20/7/2
автора статьи, являются наиболее методологически оправданными для широкого использования в инклюзивном учебном процессе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инновационные игровые образовательные технологии, театрализованные представления, игра, мотивация к обучению.
SUMMARY
The article is devoted to the problem of introduction of theatrical representations in the inclusive educational process and evaluation of their methodological potential. One of the basic principles of inclusive education sounds like this: interesting and relevant in the class should be to every student regardless of the level of development of the natural abilities and capabilities of the individual. Implementation of this principle is determined by the degree of motivation of children in a particular educational environment. Theatrical performances as a kind of conducting an interactive game, according to the author of the article, are the most methodologically justified for wide use in an inclusive educational process.
Key words: inclusive education, innovative game educational technologies, theatrical performances, play, motivation for learning.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радостев Е. Н. Психологические подходы к мотивации обучения школьников. -М.: Педагогическое общество России, 2014. -512 с.
2. Рязанцева И. В. Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащимися на уроках литературы. - М.: Ин-статут практической психологии, 2011. - 98 с.
3. Лебедева Л. А. Мотивация учебной деятельности младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 626-628.
4. Дементьева В. В. Формы и методы непрерывного образовательного процесса на примере театрализованной туристической игровой площадки «Урал - цивилизация изобилия» // Гуманитарные науки. - 2016. - № 4 (36). - С. 191-197.
А. П. Щербак
УДК 376; 796:34
ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНЫМ СПОРТОМ
•Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью осуществления спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Эта задача сформулирована в приказе Минобрна-уки России «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов» в 2013 г. одновременно с появлением юридического термина «школьный спорт». Во второй статье федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» школьный спорт трактуется как «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях» [7].
Традиционно на практике школьные спортивные клубы ориентированы на спортивно одаренных учащихся. Об этом свидетельствуют не очень многочисленные статьи последних лет в журналах «Физическая культура в школе», «Спорт в школе», «Теория и практика физ. культуры», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». Только С. Гуськов и Л. Кофман описали опыт занятия спортом детьми-инвалидами в школах США [2]. В монографии С. С. Филиппова и Т. Н. Карамышевой, посвященной этапу становления спортивного клуба школы, также нет упоминаний о возможности занятий спортом учащимися с ограниченными возможностями здоровья [10].
Таким образом, необходимо ответить на вопрос: сформирована ли нормативно-правовая база для возможности занятий школьным спортом учащимися с ограниченными возможностями здоровья?
Цель статьи - обосновать нормативно-правовые основы возможности занятий школьным спортом учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим занятия спортом, является федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В статье № 31 закона указано, что «для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся» [7]. В этой же статье сообщается, что образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Под соответствующими образовательными организациями традиционно понимаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В «Модельном законе о па-ралимпийском спорте» им посвящена отдельная статья № 11. В статье оговаривается, что «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) могут самостоятельно, с учетом местных условий и возможностей, а также интересов обучающихся, определять формы занятий паралимпийскими видами спорта, методы и продолжительность этих занятий на основе государственных образовательных стандартов» [3]. Для осуществления этих занятий могут вводиться должности инструктора, инструктора-методиста и старшего инструктора-методиста, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре. Обеспечение занятий паралимпийским спортом в специальных (коррекционных) учреждениях предполагает:
- проведение тренировочных занятий в спортивных секциях и клубах для лиц с пора-
жением опорно-двигательного аппарата, слепых и лиц с интеллектуальными нарушениями;
- осуществление спортивных и физкультурных мероприятий во внеурочное время;
- специальное спортивное материально-техническое обеспечение;
- врачебный и педагогический контроль над занятием физическими упражнениями.
Благотворительный фонд поддержки сур-доолимпийского движения также одним из направлений своей работы считает «содействие в оказании материальной помощи и поддержки учебным заведениям, где обучаются лица с нарушениями слуха» [11].
Наибольший интерес представляет программа «Присоединяйтесь», проводимая Специальной Олимпиадой России [8]. Ее цель - привлечь детей и подростков, отстающих в умственном развитии, к физкультурным и спортивным мероприятиям на базе общеобразовательной школы. Разработан пакет документов, соответствующих следующим требованиям:
- изменение существующих образовательных нормативов для повышения успеваемости учащихся;
- улучшение психологического микроклимата в учебном коллективе путем выработки у учащихся способности к пониманию и принятию индивидуальных различий;
- привлечение учащихся с нарушениями в умственном развитии к участию в мероприятиях учебной и внеучебной работы;
- вовлечения учащихся с ограниченными возможностями в спортивную деятельность в ходе образовательного процесса.
В итоге обучающиеся с отставанием в умственном развитии наравне с другими обучающимся могут соревноваться в составе одних и тех же команд, переписываться по электронной почте, а также развивать чувство ответственности и уважения по отношению к себе и окружающим.
Однако паралимпийское и сурдоолимпий-ское движение России, специальная олимпиада России - это, прежде всего, части соответствующих международных спортивных движений. Их цель - содействуя развитию
20/7/2
адаптивной физической культуры и спорта инвалидов, принять участие в параолимпий-ских играх, сурдоолимпийских играх, всемирных специальных олимпийских играх, то есть существующие в рамках этих движений программы по развитию спорта именно в образовательных организациях все же не являются основными.
Необходимость модернизации системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях была провозглашена в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Одними из ожидаемых результатов модернизации являются:
- обеспечение недельного двигательного режима обучающихся в объеме не менее 6-8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- увеличение доли обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой, до 95% [6].
Для достижения этих результатов необходимо:
- развивать школьный спорт;
- проводить мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся;
- оснащать образовательные организации необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
- совершенствовать систему физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;
- создавать в образовательных учреждениях спортивные клубы;
- разрабатывать и внедрять образовательные программы физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
- совершенствовать программы повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения ФГОС нового поколения.
В соответствии со статьей № 28 закона «О физической культуре и спорте в Россий-
ской Федерации», для развития школьного спорта общеобразовательными организациями могут создаваться школьные спортивные клубы [7]. Деятельность таких спортивных клубов регламентируется соответствующим Приказом Минобрнауки России № 1065 от 13 сентября 2013 г. [5].
Спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации, осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о спортивном клубе, утверждаемым в установленном уставом образовательной организации порядке. Спортивный клуб, созданный в виде общественного объединения, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [4].
Одной из задач деятельности школьного спортивного клуба является проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья, привлечение их к участию и проведению массовых физкультурных и спортивных мероприятий. Непосредственное проведение занятий в спортивном клубе может осуществляться не только учителями физической культуры, но тренерами и другими специалистами в области спорта в течение всего учебного года, включая каникулы, в соответствии с расписанием занятий спортивных клубов. В 2009 г. по инициативе известных российских спортсменов и общественных деятелей была создана общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Всероссийская федерация школьного спорта». К сожалению, поиск на ее сайте запроса «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» никаких результатов не дает [1]. Тем не менее Федерация продвигает открытие региональных отделений. Например, после встречи губернатора Ярославской области и президента всероссийской федерации школьного спорта была создана «Лига школьных спортивных клубов Ярославии» [9]. Разработчиками проекта стали Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Яро-
славской области «Центр детей и юношества» и государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». Причем в институте ответственной за реализацию проекта стала именно кафедра инклюзивного образования. Партнерами проекта выступили Департаменты образования, здравоохранения, по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, органы местного самоуправления в области образования, физической культуры и спорта, общественные организации и спортивные федерации.
Одним из основных направлений реализации проекта является вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развитие и популяризация школьного спорта. Составлен план мероприятий по реализации проекта, включающий организационную и методическую деятельность, межведомственное взаимодействие (социальное партнерство), осуществление контроля и непосредственную спортивно-массовую работу. Одним из критериев эффективности школьного спортивного клуба является проведение им работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья, привлечение их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Такой подход к школьному спорту, надо полагать, позволит в результате спортивной подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях, их участия в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях
- обеспечить недельный двигательный режим обучающихся в объеме не менее 6-8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 60% обучающихся;
- увеличить долю обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом, до 15%;
- увеличить число зрителей, посещающих объекты спорта образовательных организаций.
Таким образом, в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база обеспечения занятий школьным спортом не просто обучающихся образовательных организаций, но и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Первая, наиболее традиционная, возможность занятий адаптивным спортом связана с реализацией положений паралимпийского, сурдоолимпий-ского движения и специальной олимпиады в коррекционных образовательных учреждениях. Отличительной особенностью адаптивного спорта от спорта вообще является направленность, в первую очередь, не на максимально возможный результат, а на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Второй, наименее разработанной, возможностью привлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья к физкультурным мероприятиям и спортивным мероприятиям является школьный спорт. Здесь необходимо четко понимать, что таковой клуб создается не только для спортивно одаренных учащихся, но и для учащихся, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
АННОТАЦИЯ
В Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база возможности занятий школьным спортом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Первая возможность связана с адаптивным спортом. Его особенностью является направленность на социальную адаптацию и физическую реабилитацию учащихся специальных образовательных организаций. Вторая возможность связана с привлечением учащихся, имеющих недостатки в физическом и психологическом развитии, к физкультурным и спортивным мероприятиям школьного спортивного клуба общеобразовательной организации.
Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, адаптивный
20/7/2
спорт, параолимпийский спорт, специальная олимпиада, сурдоолимпийский спорт, школьный спорт, школьный спортивный клуб.
SUMMARY
In the Russian Federation the legal framework for providing schooling for students with disabilities has been established. The first possibility is connected with adaptive sports. Its peculiarity is the focus on social adaptation and physical rehabilitation of students of special educational organizations. The second possibility is connected with the involvement of students with shortcomings in physical and psychological development, to the sports and sports activities of the school sports club of the general education organization.
Key words: students with disabilities, adaptive sport, paralympics sport, special Olympics, Deaf sport, school sports, school sports club
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийская федерация школьного спорта [Электронный ресурс]. - URL: http:// school-sports.ru.
2. Гуськов С. Дети-инвалиды: Занятия вместе со всеми или отдельно? Школьный спорт за рубежом: США / С. Гуськов, Л. Коф-ман // Спорт в школе. - 1995. - № 18. - С. 7.
3. Модельный закон о паралимпийском спорте: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 25 ноября 2008 года № 31-13 [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. -URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn =28996 (13.04.16).
4. Об общественных объединениях: фе-дер. закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Российская газета. - 1995. - 25 мая. - № 100.
5. Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов: приказ Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. № 1065 // Российская газета. - 2013. -22 октября. - № 30325.
6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Собр. законодательства
Рос. Федерации. - 2009. - № 33. - Ст. 4110. -С. 9798-9817.
7. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ // Российская газета. -2007. - 8 декабря. - № 276.
8. Программы Специальной Олимпиады [Электронный ресурс] // Специальная Олимпиада России. - URL: http://specialolympics.ru articles/10 (13.04.16).
9. Региональный проект «Лига школьных спортивных клубов Ярославии» [Электронный ресурс] // ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». - URL: http://www.iro. yar.ru/index.php?id=1710 (13.04.16).
10. Филиппов С. С. Спортивный клуб школы: этап становления: монография / С. С. Филиппов, Т. Н. Карамышева. - М.: Советский спорт, 2012. - 300 с.
11. Фонд ФКС [Электронный ресурс] // Сурдлимпийский Комитет России. - URL: http://www.deafsport.ru/ru/rubric.iund.html (13.04.16).
А. М. Цыденмункуев, Л. Н. Рулиене
УДК 378.147
ВКЛЮЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА: ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1С аждое новое поколение оставляет свой особенный след в истории. Современному поколению молодых людей предстоит научиться жить в условиях четвертой промышлен-