Научная статья на тему 'Развитие электронной торговли в Казахстане'

Развитие электронной торговли в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кужукеева К.М.

В статье рассматривается ключевые аспекты развития электронной торговли. Определены перспективы интернет-продаж в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие электронной торговли в Казахстане»

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

269

татов возводится в квадрат и усредняется по каждому из обучающих векторов. Таким образом, формируется функционал оптимизации, который построен на основе критерия среднеквадратической ошибки. Далее изменяются весовые коэффициенты сети таким образом, чтобы значение данного функционала, то есть расхождение между выходным сигналом сети и верным результатом было минимальным [3]. Если выполняется данное условие, то это означает, что в нейросети происходит правильное вычисление-распознание образа, и при прохождении сетью тестового задание, она выдаст отклик близкий к оптимальному, отличающемуся от него только на величину погрешности.

Подводя итог, можно сказать, что на данный момент использование нейронных сетей в экономической и финансовой деятельности идет по нарастающей. Нельзя отрицать, что появление столь мощного инструмента в более развитой форме потрясёт финансовый рынок, но как об инструменте массового пользования о нейронных сетях говорить еще рано. В настоящее время, нейронные сети используют лишь люди, понимающие их, которым применение нейронных сетей необходимо для решения определенных профессиональных задач.

Список литературы:

1. Официальный сайт проекта Tadviser [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru.

2. Официальный сайт компании Base Group Lads [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://basegroup.ru.

3. Галушкин А.И. Применение нейрокомпьютеров в финансовой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.icmm.ru.

4. Николаева И.В. Применение искусственных нейронных сетей для прогнозирования динамики экономических показателей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://journal.kftgteu.ru.

5. Ефремова Е.А. Дунаев Е.В. Применение нейронных сетей для прогнозирования финансовых временных рядов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tusur.ru.

6. Галушкин А.И. Нейронные сети. Основы теории. - М., 2012.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КАЗАХСТАНЕ © Кужукеева К.М.*

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай

В статье рассматривается ключевые аспекты развития электронной торговли. Определены перспективы интернет-продаж в Казахстане.

Старший преподаватель, магистр экономики.

270 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля,

интернет-магазин, электронные деньги.

В современных условиях развития экономики использование высокотехнологичной телекоммуникационной среды является необходимой платформой современного ведения бизнеса. Электронная коммерция в настоящее время является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные бизнес-процессы в секторе ритейла. За последние два года рынок электронной коммерции в США вырос на 25 %, в Еврозоне - почти на 30 %.

Электронную коммерцию можно отнести к сегменту экономики, включающий в себя интернет-торговлю, а также дистанционную оплату услуг (в том числе при помощи электронных платежных систем) [1]. Интернет-торговля - процесс реализации физических и нефизических товаров посредством специализированных электронных площадок, позволяющих дистанционное оформление заказа.

Консультанты J'son & Partners Consulting на рынке покупки нефизических товаров и услуг выделяют следующие подкатегории:

1. Услуги сотовой связи.

2. Авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на развлекательные мероприятия.

3. Телекоммуникационные услуги (кроме сотовой связи), включая услуги интернет-провайдеров и операторов фиксированной связи, платного телевидения, VOIP.

4. Оплата счетов и штрафов, включая оплату услуг ЖКХ, штрафов, приобретение страховых продуктов.

5. Цифровой мобильный контент, включающий в себя мобильный аудиоконтент, мобильный видеоконтент, мобильные игры и приложения, прочий мобильный контент.

6. Гостиничные услуги.

7. Цифровой контент (за исключением мобильного контента), включающий в себя цифровые книги, видеоконтент, аудиоконтент, программное обеспечение.

В сегменте покупки и оплаты физических товаров выделяются следующие подкатегории: сетевой маркетинг (MLM); каталожная торговля; интернет-магазины.

Оплата приобретенных товаров и услуг на рынке электронной коммерции может происходить с использованием электронных платежных систем, банковских карт и наличными. Банковские карты с использованием интернет-эквайринга (приём к оплате платёжных карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяют провести расчёты в интернет-магазинах). Под постплатным использованием карт с участием POS-терминалов (под термином «постоплата» понимается процесс оплаты товара

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

271

или услуги после доставки потребителю). Наличные используются для расчета при доставке товара и банковским переводом с посещением офиса банка

Рынок электронных платежных систем (ЭПС) включает в себя следующие составляющие: платежные терминалы и дистанционные финансовые сервисы.

При использовании электронной торговли, большинство бизнес-процессов ускоряется за счет проведения электронным образом. По информации аналитиков, сейчас доля онлайн-продаж в общемировом объеме рынка ритейла составляет около 4 %, а в развитых странах намного больше, так например Ecommerce приносит Великобритании 19 % ежегодного национального дохода, передают ecommercenews.eu. Великобритания - одна из самых развитых в отношении электронной коммерции стран в Европе. Оборот интернет-продаж в стране составляет 30 % от общеевропейского. Тем не менее, британские эксперты считают, что это далеко не максимум, и бизнес может лучше использовать потенциал Интернета. По некоторым оценкам, рост рынка интернет-торговли на территории стран Азии и СНГ значительно опережает общемировые показатели.

Благодаря принятой программе Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020», в Казахстане имеется вся необходимая интернетинфраструктура для развития электронной коммерции. Казахстан может стать центром логистики и электронной коммерции для стран Таможенного союза, а также достичь общемирового показателя доли е-коммерции в 4 % от всего объема ритейла (розничной торговли) в стране. Это обосновано и развитием рынка, и готовностью покупателей обращаться к онлайн-магазинам.

Однако, для развития е-коммерции в Казахстане необходимо пересмотреть подходы к логистике, развивать сети доставки товаров и расширять спектр банковских услуг, считают эксперты. Действующие в Казахстане логистические сервисы дорогие, и качество их услуг не совсем удовлетворяет запросы простых покупателей. Например, доставка товара из Китая. Доставка товара осуществляется не напрямую в Казахстан, а идет морем в Европу, и через Голландию в Казахстан. В нашей стране необходимо учесть все выигрышные моменты географического положения. В этом отношении в Казахстане необходимо развивать логистику не только в расчете на е-коммерцию, а в больших масштабах, чтобы республика стала логистическим хабом для стран Европы и Азии.

Поскольку в сектор е-коммерции в мире, активно выходят ритейлеры, для Казахстана это направление также становится перспективным в плане интернет-продаж внутри страны. Здесь может развиваться такой сегмент электронной коммерции, как, например, доставка продуктов, готовых блюд, напитков, канцелярских товаров, посуды, сувениров и любых других товаров, продающихся в сетях супермаркетов. К примеру, следует учесть, что товарооборот первых трех крупнейших ритейлинговых сетей в Казахстане только за первые пять месяцев 2013 года превышал 5 млрд. тенге (см. табл. 1) [2].

272 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Таблица 1

Объем товарооборота ритейл компаний в Казахстане

ТОО "Рамстор Казахстан"

ТОО "Скиф Тренд"

ТОО "METRO Cash & Carry"

ТОО "Magnum Cash & Carry"

TOO "Silk Way City"

Гипермаркет "A-Store"

TOO "Торговая сеть "GREEN Mart" TOO "Дастархан"

TOO "Дастархан-Trade"

TOO "Parade retail"

Товарооборот (в мян. KZT)

2 894,2

________1 235,8

________1019,2

_________767,5

_________698,3

_________481,7

_________302,5

_________208,3

_________175,0

55,0

Доля сегмента

__________(■>%)

__________36,9

__________15,8

__________13,0

___________

____________83

___________6Д_

____________33

___________2J_

___________23_

___________0,7

Вторым компонентом успешной интернет-торговли, который необходимо развивать параллельно с логистикой, должны стать банковские услуги. Пока в Казахстане, как и в большинстве постсоветских стран, покупатели предпочитают наличный расчет. По данным российских аналитиков, пока есть только слабая тенденция перехода с наличного на безналичные способы оплаты. При этом предпочтение отдается интернет-платежам, популярность оплаты банковскими картами растет, но остается невысокой.

По данным Нацбанка, прирост рынка электронных денег только за первый квартал 2014 года составил 42 %, что подчеркивает бурный рост популярности сектора электронной торговли и широкие перспективы его развития. На сегодняшний день пятая часть страны - активные интернет-пользователи. Они совершают покупки, как в национальных, так и в зарубежных магазинах, которые осуществляют доставку на территорию Казахстана [3].

Пока использование электронных денег в Казахстане еще остается достаточно редкой практикой, ее освоили около 10 % населения Казахстана. Тем не менее, даже такой небольшой, казалось бы, процент (около 2 млн. человек) сравним с населением Словении или Латвии.

Рис. 1. Динамика изменения количества владельцев электронных денег, совершающих оплату с использованием электронных денег

Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием

273

Как показывает динамика развития электронных денег, аудитория и сервисы данных систем постепенно будут только расширяться. Опыт других стран показывает, что электронные деньги становятся все более популярными для совершения оплаты в сегменте электронной коммерции. Их использование способствует сокращению наличного оборота, развитию рынка онлайновых услуг, ускорению расчетов и повышает платежную культуру граждан. Полагаем, что с учетом общемировых тенденций потребность в данном инструменте или новых инновационных платежных сервисах будет возрастать. Этот процесс в большей степени связан с дальнейшим распространением Интернета и продолжающимся ростом, расширением в различных сферах жизни видов услуг, доступ к которым становится возможным для потребителей через Интернет. Электронные деньги способны постепенно вытеснять традиционные инструменты оплаты в тех сферах и сегментах, где их использование является малоэффективным. Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя.

Список литературы:

1. Климченя Л.С. Электронная коммерция: учебное пособие. - 2004. -С. 192.

2. Для развития электронной коммерции необходимо делать акцент на логистику и банковские услуги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.primeminister.kz/article/view/21.

3 Обзор рынка электронных платежных систем [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nationalbank.kz/?docid=945&switch=russian.

ДОЛЖНОСТЬ CIO НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© Лысенко А.С., Писаренко А.С.

Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В статье проведена сравнительная характеристика деятельности ИТ-менеджера и CIO, определены преимущества использования должности CIO в процессе внедрения ERP-систем. В работе приведены статистические показатели динамики ИТ-рынка. Обозначены основные ошибки ИТ-специалистов в организации своей работы. Содержание статьи указывает на необходимость введения должности CIO на российские предприятия.

Ключевые слова: CIO, ИТ-менеджер, ERP-системы, рынок ИТ-ус-луг, ИТ-системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.