Научная статья на тему 'Возникновение исихастской педагогики'

Возникновение исихастской педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
454
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСИХАЗМ / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / HESYCHASM / EDUCATION / TRAINING / SCHOOL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Конюхов Димитрий

Статья посвящена исследованию школ, возникших на православном Востоке, вследствие влияния учения исихазма на образовательную и воспитательную деятельность. Дано определение исихастских школ, показаны принципы и правила устроения таких школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergence of Hesychast Pedagogy

The article concerns schools that have arisen in the Orthodox East, due to the influence of the doctrine of Hesychasm on educational and training activities. A definition hesychast schools is given, the principles and rules making such schools are shown.

Текст научной работы на тему «Возникновение исихастской педагогики»

Протоиерей Димитрий Конюхов ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСИХАСТСКОй ПЕДАГОГИКИ

Исихазм (от греч. ЬезусЫа — покой, безмолвие) представляет собой корпус идей святоотеческой мысли, отражающий глубинные причины антропологического кризиса и пути его преодоления. Это особое учение и практическое руководство, настраивающее человека на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Цель исихазма — освобождение личности от груза неподлинного и выход в метаантропо-логический горизонт: преображение человека по образу Иисуса Христа. В широком смысле исихазм — это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом, созданное египетскими и синайскими аскетами в 1У-У11 вв., среди которых наиболее известны Макарий Египетский, Евагрий Понтийский, Иоанн Лествечник. В более узком толковании под исихазмом понимается религиозно-философское учение византийского богослова Григория Паламы (XIV в.). Метод исихазма основан на внутренней сосредоточенности и созерцательной («умной») молитве. Практика исихазма направлена на очищение тела и души, познание духовных вещей и достижение божественной любви. Признаком обретения истинной любви к Богу является любовь к ближнему. Непрестанное духовное делание и переживание сопричастности божественной реальности приводит человека к умиротворению и преображению.

Исихазм оказал влияние на педагогику, сделав ее главной целью — преображение личности. Исследованием школ, в которых заметно влияние исихазма, занимались игумен Петр (Пиголь), изучавший Тырновскую школу книжности, священномученик Илларион (Троицкий) и профессор А. А. Дмитриевский, подробно описавшие быт и педагогический процесс в школе на о. Халки. Данная статья посвящена выявлению принципов, лежавших в основе педагогической деятельности таких школ, правил, касающихся их быта и внутреннего распорядка. Для начала определим понятие «иси-хастская школа».

Болгария одной из первых приняла исихастскую традицию после ее догматического обоснования в XIV в. Распространение исихазма в этой стране началось с прибытием великого учителя безмолвия святого Григория Синаита, заложившего здесь основы умного делания. Благочестивый царь Иоанн Александр, управлявший Болгарией с 1331 по 1371 г., много содействовал просвещению страны. Доныне сохранились

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3

213

многочисленные рукописи с иллюстрациями, подписанные лично царем. Под его

покровительством находилась знаменитая Тырновская книжная школа. Основанная и возглавляемая ближайшими учениками преподобного Григория, такими, как святые Феодосий и Роман Тырновские, она оказала самое непосредственное влияние на распространение исихазма в славянских странах.

Большой вклад в дело распространения исихазма был осуществлен одним из ближайших парорийских учеников святого Григория Феодосием Тырновским. Он, можно сказать, был основным вдохновителем этого вида аскетизма среди болгар. Научившись «умному деланию» на Афоне и в других балканских монастырях, преподобный вернулся на свою родину — в Болгарию. Тырновская книжная школа и другие школы, устроенные при монастырях, в основу своей педагогической деятельности поставили следующие принципы: молитва (молитвенное молчание (исихия)), следование православным канонам и традициям, память о Страшном Суде, послушание (в педагогическом отношении «учитель — ученик»), нестяжание, пост, воздержание (мысли, языка); бдение; исповедь; причащение Святых Христовых Таин; глубокое, осмысленное отношение к слову; внимание; трезвение; труд; творчество как раскрытие духовных способностей личности.

В понятии «исихастская школа» можно выделить две важнейших стороны: во-первых, это научное философское направление, занимающееся обоснованием влияния исихазма на образовательную и воспитательную деятельность, во-вторых — учебное заведение с систематическим педагогическим процессом, целью которого является создание условий для максимально возможного, с учетом возрастных категорий воспитанников, преображения человеческой личности, ее раскрытия для исполнения божественного замысла. Исихастские школы были прежде всего школами подвижничества, а образовательный процесс ставил основной целью научение правильной жизни в Христовой Церкви для достижения спасения. Человек воспитывался для Царствия Божия и обучался науке стяжания благодати Святого Духа. Ученые исихасты внимательно «исследовали Писания» как верное руководство ко спасению, а в уникальной болгарской Тырновской школе занимались преимущественно словесным творчеством: проводились ученые филологические занятия — составление, редактирование, перевод книг при тщательном следовании высоким образцам церковной письменности. Большое внимание уделялось эстетике письма, правильности, точности и выразительности слова — важнейшего средства прославления Бога и просвещения людей.

В 1349 г. преподобный Феодосий Тырновский получил поддежку царя Иоанна Алекасандра, которому он изложил свой план создания исихастского образовательного центра. Неподалеку от Тырнова, на Килифаревской горе, был основан монастырь1. К преподобному стали приходить люди, желающие научиться спасительному пути и проходить иноческий подвиг под его непосредственным руководством. Среди них были люди в основном знатного происхождения, с хорошим светским образованием, стремившиеся к высшему духовному просвещению. Вскоре около преподобного Феодосия собралось около 50 учеников. Всего же его школу прошли порядка 460 человек2. Преподобный Феодосий Тырновский стал основателем целой научно-богословской

1 В 1371 г. святой Евфимий перевел Тырновскую школу в монастырь Святой Троицы возле Тырнова.

2 Нестор (Крыстев), архимандрит. Преподобный Феодосий Тырновский и его ученики. К 600-летию со дня кончины // Журнал Московской патриархии. — 1963. — № 7. — С. 49-53.

школы, основанной на принципах и правилах исихазма. (Принцип задает стратегию, общее направление; правила носят тактический характер и направлены на реализацию принципов.) Основанием ее учебно-воспитательного процесса как средства для духовного возрастания учеников являлись, как писал архимандрит Горазд, «глубокое влечение к подвижнической жизни в духе и силе исихазма, а также высокий литературный талант»3.

Тырновский исихастский монастырь стал крупным просветительским центром. Преподобный Феодосий был выдающимся проповедником, богословом и переводчиком. Во второй половине XIV в. под его редакцией был составлен большой монашеский сборник слов и поучений — целая энциклопедия знаний, необходимых исихасту4. Сборник был составлен на основе рукописей болгарского монастыря Зо-граф на Афоне.

Являясь центром книжности, монастырь проводил работу по переводу священных книг, богословской и святоотеческой литературы с греческого на славянский язык, по редактированию текстов. Были сделаны переводы трудов св. Григория Паламы, а также исихастов: Нила Кавасилы, Давида Дисипата, патриархов Каллиста и Филофея Коккина. Был переведен труд оппонента св. Григория Паламы Варлаама Калабрийского «...о началстве папине» для лучшего понимания читающими существа богословского спора о божественных энергиях.

Святой Феодосий способствовал духовно-интеллектуальному возрождению болгарского народа в эпоху царя Иоанна Александра, влиял на церковную и государственную политику. Оставленное им духовное завещание с кратким изложением учения исихазма, главных принципов, определяющих стратегию монашеской жизни, и правил подвижничества, носящих тактический характер, стало руководством для исихастов. Именно на этих принципах формировалась методика учебного процесса в Тырновской школе, они лежали в основе всей ее многополезной деятельности и образа жизни учеников. В школе учили соблюдать и хранить заповеди Христовы, прежде всего, величайшую из них — о памяти Бо-жией, об умном делании через Иисусову молитву: «Память о Боге монах должен иметь вместо дыхания, — наставляют исихасты, — память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей5 и отсекает все душевредное. Имя Господа нашего Иисуса Христа нужно “носить в уме, в сердце и в устах”, чтобы с Ним “и дышать, и жить, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить”»6. Иисусова молитва подвижника сама «льется», будучи укоренненой в сердце, при любом роде занятий и даже во время сна. Молитва всемерно помогает не только приобретению добрых душевных качеств, но и усвоению знаний: она, по словам отцов-исихастов, «причина дарований, тайное преуспеяние, просвещение ума»7. Важнейшая заповедь преподобного

3 Горазд, архимандрит. Търновската книжовна школа като проссветен център през. XIV в // Търновска книжна школа, 1371-1971: Международный симпозиум. Велико Тырново, 11-14 окт. 1971. — София, 1974. — С. 469-476.

4 Богданов И. Тринадесет века българска литература. — Ч. I: Стара българска литература, литература на възраждането (681-1878). — София, 1983. — С. 132.

5 Григорий Синаит, преп. Творения. — М., 1999. — С. 12, 97, 124.

6 Добротолюбие. — Т. 5. — М., 1889. — С. 314.

7 Умное делание. — Издание Валаамского монастыря, 1936. — С. 237.

Феодосия ученикам: «Умного делания не оставлять отнюдь»8. Этим преподобный увещевает своих учеников непрестанно молиться.

Помимо хранения памяти Божией, в школе Феодосия Тырновского учили исповедовать и хранить в чистоте веру православную и благочестие, особо остерегаться еретических заблуждений и расколов, помнить о смерти и Страшном суде, т. е. постоянно помышлять о конечном часе жизни и о будущем воздаянии за мысли и поступки, а также «истинствовать в деле и слове»9, т. е. правильно относиться к словам, от которых человек «осудится или оправдится» (Мф.12, 37). Истинствовать — значит не лицемерить, не лукавить, не празднословить, «удаляться клеветы, гнева и ярости, памятозлобия и зависти»10. Этот универсальный жизненный принцип исихастов побуждал их сберегать дух переписываемых и переводимых ими книг и при осуществлении «книжной справы» не отклоняться от русла общецерковной традиции. Исихасты всячески старались блюсти словесную форму выражения, как надежное и совершенное средство точной передачи христианских догматов, нравственных законов и святоотеческой душеспасительной мысли.

В повседневной жизни монахи руководствовались следующими правилами:

— бороться с греховными страстями через деятельные добродетели: послушание духовному наставнику, отсечение своей воли, нестяжательность, пост, воздержание, молитву, бдение. Послушание — главное условие христианского подвига, «малая и вместе великая и кратчайшая лествица, возводящая к совершенству»11. Истинный послушник отвергает свою волю перед духовным наставником, имеет к нему искреннюю веру, не прекословит, не спорит и пребывает с другими послушниками во взаимном послушании и единомыслии. Воздержание от пищи, сна и телесного покоя приносит подвизающемуся сердечное сокрушение, без которого невозможно стяжать благодать обожения;

— точно и искренне ежедневно исповедовать свои помыслы перед духовником, как перед Самим Господом, а также мысленно на всякий час исповедоваться Богу12;

— чаще, насколько возможно, причащаться Святых Христовых Таин, поскольку через церковные таинства человеку сообщается благодать Божия.

Органичной частью исихастской школы была школа письменности и словесности — своего рода «духовная мастерская»13. Ученики усердствовали в стяжании терпения и смирения, в богомыслии, душеполезном чтении, псалмопении, исполняя заповеди наставников — исихастов. Особое значение придавалось тщательному исследованию богодухновенных книг и псалмопению, так как слова Священного Писания содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. При переписывании необходимо было избежать ошибок и искажений.

8 Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего, ученика сущее блаженного Григория Синаита. Списано святейшим патриархом Константина града кир Каллистом. Чтения в обществе истории и древностей российских. — 1860. — Материалы славянские. — Кн. 1. — Разд. III. — Л. 11.

9 Добротолюбие. — М., 1889. — Т. 5. — С. 347.

10 Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего... Л. 11.

11 Григорий Синаит, преп. Творения. — М., 1999. — С. 60.

12 Там же. С. 115.

13 Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего. Л. 12.

Важнейший метод духовного делания, присущий исихастской традиции, — «собирание себя воедино»14, т. е. пристальное внимание. Он тесно связан с непрестанной умной молитвой и памятью о Боге. Вниманию человека придается решающее значение, потому что именно в перераспределении внимания с Бога на чувственный мир заключался самый существенный момент грехопадения первых людей. В них произошла ценностная переориентация, последствиями которой был сам грех и извращение человеческой природы. Люди вдруг обнаружили себя и окружающий мир вне благодати Божией, а диавол получил возможность колебать мыслительную силу человека, воздействовать на его внимание и удерживать его в этом падшем состоянии — вне Бога. Поэтому исихасты настаивают на обратном процессе — перераспределении внимания от греховного, чувственного мира на мир Божественный. Ум и внимание человека должны пребывать в предметах Божественных.

Процесс списывания и перевода книг способствовал содержанию ума в богодух-новенных словах, сосредоточению внимания. При этом учащиеся имели возможность глубже усвоить духовное наследие, поскольку работа производилась ими медленно и вдумчиво. Метод дословного перевода книг, написания кальки, применявшийся в Тырновской книжной школе, был также характерен для исихастской духовнокультурной традиции в целом. Применение этого метода связано с почитанием высоких духовных образцов, с одной стороны, и явилось исихастским «художественным» приемом сосредоточения ума и внимания на сложных и непривычных речевых оборотах. Чтобы прочитать текст, выполненный в стиле «сплетения словес», необходимы духовный подвиг, труд, напряженная работа мыслительной силы души. Внутренняя духовная потребность создавать из письменного произведения глубоко символичный образ приводила к возникновению высокой изобразительной культуры, присущей исихастским рукописям, в частности творениям Тырновской школы, таким как переводы трудов Григория Синаита, монашеских сборников Хиландарского и Зографского монастырей греческих авторов — исихастов.

Заложенное Богом в человеке чувство прекрасного и изящного должно получить спасительное, безгрешное направление, а страстные силы души должны не умерщвляться, но преображаться, освящаться, «обогащаться благим»15 и направляться на служение Богу — вот важнейшее положение исихазма. В силу этого исихасты всемерно стремились развить в человеке его творческие способности. В такой спасительной установке кроется причина столь результативной деятельности Тырновской книжной школы.

Из наиболее известных учеников Тырновской школы — святой патриарх Евфи-мий, иеромонахи Савва и Тимофей, «дивный кир Дионисий», который около 1360 г. перевел с греческого на славянский сборник «Маргарит» святителя Иоанна Златоуста, московский митрополит Киприан, много потрудившийся для распространения иси-хастского просвещения на Руси и для его духовно-политического укрепления.

В XIX в. появилась духовная школа на о. Халки, которая явилась образцом для других менее крупных духовных школ по способу устроения и духовным плодам. Халкинская школа управлялась по уставу, составленному при патриархе Григорие VI в 1867 г. О прежнем уставе митрополит московский Филарет (Дроздов) дал такой

14 Добротолюбие. — М., 1889. — Т. 5. — С. 318.

15 Святогорский Томос // Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. — М., 1999. — С. 188.

отзыв: «Организация училища незавидна, управление училищем не очень достойно подражания, статьи о учении скудны, но в уставе есть примечательные правила относительно благочестия, нравственности, благочиния, хозяйства»16. Замечания святителя были учтены руководством школы при составлении нового устава. Школа находилась в ведении особого комитета епископов — эфории, который избирался патриархом и Синодом. Школой управлял схоларх (ректор), отчитывающийся перед эйфорией и через нее патриарху и Синоду. Как правило, схолархом был архимандрит, однако бывали епископы и даже митрополиты. Назначение преподавателей являлось прерогативой эйфории, но по согласованию со схолархом и последующим утверждением патриархом и Синодом. Преподаватели имели священный сан. Возраст воспитанников — от 18 до 22 лет, однако окончившие гимназию принимались до 25 лет. Абитуриент должен был представить свидетельство за подписью епископа о добрых нравах и поведении. Епископ должен был поручиться за воспитанника в том, что он будет с точностью исполнять все обязанности, согласно Уставу, и по достижении определенного канонами Церкви возраста, примет священный сан. Если же ученик покидал школу раньше окончания курса обучения или не принимал священный сан, поручитель должен был внести штраф за каждый год обучения. В случае принятия учеником священного сана позднее, поручителю возвращали штраф.

В Халкинской школе изучались следующие предметы: герменевтика (толкование Священного Писания), церковная история, догматическое и нравственное богословие, патрология, еврейская археология, пастырское богословие, гомилетика и катехитика, литургика, церковное право, антропология, психология, логика, этика, история философии, греческий и латинский языки, риторика, арифметика, алгебра, геометрия, математическая география, история, языки: русский, болгарский, турецкий и французский, теория музыки и пение. Обучение в Халкинской школе продолжалось семь лет. Богословские предметы преобладали в старшей школе. Изучение классических языков сопровождалось изучением творчества церковных писателей. Проповеди воспитанники произносили на седьмом году обучения в храме в присутствии учащихся и преподавателей.

Помимо устроения дел в образовании, особый интерес представляет воспитательный строй в Халкинской школе. Внешний строй и порядок жизни в ней был совершенно монастырским, и даже скитским. Подъем приходился на пять часов утра. Сразу же все шли на богослужение и молились за утреней. После завтрака, с восьми до двенадцати часов, уроки. Обед и последующий отдых продолжались до двух часов дня. С двух до четырех часов вновь уроки. В четыре тридцать начиналась вечерня, после которой выполняли домашнее задание. В восемь часов вечера был ужин и затем повечерие. В воскресные дни схоларх и преподаватели произносили по очереди проповеди за богослужением в школьном храме. Богослужения обязаны были посещать все учащиеся без исключения, а также петь на клиросе и читать. Не менее четырех раз в году учителя и учащиеся исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, как правило на Рождество Христово, на Пасху, в день святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Трапеза для всех была общая и скромная. Во время трапезы учиненный воспитанник читал, в основном, творения св. Иоанна Златоуста. Схоларх и преподаватели обедали за одним столом. Перед началом трапе-

16 Дмитриевский А. А., профессор. Труды Киевской духовной академии. — 1891. — Т. 3. — С. 136-137.

за благословлялась схолархом, а в его отсутствие старшим преподавателем. Дважды в день все учащиеся вместе выходили на прогулку, гуляли по склону холма с буйной растительностью под наблюдением надзирателей. Никаких развлечений не было, нужно было сохранять собранность и молитвенное настроение. В школе не было никаких музыкальных инструментов, которые изначально были изобретены Иувалом — потомком Каина (Быт. 4, 21). Женщины не подпускались близко к Халкинской школе. Учащиеся имели лишь книги, воспитывающие добрую нравственность, благочестие, прочие же были строго запрещены, как и те, которые ставили под сомнение государственное устройство. Категорически запрещались спиртные напитки и курение. Приходя на беседу к схоларху, учащиеся делали земной поклон и целовали руку. Tакже поступали и по окончании беседы. Ученикам внушалось быть честными, правдивыми со всеми, искоренять ложь, относиться друг к другу как брат к брату. В школе не было раздоров, партий, тайных сообществ. Никто из учеников не имел права делать замечания. Одежда соответствовала статусу воспитанников школы: подрясник, черный кожаный ремень и короткая ряска, на голове скуфья, под которую убирались волосы. В руках были четки.

Воспитание в школе проходило вдали от светской мирской обстановки, театров, спектаклей, маскарадов, балов, самоуправления, но в обстановке церковной, благочестивой, с ее подвигами, размышлениями, богослужениями, молитвой, братолюбием. Налицо духовный строй школы, основанный на исихазме, подобно средневековым православным школам на Балканах. Этот строй иллюстрировал слова апостола Иакова: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Конечно, как и везде, были исключения, когда выпускники снимали духовные одежды, стриглись и поступали на разные факультеты Афинского университета, но большая часть ревностно подвизалась в служении православной Церкви. В 1896 г. патриарх Анфим VII говорил, что Халкинская школа — это «живоносный источник, из которого обильно текли на весь православный народ струи учения Божественной и безупречной веры и из которого достойная соревнования вереница левитов пила и в свою очередь поила жаждущих Божественными учениями священного благовествования»17.

Говоря об исихастских школах, нельзя не отметить Афониаду, богословскую академию, существующую с 1748 г. Она была открыта по инициативе Ватопедского монастыря и Константинопольского патриарха Кирилла V. Первым ректором богословской академии стал Евгений Вульгарис, преподаватель философии, а впоследствии — Архиепископ Херсонский и Словенский. Tакже в этой школе преподавали преподобный Косьма Этолийский, Афанасий Паросский и другие известные богословы. Первоначально школа имела большое каменное здание, находившееся на восточном побережье Афона, в сорока минутах ходьбы от св. монастыря Ватопед. Общежитие насчитывало до ста семидесяти комнат и трапезную, имелась церковь, библиотека и аудитории. После 1809 г. школа была закрыта, а в 1844 г. новая Афониада была организована в Карее, в келье Сакелария, которая принадлежала монастырю Кутлумуш. С 1930 г. школа расположена в Кариесе, столице монашеской республики, в южном крыле Андреевского скита. Школа невелика. Обучаются около ста послушников, проживающих во время обучения постоянно при школе, на св. Горе, что само по себе оказывает огромное влияние на духовное возрастание воспитанников, которые уча-

17 Дмитриевский А. А., профессор. Tруды Киевской духовной академии. — 1891. — T. 3. — С. 138.

ствуют в богослужениях суточного круга, полностью без сокращений исполняемых на Афоне, прививая себе «хороший вкус». Духовное окормление воспитанники Афо-ниады получают у старцев-отшельников, исихастов, подвизающихся в многочисленных келиях и каливах вокруг Кариеса.

В Афониаде представлены две ступени, существующие в греческой системе среднего образования, за исключением димотики (начальной, первой ступени, с шестилетнего возраста, продолжающейся в течение шести лет). С двенадцати лет юноши могут поступать на вторую ступень, в гимназию (среднее образование, три года), и на третью ступень, в лицей (полное, три года). Есть также и послелицейская ступень образования. Школа является гуманитарной, поэтому по окончании можно поступать на гуманитарные факультеты университетов. При поступлении на богословский или исторический факультет требуется меньшее количество баллов. Уровень образования в части гуманитарных дисциплин близок к семинарскому уровню русских духовных школ.

В настоящее время в Афониаде обучаются воспитанники тринадцати — восемнадцати лет, в седьмом — двенадцатом классах, но есть и учащиеся двадцати — двадцати пяти лет. Учащиеся Афониады не имеют контактов с родственниками, за исключением периода каникул. На всех ступенях изучается церковное пение и агиография. Изучаются также литургика, Священное Писание, Священная история, творения святых отцов, этика. Есть баскетбольная площадка и уроки физкультуры. Имеется хорошо оформленная иконописная мастерская, где многие воспитанники трудятся над созданием священных образов. Все воспитанники живут внутри школы. Проживание и питание бесплатно. Поездка к родственникам возможна только в дни празднования Рождества и Пасхи. Возможно использование мобильных телефонов в свободное от занятий время. Запрещено хранение безнравственной литературы, курение, алкоголь. Отсутствуют средства массовой информации.

Учащиеся Афониады живут в кельях, до четырех человек в одной. Воспитывается дух братства, взаимопомощи, поддержки. Обязательно посещение регулярных богослужений, участие в них, пение, чтение, помощь в алтаре. Подъем в шесть утра. Умывшись, все идут в церковь и молятся на утрени. Потом в течение сорока пяти минут готовятся к урокам под присмотром. После завтрака начинаются уроки. В середине дня перерыв. Обед продолжается полтора часа, за трапезой, как в монастырях, чтение житий святых. Затем следует отдых, вечерняя служба, полдник, свободное время (сорок пять — пятьдесят минут). Потом в течение трех часов чтение и подготовка к урокам под наблюдением воспитателей и администрации школы. Ужин, повечерие. Далее еще сорок пять минут чтения и отход ко сну. В школе есть горячая вода, стиральная машинка. Учащиеся самостоятельно стирают свои вещи. Каждый класс — в определенный день недели.

Каждый воспитанник Афониады приписан к какому-либо монастырю, куда он может поехать на выходные. Монастырь печется о нем, дает келлию, духовник исповедует. Монастырь совещается со школой по поводу духовного состояния воспитанника. В жизни школы участвуют все монастыри Афона, особенно Ватопед. Школа находится на попечении Священного Кинота святой горы Афон. Порой можно видеть за богослужением, как служащий священник, когда подходят к нему за благословением, крестит уста подходящего брата, послушника или воспитанника, благословляя его таким образом на священное молчание (исихию).

На примере указанных учебных заведений можно видеть, как богословское учение исихазма оказало влияние на образовательный и воспитательный процессы, дав толчок к созданию принципиально новых духовных школ. Накопленный ими опыт может помочь педагогам в наше время следовать высоким идеалам в образовании и воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов И. Тринадесет века българска литература. — Ч. I: Стара българска литература, литература на възраждането (681-1878). — София, 1983. — С. 132.

2. Горазд, архимандрит. Търновската книжовна школа като проссветен център през. XIV в. // Търновска книжна школа, 1371-1971: Международный симпозиум. Велико Тырново, 11-14 окт. 1971. — София, 1974.

3. Григорий Синаит, преп. Творения. — М., 1999.

4. Дмитриевский А. А., профессор. Труды Киевской духовной академии. — 1891. — Т. 3.

5. Добротолюбие. — Т. 5. — М., 1889.

6. Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего, ученика сущее блаженного Григория Синаита. Списано святейшим патриархом Константина града кир Каллистом. Чтения в обществе истории и древностей российских. — 1860. — Материалы славянские. — Кн. 1. — Разд. III.

7. Нестор (Крыстев), архимандрит. Преподобный Феодосий Тырновский и его ученики. К 600-летию со дня кончины // Журнал Московской патриархии. — 1963. — № 7.

8. Святогорский Томос // Петр (Пиголь), игумен. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. — М., 1999.

9. Умное делание. — Издание Валаамского монастыря, 1936.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.