Научная статья на тему 'Региональные особенности физического развития мальчиков и девочек г. Кирова при рождении, в 1 год и в 7 лет'

Региональные особенности физического развития мальчиков и девочек г. Кирова при рождении, в 1 год и в 7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
505
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL CHARACTERISTICS / HARMONY OF DEVELOPMENT / REGIONAL DIFFERENCES / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тулякова О. В.

У 800 первоклассников г.Кирова ретроспективно изучены особенности физического развития при рождении и в 1 год, проспективно в возрасте 7 и 8 лет, и ростовые процессы – лонгитудинально в течение первого года обучения. Установлено, что антропометрические показатели мальчиков имели большую, чем у девочек величину при рождении, в один год, в 7, 8 лет. Выявлены региональные особенности гендерных различий показателей физического развития младших школьников. В 1 год среди мальчиков больше, чем среди девочек детей с макросоматическим типом телосложения и резко дисгармоничным развитием, в 8 лет больше детей-мезосоматиков, меньше макросоматиков и детей с резко дисгармоничным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of physical development at birth and at 1 year were studied in retrospect, at the age of 7 and 8 years – prospectively, while the growth processes were observed in a longitudinal study during the first year of learning. The subjects were 800 first-grades from Kirov. It was found that the anthropometric characteristics in boys were higher than in girls at birth, one year and 7, 8 years. There were identified factors of gender differences of physical development in primary school children. At the age of one year there are more boys than girls with makrosomatic physical type and highly disharmonious development, while at the age of 8 years old there are more children with mezosomatic type, less of those with makrosomatic type and highly disharmonious development.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности физического развития мальчиков и девочек г. Кирова при рождении, в 1 год и в 7 лет»

ВОЗРАСТНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК г. КИРОВА ПРИ РОЖДЕНИИ, В 1 ГОД

И В 7 ЛЕТ

О.В. Тулякова1, М.С. Авдеева, Е.Н. Сизова Вятский государственный гуманитарный университет

У 800 первоклассников г.Кирова ретроспективно изучены особенности физического развития при рождении и в 1 год, проспективно в возрасте 7 и 8 лет, и ростовые процессы - лонгитудинально в течение первого года обучения. Установлено, что антропометрические показатели мальчиков имели большую, чем у девочек величину при рождении, в один год, в 7, 8 лет. Выявлены региональные особенности гендерных различий показателей физического развития младших школьников. В 1 год среди мальчиков больше, чем среди девочек детей с макросоматическим типом телосложения и резко дисгармоничным развитием, в 8 лет больше детей-мезосоматиков, меньше макросоматиков и детей с резко дисгармоничным развитием.

Ключевые слова: физическое развитие, тип телосложения, гармоничность развития, региональные особенности, гендерные особенности.

Regional features ofphysical development of boys and girls living in kirov at different ages: at birth, 1 and 7 years old. The characteristics of physical development at birth and at 1 year were studied in retrospect, at the age of 7 and 8 years - prospectively, while the growth processes were observed in a longitudinal study during the first year of learning. The subjects were 800 first-grades from Kirov. It was found that the anthropometric characteristics in boys were higher than in girls at birth, one year and

7, 8 years. There were identified factors of gender differences of physical development in primary school children. At the age of one year there are more boys than girls with makrosomatic physical type and highly disharmonious development, while at the age of 8 years old there are more children with mezosomatic type, less of those with makrosomatic type and highly disharmonious development.

Key words: physical development, physical characteristics, harmony of development, regional differences, gender differences.

Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из важнейших показателей уровня здоровья населения, так как влияет на экономичность протекания всех функций организма и определяет пределы его адаптивных возможностей.

Контакты: 1 Тулякова О.В. E-mail: <hellga_25@mail.ru>

- 74 -

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда под воздействием средовых факторов происходит преобразование генотипических проявлений в фенотипические [16].

В детском возрасте морфологический статус является достаточно информативным ориентиром направления развития организма [6; 24], а параметры телосложения достаточно полно отображают общую картину возрастной динамики и приспособительных изменений организма [10].

Показатели длины и массы тела - являются фундаментом скрининг-оценки физического состояния детской популяции и важнейшими характеристиками морфофункционального статуса человека на протяжении всей его жизни [26]. Длина тела - основной маркер наследственности и скорости ростовых процессов у детей. Масса тела в большей степени маркирует индивидуальную реактивность на сумму экзогенных воздействий. Достижение определенного «критического» уровня массы тела является пусковым механизмом всей постнатальной жизнедеятельности [26]. Показатель окружности грудной клетки (ОГК) характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости [17]

Комплексная оценка физического развития позволяет определить уровень развития детей, выявить индивидуальные особенности развития и раскрыть эпохальные тенденции.

Для параметров физического развития характерен половой диморфизм. Он проявляется также в особенностях обменных процессов, темпах роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников, наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей [3].

Половые различия физического развития детей разного возраста (от новорожденных до старших школьников) изучены многими авторами [4; 9; 11; 18-21; 27; 28]. Ниже приведены данные литературы с учетом региона исследования и возраста обследуемых. Для более удобного изложения информации цифровой материал представлен в виде таблицы (табл. 1).

Физическое развитие детей при рождении и в 1 год.

Среди новорожденных г. Красноярска мальчики реже, чем девочки имели массу тела менее 3 кг и длину тела менее 50 см, но чаще имели массу тела более 4 кг и длину более 56 см, а индекс Кеттеле у них был больше, чем у девочек [7].

Новорожденные мальчики г. Кирова в начале 90-х гг. [22] превосходили девочек при рождении (длина тела 51-54 см против 49-53 см; масса тела 3,1-3,8 кг про-

тив 3,0-3,7 кг), в 1 год (длина тела 74-75 см против 73-76 см; масса тела 10,1-11,2 кг против 9,2-10,8 кг) и в дошкольном возрасте.

При исследовании детей г. Углич (Ярославская область) в 1 год 3 мес. установлено, что у девочек длина тела составила 76 см; масса тела - 11,6 кг, ОГК - 49 см; у мальчиков длина тела составила 74 см; масса тела - 9,5 кг, ОГК - 47 см [25].

Таблица 1

Гендерные особенности физического развития детей младшего школьного возраста различных регионов России (М или М±т)

Источник информации, год Город, число обследованных Воз- раст лет Мальчики Девочки

Рост, см Масса, кг ОГК, см Рост, см Масса, кг ОГК, см

Баранов А.А. и др. (2008, С. 96-98) г. Сыктывкар, п=34 6 114,4 20,1 56,4 114,5 19,9 54,8

Богданова Г. Н. (1998) г. Уфа 7 128,34 26,42 61,52 128,53 24,43 58,75

8 131,75 27,21 62,33 130,06 27,14 61,02

9 137,70 30,70 66,00 138,21 30,23 64,81

Поварго Е.А. и др. (2007) г. Уфа 7 125,06 25,46 61,15 124,32 24,38 59,14

8 128,24 26,78 62,26 127,04 25,35 60,35

9 132,63 29,07 64,00 132,26 28,52 62,49

Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А. (1993) г. Москва 8 127,9± 0,4 26,4± 0,3 60,5± 0,3 128,0± 0,5 26,2± 0,4 58,5± 0,3*

9 132,6± 0,5 ± IO ОО ^ 20 62,0± 0,3 132,6± 0,6 29,0± 0,5 60,4 ±0,4*

Кучма В.Р. и др. (2007, С. 52-54), 1995-97 гг. г. Москва, п=246 8 129,2 26,3 127,8 25,9

Кучма В.Р. и др. (2007, С. 52-54), 2003 г. г. Москва, п=217 8 128,4 25,2 128,4 25,0

Параничева Т.М. (2011) г. Москва, п=738 8 129,7± 0,5 28,6± 0,4 64,8± 0,4 128,1± 0,5 1± 20 63,5± 0,4

9 135,6± 0,5 33,0± 0,6 66,4± 0,6 135,4± 0,5 31,9± 0,5 65,2± 0,5

Давыденко Л.А. (2004) г. Волгоград 7 124,8± 0,4 25,2± 0,3 61,3± 0,4 124,5± 0,5 24,3± 0,3* 59,5± 0,4*

8 131,0± 0,5 28,3± 0,4 63,6± 0,4 128,9± 0,4* 26,2± 0,3* 60,0 ±0,5*

9 132,3± 0,5 29,3± 0,4 64,8± 0,5 133,1± 0,5 29,1± 0,5 63,6± 0,6*

Казин Э.М. и др. (2003) г. Кемерово, п=132 7 128,1± 1,43 24,7± 0,55 61,2± 0,78 126,3± 1,56 25,7± 1,17 61,1± 1,11

8 130,9± 0,92 26,8± 0,53 62,3± 0,58 128,3± 0,67* 25,4± 0,47* 61,3± 0,53

9 135,7± 0,89 28,3± 0,59 64,5± 0,51 134,4± 0,68 27,2± 0,64* 65,0± 0,63

Козак Л.М. и др. (2002) г. Киев, п=104 9 141,07 ±1,79 34,79 ±1,92 139,08 ±2,15 29,52 ±1,33 *

Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А. (1993) г. Горно-Алтайск 8 127,8± 0,6 27,9± 0,5 62,2± 0,3 125,9± 0,6* 25,2± 0,4* 61,2± 0,5*

9 133,2± 0,6 30,2± 0,6 65,3± 0,4 131,9± 0,6 27,6± 0,58 62,4± 0,4*

Матвеева Н.А. и др. (2003) г. Нижний Новгород 8 - 25,7 - - 25,0* -

г. Казань 8 - 27,0 - - 25,9* -

г. Ульяновск 8 - 26,4 - - 25,3* -

Примечание: * - достоверные отличия с мальчиками данной возрастной группы.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста. У девочек и мальчиков 6-ти лет, проживающих в условиях г. Сыктывкар и пос. Тарко-Сале, наблюдается сочетание высоких показателей длины тела и низких показателей окружности грудной клетки, т.е. «грацилизация» телосложения [3].

Данные о гендерных особенностях антропометрических показателей детей в 7 лет противоречивы. Установлено, что среди детей г. Кемерово в 7 лет мальчики достоверно не отличаются от девочек по росту, массе и ОГК [11]. По данным других авторов у 7-летних мальчиков по сравнению с девочками выше длина тела [4; 19], масса тела [19] и ОГК [28]. Для детей г. Волгограда показано, что в 7 лет мальчики не отличаются от девочек по росту, но превышают их по массе и ОГК [9].

В ряде исследований встречаются противоречивые данные о проявлении полового диморфизма в отношении тотальных размеров тела детей 8-ми лет. В 8 лет мальчики г. Кемерово [11] и г. Горно-Алтайска [27] достоверно превышают девочек по росту, весу, но не отличаются от них по величине ОГК. В г. Москве мальчики в 8 лет, напротив, не отличаются от девочек по длине тела и массе, но превышают их по величине ОГК [27]. В исследовании физического развития 738 детей г. Москвы, мальчики в 8 лет не отличаются от девочек по длине и массе тела [20]. По данным литературы у 8-летних мальчиков выше масса [19], длина тела [4; 19] и ОГК [28]. В г.Волгограде в 8 лет у мальчиков по сравнению с девочками выше длина тела, масса, ОГК [9]. По данным Матвеевой Н.А. и др. (2003) в 8 лет мальчики не отличаются от девочек по длине тела, но превышают их по массе тела, что показано в отношении детей Н.Новгорода, Казани, Ульяновска; в то же время для детей Оренбурга,

Перми и Саратовской области не выявлено половых различий по длине и массе тела [18].

Данные литературы о гендерных различиях антропометрических показателей у 9-летних детей также противоречивы. В г.Волгограде [9] и в Москве [27] 9-летние мальчики не отличаются от девочек по длине и массе тела, но превышают их по ОГК. В г.Кемерово [11] 9-летние мальчики достоверно превышают девочек по массе тела, но не отличаются по росту и ОГК. В г. Г орно-Алтайске [27] в 9 лет мальчики не отличаются от девочек по длине тела, но превышают по массе и ОГК. В исследовании 9-летних детей г. Москвы, мальчики не отличаются от девочек по длине и массе тела [20]. По данным авторов у 9-летних мальчиков по сравнению с девочками выше длина тела [4; 19], масса тела [19] и ОГК [28].

Ряд данных свидетельствует о различии в скорости биологического развития мальчиков и девочек. Окостенение пястных костей и фаланг кисти у девочек заканчивается на 2-3 года раньше (к 2-6 годам), чем у мальчиков [15]. Эти данные согласуются с представлением о более низкой скорости биологического развития у мальчиков [23]. В возрасте 3-7 лет среди мальчиков достоверно меньше, чем среди девочек процент детей с задержкой биологического развития (14,8% против 20,4%) и ниже процент детей с дисгармоничным развитием, обусловленным дефицитом массы тела (33,2% против 41,1%), но больше детей с гармоничным развитием (50,7% против 41,6%) [8].

Противоречивость данных говорит о необходимости дальнейших исследований. Вероятно проявление полового диморфизма антропометрических показателей, как и величина данных показателей в определенной степени, зависит от региона проживания.

Это объясняется тем, что основные антропологические характеристики (длина и масса тела, тип телосложения) представляют собой адаптивные признаки, существенно различающиеся у населения различных климато-географических областей [1], в специфических экологических условиях отбором поддерживаются те генные комплексы, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретной среды [2; 14]. При этом известно, что уровни наследуемости массоростовых соотношений и соматотипа в целом у женщин практически в два раза выше, чем у мужчин, а наследуемость пропорций тела (компонента эктоморфии) у женщин превышает «мужской» показатель в четыре раза. Другими словами, женский организм отличается большей генетической стабильностью; следовательно, реакция на изменившиеся или новые требования среды обитания в женских поколениях может развиваться с отставанием от «мужской линии потомков» [29].

Поскольку региональные особенности физического развития детей требуют уточнения, целью нашего исследования явилось изучение региональных, половых и возрастных особенностей физического развития детей г. Кирова.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании изучались особенности физического развития 800 первоклассников (432 мальчика, 368 девочек) г. Кирова. Выборка создавалась простым случайным способом и включала учащихся первых классов (мальчиков и девочек) общеобразовательных школ г. Кирова, участвующих в данном исследовании.

Данные, касающиеся физического развития при рождении и в 1 год получены ретроспективно, путем выкопировки из медицинских карт (учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка»).

У этих же детей изучены антропометрические показатели в 7 лет (начало 1-го класса, октябрь 2001 г., средний возраст 6,87 лет и 4,1 мес.) и в 8 лет (начало 2-го класса, октябрь 2002 г, средний возраст 7,88 лет и 3,96 мес.).

Для изучения ростовых процессов лонгитудинально в течение первого года обучения проводили исследование физического развития: 1 замер - в начале первого класса (октябрь), 2 замер - в средине (январь), 3 - в конце первого класса (май), 4

- в начале второго класса (октябрь).

По стандартным методикам оценивали величину абсолютных (рост, вес, окружность и экскурсия грудной клетки) и относительных (массо-ростовой индекс, индекс Рорера, индекс Пинье, индекс Кеттле) антропометрических показателей и динамику прироста абсолютных показателей.

Соматотип и гармоничность физического развития определяли с помощью цен-тильных таблиц, составленных для детей г. Кирова [22].

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке методами параметрической статистики. Вычисляли среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего (т), что выражали в тексте и таблицах в виде М±т. Различия оценивали по критерию Стьюдента (:) для независимых выборок и считали их достоверными при р<0,05 (в тексте обозначено «*»).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении гендерных и возрастных особенностей физического развития детей г.Кирова, выявлен ряд закономерностей.

Физическое развитие новорожденных и годовалых детей г. Кирова. Мальчики в сравнении с девочками при рождении и в 1 год имели большую массу, длину тела, окружность грудной клетки и величину массо-ростового индекса.

В 1 год у мальчиков выше индекс Кеттеле и меньше значения индекса Пинье. Среди мальчиков больше, чем среди девочек детей с резко дисгармоничным развитием, но меньше детей с гармоничным развитием; больше детей с макросоматиче-ским типом телосложения.

При изучении ростовых процессов установлено, что у мальчиков выше прибавка за первый год жизни и ежемесячная скорость прироста массы, длины тела и ОГК.

Показатели физического развития детей г. Кирова при рождении и в 1 год

ПОКАЗАТЕЛИ Мальчики Девочки Д

Показатели при рождении п М т п М т

Длина тела, см 301 52,47 0,14 264 51,65 0,14 *

Масса тела, кг 303 3,43 0,03 265 3,31 0,03 *

Окружность грудной клетки, см 301 34,03 0,09 262 33,62 0,10 *

Массо-ростовой индекс, г/см 299 65,31 0,37 264 63,91 0,37 *

Индекс Кеттле, кг/м2 299 12,44 0,06 264 12,37 0,06

Индекс Рорера при рождении, кг/м3 299 23,74 0,11 264 23,98 0,12

Индекс Пинье при рождении 301 14,87 0,13 265 14,91 0,20

Дети с микросоматическим типом телосложения, % 38 12,71 1,93 26 9,92 1,85

Дети с мезосоматическим типом телосложения, % 217 72,58 2,58 193 73,66 2,72

Дети с макросоматическим типом телосложения, % 44 14,72 2,05 44 16,79 2,31

Дети с гармоничным развитием, % 218 72,91 2,57 188 71,76 2,78

Дети с дисгармоничным развитием, % 58 19,40 2,29 53 20,23 2,48

Дети с резко дисгармоничным развитием, % 23 7,69 1,54 22 8,40 1,71

Показатели в 1 год

Длина тела, см 286 75,96 0,17 251 74,46 0,18 *

Масса тела, кг 286 10,56 0,06 251 9,87 0,07 *

Окружность грудной клетки, см 286 48,83 0,14 251 47,41 0,14 *

Массо-ростовой индекс, г/см 284 138,94 0,69 251 132,43 0,77 *

Индекс Кеттле, кг/м2 284 18,30 0,09 251 17,79 0,10 *

Индекс Рорера, кг/м3 284 24,15 0,14 251 23,93 0,14

Индекс Пинье 284 16,56 0,19 251 17,18 0,17 *

Дети с микросоматическим типом телосложения, % 48 16,90 2,22 59 23,51 2,68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети с мезосоматическим типом телосложения, % 188 66,20 2,81 168 66,93 2,97

Дети с макросоматическим типом телосложения, % 48 16,90 2,22 24 9,56 1,86 *

Дети с гармоничным развитием, % 124 43,66 2,94 141 56,18 3,13 *

Дети с дисгармоничным развитием, % 100 35,21 2,83 74 29,48 2,88

Дети с резко дисгармоничным развитием, % 60 21,13 2,42 36 14,34 2,21 *

Ростовые процессы в первый год жизни

Прибавка длины тела, см/год 276 23,51 0,19 245 22,81 0,18 *

Ежемесячная скорость роста длины тела, см/месяц 276 1,93 0,02 245 1,88 0,01 *

Прибавка массы тела, см/год 276 7,14 0,06 245 6,57 0,06 *

Ежемесячная скорость роста массы тела, см/месяц 276 0,59 0,00 245 0,54 0,01 *

Прибавка окружности грудной клетки, см/год 276 14,84 0,16 243 13,80 0,17 *

Ежемесячный прирост ОГК, см/месяц 280 0,32 0,02 237 0,26 0,02 *

Примечание: п - количество обследуемых, М - среднее арифметическое, т -

ошибка среднего; Д - достоверность различий, * - различия с мальчиками достоверны, р<0,05.

Наши результаты согласуются с данными литературы [7; 22]. Несмотря на высокую уязвимость плодов мужского пола в период внутриутробного развития [12], мальчики при рождении имеют более высокие антропометрические показатели. Требуется дальнейшее изучение факторов, влияющих на особенности физического развития в данный период онтогенеза, когда проявление антропометрических показателей в большей мере зависит от генетических факторов. Наиболее информативными показателями являются тотальные размеры тела и массо-ростовой индекс.

Физическое развитие первоклассников г. Кирова. В первом классе антропометрические показатели мальчиков имели большую, чем у девочек, величину.

Таблица 3

Показатели физического развития первоклассников г. Кирова

Показатели № Мальчики Девочки Д

п М т п М т

Длина тела, см 1 339 124,53 0,28 285 123,80 0,31

2 349 126,64 0,29 294 125,90 0,32

3 270 128,29 0,32 247 127,54 0,34

4 361 129,85 0,28 316 128,95 0,30 *

Масса тела, кг 1 339 25,04 0,21 285 23,98 0,22 *

2 339 26,19 0,22 288 24,93 0,24 *

3 270 26,67 0,25 247 25,29 0,25 *

4 348 27,99 0,23 295 26,77 0,25 *

Окружность грудной клетки, см 1 339 61,83 0,20 285 59,63 0,22 *

3 270 62,72 0,23 247 60,30 0,24 *

4 362 63,14 0,19 314 60,82 0,22 *

Экскурсия грудной клетки, см 1 358 4,56 0,07 304 4,38 0,08

3 322 4,39 0,08 287 4,30 0,08

4 362 4,78 0,08 315 4,64 0,09

Массо-ростовой индекс, г/см 1 340 200,60 1,35 285 193,22 1,49 *

2 314 207,03 1,51 266 198,26 1,65 *

3 289 207,10 1,56 261 198,19 1,60 *

4 339 214,62 1,48 287 206,27 1,59 *

Индекс Кеттеле, кг/м2 1 340 16,10 0,09 285 15,59 0,11 *

2 314 16,34 0,10 266 15,74 0,11 *

3 289 16,16 0,11 261 15,52 0,11 *

4 339 16,53 0,10 287 15,98 0,11 *

Индекс Рорера, кг/м3 1 340 12,94 0,08 285 12,61 0,09 *

2 314 12,92 0,08 266 12,51 0,09 *

3 289 12,62 0,08 261 12,18 0,08 *

4 339 12,75 0,08 287 12,40 0,08 *

Индекс Пинье 1 339 37,66 0,31 285 40,18 0,32 *

3 270 38,91 0,38 247 41,94 0,36 *

4 339 38,74 0,33 287 41,55 0,36 *

Микросоматический тип телосложения, % 1 24 7,08 1,39 27 9,47 1,73

3 21 7,78 1,63 31 12,55 2,11

4 21 6,19 1,31 27 9,41 1,72

Мезосоматический тип телосложения, % 1 263 77,58 2,27 204 71,58 2,67

3 219 81,11 2,38 176 71,26 2,88 *

4 278 82,01 2,09 209 72,82 2,63 *

Макросоматический тип телосложения, % 1 52 15,34 1,96 54 18,95 2,32

3 30 11,11 1,91 40 16,19 2,34

4 40 11,80 1,75 51 17,77 2,26 *

Дети с гармоничным развитием, % 1 270 79,65 2,19 215 75,44 2,55

3 214 79,26 2,47 187 75,71 2,73

4 277 81,71 2,10 224 78,05 2,44

Дети с дисгармоничным развитием, % 1 52 15,34 1,96 54 18,95 2,32

3 49 18,15 2,35 49 19,84 2,54

4 53 15,63 1,97 44 15,33 2,13

Дети с резко дисгармоничным развитием, % 1 17 5,01 1,19 16 5,61 1,36

3 7 2,59 0,97 11 4,45 1,31

4 10 2,95 0,92 20 6,97 1,50 *

Ростовые процессы в 1-ый год обучения

Скорость прироста длины тела стоя с октября по январь, см/мес 297 0,56 0,02 251 0,58 0,02

Скорость прироста длины тела стоя с января по май, см/мес 256 0,43 0,01 224 0,43 0,02

Скорость прироста длины тела стоя с мая по октябрь, см/мес 265 0,3l 0,01 24l 0,3l 0,01

Скорость прироста массы тела с октября по январь, кг/мес 280 0,32 0,02 23l 0,26 0,02 *

Скорость прироста массы тела с января по май, кг/мес 255 0,16 0,01 228 0,13 0,02

Скорость прироста массы тела с мая по октябрь, кг/мес 256 0,31 0,01 228 0,29 0,01

Скорость прироста окружности грудной клетки с октября по май, см/мес 263 0,14 0,01 234 0,13 0,01

Скорость прироста окружности грудной клетки с мая по октябрь, см/мес 273 0,14 0,01 250 0,13 0,01

Скорость прироста экскурсии грудной клетки с октября по май, см/мес 268 -0,02 0,01 23l -0,01 0,01

Скорость прироста экскурсии грудной клетки с мая по октябрь, см/мес 28І 0,08 0,02 25І 0,08 0,02

Примечание: «№» - номер замера: в начале 1-го года обучения (октябрь 2001 года) - 1 замер, в середине 1-го года обучения (январь 2002 года) - 2 замер, в конце 1-го года обучения (май 2002 года) - 3 замер, в начале 2-го года обучения (сентябрь 2002 года) - 4 замер.

При сопоставлении средних значений длины, массы тела и ОГК 7-летних детей с центильными таблицами [22], установлено, что у мальчиков длина и ОГК находятся в четвертом «коридоре», масса тела - в пятом; у девочек все значения -в четвертом «коридоре». Тип телосложения у среднестатистического l-летнего мальчика и девочки - мезосоматический, развитие гармоничное.

В l лет у мальчиков г. Кирова выше, чем у девочек масса тела (на 1,06 кг), окружность грудной клетки (на 2,2 см) и соответствующие индексы (массо-ростововй индекс, индекс Кеттле и Рорера), однако по длине тела они не отличалась.

Эти результаты согласуются с данными, полученными при исследовании l-летних детей г. Волгограда [9], согласно которым у мальчиков выше масса тела -на 0,9 кг и окружность грудной клетки - на 1,8 см, но нет отличий от девочек по длине тела. В тоже время наши результаты противоречат данным [ІІ], согласно которым l-летние мальчики г. Кемерово не отличаются от девочек по длине тела, окружности грудной клетки и массе тела.

При сопоставлении средних значений длины, массы тела и ОГК 8-летних детей с центильными таблицами [22], установлено, что у мальчиков и девочек все

значения находятся в четвертом «коридоре»; тип телосложения - мезосоматиче-ский, развитие гармоничное.

В 8 лет у мальчиков г. Кирова выше, чем у девочек масса тела - на 1,22 кг, ОГК

- на 2,32 см, длина тела - на 0,9 см, что согласуется с данными, полученными для детей 8-ми лет г. Волгограда [9] и г. Горно-Алтайска [27].

Частично эти результаты согласуются с данными других авторов. Во многих работах отмечается, что мальчики в 8 лет достоверно превышают девочек по массе тела, что отмечено для детей г. Волгоград [9], г. Кемерово [11], г. Киев [13], г. Горно-Алтайск [27], г. Нижний Новгород, г. Казань, г. Ульяновск [18]. И лишь отдельными авторами отмечено превышение по ОГК [9; 27] и по длине тела [9; 11; 27]. Так, согласно данным [18], в 8 лет мальчики превышают девочек по массе тела в Нижнем Новгороде - на 0,7 кг (25,7 против 25,0*), в Казани - на 2,1 кг (27,0 против 25,8*), в Ульяновске - на 1,1 кг (26,4 против 25,3*). Напротив, достоверных различий по массе между 8-летними мальчиками и девочками не выявлено для детей г. Уфа [5; 21], г. Москва [16, 20; 27], городов ПФО, за исключением трех вышеназванных [18].

В 7 и 8 лет у мальчиков г. Кирова был выше, чем у девочек массо-ростовой индекс, индекс Кеттеле, индекс Рорера, ниже индекс Пинье. Полученные результаты свидетельствуют о большей плотности тела у мальчиков и о меньшей склонности к развитию астенического типа телосложения.

В 8 лет среди мальчиков г. Кирова был выше, чем среди девочек процент детей-мезосоматиков и ниже процент детей-макросоматиков, ниже процент детей с резко дисгармоничным развитием. Наши результаты подтверждают данные Грицинской

В.Л. (2002), согласно которым среди 3-7-летних мальчиков достоверно больше, чем среди их сверстниц процент детей с гармоничным развитием (50,7% против 41,6%) и меньше - с дисгармоничным развитием (33,2% против 41,1%).

Изучение динамики ростовых процессов по ежемесячной скорости прироста соответствующих антропометрических показателей, позволило установить, что у мальчиков в сравнении с девочками, выше ежемесячная скорость прироста массы тела в первом полугодии, т.е. с октября по январь на 0,06 кг/мес. (0,32±0,02 кг/мес. против 0,26±0,02 кг/мес.*); во втором полугодии различий с девочками не обнаружено. Скорость прироста длины тела, ОГК, экскурсии грудной клетки у мальчиков на протяжении всего года была такой же, как у девочек.

Таким образом, нами изучены региональные особенности физического развития детей г. Кирова при рождении, в 1 год, в 7 лет и 8 лет, с учетом гендерных особенностей.

Данное исследование имеет практическое значение, т.к. разрабатывая программы здоровья, осуществляя физкультурную и оздоровительную работу, необходимо учитывать региональные особенности основных антропометрических показателей учащихся различного возраста и пола.

ВЫВОДЫ

1. Антропометрические показатели физического развития мальчиков (масса, длина тела, окружность грудной клетки, массо-ростовой индекс) имели большую, чем у девочек величину при рождении и в один год.

2. В 7 и 8 лет у мальчиков ниже, чем у девочек индекс Пинье, выше массоростовой индекс, индекс Кеттеле, индекс Рорера, масса тела, окружность грудной клетки; в 8 лет у них выше длина тела; в первом полугодии - выше ежемесячная скорость прироста массы тела.

3. В 1 год среди мальчиков больше, чем среди девочек детей с макросоматиче-ским типом телосложения, с резко дисгармоничным развитием, но в 8 лет больше детей-мезосоматиков, меньше детей-макросоматиков и ниже процент детей с резко дисгармоничным развитием.

4. Гендерные особенности физического развития первоклассников г. Кирова наиболее совпадают с данными, полученными при исследовании 7- и 8-летних детей г. Волгограда, 8-летних детей г. Г орно-Алтайска; по массе тела - с данными 8-летних детей г. Ульяновска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли: Биологические аспекты. - М., Изд-во МНЭПУ, 1998. - 279 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алтухов Ю.П., Курбатова О.Л. Проблема адаптивной нормы в популяциях человека. Генетика. - 1990. - 26 (4). - С. 583-598.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2008. - 216 с.

4. Белова Г.А. Состояние здоровья и умственная работоспособность учащихся младших классов, проживающих на территориях с повышенным уровнем радиационного загрязнения // Экол. образ.: актуал. пробл. - 2001. - №2. - С. 296-305.

5. Богданова Г. Н. Стандарты физического развития детей школьного возраста города Уфы: Информ.-метод. письмо. - Уфа, 1998.

6. Бутова О. А. Физиолого-антропологическая характеристика состояния здоровья подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. Наук. - М., 1999.

7. Васильева Е.В. Влияние факторов риска раннего развития на показатели функциональной зрелости ритмогенных структур коры головного мозга детей 7-8 лет г. Архангельска. IV Молодежная научная конференция Института физиологии Коми НЦ УрО РАН. - Сыктывкар, 2005. - С. 7-10.

8. Грицинская В. Л. Динамика развития детей дошкольного возраста Красноярска // Гигиена и санитария. - 2002. - № 3. - С 48-49.

9. Давыденко Л.А. Физическое развитие школьников Волгограда // Российский педиатрический журнал. - 2004. - №3. - С. 52-54.

10. Желтиков Ю. А. Особенности формирования телосложения школьников Тульской области // Экология человека. - 2009. - №04. - С. 15-19.

11. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Душенина Т.В., Галеев А.Р. Комплексное лон-гитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза// Физиология челлвека. - 2003. - Т.29, №1. - С. 70-76.

12. Канн Н.Е. Состояние внутриутробного плода и ранняя адаптация новорожденных в зависимости от пола и предлежания плода/ Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Владивосток, 2003. - 18 с.

13. Козак Л.М., Коробейникова Л.Г., Коробейников Г.В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. - 2002. - Т.28, №2. - С. 35-43

14. Козлов А.И. Физическое развитие детей России: география, урбанизация, социальные условия / Лекция, прочитанная 6 апреля 2005 на УШ Всероссийской школе-семинаре по возрастной физиологии и культуре здоровья «Школа и здоровье».

15. Корнев М.А., Агафонова Н.Н., Леонтьев С.В. Половой диморфизм в процессе окостенения кисти у детей // Морфология. - 1996. - Т. 109, №2. - С. 60.

16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Рапопорт И.К. Характеристика особенностей состояния здоровья и психофизиологического развития детей 5-7 лет (аналитические материалы). - М., 2007 - 141 с.

17. Литовченко О. Г., Соловьев В. С. Тотальные размеры тела уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7-20 лет // Экология человека. - 2007. - №8. - С. 2729.

18. Матвеева Н.А., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С. Этническо-территориальные особенности физического развития школьников в регионах Приволжского Федерального округа // Нижегородский медицинский журнал. - 2003. - №1. - С. 133139.

19. Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники (Антропология). ВИНИТИ. - 1991. - № 4. - 149 с.

20. Параничева Т.М., Бабенкова Е.А., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Новые исследования. - 2011. - № 3. -С. 33-46.

21. Поварго Е.А., Зигитбаев Р.Н., Шубина Х.3., Ямалетдинов А.Ш., Зулъкарнаев Т.Р. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста // Гигиена и санитария. - 2007. - №4. - С. 71-73

22. Попова И.В. Характеристика физического развития детей, проживающих в г. Кирове Кировской области: Автореф. дис. ... к.м.н. - Пермь: ПГМИ, 1994. - 22 с.

23. Сельверова Н.Б., Филлипова Т.А., Кожевникова О.В. Физиология развития нейроэндокринной системы//Физиология роста и развития детей и подростков /Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2000. - 584 с.

24. Сердюковская Г. Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможность метода // Гигиена и санитария. - 1981. - № 12. -

С. 50-53

25. Степанова М. В., Еремейшвили А. В. Физическое развитие детей дошкольного возраста и микроэлементный статус // Ярославский педагогический вестник. - 2011 - № 3 - Том III, С. 60-66.

26. Федотова Т. К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет // Педиатрия. - 2005. - № 5. - С. 92-94.

27. Ямпольская Ю.А., Михайлова С.А. Сравнение параметров физического развития современных школьников Москвы и Г орно-Алтайска // Г игиена и санитария. - 1993. - №11. - С. 35-37.

28. Kivastik J., Kingisepp P.-H. Differences in lung function and chest dimensions in school-age girls and boys// Clin. Physiol. - 1997. - V. 17, № 2. - P. 149-157.

29. Kozlov A.I., Vershubsky G.G. The morphological peculiarities of the populations of Eastern and Western Siberia. Anthropological Sciences (Tokyo). - 1998. - 106 (3). P. 245-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.