Научная статья на тему 'Исследование перспектив инклюзивного образования и адаптивной физической культуры'

Исследование перспектив инклюзивного образования и адаптивной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / инклюзия / реабилитация / рекреация / социализация / adaptive physical culture / inclusion / rehabilitation / recreation / socialization.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скукин Николай Константинович

В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения, как составляющей инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скукин Николай Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF INCLUSIVE EDUCATION PROSPECTS AND ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Problems and prospects for the introduction of adaptive physical culture in the educational process of a higher educational institution, as an inclusive education component are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Исследование перспектив инклюзивного образования и адаптивной физической культуры»

УДК 372

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Скукин Николай Константинович.

г. Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ), kaf-fiz@nsuem.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения, как составляющей инклюзивного образования.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, инклюзия, реабилитация, рекреация, социализация.

INVESTIGATION OF INCLUSIVE EDUCATION PROSPECTS AND ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Skukin Nikolay Konstantinovich.

Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM), kaf-fiz@nsuem.ru.

Abstract. Problems and prospects for the introduction of adaptive physical culture in the educational process of a higher educational institution, as an inclusive education component are examined in the article.

Key words: adaptive physical culture, inclusion, rehabilitation, recreation, socialization.

В настоящее время отношение населения к занятиям физической культурой достаточно неоднозначное: от положительного до удовлетворительного, а иногда, оно находится на низком уровне. Причин тому множество - это различный уровень профессионализма, материальной базы, географическое положение, загруженность учебного процесса и прочие факторы. В большинстве случаев в высших учебных заведениях дисциплине «Физическая культура» отводится второстепенная роль, что в итоге приводит к недооценке значимости занятий, направленных на поддержание физических кондиций студентов, эмоциональному переключению и снятию психологического напряжения от учебного процесса у студентов, длительное время находящихся в определённых статических позах.

При таком подходе обучающиеся с ограниченными возможностями находятся в ещё более сложном положении и требуют гораздо большего внимания для удовлетворения их образовательных потребностей.

Сложность положения обусловлена тем, что материально-техническая часть учебных заведений мало соответствует требованиям для работы с лицами с ограниченными возможностями и инвалидами. Несмотря на то, что ВУЗы начали делать шаги в этом направлении, их количество недостаточно. В обществе стоит

проблема актуальности качественной подготовки специалистов в области адаптивного физического воспитания.

На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем инклюзивного образования:

- отсутствие гибких образовательных стандартов;

- отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития лиц с ограниченными возможностями, методиках и технологий организации образовательного и коррекционного процессов;

- недостаточное материально-техническое оснащение учреждений (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного реабилитационного спортивного оборудования, специально оборудованных учебных мест);

- отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических, медицинских работников, способных осуществлять деятельность в рамках инклюзивного образования;

- нехватка материальных средств, оборудования, неравномерное распределение ресурсов.

Разрешению выявленных проблем предшествует понимание сущности инклюзивного образования.

Необходимо отметить, что инклюзия - (от inclusion - включение) - процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение отдельных решений, которые позволяют каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

В свою очередь инклюзивное образование - процесс включения лиц с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Инклюзивное образование соответствует социальной модели инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под индивида, а не наоборот [5,8].

Зададимся вопросом, а что делает учебное заведение инклюзивным?

В первую очередь это студенты. Прежде всего, нужно чтобы в вузе учились разные студенты с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий студентов, как для лиц с инвалидностью, которые учатся взаимодействовать в конкурентной среде, так и для здоровых студентов, которые учатся быть более отзывчивыми и эмоционально чуткими [9].

Второе - это философия вуза. Инклюзия подразумевает постоянный диалог, между всеми участниками образовательного процесса. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, преподаватели отмечают, что различия имеют место быть и их нужно принимать и правильно оценивать - это учит студентов принимать и понимать тех, кто не похож на них.

В третьих - архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе - ведь если студент, использующий инвалидную коляску, не сможет самостоятельно войти в вуз об инклюзии говорить не приходится. Вуз должен предоставить такому студенту возможность свободного передвижения внутри всего университетского пространства и участия в общественных, учебных, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими студентами.

В рамках инклюзивного образования для студентов с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культурой, связанной с учётом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания предлагается адаптивная физическая культура.

Укажем, что адаптивная физическая культура как интегрированная наука объединяет в себе несколько самостоятельных направлений, совмещая знания из области медицины, общей физической культуры, коррекционной педагогики, психологии. В то время как медицинская реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций организма, оздоровительная физкультура -на общее оздоровление, а целью лечебной физической культуры является восстановление нарушенных функций организма. Адаптивная физическая культура, по мнению С.П. Евсеева, имеет свое целью не только улучшение состояния здоровья человека с особыми потребностями, но и восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния путём отвлечения от своего болезненного состояния в процессе рекреационной и соревновательной деятельности [2,4,6,10].

Курсы повышения квалификации по основам инклюзии, организованные для преподавателей кафедры физического воспитания и спорта дают возможность взглянуть на проблему обучения студентов с ОВЗ и инвалидов, с различных сторон, в том числе и относительно её технической части, а также, позволяют обозначить проблемы создания толерантной среды, как среди студенческой, так и преподавательской аудитории. Необходимо отметить, что в городе Новосибирске флагманом по продвижению проекта по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью является Новосибирский государственный технический университет. Данный ВУЗ гораздо дольше занимается этой проблемой, в том числе, он вкладывает больше материальных средств для обеспечения технической стороны этого процесса, обучает своих преподавателей по работе с данной категорией студентов, а также он регулярно успешно выпускает дипломированных студентов с ОВЗ и инвалидностью. Что касается адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, есть положительный пример Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирского училища (колледжа) олимпийского резерва, в которых студенты с ОВЗ и инвалиды становились призерами паралимпийских видов спорта.

В Новосибирском государственном университете экономики и управления последовательно принимаются решительные шаги в отношении лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, создаётся доступная среда. Наше общество ещё не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии лиц с психофизическими нарушениями, но прогресс идёт в сторону гуманизации и толерантности, последовательного создания условий для адаптации.

Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве вузов, должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи лицам с ОВЗ и инвалидам. Поэтому, одним из условий

эффективности интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение лиц данной категории.

Библиографический список:

1. Ахметов З.Г. Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб. Пособие / Д.З. Ахметова, З.Г Нигматов, Т.А Челнокова, Г.В. Юсупова и др. -Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. -256 с.

2. Адаптивная физкультура в школах: почему ее нет и кто за это отвечает [электронный ресурс] - URL: http://crimea.ria.ru/society/20160708/1106069009.html

- (дата обращения: 23.02.2018).

3. Бабич Е.Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества семьям, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья: преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного образования: учеб. пособие / Е.Г. Бабич, В.Г. Тактаров. - Новосибирск, 2015. - 72 с.

4. Горелик В.В. История адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / В.В. Горелик, В.А. Рева. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 111 с.

5. Дюков В.М. Теоретические и методологические основы инклюзивного образования / В.М. Дюков, Л.А. Бойдик - Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - 172-173 с.

6. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в России - Становление развитие перспективы // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Электронный журнал 30 мая 2006 года. URL: http://bmsi.ru/doc/52b57727-5b3b-4123-b953-1fe440312900 (дата обращение 23.02.2018).

7. Озолина Е.В. «Адаптивная физическая активность» как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е.В. Озолина, В.С. Дмитриев, Н.О. Рубцова // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5. - С. 21-26.

8. Пугачев А.С. Инклюзивное образование / А.С. Пугачев // Молодой ученый.

- 2012. - № 10. - С. 374-377.

9. Шулаков А.В. Внутренняя мотивация, как условие развития физической культуры у обучающихся вузов // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей IX межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2018. -Ч. 2. - С. 23-27.

10. Щербатенко М.В. О важности физического воспитания в подготовке к будущей профессии (на примере занятия плаванием) // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации : сборник научных статей IX межвузовской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2018. -Ч. 2. - С. 53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.