюдента, уровень достоверности.

Для того чтобы выяснить является ли гармоническое развитие следствием адекватной физической нагрузки или генотипической особенностью данного индивидуума, а также, может ли измениться дисгармоничный тип развития у ребенка при дополнительной физической нагрузке, нами было обследовано 109 детей. При отборе этих детей просматривали медицинскую документацию и в эту группу включали только детей, которые либо не имели хронической патологии (1,2 группа здоровья), или это была хроническая патология в стадии компенсации (3 группа здоровья). Нами было проведено 2-х кратное измерение морфометрических показателей у этих школьников в течение

■ Макро

Шезо

□ Микро

1 группа

2 группа

Рис. 1. Распределение гармонично развивающихся мальчиков по соматотипам в группах наблюдения: 1 группа - учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях; 2 группа - учащиеся, занимающиеся только физической культурой

одного года. При первичном обследовании дети с гармоничным типом развития составили 44 человека, из них систематически посещали спортивные секции 25 человек. Дети с дисгармоничным типом развития составили 59 человек, из них систематически посещали спортивные секции 12 человек, с резко дисгармоничным типом развития - 6 человек, из них никто не посещал спортивные секции. Было сформировано две группы. Эксперименталь-

ранее имевших резко дисгармоничныи тип развития, статистически достоверно (р < 0,05) определялся дисгармоничный тип. У детей контрольной группы (44 чел.) ситуация осталась практически та же. Гармоничный тип развития определялся у 40 человек. У 4 человек, ранее имевших гармоничный тип, определялся дисгармоничный тип развития. Из 25 человек, систематически посещавших спортивные секции, согласно опросу, 18 человек про-

3 группа

4 группа

Рис. 2. Распределение гармонично развивающихся девочек по соматотипам в группах наблюдения: 3 группа - учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях; 4 группа - учащиеся, занимающиеся только физической культурой

ную группу составили дети с дисгармоничным и резко дисгармоничным типом в количестве 65 человек. Контрольную группу - дети с гармоничным типом развития в количестве 44 человек. При формировании контрольной группы, даже если у детей определялся микро- или макросоматотип, связанный с попаданием в крайние «коридоры» антропометрических показателей, соотношение массы к росту (масса - ростовое соотношение) было нормальным. Критерием исключения было исключение эндокринной патологии. Детям экспериментальной группы два раза в неделю проводились сеансы общего массажа и миостимуляции (стационарным аппаратом «Миоритм 040»). Схемы постановки электродов подбирались индивидуально, в зависимости от того, за счет какого критерия была обусловлена дисгармония. То есть отмечался наиболее отклоняющийся признак (масса, рост, окружность груди). Все мероприятия проводились в октябре с учетом периода адаптации к учебным нагрузкам и в апреле, в течение учебного года повторно. Через один год при измерении антропометрических показателей у детей экспериментальной группы (65 чел.) гармоничный тип развития статистически достоверно (р < 0,05) определялся у 29 человек. Из них у шести человек,

должали систематические занятия спортом, 7 человек перестали посещать спортивные секции по различным причинам.

Таким образом, метод центильного анализа позволяет с большой степенью достоверности свидетельствовать о влиянии двигательной активности на физическое развитие ребенка. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что с помощью правильно подобранной дополнительной физической нагрузки, возможно, изменить соматотип ребенка, а значит гармонизировать его физическое развитие.

Литература

1. Айзман, Р.И. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10—14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович // Физиология человека. -1994. - Т. 20, М3.- С. 136—142.

2. Антропова, М.В. Учебная нагрузка учащихся IX—X классов и их режим дня / М.В. Антропова, Е.Г. Гребенкина, Л.А. Волкова // Физиолого-гигие-нические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. — М., 1986. — С. 7-33.

3. Антонова, Л.Г. О проблеме оценки состоя-

Проблемы двигательной активности и спорта

кия здоровья детей и подростков в гигиенических условиях / Л.Г. Антонова, Г.Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. —1995. -№6. —С. 22—28.

4. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных болезней детей и подростков на 2005-2009 гг.» / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, В.А. Тутельян и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. -120 с.

5. Узунова, А.Н. Физическое развитие детей / А.Н. Узунова, О.В. Лопатина, М.Л. Зайцева. — Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2002. -184 с.

6. Чубирко, М.И. Общие вопросы социально-

гигиенического мониторинга / М.И. Чубирко, О.В. Клепиков, Г.А. Коновалов // Здравоохранение РФ. -1999. -Nb 4.- С. 22-23.

7. Чичерин, Л.П. Современные технологии организации медико-социальной помощи подросткам / Л.П. Чичерин // Современный подросток: материалы всероссийской конференции с международным участием / под ред. A.A. Баранова, В.Р. Кучмы. -М., 2001. - С. 346-347.

8. Шубочкина, Е.И. Гигиенические основы охраны здоровья подростков при профессиональном обучении и ранней трудовой деятельности: автореф. дис. ... д-ра мед. наук/Е.И. Шубочкина. -М., 2001. -41 с.

Поступила в редакцию 17 июля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.