Научная статья на тему 'Обретение смыслов'

Обретение смыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИСИХАЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / АНТРОПОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICS / HESYCHASM / POSTMODERNISM / ANTHROPOLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конюхов Свящ Димитрий, Янушкявичене Ольга Леонидовна

В статье дается сравнение двух противоположных по сути педагогических систем, основанных на православном учении исихазма, с одной стороны, и на идеологии постмодернизма с другой, подчеркнуты антропологические различия между этими системами. На примере болгарской исихастской школы показаны методы исихастской педагогики в качестве альтернативы современной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Finding Meanings

The article gives a comparison of the two essentially opposite pedagogical systems, based on the Orthodox doctrine of Hesychasm, on the one hand, and on the ideology of post-modernism, on the other. Special emphasis is made upon the anthropological differences. On the example of the Bulgarian hesychast school the methods of hesychasm pedagogy as an alternative to modern pedagogy are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Обретение смыслов»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 2 (25). С. 80-87

Обретение смыслов

Свящ. Димитрий Конюхов,

О. Л. Янушкявичене

В статье дается сравнение двух противоположных по сути педагогических систем, основанных на православном учении исихазма, с одной стороны, и на идеологии постмодернизма — с другой, подчеркнуты антропологические различия между этими системами. На примере болгарской исихастской школы показаны методы исихастской педагогики в качестве альтернативы современной педагогике.

Настоящее время для сферы образования является временем инноваций и реформ. Одна из наиболее чувствительных частей жизни человеческого общества подвергается преобразованиям, последствия которых трудно предсказать. Представляется необходимым до того, как по новой системе будет выращено новое поколение, хотя бы приблизительно оценить возможные последствия модернизации образования. Для этой цели в настоящей работе проводится историкотеоретический сравнительный анализ двух принципиально противоположных систем воспитания и образования — исихастской и постмодернистской.

В православной традиции существует учение и практическое руководство для постижения себя и единения с Богом, которое называется исихазмом. Исихазм (от греч. ИеБусЫа — «покой, безмолвие») — это целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и оббжение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и оббжение человека по образу воскресшего Иисуса Христа, поэтому образовательный процесс в исихастских школах ставил основной целью научение правильной жизни в Церкви Христовой.

Термин «постмодернизм» в настоящее время является общепринятым в научных кругах как характеристика нашего времени во всех сферах человеческой деятельности, существует и постмодернистская система воспитания и образования. Эта система получила широкое распространение в западных странах, в частности направления, называемые «антипедагогика», «педагогика левых». К постмодернистским можно отнести крайние проявления философской антропологии (Г. Плеснер и др.). В российском образовательном пространстве постмодернистская педагогика также получила распространение: это и направление, носящее соответствующее название (О. Прикот и др.), и крайние проявления уже упомянутой философской антропологии. Соответствуют постмодернистской модели и антропонические школы, в которых существует симметричность

педагогических отношений между «взрослым» и «ребенком» и декларируется отсутствие опоры на авторитеты и ценности. Следует отметить, что проводимые в настоящее время реформы школы во многом также носят постмодернистский характер.

Постмодернистские концепции образования подразумевают кардинальную реформу школ: во-первых, превращение их в локальные и полуавтономные организации; во-вторых, отказ от существующего консенсуса о целях и содержании образования и воспитания; в-третьих, индивидуализирующие методы обучения, подразумевающие автономизацию субъекта, его отрыв от социума, наличие у него собственных критериев истины, понятий о добре и зле и, наконец, применение психотехнических методов для изменения сознания как школьников, так и учителей. Последнее ярко выражено, например, в психотехнических играх и тестах для школьников1.

Антропологические представления в исихазме и постмодернизме могут быть отражены в следующей таблице.

Таблица 1

Антропологические понятия Исихазм Постмодернизм

Представления о человеке Человек — образ Божий Человек умер

Представления о возникновении и призвании человека Человек — творение Божие, соработник Богу Человек прокладывает свой путь и курс

Цель жизни Святость Удовлетворение своих желаний, дегероизация

Понятия о добре и зле Добро — исполнение заповедей Божиих, зло — их нарушение Добро и зло для каждого человека свои

Гносеология Познание, как действие Духа Божия, обретение глубинного смысла Отсутствие смысла, «письмо» как беспорядочное смешение знаков, являющееся средством самовыражения

Самосознание Покаяние, самоограничение Самоутверждение

Воля Направление своей воли на согласие с Божественной волей, преобразование себя в соответствии с Божиим замыслом Подчинение мира своему «я»

Сердце, чувства Стремление к Богу Ничем не ограничиваемая чувственность

Совесть Нравственный закон Нет запретов

Религиозность Православие Мистицизм, оккультизм, восточные религии, инсайт

Духовное наставничество Духовничество, пример Психоанализ, шизоанализ

1 Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007. С. 148—153.

Окончание таблицы 1

Антропологические понятия Исихазм Постмодернизм

Предельные духовные состояния Оббжение Исступление, экстаз, наркомания

Отношение к другому Любовь к ближнему, другодо-минантность Другой как объект удовлетворения моих желаний

Отношение к труду Труд как возможность послужить другому, Богу Труд как средство самоутверждения

Способ сосуществования людей Соборность Эгоизм

Результат личностного развития Личность преображается Личность разрушается

Эсхатология Вечная жизнь, спасение «Открытость к смерти», человеку нечего делать и нечего сказать, выживание в любых ситуациях

Исихастская практика имела огромное воспитательное значение, т. к. ученик видел перед собой живой пример человека, достигающего единения с Богом и путем молитвенного общения, вопрошания, диалога, углубления в Священные тексты достигал духовно-нравственного совершенства и сам становился способным к учительству. В странах, где Православие являлась государственной религией, существовали исихастские школы со своей особой системой воспитания и приобретения знаний. В настоящее время эти школы малоизучены. Авторам известна лишь одна публикация, в которой рассматривается непосредственно вопрос исихастской школы2. Тем не менее во всех православных учебных заведениях в той или иной мере можно проследить элементы исихазма, а ряд школ можно непосредственно отнести к исихастским.

Так, в XIV в. Феодосий Тырновский основал в Болгарии школу, основанную на принципах и правилах исихазма. Органичной частью исихастской школы была школа письменности и словесности — своего рода «духовная мастерская»3. Особое значение придавалось тщательному исследованию богодухновенных книг и псалмопению, т. к. слова Священного Писания содержат в себе великую очищающую и просвещающую благодатную силу. При переписывании необходимо было избежать ошибок и искажений.

Важнейший метод духовного делания, присущий исихастской традиции, — «собирание себя воедино», т. е. непрестанное к себе внимание и хранение ума и сердца от помыслов суетных и чувств греховных4. Он тесно связан с непрестанной умной молитвой и памятью о Боге. Вниманию человека придается решаю-

2 См.: Святогорский Томос // Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.

3 Соколов И. Житие Григория Синаита, составленное Константинопольским париархом Каллистом // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 136. СПб., 1990. С. 70.

4 Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставления безмолствующим // Доброто-любие. М., 1889. Т. 5. С. 347.

щее значение, потому что именно в перераспределении внимания с Бога на чувственный мир заключался самый существенный момент грехопадения первых людей5. Поэтому исихасты настаивают на обратном процессе — перераспределении внимания от греховного, чувственного мира на мир Божественный. Ум и внимание человека должны пребывать в предметах Божественных.

Процесс списывания и перевода книг способствовал содержанию ума в бо-годухновенных словах, сосредоточению внимания. Поскольку работа производилась ими медленно и вдумчиво, учащиеся имели возможность глубже усвоить духовное наследие. Метод дословного перевода книг, написания кальки, применявшийся в Тырновской книжной школе, был также характерен для исихаст-ской духовно-культурной традиции в целом. Применение этого метода связано с почитанием высоких духовных образцов и явилось исихастским «художественным» приемом сосредоточения ума и внимания на сложных и непривычных речевых оборотах. Чтобы прочитать текст, выполненный в стиле «плетения словес», необходимы духовный подвиг, труд, напряженная работа мыслительной силы души.

Заложенное Богом в человеке чувство прекрасного и изящного должно получить спасительное, безгрешное направление, а страстные силы души — не умерщвляться, но преображаться, освящаться, «обогащаться благим»6 и направляться на служение Богу — вот важнейшее положение исихазма. В силу этого исихасты всемерно стремились развить в человеке его творческие способности.

В отличие от вышеизложенного, принципиальным положением постмодернизма является то, что «Логос насилует», т. е. насилует наличие смысла в тексте, заставляющее человека принять нечто, что ему ранее было несвойственно. Поэтому в постмодернизме человеческое бытие получает весьма противоречивое истолкование, исходя из базовых понятий дискурса (М. Фуко) и письма (Ж. Деррида). Дискурс есть информационная структура, лишенная системообразующего центра и направленности развития, нечто принципиально неоконченное, какое-то хаотическое образование, в котором доминирует неопределенность и которое человека ни к чему не обязывает. Понятие «письма» еще более усугубляет эти характеристики, представляя собой беспорядочное смешение знаков, ничего не обозначающих в объективной реальности и лишь «отсылающих» друг к другу в бесконечном процессе «различения». Человек замкнут в мире «письма», кроме него ничего не существует (Ж. Деррида), человек есть не более чем «функция дискурсивных практик» (М. Фуко). Вслед за «смертью Бога», провозглашенной Ф. Ницше, постмодернисты говорят о «смерти Человека», «смерти Автора». Хаос господствует не только в дискурсивных практиках, но и в самом человеке. Последний оказывается «машиной желания» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), в которой бурлит необузданная и бессмысленная энергия. Выбросы этой энергии в принципе разрушительны, деструктивны. Духовным идеалом объявляется

5 Петр (Пиголь), игум. Исихастская школа преподобного Феодосия Тырновского: Доклад на богословской конференции. Болгария, Варна. Сентябрь 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41670.htm

6 Святогорский Томос. С. 188

«революционный шизофреник», а любая норма воспринимается как выражение «похоти власти», тоталитарного насилия.

В последние десятилетия педагогика испытывает сильное влияние постмодернизма, который настаивает, что единственный путь перестройки образования — это разрушение существующего института школы, умаление функции учителя в отношениях «учитель — ученик», эстетизация содержания и методов обучения при помощи «языковых игр». Мозаичность, отсутствие понимания должного направления развития личности характеризовали новые направления развития педагогики. Постмодернизм, утверждая релятивизм этических установок, сопряженный с представлениями об «исчезновении субъекта», не допускает возникновения самой основы для воспитательного процесса, отрицает возможность выдвижения единых целей и ценностей образования и воспитания и разрушает «образовательное отношение», всегда ассиметричное, потому что учитель несет функцию обучающего, воспитывающего и наставляющего. Постмодернисты в педагогике акцентируют важность симметричного взаимоотношения между учителем и учеником, невозможность каких-либо норм в процессе обучения, ибо они ведут к нормативности и репрессивности, по их мнению, к власти одной стороны — учителя. Ради равенства сторон, симметричности отношений между учителем и учеником постмодернисты отказываются от «педагогического отношения», на котором строится воспитание и образование и в котором учитель передает свой опыт, воспитывая ученика в соответствии с определенными целями и идеалами образования.

Разрушая педагогическое отношение, идеологи постмодернизма отказываются от идеалов рациональности и содержания в процессе образования. Они абсолютизируют роль визуального восприятия в процессе образования, уповают на аудиовизуальные и интерактивные средства, компьютерную технику в целом. В этих средствах постмодернисты видят путь создания новой культуры потребления и наслаждения, до предела минимизирующей какие-либо усилия со стороны потребителя. Поэтому содержание образования в постмодернизме — это не предмет, а процесс, отказ от универсальной теории содержания образования в пользу многовекторной дискурсности. Воспитание отчуждается от семьи и школы, и воспитывающими становятся информационно-коммуникационные технологии и обыденный, повседневный, непроблематизированный в научном плане контекст жизнедеятельности человека.

В противоположность этому содержание образования в исихастской педагогике — это познание Истины, обретение знания, передаваемого по цепочке сверху, готовность человека осознать, понять и вместить преподаваемое учение, когда знания, умения и навыки дополнены живым духовным опытом Бо-гообщения.

Обучение человека знаниям происходит при помощи логического мышления, но обучение божественному ведению совершается при помощи ума через священное безмолвие (исихию).

Отличительные особенности исихастской и постмодернистской моделей образования можно представить в виде таблицы.

Таблица 2

Характеристики образовательной модели Исихастская Постмодернистская

Цель образования Преображенный человек Успешный человек, «машина по производству и удовлетворению желаний»

Воспитываемая направленность жизни Устремленность к Богу Ориентация на собственный успех, многодискурсная интерпретация

Воспитываемые правила жизни Соответствие православным традициям Вседозволенность

Содержание образования Познание Истины, обретение знания, передаваемого по цепочке, когда знания, умения и навыки дополнены живым духовным опытом Богообщения Процесс, отказ от универ -сальной теории содержания образования в пользу многовекторной дискурсности

Основания процесса обучения Авторитет Бога, Священного Писания и Предания, святых Собственный путь и курс при отсутствии Абсолюта, авторитетов, иерархической соподчиненности, производство собственных знаний

Религия в содержании образования Православие Оккультизм, экуменизм, восточные духовные практики

Педагогическое отношение к учителю и преподаваемым знаниям Ассиметричное, учитель несет функцию обучающего, воспитывающего и наставляющего Симметричные взаимоотношения между учителем и учеником, невозможность каких-либо норм в процессе обучения

Значение личности в процессе обучения Уподобление личности духовного наставника Замена личности учителя педагогическими технологиями

Отношение к слову Грамотность на уровне понимания глубинных смыслов Письмо, лишенное смысла

Взаимоотношения различных элементов знания Целостность Мозаичность

Отношение к культуре Культурная грамотность Отрицание смыслов и традиций

Можно предположить, что постмодернистская направленность на «успешного человека», которая направляет образование и воспитание на выработку ребенком собственного «пути и курса», а в центр внимания ставит самоинтерпре-тацию и самосознание ученика, во многом обоснованна.

Чтобы понять, какие «подводные камни» содержит современное формулирование цели образования, можно обратиться к исследованию последствий

постмодернистского целеполагания, которое уже было проделано на Западе. Признание «понимания себя» наиболее фундаментальной структурой человеческого бытия меняет акценты в представлении о способе существования. Акцент с «подготовки к служению обществу», традиционно присущий российской педагогике даже в советское время, переносится на признание самоценности личности, формирование ее самосознания, создание условий для ее самоопределения и самореализации. Однако исследователи отмечают, что при таком целеполага-нии актуализируется группа проблем, сопряженных с возрастанием эгоизма и возможного асоциального поведения. В обществе растут негативные девиантные и аномические тенденции. В итоге, личность часто оказывается неспособной и к индивидуальной самореализации. Отсутствие значимого другого делает бессмысленной любую деятельность, т. к. человеку в силу его природы нужно одобрение и признание своей деятельности со стороны других.

Теоретики современной культуры постмодерна отмечают такие явления, как «потеря субъектности» и «кризис идентификации» (М. Фуко и др.), что в плане воспитания можно охарактеризовать следующим образом: направленность субъекта на самого себя, на самореализацию приводит к потере субъектности. Это явление носит объективный характер, т. к. человек обретает себя и узнает себя глазами другого. Если же другие не значимы для человека, то возникает вопрос: как ему понять, кто он? Иными словами, можно констатировать наличие парадоксальной ситуации: акцентация самоценности личности человека приводит к ее обесцениванию.

Ряд западных специалистов считает, что постмодернистская атака на традиционную педагогику небезопасна для судеб всей европейской цивилизации. Так, Р. Рапп-Вагнер пишет: «Сегодня перед лицом постмодернистских атак на образ человека, на философию и педагогику, на школу и педагогическое обучение, перед лицом вытекающего из них разрушения существующего консенсуса об образовании и воспитании прежде всего необходимо способствовать справедливой оценке знаний, обусловленных европейской традицией и подтверждаемых в конструктивной практике»7.

Конечно, исихастская школа не может быть предложена как образец при массовом реформировании школы, мы рассмотрели предельные возможности становления человека. Однако русская классическая школа по своему духу несла в себе ряд сущностных элементов исихастских школ (акцентуация значимости Другого, стремление к обретению глубинных смыслов и т. п.). Поэтому проведенный анализ свидетельствует о том, что отказ от традиции в пользу постмодернистских нововведений необоснован и разрушителен.

Ключевые слова: педагогика, исихазм, постмодернизм, антропология, образование.

7 Огурцов А. П. Постмодернистский образ человека и педагогика // «Человек». 2001. № 3-4. [Электронный ресурс]. URL: http://courier.com.ru/homo/ho0401ogurtsov.htm

Finding Meanings

Revd. Dimitry Konyukhov,

Olga L. Yanushkyavichenye

The article gives a comparison of the two essentially opposite pedagogical systems, based on the Orthodox doctrine of Hesychasm, on the one hand, and on the ideology of post-modernism, on the other. Special emphasis is made upon the anthropological differences. On the example of the Bulgarian hesychast school the methods of hesychasm pedagogy as an alternative to modern pedagogy are demonstrated.

Keywords: pedagogics, Hesychasm, postmodernism, anthropology, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.