информационной системе.
На практике использование КИС может привести как к сокращению, так и к дополнительному набору персонала (для ведения данных в КИС).
Использованные источники:
1. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами / Пер. с англ. Д.Р. Трутнева. — СПб.: Питер, 2005. — 910 с.
2. Баронов В.В. и др. Информационные технологии и управление предприятием. — М.: АйТи, 2004. — 328 с.
3. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. — М.: МАИ, 2014. — 180 с.
Зенькович А.К. магистрант 1 курса Рекус Д.А. магистрант 1 курса Набережночелнинский институт КФУ Россия , г. Набережные Челны ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Аннотация: Рассматриваются проблемы описания и анализа бизнес-процессов от заказчиков, подготовки и тестирование спецификаций на разработку, внедрения и перехода к использованию корпоративных информационных систем. Производится анализ возникших причин затруднения внедрения информационных систем, далее предлагаются различных способы решения данных задач.
Ключевые слова: корпоративные информационные системы, КИС, ЕЯЯ-система, проектирование КИС, анализ бизнес-процессов, проблемы внедрения КИС.
Проектирование корпоративных информационных систем (КИС) является сложной и весьма весомой задачей. Поэтому, и заказчик, и представитель бизнес-консалтинга, вовлечены в процесс имплементации системы. Заказчики формируют бизнес-требования к КИС, а представитель бизнес-консалтинга соотносит требования с возможностями системы. Уровни внедрения КИС: проект, приложение, техническая инфраструктура. Они выделяются для обеспечения наглядности, позволяют более подробно и системно подойти к реализации КИС, описание бизнес-приложений и обеспечение системы.
Внедрение КИС делится на этапы. Рассмотрение активности этапов определит возникающее проблемы при внедрении КИС.
Таблица 1. Типовые этапы внедрения ЕЯР-систем
1. Подготовка проекта 1.1. Определение объема проекта
1.2. Планирование сроков и ресурсов проекта
2. Проектирование 2.1. Анализ требований и бизнес-процессов
2.2. Подготовка проектных решений и спецификаций
3. Реализация 3.1. Настройка системы и реализация разработок
3.2. Проведение тестирования
3.3. Исправление зарегистрированных замечаний
4. Подготовка к опытно / опытно -промышленной эксплуатации 4.1. Обучение пользователей
4.2. Исправление зарегистрированных замечаний
4.3. Миграция данных
5. Опытно/опытно-промышленная эксплуатация 5.1. Эксплуатация системы на реальных данных прошлых периодов
5.2. Исправление зарегистрированных замечаний
6. Переход к ПЭ 6.1. Миграция данных
6.2. Эксплуатация системы на реальных данных
Таблица 2. Проблемные области внедрения ERP-систем
Проблемы внедрения Анализ и описание бизнес-процесса
Подготовка и тестирование спецификаций на разработку
Обучение пользователей
Переход к продуктивному использованию системы
Оптимизация бизнес-процессов предприятия является одной из задач имплементации КИС. БИР-системы поставляются с уже преднастроенными бизнес-процессами (БП), поэтому когда нужный заказчику процесс отсутствует в системы, приходится принимать решение: доработать КИС или менять БП заказчика. Далее обычно возникает проблема несвязности в описание операций, которые выполняются сотрудниками. Чтобы проблемы не возникало, воспользуемся теоремой Шеннона: чем больше разнородной информации, тем достовернее суждение. Значит, для полного описания бизнес-процесса нам нужно использовать информацию из разных источников.
_Таблица 2. Способы проведения анализа бизнес-процессов_
_Анализ процессов_
Обзор управленческой документации (учетная политика, регламенты, положения);_
Наблюдение за выполнением операций_
Использование знаний (лучшие мировые практики, схожий проектный опыт, базы знаний);
Проведение опроса (анкетирование, интервью, собрание);_
Анализ документооборота (первичные документы, операционные инструкции)._
Сделав анализ требований и выявив БП клиента, мы переходим к их описанию. Для наглядности моделирования используются модели «AS IS» и «TO BE». Описав БП «как есть», производим анализ Fit/Gap для того, чтобы выявить соответствия и дефициты ERP-системы требованиям. Так формируется база для создания модели «как будет».
Рисунок 1. Графическая интерпретация Fit/Gap-анализа
Решая частную задачу, может возникнуть сложность в требовании разработать программу применимую для общего случая. Для ее разрешения необходимо воспользоваться типовыми требованиями к программным разработкам. Выделяются принципы: обеспечение проверки полномочий, отсутствие констант в логике программы, реализация контура обратной связи.
Взаимодействие пользователя с программой согласно теории управления осуществляется на основе контура обратной связи. [2, с. 25]. Суть принципа: пользователь производит управление на основе сведений, которые получает на каждом шаге работы программы. Далее, реализовав требуемый функционал ERP, требуется его проверка, она осуществляется тестированием.
Таблица 3. Виды осуществления тестирования.
« Функциональ Контроль корректности разработки. Проводится как бизнес-
к к ное консультантами, так и пользователями системы.
CÖ И о К Интеграционн ое Проверка правильности отражения результатов работы программы во взаимозависимых областях системы. Проводится как бизнес-
н о консультантами, так и пользователями системы.
<и н Регрессионно Используется, когда разработка может повлиять на ранее
Л е реализованный ЕКР-функционал. Проводится техническими
CQ специалистами.
Процесс обучения пользователей идет следом за этапом подготовки, который включает формирование обучающих материалов. Обучение делится на два подхода к формированию инструкций: процессный (описание БП целиком) и пошаговый (описание схожих операций разных БП).
Рисунок 2. Подходы к формированию инструкций - процессов
и Б Е
3 —
\ 8
г: £
Е
г.
£
S
г.
Обучение - это один из наиболее важных процессов внедрения КИС. Успешное окончание обучения - обеспечивает переход системы в продуктивный режим эксплуатации.
Сложность перехода заключается в сведении подобных данных в разных системах к единому знаменателю. Для этого нужна идентичность данных ERP и текущих систем еще на момент продуктивного запуска КИС. Миграцию данных производят в несколько этапов: перенос и валидация основных данных, трансформация и проверка переменных. А значит, период
перехода, также, делится: перенос основных и переменных данных. Затем, вводится запрет на изменение данных. Проводится проверка основных данных в ERP. Следующим этапом следует трансформация переменных данных. Окончание процесса перехода подводит к выбору использования системы: параллельный подход (транзакции одновременно отражаются в текущей и ERP-системах) или последовательный (текущая система только для отображения исторических данных). Обычно, задается стратегия использования сначала параллельного подхода, а затем последовательного.
Проблемы противоречий разрешаются путем обзора управленческой документации, проведения опросов. Разработка программы, которая применяется для общего случая, требует задание проверок полномочий, реализации контура обратной связи. Все это, в совмещении с проверкой всей программы, тестированием и рассмотрением всех данных, позволяет рационально подойти к разработки программ вне зависимости от стоящей задачи.
В заключение отметим, что проблемы неосведомленности пользователей решается обучением тех операций, которые необходимы для выполнения транзакций в ERP. Процессный подход к обучению считается наиболее приемлемым в виду полноты и наглядности описания. Безопасной стратегией перехода видится та, в которой несколько первых месяцев продуктивной эксплуатации применяются одновременно текущая и ERP-системы, далее текущая система отключается и доступна только для отображения исторических данных.
Все перечисленные проблемы не исчерпывают всех задач, возникающие при внедрении КИС. В работе делается акцент на то, что знание большего количества информации, чем того требует задача, обеспечивает вариативность в процессе принятия решения. Последнее способствует выработке правильного метода системного мышления.
Казакова В.В. студент 4 курса «Экономический факультет» Башкирский Государственный Аграрный Университет
Россия, г. Уфа
РАЗВИТИЕ ДОМАШНЕГО ТРУДА И СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ
Домохозяйства - один из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики.
Выполнение домохозяйствами функций обеспечения необходимого потребительского спроса - первое и необходимое условие создания предпосылок для запуска рыночного механизма. Сбережения домохозяйств, при условии их связи с рынком капитала, обеспечивают решение проблемы его накопления, столь необходимого для оживления инвестиционной деятельности в трансформирующейся экономике.