Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Емец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ»

УДК 371.711.8:572.51]( [47+57}-22)

Г. Ф. Беренштейн, А. Г. Караваев, П. А. Медведев, М. Н. Нурбаева

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

школьников

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Цель данного исследования — изучить динамику ряда физиометрнческих показателей (жизненную емкость легких, экскурсию грудной клетки, силу кистей рук и становую силу) у сельских школьников в возрасте от 10 до 14 лет и установить зависимость этих показателей от типа соматического статуса.

В 1980—1981 гг. нами обследовано более 1300 учащихся 4—8-х классов сельских школ Витебской области. У детей определяли соматометрические и физиоМетрнческие показатели физического развития. Обследование проводили по общепринятой методике (А. Б. Ставицкая и Д. И. Арон). Тип соматического статуса (микросоматический, мезосома-тический, макросоматический) определяли, исходя из длины и массы тела, окружности грудной клетки (И. И. Бах-рах и Р. Н. Дорохов). В разработку были включены данные практически здоровых детей, постоянно проживающих в сельской местности (560 мальчиков и 568 девочек). В каждой возрастно-половой группе было более 100 человек.

Анализ полученных данных показал, что распределение детей по типам соматического статуса происходит неравномерно. Среди мальчиков было больше с микросоматическим статусом (19,4%, а у девочек 14,3%), среди девочек — с макросоматическим статусом (16,1 %, а у мальчиков 14,6%). Дети мезосоматнческого статуса составляли большинство и у мальчиков (66%), и у девочек (69,5%). Наибольшее количество мальчиков микросоматического статуса было в возрасте 11 лет (29,3 %), девочек — в возрасте 10 (33,3%) и 11 (22,6%) лет. Макросоматический статус чаще встречался в 14 лет у мальчиков (32%) ив 12 и 13 лет у девочек (30,4 и 27 %).

Нами установлено также, что у 10-летних мальчиков жизненная емкость легких составляла 2113,4±20,55 мл и постепенно возрастала до 3543,7±79,4 мл в 14 лет. В среднем за год увеличение составило 357,6 мл, у микросомати-ков — 242 мл, у мезосоматнков— 348 мл, у макросомати-ков — 483,8 мл. У девочек жизненная емкость легких в 10 лет была 1850±25,5 мл, а к 14 годам достигала 2918± ±48,5 мл (в среднем прирост за год 267 мл). У девочек с микросоматнческим статусом в среднем за год это увеличение составило 198 мл, с мезосоматическим — 213 мл, с макросоматическим — 390 мл. Экскурсия грудной клетки за этот период также увеличилась и у мальчиков (от 5,5 до 7 см), и у девочек (от 5,1 до 6,4 см). Следует отметить, что значительно большим этот прирост был у макросомати-ков (у мальчиков на 3,5 см, у девочек на 4,5 см).

В 10 лет у мальчиков сила правой кисти составила 20,2±0,69 кг и повысилась к 14 годам до 36,6±0,99 кг (в среднем за год на 4,1 кг). В то же время у детей с микросоматнческим статусом это увеличение в среднем за год составило 3,4 кг, при мезосоматнческом статусе — 4 кг, при

макросоматическом — 4,9 кг. У девочек сила правой кисти в 10 лет была 14,6±0,25 кг, а в 14 лет — 27,9±0,4 кг ф (среднегодовое увеличение 3,3 кг). У девочек с микро- и мезосоматическим статусом увеличение силы правой кисти составило в среднем за год 3,2 кг, а у имевших макросоматический статус — 3,5 кг. Следует отметить, что сила правой кисти существенно не отличалась у девочек с разным соматическим статусом.

Сила левой кисти в 10 лет у мальчиков равнялась 19,0± ±0,46 кг, у девочек— 12,8±0,4 кг. К 14 годам ока увеличилась соответственно до 33,5 ±0,48 и 24,3±0,39 кг. Среднегодовой прирост составил у мальчиков 3,6 кг, у девочек 2,9 кг. У детей с микросоматическим статусом среднегодовое увеличение было соответственно 4 и 2,5 кг, у детей с макросоматическим статусом — 5,9 и 4,3 кг. Динамика становой силы у мальчиков выглядела следующим образом: от 68,1 ± 1,33 кг в 10 лет до 119,7±2,78 кг в 14 лет (за год * увеличение в среднем на 12,9 кг). У мальчиков с микросоматическим статусом среднегодовое повышение составило 10,3 кг, с мезосоматическим — 11,7 кг, с макросоматическим — 16,7 кг. У девочек в 10 лет становая сила равнялась 53,0± 1,13 кг, а в 14 лет — 84,6± 1,76 кг (за год увеличение составило в среднем 7,9 кг). У девочек микросоматического типа среднегодовой прирост был равен 7,3 кг, а при макросоматическом типе—7,1 кг. Таким образом, у девочек не наблюдалось четкой взаимосвязи между типом соматического статуса и уровнем становой силы.

Наибольшее увеличение изученных физиометрнческих показателей наблюдалось у мальчиков между 13 и 14 годами: жизненная емкость легких у них возросла на 617,3 мл, сила правой кисти на 5,5 кг, левой — на 5,6 кг, становая сила — на 15,2 кг.

У девочек наибольшее увеличение жизненной емкости легких наблюдалось в период между 12 и 13 годами (на 374,2 мл), силы правой кисти—между 10—11 (3,4 кг) и 13—14 (3,5 кг) годами, силы левой кисти—между 10—11 (3,7 кг) и 11—12 (3,6 кг) годами, становой силы — между 10—11 (12,3 кг) и 11—12 (11 кг) годами.

Таким образом, следует отметить, что у мальчиков каждой возрастной группы более высокие физнометрические показатели, чем у девочек. Имеется различие в возрастных темпах прироста показателей. У мальчиков выражена четкая взаимосвязь между величиной показателя и типом соматического статуса, у девочек эта взаимосвязь наблюдается не всегда.

Литература. Бахрах И. И., Дорохов Р. Н. — В кн.:

Детская спортивная медицина. М., 1980, с. 165—171. Ставицкая А. Б., Арен Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.

Поступила 26.04.82

УДК 612.825.8:612.745.6]-057.875:378.679.6

А. И. Емец

ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В СВЯЗИ С ИХ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Луцкнй педагогический институт им. Леси Украинки

Проблема активизации познавательной деятельности вести работу с ними, опираясь на знание их возможно-

студентов привлекает внимание все более широких кругов стей, — очень важное условие успешной педагогической де-

педагогнческой общественности. Научить студентов полнее ятельности в вузе.

использовать и развивать свои способности и качества и Согласно современным требованиям, при подготовке спе-

циалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их психофизиологические возможности по восприятию новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности.

Обучение студентов на факультетах физического воспитания педагогических институтов имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с чередованием умственных нагрузок с достаточно большими физическими. Одним из специфических требований к обучению на факультетах физического воспитания является повышение студентами спортивного мастерства в избранном виде спорта. Данные литературы (А. П. Лаптев; П. А. Рудик; А. В. Родионов, и др.) свидетельствуют о том, что систематические занятия различными видами спорта оказывают неодинаковое влияние на совершенствование отдельных психофизиологических функций. Их выраженность зависит как от требований вида спорта, так и от условий, в которых осуществляется спортивная деятельность. По мнению ряда авторов (Б. Г. Ананьев; Н. Е. Милитанская, и др.), выраженность процессов внимания, памяти и мышления существенно влияет на успешность обучения в вузе.

Учитывая сказанное, мы попытались изучить влияние занятий различными видами спорта на показатели умственной работоспособности студентов факультета физического воспитания педагогического института. Умственную работоспособность изучали по показателям выраженности процессов внимания и оперативной памяти, а также успеваемости. Для этой цели использовали задания на арифметические действия, модифицированные таблицы Шульце, методику И. А. Кулака по исследованию памяти.

Задания с арифметическими действиями сводились к тому, чтобы как можно быстрее выполнить сложение и вычитание трехзначных чисел на протяжении 2 мин. Учитывали число правильных действий.

Поиск чисел проводили по специально изготовленным таблицам размером 40X30 см, в которых в случайном порядке располагались числа от 1 до 24 красным и черным шрифтом. Учитывали скорость просмотра на двух таблицах в минутах и секундах.

Оперативную память мы оценивали на основании установления количества сигналов, которые человек может освоить с одного предъявления. Использовали 10 семисиг-нальных комплексов, состоящих из гласных букв русского алфавита.

Умственную работоспособность изучали у 136 студентов факультета физического воспитания Луцкого педагогического института им. Леси Украинки, которые специализировались в различных видах спорта: спортивных играх —50 человек, легкой атлетике — 50, борьбе — 36.

Полученные данные обработаны статистически. Результаты исследований представлены в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что показатели, характеризующие умственную работоспособность студентов, занимающихся различными видами спорта, неодинаковы.

Задания с арифметическими действиями быстрее всех выполнили лица, занимающиеся спортивными играми. По количеству выполненных действий они значительно превосходят студентов, занимающихся другими видами спорта (/><0,005). Разница в допущенных ошибках у представителей всех видов спорта незначительна.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели умственной работоспособности у представителей различных видов спорта (М ± т)

Задание

Специализация арифметические действия с таблицами Шульце объем памяти

Спортивные игры Легкая атлетика Борьба 38,2±2,3 32± 1,2 31,3±2,4 3,26±12,1 4,05±13,1 3,36±28,8 4,44±0,95 4,11 ±0,67 4,07±0,68

Таблица 2

Средние показатели и уровни успеваемости студентов различных спортивных специальностей

Уровень успеваемости, %

Специализация Среди и ft балл высокий средне-высокий средний

Спортивные игры Легкая атлетика Борьба 4,12 3,85 3,99 46,6 26,6 40 46,8 56,8 43,4 6,6 16,6 16,6

Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента с помощью таблиц, показывает, что студенты, занимающиеся спортивными играми, выполняют задание за 3 мин 26 с, в то время как легкоатлеты —4 мин 5 с.

Индивидуальные показатели свидетельствуют о том, что из всех испытуемых наиболее быстро выполнил задание баскетболист С., который затратил на выполнение задания 2 мин 9 с.

При исследовании объема оперативной памяти установлено, что занимающиеся спортивными играми также имеют более высокие показатели по сравнению с представителями других видов спорта (Р<0,05). Они осваивают из каждого семисигнального комплекса 4,44 сигнала, «игровики» в 48,8 % случаев — 5—7 сигналов, легкоатлеты и борцы соответственно лишь в 39 и 38 % случаев осваивают 5—7 сигналов.

Таким образом, полученные результаты по каждому заданию свидетельствуют о том, что занимающиеся спортивными играми имеют преимущества в показателях характеризующих умственную работоспособность. Это объясняется, по-видимому, особенностями игровой деятельности, которая способствует развитию мыслительных процессов в большей мере, чем занятия другими видами спорта. Учитывая данные литературы и результаты настоящих исследований, мы проанализировали успеваемость студентов, занимающихся спортивными играми, легкой атлетикой и борьбой.

На основании экзаменационных и сводных ведомостей мы изучили успеваемость 150 студентов-спортсменов, закончивших институт в последние годы. При анализе не учитывали оценки по спортивным дисциплинам и не анализировали успеваемость студентов, имеющих индивидуальный график обучения или слабую спортивно-техническую подготовку. В основном это были спортсмены I разряда по рассматриваемым видам спорта.

В зависимости от среднего балла оказалось возможным разделить всех студентов-спортсменов по уровням успеваемости: высокий — от 4,1 до 5 баллов, средневысокий — 3,6—4 балла, средний 3—3,5 балла.

Показатели успешности обучения представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, занимающиеся спортивными играми учились более успешно, чем легкоатлеты и борцы.

Среди множества факторов, влияющих на успеваемость студентов, очевидно, играет роль спортивная специализация. Полученные данные об уровнях умственной работоспособности и успеваемости студентов различной спортивной специализации могут служить основанием для индивидуализации процесса обучения на факультетах физического воспитания.

Литература. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л'.. 1968. Кулак И. А. Психические и физиологические функции организма человека и система НОТ. Минск. 1974, с. 108— 113.

Лаптев А. П.—Теор. и практ. физ. культуры, 1972, № 9. с. 57-59.

Милитанская Н. Е. Соотношение успешности учения и общего интеллектуального развития. Автореф. дис. канд. Л., 1972.

Психология. Пол ред. П. А. Рудика. М.. 1974. с. 448. Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей М„ 1973, с. 97.

Поступила 31.03.8?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.