Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / PHYSICAL FITNESS / INFORMATION TECHNOLOGY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков С.Н., Гондарева Л.Н., Левушкин С.П.

Тестирование двигательной подготовленности студентов Самарского аграрного вуза показало, что уровень их физической подготовленности остается низким, в первую очередь по причине не выполнения минимального объема двигательной активности среди студенческой молодежи. Установлено, что наиболее отстающими двигательными качествами у студентов являются общая и скоростная выносливость. В статье рассмотрен вопрос использования компьютерной программы контроля и коррекции физической подготовленности в физической воспитании студентов, которая способствует мотивации к дополнительным занятиям физическими упражнениями и, как следствие, повышение уровня физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков С.Н., Гондарева Л.Н., Левушкин С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES TO ASSESS PHYSICAL FITNESS IN STUDENTS

The motor fitness testing in students of the Samara Agricultural University revealed their physical fitness level to remain low, primarily because of the failure to fulfill the minimum amount of students' physical activity demands. It was found out that the most lagging students' motor proprieties are the general and speedcomponents of endurance. In this paper we consider using of a computer program for monitoring and correcting physical fitness in students' physical education, encouraging motivation for additional physical exercise and, as a result, increasing the physical fitness level.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ

С.Н. Блинков*, Л.Н. Гондарева**, С.П. Левушкин1*** *Самарский государственный аграрный университет, **Ульяновский государственный университет ***ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

Тестирование двигательной подготовленности студентов Самарского аграрного вуза показало, что уровень их физической подготовленности остается низким, в первую очередь по причине не выполнения минимального объема двигательной активности среди студенческой молодежи. Установлено, что наиболее отстающими двигательными качествами у студентов являются общая и скоростная выносливость. В статье рассмотрен вопрос использования компьютерной программы контроля и коррекции физической подготовленности в физической воспитании студентов, которая способствует мотивации к дополнительным занятиям физическими упражнениями и, как следствие, повышение уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность, информационные технологии, студенты.

Use of information technologies to assess physical fitness in students. The motor fitness testing in students of the Samara Agricultural University revealed their physical fitness level to remain low, primarily because of the failure to fulfill the minimum amount of students' physical activity demands. It was found out that the most lagging students' motor proprieties are the general and speedcomponents of endurance. In this paper we consider using of a computer program for monitoring and correcting physical fitness in students' physical education, encouraging motivation for additional physical exercise and, as a result, increasing the physical fitness level.

Keywords: physical fitness, information technology, students.

В настоящее время внедрение информационных технологий получило очень широкое распространение в различных областях народного хозяйства. Сегодня современные информационные технологии и компьютерные системы широко используют при реализации диагностических комплексов и многочисленных физ-культурно -спортивных технологий [5-6].

Известно, что мониторинг физической подготовленности, как одного из важнейших компонентов физического состояния человека [2] позволяет решать следующие задачи: создание баз данных о физической подготовленности; выявление факторов, оказывающих негативное влияние на ее уровень; планировать и организовывать мероприятия, способствующие оптимизации физической подготовленности населения. Успешной организации и эффективному проведению мони-

Контакты: 1 Левушкин С.П. - E-mail: <levushkmsp@mail.ra>

торинга физической подготовленности способствует внедрение современных компьютерных технологий [3 -6].

В связи с актуальностью избранной темы этим нами было проведено исследование, направленное на решение следующих задач:

1) выявить уровень физической подготовленности студентов Самарского аграрного вуза с использованием информационных технологий;

2) определить возможности и перспективы использования компьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленности студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тестирование двигательной подготовленности студентов Самарской ГСХА осуществлялось в период с сентября 2016 года по сентябрь 2018 года. В исследовании принимало участие более 400 студентов.

В процессе анализа результатов тестирования нами использовалась разработанная ранее компьютерная программа по оценке и коррекции физической подготовленности учащейся молодежи [6]. Данная программа позволяет оценивать уровень развития таких кондиционных физических качеств, как скоростные, ско-ростно-силовые, силовые, гибкость, выносливость, а также координационных способностей. Кроме того, программа позволяет получать качественную оценку по отдельным двигательным тестам и интегральную оценку уровня физической подготовленности по 5-балльной системе; сохранять данные исследования в памяти компьютера; проводить их статистическую обработку; выводить на монитор список всех обучающихся, участвовавших в тестировании; осуществлять оперативный поиск студента по фамилии; систематизировать студентов по различным критериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении одного учебного года и всех лет обучения в вузе. На основе использования данной программы каждый обучающийся получает рекомендации по двигательной активности, в которых учитываются индивидуальные особенности (пол, структуру моторики, уровень физической подготовленности) и предусматриваются физиологические режимы при выполнении физических упражнений.

В исследовании использовался следующий комплекс двигательных тестов: бег на 100 метров, бег на 1000 метров, прыжок в длину с места, наклон вперед из исходного положения стоя на скамейке, отжимания от пола (девушки), подтягивания на высокой перекладине (юноши), подъем туловища из положения лежа на спине за 30 секунд и челночный бег 3х10 метров. Данные двигательные тесты позволили выявить уровень развития скоростных, скоростно-силовых, силовых двигательных качеств, выносливости, гибкости и координационных способностей. В тестировании принимали участие студенты основной медицинской группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследования все студенты были распределены на 5 групп: обучающиеся с «низким» уровнем физической подготовленности (ФП) - 4,19 %, с уровнем ниже среднего - 28,08 %, со «средним» уровнем ФП - 39,26 %, студенты с уровнем «выше среднего» - 10,55 % и студенты с «высоким» уровнем ФП -0,13. Вместе с тем нами было выявлено, что обучающиеся студенты мужского

пола имеют несколько более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с уровнем ФП девушек. Так, низкий, ниже среднего, средний и выше среднего уровень физической подготовленности имеют 5,2 %, 35,2 %, 40,4 и 5,4 % студенток (рис. 1). Обучающихся студенток с высоким уровнем физической подготовленности мы не выявили. Наряду с этим 13,8 % девушек имеют неопределенный уровень физической подготовленности, то есть это те из них, которые сдавали не все двигательные тесты и, поэтому нельзя было полноценно определить их уровень ФП. Среди обучающихся студентов мужского пола была выявлена следующая картина: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровень ФП имеют 2,44 %, 15,68, 37,28 %, 19,51 % и 0,35 % обучающихся соответственно. Почти четверть студентов мужского пола (24,74 %) имеют неопределенный уровень ФП, по причине не сдачи всех двигательных тестов (рис. 1).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

ниже среднего

□ Все

студенты И Юноши

□ Девушки

Рис. 1. Уровень физической подготовленности студентов

Проведенное тестирование показало, что наиболее отстающими двигательными качествами у студентов являются выносливость и координационные способности. Так, исходя из пятибалльной шкалы, студенты в беге на 1000 метров показали средний результат, соответствующий индексу ФП 1,59 балла. При этом, у обучающиеся мужского пола выявлен более высокий уровень развития выносливости - 1,91 балла по сравнению с 1,42 баллами - у девушек. В челночном беге среди всех испытуемых студентов средний балл оказался на уровне 1,97. Вместе с тем, обучающиеся мужского пола показали результат в челночном беге соответствующий 2,34 балла, а девушки только 1,64 балла (рис. 2).

У юношей наиболее развитыми оказались скоростно-силовые физические качества, оцениваемые нами по длине прыжка с места и силовая выносливость мышц брюшного пресса, где были показаны результаты, соответствующие 3,1 и 3,03 балла. К разряду наиболее развитых двигательных качеств у девушек относятся гибкость и силовая выносливость мышц брюшного пресса, где были показаны результаты на уровне 3,55 и 2,82 балла (рис. 2).

Таким образом, результаты наших исследований показали, что уровень ФП обучающихся остается на уровне ниже среднего. Это не может не вызывать беспокойства, так как физическая подготовленность, как интегральный показатель физического здоровья является одним из основополагающих компонентов человеческого потенциала [2]. Данный факт свидетельствует о том, что необходимо принимать меры по повышению уровня ФП обучающихся Самарского аграрного вуза за счет повышения уровня двигательной активности и внедрения эффективных технологий физического воспитания.

1 I

с! X

□ Все студенты В Юноши □ Девушки °

Рис. 2. Индексы физической подготовленности студентов по 5-балльной шкале

Одним из эффективных средств улучшения уровня ФП студентов, на наш взгляд, может быть реализация рейтинговой системы ФП студентов. Компьютерная программа позволяет распределить всех студентов по рейтинговым местам, в зависимости от набранных очков, чем выше показатели в каждом из двигательных тестов, тем больше набранное количество очков по итогам тестирования физической подготовленности. Двигательное тестирование проводится нами дважды: в начале и в конце учебного года. Это позволяет увидеть динамику как уровня общей физической подготовленности, так и отдельных двигательных тестов. Преподаватель дисциплины «Физическая культура и спорт» наглядно видит изменения уровня ФП каждого студента в течение учебного года и делает соответствующие рекомендации по программе физической подготовки и ее коррекции. Данный рейтинг, размещенный на стенде в спортивном комплексе, стимулирует студентов к активным занятиям физической культурой и спортом, с целью повышения уровня как отдельных физических качеств, так и общего уровня физической подготовленности. Компьютерной программой предусмотрено два варианта построения индивидуального рейтинга физической подготовленности обучающихся. Первый

вариант основан на 70-балльной оценочной шкале, то есть максимальный балл, который может получить студент, показавший очень высокий результат равен 70, а второй вариант основан на более привычной 5-балльной системе оценке. Так, например, К. Е., являющийся студентом экономического факультета, по результатам трех тестирований занимал 1 место и набирал в сумме более 320 очков. Его результаты: бег на 100 м - 12,0 с; бег на 1000 м - 2.55; в челночном беге - 6,9 с; в прыжке в длину с места - 254 см; в наклоне вперед на скамейке - 18 см; в подтягивании - 12 раз; в поднимании туловища, руки за головой за 30 секунд - 28 раз. Итого К. Е. набрал 323 очка. Е.К. занимается легкой атлетикой и ему, как и другим студентам, которые занимаются аналогичным видом спорта легко иметь высокие места в рейтинге, так как большая часть тестов связана с беговыми и прыжковыми видами из легкой атлетики.

Использование компьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленности в практике физического воспитания студентов показало, что ее можно успешно использовать, как для подготовки и допуску студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура и спорт», так и для подготовки обучающихся к выполнению требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

ВЫВОДЫ

1. Уровень физической подготовленности студентов Самарского аграрного вуза находится на уровне ниже среднего. Большинство показателей в двигательных тестах составляют по индексам ФП менее 3 баллов (бег на 100 м, бег на 1000 м, челночный бег 3х10 м, подтягивания у юношей и отжимания у девушек, прыжок в длину с места у девушек, поднимание туловища из положения лежа на спине у девушек). Уровень физической подготовленности студентов мужского пола Самарской ГСХА несколько выше по сравнению с обучающимися женского пола.

2. Наиболее отстающими двигательными качествами у студентов являются выносливость и координационные способности. У юношей наиболее развитыми оказались скоростно-силовые физические качества и силовая выносливость мышц брюшного пресса. Наиболее развитыми физическими качествами у девушек являются гибкость и силовая выносливость мышц брюшного пресса

3. Результаты исследования показали, что на занятиях физической культурой, а также в процессе самостоятельной двигательной деятельности студентам обоих полов следует больше уделять внимание развитию как общей, так и скоростной выносливости, а также координационных способностей, за счет включения в занятия бег различной интенсивности и продолжительности. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями юношам необходимо использовать упражнения на силовую выносливость.

4. Внедрение в ученый процесс по физическому воспитанию компьютерную программу контроля и коррекции физической подготовленности способствует созданию дополнительной мотивации для активных занятий физической культурой и спортом студентов и, как следствие - повышению уровня их ФП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

2. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

3. Блинков, С.Н. Организация оздоровительной работы со школьниками в условиях села [Текст] / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 3. - С. 25-28.

4. Блинков, С.Н. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся: монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Кинель: РИЦ СГСХА, 2016. - 390 с.

5. Левушкин, С.П. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - Приложение 1. - 2006. - С. 65-66.

6. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи: монография [Текст] / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск: УлГТУ 2013. - 162 с.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. Analiz monitoringa fizicheskoj podgotovlennosti studentov v period uchebnogo goda / S.N. Blinkov // Fizicheskaya kuFtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2015. - № 6. - S. 60-62.

2. Blinkov, S.N. Vzaimosvyaz' sistemy' fizkurturno-ozdoroviteFnoj raboty' s razvitiem chelovecheskogo kapitala sel'skix shkol'nikov / S.N. Blinkov // Ucheny'e zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2014. - № 8 (114). - S. 34-39.

3. Blinkov, S.N. Organizaciya ozdorovitel'noj raboty' so shkol'nikami v usloviyax sela / S.N. Blinkov, S.P. Levushkin // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2003. - № 3. - S. 25-28.

4. Blinkov, S.N. Sovershenstvovanie fizkurturno-ozdoroviteFnoj raboty' v usloviyax sel'skoj shkoly' na osnove ucheta individual'no-tipologicheskix osobennostej uchashhixsya: monografiya / S.N. Blinkov, S.P. Levushkin. - Kinel': RICz SGSXA, 2016. - 390 s.

5. Levushkin, S.P. Ispol'zovanie komp'yuterny'x texnologij v professional'noj deyatel'nosti specialista po fizicheskoj kul'ture / S.P. Levushkin, O.F. Zhukov, S.N. Blinkov, F.M. Kodolova // E'kologiya cheloveka. - Prilozhenie 1. - 2006. - S. 65-66.

6. Levushkin, S.P. Issledovanie fizicheskogo sostoyaniya uchashhejsya molodezhi: monografiya / S.P. Levushkin, V.A. Xamzina, S.N. Blinkov. - Ul'yanovsk: UlGTU, 2013. - 162 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.