Научная статья на тему 'Организация работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья'

Организация работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование лиц с инвалидностью / физкультурно-спортивная деятельность / реабилитация. / education of persons with disabilities / physical culture and sports activities / reha- bilitation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Полищук

Организация физкультурно-рекреационных мероприятий в вузе способствует удовлетворению потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в двигательной деятельности, в активном отдыхе, в получении удовольствия в процессе занятий физической культурой. В статье выделены основные причины позволяющие, актуализировать психолого-педагогический потенциал адаптивной физической подготовки, а также подробно раскрыта специфика задач, решаемых в рамках адаптивной физической подготовки, что позиционирует данную учебную дисциплину как результирующий компонент комплексного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. В. Полищук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES

The Organization of sports and recreational activities at the University helps to meet the needs of students with disabilities (hereinafter – HIA) in motor activity, active rest, in getting pleasure in the process of physical education. The article highlights the main reasons for allowing to actualize the psychological and pedagogical potential of adaptive physical training, as well as the specifics of the tasks solved in the framework of adaptive physical training, which positions this discipline as a resultant component of the complex impact.

Текст научной работы на тему «Организация работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья»

- Педагогические науки -

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.В. Полищук, старший преподаватель

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n521

Аннотация. Организация физкультурно-рекреационных мероприятий в вузе способствует удовлетворению потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в двигательной деятельности, в активном отдыхе, в получении удовольствия в процессе занятий физической культурой. В статье выделены основные причины позволяющие, актуализировать психолого-педагогический потенциал адаптивной физической подготовки, а также подробно раскрыта специфика задач, решаемых в рамках адаптивной физической подготовки, что позиционирует данную учебную дисциплину как результирующий компонент комплексного воздействия.

Ключевые слова: образование лиц с инвалидностью, физкультурно-спортивная деятельность, реабилитация.

Многие ученые психолого-

педагогических и медицинских отраслей отмечают, что отклонениях психического, физического и психофизиологического характера (нарушения зрительного, слухового и анализаторов, ограничения в работе опорно-двигательного аппарата, отклонения в психическом развитии и др.) процесс физической подготовки, реализующий функции адаптационного плана, с адекватным дозированием физической нагрузки не только оказывает положительное коррекционное воздействие на организм человека с отклонениями в состоянии здоровья, но, и способствует компенсаторной перестройке.

Профессиональное образование является одним из важнейших направлений профессиональной реабилитации людей с инвалидностью. Государство гарантирует инвалидам создание благоприятных условий для получения образования. В статье 31 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что «для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных

способностей и состояния здоровья таких обучающихся» [1].

С целью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и сопровождения их на протяжении всего образовательного процесса в СПбГУТ уделяется особое внимание.

Основными задачами являются:

- обеспечение студентов с ОВЗ и инвалидностью необходимыми условиями для получения высшего образования

- организация комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с ОВЗ и инвалидностью

- создание системы взаимодействия с другими учреждениями и подразделениями университета с целью оказания помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью в социальной адаптации и интеграции.

Организация физкультурно-

оздоровительной и реабилитационной работы в вузе осуществляется кафедрой физической культуры. В вузе созданы условия для освоения студентами-инвалидами программ по дисциплинам кафедры. Преподаватели кафедры в 2017-2018 г.г. прошли курсы повышения квалификации по направлению «Адаптивная физическая культура». Они принимают активное участие во всероссийских и городских конфе-

- Педагогические науки

ренциях, связанных с проблемами адаптивной физической подготовки.

Проводится работа по созданию образовательных программ для студентов с инвалидностью. В расписание практических занятий включены дисциплины: «Адаптивная физическая культура», «Лечебная физическая культура», разрабатывается курс лекция для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Студенты могут выбрать занятия исходя из своих физкультурно-спортивных интересов и индивидуальных особенностей. Однако, надо отметить, что при организации занятий и при проведении зачетов, преподаватели сталкиваются с определенными трудностями, связанными, прежде всего, с необходимостью учета различных патологий студентов. Также необходимо отметить недостаточное обеспечение спортивной и материально-технической базы, инвентарем и снаряжением.

Инклюзивное физическая рекреация в вузе предполагает использование системы мероприятий, направленных на формирование как у студентов с инвалидностью, так и у их условно здоровых сверстников позитивного принятия инклюзивного образования. Занятия физическими упражнениями благоприятно сказываются на фор-

мировании у будущих специалистов таких профессионально значимых личностных качеств, как эмпатия, готовность к конструктивному взаимодействию в условиях образовательной инклюзии [2].

В университете планируется проводить «Неделя здоровья», в мероприятиях которой принимают участие студенты с инвалидностью совместно со своими сверстниками. Преподаватели кафедры проводят физкультурно-оздоровительные и рекреационные мероприятия, такие как: открытые мастер-классы по различным направлениям адаптивного фитнеса, открытые уроки по ЛФК различной направленности, соревнования по дартсу, волейболу сидя, настольному теннису и бадминтону. Студенты с инвалидностью будут привлекаться и для организации судейства соревнований. Проведение таких совместных мероприятий не только стимулирует стремление студентов-инвалидов к физкультур-но-спортивным занятиям и развитие у условно здоровых студентов эмпатии, толерантности, ответственности, но и способствует формированию такой среды, в которой каждый участник образовательного процесса будет чувствовать к себе уважение и сможет максимально реализовать свои способности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 11.01.2015 г.).

2. Иваненко А.В. Развитие физической культуры студентов на современном этапе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2017. - №2. - С. 33-35.

ORGANIZATION OF WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES N.V. Polishchuk, Senior Lecturer

The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The Organization of sports and recreational activities at the University helps to meet the needs of students with disabilities (hereinafter - HIA) in motor activity, active rest, in getting pleasure in the process ofphysical education. The article highlights the main reasons for allowing to actualize the psychological and pedagogical potential of adaptive physical training, as well as the specifics of the tasks solved in the framework of adaptive physical training, which positions this discipline as a resultant component of the complex impact.

Keywords: education of persons with disabilities, physical culture and sports activities, rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.