Научная статья на тему 'Практика реализации инклюзивных программ по физической культуре на примере Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета'

Практика реализации инклюзивных программ по физической культуре на примере Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1376
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВАЛИДНОСТЬ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / CENTER OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / INCLUSIVE PROGRAMS ON PHYSICAL CULTURE / PROJECT ACTIVITY / DISABILITY / SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киэлевяйнен Лариса Михайловна, Умнов Владимир Павлович

Эффективность формирования инклюзивной среды через физическую культуру и спорт очевидна, т. к. именно в этой сфере наблюдается тесное эмоциональное и физическое взаимодействие между всеми участниками данного процесса. Реализация проекта по формированию инклюзивной среды в Петрозаводском государственном университете в области физической культуры осуществлялась, в том числе, на базе Центра адаптивной физической культуры. В статье представлены направления работы Центра и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киэлевяйнен Лариса Михайловна, Умнов Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF IMPLEMENTING INCLUSIVE PROGRAMS FOR PHYSICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE CENTRE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE OF PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

The effectiveness of the formation of an inclusive environment through physical culture and sport is obvious, because it is in this area there is emotional and physical interaction between all participants in this process. Implementation of the project on the formation of an inclusive environment in Petrozavodsk state University in the field of physical culture was carried out, including on the Basis of the center of adaptive physical culture. The article presents the directions of the Center and their contents.

Текст научной работы на тему «Практика реализации инклюзивных программ по физической культуре на примере Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-6-87-18 УДК 372.879.6

Киэлевяйнен Лариса Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) Е-mail: [email protected]

Умнов Владимир Павлович

Кандидат психологических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия) Е-mail: [email protected]

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Эффективность формирования инклюзивной среды через физическую культуру и спорт очевидна, т. к. именно в этой сфере наблюдается тесное эмоциональное и физическое взаимодействие между всеми участниками данного процесса. Реализация проекта по формированию инклюзивной среды в Петрозаводском государственном университете в области физической культуры осуществлялась, в том числе, на базе Центра адаптивной физической культуры. В статье представлены направления работы Центра и их содержание.

Ключевые слова: центр адаптивной физической культуры, инклюзивные физкультурно-оздоровительные программы, проектная деятельность, инвалидность, сопровождение

© Kro.TOBHHHeH J. M., yMHOB B. n., 2018

Kielevyaynen Larisa Mikhailovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Petrozavodsk State University, (Petrozavodsk, Russia) Е-mail: [email protected]

Umnov Vladimir Pavlovich

PhD in Psychology Sciences, Associate Professor, Petrozavodsk State University, (Petrozavodsk, Russia) Е-mail: [email protected]

THE PRACTICE OF IMPLEMENTING INCLUSIVE PROGRAMS FOR PHYSICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE CENTRE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE OF PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

Abstract. The effectiveness of the formation of an inclusive environment through physical culture and sport is obvious, because it is in this area there is emotional and physical interaction between all participants in this process. Implementation of the project on the formation of an inclusive environment in Petrozavodsk state University in the field of physical culture was carried out, including on the Basis of the center of adaptive physical culture. The article presents the directions of the Center and their contents.

Keywords: center of adaptive physical culture, inclusive programs on physical culture, project activity, disability, support

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

169

Введение

По официальным данным, опубликованным на сайте Росстата в Республике Карелия, количество детей-инвалидов, получающих пенсии, составляет на 01.01.2017 г. 2298 человек. Данные об общем числе инвалидов в Республике Карелия приведены в тексте Государственной программы Республики Карелия «Доступная среда в Республике Карелия на 2016-2020 гг.»: на 01.01.2016 г. число инвалидов составляло 67999 человек. По официальным статистическим данным, в Республике Карелия 42,3 % лиц, впервые признанных инвалидами, являются лицами трудоспособного возраста. Официальной статистики числа всех лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) нет. Лица с официально установленной инвалидностью являются лишь частью всего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сайте Росстата опубликованы статистические данные о том, что более 40 % родителей детей-инвалидов заинтересованы в получении детьми профессионального образования, что свидетельствует о стремлении родителей детей-инвалидов адаптировать детей к жизни в обществе. В настоящее время в Российской Федерации вопросам адаптации и социализации инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется все большее внимание. В 2012 г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах людей с ограниченными возможностями здоровья. На федеральном и региональных уровнях приняты законодательные и нормативные акты, направленные на социальную защиту лиц с ограниченными возможностями здоровья и их адаптацию в обществе. В Республике Карелия принята и действует Государственная программа «Доступная среда в Республике Карелия на 20162020 гг.», в которой отражены, в том числе, и вопросы участия инвалидов в спортивной жизни. Развитие адаптивной физической культуры предусмотрено Стратегией развития физической культуры и спорта в Республике Карелия на период до 2020 г., утвержденной Правительством Республики Карелия 20.05.2011.

Основная часть

Исходя из того, что под инклюзивным образованием понимается процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с детьми, не имеющими таких ограничений, становится важным поиск путей социализации детей с ОВЗ. Нам представляется, что одним из таких путей в работе с данными детьми может быть использование различных средств и форм занятий физической культурой и спортом.

Специалисты в области физического воспитания и спорта, замечает Р. Мартенс, давно считают, что «спорт и физические упражнения есть важные специализирующие институты, которые формируют личность в нужном направлении» [2, с. 144], ибо в процессе занятий физической культурой и спортом, выполняя те или иные физические упражнения или соревновательные действия, человек «закаляет» свою волю, характер, формирует и совершенствует умение быстро и правильно (адекватно) ориентироваться в разнообразных ситуациях разной степени сложности. При этом, как правило, он занимается не в социальном вакууме, а рядом с товарищами, что способствует приобретению и обогащению опыта человеческого общения, пониманию других людей, а следовательно, формированию коммуникативного поведения. Таким образом, двигательная деятельность в процессе занятий физической культу-

170 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

рой и спортом помогает развивать у людей межличностную компетентность, т. е. способность человека успешно взаимодействовать с другими людьми. Результат таких межличностных контактов - «положительное социальное обучение, но при этом может приобретаться и отрицательное социальное поведение» [2, с. 100], связанное с характерным явлением для спортивной деятельности - соперничеством, агрессивностью. В этой связи умение контролировать агрессивность является сегодня одной из важных проблем социализации занимающихся физической культурой и спортом.

Окружающая среда, внешние воздействия на человека преломляются через «совокупность внутренних условий» [4], которые в целом и образуют то, что в психологии называется личностью. Человек становится личностью по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе социализации, которая «отражает процесс врастания человека в общество» [2]: усвоение правовых норм, социальных установок, норм поведения, социальных ценностей. Причем среда является тем источником, тем своеобразным родником, который питает индивида, из которого он путем активной деятельности берет и усваивает необходимые ему качества социального существа. Следует согласиться с Т. Г. Пестовой [3], что до сих пор место физической культуры и спорта в системе культурных ценностей общества пока не соответствует ее значению как одного из важнейших факторов социализации личности. Однако осознание физической культуры и спорта как общественной и индивидуальной ценности, а также как одного из средств социализации, само по себе может стать важным импульсом для выявления и мобилизации резервов развития физической культуры и спорта в нашей стране, появления новых тенденций в формировании общественного сознания и личностных мотиваций, способствующих активному освоению ценностей физической культуры и спорта обществом и личностью. Нам представляется, что это в полной мере относится к инклюзивному образованию детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта.

Интересно отметить, что в Европе и Америке идеи интеграции возникают в результате общественной борьбы против любых видов дискриминации (по расовому, половому, религиозному и другим признакам). Разрабатывая Положение об интеграции в качестве дополнения к Акту об образовании, американские специалисты обосновывали его следующими популярными за рубежом психологическими концепциями: теория «моделирования» и «гипотеза контакта».

Развитие инклюзивного образования детей является в нашей стране не только модным отражением времени, но, как пишет С. Н. Сорокоумова, представляет собой социально-педагогический феномен [5], и, что важно, инклюзивная практика расширяет социальные контакты детей с ОВЗ, способствует их социальной адаптации; удовлетворяет потребности родителей в получении их детьми образования в условиях учреждения общего типа [1]. Чтобы данный процесс был эффективным, необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения в образовательном учреждении. В этой связи при подготовке специалистов в области адаптивной физической культуры следует формировать у них соответствующие компетенции, позволяющие им в будущем совме-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

171

стно со специалистами коррекционной педагогики и психологии успешно решать задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

В рамках реализации Программы развития опорного университета на 20172021 гг. в 2017 г. в Петрозаводском государственном университете реализован комплекс мероприятий, которые были объединены в проект «Разработка и внедрение методик и программ сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями на примере ПетрГУ».

Реализациия проекта требовала решения следующих задач:

1. Исследовать ситуацию принятия сотрудниками и студентами ПетрГУ обучающихся с особыми образовательными потребностями (студентов с ограниченными возможностями здоровья).

2. Разработать и реализовать программу курсов повышения квалификации для преподавателей и сотрудников «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями».

3. Обеспечить инструктирование или обучение сотрудников университета по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, 50 % от общего числа работников, осуществляющих управление в сфере образования и предоставляющих услуги.

4. Разработать и реализовать программу тьюторского сопровождения, а также просветительских и интерактивных (тренинговых) занятий для студенческого актива и групп обучающихся с особыми образовательными потребностями.

5. Подготовить рабочую программу дисциплины по выбору «Физкультурно-оздоровительные технологии реабилитации и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями».

6. Организовать работу психолого-социальной службы для сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.

7. По результатам исследования опубликовать научные статьи и учебно-методические издания.

Определенная часть проекта осуществлялась на базе Центра адаптивной физической культуры ПетрГУ. Деятельность Центра адаптивной физической культуры (далее - Центр АФК) ПетрГУ выстраивается в следующих направлениях:

1. Проведение физкультурно-массовых мероприятий в коррекционных школах г. Петрозаводска и Республики Карелия, на открытых площадках города (Гимнастика для всех; традиционный летний спортивный праздник «ФизкультУРА» для детей с ОВЗ, их семей и друзей на стадионе; ГТО для смешанных команд с различными нозологиями).

2. Стационарные физкультурно-оздоровительные занятия с детьми и взрослыми с ОВЗ: обучение плаванию, занятия для детей с ДЦП, интеллектуальными отклонениями, слепых и слабовидящих.

3. Проектная и научная деятельность: партнерское участие в проектах «Я МОГУ», «Город моей мечты», «Спортактив», публикация научных статей, монографий и учебных пособий для родителей, студентов и специалистов адаптивной физической культуры.

172 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

4. Образовательная деятельность - организация и проведение курсов повышения квалификации.

За время существования Центра АФК достигнуты следующие результаты:

- создана материальная база для занятий адаптивной физической культурой: установлены специальное оборудование для адаптивной физкультуры, тренажеры, спортивные снаряды и инвентарь;

- получен положительный опыт участия в конкурсах на получение финансирования в виде грантов;

- созданы и протестированы методики занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- подготовлены квалифицированные кадры - инструкторы по адаптивной физической культуре для проведения групповых и индивидуальных занятий с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья всех возрастных и нозологических групп;

- успешно проведены региональные семинары и конференции по темам, связанным с адаптивной физической культурой;

- получен положительный опыт проведения занятий адаптивной физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья нозологических групп: ПОДА, отклонения в умственном развитии; достигнуты положительные результаты в динамике компенсации ограничений жизнедеятельности организма человека, вызванных стойким нарушением здоровья (см. рис. 1);

- достигнута популярность Центра АФК среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, путем организации и участия в фестивалях, проектах, выступлений в региональных СМИ.

Рис. 1. Центр АФК ПетрГУ

К работе в Центре АФК привлекаются студенты направлений подготовки Педагогическое образование «Физическая культура» и «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

173

Участие Центра АФК в реализации проекта «Разработка и внедрение методик и программ сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями на примере ПетрГУ» заключалось в следующем. В рамках реализации первой задачи проекта было проведено выборочное анкетирование сотрудников ПетрГУ на предмет принятия обучающихся с особыми образовательными потребностями (студентов с ОВЗ).

В рамках выполнения второй и третьей задач на базе Центра АФК реализованы программы повышения квалификации «Практико-ориентированные методики адаптивной физической культуры при поражении опорно-двигательного аппарата» и «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями». Участниками программы «Практико-ориентированные методики адаптивной физической культуры при поражении опорно-двигательного аппарата» стали специалисты по адаптивной физической культуре, сотрудники реабилитационных и социальных центров, учителя физической культуры, представители общественных организаций Республики Карелия, преподаватели и студенты института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ. В рамках реализации курсовой подготовки основатель «Российского научно-практического центра физической реабилитации детей-инвалидов» Юхан Гросс провел обучающий семинар по применению тренажера-вертикализатора в физической реабилитации и абилитации.

Образовательная направленность «Школы тьюторов» подразумевала посредством освоения студентами программы выработку новой стратегии поведения, способов решения задач, овладения навыками принятия «другого», способами управления эмпатией; решение задач, связанных с проблемой «поддержки» обучающихся с особыми образовательными потребностями. Тематическое содержание программы «Школа тьюторов» включало: диагностику уровня сформированности у студентов ПетрГУ представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья, об особых образовательных потребностях; формирование у участников программы способности предложить и оказать необходимую помощь людям с ограниченными возможностями здоровья; информирование участников программы об особенностях слепых и слабовидящих людей, их социализации, особенностях общения и обучения; тренинговые занятия. Обучение в «Школе тьюторов» прошли более 50 студентов, членов студенческого актива ПетрГУ (см. рис. 2). В период Декады инвалидов организованы встречи со студентами с ОВЗ, обучающимися в ПетрГУ.

Целевой аудиторией программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями» стали сотрудники образовательных и медицинских организаций ПетрГУ и республики Карелия различного рода деятельности (профессорско-преподавательский состав, кураторы групп, заместители директоров институтов по воспитательной работе, инструкторы АФК, врачи ЛФК), которым предстоит взаимодействие со студентами с ограниченными возможностями здоровья. По вышеперечисленным программам прошли обучение более 140 слушателей. На занятия были приглашены также студенты с ограниченными возможностями здоровья ПетрГУ различных нозологий, что позволило создать интерактивное взаимодействие всех участников проекта. В рамках решения задач по разработке и реализации программ дополнительного образования в дистанционном режиме была реализована програм-

174 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

ма повышения квалификации «Реализация инклюзивного физического воспитания учащихся в условиях ФГОС».

Организация просветительских и интерактивных (тренинговых) занятий для студенческого актива и групп обучающихся с особыми образовательными потребностями включала, в том числе, и проведение традиционных спортивных мероприятий для детей с ОВЗ и их семей: «ФизкультУра», «Зимние забавы», «Гимнастика для всех», «Новогодние веселые старты» (см. рис. 2).

Рис. 2. Спортивные мероприятия на открытых площадках

В рамках реализации пятой задачи разработана и отправлена на конкурс учебно-методических разработок дисциплин по выбору студента рабочая программа «Физкультурно-оздоровительные технологии реабилитации и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями». В содержание программы вошли разделы, посвященные физической активности, физическому развитию, адинамии, гиподинамии, определению объема двигательной активности, дозировке и критериям физической нагрузки, принципам использования физкультурно-оздоровительных технологий при работе с лицами с ОВЗ различных нозологических групп, социализации и адаптации средствами физической культуры.

Выводы

В рамках конкретного проекта все задачи были решены. К реализации данного проекта в Центре Адаптивной физической культуры было привлечено более 200 участников - студентов Института физической культуры, спорта и туризма Петр-ГУ. Можно предположить, что у будущих педагогов, которые в процессе учебы тесно взаимодействуют с людьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс инклюзии в рамках их трудовой деятельности будет осуществляться органично.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

175

Литература

1. Даниловская Г. Ф. О программе коррекционной работы для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, включенных в инклюзивные группы // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Новосибирск, 2016. С. 62-64.

2. Киэлевяйнен Л. М. Опыт реализации программ инклюзивной направленности в вузе // Туризм и образование: исследования и проекты: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 2018. С. 193-198.

3. Киэлевяйнен Л. М. Реализация образовательных программ по адаптивной физической культуре в Петрозаводском государственном университете // Развитие физической культуры, спорта и туризма: опыт регионов: Материалы конференций института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск: ПетрГУ. 2016. С. 90-93.

4. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979. 176 с.

5. Пестова Т. Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 188 с.

6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.

7. Сорокоумова С. Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал. 2011. №3. С. 214-218.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Danilovskaya G. F. O programme korrektsionnoj raboty dlya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi i zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya, vklyuchennyh v inklyuzivnye gruppy [On the program of correctional work for children with severe speech disorders and mental retardation included in inclusive groups]. Aktual'nye problemy sovremennojpedagogiki ipsihologii v Rossii i za rubezhom [Actual problems of modern pedagogy and psychology in Russia and abroad]. Novosibirsk, 2016, рр. 62-64.

2. Kijelevjajnen L. M. Opyt realizatsii programm inkljuzivnoj napravlennosti v vuze [Experience of implementing programs of an inclusive orientation in the university]. Turizm i obrazovaniye: issledovaniya iproekty [Tourism and education: research and projects]. Petrozavodsk: PetrGU, 2018, рр. 193-198.

3. Kijelevjajnen L. M. Realizatsiya obrazovatel'nyh programm po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture v petrozavodskom gosudarstvennom universitete [Implementation of educational programs in adaptive physical culture in Petrozavodsk State University]. Razvitiye fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma: opyt regionov [Development of physical culture, sports and tourism: experience of the regions]. Petrozavodsk, 2016, рр. 90-93.

4. Martens R. Social'naya psihologiya i sport [Social psychology and sport]. Moscow, 1979. 176 p.

5. Pestova T. G. Fizicheskaya kul'tura kak faktor socializatsii lichnosti studenta [Physical culture as a factor in the socialization of the student's personality. Dr. dis.]. Karachaevsk, 2004. 188 p.

6. Rubinshtejn S. L. Problemy obshchejpsihologii [Problems of general psychology]. Moscow, 1976. 416 p.

7. Sorokoumova S. N. Organizatsiya psihologicheskoj pomoshchi v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Organization of psychological assistance in the context of inclusive education]. Privolzhskij nauchnyj zhurnal [Volga Scientific Journal], 2011, no. 3, pp. 214-218.

176 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

8. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Для цитирования: Киэлевяйнен Л. М., Умнов В. П. Практика реализации инклюзивных программ по физической культуре на примере центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 170-177. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-18

For citation: Kielevyaynen L. M., Umnov V. P. The practice of implementing inclusive programs for physical education on the example of the centre of adaptive physical culture of Petrozavodsk State University. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 170-177. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-18

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.