Научная статья на тему 'Смысловые оринтиры содержания инклюзивных программ адаптивного физического воспитания в вузе'

Смысловые оринтиры содержания инклюзивных программ адаптивного физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INCLUSIVE FORMATION / PROGRAM OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скитневский Виталий Львович, Бурханова Ирина Юрьевна, Полебенцев Сергей Николаевич

В статье рассмотрены целесмысловые основы проектирования содержания индивидуальных программ адаптивного физического воспитания для обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного высшего образования. Определение смысловых ориентиров проектирования содержания индивидуальных программ адаптивного физического воспитания рассматривается в статье как необходимое условие индивидуализации содержания физического воспитания в вузе. В статье представлена структура индивидуального образовательного маршрута освоения учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов с особыми образовательными потребностями и определены возможности ее реализации в рамках инклюзивного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скитневский Виталий Львович, Бурханова Ирина Юрьевна, Полебенцев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC ORINTIR OF CONTENTS OF INCLUSIVE PROGRAMS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article tselesmyslovy basics of design of contents of individual programs of adaptive physical training for students with special educational needs in the conditions of inclusive higher education are covered. Definition of semantic reference points of design of contents of individual programs of adaptive physical training is considered in article as a necessary condition of individualization of content of physical training in higher education institution. The structure of an individual educational route of development of a subject matter "Physical culture" for students with special educational needs is presented in article and possibilities of her realization within inclusive higher education are defined.

Текст научной работы на тему «Смысловые оринтиры содержания инклюзивных программ адаптивного физического воспитания в вузе»

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры Скитневский Виталий Львович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры Бурханова Ирина Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель Полебенцев Сергей Николаевич Нижегородский национальный исследовательский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

СМЫСЛОВЫЕ ОРИНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОГРАММ АДАПТИВНОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрены целесмысловые основы проектирования содержания индивидуальных программ адаптивного физического воспитания для обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного высшего образования. Определение смысловых ориентиров проектирования содержания индивидуальных программ адаптивного физического воспитания рассматривается в статье как необходимое условие индивидуализации содержания физического воспитания в вузе. В статье представлена структура индивидуального образовательного маршрута освоения учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов с особыми образовательными потребностями и определены возможности ее реализации в рамках инклюзивного высшего образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, программа адаптивного физического воспитания, индивидуальный образовательный маршрут.

Annotation. In article tselesmyslovy basics of design of contents of individual programs of adaptive physical training for students with special educational needs in the conditions of inclusive higher education are covered. Definition of semantic reference points of design of contents of individual programs of adaptive physical training is considered in article as a necessary condition of individualization of content of physical training in higher education institution. The structure of an individual educational route of development of a subject matter "Physical culture" for students with special educational needs is presented in article and possibilities of her realization within inclusive higher education are defined.

Keywords: inclusive formation, program of adaptive physical training, individual educational route.

Введение. Актуальность заявленной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и во всем мире, уделяется особое внимание инклюзивному образованию. «Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития, общего образования, который подразумевает создания доступной среды для образования людей вне зависимости от их состояния здоровья, материального достатка, возрастных и индивидуальных особенностей. Такой подход обеспечивает доступ к образованию в том числе и для лиц с особыми потребностями [3].

Инклюзивное образование понимается как более широкая интеграция, подразумевающая доступность образования для всех и развитие общего и профессионального образования в плане приспособления к различным потребностям всех обучающихся [7]. Основной целью создания системы инклюзивного образования является проектирование безбарьерной среды в обучении людей с особыми образовательными потребностями [8].

Под особыми образовательными потребностями понимают потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить обучающийся с ОВЗ в процессе обучения [1].

Известно, что большинство лиц с ограниченными возможностями здоровья испытывает дефицит различных видов социально-значимой деятельности в том числе и деятельность, которая могла бы способствовать сохранению и укреплению здоровья [5]. На это в частности направлена учебная деятельность по предмету «Физическая культура» и физкультурно-оздоровительная деятельность, умелая организация которых в условиях инклюзивного образования позволила бы повысить его эффективность. Спортивно-массовая деятельность в большей степени ориентирована на включение человека в пространство спортивной деятельности и мотивации его к участию лиц с особыми образовательными потребностями в спортивных и околоспортивных сообществах [1]. Такая деятельность призвана сформировать позитивное отношение к двигательной деятельности в целом как с социально-значимой.

Инклюзивная учебная и внеучебная работа по физической культуре в вузе не только улучшению физического состояния обучающихся, но и позволяет сформировать интеллектуальные, эмоциональные и личностные структуры студентов, в соответствии с принципом сенсуализма Локка: «Разумение укрепляются чувствами, и что больше они укрепляются, то больше они просвещаются». Триггерами этого процесса является полисенсорное чувство радости движения, эмоционально окрашенные результаты учебной и тренировочной работы, спортивных праздников и соревнований, отрефлексированные интересы и склонности к спортивной деятельности и физической культуре в целом [4].

Изложение основного материала статьи. В НГПУ им Козьмы Минина проводится работа по научному обоснованию и методике проектирования и реализации процесса обучения лиц с особыми образовательными потребностями в организации высшего образования, реализующей идеологию инклюзии. В рамках инклюзивного образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями разрабатывается индивидуальную программу обучения (адаптированную образовательную программу). Студент, обучающийся по такой программе имеет возможность претендовать на индивидуальную разработку для него индивидуального образовательного маршрута освоения учебного предмета «Физическая культура» в объеме, предусмотренном ОПОП по направлению подготовки. и При ее составлении принимается во внимание

потребности, связанные с особенностями ограничения в состоянии здоровья, с возможностями двигательной активности обучающихся, а так же их способности, склонности и интересы. В университете разработаны правила и процедуры подготовки индивидуальных программ по физической культуре для педагогов, проводящих учебные занятия с данным контингентом обучающихся.

Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - основная технология организации учебной работы по физической культуре для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [2].

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

При построении ИОМ необходимо ориентироваться на субъектную значимость занятий физической культурой для обучающихся, и, по возможности, включать самих студентов в работу над содержанием программы.

Структура ИОМ включает несколько взаимосвязанных блоков:

• целесмысловой (определение смыслов образования, постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

• содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей, выявление содержание учебного материала);

• процессуальный (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания, условия и пути достижения педагогических целей);

• результативно-оценочный (подбор индивидуальных тестов, коррекция системы диагностического сопровождения).

Важным шагом для обеспечения эффективности программ адаптивного физического воспитания является проектирование. Проект определяет сферу действия программы и содержит определение ее смысла, целей, задач и содержания, технологического и диагностического обеспечения. Предназначение программы должно быть согласовано с миссией выполняющей ее организации, а также с обычной либо общей программой физического воспитания или спорта, предлагаемой здоровым учащимся. С нашей точки зрения, предназначением адаптивного физического воспитания является субъектный смысл — способствовать развитию самоактуализации, самообразования и самореализации, что, в свою очередь, способствует оптимальному развитию личности и вносит свой вклад в общество в целом. Такое определение согласуется с гуманистической философией, нашедшей широкое применение в практике адаптивной физической культуры [6]. Она заключается в том, чтобы помочь облучающимся с особыми образовательными потребностями полностью проявить свою человечность и таким образом реализовать свой личностный и профессиональный потенциал.

Не существует универсальной модели либо парадигмы, учитывающей взаимосвязь личностных смыслов, целей или задач программ адаптивного физического воспитания в вузе для лиц с особыми образовательными потребностями. Адаптированные программы физического воспитания и спорта в вузе, при ориентации на представленную взаимосвязь, нацеливаются на формирование индивидуумов с высоким уровнем физической культуры, которые ведут физически активный, здоровый образ жизни, стимулирующий их продвижение в направлении самоактуализации, самообразования и самореализации. Человек с высоким уровнем физической культуры демонстрирует развитые по мере возможности двигательные навыки, необходимые для занятий разными видами двигательной активности; обнаруживает понимание научных основ физической культуры; регулярно занимается двигательной активностью; достигает и поддерживает уровень физической подготовленности, обеспечивающий и поддерживающий здоровье; ценит влияние двигательной активности на здоровье. Формирование индивидуума с высоким уровнем физической культуры происходит благодаря накоплению практического опыта в процессе реализации целей и задач, связанных с психомоторной, познавательной и эмоциональной сферами процесса обучения. В этой парадигме задачи программы достигаются в процессе развития психомоторной сферы и через ее развитие.

Структура ИОМ, приведенная выше, предлагается в качестве обобщенной рекомендации для проектирования маршрутов освоения дисциплины «Физическая культура» для лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по различным направлениям подготовки бакалавриата.

Задачи программы адаптивного физического воспитания формируются через ее индивидуализированное содержание. Содержание, относящееся к психомоторному развитию, может группироваться различным образом в зависимости от физических возможностей, интересов и склонностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Так, например, в содержании программы могут присутствовать: физическая подготовка, развитие двигательных функций, ритмика и танцы, адаптивный спорт и другие. Эти виды содержания соответствуют определению адаптивного физического воспитания данном С.П. Евсеевым. Каждый из перечисленных видов включает развивающую область или спортивные навыки. Например, аэробная работоспособность может представлять развивающую область в группе физической подготовки, а плавание — спортивные навыки в рамках группы адаптивного спорта.

Разрабатываемые программы адаптивного физического воспитания в вузе должны делать особый упор на активные виды двигательной активности, а не на альтернативные малоподвижные программы. Программа должна быть спланирована так, чтобы добиться максимальной пользы от занятий двигательной активностью посредством удовлетворения потребностей обучающихся, которые в противном случае будут вынуждены вести себя на занятиях физической культурой достаточно пассивно. При создании программ адаптивного физического воспитания педагоги-методисты работают совместно самими обучающимися и их родителями, другими педагогами и специалистами в различных областях знаний.

Согласно концепции условий наименьшего ограничения, адаптивное физическое. воспитание может применяться как в условиях инклюзивного (совместного со здоровыми сверстниками) обучения, так и в специализированных группах, куда входят только лица, требующие адаптивного физического воспитания.

Хотя адаптивное физическое воспитание представляет собой учебную программу, а не способ определения условий обучения, следует понимать, что воздействие программы определяется непосредственно условиями ее выполнения. В тех случаях, когда это возможно, программы адаптивного физического воспитания должны быть включены в условия обычного физического воспитания, что способствует реализации идеологии инклюзии в высшем образовании. Несмотря на то что программы адаптивного физического воспитания являются индивидуализированными, они могут выполняться в условиях групповых занятий и в этом случае, должны быть приспособлены к потребностям, ограничениям и возможностям каждого учащегося.

Выводы. Таким образом, основным смысловым ориентиром программ адаптивного физического воспитания является самоактуализация, самообразование и самореализация обучающихся с особыми образовательными потребностями, что способствует максимальному раскрытию потенциала физической культуры для студентов с ОВЗ и инвалидностью, как развивающихся профессионалов. Определение смысловых ориентиров деятельности субъектов образовательного процесса можно рассматривать как особо значимый, задающий направление шаг проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и программ по физическому воспитанию, реализуемых в вузе в рамках идеологии инклюзии.

Литература:

1. Адаптивный спорт в вузе: Методические рекомендации для преподавателей дисциплины «Физическая культура» образовательных организаций высшего образования / Под ред. С.О. Филипповой, С.И. Махова, А.Е. Митина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - 195 с.

2. Быстрицкая, Е.В. Самоидентификация и самореализация и студента в антропно организованной учебной деятельности [Электронный ресурс]/ Е.В. Быстрицкая, И.Ю. Бурханова// Вестник Института образования человека. - 2015. - №2. - Режим доступа: http://eidos-institute.ru.

3. Волкова, В.В. Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для преподавателей МГПИ / сост. О. В. Бобкова; Мордов. гос. пед. инт. - Саранск, 2017. - 91 с. 2.

4. Дмитриев, С.В. Принципы и методы управления образовательным обучением в спорте и АФК-технологиях / С.В Дмитриев. Адаптивная физическая культура. 2012. № 1 (49). С. 28-34.

5. Евсеев, С.П, Евсеева О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебник. М.: Спорт, 2016. - 384 с.

6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. М.: Спорт, 2016. - 616 с.

7. Инклюзивная физическая рекреация студентов: Методические рекомендации/ Под ред. С.О. Филипповой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - 96 с.

8. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 4.

9. Неверкович, С.Д. От логики взаимодействия к логике сотворчества [Текст] / С.Д. Неверкович, С.В. Дмитриев, Е.В. Быстрицкая // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KGHeinrich-Böcking-Str. 6-8 66121, Saarbrücken, Germany - 2012. - 196 с.

Педагогика

УДК 796.01

кандидат психологических наук, доцент Смирнов Александр Борисович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); аспирант Новожилова Юлия Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ФИТНЕС-КЛУБЕ

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека. Целью статьи является изучить как профессионализм тренерского состава фитнес клуба влияет на мотивационный компонент занятиями физической культуры. Представлена разработанная методика формирования интереса к занятиям физической культурой, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья занимающихся в фитнес клубе, благодаря тренерскому составу. Ключевые слова: физическая культура, тренировочный процесс, мотивация, фитнес-клуб. Annotation. The relevance of the studied problem is caused by the fact that the motivation represents one of the most difficult and, at the same time, the problems deserving special attention as its studying is directly connected with search of sources of human activity, those incentive forces thanks to which any activity is carried out, the orientation of behavior of the person is defined. The purpose of article is to study as professionalism of trainer's structure fitness of club influences a motivational component occupations of physical culture. The developed technique of formation of interest in occupations by the physical culture increasing the level of physical fitness and physical health engaged in fitness club, thanks to trainer's structure is presented. Keywords: physical culture, training process, motivation, fitness club.

Введение. Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека [12].

Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.