Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием
183
на обеспечении рабочих мест (64 млрд.), на гибкой организации рабочего времени (27 млрд.), на расширении географии найма (3 млрд.) [2].
Таким образом, перечисленные проблемы не исчерпывают всех задач, возникающих при внедрении КИС. В работе делается акцент на то, что знание большего количества информации, чем того что требует задача, обеспечивает вариативность в процессе принятия решения. Последнее способствует выработке правильного метода системного мышления. Перспективным направлением дальнейших исследований является анализ проблем внедрения КИС на уровне управления проектом: планирование и увеличение функционального объема, согласование проектной документации, дефицит людских ресурсов, проблемы в обучении пользователей и другие.
Список литературы:
1. Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. - М.: БИТЕК, 2012. - 498 с.
2. Портал выбора технологий и поставщиков TAdviser [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 21.11.2015).
3. Panorama Consulting: что является «нормальным» для внедрений ERP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://management.com.ua (дата обращения: 21.11.2015).
4. Дистанционное обучение пользователей ERP-систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://erptraining.web-3.ru/ (дата обращения: 21.11.2015).
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РФ
© Пешеходько Е.С.*
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
Электронная коммерция в России как основа электронно-информационного бизнеса на современном этапе содержит ряд вопросов и проблем, в статье приводится анализ структурных элементов данного процесса, выявляются основные тенденции и закономерности развития на российском рынке. Отмечается, что электронная коммерция является важным элементом в формировании успешной коммерческой деятельности России в целом.
Ключевые слова: электронно-информационный бизнес, электронная коммерция, B2B, B2C, проблемы рынка электронной коммерции, перспективы электронной коммерции.
* Научный руководитель: Перова М.В., доцент, кандидат педагогических наук, доцент.
184
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
Электронная коммерция представляет собой осуществление торговых и расчетных операций при помощи электронных данных и иных интерактивных возможностей. Кроме этого, электронная коммерция включает различные маркетинговые исследования, организацию через сеть документооборота и многое другое.
Наиболее быстро рынок электронной коммерции развивается последние 20 лет, что определено значительным увеличением числа интернет-пользователей, повышением влияния прочих интерактивных онлайн платформ динамичным формированием систем электронных способов оплат, и переходом периферийных веб-сервисов от технологической платформы Web 1.0 к Web 2.0.
Электронная коммерция обладает рядом преимуществ как для потребителей, так и для фирм / корпораций, а именно для компаний: глобальное наличие, рост конкурентоспособности, персонализация торговли, мгновенная реакция на спрос, уменьшение потерь. Для потребителей: широкий выбор товаров и услуг, возможность почти мгновенного сравнения услуг и обмена информацией с иными пользователями сети Интернет.
Коммерция в России имеет следующие типы:
- В2В, то есть, бизнес для бизнеса, когда реализация продукции или услуг осуществляется коммерческими структурами;
- В2С, то есть, бизнес для клиентов, когда реализация продукции или услуг осуществляется конечному клиенту (потребителю).
К основным сегментам современного рынка электронной коммерции можно отнести: торговля товарами (онлайн-ритейл); торговля услугами (бронирование гостиниц, билеты на транспорт и т.п.); торговля контентом (видео, музыка, книги); электронные платежи.
Ассоциация компаний Интернет-торговли - АКИТ определила рост объема рынка онлайн-торговли в России выше почти на треть в 2014 году из-за увеличения числа интернет-пользователей в регионах и развития мобильного интернета [1].
Согласно данным Ассоциации, объем рынка Интернет-торговли России в 2014 году составил 713 млрд руб., что на 31 % выше, чем в 2013 году (рост 34 % до 544 млрд руб.) [2].
Необходимо отметить, что электронный рынок по сравнению с традиционным рынком еще недостаточно развит, ключевыми причинами, останавливающими его развитие являются:
- отсутствие полноценной соответствующей нормативной и законодательной базы, из-за чего возникает проблема защиты прав интеллектуальной собственности на товар или услугу, проблемы финансового и договорного характера. Вследствие этого возникает недоверие со стороны инвесторов, возможных покупателей, снижаются темпы развития;
Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием
185
Рис. 1. Темп роста онлайн-ритейла в России, 2015
- отсутствие уверенности в том, что как партнер, так и товар или услуга действительно реальны; различия в традициях и правилах по ведению бизнеса в этих компаниях;
- существуют угрозы в сфере безопасности электронной коммерции. Для того чтобы свести их к минимуму, должны быть использованы надежные и эффективные механизмы, которые гарантировали бы конфиденциальность, идентификацию и авторизацию;
- отсутствие квалифицированных специалистов с соответствующим опытом работы и, как следствие, проблема привлечения новых. Поэтому большое внимание стали уделять Интернету (дизайнам различных проектов), а не традиционной торговле, и вследствие этого в бизнесе теряются потенциальные покупатели [5].
В современном мире, несмотря на экономический кризис Интернетторговля не потеряла своей актуальности, и, по сравнению с докризисным периодом, число онлайн-покупок увеличилось, и это неудивительно, ведь почти в каждом доме есть доступ к глобальной сети. Конечно, речь идет о странах Западной Европы и США.
Если говорить в целом, то США лидирует в мире по совершению интернет покупок в этой стране почти каждый, у кого есть доступ в интернет, производит онлайн покупки. Европа идет следом, но в западной ее части лишь 30 % от общего числа подключенных к сети Интернет совершают покупки. Сейчас наиболее быстро развивается электронная коммерция в таких странах как Бразилия, Южная Корея, Япония (рис. 2).
Эксперты предполагают, что в России электронная коммерция будет расти за счет регионов, что связано с их экономическим развитием и «освоение» гражданами Интернета. В итоге, объем Интернет-торговли в 2015 г. приблизится к 600 млрд. руб. Сотрудники Data Insight предполагают, что в ближайшее время максимальный потенциал с Интернет-торговли имеют крупные областные центры с населением более 800 тыс. человек. Такого рода заключение они делают исходя из того, что в наше время в подобных
186
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
населенных пунктах раннее произошло или происходит широкое продвижения Интернета. При этом активность соответствующей аудитории близится к столичным показателям. Кроме того свое воздействие на формирование электронной коммерции способно осуществлять финансовое формирование самих регионов. В случае, если говорить в общем о рынке электронной коммерции и его перспективах в Российской Федерации, то в ближайшие 5 лет случиться значительное изменение потребностей покупателей, увеличиться конкурентная борьба.
Рис. 2. Динамика онлайн-покупок
Станет появляться все больше «продвинутых» магазинов, которые станут формировать основу на рынке. Примерно останется пятнадцать сильнейших игроков, слабые превратятся в селлеров, как это совершается сейчас в США на ebay.com или amazon.com. И сегодня у интернет-магазинов России еще есть возможность попасть в число лидеров отрасли.
Состояние электронной коммерции в России по сравнению с Европой и США несколько иное, но аналитики утверждают, что в нашей стране электронная коммерция становится все более популярной. Денежный оборот электронной коммерции 2008 г. был более 120 млрд. руб. В 2010 г. общий объем рынка составил 176 млрд. руб. Согласно сведениям специалистов, общий оборот отечественного рынка Интернет-торговли в 2011 г. составил около 18 руб., из которых почти половина (46 % или 8,3 млрд. рублей) приходится на технологический сегмент (мобильные телефоны, бытовая техника, со т.п.). Годовой оборот данного сегмента рынка, как ожидается, ставит 245 млрд. руб. [6].
Что касается развития электронной коммерции в России, то до сих пор экономический сектор электронной коммерции в России переживает опре-
Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятием
187
деленные этапы своего формирования и развития. Согласно мнению аналитиков, рынок будет стабильно увеличивать свою доходность минимум на десять процентов в год. Однако такой бизнес в условиях кризиса довольно не стабилен, а кризис в России явление частое [3].
В данный момент рынок электронной коммерции в Российской Федерации находится на этапе интенсивного развития. Согласно сведениям исследовательского агентства DataInsight объем отечественного рынка электронной коммерции в 2012 г. составил 392 млрд. рублей, что на 26 % больше по сравнению с предыдущем годом. Часть ведущих представителей розничной Интернет-торговли добились повышения уровня продаж на 200-300 %. Нельзя не сказать, что темпы роста соответствующего сектора экономики сильно превышают темпы роста экономики страны: за 2012 г. ВВП России поднялся на3,5 %, а e-commerce - на 26 %.
По мнению экспертов компании J'son&PartnersConsulting, в скорое время ожидаются значительное увеличение темпов роста на уровне 15-20 %, поэтому к 2020 г. объем рынка электронной коммерции составит больше 2180 млрд. руб. [3].
Рис. 2. Объем рынка электронной коммерции в России (млрд. руб.)
В заключение необходимо отметить, что электронная коммерция набирает обороты, и что все больше и больше людей начинают использовать именно этот тип покупки товаров и услуг. Нельзя сказать, что это полностью вытеснит традиционный тип покупок, но в каких-то сферах электронная коммерция будет доминирующей. Что же касается России, то в нашей стране этот рынок довольно молодой и у него огромные перспективы, ускорить влияние которых поможет государственное регулирование.
188
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
Список литературы:
1. Рейнольдс М. Электронная коммерция. - М.: Лори, 2010.
2. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция. Мировой и российский опыт. - М.: Открытые системы, 2010.
3. Все об электронной коммерции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blog.otcommerce.com (дата обращения: 18.11.15).
4. Официальный сайт Вusinessinweb [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://businessinweb.com/blog/hi-tech-news.html (дата обращения:
18.11.15).
5. Гаврилов Л.П. Электронная коммерция. - М.: Солон, 2006.
6. Социальное СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hab-rahabr.ru/blogs/eCommerce.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ организации
© Шилякина А.Н.* *, Шемет О.В.*
Институт сферы обслуживания и предпринимательства - филиал
Донского государственного технического университета, г. Шахты
В данной статье подчеркивается важность анализа финансового состояния коммерческой организации в современных условиях, отмечаются проблемы, возникающие при его проведении, рассматриваются наиболее популярные программные продукты, позволяющие провести качественный анализ.
Ключевые слова: коммерческая организация, предприятие, финансовое состояние, анализ, компьютерная программа.
В современном мире роль анализа финансового состояния коммерческой организации очень велика. Это связано с тем, что в связи с переходом к рыночной экономике, предприятия приобрели самостоятельность и теперь несут полную экономическую ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать деятельность в процессе функционирования.
* Студент 1 курса магистратуры (направление «Экономика», программа «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»).
* Профессор кафедры «Информатика», д.п.н., доцент.