Научная статья на тему 'Вознесение Святого Грааля (фрагменты)'

Вознесение Святого Грааля (фрагменты) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вознесение Святого Грааля (фрагменты)»

ПУБЛИКАЦИИ

ВОЗНЕСЕНИЕ СВЯТОГО ГРААЛЯ1 (фрагменты)2

ЕВ. АНИЧКОВ

PUBLICATION

ASCENSION OF THE HOLY GRAIL (fragments)

E.V. ANICHKOV

Ряд рукописей XIII века сохранили для нас произведения калабрийского аббата Иоахима Флорского3, главные из которых были впервые напечатаны в Венеции в XVI веке4. Хроники конца XII века часто упоминают об этом необыкновенном человеке. [521] Говорят, что Иоахим был: «ordinis Cisterciensis, sed Cisterciensibus minime subjectus» [«из цистерианского ордена, но цистерианцам подчинен в наименьшей степени»] [1, p. 76]. Он также был известен как провидец и впоследствии его пророчества упоминались вместе с пророчествами Сивиллы и Мерлина5. В одном из своих произведений он и сам упоминает Мерлина6. Иоахим проповедовал явление Антихриста7. Аббат Радульф Коггесхэйлский в своей «Английской хронике» считает, что потеря завоеванного Саладином Иерусалима и, вообще, успехи неверных могут

1 Орфография и пунктуация сохранены источника.

2 Опубликовано: Eugenio Anitchkof. L'Ascensione del S. Graal // Archivum Romanicum. 1929. Vol. 13. P. 519-538. Перевод с итальянского: prof. Sergio Mazzanti (University of Macerata, Italy). Литературная и научная редакция, комментарии, библиография: А.Л. Рычков. Перевод цитат с лат., франц. и старофранцузского Марии Ефимовой (МГУ) и Владимира Гильдебрандта под ред. С. Маццанти.

3 Denifle H.S. Das Evangelium Aeternum und die Kommission zu Anagni // Archiv für Literatur- und Kirchengeschichte des Mittelalters. 1885. Bd. I. S. 91-97 [3].

4 Abbas Joachim magnus propheta. Hec subiecta in hoc continentur libello etc. Venetiis, 1516 [4]. Книга содержит сочинения: scriptum super Hieremiam pr.; scr. super Esaiam proph.; Liber concordiae novi ac veteris Testamenti; Expositio m. proph. scr. super Esaiam proph.; Liber concordiae novi ac veteris Testamenti. Издание Expositio magni prophetae Abbatis Joachimi in Apocalypsin etc. (Venet., 1527) [5] включает также: Psalterium decem cordarum и Interpretatio in Hieremiam Proph.

5 Bartholomew de Cotton. Ex Bartholomei de Cotton «Historia Anglicana» // Monumenta Germaniae Historica. Hannoverae: Hahn, 1888. Bd. XXVIII. P. 607 [6]; Milioli A. Alberti Milioli notarii regini Liber de temporibus et aetatibus et cronica imperatorum, ed. O. Holder-Egger // Monumenta Germaniae Historica: Scriptorum. Hannoverae: Hahn, 1903. Bd. XXXI: 2. S. 560, 568-569 [7].

6 Interpretatio in Hieremiam prophetam [«Толкование на пророка Иеремию»], cap. XXXIV, p. 58, c. 4 (Venezia, 1525) [8].

7 Guillaume de Nangis. Chronicon. P. 742 [anno 1187]) [2].

УДК 27-1 ББК 86.37-3

действительно являться предвестниками пришествия Антихриста8. Когда Иоахим прибыл в Рим [1196 или 1198 гг.], аббат Адам Персенский спросил его: «quonam ausu talia prœdiceret, an ex prophetia, an conjectura, seu revelatione?» [«Откуда дерзость, с которой он проповедует таким образом: неужели из пророчества, предположения или откровения?»] [2, p. 742]. Иоахим ответил, что не было ни того, ни другого, ни третьего, и что его пророчества не исходили ни из чего подобного, поскольку они основаны на понимании согласованности Ветхого и Нового Заветов, потому что сам Бог наградил его «spiritum intelligentiae» [«духом понимания»].

Самое яркое событие в жизни Иоахима произошло в 1189-м году, когда он был вызван из Калабрии в Мессину, где находились французский король Филипп-Август и Ричард Львиное Сердце. Иоахима попросили предсказать исход Крестового похода для отвоевания Иерусалима. Тот посоветовал отправиться морским путем, но не оставил надежды на успех9. Через десять лет он предсказал Королю Генриху VI его смерть10. У нас осталось произведение Иоахима, направленное Генриху VI, в котором он осуждает короля за беды, принесенные Сицилии, Риму и всей Южной Италии из-за [522] тех войн, причиной которых стал его приезд в Италию11. Иоахим Флорский умер в 1202-м году.

С начала XIII века влияние Иоахима возрастает. После смерти Иоахима учение продолжили проповедовать ученики, которые его радикализировали. Возник иоахимизм, или учение Вечного Евангелия. Это направление в средневековом христианстве, которое отмечают Матвей Парижский12, Салимбене Пармский13 и «Роман о Розе»14, встревожило учителей Сорбонны15. С особенным рвением проповедовал Вечное Евангелие Герардо из Борго-Сан-Доннино. В итоге в 1255 в Ананьи была созвана комиссия, которая рассмотрела

8 Radulphi de Coggeshall. Ex Radulphi Coggeshale Abbatis Chronico Anglicano. S. 76 [1].

9 Guillaume de Nangis. Chronicon. P. 745 [2]; Roberti Altissiodor. Ex chronologia Roberti Altissio-dorensis, Praemonstratensis ad S. Marianum canonici // Recueil des Historiens des Gaules et de la France. Paris, Impr. Royale, 1822 (1879). T. XVIII. P. 261, 596 [9]; Milioli A. Liber de temporibus et aetatibus et cronica imperatorum. S. 362, 462 [7]; Radulphi de Coggeshall. Ex Radulphi Coggeshale Abbatis Chronico Anglicano. P. 76 [1].

10 Milioli A. Liber de temporibus et aetatibus et cronica imperatorum. S. 653 [7].

11 Interpretatio in Hieremiamprophetam (Venezia, 1525) [8, cm. Комм. II].

12 Matheus Parisiensis. Ex Mathei Parisiensis Cronicis maioribus // Monumenta Germaniae Historica: Scriptores. Hannoverae, 1888. Bd. XXVIII. S. 364 [10].

13 Salimbene. Crouica fratris Salimbene de Adam ordinis rainorum. Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae, 1913. S. 101-102, 233 [11].

14 Около 1264 года Жаном де Мёном пишется вторая часть, где обсуждается «Вечное Евангелие», которое называется здесь: «l' Evangile pardurable», см.: Michel F. (éd., corr.) Le Roman de la Rose. Paris, Didot, 1864. Vol. II. P. 36 [12]; Meung J. de. Roman de la Rose. Éd. E. Langlois. Paris, 1921. T. III. P. 216-219 [13] [См. Комм. IV].

15 Gebhardt É. Recherches nouvelles sur l'histoire du Joachimisme // Revue historigue. 1886. T. 31. P. 57-65 [14, см. Комм. V])

как сочинения Герардо из Борго-Сан-Доннино, так и книги самого Иоахима16. Протоколы комиссии17 сохранили для нас лучшее изложение учения Иоахима Флорского. Одна из особенностей этого учения - специальное понятие о Троице. Оно уже было осуждено на Латеранском соборе 1215-го года. Я не собираюсь углубляться в подробный анализ богословских тонкостей, волновавших учителей той эпохи. Хочу лишь отметить, что калабрийский аббат Иоахим повторял почти слово в слово Василия Великого18, основателя василианских монашеских правил, которые применялись почти во всех монастырях Сицилии и Калабрии [Комм. I]. Отличия касались преимущественно проблемы отдельности и единства трех ипостасей Троицы. Для Иоахима было чрезвычайно важно утвердить отдельное проявление каждой из трех ипостасей.

Он обычно употреблял следующие выражения: «simplex et unus, nec tamen singularis» [«простой (=цельный) и единый, однако, неслиянный»], или «non audemus dicere, unus sunt, nisi consequenter addatur deus» [«не осмеливаемся сказать, одно суть, если, конечно, не прибавляем "Бог"»]; он также говорил: «tunum sed non unus» [«единый, но не один по своей сути»] [3, s. 128-129]19.

[523] Его концепцию можно определить таким образом: «tout ce système repose sur la distinction de la nature (quod est) et de la personne (quod est)» [«вся

16 Denifle H.S. Das Evangelium Aeternum und die Kommission zu Anagni. Работа Герардо из Борго-Сан-Доннино называется «Introductorius in Evangelium aeternum», см.: Там же. S. 38, 62.

17 Они публикуются в полном объеме H.S. Denifle, см.: Там же. S. 102-142.

18 Его проповедь о Троице см.: Migne J.-P. Patrologiae cursus completus ...: Series graeca. Т. 31: Basil v. 3. Paris, 1857. S. 601-602 [15].

19 «Nec quia dico: filium esse de solius patris substancia. ideirco separo substantiam filii a substantia patris ... si tria vasa aurea ex una fornace procedentia dicerentur unum aurum ... neque singularem deum neque compositum me fateor adorare, sed eum qui trinus est et tamen non compositus, simplex et unus nec tamen singularis» (Confessio Eidei); «si vero sic dicitur: unus est in loco illo, ut protinus addatur quis, potest unus accipi de collectione multorum, ut unus populus, una plebs. Sic igitur cum dicimus, pater et filius et spiritus sanctus, non audemus dicere, unus sunt, nisi consequenter additur deus. Si ergo dicimus, tres persone unum sunt, catholica confessio est ...» (Ioachim Florensis. Professio fidei) [«...И, если я утверждаю, что Сын из сущности только [или "одного"? По лат. "solius"] Отца, исходя от этого [iccirco] не отделяю сущность Сына от сущности Отца [...] как если бы [или "как будто бы"] о трех золотых сосудах, из одной печи происходящих, говорили как об одном золоте [...] признаюсь, что поклоняюсь ни отдельному Богу, ни составному, но Тому, что триедин и однако не составной, простой и единый, однако не отдельный» (Иоахим Флорский. Исповедание веры); «если истинно так говорится, Единый пребывает на месте том, даже если впоследствии кто-то иной добавляется; и он один может быть принятым из собрания многих, как единый народ, единая общность. Следовательно, когда говорим: Отец, Сын и Святой Дух, не осмеливаемся сказать, одно суть, если, конечно, не прибавляем "Бог". Тогда, говорим три личности одно суть; и это кафолическое исповедание...»] (Ioach. Flor. In Psalt.) [3, s. 138-139]. Эти слова Иоахима были упомянуты в протоколах комиссии Ананьи, чтобы доказать его еретические высказывания. По трактату Иоахима «De trinitate contra Petrum Lombardum», представленному нане, см.: Wendover R. Ex Rogeri de Wendover Floribus historiarum // MGH SS 28. Hannover, 1888. S. 33 [17]; Hefele K.J. v., Leclercq H. (tr.) Histoire des Conciles d'après les documents originaux. Paris, 1913. Tome V, 2. P. 1327-1329 [18].

эта система зиждется на различении природного и личностного начал»)] [16, p. 40, 43]. <..>

Понятие Троицы в произведениях Иоахима исходит от василианских традиций, т.е. византийских. Его обвинили также в том, что он сказал: «quod recessus ecclesie Grecorum ab ecclesia romana fuit a Spiritu Sancto», «quod populus grecus magis ambulat secundum sanctum spiritum, quam populus latinus» [«Выход Греческой церкви из римской церкви был от Святого Духа», «ведь народ греческий ходит, больше повинуясь Святому Духу, нежели народ латинский»] [3, s. 77-79].

[519] Иоахим Флорский также укорял человечество в грехах, проповедуя прибытие Антихриста. Он первым назвал Рим «Вавилоном»20. Но вместе с тем, как мы уже видели по вышеупомянутой цитате, он пророчествовал, что придут народы провозглашать Благую Весть, и поэтому заставят вспомнить о Захаре, Иоанне Предтече и Иисусе-Человеке. Это сочетание человеческой беды и некоего благого ожидания представляет собой стержень всей доктрины Иоахима, исходя прямо из его тринитарной концепции.

[530] Он учил, что вся человеческая эволюция разделяется на три эпохи («status»). В каждой из этих эпох проявляется с чрезвычайной силой одна из трех ипостасей Бога. Они по своей сущности вечные, но индивидуализируются поочередно. Бог-Отец создал мир и всё, от Адама через историю Ветхого Завета, создано Богом-Отцом. Значит, первая эпоха принадлежит Отцу. Но пророки Ветхого Завета (и в конце ее - Захар и Иоанн Предтеча) предвещали прибытие Сына. Вторая эпоха принадлежит Сыну. А 1200-й год Иоахим объявлял временем наступления третьей эпохи, эпохи Святого Духа21.

20 См. Протоколы Комиссии в Анагни: «in omnibus operis eius appellat istam Babilonem. de qua hic loquitur novam sicut patebit de plurimis locis. Quod autem per rejrnum Babilonis intelligit dominium romanae ecclesiae. colligitur ex pluribus locis» [«во всех своих работах он называет Вавилоном ту, о которой здесь говорится как о новом [Вавилоне], как это видно из многих других мест. Ведь под царством Вавилонским разумеется господство Римской церкви, что можно заключить из многих мест»] [3, s. 119].

21 К этим идеям Иоахим возвращается постоянно. Я легко смог бы собрать множество цитат, из которых упомяну только те, где его мышление, как мне кажется, более наглядно объяснено: «Primus itaque status pertinet ad Patrem, qui auctor est omnium, et idcirco a primo parente, quantum spectat ad mysterium Septuagesime, inchoatus est juxta illud apostoli: primus homo de terra terrenus, secundus homo de calo calestis (1 Cor. 15, 47). Secundus ad Filium, qui assumere dignatus est limum nostrum, in quo jejunari et pati posset ad reformandum statum primi hominis, qui ceciderat comedendo. Tertius ad Spiritum Sanctum, de quo dicit Apostolus: Ubi Spiritus Domini ibi libertas» (2 Cor., 3, 17) [Первое состояние принадлежит Отцу, Который есть создатель всего, а потому и первородитель, и поскольку оно относится к таинству Семидесятницы, неполным является следующее высказывание апостола: «Первый человек от земли, перстный, второй человек от неба, небесный» (1 Кор. 15, 47). Второе относится к Сыну, Который снизошел до того, чтобы принять на себя нашу нечистоту, в состоянии этом можно было бы поститься и претерпевать лишения, чтобы изменить состояние первого человека, который пал через плотские соблазны. Третье относится к Святому Духу, о Котором апостол говорит: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17)]. Легче понять важность третьей эпохи как спроецированной на будущее: «Primus trium statuum, de quibus nobis sermo, fuit sub tempore legis, quando populus Domini adhuc pro tempore parvulus serviens erat sub

В этот последний период, как он говорил: «dabitur sabbatismus populo dei» [«дана будет Суббота народу Господа»] (Ioach. Flor. Psalt. decem cordarum, XXIII, f. 2, 265, vol. I [3, s. 118]). Комиссия в Ананьи и созвавшие ее учителя Сорбонны находили особенно одиозной эту часть его доктрины: «continuante in eis plurima curiosa, inutilia et inepta» [«следуют за ними по пятам многочисленные любопытные, бестолковые и глупые»], «iste novas et falsas opiniones confingat», [«он (Иоахим) изобретает новые и лживые мнения»] [3, s. 115], «nititur mirabiliter exaltare nescio qualem ordinem venturum, ut dicit in fine secundi status» [«стремится чудесным {и невероятным} образом возвыситься: "Не знаю, - говорит, - какое сословие придет в конце второй эпохи"»] [3, s. 112]. Такое неприятие исходило из опасности, которую в действительности представляла собой эта доктрина для Церкви. По мнению Иоахима первый период принадлежал мирянам, следующий - духовенству, а третий - монахам, особенно василианским: [531] «In primo statu auctorisatus est deo padre ordo conjugatorum, in secundo glorificatus est a filio ordo clericorum, in tertio clarificabitur a spiritu sancto ordo monachorum. In primo sane ordine veneranda est ymago patris, in segunda filii, in tercio spiritus sancti» [«В первую эпоху установлено Богом Отцом сословие мирян [досл.: «вступающих в брак», «брачных»]. Во вторую эпоху прославляется Сыном сословие священников, в третью возвеличить Духом Святым сословие монахов. В первом сословии, в самом деле, прославляется образ Отца, во втором - Сына, в третьем - Духа Святого»] (Ioach. Flor. Conc. V, 21) [3, s. 104, см. Комм. V].

Коммиссия в Ананьи имела право прийти к выводу, что «ex hiis igitur patere potest intuendi qualiter hec doctrina tendit finaliter ad subversionem cleri, hoc est romane ecclesiae» [«из этого, следовательно, становится очевидным внимательному свидетелю, что учение это стремится, в конце концов, к уничтожению клира, который и есть Римская церковь»] [3, s. 120]. Следует сказать, что ученики Иоахима, и прежде всего Герардо из Борго Сан Доннино, дейстительно далеко зашли: до отказа от всякого обряда и церковного

elementis huius mundi, non valens adipisci libertatem Spiritus, quousque veniret ille qui ait: Si Filius vos liberaverit, vere liberi eritis. Secundus status fuit sub evangelio et manet usque nunc in libertate quidem respectu preteriti, sed non in libertate respectu futuri. <...> Tertius ergo status erit circa finem saeculi, non iam sub velamine littere, sed in plena Spiritus libertate, quando evacuato et destructo pseudoevangelio Filii perdictionis et prophetarum eius hii, qui ad iustitiam erudient multos, erunt sicut splendor firmamenti et quasi stelle in perpetuas eternitates» [«Первое из трёх состояний, о которых мы говорим, пребывало во времена Закона, когда Божьи люди в то время были очень молоды (и), находясь под властью стихий мира сего, не имели возможности стяжать свободы Духа; пока не придет Тот, кто подтвердит сказанное: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8: 36). Второе состояние пребывало в Евангелии и продолжается доныне в свободе, но сравнению с предыдущим, но не будучи свободным, но сравнению с будущим <...> Третье состояние, следовательно, будет близко к концу века, но не под покровом буквы Писания, а в полной свободе Духа, тогда же, когда свергнуто и уничтожено будет псевдо-евангелие Сына погибели и его пророков, те, которые учили других жить праведно, засияют на небесной тверди как звёзды, во веки вечные (Дан. 12.3)»] (Ioach. Flor. Conc. V, c. 84) [3, s. 132) и Expositio in Apocalypsim, Liber introductorius, cap. 5 (IA, 1527: 5r) [5].

22

устройства в этой новой третьей эпохе, которая, по их мнению, в самом деле началась в 1200-м году и достигла своего завершения в 1260-м. В свою очередь, как утверждает Э. Гебар (Gebhardt), Комиссия изучила идеи Иоахима через «Introductorius in Evangelium Aeternum» [«Введение в Вечное Евангелие»] Герардо из Борго Сан Доннино23.

Для понимания идей самого Иоахима необходимо прежде всего вспомнить о схоластическом разделении человеческой жизни на деятельную и созерцательную. Если человечество переходит в эпоху Святого Духа, то приходит в эпоху, в которую должно полностью предаться одному созерцанию. Напомним читателю, что когда Иоахима спросили, откуда происходят его пророчества, тот ответил: он получает их от дарованного ему Богом понимания. Не он первым объяснял Новый Завет, сравнивая его с Ветхим, но Иоахим довел эту науку Священного Писания до последнего предела. Его главный труд называется «Liber Concordiae Novi ac Veteris Testamenti» [«Книга согласования Нового и Ветхого Завета»], где от сравнения Ветхого и Нового Заветов он переходит к интерпретации Апокалипсиса («Psalterium decem cordarum» [«Десятиструнная псалтирь»]), предвещая будущее. Иоахим очень часть упоминал известную сентенцию апостола Павла о букве и духе: littera occidit, spiritus autem vivificat [«буква убивает, а Дух животворит»] (2 Кор. 3,6). Он говорил: «Nota verbum et signa mysterium. Omnis eloquentia pertinet ad verbum, omnis intelligentia spiritualis ad spiritum sanctum» [«Отмечай слово и наблюдай таинство. Всякое красноречие принадлежит слову, всякое духовное знание - Духу Святому»]. (Ioach. Flor. Conc. III: 1, 14) [3, s. 116]. Или, касательно своего времени: «In secundo statu fructificavit ordo clericorum inchoatus a christo et sanctis apostolis per actionem predicationis, contemplativa interim perfectione usque ad hec nostra tempora in sterilitale manente [«Во вторую эпоху принесло плоды духовное сословие, которое утвердил Христос и Его апостолы через действие проповеди, созерцательным, между тем, совершенствованием, вплоть до нашего времени, остающегося в бесплодии»] (Ioach. Flor. Conc. IV: 2, 33) [3, s. 116]. Значит, третья эпоха каким-то образом [531] является синтезом Нового и Ветхого Заветов, согласованных и понятых в соответствии с духом, а не буквой.

Поэтому третья эпоха - эпоха Вечного Евангелия. То есть не какой-нибудь новой книги, и тем более его собственных произведений, как это будет себе воображать Герардо из Борго Сан-Доннино24, но только особой интерпретации Священного Писания, выработанной Иоахимом.

22 Denifle H.S. Das Evangelium Aeternum und die Kommission zu Anagni. S. 58.

23 «L'Église condamna la théorie à travers la préface de Gérard» [«Церковь осудила учение через "Введение" Герарда»] [14, p. 57].

24 Quid est evangelium ejus? Illud quod procedit de evangelio Christi, littera enim occidit, spiritus autem vivificat» [В чем заключено Его Евангелие? В том, что исходит из Христова Евангелия: Дух животворит, плоть не пользует нимало] (Ioach. Flor. Psalt., fol. 299, col. 2) [3, s. 52, 62].

Интерпретации, которую должны принять те монахи, кто живет исключительно ради созерцания. <...> [534]

Одна из ересей, в которой комиссия в Ананьи обвиняет Иоахима, заключается в том, что он признавал не одного Антихриста, а двух, поэтому Антихрист, который должен был явиться в 1200-м году, не был еще окончательным.

Антихрист придет, но это не будет конец света. Окончательного Антихриста Иоахим называл Гогом. На основании евангельских текстов, - «et unus nondum venit, et cum venerit oportet illum breve manere» [«а один ещё не пришел, и, когда придет, ему недолго оставаться»] (Откр. 17, 9-10) и «multi venient in nomine meo» [«многие придут под именем Моим»] (Матф. 24,5), -Иоахим пришел к выводу, что существует два Антихриста. Первый - тот, который in tempio sedeat [«в храме воссядет»] (2 Фесс. 2, 4), т. е. в Риме. Второй же появится в конце света, и Иоахим называет его Гогом25. Но вот отрывок из «Толкования на Апокалипсис», где находится уже немало Антихристов: «in fine tertii status venturus est alius qui cognominatus est Gog, et ipse erit ultimus tyrannus et ultimus Antichrystus. Etenim antichrysti multi sunt Johanne dicente» [«В конце третьего состояния придет некто называющийся Гогом, и он будет последним тираном и последним Антихристом. Ибо о многих антихристах говорит Иоанн»] (Иоан. 2, 18). «Et dominus in evangelio: multi venient in nomine meo» [«И Господь (говорит) в Евангелии: "Многие придут под именем Моим"»] (Матф. 24, 5) (Ioach. Flor. Apoc., cap. V) [3, s. 121]. События повторяются. В пределах каждой из трех эпох совершается одно и тоже развитие. Множество раз является третья ипостась Троицы, Святой Дух, и мир слышит пророчество Третьей эпохи.

Список литературы

1. Radulphi de Coggeshall 1822 - Ex Radulphi Coggeshale Abbatis Chronico Anglicano / ed. Dom Brial // Recueil des Historiens des Gaules et de la France. Paris, 1822. Т. 18. P. 59-120.

2. Guillaume de Nangis 1840 - Guillaume de Nangis. Chronicon Guillelmi de Nangis sive Nangiaci monachi S. Dionysii in Francia, ordinis S. Benedicti // Recueil des Historiens des Gaules et de la France. Paris, Impr. Royale, 1840. T. XX. P. 725-763.

3. Denifle H.S. Das Evangelium Aeternum und die Kommission zu Anagni // Archiv für Literatur- und Kirchengeschichte des Mittelalters. 1885. Bd. I. S. 49-142.

4. Abbas Joachim magnus propheta. Hec subiecta in hoc continentur libello etc. Venetiis, 1516.

5. Expositio magni prophetae Abbatis Joachimi in Apocalypsin etc. (Venet., 1527)

6. Bartholomew de Cotton 1888 - Ex Bartholomei de Cotton «Historia Anglicana» // Monumenta Germaniae Historica. Hannoverae: Hahn, 1888. Bd. XXVIII.

25 "... singulus sit homo iniquus et maximus adversarius fidei christianae. ille scilicet de quo dicit Johannes Apocalypsi XVII: unus nondum venit, et cum venerit oporterit illuni breve tempus manere\ et alius qui cognominatus est Gog [«... один будет человек враждебный и более всех противоположный христианской вере. Надо думать, это о нем говорит Иоанн в Апок. 17: один ещё не пришел, а когда придет, недолго ему оставаться\ и другой называется Гог»] (Ioach. Flor. IA, 1527: Apoc., cap. VI) [3, s. 121-123].

7. Milioli A. Alberti Milioli notarii regini Liber de temporibus et aetatibus et cronica imperatorum, ed. O. Holder-Egger // Monumenta Germaniae Historica: Scriptorum. Hannoverae: Hahn, 1903. Bd. XXXI: 2. S. 336-668.

8. Interpretatio in Hieremiam prophetam [«Толкование на пророка Иеремию»], cap. XXXIV, p. 58, c. 4 (Venezia, 1525)

9. Roberti Altissiodor. Ex chronologia Roberti Altissiodorensis, Praemonstratensis ad S. Marianum canonici //Recueil des Historiens des Gaules et de la France. Paris, Impr. Royale, 1822 (1879). T. XVIII. P. 247-290.

10. Matheus Parisiensis. Ex Mathei Parisiensis Cronicis maioribus // Monumenta Germaniae Historica: Scriptores. Hannoverae, 1888. Bd. XXVIII. S. 107-389.

11. Salimbene de Adam. Cronica fratris Salimbene de Adam ordinis Minorum // Monumenta Germaniae Historica. Scriptorum (MGH SS). T. XXXII. Hannover, 1913.

12. Michel F. (éd., corr.) Le Roman de la Rose. Paris, Didot, 1864. Vol. II.

13. Meung J. de. Roman de la Rose. Éd. E. Langlois. T. III. Paris, 1921 (Société des anciens textes français).

14. Gebhardt É. Recherches nouvelles sur l'histoire du Joachimisme // Revue historigue. 1886. T. 31. P. 56-73.

15. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus ...: Series graeca. Т. 31: Basil v. 3. Paris, 1857.

16. Fournier P. Joachim de Flore et le «Liber de vera philosophia» // Revue d'histoire et de littérature religieuses (RHLR). 1899. T. IV, № 1. P. 37-66.

17. Wendover 1888 - Ex Rogeri de Wendover Floribus historiarum // MGH SS 28. Hannover, 1888. S. 3-73.

18. Hefele K.J. v., Leclercq H. (tr.) Histoire des Conciles d'après les documents originaux. Paris, 1913. Tome V, 2. P. 1327-1329.

IA 1527 - Expositio magni prophete abbatis Ioachim in Apocalypsim, in lucem primo venit, cui adiunctum est eiusdem Psalterium decem cordarum, opus prope divinum. Venetiis in Calcographia Fr. Bindoni exp., 1527.

Комментарии

I. Данный тезис Е.В. Аничкова разбирает Luciana Cocito в монографии «Gerbert de Montreuil e il poema del Graal Pubblicazioni» (1964. Р. 175). На стр. 174-183 в примечаниях к главе IV автор обсуждает эту и другие тематические статьи Аничкова. Ряд тезисов статьи Е.В. Аничкова о Иоахиме Флорском рассмотрен также в книге: Foberti F., Nuovi studi critici sulla mistica e religiosità in Calabria, Sansoni, Firenze, 1934.

II. Это ложно приписываемый Иоахиму трактат. Упоминаемые далее по тексту «Хроники» Салимбене де Адама (признававшегося в них, что долгое время «был иоахимитом») могут служить комментарием к пассажу о Генрихе VI и «Об аббате Иоахиме, предсказавшем будущее»: «В лето Господне 1194 император Генрих (VI) вновь пришел в Италию и, дойдя до нижней части ее, покорил Апулию, Калабрию и Сицилию и, захватив все силой, увез в Германию имущество страны и сокровища королевства; <...> О, сколь заслуженно Божие воздаяние, которое не оставляет безнаказанным ни одного злодеяния! В лето Господне 1197 император, вновь прибывший в Италию, скончался на Сицилии, где и был предан погребению. <...> В это время появился некий аббат Иоахим из Апулии, обладавший даром прорицания. Он предсказал смерть императора Генриха, грядущее запустение Сицилийского королевства и упадок Римской империи. Что и было с очевидностью подтверждено»26.

III. «C'est l'Evangile pardurable» - стих 11801 «Романа о Розе» [13, p. 216]. В русском переводе см. стихи 11783-11785 и 11835-11858: «Евангелие написали, / Что Вечным авторы назвали. / И подписали "Дух Святой" <...> Та книга символов полна, / И вот что говорит она: / Коль Пётр

26 Салимбене де Адам. Хроника: пер. с лат. М., 2004. С. 26-27.

сеньором будет нам, / Не явит силы Иоанн. / Герои эти символичны: Речь не о них ведётся лично. / Означен Пана нод Петром / И клирики в названьи том, <. > А Иоанн здесь означает / Того, кто проповедь читает / О том, что новый есть закон: / В Евангелии Вечном он, / Что Дух Святой нам ниспослал / Где верный путь всем указал. / В той книге Иоанна сила - / Есть та, что к Богу б обратила / Несчастных грешников-людей / По новой проповеди сей. / Есть и другие там доктрины, / Противные Закону Рима»27. Речь идет о сочинении последователя учения Иоахима Флорского францисканца Герарда (Герардина) из Борго-Сан-Доннино (f 1276 г.) «Introductorium in Evangelium Aeternum» («Введение в Вечное Евангелие»), осужденном наной Александром IV в 1255 г. и впоследствии уничтоженном.

IV. Е.В. Аничков допускает неточность: в цитируемой им статье речь идет о критике иоахимитских идей ректором Парижского университета Гильомом из Сент-Амура и его коллегами, а не Сорбонне28.

V. Е.В. Аничков цитирует «Книгу Соответствий Нового и Ветхого Завета» но фрагментам, приведенным в обширной работе католического историка и архивиста при Папском престоле доминиканца Генриха Денифле (1844-1905) [3], пагинация приводится но изданию: Ioachim abbas Florensis Liber Concordie novi ac veteris Testamenti, per Simonem de Luere. Venetiis, 1519. Современное критическое издание см.: Daniel E.R. (ed.). Abbot Joachim of Fiore. Liber de Concordia Noui ac Veteris Testamenti. Philadelphia, 1983.

Дополнительная литература

Anitchkof 1931 - Anitchkof E. Joachim de Flore et les milieux courtois. Roma: Collezione meridionale, 1931.

Daniel 1983 - Daniel E.R. (ed.). Abbot Joachim of Fiore. Liber de Concordia Noui ac Veteris Testamenti. Philadelphia, 1983.

Foberti 1934 - Foberti F., Nuovi studi critici sulla mistica e religiosità in Calabria, Sansoni, Firenze, 1934

Rossi 2003 - Rossi L. Du nouveau sur Jean de Meun // Romania. 2003. T. 121, n° 483-484. P. 430-460.

Thomae Aquinatis 1954 - Thomae Aquinatis. Expositio super primam et secundam Decretalem ad Archidiaconum Tudertinum // S. Thomae Aquinatis. Opuscula theological. Vol. I: De re dogmatica et morali. Turin-Rome: Marietti, 1954. P. 427-431.

Веселовский 1900 - Веселовский А.Н. Где сложилась легенда о святом Грале? / Акад. А.Н. Веселовский. СПб.: тин. Имп. Акад. наук, 1900.

Лоррис, Мён 2007 - Лоррис Г. де, Мён Ж. де. Роман о Розе. Средневековая аллегорическая ноэма / нер. и коммент. И.Б. Смирновой. М.: ГИС, 2007.

Салимбене 2004 - Салимбене де Адам. Хроника: нер. с лат. М.: РОССПЭН, 2004. Смирнов 2010 - Смирнов Д.В. Иоахим Флорский // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 224-246.

27 Лоррис Г. де, Мён Ж. де. Роман о Розе. Средневековая аллегорическая поэма / пер. и коммент. И.Б. Смирновой. М., 2007. С. 349-350.

28 См. Gebhardt É. Recherches nouvelles sur l'histoire du Joachimisme. P. 57-58, 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.