Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕМОНТАМИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

УПРАВЛЕНИЕ РЕМОНТАМИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КИС / АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ / СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ / СИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зенькович А.К., Рекус Д.А.

В статье рассмотрен пример использования модуля для управления ремонтами корпоративной информационной системы, предназначенной для автоматизации обслуживания средств измерений в производственной компании. Автор показывает, что попытки автоматизации часто приводят к значительному увеличению трудозатрат, несопоставимых с получаемым результатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕМОНТАМИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Зенькович А.К. магистрант 1 курса Рекус Д.А. магистрант 1 курса Набережночелнинский институт КФУ Россия, г. Набережные Челны УПРАВЛЕНИЕ РЕМОНТАМИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ

ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация: В статье рассмотрен пример использования модуля для управления ремонтами корпоративной информационной системы, предназначенной для автоматизации обслуживания средств измерений в производственной компании. Автор показывает, что попытки автоматизации часто приводят к значительному увеличению трудозатрат, несопоставимых с получаемым результатом.

Ключевые слова: корпоративные информационные системы, КИС, автоматизация обслуживания, средства измерения, СИ.

Принято считать, что автоматизация деятельности предприятия позволяет упростить жизнь работников, вовлеченных в трудовой процесс. В действительности это не всегда так, корпоративные информационные системы (КИС) — явный тому пример. Развернутая на предприятии КИС обеспечивает прозрачность ведения бизнеса, однако предполагает оперативный ввод транзакционных данных в систему. Именно эти данные служат тем базисом, на основе которого формируются аналитические отчеты, используемые в процессе принятия управленческих решений [1].

Архитектура КИС строится по модульному принципу: за каждое направление деятельности компании отвечает отдельный компонент КИС. Выделяют модули логистики (Закупка, Производство, Ремонт), финансов (Контрагенты, Затраты, Основные средства), кадров (Поиск, Ведение и развитие персонала) и др.В техническом плане основной акцент в КИС сделан на интеграции модулей, что позволяет отслеживать материально-денежные потоки от закупки до продажи в масштабе групп компаний.

КИС позволяет реализовать бизнес-процессы на основе стандартных системных объектов [2]. Ее программное ядро организуется таким образом, чтобы покрыть максимальное число функциональных требований. Однако существуют процессы, которые невозможно отразить в КИС, используя стандартные объекты, поэтому при внедрении предлагаются нетривиальные решения, цель которых — применяя стандартный функционал, реализовать нестандартный процесс.

В примере рассмотрим предприятие, занимающееся производством лекарственных средств в Российской Федерации. На нем было выполнено полномасштабное внедрение ЕКР-системы немецкой компании. Модуль проведения технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР) входил в проект, был настроен для обслуживания средств измерений (СИ).

Настройка модуля ТОиР для ремонта СИ велась на основе шаблонного решения, предложенного глобальной проектной командой. Но российская специфика ремонта СИ не всегда учитывалась в шаблоне. В результате в один ряд были поставлены бизнес-процессы ремонта как оборудования, так и СИ.

По итогам внедрения КИС стала учетной системой, в которой отражались все финансовые и логистические операции. Обработка СИ по организационным причинам длительное время велась вне системы. Позже было принято волевое решение о необходимости использования для этой цели модуля ТОиР. Проанализируем две ситуации: отражение ремонта СИ без применения ТОиР и с его использованием.

Под обслуживанием СИ (ремонт) понимается совокупность мероприятий: калибровка и аттестация, выполняемых длякаждой единицы СИ. На основе технической документации и фактической выработки СИ определяется дата первого обслуживания. Впоследствии дата ремонта регламентируется метрологической службой [3].

Практически каждый метролог с целью соблюдения метрологических требований ведет данные по срокам ремонта в электронной таблице или пользуется базой данных. Применение подобных информационных технологий зачастую является более выигрышной стратегией по причине их простоты, удобства и доступности.

Выполним обзор бизнес-процесса ремонта без использования модуля ТОиР. Определение сроков и объема ремонта СИ велось вне учетной системы, в КИС же отражались исключительно бухгалтерские проводки по закупке услуг проверки, калибровки и аттестации. На рис. 1 представлен процесс ремонта в нотации ишйеёМоёеНп§Ьап§иа§е— Ас1:ш1уВ1а§гат. Отражение факта ремонта требовало выполнения трех операций в КИС: обработки закупочного заказа, регистрации акта выполненных работ и входящего счета-фактуры.

Понесенные затраты сразу относились на бюджет отдела, для СИ которого производилось обслуживание. Каждая операция по вводу данных в КИС занимает около трех минут. Ремонту ежемесячно подлежало порядка 100 единиц измерительного оборудования. Таким образом, трудозатраты по регистрации услуг ремонта составляли порядка 3 х 100 = 5 ч/мес.

Рис. 1. Реализация процесса ремонта без применения модуля ТОиР Рассмотрим применение модуля ТОиР для обслуживания СИ. ТОиР интегрирован со всеми смежными компонентами информационной системы. Основное назначение модуля - учетоборудования, планирование, выполнение и контроль его ремонта, контроль затрат на ремонты. Очевидно взаимодействие ТОиР с модулями снабжения, финансов и кадров.

В нотации Б,штЬапеВ1а§гат представлен все тот же процесс (рис. 2), но с использованием модуля ТОиР. Число выполняемых операций увеличилось во много раз: ведение данных по СИ, создание плана ремонта, обработка заказов ТОиР и заявок на закупку, закрытие и расчет ТОиР-заказов. Понесенные затраты тоже относились на бюджет отдела, однако не в момент регистрации акта выполненных работ, а при финальном расчете заказа ТОиР.

Рис. 2.Реализация процесса ремонта с использованием модуля ТОиР Во-первых, данные по СИ ранее не учитывались в КИС и требовали минимальной обработки. Во-вторых, необходимость планирования ремонта отсутствовала, поскольку дата последующего обслуживания определялась не на основе чего-то, а в соответствии с указаниями метрологической службы. Значит, две трети функционала ТОиР были попросту не нужны, но требовали занесения в систему и обновления данных. Трудозатраты по отражению информации в КИС без учета операций по вводу СИ составляли порядка 8 х 100 = 14 ч/мес., что практически в три раза больше первоначальных.

Преимуществом трехкратного увеличения времени было лишь получение аналитических данных о затратах для каждого СИ. Так, если необходим анализ затрат не только по отделам, но и оборудованию, то применение ТОиР целесообразно. В противном случае пользователи вынуждены работать не на конечный результат, а на систему

Рассмотренная ситуация — лишь единичный пример попыток использовать стандартные механизмы КИС в реализации специфических для нашей страны процессов. Это неминуемо приводит к тому, что порой даже самый простойбизнес-процесс отражается в КИС весьма витиевато.

В рамках любой автоматизации остается часть операций, которые ведутся сотрудниками вручную. При этом соотношение «трудозатраты — эффект» часто не является оптимальным, а ведь усилия и полученный результат должны быть как минимум соразмерны. Не существует единого общепринятого метода расчета экономической эффективности внедрения КИС, как нет и общих способов оценки затрат по отражению данных в

информационной системе.

На практике использование КИС может привести как к сокращению, так и к дополнительному набору персонала (для ведения данных в КИС).

Использованные источники:

1. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами / Пер. с англ. Д.Р. Трутнева. — СПб.: Питер, 2005. — 910 а

2. Баронов В.В. и др. Информационные технологии и управление предприятием. — М.: АйТи, 2004. — 328 с.

3. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий. — М.: МАИ, 2014. — 180 с.

Зенькович А.К. магистрант 1 курса Рекус Д.А. магистрант 1 курса Набережночелнинский институт КФУ Россия , г. Набережные Челны ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация: Рассматриваются проблемы описания и анализа бизнес-процессов от заказчиков, подготовки и тестирование спецификаций на разработку, внедрения и перехода к использованию корпоративных информационных систем. Производится анализ возникших причин затруднения внедрения информационных систем, далее предлагаются различных способы решения данных задач.

Ключевые слова: корпоративные информационные системы, КИС, ЕЯЯ-система, проектирование КИС, анализ бизнес-процессов, проблемы внедрения КИС.

Проектирование корпоративных информационных систем (КИС) является сложной и весьма весомой задачей. Поэтому, и заказчик, и представитель бизнес-консалтинга, вовлечены в процесс имплементации системы. Заказчики формируют бизнес-требования к КИС, а представитель бизнес-консалтинга соотносит требования с возможностями системы. Уровни внедрения КИС: проект, приложение, техническая инфраструктура. Они выделяются для обеспечения наглядности, позволяют более подробно и системно подойти к реализации КИС, описание бизнес-приложений и обеспечение системы.

Внедрение КИС делится на этапы. Рассмотрение активности этапов определит возникающее проблемы при внедрении КИС.

Таблица 1. Типовые этапы внедрения ERP-систем

1. Подготовка проекта 1.1. Определение объема проекта

1.2. Планирование сроков и ресурсов проекта

2. Проектирование 2.1. Анализ требований и бизнес-процессов

2.2. Подготовка проектных решений и спецификаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.