2. Morosanova, V.I. Kondratyuk, N.G., and Gaydamashko, I.V. (2020), "Reliability of conscious self-regulation as a resource for achieving goals in high-risk professions", Bulletin of the Moscow University,, No. 1, pp. 77-95.
3. Myasishchev, V.N. (1995), Psychology of relations: Selected psychological works, Institute of Practical Psychology, Moscow.
4. Rokich, M. Methodology "Value orientations", available at: https://mosmetod.ru/files/Методика_Rokich.pdf (accessed 10.09.21).
Контактная информация: babina.80@list.ru
Статья поступила в редакцию 12.01.2022
УДК 796.015.68
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ САМАРСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 7-10
ЛЕТ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, Самарский государственный аграрный университет, г. Самара, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ Спорта и спортивной медицины Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заместитель директора Института возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Александр Николаевич Блеер, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования заслуженный тренер России, Москва
Аннотация
Проведен сравнительный анализ физической подготовленности школьников 7-10 лет двух сельских средних общеобразовательных школ Самарской и Ульяновской области. Выявлено, что в большинстве случаев показатели двигательных тестов выше как у мальчиков, так и у девочек 7-10 лет Кошкинской средней общеобразовательной школы Самарской области по сравнению с учащимися Октябрьской средней школы Ульяновской области. У девочек выявлено 11 достоверных (р<0,01, p<0,05) различий в двигательных тестах, а у мальчиков еще больше - 14. Достоверные (р<0,01) преимущества у школьниц Октябрьской средней школы было выявлено только в беге на 30 метров в возрасте 7 лет и 9 лет, а также в подтягиваниях на низкой перекладине в возрасте 9 лет. Достоверно более высокие результаты в двигательных тестах у мальчиков Октябрьской средней школы нами выявлены также в трех случаях - в беге на 30 метров в возрасте 7 лет и в 10 лет и в наклоне вперед в возрасте 10 лет. Установлено отставание от стандартов физической подготовленности у мальчиков Кошкинской средней школы в 11 случаях из 24, а у девочек только в 7 случаях, что говорит об удовлетворительном уровне физической подготовленности школьников Кошкинской средней школы, особенно девочек. У мальчиков и девочек Октябрьской средней школы таких отставаний 17 и 14 соответственно, что также свидетельствует о более низком уровне физической подготовленности по сравнению с учащимися Кошкинской средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова: сельские школьники, сельские школьницы, педагогическое тестирование, сравнительный анализ, физическая подготовленность, мониторинг.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p16-24
COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS RURAL SCHOOLCHILDREN OF THE SAMARA REGION AND ULYANOVSK REGION 7-10 YEARS
Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Honored Teacher of the Russian Federation, Samara State Agrarian University, Samara, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, director of the Research Institute of Sports and
Sports Medicine of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, deputy director of the Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Alexander Nikolaevich Bleer, the doctor of pedagogical sciences, professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education Honored Trainer ofRussia,
Moscow
Abstract
A comparative analysis of the physical fitness of schoolchildren aged 7-10 years of two rural secondary schools in the Samara and Ulyanovsk regions was carried out. It was revealed that in most cases the indicators of motor tests are higher both in boys and girls aged 7-10 years of the Koshkinskaya secondary school of the Samara region compared to the students of the Oktyabrskaya secondary school of the Ulyanovsk region. In girls, 11 significant (p<0.01, p<0.05) differences in motor tests were revealed, and in boys even more - 14. Significant (p<0.01) advantages in schoolgirls of the Oktyabrskaya secondary school were revealed only in running 30 meters at ages 7 and 9, and pull-ups on the low bar at ages 9. Significantly higher results in motor tests among the boys of the Oktyabrskaya secondary school were also found by us in three cases - in running 30 meters at the age of 7 and 10 years, and in bending forward at the age of 10 years. A lag behind the standards of physical fitness was found for boys of the Koshkinskaya secondary school in 11 cases out of 24, and for girls only in 7 cases, which indicates a satisfactory level of physical fitness of schoolchildren of the Koshkinskaya secondary school, especially girls. The boys and girls of the Oktyabrskaya secondary school have 17 and 14 such gaps, respectively, which also indicates a lower level of physical fitness compared to the students of the Koshkinskaya secondary school.
Keywords: rural schoolchildren, rural schoolgirls, pedagogical testing, comparative analysis, physical fitness, monitoring.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень развития отдельных показателей физической подготовленности, также как уровень общей физической подготовленности косвенно свидетельствуют об уровне физического здоровья человека. По этой причине физической подготовке различных групп населения уделяется большое внимание и принятое большое количество нормативных документов в этом направлении, свидетельствует о важности физической подготовки и повышения двигательной активности, в первую очередь учащейся молодежи. Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс ГТО, как национальная система тестирования и оценки уровня общей физической подготовленности (ОФП) служит прекрасным ориентиром для учителей физической культуры и преподавателей общевузовских кафедр физического воспитания. Однако, несмотря на усилия со стороны государства в данном направлении мало что меняется. По-прежнему уровень двигательной активности учащейся молодежи находится на недопустимо низком уровне. Отсюда и низкий уровень физической подготовленности и связанный с ним уровень физического здоровья. Общая физическая подготовленность сегодняшних школьников находится на уровне значительно более низком по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад у их сверстников, что не могло не отразиться на падении уровня физического состояния учащихся. Если в девяностые годы прошлого столетия школьников с превышением массы тела и с ожирением было незначительное количество, то сегодня такие случаи не являются редкостью.
Тестированием физической подготовленности школьников в общеобразовательных школах занимаются учителя физической культуры. По мере взросления детей и переходу их в следующий класс, исследования физической подготовленности превращается в лон-гитудинальные исследования. Данные мероприятия позволяют провести анализ мониторинга и динамику уровня физической подготовленности школьников как по отдельным двигательным тестам, так и по общей физической подготовленности в целом. Располагая показателями уровня физической подготовленности школьников, учитель физической культуры может выстроить индивидуальную траекторию и коррекцию физической подготовки каждого отдельного ученика с учетом индивидуально-типологических и возрастно-
половых различий. Особое внимание следует уделять физической подготовке и тестированию физической подготовленности учащихся начальных классов, так как именно здесь закладывается фундамент хорошей физической подготовки и потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Проводимое тестирование физической подготовленности школьников младших классов в рамках мониторинга физического здоровья школьников позволяет не только выявить ее динамику, но и сравнить уровень физической подготовленности учащихся разных школ и регионов.
Исследованием физической подготовленности и физического развития учащихся общеобразовательных школ в последние десятилетия занималось большое количество научных и научно-педагогических работников. Выводы таких исследований свидетельствуют чаще всего о неуклонном снижении уровня ОФП от десятилетия к десятилетию [2-3, 5-7] и связанный с ним уровень физического здоровья [1].
В связи с вышеизложенным, совершенно необходимо проводить тестирование ОФП школьников в настоящее время с целью изучения динамики и тенденций физической подготовленности, а также их физического состояния в целом. По этой причине мы провели тестирование ОФП школьников начальных классов средних школ двух соседних регионов Самарской и Ульяновской области с целью сравнительного анализа возрастной динамики уровня ОФП школьников начальных классов.
Цель нашего исследования: сравнительный анализ физической подготовленности учащихся двух сельских общеобразовательных школ Самарской и Ульяновской области в возрасте 7-10 лет.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тестирование двигательной подготовленности учащихся осуществлялось в период сентябрь-октябрь 2021 года. В исследовании физической подготовленности принимали участие 279 учащихся 1-4 классов в возрасте 7-10 лет обеих полов. Педагогическое тестирование физической подготовленности включало в себя: бег на 30 метров; челночный бег 3х10 метров; 6 минутный бег; прыжок в длину с места; подтягивания на высокой перекладине (юн.), подтягивания на низкой перекладине (дев.); наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
Для ускорения процесса обработки полученных результатов тестирования ОФП мы использовали компьютерную программу контроля и коррекции физического развития и физической подготовленности школьников, разработанную С.П. Левушкиным [4].
Производилась статистическая обработка результатов исследования. Для данных с нормальным распределением рассчитывали среднее (М) и ошибка среднего (т). При сравнении выборочных средних для данных с нормальным распределением использован критерий Стьюдента. Для всех видов анализа статистически значимыми считались значения р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности в рамках мониторинга физического здоровья школьников 7-10 лет показал, что в большинстве возраст-но-половых групп показатели в двигательных тестах у учащихся двух сельских школ достоверно (р<0,01; р<0,05) отличаются (таблица, рисунки 1-6). Так, в беге на 30 метров, результат которого характеризует уровень развития скоростных качеств девочки 7 лет и 9 лет Октябрьской средней школы показали достоверно (<0,05 и р<0,01) лучшие результаты по сравнению с девочками средней школы села Кошки (7,55±0,13 и 7,19±0,16 с. и 6,76±0,1 и 6,33±0,18 с. соответственно). А в челночном беге, характеризующем уровень развития координационных способностей, напротив достоверно лучшие результаты в возрасте 7 лет, 8 лет и 9 лет были выявлены у школьниц 1-3 классов села Кошки (р<0,01)
на 1,0 с., на 1,11 с. и на 0,82 с. Что касается теста в шестиминутном беге, результат которого указывает на уровень развития общей выносливости, то установлено, что достоверно (р<0,05 и р<0,01) более высокие результаты показали также школьницы 7 лет, 9 лет и 10 лет средней школы села Кошки (на 119,58 м., на 79,88 м. и на 153,53 м. соответственно). Сопоставительный анализ в прыжках в длину с места указывающий на уровень развития скоростно-силовых качеств, показал, что достоверно (р<0,01; р<0,05) более высокий результат в возрасте 7 лет и 8 лет нами был выявлен также у школьниц Кошкинской средней школы (на 18,34 см и на 15,96 см соответственно). В возрасте 9-10 лет достоверных отличий между школьницами начальных классов в прыжках в длину с места мы не выявили. В подтягиваниях на низкой перекладине, результат которого свидетельствует об уровне развития силовых качеств, в возрасте 9 лет достоверно (р<0,01) более высокий результат показали девочки Октябрьской средней школы - на 5,78 подтягиваний. И, наконец, в таком виде испытаний, как наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке, свидетельствующий об уровне развития гибкости позвоночного столба, достоверных различий в возрастных группах нами не обнаружено. Таким образом, наибольшее количество достоверных отличий - 8 в видах испытаний школьниц 7-10 лет мы выявили у девочек средней школы села Кошки по сравнению с тремя достоверно более высокими показателями у девочек Октябрьской средней школы. Данный факт во многом свидетельствует о более качественном уровне физкультурно-оздоровительной деятельности в средней общеобразовательной школе села Кошки Самарской области по сравнению с Октябрьской средней школой.
Сравнительный анализ физической подготовленности по отдельным двигательным тестам мальчиков 7-10 лет двух сельских школ Самарской и Ульяновской области показал, что имеются достоверные различия (таблица, рисунки 1-6). Так, в беге на 30 метров в возрасте 7 лет и 10 лет достоверно (р<0,01) более лучшие результаты показали мальчики Октябрьской средней школы на 0,4 сек. и на 0,35 сек. соответственно. В возрастной период 8-9 лет достоверных отличий нами не выявлено. Что касается результатов испытаний в челночном беге, то достоверно (р<0,01) более лучшие результаты во всех возрастных группах от 7 лет до 10 лет показали мальчики средней общеобразовательной школы села Кошки - на 1,06 с, 1,09 с, 0,56 с и на 0,62 с соответственно. В шестиминутном беге также более высокие результаты показали мальчики СОШ села Кошки. Так, в возрасте 7 лет и 10 лет мальчики Кошкинской средней школы за шесть минут пробежали достоверно (р<0,01) больше - на 126,89 м и на 89,37 м соответственно. Аналогичная ситуация нами была обнаружена в результатах в прыжках в длину с места. Так, в возрасте 7 лет и 10 лет мальчики Кошкинской СОШ показали достоверно (р<0,01, р<0,05) дальше на - 7,38 см и на 10,0 см соответственно. Что касается результатов испытаний в подтягиваниях на высокой перекладине, то было выявлено, что в возрасте 10 лет количество подтягиваний у мальчиков Кошкинской средней школы достоверно (р<0,01) значительно больше. Объясняется данный факт, скорее всего превышением массы тела 10-летних школьников Октябрьской средней школы по сравнению со стандартами физического развития, а также малой физической нагрузкой на мышцы сгибатели плеча.
И, наконец, в наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамейке в возрасте 7 лет, 8 лет и 10 лет достоверно (р<0,01, р<0,05) более высокие результаты показали также мальчики Кошкинской СОШ - 1,67 см, на 4,48 см и на 2,7 см соответственно (табл. 1, рис. 6). Таким образом, в двенадцати случаях достоверно (р<0,01, р<0,05) более высокие результаты в показателях двигательных тестов обнаружены у мальчиков 7-10 лет Кошкинской СОШ, тогда как у их сверстников из Октябрьской средней школы было выявлено только два случая (таблица). Данный факт указывает на то, что также как и в случае с девочками, вероятно в Октябрьской СОШ меньше внимания уделяется двигательной активности учащихся младших классов во всех формах физического воспитания по сравнению с Кошкинской СОШ.
t-t- ON VO NO NO
■Девочки СОШ с. Кошки I Мальчики Октябрьской СШ
Возраст, лет ■ Мальчики СОШ с. Кошки I Стандарты девочки
I Девочки Октябрьской СШ I Стандарты мальчики
Рисунок 1 - Показатели в беге на 30 метров школьников 7-10 лет
15 12
9 6 3 0
■ Девочки СОШ с.Кошки I Мальчики Октябрьской СШ
Возраст, лет ■ Мальчики СОШ с.Кошки I Стандарты девочки
I Девочки Октябрьской СШ I Стандарты мальчики
Рисунок 2 - Показатели в челночном беге 3х10 метров школьников 7-10 лет
150 120 90 60 30 0
■ Девочки СОШ с. Кошки I Мальчики Октябрьской СШ
Возраст, лет Мальчики СОШ с. Кошки Стандарты девочки
■ Девочки Октябрьской СШ I Стандарты мальчики
Рисунок 3 - Показатели в прыжках в длину с места школьников 7-10 лет
20 16 12 8 4 0
Девочки СОШ с. Кошки Мальчики Октябрьской СШ
■ Мальчики СОШ с. Кошки
■ Стандарты девочки
Рисунок 4 - Показатели в подтягивании на перекладине школьников 7-10
Девочки Октябрьской СШ Стандарты мальчики
10
Возраст, лет
■ Мальчики СОШ с. Кошки
■ Стандарты девочки
Рисунок 5 - Показатели в наклоне туловища вперед из положения стоя школьников 7-10 лет
■ Девочки СОШ с. Кошки I Мальчики Октябрьской СШ
Девочки Октябрьской СШ Стандарты мальчики
1500
1200
■ Девочки СОШ с. Кошки I Мальчики Октябрьской СШ
Возраст, лет Мальчики СОШ с. Кошки Стандарты девочки
I Девочки Октябрьской СШ I Стандарты мальчики
Рисунок 6 - Показатели в 6 - минутном беге школьников 7-10 лет
Следует отметить, что в беге на 30 метров у мальчиков и девочек Кошкинской средней школы в возрасте 7 лет и в 9-10 лет показатели ниже уровня стандартов физической подготовленности, то есть ниже среднего по данной возрастно-половой группе [2-3]. В возрасте 8 лет показатели в этом виде испытаний ниже у школьников обеих полов Октябрьской средней школы. В челночном беге 3х10 метров в возрасте 7-8 лет и в 10 лет показатели ниже у школьников обеих полов Октябрьской средней школы, а в возрастной период 9 лет данные результаты ниже у мальчиков. Что касается еще одной беговой дисциплины - шестиминутного бега, то наши изыскания свидетельствуют, что показатели у мальчиков 7 лет Октябрьской средней школы ниже стандартов, в 8 летнем возрасте показатели ниже стандартов у девочек Октябрьской средней школы и у мальчиков Кошкин-ской средней школы. В возрасте 9 лет таковые показатели ниже у девочек Октябрьской средней школы и у мальчиков Кошкинской средней школы. И, в возрастной период 10 лет, протяженность преодоленной дистанции мальчиками и девочками обеих школ оказалась ниже стандартов в этом двигательном тесте. В прыжках в длину с места величина прыжка ниже показателей стандартов у мальчиков и девочек 7-8 лет и 10 лет Октябрьской средней школы. В возрасте 9 лет данные показатели ниже стандартов у мальчиков обеих школ, в 10 летнем возрасте девочки Кошкинской средней школы не дотягивают до стандартов по скоростно-силовым качествам. Что касается двигательного теста - подтягивания на перекладине, то мы выявили, что в возрасте 7 лет количество подтягиваний меньше стандартов у мальчиков обеих школ, в 8 лет показатели ниже стандартов, как у мальчиков, так и у девочек. В возрасте 9 лет таковые показатели ниже у девочек Кошкинской средней школы, а в 10 лет величина подтягиваний ниже у школьников обеих полов двух школ, принимавших участие в тестировании. И, наконец, в наклоне вперед из положения стоя, показатели у мальчиков 7 лет, у мальчиков и у девочек 8 лет, у девочек 9 лет, у мальчиков 10 лет Октябрьской средней школы и у мальчиков 10 лет Кошкинской средней школы ниже стандартов [2-3] физической подготовленности в данном виде испытаний
(таблица, рисунки 1-6). Таким образом, в 17 случаях и в 14 случаях соответственно из 24 мальчики и девочки Октябрьской средней школы уступают в тестах по двигательной подготовленности стандартам физической подготовленности по возрастной группе 7-10 лет. То есть абсолютное большинство мальчиков и более половины девочек начальной школы Октябрьской средней школы показали результаты ниже уровня стандартов. При этом необходимо отметить, что физическая подготовленность девочек несколько выше по сравнению с мальчиками. Вместе с тем, у мальчиков и у девочек Кошкинской средней школы количество случаев ниже стандартов физической подготовленности по отдельным двигательным тестам в возрасте 7-10 лет составляет 11 и 7 соответственно, что меньше, чем у школьников Октябрьской средней школы. Однако учителям физической культуры начальных классов Кошкинской средней школы не следует расслабляться и уделять достаточное количество времени на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности физической подготовке учащихся, особенно мальчиков.
Таблица - Сравнительный анализ физической подготовленности учащихся 7-10 лет средней общеобразовательной школы села Кошки Самарской области и Октябрьской средней школы Ульяновской области (М±т)_
№ Тестовые упражнения по физической подготовленности Девочки
7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Кошк. СОШ Окт. СШ Кошк. СОШ Окт. СШ Кошк. СОШ Окт. СШ Кошк. СОШ Окт. СШ
1 Бег на 30 м, с 7,55±0,13 7,19±0,16 * 6,65±0,1 6,9±0,5 6,76±0,1 6,33±0,18 6,53±0,11 6,25±0,37
2 Челночный бег 3 х10 м, с 10,08±0,16 11,08±0,14 9,66±0,13 10,77±0,25 9,5±0,12 10,32±0,22 9,42±0,11 9,48 ±0,1
3 6 минутный бег, м 911,25±25,45 791,67±12,42 874,0±27,76 831,25±29,23 927,1±31,69 847,22±38,58 * 920,2±17,92 766,67±69,1
4 Прыжок в длину с места, см 124,45±2,8 106,11 ±2,9 130,96±2,73 115,0±7,34 129,8±3,46 127,78±4,01 133,0±3,38 123,3±10,7
5 Подтягивания на низкой перекладине, кол-во раз 13,5±1,1 13,78±1,3 17,72±0,92 17,37±2,08 9,55±0,97 15,33±1,62 9,9±1,0 10,0±1,56
6 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см 7,0±0,91 8,5±1,42 8,02±1,1 5,5±2,23 6,43±0,97 5,33±1,45 6,8±0,96 5,83±3,49
Мальчики
1 Бег на 30 м, с 7,03±0,1 6,63±0,29 6,72±0,2 6,96±0,13 6,44±0,09 6,3±0,1 6,15±0,12 5,8±0,1
2 Челночный бег 3 х10 м, с 9,81±0,15 10,95±0,49 9,39±0,2 10,48±0,24 9,19±0,12 9,75±0,16 9,0±0,15 9,62±0,16
3 6 минутный бег, м 926,89±23,9 800,0±42,0 941,9±25,14 970,45±29,77 965,23±29,96 970,83±39,07 1024,37±34,1 935,0±60,85 *
4 Прыжок в длину с места, см 126,54±2,6 119,16±4,91 * 133,87±2,9 127,73±5,5 134,7±3,9 137,08±4,0 148,42±4,0 138,0±3,33
5 Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз 0,45±0,4 0,2±0,23 1,03±0,23 0,54±0,75 1,28±0,35 2,33±1,2 2,28 ±0,71 0,33±0,8
6 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см 4,5±0,6 2,83±0,78 * 4,47±0,5 -0,1±1,45 3,45±0,45 4,44±1,33 1,92±0,98 4,62±1,53
Примечание: ** - различия в показателях двигательных тестов между школами достоверно при р<0,01; * - достоверно при р<0,05.
ВЫВОДЫ
1. Выявлены достоверные различия (р<0,01, р<0,05) в показателях двигательных тестов школьников двух сельских школ Самарской и Ульяновской области. У девочек в возрастных группах от 7 лет до 10 лет обнаружено 11 достоверных различий, а у мальчи-
ков еще больше - 14.
2. Достоверные (р<0,01) преимущества у школьниц Октябрьской средней школы было выявлено только в беге на 30 метров в возрасте 7 лет и 9 лет, а также в подтягиваниях на низкой перекладине в возрасте 9 лет. В восьми случаях достоверно более высокие результаты в двигательных тестах были выявлены у девочек Кошкинской средней школы, что говорит о более высоком уровне физической подготовленности по сравнению со школьницами Октябрьской средней школы.
3. Достоверно (p<0,01, p<0,05) более высокие результаты в двигательных у мальчиков Октябрьской средней школы тестах нами выявлены также в трех случаях - в беге на 30 метров в возрасте 7 лет и в 10 лет и в наклоне вперед в возрасте 10 лет. В то время как у мальчиков Кошкинской средней школы преимущество выявлено в одиннадцати случаях, что говорит об их более высоком уровне физической подготовленности.
4. Выявлено отставание от стандартов физической подготовленности у мальчиков Кошкинской средней школы в 11 случаях из 24, а у девочек только в 7 случаях, что говорит об удовлетворительном уровне физической подготовленности школьников Кошкин -ской средней школы, особенно девочек. У школьников и школьниц Октябрьской средней школы выявлены результаты ниже стандартов в 17 и в 14 случаях соответственно, что говорит о неудовлетворительном уровне физической подготовленности учащихся начальных классов Октябрьской средней школы, особенно мальчиков.
5. Учителям физической культуры Октябрьской средней школы необходимо больше внимания уделять физической подготовке учащихся начальных классов в различных формах физического воспитания, а учителям физической культуры Кошкинской средней школы следует также не ослаблять внимание физической подготовке как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - № 4 (99). - С. 698-705.
2. Блинков С.Н. Стандарты физической подготовленности школьниц Ульяновской области разных типов телосложения : учебно-методическое пособие / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : УлГУ, 2007. - 24 с.
3. Блинков С.Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 38-3.
4. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - 2006. - № 52. - С. 65-66.
5. Левушкин С.П. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения: учебно-методическое пособие / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков. -Ульяновск: УлГУ, 2007. - 24 с.
6. Левушкин С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников Ульяновской области разных типов телосложения : учебно-методическое пособие / С.П. Левушкин, С.Н. Блинков, И.М. Смоленская ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : [б.и.], 2007. - 27 с.
7. Лях, В.И. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях, С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - № 1 (22). - С. 12-19.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. and Albitski, V. Yu. (2018), "The state of health of children in Russia, priorities for its preservation and strengthening", Kazan Medical Journal, No 4 (99), pp. 698-705.
2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P (2007), Standards ofphysical fitness of schoolgirls of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.
3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Comparative analysis of physical fitness of rural and sity school students 7-17 years old of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 38-43.
4. Levushkin, S.P., Zhukov, O.F., Blinkov, S.N., Kodolova, F.M. (2006), "The use of computer technology in the professional activity of a specialist in physical culture", Human Ecology, No. 52, pp. 65-66.
5. Levushkin, S. P. and Blinkov, S.N. (2007), Standards ofphysical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.
6. Levushkin, S.P., Blinkov S.N. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of school students of the Ulyanovsk region of different types of the constitution, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.
7. Liakh V.I., Levushkin S.P and Sonkin V.D. (2019), "Global trends in the development of physical education system at secondary school", Science and sport: current trends, Vol. 22, No. 1, pp. 12- 19.
Контактна информация: blinkovsn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.01.2022
УДК 796.011.3
ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Аннотация
Социальная составляющая здоровья студентов в заключительном этапе формирования будущих профессиональных специалистов перманентно находится в поле зрения физкультурно-спортивных подразделений ВУЗов, как одна из задач формирования компетенций дисциплин здоро-вьесберегающего блока. Цель исследования - изучение и оценивание уровня развития социальной составляющей здоровья у студентов творческих специальностей и направлений подготовки с учетом профессиональных деформаций личности. Методы и организация исследования: Исследование проводилось с 61 студентом творческих специальностей и направлений подготовки на базе кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ГГУ Применялись методики социального опроса, индекс рефлексии (ИР), описательная математическая статистика. Результаты исследования и их обсуждение: В ходе исследования установлен достаточно высокий уровень социальной составляющей здоровья в части структурированной двигательной активности в рамках учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, а также в самостоятельной, мотивированной собственными потребностями студентов. Отмечен высокий уровень по самостоятельному контролю не только двигательной активности, но и пищевых привычек. Кроме этого, выявлена ярко выраженная положительная тенденция к позитивной рефлексии к физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗе и резко отрицательная тенденция рефлексии студентов к вредным привычкам и зависимостям. Выводы: Несмотря на выявленный в результате исследования высокий уровень социальной составляющей здоровья, некоторые студенты подвержены влиянию вредных привычек и зависимостей, что говорит о насущной необходимости профессорско-преподавательскому составу усилить просветительскую работу в области профилактики вредных привычек и зависимостей средствами физической культуры и спорта.
Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивная деятельность, социальная составляющая здоровья, инклюзия, высшее образование, образовательная среда.