Научная статья на тему 'ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
60
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КИС / ERR-СИСТЕМА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КИС / АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КИС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зенькович А.К., Рекус Д.А.

Рассматриваются проблемы описания и анализа бизнес-процессов от заказчиков, подготовки и тестирование спецификаций на разработку, внедрения и перехода к использованию корпоративных информационных систем. Производится анализ возникших причин затруднения внедрения информационных систем, далее предлагаются различных способы решения данных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

информационной системе.

На практике использование КИС может привести как к сокращению, так и к дополнительному набору персонала (для ведения данных в КИС).

Использованные источники:

1. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами / Пер. с англ. Д.Р. Трутнева. — СПб.: Питер, 2005. — 910 с.

2. Баронов В.В. и др. Информационные технологии и управление предприятием. — М.: АйТи, 2004. — 328 с.

3. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. — М.: МАИ, 2014. — 180 с.

Зенькович А.К. магистрант 1 курса Рекус Д.А. магистрант 1 курса Набережночелнинский институт КФУ Россия , г. Набережные Челны ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация: Рассматриваются проблемы описания и анализа бизнес-процессов от заказчиков, подготовки и тестирование спецификаций на разработку, внедрения и перехода к использованию корпоративных информационных систем. Производится анализ возникших причин затруднения внедрения информационных систем, далее предлагаются различных способы решения данных задач.

Ключевые слова: корпоративные информационные системы, КИС, ЕЯЯ-система, проектирование КИС, анализ бизнес-процессов, проблемы внедрения КИС.

Проектирование корпоративных информационных систем (КИС) является сложной и весьма весомой задачей. Поэтому, и заказчик, и представитель бизнес-консалтинга, вовлечены в процесс имплементации системы. Заказчики формируют бизнес-требования к КИС, а представитель бизнес-консалтинга соотносит требования с возможностями системы. Уровни внедрения КИС: проект, приложение, техническая инфраструктура. Они выделяются для обеспечения наглядности, позволяют более подробно и системно подойти к реализации КИС, описание бизнес-приложений и обеспечение системы.

Внедрение КИС делится на этапы. Рассмотрение активности этапов определит возникающее проблемы при внедрении КИС.

Таблица 1. Типовые этапы внедрения ЕЯР-систем

1. Подготовка проекта 1.1. Определение объема проекта

1.2. Планирование сроков и ресурсов проекта

2. Проектирование 2.1. Анализ требований и бизнес-процессов

2.2. Подготовка проектных решений и спецификаций

3. Реализация 3.1. Настройка системы и реализация разработок

3.2. Проведение тестирования

3.3. Исправление зарегистрированных замечаний

4. Подготовка к опытно / опытно -промышленной эксплуатации 4.1. Обучение пользователей

4.2. Исправление зарегистрированных замечаний

4.3. Миграция данных

5. Опытно/опытно-промышленная эксплуатация 5.1. Эксплуатация системы на реальных данных прошлых периодов

5.2. Исправление зарегистрированных замечаний

6. Переход к ПЭ 6.1. Миграция данных

6.2. Эксплуатация системы на реальных данных

Таблица 2. Проблемные области внедрения ERP-систем

Проблемы внедрения Анализ и описание бизнес-процесса

Подготовка и тестирование спецификаций на разработку

Обучение пользователей

Переход к продуктивному использованию системы

Оптимизация бизнес-процессов предприятия является одной из задач имплементации КИС. БИР-системы поставляются с уже преднастроенными бизнес-процессами (БП), поэтому когда нужный заказчику процесс отсутствует в системы, приходится принимать решение: доработать КИС или менять БП заказчика. Далее обычно возникает проблема несвязности в описание операций, которые выполняются сотрудниками. Чтобы проблемы не возникало, воспользуемся теоремой Шеннона: чем больше разнородной информации, тем достовернее суждение. Значит, для полного описания бизнес-процесса нам нужно использовать информацию из разных источников.

_Таблица 2. Способы проведения анализа бизнес-процессов_

_Анализ процессов_

Обзор управленческой документации (учетная политика, регламенты, положения);_

Наблюдение за выполнением операций_

Использование знаний (лучшие мировые практики, схожий проектный опыт, базы знаний);

Проведение опроса (анкетирование, интервью, собрание);_

Анализ документооборота (первичные документы, операционные инструкции)._

Сделав анализ требований и выявив БП клиента, мы переходим к их описанию. Для наглядности моделирования используются модели «AS IS» и «TO BE». Описав БП «как есть», производим анализ Fit/Gap для того, чтобы выявить соответствия и дефициты ERP-системы требованиям. Так формируется база для создания модели «как будет».

Рисунок 1. Графическая интерпретация Fit/Gap-анализа

Решая частную задачу, может возникнуть сложность в требовании разработать программу применимую для общего случая. Для ее разрешения необходимо воспользоваться типовыми требованиями к программным разработкам. Выделяются принципы: обеспечение проверки полномочий, отсутствие констант в логике программы, реализация контура обратной связи.

Взаимодействие пользователя с программой согласно теории управления осуществляется на основе контура обратной связи. [2, с. 25]. Суть принципа: пользователь производит управление на основе сведений, которые получает на каждом шаге работы программы. Далее, реализовав требуемый функционал ERP, требуется его проверка, она осуществляется тестированием.

Таблица 3. Виды осуществления тестирования.

« Функциональ Контроль корректности разработки. Проводится как бизнес-

к к ное консультантами, так и пользователями системы.

CÖ И о К Интеграционн ое Проверка правильности отражения результатов работы программы во взаимозависимых областях системы. Проводится как бизнес-

н о консультантами, так и пользователями системы.

<и н Регрессионно Используется, когда разработка может повлиять на ранее

Л е реализованный ЕКР-функционал. Проводится техническими

CQ специалистами.

Процесс обучения пользователей идет следом за этапом подготовки, который включает формирование обучающих материалов. Обучение делится на два подхода к формированию инструкций: процессный (описание БП целиком) и пошаговый (описание схожих операций разных БП).

Рисунок 2. Подходы к формированию инструкций - процессов

и Б Е

3 —

\ 8

г: £

Е

г.

£

S

г.

Обучение - это один из наиболее важных процессов внедрения КИС. Успешное окончание обучения - обеспечивает переход системы в продуктивный режим эксплуатации.

Сложность перехода заключается в сведении подобных данных в разных системах к единому знаменателю. Для этого нужна идентичность данных ERP и текущих систем еще на момент продуктивного запуска КИС. Миграцию данных производят в несколько этапов: перенос и валидация основных данных, трансформация и проверка переменных. А значит, период

перехода, также, делится: перенос основных и переменных данных. Затем, вводится запрет на изменение данных. Проводится проверка основных данных в ERP. Следующим этапом следует трансформация переменных данных. Окончание процесса перехода подводит к выбору использования системы: параллельный подход (транзакции одновременно отражаются в текущей и ERP-системах) или последовательный (текущая система только для отображения исторических данных). Обычно, задается стратегия использования сначала параллельного подхода, а затем последовательного.

Проблемы противоречий разрешаются путем обзора управленческой документации, проведения опросов. Разработка программы, которая применяется для общего случая, требует задание проверок полномочий, реализации контура обратной связи. Все это, в совмещении с проверкой всей программы, тестированием и рассмотрением всех данных, позволяет рационально подойти к разработки программ вне зависимости от стоящей задачи.

В заключение отметим, что проблемы неосведомленности пользователей решается обучением тех операций, которые необходимы для выполнения транзакций в ERP. Процессный подход к обучению считается наиболее приемлемым в виду полноты и наглядности описания. Безопасной стратегией перехода видится та, в которой несколько первых месяцев продуктивной эксплуатации применяются одновременно текущая и ERP-системы, далее текущая система отключается и доступна только для отображения исторических данных.

Все перечисленные проблемы не исчерпывают всех задач, возникающие при внедрении КИС. В работе делается акцент на то, что знание большего количества информации, чем того требует задача, обеспечивает вариативность в процессе принятия решения. Последнее способствует выработке правильного метода системного мышления.

Казакова В.В. студент 4 курса «Экономический факультет» Башкирский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Уфа

РАЗВИТИЕ ДОМАШНЕГО ТРУДА И СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ

Домохозяйства - один из важнейших рыночных институтов, призванных сыграть существенную роль в преобразовании российской экономики.

Выполнение домохозяйствами функций обеспечения необходимого потребительского спроса - первое и необходимое условие создания предпосылок для запуска рыночного механизма. Сбережения домохозяйств, при условии их связи с рынком капитала, обеспечивают решение проблемы его накопления, столь необходимого для оживления инвестиционной деятельности в трансформирующейся экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.