Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
дети / физическая работоспособность / мышечная сила / жизненная емкость легких / children / exercise performance / muscle strength / lung capacity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Я В. Чагаева, И В. Попова, А Н. Токарев, А В. Кашин, В А. Беляков

Проведен мониторинг физиометрических показателей (физическая работоспособность, мышечная сила, жизненная емкость легких) у детей школьного возраста за 15-летний период. Установлено, что за последние 15 лет у детей отмечается снижение физической работоспособности, мышечной силы и увеличение жизненной емкости легких, что необходимо учитывать педиатрам при выявлении отклонений в физическом развитии школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PHYSIOMETRIC PARAMETERS OF SCHOOLCHILDREN’ PHYSICAL DEVELOPMENT

The physiometric parameters (exercise performance, muscle strength, and lung capacity) were monitored in schoolchildren over the 15-year period. There has been a reduction in exercise performance, muscle strength and an increase in lung capacity in the past 15 years, which the pediatricians should take into account to detect physical development abnormalities in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

jijtirnena и санитария 2/2011

Схема 2

Заключение

Формирование патоморфоза лямблиоза у детей на фоне экологически обусловленной контаминации биосред

Многофакторное комбинированное, комплексное воздействие техногенных и биологических факторов

Иммунная система

Гепатобилиарная система

Т

Окислительный гомеостаз I-

Экообусловленная модификация патогенеза заболевания

Патоморфоз клиники, хронизация, осложнения

Иммуновоспалительный синдром

Дисбаланс окислительного гомеостаза

Синдром гепатобилиарных нарушений

тканевого дыхания, деструкция митохондрии, нарушение энергетического обеспечения и окислительно-восстановительных процессов, прямое и непрямое нейротоксическое действие.

Мембранодеструктивный, цитотокси чески й, дегенеративный механизмы влияния контаминант на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях приводят к развитию клинико-пато-генетических синдромов, характерных для пациентов с лямблиозной инфекцией, формирует в дальнейшем риск развития аутоиммунных, аллергических, дистрофических и диспластических (мутагенных) процессов (схема 1).

Формирование лямблиоза в условиях воздействия экообусловленных химических факторов происходит через патологическое влияние контаминант на иммунную, гепатобилиарную системы и окислительно-восстановительный гомеостаз, что приводит к развитию характерных клинико-лабо-раторных синдромов (схема 2).

Критериями идентификации данных синдромов являются повышение уровня АЛТ, АсАТ, МДА, снижение концентрации альбуминов, активности АОА и фагоцитоза, лимфоцитоз, увеличение концентрации карцино-эмбрионального антигена, низкий уровень 1§М.

В настоящее время отмечаются изменения в эпидемиологии, патогенезе и клиническом течении лямблиоза в детском возрасте, что обусловлено сочетанным влиянием биологического и химического факторов внешней среды. Распространенность про-тозооноза на урбанизированных территориях начинает преобладать над традиционно высокими показателями в сельской местности. Модифицирующее действие химической контаминации биосред при лямблиозе проявляется усилением процессов интоксикации и гепатобилиарных нарушений, переориентацией иммунологических реакций в цитотоксические и аутоиммунные. Данные особенности необходимо учитывать при оценке биологической опасности и риска влияния биологических факторов внешней среды на здоровье населения, а также при построении гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике лямблиоза на территориях с высокой антропогенной нагрузкой.

Л итература

1. Авдюхина Т. И., Константинова Т. Н., Кучеря Т. В., Горбунова Ю. П. Лямблиоз: Учебное пособие. — 2003.

2. Бандурина Т. Ю., Кнорринг Г. Ю. // Terra medika. — 2003. — № 4. - С. 23-27.

3. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году". — М., 2009. http://www.mnr.gov.ru

4. Клиническая паразитология. — 2002. — Женева: ВОЗ. — 2002. - С. 231-240.

5. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Пермском крае в 2008 году: Государственный доклад. — Пермь, 2009.

6. Сергиев В. П., Лобзин Ю. В. и др. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы). — СПб., 2006. — С. 2-444.

7. Состояние и охрана окружающей среды Пермского края в 2008 г.: Управление по охране окружающей среды Администрации Пермского края. http://www.permecology.ru/

8. Lemee К, Zaharia I. et al. // J. Antimicrob. Chemother. — 2000. - Vol. 46. - P. 819-821.

Поступила 16.02.10

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2011 УДК 613.955:572.51

Н. В. Чагаева, И. В. Попова, А. Н. Токарев, А. В. Кашин, В. А. Беляков

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава

Проведен мониторинг физиометрических показателей (физическая работоспособность, мышечная сила, жизненная емкость легких) у детей школьного возраста за 15-летний период.

Установлено, что за последние 15 лет у детей отмечается снижение физической работоспособности, мышечной силы и увеличение жизненной емкости легких, что необходимо учитывать педиатрам при выявлении отклонений в физическом развитии школьников.

Ключевые слова: дети, физическая работоспособность, мышечная сила, жизненная емкость легких

N. V. Chagaeva, I. V. Popova, A. N. Tokarev, A. V. Kashin, V. A. Belyakov. - COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PHYSIOMETRIC PARAMETERS OF SCHOOLCHILDREN1 PHYSICAL DEVELOPMENT

The physiometric parameters (exercise performance, muscle strength, and lung capacity) were monitored in schoolchildren over the 15-year period.

There has been a reduction in exercise performance, muscle strength and an increase in lung capacity in the past 15 years, which the pediatricians should take into account to detect physical development abnormalities in schoolchildren.

Key words: children, exercise performance, muscle strength, lung capacity

Физическое развитие является одним из объективных параметров здоровья детей, позволяющих определить риск развития заболеваний и решить вопрос о показаниях к углубленному исследованию [2, 4, 6]. Комплексная оценка физического развития детей, особенно школьного возраста, невозможна без определения показателей, характеризующих физические качества организма, позволяющих более точно установить состояние здоровья наблюдаемых и рационально распределить их по группам физического воспитания [3, 5).

Один из наиболее доступных методов изучения физических качеств — определение физической работоспособности (ФР), которое является надежным тестом для установления функционального состояния организма ребенка, так как снижение РФ — достоверный признак нарушения здоровья. ФР определяли по степ-тесту с однократной физической нагрузкой [1]. Для характеристики функциональных возможностей организма детей исследовали мышечную силу с помощью кистевой динамометрии. Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) определяли по данным спирометрии.

ФР исследовали в 2009 гг. у 428 детей (208 мальчиков и 220 девочек), в 1994 г. у 499 детей (235 мальчиков и 264 девочек) в возрасте 10—14 лет. ФР анализировали с учетом возраста, пола и морфологического типа телосложения. Данные, полученные при количественной оценке ФР у мальчиков и девочек в 1994 и 2009 г. представлены в табл. 1.

У детей в возрасте 10—13 лет констатировали непрерывное увеличение ФР как в 1994 г., так и в 2009 г.: у мальчиков в 1,7 раза, а у девочек в 1,8 раза.

Ежегодные темпы прироста ФР были неравнозначны. Так, минимальное нарастание ФР отмечалось у мальчиков в возрасте 10—11 лет (в 1994 г. — на 6,14 Вт, 8,6%, в 2009 г. - на 4,1 Вт, 5,8%), у девочек с 11 до 12 лет (в 1994 г. — на 8,53 Вт, 11,6%), с 10-11 лет (в 2009 г. - на 1,28 Вт, 3,5%). Максимальное увеличение ФР регистрировалось у мальчиков в возрасте 11 — 12 лет (в 1994 г. — на 26,74 Вт, 34,4%, в 2009 г. - на 28,47 Вт, 38%), у девочек в возрасте с 12 до 13 лет (в 1994 г. — на 32,71 Вт, 39,7%, в 2009 г. - на 33,28 Вт, 41,9%). Как в 1994 г., так и в 2009 г. во всех возрастных группах ФР у мальчиков была выше, чем у девочек. Заметные различия величины ФР у мальчиков и девочек отмечались в 1994 и 2009 гг. в возрасте 12 лет: ФР у

Чагаева Н. В. — ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения ([email protected]); Попова И. В. — доц. каф. пропедевтики детских болезней (рМа[email protected]); Токарев А. Н. — ассистент каф. пропедевтики детских болезней ([email protected]); Кашин А. В. — доц. каф. пропедевтики детских болезней, канд. мед. наук ([email protected]); Беляков В. А. — зав. каф. пропедевтики детских болезней, доц., канд. мед. наук, т. (8332) 37-47-00

девочек составила 78,8% показателя мальчиков в 1994 г. и 76,8% в 2009 г. У детей в возрасте с 13 до 14 лет выявили понижение ФР в 1994 г. (у мальчиков на 2%, у девочек на 1,9%) и в 2009 г. (1,5 и 2,8% соответственно).

ФР во всех возрастных периодах как у мальчиков, так и у девочек оказалась в 1994 г. больше, чем в 2009 г. (в среднем на 3,1 Вт у мальчиков и на 4,1 Вт у девочек). Максимальные различия показателей ФР за 15 лет отмечались у мальчиков 13 лет (5,85 Вт), у девочек 11 лет (10,76 Вт), минимальные — в возрасте 10 лет (у мальчиков — 0,73 Вт, у девочек — 1,05 Вт).

Сравнили результаты определения ФР у школьников с разными морфологическими типами телосложения. Обследовали в 2009 г. 85 детей, относящихся к микросоматическому типу, 290 детей — к мезосоматическому типу, 53 ребенка — к макросо-матическому типу телосложения и в 1994 г. 74 детей, относящихся к микросоматическому типу, 367 детей — к мезосоматическому типу, 58 детей — к макросоматическому типу телосложения.

При анализе ФР у детей с макросоматическим типом телосложения установили, что в 1994 г. повышение ФР отмечалось только у 43,2%, средний уровень ФР — у 37,9%, пониженный — у 18,9%, в 2009 г. — соответственно 44,3, 35,3 и 20,4%. Обращает внимание, что как в 1994 г., так и в 2009 г. среди детей с макросоматическим типом телосложения каждый второй ребенок имел дисгармоничное развитие за счет высокого роста или избыточной массы тела.

У детей с микросоматическим типом телосложения в 1994 г. в большинстве случаев (64,9%) констатировали понижение ФР, средний уровень ФР отмечался у 22,1% детей, повышенный — у 13%, в 2009 г. - соответственно 68,8, 20,8 и 10,4%. При анализе физического развития детей с микросоматическим типом телосложения и пониженным уровнем ФР выявили, что в 1994 и 2009 гг. каждый

Таблица 1

ФР детей, Вт (М ± т)

Возраст, годы 1994 г. 2009 г.

Мальчики:

10 71.59 ± 4,32 70,86 ± 4,30

11 77.73 ± 3,60 74,96 ± 3,40

12 104.47 ± 4,38 103,43 ± 4,28

13 125,11 ± 4,10 119,25 + 3,80

14 122,60 ± 5,79 117,52 ± 3,78

Девочки:

10 61,90 ± 6,79 60,85 ± 6,65

II 73,76 ± 2.96 63,00 ± 2,20

12 82.29 ± 2,76 79,40 ± 2,54

13 115,00 ± 4,98 112,68 ±4,62

14 112,90 ± 4,55 109,57 ± 4,25

да

гиена и санитария 2/2011

Таблица 2

Мышечная сила детей, кг (М ± т)

Возраст, Правая кисть Левая кисть

годы 1994 г. 2009 г. 1994 г. 2009 г.

Мальчики:

7

8

9

10

11

12

13

14

Девочки:

7

8

9

10

11

12

13

14

11.47 ± 0.3 12,43 ± 0,4 14,38 ± 0.5 17,07 ± 0.6 20,64 ± 0,5 22,86 ± 0.6 29,25 ±1.1 32,04 ± 1,4

9,47 ± 0,3 10,64 ± 0,3 12,25 ± 0,5

14.69 ± 0.5

16.70 ± 0,4 19,28 ± 0,7 23,58 ± 0,5 22,46 ± 0,7

10,31 ± 0,3 12,00 ± 0,3 13,13 ± 0,4 16,35 ± 0,5 19,64 ± 0,5 21.92 ± 0,6 28,44 ± 1,0

30.22 ± 1,2

8,93 ± 0,3 10.00 ± 0.3 11,55 ± 0,4 13,00 ± 0,4

14.23 ± 0,5 17,00 ± 0,6 22,00 ± 0,6 22,31 ± 0,7

11,29 ± 0.3 11,54 ± 0.4 13,43 ± 0,3 15,70 ± 0,4 18,88 ± 0,5 22,10 ± 0,6 27,98 ±1,1 30,96 ± 1,6

9,02 ± 0.2 9,58 ± 0,3 11,33 ± 0,5 13.03 ± 0,4 14,95 ± 0,4 18,22 ± 0,6 21,70 ± 0,5 20,62 ± 0,6

8,90 ± 0.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.51 ± 0,3 12.63 ± 0,3 15,00 ± 0,4

18.74 ± 0,5 21,03 ± 0,6 25,35 ± 1,0 26,02 ± 1,4

7,61 ± 0,2 8,74 ± 0,3 10,55 ± 0.4 12.00 ± 0.4 14,73 ± 0,4

15.52 ± 0.5 19.00 ± 0,5

20.75 ± 0,6

второй ребенок имел дефицит массы тела, а у каждого третьего ребенка был низкий рост. Дисгармоническое развитие при данном соматотипе обнаружили в 1994 г. в 24,7% случаев, в 2009 г. в 41,8% случаев.

Для более полной оценки физического развития у мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 14 лет определяли мышечную силу. Ее исследовали у 950 детей (466 мальчиков и 484 девочки) в 2009 г. и у 927 детей (466 мальчиков и 461 девочка) в 1994 г. (табл. 2).

Сравнительная оценка результатов кистевой динамометрии у детей позволила установить, что во всех возрастных группах мышечная сила у мальчиков превышала таковую у девочек как в 1994 г. (в среднем на 3,88 кг для правой и на 4,18 кг для левой кисти), так и в 2009 г. (на 4,20 и 3,70 кг соответственно).

При анализе полученных данных выявили, что у детей в 1994 г. шло непрерывное нарастание мышечной силы с 7 до 13 лет. Так, у мальчиков в 7 лет показатели динамометрии правой и левой кистей составляли соответственно 11,47 ±0,3 и 11,29 ±0,3 кг, а в 13 лет они увеличились до 29,25 ± 1,1 и 27,98 ± 1,1 кг (в 2,5 раза). У девочек в возрасте 7 лет показатели динамометрии правой и левой кистей были равны соответственно 9,47 ± 0,3 и 9,02 ± 0,2 кг, в 13 лет - 23,58 ± 0,5 и 21,70 ± 0,5 кг (увеличились в 2,5 раза). У мальчиков с 13 до 14 лет показатели динамометрии правой и левой кистей продолжали увеличиваться до 32,04 ± 1,4 и 30,96 ± 1,6 кг (р < 0,05) соответственно. У девочек в возрасте с 13 до 14 лет выявилось некоторое понижение показателей динамометрии (22,46 ± 0,7 и 20,6 ± 0,62 кг соответственно). В 2009 г. у мальчиков и девочек с 7 до 14 лет констатировали непрерывное нарастание показателей мышечной силы, которые достигали максимума для правой и левой кистей в 14 лет. Так, в 7 лет у мальчиков показатели динамометрии правой и левой кистей составляли соответственно 10,31 ± 0,3

и 8,90 ± 0,3 кг, а у девочек - 8,93 ± 0,3 и 7,61 ± 0,2 кг, в 14 лет у мальчиков — 30,22 ± 1,2 и 26,02 ± 1,4 кг, у девочек - 22,31 ± 0,7 и 20,75 ± 0,6 кг. Минимальный прирост мышечной силы отметили в 1994 г. у детей в возрасте с 7 до 8 лет (у мальчиков на 0,96 кг для правой кисти и на 0,25 кг для левой кисти, у девочек — на 1,17 и 0,56 кг соответственно), а в 2009 г. у мальчиков в возрасте с 8 до 9 лет для правой кисти (1,1 кг), в возрасте с 13 до 14 лет для левой кисти (0,7 кг), у девочек в возрасте с 13 до 14 лет для правой кисти (0,3 кг) и в возрасте с 11 до 12 лет для левой кисти (1,8 кг). Максимальный прирост мышечной силы зарегистрировали в 1994 г. у детей в возрасте от 12 до 13 лет (у мальчиков на 6,39 кг для правой кисти и на 5,88 кг для левой кисти, у девочек на 4,30 и 3,48 кг соответственно), в 2009 г. также в возрасте от 12 до 13 лет (у мальчиков на 6,5 и 4,3 кг, у девочек на 5,0 и 3,5 кг соответственно). Сравнительный анализ мышечной силы детей в зависимости от соматического типа телосложения показал, что во всех воз-растно-половых группах она увеличивалась как в 1994 г., так и в 2009 г. Мышечная сила у детей с макросоматическим типом телосложения была выше, чем у детей с микросоматическим типом телосложения в 1994 г. в 1,3—1,6 раза, а в 2009 г. — в 1,0—1,4 раза.

В целом мышечная сила по показателям динамометрии оказалась во все возрастные периоды как у мальчиков, так и у девочек в 1994 г. больше, чем в 2009 г. (в среднем на 1,3 кг у мальчиков и у девочек).

Полученные данные свидетельствуют, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения мышечной силы у детей по сравнению с их сверстниками в 1994 г.

ЖЕЛ определяли у 1004 детей (495 мальчиков и 509 девочек) в 2009 г. и у 954 детей (466 мальчиков и 488 девочек) в 1994 г. Сравнение ЖЕЛ у детей в возрасте от 7 до 14 лет позволило установить, что она зависит от пола и возраста (табл. 3).

Таблица 3

ЖЕЛ детей, л (М ± т)

Возраст, годы 1994 г. 2009 г.

Мальчики:

7 1,23 ± 0,06 1,26 ± 0,24

8 1,27 ± 0,57 1,30 ± 0,26

9 1,30 ± 0,04 1,33 ± 0,27

10 1,50 ± 0,05 1,55 ± 0,30

11 1,72 ± 0,07 1,79 ± 0,33

12 1,78 ± 0,07 1,82 ± 0,42

13 1,95 ± 0,12 2,03 ± 0,50

14 1,77 ± 0,08 2,10 ± 0,53

Девочки:

7 1,10 ± 0,06 1,12 ±0,18

8 1,16 ± 0,03 1,17 ± 0,20

9 1,19 ± 0,05 1,22 ± 0,23

10 1,28 ± 0,06 1,30 ± 0,30

11 1,41 ± 0,04 1,48 ± 0,30

12 1,37 ± 0,03 1,60 ±0,30

13 1,59 ± 0,07 1,66 ± 0,37

14 1,50 ± 0,06 1,78 ± 0,40

Полученные данные свидетельствуют о том, что у мальчиков во всех возрастных группах ЖЕЛ была выше, чем у девочек как в 1994 г., так и в 2009 г. (в среднем на 0,27 и 0,23 л соответственно). В 1994 г. в возрасте с 7 до 13 лет у детей отмечалась увеличенная ЖЕЛ (у мальчиков с 1,23 ± 0,06 до 1,95 ± 0,12 л, у девочек с 1,10 ± 0,06 до 1,59 ± 0,07 л), ас 13 до 14 лет обнаруживалась тенденция к уменьшению ЖЕЛ (у мальчиков до 1,77 ± 0,08 л, а у девочек до 1,50 ± 0,06 л). В 2009 г. в возрасте с 7 до 14 лет наблюдалось непрерывное нарастание ЖЕЛ. Так, в 7 лет показатели ЖЕЛ составляли у мальчиков 1,26 ± 0,24 л, у девочек 1,12 + 0,18 л, а в 14 лет — соответственно 2,10 ± 0,53 и 1,78 ± 0,40 л. Прирост показателей ЖЕЛ в возрасте с 7 до 14 лет отмечался в 1994 г. у мальчиков на 0,54 л, у девочек на 0,4 л, а в 2009 г. у мальчиков на 0,1 л, у девочек на 0,08 л. Следует отметить, что во все возрастные периоды как у мальчиков, так и у девочек показатели ЖЕЛ в 2009 г. были выше, чем в 1994 г. (в среднем на 0,05 л у мальчиков и на 0,09 л у девочек). Повышение ЖЕЛ за 15-летний период можно расценить как компенсаторно-адаптационный от-

вет на хроническую гипоксию школьников — жителей промышленных городов.

По результатам проведенного мониторинга можно сделать заключение, что у современных детей отмечается снижение таких физиометрических показателей, как ФР и мышечная сила, что свидетельствует об ослаблении мышечного компонента и должно учитываться педиатрами при выявлении указанных отклонений в физическом развитии и их коррекции.

Л итература

1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. // Мед. пробл. физ. культуры. - 1988. - № 6. - С. 38-41.

2. Давыденко Л. А. // Рос. педиатр, журн. — 2004. — № 3. — С. 52-54.

3. Крукович Е. В., Лучанинова В. Н., Нагирная Л. Н., Транков-ская Л. В. // Педиатрия. — 2004. — № 6. — С. 89-95.

4. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.

5. Кучма В. Р., Скоблина Н. А. // Рос. педиатр, журн. — 2008. — № 2. - С. 47-49.

6. Леонов А. В., Матвеева Н. А., Кузмичев Ю. Г. и др. // Рос. педиатр, журн. — 2004. — № 3. — С. 10—14.

Поступила 08.04.10

Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование

С Б. Т. 5ЕЛИЧКОВСКый 11 УДК «13.63

Б. Т. Величковский

НАНОТЕХНОЛОГИИ: ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕРАСТВОРИМЫХ НАНОЧАСТИЦ НА ОРГАНИЗМ

Российский государственный медицинский университет им. И. И. Пирогова, Москва

Для характеристики биологической активности наночастиц, кроме приборов, указанных в методических рекомендациях Роспотребнадзора "Оценка безопасности наноматериалов"(2007), следует использовать хеми-люминометр, более дешевый и простой в эксплуатации, дающий уникальную информацию об активации неспецифической бактерицидной системы фагоцитов при контакте с наночастицами. По характеру активации все наноматериалы могут быть разбиты на пять классов потенциальной опасности и канцерогенности.

Ключевые слова: наночастицы, потещиалыюя биологическая активность, канцерогенность, бактерицидная система фагоцитов, свободные радикалы

В. Т. Velichkovsky. - NANOTECHNOLOGIES: PREDICTION OF THE POSSIBLE NEGATIVE EFFECT OF INSOLUBLE NANOPARTICLES ON THE BODY

In addition to the devices given in the guidelines of the Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare "Evaluation of the Safety of Nanomaterials (2007) to characterize the biological activity of na-noparticles, one should use a chemiluminometer, a cheaper and easy-to-use device that gives unique information on the activation of the nonspecific bactericidal system of phagocytes in contact with nanoparticles. According to the nature of activation, all nanomaterials can be divided into 5 classes of potential hazard and carcinogenicity.

Key words: nanoparticles, potential biological activity, carcinogenicity, bactericidal system of phagocytes, free radicals

В наши дни одним из самых передовых направлений науки и техники становятся различные нанотехнологии. В связи с развитием производства и применения наноматериалов появилась новая актуальная задача — определение потенциального вреда наночастиц для здоровья

Величковский Б. Т. — акад. РАМН, д-р мед. наук, проф. каф. управления экономикой здравоохранения и медицинского страхования ([email protected])

человека. К наноматериалам и наноструктурам относят разнообразные объекты, размеры которых хотя бы в одной из трех размерностей меньше 100 нм (1 нм — миллиардная доля метра). Они могут быть трехмерными (фу-лероны, нанокристаллы), двухмерными (нанотрубки), одномерными (нанопленки). По происхождению различают 2 вида наноструктур: природные и искусственные. К природным наноструктурам относятся наиболее мелкие разновидности вирусов, молекулы ДНК. Многочисленные искусственные наноструктуры создаются на ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.