Научная статья на тему 'Должность cio на российских предприятиях'

Должность cio на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CIO / ИТ-МЕНЕДЖЕР / ERP-СИСТЕМЫ / РЫНОК ИТ-УСЛУГ / ИТ-СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко А.С., Писаренко А.С.

В статье проведена сравнительная характеристика деятельности ИТменеджера и CIO, определены преимущества использования должности CIO в процессе внедрения ERP-систем. В работе приведены статистические показатели динамики ИТ-рынка. Обозначены основные ошибки ИТ-специалистов в организации своей работы. Содержание статьи указывает на необходимость введения должности CIO на российские предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Должность cio на российских предприятиях»

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

273

Как показывает динамика развития электронных денег, аудитория и сервисы данных систем постепенно будут только расширяться. Опыт других стран показывает, что электронные деньги становятся все более популярными для совершения оплаты в сегменте электронной коммерции. Их использование способствует сокращению наличного оборота, развитию рынка онлайновых услуг, ускорению расчетов и повышает платежную культуру граждан. Полагаем, что с учетом общемировых тенденций потребность в данном инструменте или новых инновационных платежных сервисах будет возрастать. Этот процесс в большей степени связан с дальнейшим распространением Интернета и продолжающимся ростом, расширением в различных сферах жизни видов услуг, доступ к которым становится возможным для потребителей через Интернет. Электронные деньги способны постепенно вытеснять традиционные инструменты оплаты в тех сферах и сегментах, где их использование является малоэффективным. Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя.

Список литературы:

1. Климченя Л.С. Электронная коммерция: учебное пособие. - 2004. -С. 192.

2. Для развития электронной коммерции необходимо делать акцент на логистику и банковские услуги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.primeminister.kz/article/view/21.

3 Обзор рынка электронных платежных систем [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nationalbank.kz/?docid=945&switch=russian.

ДОЛЖНОСТЬ CIO НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Лысенко А.С., Писаренко А.С.

Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В статье проведена сравнительная характеристика деятельности ИТ-менеджера и CIO, определены преимущества использования должности CIO в процессе внедрения ERP-систем. В работе приведены статистические показатели динамики ИТ-рынка. Обозначены основные ошибки ИТ-специалистов в организации своей работы. Содержание статьи указывает на необходимость введения должности CIO на российские предприятия.

Ключевые слова: CIO, ИТ-менеджер, ERP-системы, рынок ИТ-ус-луг, ИТ-системы.

274 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В современных экономических условиях роль движущей силы играют непрерывно развивающиеся информационные технологии. Информационные системы активно внедряются во все сферы предпринимательства. По мере увеличения темпов развития ИТ-услуг и инновационных технологий продолжает возрастать их роль в автоматизации производства предприятий, что дает фирмам определенные преимущества. Основным плюсом данного процесса является создание «чистого» бизнеса, что особенно важно для Российской экономики в целом. Хозяйственная система страны еще с 90-х г. за 25 лет так и не освободилась от своей основной проблемы - теневого сектора. Сокрытие активной деятельности компании создает недоверие со стороны инвесторов. Таким образом, при внедрении средств автоматизации осуществляется полноценный контроль за операциями и учет информационных процессов, что кардинально изменит статус России и привлечет иностранные инвестиции в производство. Кроме того, информатизация позволит интегрировать наше государство в единое мировое информационное пространство.

Общеизвестно, что ИТ-рынок России сегментируется по следующим направлениям: техническое оборудование, программное обеспечение и ИТ-услуги. По мнению аналитиков, в 2015 г. продажи оборудования в России должны были упасть на 20 % в валюте, продажи ПО - на 25 % в валюте, а ИТ-услуги показать падение на 10 %. Однако, в итоге, по данным исследования, непредвиденными оказались показатели динамики рынка ИТ-у слуг -вместо 10 % к маю 2015 г. российский рынок ИТ-услуг сократил объем в долларовом выражении на 15 % и составил $ 6,57 млрд. [1].

Это, в первую очередь, говорит о том, что рынок ИТ-услуг и ИТ-аутсор-синг теряют свои позиции. Данные исследования TAdviser Report как раз подтверждают необходимость развития и создания недостающего звена, которое бы в значительной мере повлияло на расширение рынка ИТ-сервиса.

Для решения проблем повышения эффективности управления предприятия на основе ИКТ необходимо наличие единого центра координации. Компании нужны опытные профессионал, который бы с точностью представлял стратегические направления тех или иных видов производственной деятельности. На Западе данная компетенция относится к квалификационным требованиям должности CIO.

CIO (Chief Information Officer) - главный менеджер, который ответственен за управление, внедрение и удобство использования информационных технологий и компьютерных технологий. Наиболее точно данному понятию на русском языке соответствуют «IT-менеджер», «Директор информационных технологий», «Заместитель генерального директора по ИТ».

В настоящее время в РФ совершенствование корпоративного управления - основная стратегическая задача развития и функционирования любого предприятия. Одним из основных направлений является принцип «бережливого мышления и производства», который напрямую связан с внедрением

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

275

ERP-систем. Такие системы на данный момент достаточно актуальны в своем использовании, так как позволяют оперативно отражать все транзакции в общей базе, следовательно, помогают руководителю оперативно принимать решения.

В свою очередь, ERP (Enterprise Resource Planning) - совокупность интегрированных приложений, которые комплексно - в едином информационном пространстве поддерживают все основные стороны управленческой деятельности предприятия [2]. Внедрение системы планирования ресурсов требует тщательного изучения, исследования и анализа изменений и рисков. Такие меры следует предпринимать во избежание возникновения проблем, связанных с эксплуатацией ERP, иначе в функционировании системы возможны отклонения.

К базовым проблемам по внедрению ERP-систем относятся неверный выбор поставщика или конфигурации системы, недостаток соответствующей инфраструктуры. Решить данные задачи может сотрудник и с посредственным знанием техники.

Однако существует ряд более значительных проблем, которые в состоянии ликвидировать только CIO. Человек, занимающий данную должность, способен убедить сотрудника в том, что перемены эффективны для ускорения процессов. Так CIO предотвращает психологическое сопротивление изменениям. Кроме того, этот ценный руководитель обеспечивает мониторинг и принимает быстрые решения, восполняя недостаточную поддержку в управлении. В задачи CIO входит обязанность по предоставлению точной информации поставщику об особенностях производства и структуры предприятия. Также CIO организует мероприятия по ознакомлению подчиненных с использованием ERP-систем. И самой главной проблемой, которую может решить только CIO - это нерациональное планирование. Данный сотрудник -главный IT-стратег предприятия, способный соизмерить все риски и оперативно принять соответствующее решение.

Что касается России, внедрением ERP-систем на предприятии, их адаптацией к условиям деятельности и оперативным адекватным изменением в интересах развития бизнеса и роста его эффективности занимается ИТ-ме-неджер с базовыми техническими знаниями, а не CIO, который является более квалифицированным специалистом. Эго в большей степени порождает массу проблем и издержек по их разрешению. Можно сделать вывод, что в отечественной практике информатизации заметно недооценивается роль управления персоналом в интересах повышения эффективности ИС, в то время как деградация именно этого ресурса происходит особенно заметно [3].

На нашем рынке давно существует позиция ИТ-менеджера, однако должность CIO появилась совсем недавно. Поэтому понимание того, что должен делать CIO, только приходит к работодателю. Несмотря на это, от директора по ИТ часто требуются расширенные обязанности, не соответствующие заработной плате и статусу сотрудника. Таким образом, существует дисбаланс

276 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

между реально существующей ролью руководителя ИТ-службы и той идеальной ролью, исполнения которой ждут руководители предприятий [4].

Таким образом, наблюдается интересная тенденция - в России должность CIO приравнивают к посту ИТ-менеджера. Однако данное мнение ошибочно. Эти две должности имеют абсолютно разнонаправленную деятельность, хотя они и связаны с одной отраслью.

Во-первых, главным отличием является место в иерархической системе предприятия. ИТ менеджер является работников среднего звена, в то время как CIO занимает руководящую должность в компании.

Во-вторых, в России IT-менеджер зависит от структуры организации, которая определяет его значимость. Его необходимость обусловлена количеством людей в подчинении, а СЮ в США имеет вес соответственно размеру проектов, которые он реализует.

В-третьих, IT-менеджер решает задачи своими силами, другими словами, трудом своих подчиненных. СЮ, напротив, ориентирован на максимальный результат в кратчайшие сроки и открыт для аутсорсинга. Это в значительной мере позволяет сократить штат кадров и расширить вложения в специализированные организации, значительно ускорив реализацию проекта и увеличив доход организации.

Аналитический центр TAdviser Report оценил объем российского рынка ИТ-услуг и ИТ-аутсорсинга по итогам 2014 г. в 286 млрд. рублей [1]. По сравнению с 2013 г. этот показатель не изменился. Таким образом, в России проблема с аутсорсингом до сих пор не решена, одни не знают о данной службе, другие сопротивляются нововведениям, не желая рисковать.

В-четвертых, для IT-менеджера главная задача состоит в выполнении текущих задач, и не в его компетенции заниматься поиском новых проектов -он глава структуры, которую должен поддерживать. СЮ, наоборот, генератор новых идей, источник различных проектов и инициатив.

Кроме того, самое главное различие между этими двумя должностями заключается в самом функционировании рабочего процесса. IT-менеджер -исключительно технический специалист, а CIO помимо этого взаимодействует с людьми, реализует новые проекты, определяет направления развития ИТ-систем на предприятии. IT-менеджер стремится к стабильности, CIO - к оправданным рискам.

Основными задачами ИТ-менеджера являются: внедрение передовых информационных технологий с целью автоматизации управления предприятием; использование минимума ИТ-средств для достижения целей автоматизации; формирование культуры корпоративной работы пользователей.

CIO - бизнес-лидер, который принимает решения относительно покупки IT оборудования от поставщиков или создания новых систем, он ответственен за привлечение и мобилизацию трудовых ресурсов производства. Кроме того, CIO должен обладать организационными навыками, нести ответственность за привлечение сотрудников в компанию, таким образом, не-

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

277

обходимо, чтобы руководитель обладал способностью отбирать лучших сотрудников для реализации задач предприятия в условиях максимальной эффективности.

Кроме того, CIO необходим для составления планов и направлений деятельности компании, создании ИТ и бизнес стратегии организации. Политика, проводимая компанией должна соответствовать требованиям завтрашнего дня, это прежде всего касается поставок оборудования, внешних и внутренних стандартов. Точно так же CIO должен составлять отчеты по расходным статьям бюджета предприятия, формировать ведомость об источниках издержек. По словам экспертов, роль CIO именуют как «разъяснение ответственности и роли комитетов».

Исходя из сложившихся в профессиональной среде представлений, можно распределить данные должности следующим образом: в отличие от ИТ-менеджера, который сосредоточен на инфраструктурных вопросах, CIO занимается в значительной мере вопросами стратегического развития ИТ. Отсюда различия и в статусе, и в полномочиях, и, конечно же, в ответственности.

Если говорить о тенденциях развития данной должности на Западе, то роль CIO возрастает с каждым годом. Такое вывод можно сделать в соответствии с исследованием The Harvey Nash 2015 [5]. Опрос отражает мнения 3,691 ИТ-лидеров из более, чем 50 стран мира (табл. 1).

Таблица 1

Исследование the Narvey Nash 2015

Изучаемая область 2014 г. 2015 г.

Доля женщин, занимающих данную должность 7 % 8 %

Количество организаций, имеющих должность CIO 7 % 17 %

Способность CIO разрешить проблемы с ИТ-системами 6 % 23 %

Убеждение CIO в том, что увеличивается связь ИТ с маркетингом 30 % 33 %

Данные сравнительной таблицы за 2014-2015 г. показывают, что на 1 % возросла доля женщин, занимающих должность CIO, на 10 % повысилось количество организаций, имеющих данного специалиста, на 17 % улучшилась грамотность CIO в решении проблем с ИТ-системами и на 3 % усилилась убежденность в укреплении связи между ИТ и маркетингом.

Кроме того, 28 % CIO в 2015 г. получили повышенную заработную плату, 72 % - разнообразные поощрения: машину, акции компании и др. В этом году было создано 34 % проектов, которые помогли сохранить бюджет, а 66 % -увеличили доходные поступления компании.

Следовательно, такие данные должны сформировать у российского общества достаточно осознанную мотивацию по внедрению должности CIO на предприятиях. России нужен такой квалифицированный руководитель как CIO, это прежде всего отражается в необходимости преодоления теневого сектора путем автоматизации производства и данных, что увеличит инвестиционные поступления иностранного сектора. Кроме того, сократятся

278 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

расходы по разрешению проблем с внедрением ERP-систем, в России сформируется единое информационное пространство, возникнет единый центр управления информационными процессами, а самое главное, появится источник новых идей и проектов, которые так необходимы нашей стране особенно в данный момент, в период спада экономической деятельности.

Список литературы:

1. Обзор TAdviser [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tad-viser.ru/index.php.

2. Информационный менеджмент: учебник / Под науч. ред. д.т.н., проф. Н.М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 400 с.

3. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие / А.В. Костров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2013. - 528 с.: ил.

4. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. - М.: Компания АйТи, 2012. - 328 с.: ил.

5. Harvey Nash CIO Survey 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.harveynash.com.

РОЛЬ И МЕСТО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ

© Сейткалиева А.К.*

Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова, Республика Казахстан, г. Костанай

Внедрение бухгалтерских пакетов и аналитических программ позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и навести порядок в складском учете, в снабжении и реализации продукции, товаров, отслеживать договоры, быстрее рассчитывать заработную плату, своевременно сдавать отчетность.

Ключевые слова: автоматизированные информационные системы, процесс управления, функции управления, учетная информация, децентрализованная обработка данных.

Современное общество в условиях перехода к рыночной экономике характеризуется небывалым увеличением информационных потоков как в экономике, так и в социальной сфере. Наибольший рост объема, информации наблюдается в промышленности, торговле и финансово-банковской сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объ-

И.о. доцента кафедры, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.