Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВОЛОНТЕРСТВО / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Гнатышина Елена Александровна, Савченков Алексей Викторович

Данная статья посвящена описанию возможностей волонтерских организаций и общественных объединений в подготовке будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности. Проблема снижения роли воспитания становится особенно актуальной для высшего и среднего профессионального образования, так как именно будущим педагогам в дальнейшем будет необходимо реализовывать социальную и экономическую миссию воспитания. Волонтерская деятельность придает воспитательному процессу вуза социальный контекст, а приобретенные умения и развитые личностные качества будут транслироваться педагогами в их будущей профессиональной деятельности. В рамках данной статьи описаны разработанные авторским коллективом принципы организации волонтерской деятельности как условия подготовки к воспитательной деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы разработана структурно-содержательная модель организации участия будущих педагогов в волонтерской деятельности. Модель реализуется с первого по четвертый курс обучения, при этом активные участники волонтерского движения, проявившие лидерские и организаторские умения, выступают в качестве менторов для студентов, только вовлекаемых в данную деятельность. Вовлечение студентов в общественную деятельность выполняет социальную функцию, обеспечивает формирование у них эмоционального интеллекта и эмпатии, а также социальной активности. Деятельность общественных объединений осуществляется в вузе на трех уровнях: общеуниверситетском (объединения студентов различных факультетов), факультетском и групповом. В статье также представлены этапы организации деятельности студенческих сообществ в вузе. Участие будущих педагогов в волонтерской деятельности в процессе их подготовки к воспитательной работе осуществляется на принципах вариативности, мотивационно-ценностной ориентации, активности и саморегуляции, добровольности и субъектности отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Гнатышина Елена Александровна, Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF VOLUNTEER ORGANIZATIONS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

This article is devoted to describing the possibilities of volunteer organizations and public associations in the preparation of future teachers for the implementation of educational activities. The problem of reducing the role of education becomes especially relevant for higher and secondary vocational education, since future teachers will need to realize the social and economic mission of education in the future. Volunteer activity gives the educational process of the university a social context, and the acquired skills and developed personal qualities will be translated by teachers in their future professional activities. Within the framework of this article, the principles of organizing volunteer activities developed by the team of authors as a condition for preparing for educational activities are described. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, a structural and content model for organizing the participation of future teachers in volunteer activities has been developed. The model is implemented from the first to the fourth year of study, while active participants in the volunteer movement, who have shown leadership and organizational skills, act as mentors for students who are only involved in this activity. Involving students in social activities performs a social function, ensures the formation of their emotional intelligence and empathy, as well as social activity. The activities of public associations are carried out in the university at three levels: university-wide (associations of students from various faculties), faculty and group. The article also presents the stages of organizing the activities of student communities in the university. The participation of future teachers in volunteer activities in the process of their preparation for educational work is carried out on the principles of variability, motivational-value orientation, activity and self-regulation, voluntariness and subjectivity of relations.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.147 ББК 74.489.4

DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-2-16-24

Н.В. Уварина, Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная статья посвящена описанию возможностей волонтерских организаций и общественных объединений в подготовке будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности. Проблема снижения роли воспитания становится особенно актуальной для высшего и среднего профессионального образования, так как именно будущим педагогам в дальнейшем будет необходимо реализовывать социальную и экономическую миссию воспитания. Волонтерская деятельность придает воспитательному процессу вуза социальный контекст, а приобретенные умения и развитые личностные качества будут транслироваться педагогами в их будущей профессиональной деятельности. В рамках данной статьи описаны разработанные авторским коллективом принципы организации волонтерской деятельности как условия подготовки к воспитательной деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы разработана структурно-содержательная модель организации участия будущих педагогов в волонтерской деятельности. Модель реализуется с первого по четвертый курс обучения, при этом активные участники волонтерского движения, проявившие лидерские и организаторские умения, выступают в качестве менторов для студентов, только вовлекаемых в данную деятельность. Вовлечение студентов в общественную деятельность выполняет социальную функцию, обеспечивает формирование у них эмоционального интеллекта и эмпатии, а также социальной активности. Деятельность общественных объединений осуществляется в вузе на трех уровнях: общеуниверситетском (объединения студентов различных факультетов), факультетском и групповом. В статье также представлены этапы организации

ш

° деятельности студенческих сообществ в вузе. Участие будущих педагогов в волонтер-| ской деятельности в процессе их подготовки к воспитательной работе осуществляет-о ся на принципах вариативности, мотивационно-ценностной ориентации, активности т и саморегуляции, добровольности и субъектности отношений.

я- Ключевые слова: волонтерские организации, общественные объединения, волонтер! ство, будущие педагоги, воспитательная деятельность.

э

л

< LÜ

ГО I

ср го

m х

N.V. Uvarina, E.A. Gnatyshina, A.V. Savchenkov (South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

POSSIBILITIES OF VOLUNTEER ORGANIZATIONS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

This article is devoted to describing the possibilities of volunteer organizations and public associations in the preparation of future teachers for the implementation of educational activities. The problem of reducing the role of education becomes especially relevant for higher and secondary vocational education, since future teachers will need to realize the social and economic mission of education in the future. Volunteer activity gives the educational process of the university a social context, and the acquired skills and developed personal qualities will be translated by teachers in their future professional activities. Within the framework of this article, the principles of organizing volunteer activities developed by the team of authors as a condition for preparing for educational activities are described. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, a structural and content model for organizing the participation of future teachers in volunteer activities has been developed. The model is implemented from the first to the fourth year of study, while active participants in the volunteer movement, who have shown leadership and organizational skills, act as mentors for students who are only involved in this activity. Involving students in social activities performs a social function, ensures the formation of their emotional intelligence and empathy, as well as social activity. The activities of public associations are carried out in the university at three levels: university-wide (associations of students from various faculties), faculty and group. The article also presents the stages of organizing the activities of student communities in the university. The participation of future teachers in volunteer activities in the process of their preparation for educational work is carried out on the principles of variability, motivational-value orientation, activity and self-regulation, voluntariness and subjectivity of relations.

Keywords: volunteer organizations, public associations, volunteering, future teachers, educational activities.

Постоянные социально-экономические изменения, коренная смена смыс-ложизненных и ценностных ориентиров молодежи приводят к возрастанию значимости воспитательного компонента образования. Проводимые в системе образования реформы приоритетно были направлены на повышение качества обучения, в меньшей степени - на воспитательную миссию образовательного процесса. В связи с этим проблема снижения роли воспитания становится особенно актуальной для высшего и среднего про-

фессионального образования, так как именно будущим педагогам в дальнейшем будет необходимо реализовывать социальную и экономическую миссию воспитания.

Кроме традиционных воспитательных технологий в образовательном процессе вуза важно использовать инновационные виды деятельности, к которым можно отнести волонтерство [13]. Волонтерская деятельность осуществляется добровольно во благо общества и способствует развитию у будущих педагогов

о

0

1 _0

Ф

1 k ф ч

I

о

ф

Ю Ф

о fc

X ¡5

2 S

-1

¡8 § 2

о ф

^

ю о

I

ф

ц ш

* ь

'i ^

го ёт § <3

I *

Го ш

о

0 fe х го

1 ч ф

о

CP >-

<и X

ё I

5

ю

о

0

1

о

О 1=

m ш

со о

<и т ш го

0

т <

го"

1

Э .0

н го

< ш

го

¿я

т ±

альтруизма и других качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления воспитательной деятельности. В результате анализа психолого-педагогических работ, посвященных волонтерству [5; 9; 13 и др.], мы установили, что данный термин используется в двух основных смыслах:

- личностная позиция, поведенческая ориентация на пользу другим людям и обществу;

- объединение людей социальной направленности на основе идей помощи и альтруизма.

Таким образом, волонтерство рассматривается нами как добровольческая деятельность, направленная на осуществление помощи и взаимопомощи, активное гражданское участие в жизни общества [4]. Существуют разные виды волонтерства: профессиональное, общественное, виртуальное, семейное и др. Будущие педагоги могут вовлекаться в любые из них.

Мы согласны с О.С. Овсянницкой [9] в том, что у студентов, принимавших участие в волонтерской деятельности, профессионально значимые качества выражены сильнее, чем у студентов, не имеющих такого опыта. Волонтерская деятельность, благодаря инициативному контексту, подталкивает будущего педагога к социально активной жизненной и гражданской позиции, позволяет получить опыт социально полезной деятельности, сформировать умение быстро реагировать на сложившуюся ситуацию [9]. Работая волонтером, можно развить эм-патию и коммуникативные способности, приобрести навыки взаимодействия с людьми разного возраста, научиться выстраивать межличностные отношения. Волонтерство позитивно сказывается на формировании субъектной позиции будущих педагогов, курируя волонтерскую деятельность однокурсников, обучающихся ПОО, школьников, они приобретают необходимый им опыт организаторской деятельности. На наш взгляд, эти возможности нужно обязательно исполь-

зовать в процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Волонтерская деятельность придает воспитательному процессу вуза социальный контекст, а приобретенные умения и развитые личностные качества будут транслироваться педагогами в их будущей профессиональной деятельности.

Методы исследования. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные возможностям включения будущих педагогов в деятельность волонтерских организаций и общественных объединений. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.

Результаты. Включая студентов в деятельность волонтерских организаций и общественных объединений, важно учитывать ряд принципов [2; 13], которые представлены на рис. 1.

Учет данных принципов позволяет создать наиболее благоприятные условия для личностного самоопределения и самовыражения, приобретения позитивного опыта взаимодействия, реализации альтруистической направленности личности будущих педагогов в процессе волонтерской деятельности, участие в которой, несомненно, интенсифицирует процесс их подготовки к воспитательной деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы [2; 7; 8; 13] мы разработали структурно-содержательную модель организации участия будущих педагогов в волонтерской деятельности (рис. 2). Модель реализуется с первого по четвертый курс обучения, при этом активные участники волонтерского движения, проявившие лидерские и организаторские умения, выступают в качестве менторов для студентов, только вовлекаемых в данную деятельность.

Принцип вариативности

предполагает создание условий для сознательного выбора будущими педагогами траектории участия в волонтерской деятельности в соответствии с интересами и потребностями

Принцин мотивационно-ценностной ориентации

волонтерство рассматривается как средство реализации познавательных, духовных и нравственных качеств личности будущих педагогов

Принцип активности и саморегуляции

направлен на формирование у будущих педагогов самостоятельности и инициативности, критичности и самокритичности, потребности в активной деятельности

Принцип

добровольности

подразумевает позицию свободного участия и личностного выбора, добровольность помощи различным категориям нуждающихся

Принципы организации волонтерской деятельности как условия подготовки к воспитательной деятельности

Принцип субъектноети отношений

предполагает самостоятельное осмысление будущими педагогами своих

действий в рамках волонтерской деятельности

Рис. 1. Принципы организации волонтерской деятельности как условия подготовки к воспитательной деятельности

Основные задачи профессорско-преподавательского состава в этой модели: психолого-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности, придание ей личностной и общественной значимости, создание и укрепление доброжелательных отношений в волонтерских организациях [2; 3; 8]. Полученный позитивный опыт участия в социально значимой и добровольческой деятельности способствует успешному выполнению будущими педагогами воспитательной работы во время прохождения педагогической практики.

Подготовка к воспитательной деятельности предполагает включение будущих педагогов в деятельность общественных объединений. В вузах такие объединения чаще всего представлены студенческими сообществами различной направленности. Участие в деятельности студенческих сообществ позволяет будущим педагогам развивать свои коммуникативные навыки, совершенствовать межличностные отношения, расширять кругозор в различных сферах деятельности, а также способствует выходу студентов из зоны собственного комфорта, благодаря чему у них формируются компоненты стрессоустойчивости [11].

Вовлечение студентов в данную деятельность выполняет социальную функцию, обеспечивает формирование у них эмоционального интеллекта и эмпатии, а также социальной активности. Деятельность общественных объединений осуществляется на трех уровнях: общеуниверситетском (объединения студентов различных факультетов), факультетском и групповом.

Студенческие сообщества оказывают на будущих педагогов позитивное социальное влияние, выполняя целый ряд различный функций: развивающую (удовлетворение потребности в объединении, доверительном общении, создание возможностей для реализации личностного потенциала студентов в социально значимой и полезной деятельности), досу-говую (актуализация воспитательного и творческого потенциала в соответствии с интересами и потребностями) [6; 12], воспитательную (перевод процесса воспитания в вузе на уровень самовоспитания). Навыки в области самовоспитания будущие педагоги в дальнейшем смогут транслировать студентам и обучающимся в рамках осуществления профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н о о

X

ф

I-

к ф

ч >2 о

X -О

Ю Ф

° £ * р

-О X

X

ф

с

о о й со

о 2

ф ^

ю о

ГО о

£ °

I *

ГО со

о

£ го

ч ф

с

X

г

ю ф

¡£ ш о н о

ч

со О О С Ш ш

Ознакомительный этап

Деятельность преподавателей 3) знакомство студентов с видами волонтерской деятельности и возможностями участия в ней; 4) определение значимости волонтерской деятельности для развития личности будущего педагога Деятельность студентов 3) заинтересованность в участии в волонтерской деятельности; 4) осознание значимости данной деятельности для будущей профессиональной деятельности Функции формирование устойчивой мотивации к выполнению волонтерской деятельности

Мотивационно-ценностный этап

Деятельность преподавателей

5) разработка и реализация программы мотивации, признания и поощрения волонтеров;

6) формирование волонтерских объединений, организация их деятельности и взаимодействия;

7) активное включение студентов в проектную деятельность, направленную на добровольчество с учетом инициативного контекста, который исходит от молодежных сообществ;

8) определение содержания волонтерской деятельности с учетом ее социальной обусловленности, общественной значимости в соответствии с возрастом студентов

Деятельность студентов

6) активное участие в различных видах волонтерской деятельности;

7) участие в деятельности волонтерских и молодежных объединений;

8) соорганизация волонтерской деятельности, определение социальных категорий (ветераны, дети-сироты, трудные подростки и т.д.), которым будет оказана помощь;

9) поддержание доброжелательных отношений в волонтерском коллективе;

10) взаимодействие с членами других волонтерских сообществ

Функции

5) формирование ценностного отношения к волонтерской и педагогической деятельности;

6) становление активной гражданской позиции будущих педагогов;

7) развитие коммуникативных способностей и навыков межличностного взаимодействия;

8) формирование альтруистической позиции будущих педагогов, их направленности на социальную активность, осознание социальной значимости воспитательной деятельности

Деятельностный этап

Деятельность преподавателей

7) психолого-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности;

8) документальное оформление участия студентов в волонтерской дея тельности;

9) административная поддержка раз рабатываемых студентами волонтерских программ;

10)создание и укрепление доброжелательных отношений в волонтерских организациях;

11) организация конкурсов добровольче ских и социально значимых проектов;

12) трансляция студентам личностных мо тивов и идеалов, ценностных ориентации

Деятельность студентов

5) активное участие в волонтерской деятельности;

6) курирование волонтерской деятельности однокурсников, обучающихся ПОО, школьников, получение опыта организаторской деятельности;

7) помощь в организации обучения в школах волонтеров;

8) использование позитивного волонтерского опыта в воспитательной деятельности

Функции

5) обеспечение самореализации и выражения активной гражданской позиции будущих педагогов;

6) придание воспитательной деятельности социального контекста;

7) получение позитивного практического опыта социально значимой деятельности;

8) формирование у будущих педагогов стрессоустойчивости и эмпатии, коммуникативной компетентности, положительного опыта взаимодействия с различными слоями населения

Контрольно-рефлексивный этап

Деятельность преподавателей 4) анализ эффективности применения возможностей волонтерства для процесса подготовки к воспитательной деятельности; 5) информационная поддержка результатов волонтерской деятельности студентов; 6) обсуждение и анализ результатов волонтерской деятельности студентов Деятельность студентов 4) рефлексивный анализ результатов волонтерской деятельности совместно с преподавателями; 5) передача полученного опыта волонтерской деятельности другим студентам; 6) использование полученных профессиональных компетенций в воспитательной деятельности Функции 3) формирование у будущих педагогов рефлексивных навыков и способностей к педагогическому самоанализу; 4) становление у будущих педагогов активной жизненной позиции и социальной ответственности

ш о

X

ф

т ш го

о

т

<

(С X

XI

н го

.X

<

ш

го"

X ^

го

ей

>

т I

Рис. 2. Структурно-содержательная модель организации волонтерской деятельности

Деятельность студентов и педагогов в процессе организации воспитательно-

го сообщества можно представить в виде последовательных этапов (рис. 3).

Рис. 3. Этапы организации деятельности студенческих сообществ в вузе

Молодежные воспитательные объединения транслируют приоритеты активной социальной и гражданской позиции, создают условия для реализации интересов, творческого потенциала будущих педагогов, развития студенческого самоуправления через воспитательное пространство вуза [15]. Студенческие объединения положительно влияют на уровень развития межличностных и межгрупповых отношений, а также на формирование метакоммуникации в учебном и внеучебном контексте [1; 10]. Студенческое сообщество выступает платформой для развития воспитательного потенциала будущих педагогов, способствует формированию их организаторских и коммуникативных навыков [4].

Заключение. Подводя итоги, назовем ключевые положения, определяющие возможность включения будущих педагогов в деятельность волонтерских организаций и общественных объединений как условие их подготовки к осуществлению воспитательной деятельности:

волонтерство рассматривается как добровольческая деятель-

ность, направленная на осуществление помощи и взаимопомощи, активное гражданское участие в жизни общества;

структурная модель организации участия будущих педагогов в волонтерской деятельности включает ознакомительный, мотивацион-но-ценностный, деятельностный и контрольно-рефлексивный этапы, каждый из которых выполняет определенные функции; участие будущих педагогов в волонтерской деятельности в процессе их подготовки к воспитательной работе осуществляется на принципах вариативности, мо-тивационно-ценностной ориентации, активности и саморегуляции, добровольности и субъектности отношений.

Благодарности. Научная статья выполнена в рамках государственного задания министерства просвещения Российской Федерации по теме «Мониторинг результативности практик воспитательной деятельности в вузах по созданию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

о о

X -О

си I-

к ф

ч >2 о

X -О

Ю Ф

о Ь

-О X

X

ф

ш I-

о ф

^

ю о

X

ф

^

ш I-

о

_ ф.

го г? §

х *

ГО ей

о о го ч ф с

15

ю ф

¡£ ей О

н о

со о О С Ш ш

воспитывающей среды в образовательных организациях и выработка инструментария по адаптации лучших практик».

Библиографический список:

1. Акименко Г.В. Совершенствование системы профессионального воспитания студентов через органы студенческого самоуправления на основе зарубежного опыта // Дневник науки. - 2020. - № 3(39). С. 9.

2. Акутина С.П. Волонтерство как ценностно-смысловая ориентация студентов в будущей профессиональной деятельности // Гуманизация образования. - 2019. - № 1. С. 10-18.

3. Гайдамашко И.В., Томашевская В.С., Цуникова Т.Г. Социальный аспект управления качеством образования в ретроспективе развития единого пространства высшего образования // Человеческий капитал. - 2014. - № 9 (69). С. 21-26.

4. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 6. С. 13.

5. Заярская Г.В. Роль профессионального волонтерства в процессе освоения специальности студентами направления подготовки «Организация работы с молодежью» (на примере РГСУ) // ЦИТИСЭ. - 2016. -№ 3(7). С. 13.

6. Колчина А.А. Актуализация воспитательных возможностей студенческих

§ сообществ в вузе // Социологические

S и педагогические аспекты образова-

ло ния: сб. тр. Междунар. науч.-практ.

^ конф. / под ред. Л.А. Абрамовой,

< И.Е. Поверинова. - 2019. С. 16-20. | 7. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., § Гайдамашко И.В.Надежность осоз-

k нанной саморегуляции как ресурс

^ достижения целей в профессиях вы-

сокого риска // Вестник Московского I университета. - 2020. - № 1. С. 77-95. g 8. Няголова М.Д. Исследование устойчивых свойств личности в психо-

m

I логических теориях А. Валлона и

С.Л. Рубинштейна // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. - 2018. - Т. 2. - № 1. С. 3-19.

9. Овсяницкая О.С. Организация деятельности волонтерских объединений по формированию гражданской позиции студентов: системный подход // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверстта. - 2013. - № 3(75). С. 97-102.

10. Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 5. С. 22-40.

11. Титова Г.Ю., Середа А.В. Воспитательная работа на факультете как пространство формирования готовности студентов педвуза - будущих социальных педагогов к решению задач профессиональной деятельности // Научно-педагогическое образование. - 2019. - № 1(23). С. 67-77.

12. Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. -Т. 11. - № 3 (45). С. 27-36.

13. Цилицкий В.С. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьютор-ской деятельности как педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2017. -№ 9. С. 101-105.

14. Широких О.Б. Модернизация педагогического образования в условиях регионального вуза // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 1. С. 68-71.

15. Якушкина М.С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2015. - № 4(39). С. 9-21.

Поступила 04.04.2022

Об авторах:

Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, unv@cspu.ru

Гнатышина Елена Александровна, директор Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, mopr9@mail.ru

Савченков Алексей Викторович, доктор педагогических наук, доцент кафедры подготовки преподавателей профессионального образования и предметной методики, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), alex2107@mail.ru

Для цитирования: Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Савченков А.В. Возможности волонтерских организаций и общественных объединений в подготовке будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 2. С. 16-24. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-16-24

References:

1. Akimenko G.V. Enhancement of students professional education system via students self government bodies based on foreign experiences // Dnevnik nauki. - 2020. - № 3(39). P. 9. [in Russian]

2. Akutina S.P. Volunteering as a value semantic organization of students in future professional work // Gumanizatsiya obrazovaniya. - 2019. - № 1. P. 10-18. [in Russian]

3. Gaidamashko I.V., Tomashevskaya V.S., Tsunikova T.G. Social aspect of education quality management in the retrospective of common higher education space development // Chelovecheskii capital. - 2014. - № 9 (69). P. 21-26. [in Russian]

4. Golubeva O.V., Khizhnaya A.V., Bushueva A.A. Students' associations: place and role in extracurricular activities // Mir nauki. - 2017. - Vol. 5. - № 6. P. 13. [in Russian]

5. Zayarskaya G.V. Role of professional volunteering in the process of students mastering the trade in the program «Organization of work with young people» (by the example of RGSU) // TsITISE. - 2016. - № 3(7). P. 13. [in Russian] £ |

6. Kolchina A.A. Actualization of educational possibilities of students associations in op

о о x _0

CD

i Ii

^ £ ф Ч

X >s

S О

Ч X

X

ф

EJ 1

ю о

higher school // Sotsiologicheskie i pedagogicheskie aspekty obrazoavaniya. Conference ^

proceedings. - 2019. P. 16-20. [in Russian] g g

7. Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Gaidamashko I.V. Reliability of realized self regulation g | as a resource to achieve the aims in high risk professions // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series 14: Psychology. - 2020. - № 1. P. 77-95. [in Russian]

8. Nyagolova M.D. Study of persistent personality properties in the psychological theories of 1 gH. Wallon and S. Rubinshtein // Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Chelovek i | g mir. - 2018. - Vol. 2. - № 1. P. 3-19. [in Russian] | ^

9. Ovsyanitskaya O.S. Organization of volunteer associations' activities in forming students' o b

X (D

civic position: system approach // BecHiK B^eöcKara A3ap^ayHara ymBepcrreTa. - 2013. -

№ 3(75). P. 97-102. [in Russian] | |

10. Savchenkov A.V. Extreme pedagogy as a factor to form teacher's emotional stability // gjl Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - g Vol. 8. - № 5. P. 22-40. [in Russian] |

11. Titova G.Yu., Sereda A.V. Educational work at the Faculty as a space to form readiness of ° § pedagogical higher school students - future social care teachers to solve professional task //

5

Ю

Nauchno-pedagogicheskoe obrazovanie. - 2019. - № 1(23). P. 67-77. [in Russian] S

о

m m

12. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Professional tolerance as teacher's "soft skills" // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - № 3 (45). P. 2736. [in Russian]

13. Tsitsilitsky V.S. Training future special education teachers to tutorship as a pedagogical problem // Vestnik Yuzhnouralskogo gosuadarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - № 9. P. 101-105. [in Russian]

14. Shirokikh O.B. Modernization of pedagogical education in a regional higher school // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2018. - № 1. P. 68-71. [in Russian]

15. Yakushkina M.S. Networking and network projecting potential to form higher school educational space // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Series 4: Pedagogy. Psychology. - 2015. - № 4(39). P. 9-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the authors:

Uvarina Natalya Viktorovna, Deputy-Director for Science and Research, Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, Email: unv@cspu.ru

Gnatysheva Elena Aleksandrovna, Director, Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, Email: mopr9@mail.ru

Savchenkov Aleksei Viktorovich, Doctor of Pedagogy, Associate professor, Department of Training Vocational Teachers and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Email: mopr9@mail.ru

For citation: Uvarina N.V., Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V. Possibilities of volunteer organizations and public associations in preparing future teachers for the implementation of educational activities // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. -Vol. 14. - No. 2. P. 16-24. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-2-16-24

m

о

<u

T

m

ro О

m <

(0 x s

Э

_o

I— ra

< Lli

CP

ro £ m i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.