занные с колебаниями центра тяжести спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Различие траекторий центра масс атакующего спортсмена в процессе выполнения передней подножки разными способами / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, А.А. Поципун, О.В. Ошина // Теория и практика физической культуры.-2021.-.№ 8.-С.88-90
2. Мельникова А.С. Биомеханический анализ техники классического броска через бедро в дзюдо / А.С Мельникова : Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Физическая культура. Спорт. Здоровый образ жизни в XXI веке» Могилев, 10-15 декабря 2018 года С.123-126
3. Дзюдо.Тошихико Кога : [видеоролик] // [Канал пользователя видеохостинга YouTube] eduardkim, 1984. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=uyUKrsTt2yo (дата обращения: 27.06.2022).
4. Top 10 Ippon Seoi and Seoi Nage Compilation : : [видеоролик] // [Канал пользователя видеохостинга YouTube] Judo Spirit, 2018. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Gv-Cr9tsM9w (дата обращениял 16.09.2022).
REFERENCES
1. Levitskii, A.G., Matveev, D.A., Potsipun, A.A. and Oshina, O.V. (2021), "Differences in centre of mass trajectory of attacking athlete when performing forward trip in different ways", Theory and Practice of physical culture, No. 8, pp. 88-90.
2. Melnikova A.S. (2018), "Biomechanical analysis of the classical hip throw technique in judo", "Physical culture. Sport. Healthy lifestyle in the XXI century ", collection of scientific articles of the international scientific-practical conference, Mogilev, Republic Belsrus, pp. 123-126.
3. Judo. Toshihiko Koga (1984), available at: https://www.youtube.com/watch?v=uyUKrsTt2yo (date of access 27.06.2022).
4. Top 10 Ippon Seoi and Seoi Nage Compilation (2018), available at: https://www.youtube.com/watch?v=Gv-Cr9tsM9w (date of access 16.09.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.10.2022
УДК 796.011
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 7-10 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ Спорта и спортивной медицины Российского университета спорта ГЦОЛИФК, заместитель директора Института Возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, Самарский государственный аграрный университет, Самара, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Московский государственный университет пищевой промышленности, Москва
Аннотация
По итогам тестирования физической подготовленности сельских мальчиков от 7лет до 10 лет, проживающих в Самарской области выявлено, что большинство показателей физической подготовленности достоверно (р<0,01, p<0,05) изменяются в сторону увеличения. Наибольшими темпами у них развиваются скоростно-силовые физические качества -17,29% и силовая выносливость мышц разгибателей плеча - 406,0%. Наивысший прирост у мальчиков обнаружен в прыжке в длину с места и в подтягиваниях на высокой перекладине в возрастном диапазоне 9-10 лет, характеризу-
ющих уровень развития скоростно-силовых физических качеств и силовой выносливости сгибателей плеча - 10,18% и 78,12% соответственно. Исследования показали, что изменение показателей физической подготовленности у младших мальчиков от 7 лет до 10 лет происходит гетерохронно и гетеродинамно.
Ключевые слова: школьники, тестирование, физическая подготовленность, возрастная динамика, физическая подготовленность, мониторинг.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p235-240
AGE DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF RURAL SCHOOLCHILDREN AGED 7-10 YEARS OLD LIVING IN THE SAMARA REGION
Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, director of the Research Institute of Sports and Sports Medicine, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, associate director Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Honored Teacher of the Russian Federation, Samara State Agrarian University, Samara, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Victor Petrovich Kosikhin, the doctor of pedagogical sciences, docent, department chair, Moscow State University of Food Industry, Moscow
Abstract
According to the results of testing the physical preparedness of rural boys from 7 years to 10 years living in the Samara region, it was revealed that most indicators of physical fitness are reliable (p <0.01, p <0.05) change towards the increase. With the highest pace the speed-power physical qualities are developed -17.29% and power endurance of the muscles of the shoulder extensions-406.0%. The highest increase in boys was found in the long jump from the place and in pull-ups on the high crossbar in the age range of 9-10 years, characterizing the level of development of ski-power physical qualities and the power endurance of the shoulder bends-10.18% and 78.12% respectively. Studies have shown that change in physical fitness in younger boys from 7 to 10 years old happens heterochronically and heterodinamno.
Keywords: Schoolchildren, testing, physical fitness, age dynamics, physical fitness, monitoring.
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении уровня физического здоровья обязательно во внимание берутся показатели физической подготовленности, без которых его оценка является не полной, не достоверной и не дающее общее представление о физическом состоянии индивида. Вместе с тем, как здоровье, так и его важная составляющая - физическая подготовленность у современных школьников от года к году ухудшаются, чему есть немало доказательств, приведенных отечественными учеными [1-4, 6-8]. На уровень физической подготовленности влияют разные факторы, однако наибольшее влияние оказывает уровень двигательной активности подрастающего поколения. Как известно в начальной школе наиболее выражены как сенситивные периоды, так и периоды наибольшего естественного развития физических качеств, которые необходимо учитывать при организации процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому весьма важно проведение мониторинговых исследований учащихся разных возрастных групп и, в особенности школьников от 7 лет и до 10 лет с целью выявления динамики показателей физической подготовленности и, на этой основе выстраивание методики физической. Вместе с тем, потребность в занятиях физическими упражнениями формируется именно в младшем школьном возрасте и это еще один фактор устойчивого повышения уровня физической подготовленности учащихся.
Приемом нормативов в двигательных тестах в образовательных организациях занимаются учителя физической культуры и, это входит в их функциональные обязанности. Тесты по двигательной подготовленности интегрированы с требованиями испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и позволяют оценить уровень
общей физической подготовленности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель нашего исследования: анализ возрастной динамики физической подготовленности учащихся сельской общеобразовательной школы в возрасте 7-10 лет. Тестирование двигательной подготовленности учащихся осуществлялось в период сентябрь-октябрь 2021 года. В исследовании физической подготовленности принимали участие 98 мальчиков 1-4 классов в возрасте 7-10 лет. Педагогическое тестирование физической подготовленности включало в себя: бег на 30 метров; челночный бег 3х10 метров; 6-минутный бег; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук на высокой перекладине; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
В процессе обработки полученных результатов тестирования по двигательным тестам мы использовали компьютерную программу контроля и коррекции физического развития и физической подготовленности школьников под редакцией С.П. Левушкина [5].
Производилась статистическая обработка результатов исследования. Для данных с нормальным распределением рассчитывали среднее (М) и ошибка среднего (т). При сравнении выборочных средних для данных с нормальным распределением использован критерий Стьюдента. Для всех видов анализа статистически значимыми считались значения р<0,05.
В результате анализа возрастной динамики исследуемых показателей физической подготовленности мальчиков от 7 лет до 10 лет установлено, что скоростные физические качества и координационные способности, оцениваемые нами по результатам в беге на 30 метров и в челночном беге 3х10 метров достоверно (р<0,01) улучшаются. Об этом свидетельствует уменьшение времени преодоления данных дистанций - на 12,51% и на 8,25% соответственно (таблица 1, рисунки 1, 2).
Наиболее высокий достоверный (р<0,05) прирост в развитии скоростных качеств нами выявлен в возрастной период 7-8 лет и 9-10 лет (4,4% и 4,5% соответственно), а координационные способности наиболее высокими темпами развиваются в возрастной период 7-8 лет (4,28%). Кроме того, показатели в подтягиваниях на высокой перекладине, по которым мы судили об уровне развития силовой выносливости мышц сгибателей также достоверно (р<0,01) увеличились на 406,0% (таблица 1, рисунок 4).
Наиболее высокими темпами силовая выносливость мышц сгибателей у мальчиков младшего школьного возраста растет в возрастной период 7-8 лет (128,8%) и в возрасте 910 лет (8,12%). Вместе с тем, величина в наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамье, характеризующая уровень развития гибкости позвоночного столба, достоверно (р<0,01) уменьшается от возраста 7 лет до 10 лет на 57,3%. Обращает на себя внимание то, что если в 7-8 лет у мальчиков показатель в гибкости составляет 4,5 см, то в возрасте 8-9 лет и в 9-10 лет показатели достоверно уменьшаются на 22,81% и на 44,3%. Наши изыскания показали, что результат в прыжках в длину с места, по которому мы судили об уровне развития скоростно-силовых физических качеств у мальчиков от 7 до 10 лет, достоверно (р<0,01) вырос на 17,29%. Наиболее высокий достоверный (р<0,01) естественный прирост скоростно-силовых способностей у них выявлен в возрасте 9-10 лет и составил 10,18%. И, наконец, расстояние, преодоленное в шестиминутном беге испытуемыми мальчиками, с 9 лет до 10 лет достоверно (р<0,01) увеличилось на 6,13%, что говорит о повышении уровня общей выносливости в этот возрастной период. Вместе с тем, отсутствие достоверно прироста в показателях общей выносливости от 7 лет до 8 лет и от 8 лет до 9 лет свидетельствует о недостаточной физической нагрузке на уроках физической культуры по развитию выносливости в этот возрастной период у мальчиков. Вместе с тем, анализ показал, что от 9 лет до 10 лет результат в шестиминутном беге достоверно (р<0,05) вырос на 6,13% и составил в 10-летнем возрасте 1024,37±34,1 метра, что указывает на наиболее высокий уровень развития общей выносливости как интегрального по-
казателя физического здоровья. В целом, по всему рассматриваемому возрастному периоду от 7 лет до 10 лет у мальчиков произошло достоверное (р<0,01) увеличение на 10,51% результата в 6-минутном беге, что говорит о естественном возрастном приросте.
Необходимо отметить, что все показатели в двигательных тестах мальчиков находятся в пределах возрастных норм. В заключении, по результатам наших исследований следует привести некоторое резюме. Так, происходит достоверный (р<0,01; р<0,05) естественный прирост физических качеств от 7-летнего возраста до 10 лет у младших школьников обоих полов в большинстве возрастно-половых групп, но при этом гетерохронно и гетеродинамно. Наибольший прирост за рассматриваемый возрастной период происходит у мальчиков в подтягиваниях на высокой перекладине - 406,0% и в прыжках в длину с места - 17,29%. У девочек наиболее высокими темпами выросли скоростные физические качества и скоростно-силовые (р<0,01) на 13,5% и 6,87% соответственно.
7,2 7 6,8 . 6,6 6,4 6,2 6 5,8 5,6
Рисунок 1
-тм
8 9
Возраст, лет
10
10
9,8 9,6 9,4 9,2 9 8,8 8,6
ю
н
V
о н
I 8,4 ►г
- показатели в беге на 30 метров мальчиков 7-10 лет
89 Возраст, лет
10
Рисунок 2
- показатели в челночном беге 3х10 метров мальчиков 7-10 лет
155 150 145 140 1135 130 125 120 115
89 Возраст, лет
10
Рисунок 3 - показатели в прыжках в длину с места мальчиков 7-10 лет
2,5
2,28
ао
в
~ ё
§ I
л * в ,е иг н
да о лк
Ен (Ц
1,5
' 0,5
89 Возраст, лет
10
Рисунок 4 - показатели в подтягивании на перекладине мальчиков 7-10 лет
8 з
д я,
ео рт
ес пя в яи
н н
кнло нежо
¡3 |
1024,37
8 9
Возраст, лет
10
Рисунок 5 - показатели в наклоне туловища вперед мальчиков 7-10 лет
789 Возраст, лет
10
Рисунок 6 - показатели в 6-минутном беге из положения стоя мальчиков 7-10 лет
7
7
2
1
0
7
7
5
4
3
2
0
7
Таблица 1 - Возрастная динамика физической подготовленности мальчиков 7-10 лет,
п юживающих в Самарской области (M±m)
№ Тестовые упражнения по ФП 7 лет 8 лет Прироста/о, 7-8 лет 9 лет При- рост,%, 8-9 лет 10 лет При- рост,%, 9-10 лет При- рост,%, 7-10 лет
1 Бег на 30 м, с 7,03± 0,1 6,72± 0,2 -4,4* 6,44± 0,09 -4,16* 6,15± 0,12 -4,5* -12,51**
2 Челночный бег 3х10 м, с 9,81± 0,15 9,39± 0,2 -4,28* 9,19± 0,12 -2,13 9,0± 0,15 -2,0 -8,25**
3 6 минутный бег, м 926,89± 23,9 941,9± 25,14 1,6 965,23± 29,96 2,47 1024,37± 34,1 6,13* 10,51**
4 Прыжок в длину с места, см 126,54± 2,6 133,87± 2,9 5,87* 134,7± 3,9 0,62 148,42± 4,0 10,18** 17,29**
5 Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз 0,45± 0,4 1,03± 0,23 128,8* 1,28± 0,35 24,27 2,28± 0,71 78,12* 406,0**
6 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см 4,5± 0,6 4,47± 0,5 -0,67 3,45± 0,45 -22,81* 1,92± 0,98 -44,3*
Примечание: ** - достоверно р<0,01; * - достоверно при р<0,05.
ВЫВОДЫ
1. Выявлен достоверный (р<0,01; p<0,05) прирост возрастных показателей физической подготовленности у мальчиков 7-10 лет в большинстве двигательных тестах. Наибольшими темпами у мальчиков от 7 лет до 10 лет развивается силовая выносливость и скоростно-силовые физические качества - на 406,0% и на 17,19%.
2. Наивысший прирост у мальчиков обнаружен в прыжке в длину с места и в подтягиваниях на высокой перекладине в возрасте 9-10 лет - 10,18% и 78,12% соответственно.
3. Изменение показателей физической подготовленности у младших школьников обеих полов от 7 лет до 10 лет происходит гетерохронно и гетеродинамно, встречаются возрастные периоды наибольшего прироста, а также периоды достоверного снижения того или иного двигательного качества.
4. Для повышения ОФП у мальчиков в возрасте 9-10 лет необходимо, прежде всего, на уроках физической культуры больше внимания уделять развитию беговой выносливости. Вместе с тем в тот же возрастной период на уроках физической культуры необходимо включать больше физических упражнений для развития мышц сгибателей плеча. Кроме того, мальчикам также следует включать в урок физической культуры и в самостоятельные занятия физическими упражнениями наклоны вперед из положения стоя и сидя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - № 4 (99). - С. 698-705.
2. Блинков С.Н. Влияние системы физкультурно-оздоровительной работы на физическое состояние сельских школьников / С.Н. Блинков, А.В. Крылова, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 75-77.
3. Блинков С.Н. Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 42-48.
4. Блинков С.Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 38-43.
5. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - 2006. - № 52. - С. 65-66.
6. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 24 с.
7. Лях В.И. Тенденции изменений в кондиционно-моторной сфере в ХХ и в 2-х десятилетиях XXI века (обзор) / В.И. Лях, Д. Герчук, И.Ю. Михута // Новые исследования. - 2020. - № 4 (64). - С. 151-168.
8. Лях В.И. Критерии и методы исследования двигательной активности человека (обзор) / В.И. Лях, О.Г. Румба, А.А. Горелов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 99-104.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. (2018), "The state of health of children in Russia, priorities for its preservation and strengthening", Kazan Medical Journal, No 4 (99), pp. 698-705.
2. Blinkov, S.N., Krylova A.V. and Levushkin S.P. (2008), "Influence of physical education and recreational system on the physical condition of schoolchildren in rural areas", Physical culture, formation, education, training, No. 6. pp. 75-77.
3. Blinkov S.N., Levushkin, S.P. and Kosikhin V.P. (2015), "Changes in the indicators of the physical condition of rural schoolgirls aged 7-17 years of different somatotypes under the influence of motor modes of various directions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (119), pp. 4248.
4. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Comparative analysis of physical fitness of rural and sity school students 7-17 years old of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 38-43.
5. Levushkin, S.P., Zhukov, O.F., Blinkov, S.N., Kodolova, F.M. (2006), "The use of computer technology in the professional activity of a specialist in physical culture", Human Ecology, Appendix 1, pp. 65-66.
6. Levushkin, S.P. and Blinkov, S.N. (2007), Standards ofphysical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, 24 p.
7. Lyakh, V.I., Gerchuk, D and Mikhuta, I.Yu ( 2020), "Trends in changes in the air-motor sphere in the twentieth and 2 decades of the 21st century", New Research, Vol. 64, No. 4, pp. 151-168.
8. Liakh V.I., Rumba O.G. and Gorelov A.A. (2013), "Criteria and methods of studying human motor activity (review)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 99-104.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.10.2022
УДК 796.011.3
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент,
Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алина Викторовна Черкасова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной
академии, Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена одному из приоритетных средств аэробики музыке, которая наполняет физические упражнения эстетическим содержанием, воздействует на эмоциональное состояние,