Научная статья на тему 'Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области'

Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
848
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ГОРОДСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СТАНДАРТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович

В статье изложены результаты сравнительного анализа физической подготовленности сельских и городских школьников Ульяновской области. В результате сравнительного анализа было выявлено, что по общей физической подготовленности сельские школьники мужского пола немного превосходят своих городских сверстников, при этом уступая им в развитии гибкости и координационных способностей. Таким образом, нами выявлено то, что сельские условия жизни и бытовая двигательная активность позитивно влияют на физическую подготовленность учащихся. На основе данных широкомасштабных исследований школьников Ульяновской области были разработаны стандарты физической подготовленности как сельских, так и городских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Левушкин Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of physical fitness of rural and city school students 7-17 years old of the Ulyanovsk region

The article presents the results of the comparative analysis of physical fitness of rural and city school students of the Ulyanovsk region. As a result of the comparative analysis it has been revealed that the male rural school students surpass a little the city contemporaries in the general physical fitness, at that, conceding them in development of the flexibility and coordination abilities. Thus, we revealed that the rural living conditions and household physical activity positively influence on the physical fitness of the pupils. On the basis of these large-scale researches of the school students of the Ulyanovsk region the standards of physical fitness for both rural and city school students have been developed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области»

REFERENCES

1. Belykh, S I. (2011), "Value health in the structure of the individual student: from declarations to health-building", Theory and practice ofphysical training, No. 3, pp. 69-375.

2. Goncharenko, S.U. (2011), Ukrainian Pedagogical Encyclopedic Dictionary, Rovno, Ukraine.

3. Groshenkov, S.S. (1972), "About of possibility of the distant forecast of sports suitability", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 44-46.

4. Guzhalovsky, A.A. (1978), Development of motive qualities in school students, publishing house "People's light", Minsk, Belarus.

5. Zatsiorsky, V.M. (1979), Fundamentals of sports metrology, Physical culture and sport, Moscow.

6. Lubysheva, L.I. (1992), Theoretical and Methodical bases of formation of physical culture of students, dissertation, Moscow.

7. Liu Yeung Jian (2010), Motivation of sports and sports activity of student's youth in system of formation of installation on a healthy lifestyle (on the example of the Belarusian and Chinese student's youth), dissertation, Minsk, Belarus.

8. Ozolin, N.G. (1970), Modern system of sports training, Physical culture and sport, Moscow.

9. Prikhodko, V.V. (1991), Pedagogical bases of sports education of students (Experience of game design and examination), dissertation, Moscow.

Контактная информация: sportkafedra.donnu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.07.2015.

УДК 796.011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ УЛЬЯНОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара, Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье изложены результаты сравнительного анализа физической подготовленности сельских и городских школьников Ульяновской области. В результате сравнительного анализа было выявлено, что по общей физической подготовленности сельские школьники мужского пола немного превосходят своих городских сверстников, при этом уступая им в развитии гибкости и координационных способностей. Таким образом, нами выявлено то, что сельские условия жизни и бытовая двигательная активность позитивно влияют на физическую подготовленность учащихся. На основе данных широкомасштабных исследований школьников Ульяновской области были разработаны стандарты физической подготовленности как сельских, так и городских школьников.

Ключевые слова: физическая подготовленность, сельские школьники, городские школьники, сравнительный анализ, стандарты физической подготовленности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p38-43

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF RURAL AND CITY

SCHOOL STUDENTS 7-17 YEARS OLD OF THE ULYANOVSK REGION

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara, Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article presents the results of the comparative analysis of physical fitness of rural and city school students of the Ulyanovsk region. As a result of the comparative analysis it has been revealed that the male rural school students surpass a little the city contemporaries in the general physical fitness, at that, conceding them in development of the flexibility and coordination abilities. Thus, we revealed that the rural living conditions and household physical activity positively influence on the physical fitness of the pupils. On the basis of these large-scale researches of the school students of the Ulyanovsk region the standards of physical fitness for both rural and city school students have been developed.

Keywords: physical fitness, rural school students, city school students, comparative analysis, standards of physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Данные о физической подготовленности имеют важное значение для характеристики состояния здоровья детей и подростков и их физической работоспособности. В нашей стране этот вопрос изучался рядом авторов [1-5, 7].

Общеизвестно, что гипокинезия в школьном возрасте отрицательно влияет на здоровье и физическую подготовленность учащихся. Действия данного фактора на развитие детей и подростков, произошедшие во второй половине нашего столетия привело к серьезным последствиям, и прежде всего к резкому возрастанию количества детей с низким уровнем физической подготовленности и негативным последствиям в физическом и психическом развитии [9].

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, только 5-10% школьников могут считаться практически здоровыми, остальные дети страдают различными хроническими заболеваниями. Это неблагополучие связано, по мнению медиков, с драматическими социально-экономическими преобразованиями, которые обрушились на Россию в девяностые и в начале двухтысячных годов и особенно сильно и негативно затронули сельские регионы. Между тем, сельские школьники составляют, по-прежнему, очень большую долю от детей школьного возраста страны. Российская армия ежегодно пополняется новобранцами, выросшими на селе, не менее чем на 40%. Все это определяет необходимость самого пристального внимания к условиям и образу жизни сельчан, от которых во многом зависит качество жизни, а вместе с ним и состояние здоровья подрастающего поколения [9].

Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют значительную роль в формировании здоровья человека [3], а физическая подготовка является главным компонентом физического воспитания школьников. В настоящее время не известно более естественного метода стимуляции различных систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность [9].

Определено, что в целом доля мальчиков 11, 13 и 15 лет, занимающихся физическими упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7%; 44,65 и 53,9%, соответственно [10]. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий.

По данным исследований физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у их сверстников 80-90-х гг. Около 50% мальчиков не в состоянии

выполнить нормы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Повышению уровня физической подготовленности своих детей часто не способствуют и родители, считающие, что это "пустая трата времени" и целесообразнее получить для ребенка медицинский отвод от занятий [8].

Между тем хорошо известно, что именно в школьном возрасте, когда идут интенсивно процессы роста и биологического созревания организма, особое значение имеет рационально организованный двигательный режим, закладывающий базу физического здоровья на всю последующую жизнь [9]. Известно, что двигательная подготовленность является объективным показателем здоровья школьников. Поэтому нам представляется очень важным исследовать проблему качественной оценки физической подготовленности учащихся.

Для объективного определения уровня физической подготовленности в целом и, по отдельным двигательным качествам, а также последующей ее коррекции необходима качественная система оценки физической подготовленности, основанная на результатах исследований значительного по численности контингента. Такого рода работа представляется, как правило, в виде стандартов, учитывающих возраст и пол обследуемых, а также климатогеографические и социально-культурные условия проживания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Осознавая важность изучения физической подготовленности школьников 7-17 лет, в 2006 году мы провели широкомасштабные исследования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области. В исследовании приняло участие более 3000 мальчиков и юношей в возрасте 7-17 лет, представляющих все сельские районы Ульяновской области. На основе использования материалов столь массового исследования нами были разработаны стандарты физической подготовленности школьников без учета и с учетом типов телосложения и нормативы физической подготовленности с учетом типов телосложения [6].

После этого мы провели сравнительный анализ физической подготовленности школьников г. Ульяновска и Ульяновской области. Стандарты физической подготовленности сельских школьников Ульяновской области мы сравнивали со стандартами физической подготовленности школьников г. Ульяновска, опубликованные в 2004 году [5].

Для оценки физической подготовленности школьников 7-17 лет использовалась батарея тестов, состоящая из бега на 30 метров, 6-минутного бега и челночного бега 3*10 метров, прыжка в длину с места, подтягивания на высокой перекладине и теста на гибкость. Эти двигательные тесты позволяют оценить уровень и динамику развития основных кондиционных физических качеств таких, как сила, выносливость, быстрота, ско-ростно-силовые качества и гибкость, а также оценить динамику развития координационных способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные в ходе исследования результаты представлены на рисунках 1-6.

Результаты анализа физической подготовленности школьников показали, что уровень развития двигательных качеств имеет тенденцию к повышению с возрастом. Сравнительный анализ результатов общей физической подготовленности школьников г. Ульяновска и Ульяновской области показывает, что сельские школьники имеют более высокую физическую подготовленность по сравнению со своими городскими сверстниками. Так, сельские школьники имеют более развитые скоростные (рис. 1), скоростно-силовые физические качества (рис. 3), выносливость (рис. 4) и координационные способности (рис. 2), а городские школьники превосходят своих сверстников из села в силовой выносливости и в гибкости (рис. 5-6). Однако, если мы сравним физическую подготовленность школьников на выходе из школы, в возрасте 17 лет, то сельские юноши имеют

преимущество перед городскими юношами по всем физическим качествам, кроме координационных способностей, где результаты в обеих группах почти одинаковы. Нами было выявлено, что различия в значениях школьников в большинстве возрастных групп статистически достоверны (р<0,05). Наибольшее количество достоверных различий между городскими и сельскими школьниками нами выявлено в 6-минутном беге (10), а наименьшее - в подтягиваниях на высокой перекладине - 6.

На наш взгляд, более высокий уровень физической подготовленности сельских школьников можно объяснить тем, что в сельской местности учащиеся больше занимаются бытовой двигательной активностью, которая связана с ведением домашнего хозяйства. Бытовая двигательная активность является дополнением к общему объему недельной двигательной активности и способствует повышению уровня общей физической подготовленности.

1 I I I I I г

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область

ю я

V

о я ч

1 I I I I I I I г

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Возраст, лет

□ Ульяновск □ Ульяновская область

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов бега на 30 м школьников г. Ульяновска и Ульяновской области

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов челночного бега 3*10 м школьников г. Ульяновска и Ульяновской области

я я

ч «

я

и §

&

250 200 150 100 ' 50 0

ю =я

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст, лет □ Ульяновск П Ульяновская область

Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов в прыжке в длину с места школьников г. Ульяновска и Ульяновской области

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов 6-минутного бега школьников г. Ульяновска и Ульяновской области

6

4

4

3

2

0

2 12 Я

Л § 10

I 8

Й

;аНН

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Возраст, лет □ Ульяновск □ Ульяновская область

14

12

10

ПН

7

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст, лет

□ Ульяновск □ Ульяновская область

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов

подтягиваний на высокой перекладине школьников г. Ульяновска и Ульяновской области

Рис. 6. Сравнительный анализ результатов в наклоне туловища вперед школьников г. Ульяновска и Ульяновской области

8

6

ВЫВОДЫ

1. Сельские школьники мужского пола Ульяновской области в отличие от городских сверстников имеют более высокий уровень физической подготовленности.

2. Бытовая двигательная активность сельских школьников, занимающихся домашним хозяйством способствует повышению уровня общей физической подготовленности.

3. На уроках физической культуры городским школьникам в младшем и в старшем школьном возрасте следует больше уделять внимание развитию скоростных и скоростно-силовых физических качеств. Развитию выносливости городских школьников следует уделять внимание на протяжении всего периода обучения в школе.

4. Учащимся сельских школ в начальных классах и в подростковом возрасте необходимо больше заниматься развитием силовых и скоростно-силовых способностей и на протяжении всего школьного возраста (кроме 7 лет и 17 лет) следует больше внимания уделять развитию гибкости.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 101 с.

2. Блинков, С.Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учет структуры моторики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Блинков С.Н. - М., 2000. - 24 с.

3. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. -Минск : Народная Асвета, 1978. - 88 с.

4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

5. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2004. - 32 с.

6. Левушкин, С. П. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 24 с.

7. Левушкин, С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные мор-фофункциональные типы : монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. - 232 с.

8. Малоземов, О.Ю. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в контексте жизненных реалий / О.Ю. Малоземов // Физическая культура: воспитание, образование,

тренировка. - 2005. - № 2. - С. 17-22.

9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений : руководство для работников системы общего образования. - М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.

10. Фёдоров, А.И. Поведенческие факторы здоровья детей и подростков: гендерный аспект / А.И. Фёдоров, С.Б. Шарманова, Г.К. Кулагина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 3. - С. 9-12.

REFERENCES

1. Balsevich, V. K. (1988), Physical culture for all and for everyone, Physical culture and sport, Moscow.

2. Blinkov, S. N. (2000), Individualization ofphysical training of school students of 12-14 years on a basis the accounting of structure of motility, dissertation, Moscow.

3. Guzhalovsky, A. A. (1978), Development of motive qualities in school students, National Asveta, Minsk, Belarus.

4. Zatsiorsky, V. M. (1970), Physical qualities of the athlete: Bases of the theory and motility of education, Physical culture and sport, Moscow.

5. Levushkin, S. P. and Zhukov O. F. (2004), Standards ofphysical fitness of school students of Ulyanovsk, publishing house UIPKPRO, Ulyanovsk.

6. Levushkin, S. P. and Blinkov S.N. (2007), Standards of physical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.

7. Levushkin, S.P. (2006), Physical training of school students of 7-17 years having different morpho-functional types: monograph, publishing house UIPKPRO, Ulyanovsk.

8. Malozemov, O. Yu. (2005), "Motivation of sports and improving activity of pupils in context vital realities", Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 17-22.

9. Organization and assessment of health saving activity of educational institutions. The management for employees of system of the general education, Moscow city fund of support of school book publishing, Moscow.

10. Fedorov, A.I., Sharmanova, S.B. and Kulagina, G. K. (2007), "Behavioral factors of health of children and teenagers: gender aspect", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 9-12.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 796.015

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН НИЗКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖЕЛ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ЗАНИМАЮЩИХ ЦИКЛИЧЕСКИМИ И АЦИКЛИЧЕСКИМИ

ВИДАМИ СПОРТА

Данил Владимирович Бородиневский, ассистент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет (ТюмГУ),

г. Тюмень

Аннотация

В статье приведены расчеты коэффициентов корреляции по данным мониторинга физической и функциональной подготовленности юных спортсменов на примере секций дзюдо и лыж.

Ключевые слова: корреляция, корреляционный анализ, коэффициент корреляции, математическая статистика, стандартная ошибка, отклонение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.