УДК 004:33
Т.И. Белоусова, РТА, Владивосток
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОРЕМОНТА
Судостроение и судоремонт являются отраслями, которым в России традиционно уделяется повышенное внимание. Во всем мире на судостроительном рынке в последние десятилетия развернулась серьезная конкурентная борьба. Повысить конкурентоспособность российских судостроительных и судоремонтных предприятий как на мировом, так и на внутреннем рынке возможно за счет внедрения новых информационных технологий производства и управления. В статье рассматриваются общие положения информатизации управления судоремонтными предприятиями, раскрывается необходимость комплексной автоматизации управления производством, формирования оперативной, технологической и отчетной документации судоремонтного предприятия, проводится анализ программных комплексов (систем), успешно эксплуатируемых на судоремонтных предприятиях России.
По своему геополитическому положению Россия объективно относится к числу великих морских держав и имеет свои национальные интересы в Мировом океане. Эти интересы заключаются в использовании ресурсов океана, в первую очередь - биологических, развитии транспортных коммуникаций и охране границ.
Для поддержания статуса России как морской державы большое значение имеет уровень развития судоремонтной отрасли, которая наряду с судостроением, характеризует научно-технический уровень страны, аккумулируя в своей продукции все достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий.
Во времена СССР страна имела мощную и развитую отрасль, состоящую из 32 судоремонтных заводов и 17 баз технического обслуживания флота, располагавшихся на всех морских бассейнах. В начале 90-х гг. прервались многолетние связи заводов с судоходными компаниями, поставщиками материалов и комплектующего оборудования. Основная часть судоремонтных заводов в соответствии с распоряжением Госкомимущества РФ от 16 сентября 1992 г. N 444-р была преобразована в акционерные общества открытого типа. Из былой мощи в стране осталось 14 судоремонтных предприятий и 9 баз обслуживания флота без вывода из эксплуатации [1]. На сегодняшний день в России выявилась тенденция на объединение судостроительных и судоремонтных предприятий для эффективной поддержки этих отраслей производства. В марте 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал пакет указов о создании нового крупного холдинга -
Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в которую войдут все государственные НИИ, заводы и КБ, занимающиеся надводным и подводным кораблестроением. В рамках программы предполагается создание трех субхолдингов по географическому принципу: «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток). Объединение предприятий под единым управлением даст возможность более эффективно выполнять государственный оборонный заказ, а также активно продвигать вперед гражданское судостроение.
Несмотря на сравнительно интенсивное развитие судоремонтной промышленности в России, существует немало сдерживающих это развитие факторов, в том числе и объективных. Судоремонт характеризуется сложностью работ по сравнению с другими отраслями машиностроения, универсальностью и в связи с этим многообразием рабочих профессий. Здесь имеются сугубо специфические производственные процессы: демонтажные, доковые работы и др. Велика доля ручных работ, выполняемые в неудобных, закрытых судовых условиях (их доля составляет 60-70 % от общей трудоемкости ремонта объекта). Рабочие загружены нестабильно, часто сменяются номенклатура и характер выполняемых работ.
На ритмичность производства оказывает влияние сезонность ремонта флота. Ощущается нехватка судоподъемных сооружений, особенно крупнотоннажного флота. Судостроительные предприятия отличают большой возраст (десятки, а иногда и сотни лет) и, как следствие, сложившиеся внутренние устои, часто весьма самобытные. Эти предприятия иногда недостаточно технически оснащены: значительно уступают техническому уровню зарубежных фирм (Японии, Сингапура и др.).
Ремонтируемый флот отличается низким уровнем стандартизации, ремонтопригодности и унификации, велика номенклатура работ, выполняемых на судоремонтных предприятиях. Для них характерно единичное и мелкосерийное производство. Это предопределяет комплексную структуру производственных подразделений предприятий. Недостаточное развитие специализированных производств, межзаводского и межведомственного кооперирования обусловили слабое развитие индустриальных методов ремонта
Возрастающий уровень международной конкуренции, низкий уровень социальной инфраструктуры регионов судоремонтной промышленности, высокие финансовые риски и ряд других факторов требуют современных форм и методов управления. Такими методами могут быть диверсификация, децентрализация, управление качеством, внедрение процессного подхода и многое другое.
Переход к новым стандартам управления предприятиями неразрывно связан с автоматизированными информационными системами. Современные информационные системы обеспечивают
комплексное решение задач управления, планирования, прогнозирования не только основными производственными, финансовыми и материальными ресурсами предприятий, но и ресурсами, которые обычно рассматриваются как вспомогательные -ресурсы клиентов.
Компьютеризация промышленного производства в машиностроительной отрасли и тем более в судоремонте - это достаточно длительный процесс, который затрагивает большое количество внутрипроизводственных процессов. Первые попытки автоматизации процессов производства судоремонтных работ имели место в начале 80-х годов. Для больших ЕС ЭВМ были разработаны системы расчетов смет на ремонт судов. Эта система называлась АСОЗД и была разработана на Рижском СРЗ по заданию ММФ СССР. В основе ее лежал прейскурант оптовых цен на ремонт комплектов и узлов судна № 26-05-24 ММФ СССР (Москва 1991 г.).
На сегодняшний день параллельно с развитием технического обеспечения происходит постоянный поиск новых более удобных и универсальных информационных систем. Отказ от реализации узкофункциональных систем переход к использованию комплексных (корпоративных) программно-технических решений (КИС).
Переход к КИС стандарта ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) или управление внутренними ресурсами и внешними связями организации помогает клиентам и судоремонтным предприятиям оптимизировать операционные и финансовые процессы как внутри организации, так и в рамках сотрудничества с другими предприятиями. КИС стандарта ERP II фокусируется в основном на планировании ресурсов, тщательном управлении запасами и обеспечении прозрачности производственных процессов. Помимо оптимизации рабочих процессов, сочетание ERP-решений с Интернет-системами позволяет создавать клиентские базы информации и анализировать данные по предпочтениям. Предприятия также получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более персонализированный сервис.
Для автоматизации управления судоремонтными предприятиями на рынке программных продуктов имеется набор стандартных программных комплексов полной функциональности. В рамках научного исследования проводился анализ программных комплексов (систем), успешно эксплуатируемых на судоремонтных предприятиях России. По результатам анализа, к таким системам можно отнести продукт компании «Галактика» - «Галактика-ERP», систему «TRIM-Технический менеджмент» и разработанную в ДВГМА «Комплексную автоматизированную систему формирования и обработки сметнозаказной и договорной документации на производство судоремонтных работ» (МАРТ). Рассмотрим особенности эксплуатации этих систем.
Система «Галактика-ERP» позволяет в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, обеспечивать менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений. «Галактика-ERP» реализует следующие возможности: построение системы учета и формирование различных видов отчетности; управление материальными и финансовыми потоками (логистика); финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет; производственное планирование и управление производством, контроллинг; управление персоналом и кадровой политикой [4].
В состав системы автоматизации управления предприятием «Галактика-ERP» входят средства и для поддержки специальных управленческих задач: управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования; качеством продукции; взаимоотношениями с клиентами; недвижимостью.
Система обладает теми свойствами, которые востребованы предприятиями сегодня и будут необходимы завтра: соответствие концепции ERP и стандарту MRP-II; поддержка национальных и международных стандартов финансовой отчетности; защита конфиденциальной информации; масштабируемость; оптимальное для каждого заказчика соотношение «цена/качество решения»; возможность быстрого внедрения.
В 2006 г. на предприятии СРЗ «Севморсудоремонт» приняли решение о внедрении автоматизированной системы на базе «Галактика-ERP». При этом проект реализовывался компанией «Галактика» как пилотный, в котором СРЗ «Севморсудоремонт» выступал в роли «испытательного стенда» при создании специализированного отраслевого решения - такого, которое затем можно было бы внедрять и на других судоремонтных предприятиях, и за это получал продукт на льготных условиях.
Сегодня средствами системы «Галактика-ERP» в «Севморсудоремонте» решены все основные задачи, связанные с управлением ресурсами, производственным планированием, расчетом плановой и фактической себестоимости, анализом экономической деятельности предприятия. С помощью системы автоматизированы предконтрактное взаимодействие с заказчиком, формирование коммерческих предложений с предварительной оценкой стоимости ремонтов, ведение контрактов и контроль их исполнения,
формирование отчетности. Существенно упростилось ведение документооборота - некоторые операции были исключены, отпала необходимость ручного оформления документов, что позволило сократить накладные расходы предприятия. Однако проект не был ограничен только автоматизацией процессов, связанных с
производством. Формирование и контроль исполнения бюджета денежных средств, формирование платежных календарей и
прогнозирование платежей, управление финансово-расчетными и кассовыми операциями, учет основных средств и нематериальных активов - вот далеко не полный перечень задач, решение которых ведется с помощью системы «Галактика ERP». Отдельным этапом проекта стала автоматизация процессов, связанных с кадровым менеджментом.
В результате совместной работы специалистов «Севморсудоремонта» и «Галактики» на свет появилось отраслевое решение, которое сегодня предлагается к эксплуатации на других аналогичных предприятиях.
Стоит отметить, что система «Галактика-ERP» излишне закрыта, т.е. можно вносить изменения только в отчеты. Система ориентирована в основном на большие и средние предприятия, а для предприятий малого бизнеса можно рекомендовать версию «Галактика Старт».
Система «TRIM-Технический менеджмент» позволяет
судоремонтным предприятиям автоматизировать управление техническим обслуживанием и ремонтом судов (ИСУ ТОиР). Система «TRIM-Технический менеджмент» разработана НПП «СпецТек». В настоящее время НПП «СпецТек» располагает не только базовым решением системы, но и отраслевым решением, доведенным до уровня типового решения для судоремонтных предприятий [5].
Система «TRIM-Технический менеджмент» реализует
управленческую методологию EAM (EAM - Enterprise Asset Management, управление основными фондами), и используется для автоматизации процессов управления при планировании, проведении и обеспечении ТОиР, анализе результатов ТОиР, разработке стратегии и мероприятий, связанных с владением производственными фондами. «TRIM-Технический менеджмент» сформировано на основе комплекса TRIM, ориентировано именно на потребности технического менеджмента заказчика - технического директора, главного инженера, главного механика, главного энергетика и метролога, и в целом возглавляемых ими служб и отделов.
Объектом автоматизации при внедрении решения «TRIM-Технический менеджмент» являются процессы управления техобслуживанием и ремонтом объектов основных фондов предприятия: производственного оборудования; подвижного состава; средств КИП и автоматики; зданий и сооружений, передаточных устройств, инженерной инфраструктуры. Эти объекты, а также материально-технические ресурсы, требуемые для проведения ТОиР и хранящиеся на складах предприятия, становятся объектами учета в создаваемой системе.
Отраслевое решение для судоремонтных предприятий имеет все базовые возможности TRIM для управления ТОиР, а также учитывает отраслевую специфику судоремонтных предприятий. Благодаря этому,
предприятия получают эффект в следующих важных областях своей деятельности:
1. Формирование и оценка ремонтных ведомостей судов.
Судовая ремонтная ведомость (РВ) является весьма трудоемким
документом; в TRIM ведется список типовых работ с комплектующими, запчастями, материалами, трудозатратами, инструментом, оснасткой, технологическим оборудованием, уровнем квалификации исполнителей, маршрутными технологическими картами, документацией; на основе типовых работ ведутся типовые РВ по проектам судов, плановые нормативы на работы; благодаря этому РВ судов, подлежащих ремонту, составляются путем копирования и редактирования, типовых РВ, что значительно сокращает подготовительный этап работ, сокращает сроки выполнения заказа.
Калькуляция РВ в TRIM осуществляется на основе прозрачного и единого ценообразования типовых РВ. Создаваемые дополнительные РВ имеют информационную связь с соответствующими актами дефектации; выделяемые нетиповые работы и дополнительные РВ калькулируются отдельно; итоговый бюджет работ прозрачен и понятен заказчику и исполнителю, благодаря чему снижается длительность периода согласований, сокращается время простоя судна в ожидании ремонта.
2. Формирование и исполнение плановых параметров работ.
Автоматическое формирование плана работ, трудоемкости,
стоимости потребных ТМЦ, стоимости работ по тарифам позволяет исходить при всех расчетах из срока сдачи судна, генерировать и анализировать альтернативы, перепланировать и перерассчитывать, выбирать предпочтительные варианты по срокам ремонта и стоимости. TRIM автоматизирует контроль планирования и выполнения работ, просмотр и анализ отчетов, графика сдачи судов, графика снабжения, справок о ходе работ, оперативное управление работами; благодаря этому снижается риск срыва сроков ремонта.
Автоматизация учета трудоемкости в разрезе специальностей цехов, подготовки и контроля отчетов о плановой и фактической трудоемкости в разрезе цехов, сводных отчетов по предприятию, позволяет менеджменту держать под контролем стоимость ремонта, снижает риск непрогнозируемого превышения фактических затрат над плановыми.
Единая система формирования и обработки заказ-нарядов на работы для участков цеха, заданий на работы по исполнителям повышает прозрачность ответственности исполнителей и поставщиков ТМЦ, позволяет распределить полномочия по контролю качества и безопасности работ.
3. Обеспечение судоремонта ресурсами.
Информационная связь между работами судоремонта, заявками на ТМЦ, заказами на производство запчастей и остатками складов позволяет формировать обоснованный план снабжения, рационально
расходовать оборотные средства предприятия. Планирование использования мощностей, планирование обеспечения оснасткой, инструментами способствует повышению качества работ. Автоматическое формирование потребности в запчастях и материалах из плана работ облегчает работу по составлению заявок на закупку ТМЦ и согласованию ее с отделом МТС.
Система «ТР1М-Технический менеджмент» предназначено для средних и крупных предприятий, ее состав определяется требованиями, сформулированными в техническом задании на проект внедрения информационной системы. Данная система является довольно дорогостоящей и не дает нужного экономического эффекта при внедрении на предприятии с небольшим количеством бизнес-процессов.
Комплексная автоматизированная система формирования и обработки сметно-заказной и договорной документации на производство судоремонтных работ (МАРТ) включает в себя решение максимального количества задач управления производством, формирования оперативной, технологической и отчетной документации судоремонтного предприятия. Основной задачей системы является снижение затрат и потерь времени в процессе подготовки и при производстве судоремонта, как для заказчика (судовладельца), так и для исполнителя работ (судоремонтного предприятия) [2, 3].
Система «МАРТ» имеет модульную структуру. Каждый модуль состоит из группы программ, баз данных. Все модули объединены общей задачей. Каждая программа, входящая в состав модуля, может работать с общими данными в сетевом варианте, а так же автономно, без осуществления обмена данных.
Центральным модулем системы является модуль «МАРТ-СРП», объединяющий следующие программные подразделы:
«МАРТ-РВ» - модуль формирования судовой ремонтной ведомости для последующего использования при занесении расчетных данных подразделениями завода.
«МАРТ-Смета» - модуль подготовки и расчета сметы на ремонт судна на основе судовой РВ, типовой сметы, заводских прейскурантов и справочников.
«МАРТ-Договор» - модуль подготовки и обработки информации, необходимой для оформления договоров на различные виды работ предприятия, в том числе на ремонт и строительство флота, учета сроков платежей по договорам, а так же ведения журнала договоров с подготовкой и выводом выходных отчетных форм по требованиям пользователей. Позволяет решать ряд задач по планированию ввода-вывода флота из эксплуатации для судовладельца, загрузки судоремонтного предприятия, оперативного обмена информацией судовладельца и судоремонтного предприятия по договорным обязательствам.
«МАРТ-Заказ» - модуль обработки информации по освоению объемов работ по объектам производственной программы предприятия, ремонта флота и строительства судов на основе контроля исполнения сметных данных судоремонтным предприятием. В основе лежат процедуры ведения журнала заказов предприятия, включая элементы номенклатурного планирования и контроля дебиторской задолженности.
Практическую реализацию модули системы получили на предприятиях Дальнего Востока: ДВМП, ПМП, ДМП, Владивостокский СРЗ, Находкинский СРЗ, Славянский СРЗ, Первомайский СРЗ, ДВГМА. Поэтапная разработка и внедрение отдельных элементов системы в виде АРМ в условиях реального производственного процесса позволила определить и решить первоочередные функциональные задачи. Для большинства рассмотренных предприятий в качестве первоочередной явился модуль «МАРТ-РВ». В опытной эксплуатации находятся модули «МАРТ-Заказ» и «МАРТ-Смета». Эти модули позволяющих подготовить такие документы, как: план финансирования предприятия, ведомость незавершенного производства, ремонтная ведомость, сводная ведомость на материалы по смете, схема проведения работ по судну, сетевой план-график работ по судну, техпромфинплан (бизнес-план) судоремонтного предприятия.
В процессе внедрения модулей на рабочих местах производится привязка программ под решение конкретных задач путем внесения изменений и дополнений в экранные, выходные формы и базы данных. Выходные формы не входят в тело исполняемых программ, а являются внешними элементами. Такой подход позволяет пользователю самостоятельно изменять отчетный документ и подготавливать дополнительные печатные формы на основании формируемой информации в базах данных системы.
Таким образом, внедрение автоматизированных информационных технологий в управление судоремонтными предприятием создает предпосылки качественного улучшения процесса управленческого планирования и контроля деятельности, повышает качество ведения бизнеса и оказания услуг потребителям. Как отмечалось на Международном конгрессе рыбаков (Владивосток, сентябрь 2008 г.) введение налоговых льгот, государственное инвестирование позволят предприятиям судоремонтной отрасли перестроить организацию труда и производства, разработать и освоить новые интегрированные в рыночные условия технологии, расширить сферу услуг и номенклатуру работ и тем самым выйти на уровень высокой международной конкурентоспособности.
Библиографический список
1. Антонов Ю.А. Судоремонтное предприятие: самоокупаемость и самофинансирование / Ю.А. Антонов, Т.Б. Косткина. M.: Судостроение, 1989. 162 с.
2. Глазырин Ю.А. Эффективность от внедрения системы «МАРТ» в судоремонте. Режим доступа: http://www.atoll.stl.ru/Texts/ProgMARTG2.htm.
3. Комплексная система «^АрТ» // Флотэксперт. 2GG4. № 4. С. З4-З9.
4. Система «Галактика-ERP». Режим доступа: http://www.galaktika.ru/ solutions/business_suite/erp/.
5. Управление судоремонтом - задачи решения TRIM. Режим доступа: http://www.trim.ru/content/view/27G/1G5/.