Научная статья на тему 'Модернизация предприятий судостроения и судоремонта на основе внедрения автоматизированных информационных технологий'

Модернизация предприятий судостроения и судоремонта на основе внедрения автоматизированных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОРЕМОНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНИЕ / AUTOMATION / HIGH-TECH MANUFACTURING / SHIPBUILDING AND REPAIR / INFORMATION SUPPORT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыгин А.Н.

Важную роль на рынке судостроения России занимает судоремонт. За последние 10 лет во всем мире возросла конкуренция в данной отрасли. Для того чтобы повысить конкурентоспособность, России нужно внедрение информационных технологий управления на предприятиях судоремонта. В данной статье рассмотрены общие положения информатизации управления судоремонтными предприятиями, раскрыта необходимость комплексной автоматизации управления производством, формирования оперативной, технологической и отчетной документации судоремонтного предприятия, проведен анализ программных комплексов (систем), успешно эксплуатируемых на судоремонтных предприятиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малыгин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF ENTERPRISES OF SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR BASED ON THE IMPLEMENTATION OF AUTOMATED INFORMATION TECHNOLOGY

Ship repair plays an important role in the shipbuilding market of Russia. Over the past 10 years the worldwide competition in the industry has increased dramatically. In order to increase competitiveness, Russian ship repair enterprises need to introduce information technologies in management. This article discusses the general questions of informatization in the management of repair companies. It also discloses the need for the integrated automation of production management, the formation of operational, technological and reporting documentation of shipyards. The analysis of software systems that have been successfully used at Russian shipyards is conducted.

Текст научной работы на тему «Модернизация предприятий судостроения и судоремонта на основе внедрения автоматизированных информационных технологий»

УДК: 338.2 ГРНТИ: 06.61.43

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А. Н. Малыгин

Институт проблем региональной экономики РАН Россия, 190013 г. Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, 38

Е1 Малыгин Алексей Николаевич - alexey_malygin1978@mail.ru

Важную роль на рынке судостроения России занимает судоремонт. За последние 10 лет во всем мире возросла конкуренция в данной отрасли. Для того чтобы повысить конкурентоспособность, России нужно внедрение информационных технологий управления на предприятиях судоремонта. В данной статье рассмотрены общие положения информатизации управления судоремонтными предприятиями, раскрыта необходимость комплексной автоматизации управления производством, формирования оперативной, технологической и отчетной документации судоремонтного предприятия, проведен анализ программных комплексов (систем), успешно эксплуатируемых на судоремонтных предприятиях России.

Ключевые слова: автоматизация, наукоемкое производство, судостроение и судоремонт, информационная поддержка, управление.

MODERNIZATION OF ENTERPRISES OF SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR BASED ON THE IMPLEMENTATION OF AUTOMATED INFORMATION TECHNOLOGY

A. N. Malygin

Institute for Regional Economy Problems of RAS 38 Serpukhovskaya Str., 190013 Saint Petersburg, Russia

El Malygin Alexey - alexey_malygin1978@mail.ru

Ship repair plays an important role in the shipbuilding market of Russia. Over the past 10 years the worldwide competition in the industry has increased dramatically. In order to increase competitiveness, Russian ship repair enterprises need to introduce information technologies in management. This article discusses the general questions of informatization in the management of repair companies. It also discloses the need for the integrated automation of production management, the formation of operational, technological and reporting documentation of shipyards. The analysis of software systems that have been successfully used at Russian shipyards is conducted.

Keywords: automation, high-tech manufacturing, shipbuilding and repair, information support, management.

Благодаря огромной территории, Россия охватывает множества морей, что объективно позволяет ей относится к числу великих морских держав, что в следствии вызывает свои национальные интересы в Мировом океане. Эти интересы заключаются в использовании ресурсов океана, в первую очередь - биологических, развитии транспортных коммуникаций и охране границ. Нельзя не согласиться с тем, что поставки по морю занимают одну из главных позиций на рынке. Как уже было написано выше, Россия за счет своей огромной территории имеет большое количество точек выхода к морю. То есть имеет возможность сотрудничества с другими странами. Чтобы другие государства оставались в союзе с нашей страной следует заботиться и о качестве поставок. Для этого мы рассмотрим основные проблемы внедрения именно информационных технологий на предприятиях судоремонта.

Уровень развития судоремонтной отрасли имеет особое значение в поддержании статуса России как морской державы, наряду с судостроением, он характеризует научно-технический уровень страны, аккумулируя в своей продукции все достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий [1].

В современной России выявилась тенденция на объединение судостроительных и судоремонтных предприятий

для эффективной поддержки этих отраслей производства. В марте 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал пакет указов о создании нового крупного холдинга - Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в которую войдут все государственные НИИ, заводы и КБ, занимающиеся надводным и подводным кораблестроением [2].

В рамках программы предполагается создание трех субхолдингов по географическому принципу: «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток).

Объединение предприятий под единым управлением даст возможность более эффективно выполнять государственный оборонный заказ, а также активно продвигать вперед гражданское судостроение [3].

Несмотря на прогресс судоремонтной промышленности в России, существует немало сдерживающих это развитие факторов. Судоремонт одна из наиболее сложных отраслей машиностроения и характеризуется она универсальностью, в связи с чем и многообразием профессий. Здесь имеются сугубо индивидуальные производственные процессы такие как демонтажные, доковые работы и др. Стоит отметить большую долю ручных работ, выполняемые в неблагоприятных условиях (их доля составляет 60-70 % от общей тру-

Economies | Juvenis scientia 2017 № 7

27

доемкости ремонта объекта). Данная работа нестабильна и требует постоянной смены деятельности и приспособление к непредвиденным ситуациям.

Одним из факторов эффективности производства является - сезонность. Встает проблема из-за нехватки судоподъемных сооружений, особенно крупнотоннажного флота. Судостроительные предприятия - это предприятия с довольно внушительным возрастом (десятки-сотни лет), со своими традициями, устоями и способами производства. Эти предприятия иногда недостаточно технически оснащены: значительно уступают техническому уровню зарубежных фирм (Японии, Сингапура и др.).

Ремонтируемый флот отличается низким уровнем стандартизации. Для них характерно единичное, индивидуальное и мелкосерийное производство. Недостаточное развитие специализированных производств обусловило слабое развитие индустриальных методов ремонта [4].

Возрастающий уровень международной конкуренции, высокие финансовые риски и ряд других факторов требуют новейших форм разрешения возникающих проблем. Методами решения могут быть диверсификация, децентрализация, управление качеством, внедрение процессного подхода и многое другое [5].

Переход к новым стандартам управления предприятиями неразрывно связан с автоматизированными информационными системами. Современные информационные системы обеспечивают комплексное решение задач управления не только основными производственными, финансовыми и материальными ресурсами предприятий, но и ресурсами, которые обычно рассматриваются как вспомогательные - ресурсы клиентов.

21 век - век информационных технологий. Важную роль играет управление, автоматизация, информационная поддержка и другие аспекты. Чтобы производство оставалось быстрым и качественным следует анализировать и учитывать тенденции аналогичных производств. Чтобы быть конкурентоспособным следует во время изучения рынка судоремонта знать себестоимость произведенных работ судов в каждой области, также сколько времени это занимает и необходимо учесть как воплощается спрос на судоремонт по видам работ [6]. Следует отметить, что в современном мире пришлось изменить взаимоотношения между «единицами» рабочей системы, также встала проблема для исполнителя в том, что единственный фактор, который мотивирует заказчика - это выгода.

Компьютеризация промышленного производства в судоремонте - это трудоемкая работа, которая затрагивает большое количество внутрипроизводственных процессов и занимает достаточно большое количество времени. Первые попытки автоматизации процессов производства судоремонтных работ были проведены в начале 80-х годов. Для больших ЕС ЭВМ были разработаны системы расчетов смет на ремонт судов. Эта система называлась АСОЗД (автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности) и была разработана на Рижском СРЗ по заданию ММФ СССР. В основе ее лежал прейскурант оптовых цен на ремонт комплектов и узлов судна М9 26-05-24 ММФ СССР.

На данный момент судостроительная отрасль находится в непрерывном поиске универсальных информационных технологий. Отказ от реализации узкофункциональных систем переход к использованию комплексных (корпоративных) программно-технических решений (КИС).

Переход к КИС стандарта MRP (данная система имеет

целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д) помогает клиентам и судоремонтным предприятиям оптимизировать операционные и финансовые процессы как внутри организации, так и в рамках сотрудничества с другими предприятиями. Сочетание MRP-решений с Интернет - системами позволяет создавать клиентские базы информации и анализировать данные по предпочтениям. Предприятия также получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более востребованный сервис.

Для того, чтобы улучшить производительность на предприятиях судоремонта было усовершенствовано в управлении комплекс универсальных программ. Для этого были произведены эксперименты (исследования) над программными системами, которые имели успех на судоремонтных предприятия РФ. По результатам анализа, к таким системам можно отнести продукт компании «Галактика» -«Галактика-ERP»: систему «ТЕМ-Технический менеджмент» и разработанную в ДВГМА «Комплексную автоматизированную систему формирования и обработки сметно-заказ-ной и договорной документации на производство судоремонтных работ» (МАРТ).

Рассмотрим более подробно данные системы эксплуатации. Система «Галактика-ERP» нацелена на решение управленческих задач в общем информационном пространстве, а также предоставляет нужную и достоверную информацию. Данная система воплощает следующие возможности: систематизация отчетности, управление материальными и финансовыми потоками (логистика); финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет; производственное планирование и управление производством; контроллинг; управление персоналом и кадровой политикой [7]. Помимо этого, в состав данной системы входят методы поддержки управленческих задач: управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования; качеством продукции; взаимоотношениями с клиентами; недвижимостью. «Галактика- ERP» учитывает все современные тенденции, тем самым гарантирует надежность как в настоящем, так и в будущем, и обладает следующими свойствами: соответствие современным стандартам судоремонта, поддержка национальных и международных стандартов финансовой отчетности; полная анонимность информации; масштабность; учитывает взаимоотношение цена- качество.

Сегодня средствами системы «Галактика-ERP» в «Сев-морсудоремонте» решены все основные задачи, связанные с управлением ресурсами, производственным планированием, расчетом плановой и фактической себестоимости, анализом экономической деятельности предприятия. С помощью системы автоматизированы доконтрактное взаимодействие с заказчиком, прогнозирование себестоимости ремонта, ведение контрактов и контроль их исполнения, формирование отчетности. Существенно упростилось ведение документооборота - некоторые операции были исключены, отпала необходимость ручного оформления документов, что позволило сократить накладные расходы предприятия и ускорить документооборот. В результате общей работы специалистов «Севморсудоремонта» и «Галактики» в мире открылось новое отраслевое решение, которое сегодня предлагается к использованию на других

схожих предприятиях. Важно уделить внимание тому факту, что система «Галактика^Р» крайне закрыта, то есть можно вносить изменения только в отчеты. Система нацелена в основном на большие и средние предприятия, а для предприятий малого бизнеса можно рекомендовать версию «Галактика Старт».

Если говорить о системе «ТРНМ-Технический менеджмент», то она позволяет судоремонтным предприятиям автоматизировать управление техническим обслуживанием и ремонтом судов (ИСУ ТОиР). Система «ТРНМ-Технический менеджмент» разработана НПП «СпецТек». В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только базовым решением системы, но и отраслевым решением, доведенным до уровня типового решения для судоремонтных предприятий. Что является несомненно их преимуществом. Они могут стать партнерами для большего количества заказчиков [8].

«ТРНМ-Технический менеджмент» ориентировано именно на потребности технического менеджмента заказчика - технического директора, главного инженера, главного механика, главного энергетика и метролога, и в целом возглавляемых ими служб и отделов. Отраслевое решение для судоремонтных предприятий имеет все базовые возможности для управления ТОиР, а также учитывает отраслевую специфику судоремонтных предприятий. Благодаря этому, предприятия получают эффект в следующих важных областях своей деятельности:

1. Формирование и оценка ремонтных ведомостей судов. Если говорить о судовой ремонтной ведомости, то это довольно трудоемкий документ, в котором ведется список определенных работ с комплектующими, запчастями, материалами, трудозатратами, инструментом, оснасткой, технологическим оборудованием, уровнем квалификации исполнителей, маршрутными технологическими картами, документацией; на этой основе и ведутся ремонтные ведомости по проектам судов, подлежащих ремонту, они составляются способом копирования и редактирования, типовых РВ, что значительно сокращает подготовительный этап работ, в следствии чего сокращается срок выполнения работ. Калькуляция РВ в ТРНМ осуществляется на основе доступного и единого ценообразования типовых РВ. Создаваемые бонусные (дополнительные) РВ имеют информационную связь с соответствующими актами дефектации; выделяемые нетиповые работы и дополнительные РВ калькулируются отдельно; смета работ является доступной, прозрачной и понятной заказчику и исполнителю, благодаря чему снижается длительность периода обсуждения договора, сокращается время простоя судна в ожидании ремонта.

2. Формирование и исполнение плановых параметров работ. Автоматизированное формирование плана работ, сколько человеческих и материальных ресурсов будет потрачено, стоимости потребных ТМЦ, стоимости работ по тарифам позволяет исходить при всех расчетах из срока сдачи судна, синхронизировать и анализировать альтернативы, перепланировать и выбирать предпочтительные варианты по срокам ремонта и стоимости. Это несомненно является их преимуществом, так как заказчик имеет возможность переделать заказ, после увиденного макета. ТРНМ доводит до автоматического контроля планирования и выполнения работ, просмотр и анализ отчетов, графика сдачи судов, графика снабжения, справок о ходе работ, оперативное управление работами; из-за этого выполнение работ всегда происходит вовремя, без риска на срыв. Автомати-

зация учета трудоемкости в разрезе специальностей цехов, подготовки и контроля отчетов о плановой и фактической трудоемкости в разрезе цехов, сводных отчетов по предприятию, позволяет менеджменту держать под контролем стоимость ремонта, снижает риск непрогнозируемого превышения фактических затрат над плановыми. Тем самым он более востребован, так как заказчик имеет возможность самолично следить за всеми процессами.

Единая система формирования и обработки заказ-нарядов на работы для участков цеха, заданий на работы по исполнителям повышает прозрачность ответственности исполнителей и поставщиков ТМЦ, позволяет распределить полномочия по контролю качества и безопасности работ.

3. Обеспечение судоремонта ресурсами. Информационная связь между работами судоремонта, заявками на ТМЦ, заказами на производство запчастей и остатками складов дает возможность более рационально использовать оборотные средства производства. Планирование использования мощностей, планирование обеспечения оснасткой, инструментами дает возможность исполнителя выполнить работу более качественно. Автоматическое формирование потребности в запчастях и материалах из плана работ облегчает работу по составлению заявок на закупку ТМЦ и согласованию ее с отделом МТС. Система «ТЕМ-Технический менеджмент» предназначена для средних и крупных предприятий, ее состав определяется требованиями, сформулированными в техническом задании на проект внедрения информационной системы. Но если говорить о ее минусах (недостатках), то представленная система является довольно затратной и зачастую экономический эффект ниже ожидаемого при внедрении на предприятии с небольшим количеством бизнес-процессов.

Комплексная автоматизированная система формирования и обработки сметно-заказной и договорной документации на производство судоремонтных работ (МАРТ) включает в себя решение максимального количества задач управления производством, формирование оперативной, технологической и отчетной документации судоремонтного предприятия. Именно поэтому она не учитывает мелких, но возможно важных деталей. Перед этой системой стоит задача беззатратно и быстро выполнить заказ.

Система «МАРТ» имеет модульную структуру. Каждый модуль состоит из группы программ, баз данных. Все модули объединены общей задачей. Каждая программа, входящая в состав модуля, может работать с общими данными в сетевом варианте, а также автономно, без осуществления обмена данных. Центральным модулем системы является модуль «МАРТ-СРП», объединяющий следующие программные подразделы:

«МАРТ-РВ» - модуль формирования универсальной РВ при занесении расчетных данных подразделениями завода [9].

«МАРТ-Смета» - модуль, который отвечает за базовую работу, то есть подготовку и расчет сметы на ремонт судна основе судовой РВ, типовой сметы, заводских прейскурантов и справочников.

«МАРТ-Договор» - модуль, в котором включена уже не только подготовка, но и анализ информации, она нужно для создания договора на разные виды работ предприятия, в том числе на ремонт и строительство флота, учета сроков платежей по договорам, а также ведения журнала договоров. Позволяет решать ряд задач по планированию ввода - вывода флота из эксплуатации для судовладельца, загруз-

Economics | Juvenis scientia 2017 № 7

29

ки судоремонтного предприятия, оперативного обмена информацией судовладельца и судоремонтного предприятия по договорным обязательствам.

«МАРТ-Заказ» - модуль обработки информации по освоению объемов работ по объектам производственной программы предприятия, ремонта флота и строительства судов на основе контроля исполнения сметных данных судоремонтным предприятием. В основе лежат процедуры ведения журнала заказов предприятия, включая элементы номенклатурного планирования и контроля дебиторской задолженности.

Практическую реализацию модули системы получили на предприятиях Дальнего Востока: ДВМП, ПМП, ДМП, Владивостокский СРЗ, Находкинский СРЗ, Славянский СРЗ, Первомайский СРЗ, ДВГМА.

Поэтапная разработка и внедрение отдельных элементов системы в виде АРМ в условиях реального производственного процесса позволила определить и решить первоочередные функциональные задачи. Для большинства рассмотренных предприятий в качестве первоочередной явился модуль «МАРТ-РВ». В опытной эксплуатации находятся модули «МАРТ-Заказ» и «МАРТ-Смета». Эти модули позволят подготовить такие документы, как: план финансирования предприятия, ведомость незавершенного производства, ремонтная ведомость, сводная ведомость на материалы по смете, схема проведения работ по судну, сетевой план-график работ по судну, бизнес-план судоремонтного предприятия.

В процессе внедрения модулей на рабочих местах производится привязка программ под решение конкретных задач путем внесения изменений и дополнений в экранные, выходные формы и базы данных. Выходные формы не входят в тело исполняемых программ, а являются внешними элементами. Такой подход позволяет пользователю самостоятельно изменять отчетный документ и подготавливать дополнительные печатные формы на основании формируемой информации в базах данных системы.

Таким образом, внедрение автоматизированных информационных технологий в управление судоремонтными предприятием создает предпосылки качественного улучшения процесса управленческого планирования и контро-

ля деятельности, повышает качество ведения бизнеса и оказания услуг потребителям. Введение налоговых льгот, государственное инвестирование позволят предприятиям судоремонтной отрасли перестроить организацию труда и производства, разработать и освоить новые интегрированные в рыночные условия технологии, расширить сферу услуг и номенклатуру работ и тем самым выйти на уровень высокой международной конкурентоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудряшов В.С., Тетерева Е.В. Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации (на примере банковской сферы) // Инвестиции в России. 2016. №2. С. 16-21.

2. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация»: Указ Президента РФ от 21.03.2007 № 394 // Консультант Плюс.

3. Кудряшов В.С. Теоретические и методологические аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России на основе системного подхода // Петербургский экономический журнал. 2013. №4. С. 74-78

4. Антонов Ю.А. Судоремонтное предприятие: самоокупаемость и самофинансирование. M.: Судостроение, 2013. 162 с.

5. Кудряшов В.С., Миронов Д.Е. Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне // Петербургский экономический журнал. 2014. №4. С. 75-80

6. Кудряшов В.С., Миндлин Ю.Б. Кластерный подход как элемент формирования национальной экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2017. №2. С. 19-23

7. Система «ГАЛАКТИКА-ERP» // Корпорация «Галактика». URL: https://www.galaktika.ru/solutions/business_suite/erp (дата обращения 20.07.17).

8. Управление судоремонтом - задачи решения TRIM // Спец-Тек.. URL: http://www.trim.ru/content/view/270/105 (дата обращения 20.07.17).

9. Глазырин Ю.А. Эффективность от внедрения системы «МАРТ» в судоремонте. URL: http://www.atoll.sti.ru/Texts/ProgMART02.html (дата обращения 21.07.17).

Поступила в редакцию 20.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.