Научная статья на тему 'Проблемы внедрения систем планирования ресурсов предприятия'

Проблемы внедрения систем планирования ресурсов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (КИС) / ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ENTERPRISE RESOURCE PLANNING(ERP) / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ERP-СИСТЕМЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаев Ш.З., Шевченко В.А.

В статье проводится анализ типовых проблем, возникающих в процессе внедрения корпоративных информационных систем, для обеспечения более эффективного процесса имплементации Enterprise Resource Planning (ERP-систем). В процессе исследования приводятся причины их возникновения, и предлагаются альтернативные способы решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения систем планирования ресурсов предприятия»

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

179

Таким образом, внедрение интеллектуальных информационных систем управления предприятием и превращение их в полноценные системы поддержки принятия решений является наиболее значимым и важным для экономики и бизнеса направлением.

Список литературы:

1. Развитие технологий бизнес аналитики на основе концепции Business Intelligence [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

2. Информационные технологии.pdf [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rfei.ru.

3. Интеллектуальные технологии и системы искусственного интеллекта для поддержки принятия решений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

4. BI-системы в России: запросы, тренды, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://club.cnews.ru.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Мусаев Ш.З.*, Шевченко В.А.*

Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В статье проводится анализ типовых проблем, возникающих в процессе внедрения корпоративных информационных систем, для обеспечения более эффективного процесса имплементации Enterprise Resource Planning (ERP-систем). В процессе исследования приводятся причины их возникновения, и предлагаются альтернативные способы решения.

Ключевые слова корпоративные информационные системы (КИС), имплементации Enterprise Resource Planning(ERP), проблемы внедрения ERP-системы, бизнес-процесс, бизнес-консалтинг.

Анализ, проектирование и разработка корпоративных информационных систем является задачей достаточно сложной. Поэтому в процесс имплементации системы вовлечены представители, как заказчика, так и бизнесконсалтинга. Первые способны сформулировать бизнес-требования КИС, вторые - соотнести требования клиента с функциональными возможностями системы. Для обеспечения наглядности консультанты выделяют следующие уровни внедрения КИС: проект, приложение и техническая инфраструктура [3].

Студент.

180

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

Рассмотрим более подробно уровни приложений. Общеизвестные методологии внедрения приложений содержат описание чрезмерно большого числа операций, активностей и проектных документов. Зачастую проблемы имплементации КИС явно не формулируются, а работнику предлагается решить эту сложную задачу. Все это приводит к тому, что единственным объяснением принятого решения служит формулировка, что «так было на прошлом проекте», а это чревато негативными последствиями. Выделим проблемы, возникающие в процессе внедрения КИС, объясним причины их появления и предложим альтернативные способы решения.

Основные проблемы внедрения ERP-системы:

Проблемы анализа и описания бизнес-процессов. Любая компания обладает своей спецификой, в то время как ERP-системы поставляются с уже преднастроенными бизнес-процессами. Потребуется принять решение: или доработать КИС, или изменить бизнес-процесс клиента таким образом, чтобы воспользоваться уже реализованным ERP-функционалом (реинжиниринг процессов) [4].

Проблемы подготовки и тестирования спецификаций на разработку. Описав бизнес-процессы в модели «как есть», проводится Fit / Gap-анализ для выявления соответствий и функциональных дефицитов ERP-системы требованиям. Тем самым формируется информативная база для создания модели «как будет». Функциональные разрывы КИС (отсутствие необходимых бизнес-процессов в ERP) часто требуют дополнительных доработок системы. Последние ведутся на основе спецификаций на разработку (технические задания), содержащих постановку задачи и предполагаемые пути решения. Основная сложность заключается в том, что, решая частную задачу, требуется разработать программу, применимую для общего случая [4].

Проблемы с обучением

Проблемы подготовки и тестирования спецификаций на разработку

Проблемы анализа и описания бизнесе процессов

Проблемы перехода к продуктивному использованию системы

Рис. 1. Проблемы внедрения ERP 2013-2015 гг. [2].

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

181

Проблемы перехода к продуктивному использованию системы. Успешное окончание опытного использования обеспечивает перевод системы в продуктивный режим эксплуатации. Для этого необходимо обеспечить идентичность данных ERP и текущих систем на момент продуктивного запуска КИС. Сложность перехода заключается в необходимости сведения подобных данных в разных системах (текущие и КИС) к единому знаменателю [4].

Как видно из статистики опроса специалистов бизнес-консалтинга (рис. 1) наиболее часто встречаются проблемы с обучением пользователей. Необходимо отметить, что обучение является одним из ключевых факторов внедрения КИС: неподготовленные пользователи не смогут работать в ERP-системе, тем самым результаты работы предыдущих этапов проекта будут попросту обнулены. На практике приходится сталкиваться с тем, что обучаемые работе КИС сотрудники не знают, как работать с компьютером. Например, ситуация, когда человек в процессе выполнения элементарного упражнения по регистрации документа в ERP впервые в жизни знакомится с компьютером - знакома большинству бизнес-аналитиков. Следует отметить, что интерфейс для работы с ERP-системой весьма «недружелюбен» даже для технического специалиста (функциональное ядро большинства КИС было разработано достаточно давно), тем более, если говорить о пользователях. Проведению обучения предшествует этап подготовки, включающий формирование обучающих материалов (презентации, тестовые сценарии и инструкции). Выделяют два подхода к формированию пользовательских инструкций: процессный и пошаговый. Процессный подход подразумевает описание бизнес-процесса целиком и предполагает вовлечение нескольких ответственных сотрудников (например, процесс приобретения товаров, за который отвечают закупщик, кладовщик и бухгалтер). В отличие от процессного, пошаговый подход предполагает описание схожих операций различных бизнес-процессов (например, создание закупщиком заказов на снабжение для разных видов номенклатур) [1]. Плюсами процессного подхода являются полнота и наглядность описания процесса, в то время как минусами - длительное время подготовки и обновления инструкции. Преимущества и недостатки пошагового подхода прямо противоположны процессному описанию. Допустим, материалы для обучения подготовлены. В большинстве случаев обучение проводится модульно с выделением процессов, выполняемых в рамках заданной должности. Количество слушателей имеет большое значение. Обучать пользователей, когда их 10, 15 или 20, - это одно. Если же их число превышает, допустим, 100 и они территориально удалены, -совершенно другое. В случае небольшого числа пользователей применяют последовательный подход, когда курс логически разбивается на следующие друг за другом части, в заданный день может рассматриваться только определенная часть курса. Применение параллельного подхода к обучению обусловлено большим числом слушателей. Подобно последовательному подходу

182

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

курсы разделяются на части, однако один и тот же материал в течение дня преподается параллельно нескольким группам. Более того, пользователь за день может посещать разные курсы. Итог, с одной стороны - обучение проводится достаточно быстро, с другой - увеличивается число референтов. Но обучение большого числа пользователей требует выработки методики и подразумевает использование всевозможных видов преподавания. Решение указанных проблем требует дополнительного времени, вследствие чего увеличиваются как сроки, так и бюджет проекта. Большинство специалистов бизнес-консалтинга советуют воспользоваться дистанционным обучением, которое является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда работодатель и работник могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и снизят издержки на обучение пользователей. Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь, а так же она очень затратная и поэтому практически не применяется. Третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях, что компенсирует минусы дистанционного обучения.

■ 1-100 сотрудников

■ 100-500 сотрудников

■ 500-1000 сотрудников

■ более 1000 сотрудников

Рис. 2. Общее количество дистанционных сотрудников ERP-систем в России на 2015 г.

Работодатели в среднем экономят 170 тысяч рублей в год на одного удалённого сотрудника, следует из отчёта о российском рынке дистанционной работы J'son & Partners Consulting и «1С-Битрикс». В масштабе всей экономики России сумма приближается к 68 млрд. рублей. В том числе работодатели экономят на арендуемых рабочих местах - до 160 тысяч рублей в год на одно место (включая 10 тысяч на оргтехнику и софт). Другой важный фактор экономии - заработная плата. Для Москвы экономия на одного сотрудника может составлять порядка 20 тысяч рублей в месяц за счёт разницы в зарплатах в регионах. «Экономический эффект на Россию составляет 94 млрд. руб.:

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

183

на обеспечении рабочих мест (64 млрд.), на гибкой организации рабочего времени (27 млрд.), на расширении географии найма (3 млрд.) [2].

Таким образом, перечисленные проблемы не исчерпывают всех задач, возникающих при внедрении КИС. В работе делается акцент на то, что знание большего количества информации, чем того что требует задача, обеспечивает вариативность в процессе принятия решения. Последнее способствует выработке правильного метода системного мышления. Перспективным направлением дальнейших исследований является анализ проблем внедрения КИС на уровне управления проектом: планирование и увеличение функционального объема, согласование проектной документации, дефицит людских ресурсов, проблемы в обучении пользователей и другие.

Список литературы:

1. Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. - М.: БИТЕК, 2012. - 498 с.

2. Портал выбора технологий и поставщиков TAdviser [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 21.11.2015).

3. Panorama Consulting: что является «нормальным» для внедрений ERP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://management.com.ua (дата обращения: 21.11.2015).

4. Дистанционное обучение пользователей ERP-систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://erptraining.web-3.ru/ (дата обращения: 21.11.2015).

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РФ

© Пешеходько Е.С.*

Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

Электронная коммерция в России как основа электронно-информационного бизнеса на современном этапе содержит ряд вопросов и проблем, в статье приводится анализ структурных элементов данного процесса, выявляются основные тенденции и закономерности развития на российском рынке. Отмечается, что электронная коммерция является важным элементом в формировании успешной коммерческой деятельности России в целом.

Ключевые слова: электронно-информационный бизнес, электронная коммерция, B2B, B2C, проблемы рынка электронной коммерции, перспективы электронной коммерции.

* Научный руководитель: Перова М.В., доцент, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.