Научная статья на тему 'Формы инклюзивного образования в адаптивном студенческом спорте'

Формы инклюзивного образования в адаптивном студенческом спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / STUDENT SPORT / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ADAPTIVE SPORTS / DISABLED LEARNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литош Нина Леонидовна

В статье раскрыты основные проблемы инклюзии адаптивного студенческого спорта и формы организации процесса спортивной подготовки студентов с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Inclusive Education in Adaptive Student Sport

The main problems of adaptive student’s sports development and a form of the organization of sports preparation process of students with limited opportunities in the article are presented.

Текст научной работы на тему «Формы инклюзивного образования в адаптивном студенческом спорте»

20/S/2

тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2010. -21 с.

5. Международная конвенция о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН. -13.12.2006. - №61/106.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - Российская Газета. -2012. - 31 дек. - № 5976.

7. Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) от24.08.2012.

8. Hamburger Bildungsempfehlungen [Электронный ресурс]. - 2012. -URL: http://www. hamburg.de/kita/116828/bildungsempfehlungen. html.

9. Heimlich, Ulrich. Gemeinsam von Anfang an. Inklusion für unsere Kinder mitund ohne Behinderung. München: Ernst Reinhardt Verlag, 2012.

10. Heimlich, Ulrich. Integrative Pädagogik. Eine Einführung. Stuttgart: Kohlhammer Urban, 2003.

11. Klemm, Klaus. Inklusion in Deutschland -eine bildungsstatistische Analyse. BertelsmannStiftung, 2013.

Н. Л. Литош

УДК 796.062

ФОРМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДАПТИВНОМ СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТЕ

Требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определены условия получения образования лицами с ограниченными возможностями, в частности, установление льгот при поступлении в образовательные организации среднего про-

фессионального и высшего образования и создание безбарьерной среды для жизнедеятельности.

В последние годы улучшилась ситуация с приемом на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако для развития физической культуры и спорта студентов-инвалидов основные проблемы связаны с отсутствием спортивных залов, специального оборудования и инвентаря, научно обоснованных программ и методик адаптивного физического воспитания с учетом нозологических групп, программ спортивной подготовки в условиях инклюзивного образования, а также с нехваткой специалистов по адаптивной физической культуре и спорту [2, с. 562].

В настоящее время нет общей для всех образовательных организаций концепции физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями, недостаточно обоснованы организационные формы и технологические подходы к проведению инклюзивных тренировочных занятий по физической культуре и спорту.

Цель статьи - раскрыть основные проблемы инклюзии адаптивного спорта и формы организации процесса спортивной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивный спорт не только оказывает благотворное оздоровительное воздействие на спортсмена с ограниченными возможностями, но и играет значительную роль в его социализации, социально важен для отвлечения людей от своих болезней и проблем в процессе тренировочной и соревновательной деятельности [1, с. 2].

Спорт для людей с ограниченными возможностями - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды с эстетическими погрешностями в движении стремятся к совершенству, улучшая свои физические показатели, создавая свой индивидуальный стиль и вкла-

дывая в него гармонию бодрости и силы духа. Это придает поведению и характеру новый колорит, который позволяет инвалиду повысить оценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т. е. социализироваться в нем [6, с. 603].

В статье 12 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отражены положения, закрепляющие права лиц с ограниченными возможностями в сфере физической культуры и спорта, а также ответственность органов управления. В настоящем законе (ред. от 02.07.2013, часть 7, ст. 31) записано требование к органам исполнительной власти: «... создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту» [7].

12 марта 2008 года был подписан важный для развития адаптивного спорта документ - Письмо Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму РФ «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации)» [4]. Данный документ используется в работе по организации деятельности отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, физкультурно-спор-тивных клубов инвалидов и других физкуль-турно-спортивных организаций, осуществляющих работу с лицами с ограниченными возможностями. Указанные методические рекомендации изданы для использования органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, непосредственно учреждениями при разработке своих нормативных актов.

Региональный опыт создания условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом лиц с ограниченными возмож-

ностями достаточно обширен и представлен различными видами и формами. В целом же проводимая работа носит локальный характер. Можно отметить выраженный акцент на лечебном компоненте физкультурно-оздоровительной работы с данным контингентом и в меньшей степени - ориентацию на социально-интеграционный аспект средствами адаптивного спорта.

В последнее время количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья растет, но проводятся они эпизодически - система адаптивного спорта находится в стадии становления. Очевиден острый дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить не только педагогическое, но и медицинское, и психологическое сопровождение занятий с представителями различных нозологических групп. Не хватает организаторов, умеющих спланировать, организовать и провести спортивные соревнования с участниками, имеющими ограниченные возможности. Зачастую отсутствуют ставки тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, да и уровень заработной платы специалистов, работающих с данной категорией, не высок [2, с. 563].

В соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1065 от 13 сентября 2013 г. для развития студенческого спорта образовательными организациями могут создаваться спортивные клубы [5]. Спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации, осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о спортивном клубе, утверждаемым в установленном уставом образовательной организации порядке. Спортивный клуб, созданный в виде общественного объединения, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». Одним из направлений деятельности студенческого спортивного клуба является организация работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья, привлечение их к участию и

20/Я/2

проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

По мнению А. С. Махова, О. Н. Степановой [3, с. 99], создание общественных спортивных организаций для лиц с инвалидностью на базе образовательных организаций высшего образования позволит существенно усилить социально-гуманитарный аспект работы с инвалидами, что позволит решить главную задачу - вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде.

Однако, признавая ценность инклюзивного образования, следует отметить ряд факторов, которые препятствуют его реализации в образовательных организациях. В частности, недостаточно толерантное отношение части обучающихся к инвалидам, психологическая неготовность воспринимать их как полноправных и полноценных членов общества.

Активизация работы со студентами с инвалидностью в области адаптивного спорта, несомненно, будет иметь большое социальное значение и способствовать гуманизации самого студенчества, изменению его отношения к этой группе обучающихся.

Возможно несколько организационных форм спортивной подготовки студентов с ограниченными возможностями: проведение инклюзивных занятий по видам спорта, тренировочных занятий в специализированных группах по адаптивным видам спорта и участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях образовательных организаций.

В условиях инклюзивной образовательной среды с целью социализации обучающихся с ограниченными возможностями их занятия будут реализовываться с использованием индивидуального подхода с учетом уровня физической подготовленности и диапазоном двигательных возможностей; будут

иметь разное содержание, но могут проводиться совместно с практически здоровыми обучающимися. При этом тренировочный процесс должен быть ориентирован на коррекцию двигательных нарушений, развитие основных и дефицитарных физических способностей: выносливости, силовых и скоро-стно-силовых качеств, координационных способностей, а также способствовать формированию навыка здорового образа жизни обучающихся.

Совместное инклюзивное обучение новым двигательным действиям и совершенствование элементов техники спортивных упражнений не только помогает лицам с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет их здоровым сверстникам формировать компетенции командной работы и коммуникативного взаимодействия, толерантность и ответственность, что предусмотрено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

При проведении занятий в специализированных группах по адаптивным видам спорта инклюзия осуществляется путем участия практически здорового спортсмена как в тренировочном процессе, так и в условиях соревновательной деятельности в качестве участника команды или спортсмена-ведущего (гида) в дисциплинах адаптивного спорта, где официальными правилами предусмотрены такие условия участия в соревнованиях: например, волейбол сидя в спорте лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата (спорт ПОДА); циклические виды адаптивного спорта (лыжные гонки, биатлон, легкая атлетика) в спорте лиц с нарушениями зрения (спорт слепых). Совместное совершенствование физического мастерства в избранном виде спорта способствует мотивационно-ценностному отношению к физической культуре и спорту, повышению интереса к максимальному развитию собственных возможностей в спортивной деятельности всех участников инклюзивного процесса.

Участие студентов с ограниченными возможностями в физкультурно-оздоровитель-

ных мероприятиях возможно путем выполнения тестовых двигательных заданий, адаптированных с учетом их нозологии, уровня подготовленности и потенциальных двигательных возможностей. Тестирование для данной категории участников следует проводить на добровольной основе с целью демонстрации развития их способностей и достижения успехов, а не для ранжирования и занятого места. Достижение прогресса у таких обучающихся проявляется именно в том, что они способны продемонстрировать при наличии выраженных нарушений развития, а не в том, что им недоступно. В условиях инклюзивного образования существуют методологические сложности проведения сравнения данных эмпирических исследований участников с разным уровнем здоровья и подготовленности.

В настоящее время на стадии внедрения находятся перечни испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. Комплекс ГТО будет способствовать повышению эффективности процесса реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Участие в официальных спортивных мероприятиях по отдельным видам спорта обучающихся с ограниченными возможностями наравне с другими участниками затруднительно, а инклюзия возможна в виде посильной помощи в подготовке, проведении и судействе подобных спортивных мероприятий. В результате совместной деятельности происходит взаимная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья и окружающих их участников соревновательной деятельности. В данном случае инклюзия рассматривается как процесс увеличения степени участия каждого отдельного обучающегося в социальной жизни образовательной организации и снижения степени его изоляции от социума.

В деятельности каждой из перечисленных выше организационных форм процесса спортивной подготовки в адаптивном спорте должны быть учтены возможности для осу-

ществления инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями; формирования у них навьгков здорового образа жизни, приобщения их к ценностям физической культуры и спорта. Инклюзия является возможностью придать всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в себе и в собственных силах, создать условия для формирования личности и адаптации в социуме.

Очевидно, что условия для осуществления социальной интеграции будут наилучшими при организации инклюзивных занятий по физической культуре и спорту обучающихся с ограниченными возможностями и участие их в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях образовательных организаций.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные проблемы инклюзии адаптивного студенческого спорта и формы организации процесса спортивной подготовки студентов с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями, студенческий спорт, адаптивный спорт.

SUMMARY

The main problems of adaptive student's sports development and a form of the organization of sports preparation process of students with limited opportunities in the article are presented.

Key words: inclusive education, disabled learner, student sport, adaptive sports.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Д. С. Концепция дополнительного образования в области адаптивной физической культуры / Д. С. Евсеев, С. П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. -2004. - № 4 (20). - С. 2-9.

2. Литош Н. Л. Проблемы организации адаптивного студенческого спорта / Студенческое спортивное движение: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 21-22 ноября 2013 г. - Красноярск, 2013. -С. 562-565.

20/Я/2

3. Махов А. С. Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов в вузе: становление, организация, перспективы / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 99-105.

4. Методические рекомендации об организации детско-юношеских спортивно-адаптивных школ: письмо Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 12.03.2008 г.

5. Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов: приказ Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. № 1065 // Российская газета. - 2013. -22 октября. - № 30325.

6. Сунагатова Л. В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов / Л. В. Сунагатова, У. А. Марченкова. // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 603-607.

7. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ // Российская газета. -2007. - 8 декабря. - № 276.

Н. Ю. Флотская, С. Ю. Буланова

УДК 376.091(045)

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СТРАН БАРЕНЦ-РЕГИОНА

В ариативность национальных образовательных систем, их структурная разница, многообразие способов решения конкретных

задач отличают современный мировой образовательный процесс. При этом в нем прослеживается ряд общих тенденций, среди которых особое место занимает реализация инклюзивного образования. Известно, что обеспечение доступности образования для всех обозначено в качестве главной цели инклюзивного обучения, не менее важным является устранение в образовательном процессе любой дискриминации. В разных европейских странах указанная цель достигается различными путями.

К лицам, имеющим особые образовательные потребности, относят разные группы детей. Это могут быть дети мигрантов, одаренные дети, лица с ограниченными возможностями здоровья и т. п. Особое место среди данных групп обучающихся занимают дети с ограниченными возможностями здоровья, так как они нуждаются в сопровождении и поддержке в гораздо большей степени, чем другие группы детей. Кроме того, их социальный статус наиболее уязвим. В связи с этим первые инклюзивные практики возникли и стали осуществляться применительно к данной группе обучающихся. К настоящему времени в мире уже накоплен определенный опыт реализации инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В разных странах сложились определенные подходы к организации инклюзивного образования, которые отражают социальный опыт и национальные особенности. Анализ и обобщение опыта реализации инклюзивных практик в странах Баренц-региона (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания) позволили представить инклюзивное образование в виде моделей, где учтены уровни реализации инклюзивного образования в конкретной стране и способы его реализации.

Цель статьи - охарактеризовать модели реализации инклюзивного обучения в национальных образовательных системах стран Баренц-региона.

В течение нескольких десятилетий, начиная с 70-х годов двадцатого века, в европейских странах обозначилась тенденция развития системы образования детей с особыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.