3. Ограниченные возможности и ресурсы для организации повышения квалификации педагогам сельской школы. Преодолению этих трудностей способствуют следующие мероприятия:
- разработка специальных программ, модулей для повышения квалификации педагогов;
- разработка многовариантных форм организации курсов повышения квалификации и курсов переподготовки;
- активное использование дистанционных и онлайн-курсов.
4. Неподготовленность педагогических кадров к выполнению должностных обязанностей в связи с введением новых ФГОС. Для облегчения этой работы необходимо разработать примерные ООП, а также примерные рабочие программы по учебным дисциплинам. Педагогом нужно будет доработать эти программы с учетом региональных и иных особенностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно школы сельских местностей и малых городов испытывают ряд трудностей, но несмотря на это продолжают развиваться, обеспечивая качественное образование. Дальнейшее развитие этих школ, успешность реализации новых ФГОС, организация самого образовательного процесса, во многом зависит от использования ресурсов школы, ее особенностей и социального окружения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л. В. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации национального проекта "образование" / Л.В. Байбородова, Д.А. Зеленова, О. В. Пополитова // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 2(30). - С. 149-160.
2. Шергина, Т. А. Подготовка тьютора для основной малокомплектной и кочевой школы Севера / Т. А. Шергина, А. А. Кожурова718// Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4(83). - С. 168-170.
REFERENCES
1. Bayborodova L.V., Zelenjva D.A. and Popolitova O.V. (2020), "Development of rural educational organizations in the conditions of implementation of the national project 'education", Lifelong education: XXI century, No 2 (30), pp. 149-160.
2. Shergina T.A., Kozhurova A.A. (2020,) "Preparing a tutor for the main small and nomadic school in the north", World of science, culture, education, No 4 (83), pp. 168-170.
Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 21.02.2022
УДК 796.011.3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ В
ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ
Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, ВРИО директора, Институт возрастной физиологии РАО», директор НИИ Спорта и спортивной медицины, г. Москва; Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации, Самарский государственный аграрный
университет, г. Самара
Аннотация
Представлены результаты сравнительного анализа влияния двигательных режимов различной направленности на общую физическую подготовленность школьников и школьниц 7-17 лет
разных типов телосложения. Выявлено, что различные тренировочные режимы не одинаково влияют на общую физическую подготовленность школьников мужского и женского пола. Наибольшее количество совпадений эффективности тренировочных режимов обнаружено у школьников астено-торакального соматотипа - 44,4 % случаев (возраст 7-9 лет, 11-12 и 14-15 лет), у представителей дигестивного типа телосложения - 22,2 % случаев (возраст 12-14 лет) и, у школьников мышечного соматотипа не выявлено ни одного возрастного периода совпадения эффективности режимов двигательной активности. Выявленные отличия в эффективности влияния различных тренировочных режимов на школьников 7-17 лет в гендерном аспекте необходимо учитывать в процессе организации занятий по физической подготовке с учащимися.
Ключевые слова: режимы двигательной активности, типы телосложения, физическая подготовленность, школьники, школьницы, сравнительный анализ.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p265-270
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY OF VARIOUS DIRECTIONS ON THE PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN AGED 7-17 YEARS WITH DIFFERENT BODY TYPES IN THE GENDER ASPECT
Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, director of the Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education», Moscow; Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation Samara State Agrarian
University
Abstract
The results of the comparative analysis of the influence of motor modes of different orientation on the overall physical fitness of schoolchildren and schoolgirls aged 7-17 years of different body types are presented. It was revealed that different training regimes have different effects on the overall physical fitness of male and female schoolchildren. The greatest number of coincidences of the effectiveness of training regimes was found in schoolchildren of asthenothoracic somatotype - 44.4% of cases (age 7-9 years, 11-12 and 14-15 years), in representatives of the digestive type of physique - 22.2% of cases (age 12-14 years) and, in schoolchildren of the muscular somatotype, no age period of coincidence of the effectiveness of the modes of motor activity was revealed. The revealed differences in the effectiveness of the influence of various training regimes on schoolchildren aged 7-17 in the gender aspect should be taken into account in the process of organizing physical training classes with students.
Keywords: modes of motor activity, body types, physical fitness, schoolchildren, schoolgirls, comparative analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация двигательной деятельности для повышения уровня физической подготовленности и физического состояния в целом, является одним из главных направлений сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения как основополагающего компонента развития их человеческого потенциала [1-2, 5-8]. Многочисленными исследованиями, прежде всего отечественных ученых доказано, что для решения задачи подобного рода, в физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности школьников, основанные на учете типов телосложения [5, 8-12 и др.]. В школьной практике, индивидуальный подход чаще всего осуществляется на основе учета уровня физической подготовленности учащихся, учитывается также гендерно-возрастные особенности школьников. Однако, показавшая свою эффективность в экспериментальных исследованиях, методика физического воспитания, учитывающая типы телосложения и связанную с ними структуру моторики в практике школьной физкультурно-оздоровительной деятельности все еще в массовом порядке не внедряется. Работы В. В. Зайцевой, В. Д. Сонькина, Г. Н. Масловой [5], В. Д. Сонькина [9], С. П. Левушкина [2-3, 8], С. Н. Блинкова [2-3] и других исследователей показали эффективность индивидуально-типологического подхода в решении задач оздоровления
учащихся средствами физической подготовки. Вместе с тем, теория и методика физического воспитания пока не располагает данными по вопросу одинаково ли эффективны режимы двигательной активности по своему влиянию на различные компоненты физического состояния в гендерном аспекте. В связи с этим, нами был проведен сравнительный анализ влияния различных режимов физической активности на показатели физической подготовленности школьников и школьниц 7-17 лет, имеющих разные типы телосложения.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В экспериментальном исследовании, проведенном нами, приняли участие 356 школьниц и 642 школьника мужского пола с разными типами телосложения. Комплексное исследование, позволяющее определить эффективность физических нагрузок различной направленности проводилось в течение одного учебного года. Обследование учащихся проводилось дважды, в начале и в конце учебного года. Испытуемые были поделены на три группы в зависимости от особенностей телосложения: в первую группу входили школьники астено-торакального типа телосложения (А-Т), во вторую - мышечного (М), а в третью - дигестивного соматотипа (Д). При определении конституциональной принадлежности использовали общепринятую методику исследования физического развития [4] и схему оценки конституциональных типов В. Г. Штефко-Островского [13].
В процессе формирующего эксперимента школьными учителями физической культуры были разработаны и внедрены двигательные режимы различной направленности. В процессе эксперимента были апробированы три тренировочных режима, направленные на комплексное развитие физических качеств, на преимущественное развитие выносливости и скоростно-силовых физических качеств.
Для оценки уровня общей физической подготовленности школьников 7-17 лет использовали следующие двигательные тесты: бег на 30 метров и 6- минутный бег, челночный бег 3^10 метров, прыжок в длину с места, подтягивания на низкой перекладине (девочки), подтягивания на высокой перекладине (мальчики), наклон вперед из положения сидя, характеризующих развитие основных физических качеств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе полученных результатов мы использовали систему оценки по ранговым местам. Всем трем экспериментальным режимам, с учетом степени выраженности их влияния (по приросту изменений конкретного показателя в %) был присвоен ранг (от I до III) для каждой возрастно-типологической группы. Чем более высокое место занимает двигательный режим, тем более эффективен данный тренировочный режим с точки зрения физической подготовленности.
Сравнительный анализ влияния различных режимов двигательной активности на общую физическую подготовленность (ОФП) школьников мужского пола и школьниц 717 лет показал, что имеются существенные отличия в результатах воздействия нагрузок различной направленности. Так, в младшем школьном возрасте у школьников астено-торакального типа телосложения обеих полов в возрастной период 7-9 лет, как у мальчиков, так и у девочек наиболее эффективными являются режимы двигательной активности, направленные на преимущественное развитие выносливости. Если у мальчиков данный двигательный режим также эффективен и в возрасте 9-10 лет, то у девочек на первое место выходят нагрузки комплексного характера. Преимущество нагрузок комплексного характера сохраняется у девочек и в начале подросткового периода в 10-12 лет, а у мальчиков только в возрасте 11-12 лет. Если у девочек, с точки зрения позитивного влияния на ОФП в период 12-13 лет и 13-14 лет выходят на первое место физические нагрузки, развивающие, главным образом скоростно-силовые физические качества, то в возрасте 13-14 лет наиболее подходят физические нагрузки комплексного характера. Этот эффект карди-
нально отличается от эффективности воздействия нагрузок различной направленности на ОФП мальчиков-подростков, где в 12-13 лет у них выявлено преимущество нагрузок на выносливость, а в 13-14 лет первое место занимает двигательный режим, направленный на доминирующее развитие скоростно-силовых физических качеств. В поздний подростковый период в 14-15 лет, как у мальчиков, так и у девочек астено-торакального сомато-типа наиболее эффективно развивать выносливость, с точки зрения повышения уровня ОФП. В старшем школьном возрасте 15-17 лет у школьниц АТ соматотипа наиболее эффективно повышать ОФП, применяя физические нагрузки комплексного характера, а у юношей АТ в возрасте 15-16 лет эффективно развивать скоростно-силовые физические качества, а в 16-17 лет - выносливость. Таким образом, у школьников 7-17 лет астено-торакального соматотипа выявлено четыре (44,4 %) совпадения эффективности влияния тренировочных нагрузок различной направленности на показатель ОФП и все они связаны с развитием выносливость (таблица).
Таблица - Схема степени влияния тренировочных режимов, оптимизирующих общую физическую подготовленность школьников 7-17 лет разных типов телосложения и степень
Типы телосложения Возраст, лет Направления оптимизации
Школьники Школьницы
7-8 В В*-сс-рп
8-9 В В*-РП-сс
9-10 В РП-В-сс
10-11 В РП-В-сс
Астено-торакальный 11-12 РП РП*-В-сс
12-13 В СС-В-рп
13-14 СС РП-В-сс
14-15 В В*-РП-сс
15-17 СС-В РП-СС-в
7-8 В РП-СС-в
8-9 В РП-В-сс
9-10 В РП-СС-в
10-11 В СС-РП-в
Мышечный 11-12 СС В-РП-сс
12-13 СС В-РП-сс
13-14 СС В-РП-сс
14-15 СС В-РП-сс
15-17 СС В-РП-сс
7-8 В СС-В-рп
8-9 СС В-РП-сс
9-10 В РП-СС-в
10-11 СС В-РП-сс
Дигестивный 11-12 СС В-РП-сс
12-13 В В*-РП-сс
13-14 РП РП*-В-сс
14-15 СС РП-В-сс
15-17 СС В-РП-сс
Примечание: В - тренировочный режим с направленным развитием выносливости; СС - режим, с преимуще-
ственным развитием скоростно-силовых качеств; РП - режим, направленный на развитие двигательных качеств
равномерно-пропорциональным методом; выделенная жирным шрифтом заглавная буква (или буквы) указыва-
ет на направленность тренировочного режима, который является самым эффективным для школьниц разных
соматотипов с токи зрения влияния на физическую подготовленность; не выделенная жирным шрифтом заглав-
ная буква (или буквы) указывает на второй по эффективности тренировочный режим; прописная буква (или
буквы) указывает на третий по значимости тренировочный режим; * - случаи совпадения эффективности тре-
нировочных режимов среди учащихся мужского и женского пола по общей физической подготовленности.
Сопоставление влияния физических нагрузок различной направленности на ОФП школьников мышечного типа телосложения выявил абсолютные различия в гендерном аспекте. Так, если в младшем школьном возрасте 7-10 лет для девочек наиболее эффективен режим двигательной активности, направленный на комплексное развитие физиче-
ских качеств, то мальчикам следует развивать выносливость вплоть до возраста 11 лет, а девочкам в 10-11 лет необходимо заниматься развитием скоростно-силовых качеств. Далее, на протяжении всего подросткового возраста с 11 лет и до окончания школы девочкам М соматотипа следует заниматься развитием выносливости, а мальчикам мышечного соматотипа в этом же возрасте больше подходит развитие скоростно-силовых физических качеств.
Что касается школьников дигестивного типа телосложения, то здесь тоже выявлены гендерные отличия во влиянии различных режимов двигательной активности на физическую подготовленность в большинстве возрастно-половых групп.
Так, если у девочек младшего школьного возраста эффективность влияния физических нагрузок на ОФП чередуется в таком порядке, скоростно-силовое направление в 7-8 лет, развитие выносливости в 8-9 лет и в возрасте 9-10 лет - равномерно-пропорциональное развитие физических качеств. Вместе с тем, у мальчиков наблюдается иная картина. Так, в 7-8 лет и в 9-10 лет для повышения ОФП им полезно повышать выносливость, а в возрасте 8-9 лет наиболее эффективны физические нагрузки скоростно-силового характера. Далее, в возрасте 10-12 лет мальчикам Д типа телосложения следует развивать скоростно-силовые физические качества, а у девочек в этот период наиболее эффективно, с точки зрения повышения ОФП, развитие выносливости.
Совпадение эффективности тренировочного режима, направленного на преимущественное развитие выносливости у школьников Д соматотипа произошло в возрасте 12-13 лет. В возрастной период 13-14 лет, как у мальчиков, так и у девочек Д соматотипа наиболее эффективны физические нагрузки комплексного характера.
Далее, у мальчиков начиная с позднего подросткового периода, с 14 лет и до окончания школы, с точки зрения повышения ОФП следует больше внимания уделять развитию скоростно-силовых физических качеств.
У девушек ситуация иная. Так, в возрасте 14-15 лет им следует больше заниматься равномерно-пропорциональным развитием физических качеств, а в старшем школьном возрасте, в 15-17 лет с целью повышения ОФП необходимо больше времени уделять развитию выносливости.
Таким образом, количество совпадений случаев эффективности того или иного двигательного режима у представителей астено-торакального типа телосложения составляет 44,4% случаев, промежуточное положение занимают обучающиеся дигестивного соматотипа - 22,2% случаев совпадений и у школьников мышечного соматотипа выявлены абсолютные различия во всех возрастных группах, то есть не выявлено ни одного совпадения внутри возрастно-половых групп.
Из чего можно заключить, что на основе анализа влияния нагрузок различной направленности на ОФП в абсолютном большинстве возрастно-половых групп выявлены гендерные различия, где количество совпадений составило всего 22,2%.
ВЫВОДЫ
1. Различные режимы двигательной активности имеют не одинаковую эффективность воздействия на ОФП школьников и школьниц 7-17 лет разных типов телосложения.
2. Наибольшее количество совпадений эффективности различных тренировочных режимов на ОФП выявлено у представителей астено-торакального типа телосложения -44,4 % случаев, на втором месте учащиеся дигестивного соматотипа - 22,2% и, школьники 7-17 лет мышечного типа телосложения обеих полов не имеют ни одного совпадения, то есть тренировочные режимы на них влияют абсолютно по-разному.
3. Не одинаковую эффективность воздействия различных тренировочных режимов на ОФП школьников и школьниц 7-17 лет необходимо учитывать в школьной практике при организации процесса физической подготовки в различных формах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков С.Н. Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 42-48.
2. Влияние нагрузок различной направленности на функциональное состояние сердечнососудистой системы подростков, имеющих разную структуру моторики С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, А.А. Крылова, М.М. Мердеев // Экология человека. - 2006. - № 52. - С. 13-14.
3. Бунак В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - Москва : Учпедгиз, 1941.- 368 с.
4. Зайцева В.В. Новый взгляд на старую проблему : конституция человека и физическое воспитание / В.В. Зайцева, В. Д. Сонькин, Г.Н. Маслова // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 3. - С. 54.
5. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфо-функциональные типы : монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск. - УИПКПРО. 2006. - 232 с.
6. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штеф-ко, А. Д. Островский. - Москва-Ленинград : Гос. мед. издат., 1929. - 79 с.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N., Levushkin S. P. and Kosikhin V.P., (2015), "Change of indicators of the physical condition of rural schoolgirls aged 7-17 years of different somatotypes under the influence of motor modes of different orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1, No119, pp. 4248.
2. Blinkov, S.N., Levushkin S.P., Krylova A.A. and Merdeev M.M. (2006), "Influence of loads of different orientation on the functional state of the cardiovascular system of adolescents with different motility structure", Human ecology, No. 52, pp. 13-14.
3. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.
4. Zaitseva, V.V., Sonkin, V.D. and Maslova, G.N. (1995), "A new look at an old problem: human constitution and physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, P. 54.
5. Levushkin, S.P., (2006), Physical training of schoolchildren aged 7-17 years with different morphofunctional types: monograph, Ulyanovsk.
6. Shtefko, V.G. and Ostrovsky, A.D. (1929), Schemes of clinical diagnostics of constitutional types, Medgiz, Мoscow- Leningrad.
Контактная информация: blinkovsn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.01.2022
УДК 796.015.68
НЕСТАБИЛЬНОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СВЯЗИ С
ЭПИДЕМИЕЙ
Андрей Алексеевич Левченко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье рассмотрена тема влияния пандемии на мотивацию к занятиям физической культурой. Обозначены цели и задачи в соответствии с проблематикой темы. Осуществлено анонимное анкетирование студентов вуза, опирающееся на неоднообразные взгляды по отношению к эффекту произведенному пандемией на стимул к занятиям физической культурой, стоит обозначить, что в работе не затрагивается спорт в общем понимании, а лишь как занятия физической культурой в юрисдикции высшего учебного учреждения. Значительная часть респондентов отмечает, что их физическая форма заметно ухудшилась в сравнении с той, которая поддерживалась физической нагрузкой до пандемии. Так что, следует отметить, что в настоящий период времени особое внимание стоит уделять изучению факторов, влияющих на нестабильный курс мотивации студентов по направлению к занятиям физической культурой, которые являются вакантными для изучения в двадцать первом веке, в связи с тем, что не напрямую, но косвенно, предопределяют здоровье и физи-