Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка дефектологов / волонтерская деятельность / воспитательный потенциал / условия эффективной организации / professional training of special education teachers / volunteer activity / educational potential / conditions for effective organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И А. Юдина, Н А. Михайлова

Статья посвящена изучению воспитательного потенциала волонтерской деятельности в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов. Авторами анализируются исследования по организации волонтерской деятельности в высшем образовании в рамках компетентностного подхода в процессе практико-ориентированного обучения. Описывается опыт деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, на основе анализа которого определяются условия эффективного включения волонтерства в образовательное пространство вуза: обеспечение возможности участия будущих дефектологов в добровольческой деятельности профессиональной направленности; создание условий для изменения позиции студента с объектной на субъектную; ориентировка на зону ближайшего развития будущих специалистов; содействие развитию студенческого самоуправления; обеспечение широкого спектра направлений и форм волонтерской деятельности в основной и смежных профессиональных областях; поиск и апробация новых форм волонтерства в дистанционном формате с учетом специфики добровольческой деятельности. Воссоздание выявленных условий эффективной организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологических кадров будет способствовать обогащению образовательного пространства вуза, личностному росту и профессиональному развитию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES AS A RESOURCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIAL EDUCATION TEACHERS

The article is dedicated to study of educational potential of volunteer activity in professional training of special education teachers. Research on organization of volunteer activities in higher education within the framework of competence-based approach in the process of practice-oriented learning is analyzed. Experience of activity of volunteer group “Solnechnyy Zaychik” (Sunny Bunny) of Special (Defectological) Education Department of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University is described and analyzed. Conditions for effective inclusion of volunteering in the educational space of higher educational institution are determined on the basis of analysis results: ensuring the possibility of future special education teachers’ participation in professional orientation volunteer activities; creating conditions for changing the student’s position from objective to subjective; orientation to zone of proximal development of future specialists; assistance to student self-government development; providing a wide range of directions and forms of volunteer activity in the main and related professional fields; search and approbation of new forms of volunteering in distance format taking into account the specifics of volunteering. Recreation of identified conditions of volunteer activities’ effective organization in the process of professional training of special education teachers will contribute to enrichment of educational space of higher educational institution, special education teachers’ growth and professional development of students.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

4. Grunt E. V. Sociologicheskij analiz informacionnoj kul'tury lichnosti v sovremennyh usloviyah. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obschestvennye nauki. 2010; № 1 (73): 117 - 125.

5. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Skipor I.L. Formirovanie informacionnoj kul'tury lichnosti v bibliotekah i obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Shkol'naya biblioteka, 2003.

6. Yasvin V.A. Issledovaniya obrazovatel'noj sredy v otechestvennoj psihologii: ot metodologicheskih diskussij k 'empiricheskim rezul'tatam. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2018; T. 18, Vypusk 1: 80 - 90.

7. Slobodchikov V.I. O ponyatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivayuschego obrazovaniya. Materialy 2-jRossijskojkonferenciipo 'ekologicheskojpsihologii. Moskva; Samara, 2001: 172 - 176.

8. Krupnickij D.V. Model' shkol'noj biblioteki i problemy chteniya starsheklassnikov na sovremennom 'etape razvitiya rossijskogo obschestva. Bibliosfera. 2012; № 2: 86 - 90.

9. Kapranov V.K., Lopatina N.V. Informacionnye resursy shkoly: ot shkol'noj biblioteki k setevoj obrazovatel'noj srede. Informacionnyeresursy Rossii. 2012; № 2: 32 - 35.

Статья поступила в редакцию 26.11.21

УДК 378

Yudina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

(Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Mikhaylova N.A., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES AS A RESOURCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIAL EDUCATION TEACHERS. The article is dedicated to study of educational potential of volunteer activity in professional training of special education teachers. Research on organization of volunteer activities in higher education within the framework of competence-based approach in the process of practice-oriented learning is analyzed. Experience of activity of volunteer group "Solnechnyy Zaychik" (Sunny Bunny) of Special (Defectological) Education Department of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University is described and analyzed. Conditions for effective inclusion of volunteering in the educational space of higher educational institution are determined on the basis of analysis results: ensuring the possibility of future special education teachers' participation in professional orientation volunteer activities; creating conditions for changing the student's position from objective to subjective; orientation to zone of proximal development of future specialists; assistance to student self-government development; providing a wide range of directions and forms of volunteer activity in the main and related professional fields; search and approbation of new forms of volunteering in distance format taking into account the specifics of volunteering. Recreation of identified conditions of volunteer activities' effective organization in the process of professional training of special education teachers will contribute to enrichment of educational space of higher educational institution, special education teachers' growth and professional development of students.

Key words: professional training of special education teachers, volunteer activity, educational potential, conditions for effective organization.

И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального дефектологического образования Педагогического института Северо-Восточного

федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

Н.А. Михайлова, ст. преп., Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Статья посвящена изучению воспитательного потенциала волонтерской деятельности в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов. Авторами анализируются исследования по организации волонтерской деятельности в высшем образовании в рамках компетентностного подхода в процессе практико-ориентированного обучения. Описывается опыт деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, на основе анализа которого определяются условия эффективного включения волонтерства в образовательное пространство вуза: обеспечение возможности участия будущих дефектологов в добровольческой деятельности профессиональной направленности; создание условий для изменения позиции студента с объектной на субъектную; ориентировка на зону ближайшего развития будущих специалистов; содействие развитию студенческого самоуправления; обеспечение широкого спектра направлений и форм волонтерской деятельности в основной и смежных профессиональных областях; поиск и апробация новых форм волонтерства в дистанционном формате с учетом специфики добровольческой деятельности. Воссоздание выявленных условий эффективной организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологических кадров будет способствовать обогащению образовательного пространства вуза, личностному росту и профессиональному развитию студентов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка дефектологов, волонтерская деятельность, воспитательный потенциал, условия эффективной организации.

Системные изменения, происходящие в российском образовании, нацелены на повышение его доступности и качества для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальную интеграцию, формирование способности к ведению максимально самостоятельной жизни, успешную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ключевых условий реализации данных преобразований является соответствующая подготовка педагогических кадров.

Концепция развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, определяющая целевые ориентиры и стратегические направления его развития на всех уровнях на 2020-2030 гг., актуализирует проблему качества подготовки педагогов-дефектологов, задавая научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров [1]. В резолюции III Всероссийского съезда дефектологов (Москва, 14-15 ноября 2019 г) также среди актуальных вопросов создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации первым определен вопрос качества профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования, что определяет его значимость [2].

Современные реалии развития общества диктуют необходимость особого внимания к процессу воспитания обучающихся, нацеленного на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в россий-

ском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3].

Таким образом, значимость качества подготовки специалистов дефектологического профиля для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ обусловливает необходимость поиска путей повышения эффективности данного процесса с учетом современных требований.

Мы изучили потенциал организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологов с учетом современных требований. На основе анализа опыта деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова определены условия эффективного включения волонтерства в образовательное пространство вуза для подготовки дефектологических кадров.

Одним из приоритетных направлений развития высшего образования является необходимость усиления его воспитательных возможностей, продиктованная новыми целевыми установками в области образования и общественного развития [4].

Реализация компетентностного подхода в практико-ориентированном обучении дефектологов предполагает профессиональное воспитание, нацеленное на гармоничное развитие личности будущего специалиста, формирование профессиональной идентичности.

В условиях пандемии опосредованный контакт со студентами, удаленность значительной их части от вуза, невозможность использовать привычные инструменты воспитательной работы осложняют организацию воспитательного процесса в дистанционном режиме. Вместе с тем дистанционный формат воспитательной работы позволяет сохранить столь необходимые для всестороннего развития личности взаимодействие коллектива и неформальное общение студентов [5].

Неотъемлемым условием подготовки педагогов является организация целенаправленной работы вуза по формированию их социальной активности, способствующей успешному личностному росту и профессиональному развитию, составляющих основу конкурентоспособности будущих специалистов. Одним из направлений такой работы является организация волонтерской деятельности [6].

Сендер А.Н., Соколова Т.В., определяя сущность понятия «волонтерство» как добровольную, неоплачиваемую деятельность студентов-волонтеров, выполняющую функции мобилизации социальных инициатив, опыта совместного решения общественно значимых проблем, способствующую профессиональному и личностному развитию, отмечают ее способность оптимизировать образовательную среду для будущих специалистов социально-гуманитарного профиля [7, с. 53].

Богданова Е.В., определяя волонтерскую деятельность студентов как форму отношения человека к миру, отражающую их готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующую формированию их ценностных ориентаций и социального опыта, отмечает ее потенциальные возможности в формировании субъектной позиции студентов, отражающей систему ценностно-смысловых отношений будущего специалиста к самому себе, другим людям, профессиональной деятельности и социокультурному окружению как источникам активности и саморазвития [8, с. 8-9].

Социальная значимость волонтерства в сфере сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью подтверждается в резолюции III Всероссийского съезда дефектологов потребностью разработки методических рекомендаций по развитию добровольчества и организации волонтерской деятельности в данной сфере [2].

Новизна исследования заключается в попытке определить условия эффективной организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологов с учетом современных требований.

Практическая значимость работы состоит в возможности воссоздания выявленных условий эффективной организации волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки дефектологических кадров.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (СВФУ) учебно-воспитательный процесс, выстраиваемый на основе идеологической платформы «Ответственность - Воля - Усердие», нацелен на реализацию миссии университета - «формирование нового поколения профессионалов, реализующего цели и принципы устойчивого развития; выполнение исследований, реализация инновационных разработок и социальных инициатив, обеспечивающих достижение национальных целей и решение геостратегических задач на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации» [9, с. 7].

В задачи воспитательной деятельности, помимо прочих, включены следующие: совершенствование воспитательной системы СВФУ, благоприятной для развития профессиональной, социальной и культурной компетентности обучающихся; системное развитие студенческих общественных объединений, студенческого волонтерского движения; привлечение обучающихся к участию в разработке и реализации образовательных, творческих и социально значимых проектов; применение современных дистанционных образовательных технологий при реализации воспитательной работы в период дистанционного обучения, повышение цифровой грамотности обучающихся [10, с. 9-10].

Справедливо утверждение Сендер А.Н., Соколовой Т.В., что в ходе практической подготовки будущих специалистов социально-гуманитарного профиля вовлечение студентов на регулярной основе в волонтерскую деятельность, ориентированную на устранение социально значимых проблем в обществе, способствует решению задач по формированию их профессиональной направленности, личностному и профессиональному самосовершенствованию [7, с. 52].

На кафедре специального (дефектологического) образования СВФУ около десяти лет, практически с начала ее основания действует волонтерский отряд «Солнечный зайчик» с целью оказания благотворительной, социально значимой помощи детям с ОВЗ, педагогам образовательных организаций, некоммерческим и общественным объединениям в вопросах воспитания, обучения детей с особыми образовательными потребностями, пропаганды дефектологических знаний и идей инклюзивного общества; профессиональной ориентации, повышения интереса студентов к будущей профессии.

Создание волонтерского отряда во многом обусловлено спецификой труда и профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, требованиями к их личности.

Организация волонтерской деятельности в соответствии с получаемой специальностью и в смежных профессиональных областях создает условия для

формирования у будущих учителей-логопедов, помимо универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Эффективность функционирования волонтерского отряда зависит от развития студенческого самоуправления, обеспечивающего его членам возможность выбора вида волонтерской деятельности, времени ее осуществления, степени включенности и распределение ответственности за выполняемое дело.

С начала своей работы волонтерский отряд был ориентирован в первую очередь на реализацию деятельности профессиональной направленности. Одним из первых мероприятий, проводимых в рамках волонтерства, стало поддержание многолетней традиции ежегодного проведения будущими дефектологами новогодних утренников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ, детей-инвалидов и организация благотворительной акции по сбору подарков для них «Подари детям праздник», в которой активно принимают участие преподаватели и студенты всех кафедр педагогического института, выпускники, спонсоры.

Студенты кафедры вовлекаются в волонтерскую деятельность, начиная с первого курса. В рамках добровольчества они принимают активное участие в реализации различных аспектов коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ на основе активного взаимодействия с педагогами образовательных организаций, общественными объединениями родителей. Так, многолетнее сотрудничество кафедры с АНО Абилитационным центром «Особый ребенок», специализирующимся на оказании психолого-педагогической помощи детям с РАС, предполагает проведение многоплановой работы, обеспечивающей овладение студентами начальным профессиональным опытом в ходе волонтерской деятельности профессиональной направленности. Студенты принимают участие в качестве тьюторов в проведении коррекционно-развивающих занятий студии «Вырастайка», работающей на базе центра, организуют игровую деятельность детей во время перерывов между занятиями. Такой опыт способствует формированию профессиональных компетенций, определению приоритетных профессиональных интересов, стимулирует последующее трудоустройство студентов и выпускников.

Интересным, на наш взгляд, является опыт организации волонтерской деятельности на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» нашей кафедры. В процессе выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ студенты реализуют социально значимые проекты на базе центра. В ходе организации работы студии декоративно-прикладного искусства для детей с общим недоразвитием речи, изостудии для детей с общим недоразвитием речи и др. проектов при проведении занятий волонтеры - студенты первого курса помогают детям выполнять задания, организуют подвижные игры во время перерыва. Такая коллективная деятельность, помимо начального профессионального опыта, позволяет «изнутри» наблюдать за ходом практической части исследования, проводимого старшекурсниками, формировать умения профессионального взаимодействия [11].

Традиционным мероприятием стало ежегодное совместное с Республиканской специальной (коррекционной) школой-интернатом для обучающихся с ТНР проведение Республиканской олимпиады по русскому языку для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ. Студенты-волонтеры под руководством преподавателя принимают участие в проверке работ участников олимпиады, самостоятельно организуют игровые паузы.

Привлечение студентов к организации общественных акций, посвященных Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, Всемирному дню людей с синдромом Дауна, фестивалей, благотворительных концертов и др., проводимых с целью распространения инклюзивных ценностей, помогает будущим дефектологам осознать социальную значимость будущей профессии, способствует формированию нравственной культуры личности, творческого подхода в профессиональной деятельности.

В настоящее время в рамках волонтерства профессиональной направленности осуществляется взаимодействие студентов с детьми, имеющими нарушения речи, слуха, ЗПР, умственную отсталость, ДЦП, РАС. В перспективе планируется организация работы и с другими категориями детей с ОВЗ, расширение баз и форм такого сотрудничества с целью создания условий для формирования у студентов начального опыта, профессиональных интересов и ценностных установок.

Следует отметить, что развитию кафедрального добровольческого движения также способствует высокая заинтересованность педагогов образовательных организаций, некоммерческих, общественных объединений во взаимодействии со студентами-волонтерами, по инициативе которых такое взаимодействие может дополняться новым содержанием, обеспечивающим повышение компетентности будущих дефектологов. Примером служит участие членов волонтерского отряда «Солнечный зайчик» в работе семинара «Актуальные вопросы обучения детей с нарушением слуха в дошкольных и образовательных учреждениях», проведенного благотворительным фондом «Харысхал» с приглашением ведущих специалистов Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, которое было организовано в рамках сотрудничества с ЯРОО содействия реабилитации детей с кохлеарными имплантами «Шаг в мир звуков».

Условия пандемии активизировали добровольческое движение по всей стране и дополнили новым содержанием традиционные направления волонтерской деятельности.

В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова стремление студентов быть полезными обществу в столь непростое время способствовало организации слаженной работы добровольческих объединений социальной и соответствующей профессиональной направленности.

На кафедре специального (дефектологического) образования, помимо волонтерской деятельности в профессиональной сфере, более системно стала вестись общественно полезная работа, направленная на помощь нуждающимся.

Будущие дефектологи принимают активное участие в работе республиканских и общеуниверситетских объединений, нацеленных на социальное добровольчество. В рядах добровольцев АНО «Центр по работе с волонтерами Республики Саха (Якутия)», «Волонтеры СВФУ», при проведении Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе наши студенты работали в колл-центрах, помогали с доставкой нуждающимся лекарственных препаратов и продуктов питания, участвовали в акции «Поём двором» по организации выездных мини-концертов для ветеранов Великой Отечественной войны, проводимой ВОД «Волонтеры Победы». Такая деятельность способствует формированию ценностных установок личности специалиста, чувства сопричастности к истории страны.

Необходимость перевода деятельности вузов в дистанционный и смешанный формат актуализировала поиск путей организации воспитательной работы, в том числе волонтерской деятельности, в дистанционном режиме.

В деятельности волонтерского отряда «Солнечный зайчик» накоплен некоторый опыт в данном направлении. Так, закономерным и относительно несложным был переход на дистанционное проведение Республиканской олимпиады по русскому языку для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ. В дистанционном формате проведен упомянутый выше семинар «Актуальные вопросы обучения детей с нарушением слуха в дошкольных и образовательных учреждениях».

В условиях сложной эпидемиологической ситуации запланировано дистанционное проведение традиционного новогоднего мероприятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ, детей-инвалидов. Поиск

Библиографический список

и апробация форм волонтерской деятельности в дистанционном формате продолжается.

Использование воспитательного потенциала волонтерской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих дефектологов обогащает образовательное пространство вуза, способствует личностному росту и профессиональному развитию студентов. Степень участия будущих дефектологов в различных направлениях добровольческой деятельности является «лакмусовой бумажкой», проявляющей человеческие качества, профессиональную пригодность.

При организации волонтерской деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», важно обеспечить возможность их участия в добровольческой деятельности профессиональной направленности, способствующей расширению опыта социального взаимодействия, формированию профессиональной компетентности, образа Я в профессии, профессионального мировоззрения.

Наш опыт подтверждает мнение исследователей, что для раскрытия воспитательного потенциала волонтерской деятельности необходимо делать акцент на изменении позиции студента с объектной на субъектную, при ее организации ориентироваться на зону ближайшего развития будущих специалистов, ставя задачи высокого уровня трудности [12].

Одним из условий эффективной волонтерской деятельности, обеспечивающей формирование субъектной позиции будущих дефектологов, является развитие студенческого самоуправления.

При планировании добровольческих мероприятий важно ориентироваться на основную и смежные профессиональные области, обеспечить широкий спектр направлений и форм волонтерской деятельности, что создает условия для определения будущими дефектологами профессиональных интересов, формирования профессиональной идентичности, расширяет возможности трудоустройства.

Условия дистанционного образования актуализируют поиск и апробацию новых форм волонтерства в дистанционном формате с учетом специфики добровольческой деятельности. Данный вопрос требует детальной проработки.

1. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities

2. Резолюция III Всероссийского съезда дефектологов. Москва, 2019. Available at: https://ikp-rao.ru/iii-vserossijskij-sezd-defektologov/

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ. Available at: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html

4. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Казначеев Д.А. Волонтерское движение как воспитательный ресурс профессиональной подготовки обучающихся педагогического университета. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-1: 159-162. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-dvizhenie-kak-vospitatelnyy-resurs-professionalnoy-podgotovki-obuchayuschihsya-pedagogicheskogo-universiteta

5. Корзинкин А.А., Гатилова Н.Н., Емелькина И.В., Садовникова Н.В., Синдянкина О.К. Воспитательная работа в условиях дистанционного формата и перспектива ее совершенствования в контексте ФГОС 3++. Дистанционное обучение: методы и приемы: сборник статей. Нижний Новгород, 2020: 112 - 118. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=44521684

6. Bozhedonova A., Vasileva A., Nogovitsyna N., Yudina I. Developing social activity in students studying for a teaching degree. Revista Espacios. 2018; Vol. 39 (№ 40): 19.

7. Сендер А.Н., Соколова Т.В. Волонтерская деятельность как средство формирования профессиональной направленности будущих специалистов социально-гуманитарного профиля. Правильный профессиональный выбор - уверенное будущее молодого поколения!: сборник материалов Панорамы педагогического опыта XVII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи. Минск: РИВШ, 2017: 51 - 58. Available at: https:// elib.bsu.by/handle/123456789/183066

8. Богданова Е.В. Формирование субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома: 2010. Available at: http://nauka-pedagogika.com/viewer/399005/a?#?page=1

9. Концепция воспитательной деятельности в Северо-Восточном федеральном университете. Якутск, 2021. Available at: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/8c8/8c85801845 1cdc01686d9e390dbffc51.pdf

10. Рабочая программа воспитания обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в ФГАУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на период 2021 - 2025 гг. Якутск, 2021. Available at: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/d67/d67f556e82340ae100ae32ce90 0b5007.pdf

11. Юдина И.А., Степанова Н.В. Роль социально значимых проектов в подготовке учителей-логопедов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 383 - 385. https:// elibrary. ru/item.asp?id=41833195

12. Мазниченко М.А., Папазян ГС. Воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства. Отечественная и зарубежная педагогика. 2019; Т. 1, № 6 (63): 80 - 97. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-studencheskogo-sobytiynogo-volonterstva/viewer

References

1. Malofeev N.N. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej s OVZ: osnovnye polozheniya. Al'manah Instituta korrekcionnojpedagogiki. 2019; № 36. Available at: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities

2. Rezolyuciya III Vserossijskogo s'ezda defektologov. Moskva, 2019. Available at: https://ikp-rao.ru/iii-vserossijskij-sezd-defektologov/

3. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ. Available at: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html

4. Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Kaznacheev D.A. Volonterskoe dvizhenie kak vospitatel'nyj resurs professional'noj podgotovki obuchayuschihsya pedagogicheskogo universiteta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-1: 159-162. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-dvizhenie-kak-vospitatelnyy-resurs-professionalnoy-podgotovki-obuchayuschihsya-pedagogicheskogo-universiteta

5. Korzinkin A.A., Gatilova N.N., Emel'kina I.V., Sadovnikova N.V., Sindyankina O.K. Vospitatel'naya rabota v usloviyah distancionnogo formata i perspektiva ee sovershenstvovaniya v kontekste FGOS 3++. Distancionnoe obuchenie: metody i priemy: sbornik statej. Nizhnij Novgorod, 2020: 112 - 118. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=44521684

6. Bozhedonova A., Vasileva A., Nogovitsyna N., Yudina I. Developing social activity in students studying for a teaching degree. Revista Espacios. 2018; Vol. 39 (№ 40): 19.

7. Sender A.N., Sokolova T.V. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya professional'noj napravlennosti buduschih specialistov social'no-gumanitarnogo profilya. Pravil'nyj professionally] vybor - uverennoe buduschee molodogo pokoleniya!: sbornik materialov Panoramy pedagogicheskogo opyta XVII Respublikanskoj vystavki nauchno-metodicheskoj literatury, pedagogicheskogo opyta i tvorchestva uchaschejsya molodezhi. Minsk: RIVSh, 2017: 51 - 58. Available at: https://elib.bsu.by/ handle/123456789/183066

8. Bogdanova E.V. Formirovanie sub'ektnojpoziciistudentov v volonterskojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma: 2010. Available at: http://nauka-pedagogika.com/viewer/399005/a?#?page=1

9. Koncepciya vospitatel'noj deyatel'nosti v Severo-Vostochnom federal'nom universitete. Yakutsk, 2021. Available at: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/8c8/8c858018451cdc0168 6d9e390dbffc51.pdf

10. Rabochaya programma vospitaniya obuchayuschihsya, osvaivayuschih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya v FGAU VO «Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K. Ammosova» na period 2021 - 2025 gg. Yakutsk, 2021. Available at: https://www.s-vfu.ru/upload/iblock/d67/d67f556e82340ae100ae32ce900b5007.pdf

11. Yudina I.A., Stepanova N.V. Rol' social'no znachimyh proektov v podgotovke uchitelej-logopedov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 383 - 385. https://elibrary.ru/ item.asp?id=41833195

12. Maznichenko M.A., Papazyan G.S. Vospitatel'nyj potencial studencheskogo sobytijnogo volonterstva. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019; T. 1, № 6 (63): 80 - 97. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-studencheskogo-sobytiynogo-volonterstva/viewer

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Vyugina E.A., postgraduate, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Anzorova S.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of the Department of Pedagogy and Health Culture of the Moscow Financial and Industrial

University "Synergy", (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]

FEATURES OF TRAINING A FUTURE TEACHER IN FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCIES. The article is devoted to consideration of features of training a future teacher in formation of communicative competencies. The author defines a concept of communicative competences, characterizes features of their formation in the system of training future teachers, reveals the structure and component content of communicative competencies. In conclusion, the key directions are identified that contribute to the effective formation of the communicative competencies of a future teacher. The author concludes that the professional level of communicative competencies of future teachers is acquired, adjusted and formed as part of their training in a pedagogical university. This process is carried out in the system and is represented by several interrelated stages: adaptive (adaptive), formative, control, corrective and fixing-final. Achieving a high level of communicative competencies of future teachers is possible subject to the successful completion by students of all these stages of the formation of competencies during training. Key words: competencies, communicative competencies, teacher, future teacher, formation of communicative competencies, teacher training.

Е.А. Вьюгина, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: [email protected]

С.П. Анзорова, канд. пед. наук, доц., заведующая кафедрой педагогики и культуры здоровья НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный

университет «Синергия», (г. Москва), E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Статья посвящена рассмотрению особенностей подготовки будущего учителя по формированию коммуникативных компетенций. Автором определено понятие коммуникативных компетенций, охарактеризованы особенности их формирования в системе подготовки будущих учителей, раскрыта структура и компонентное наполнение коммуникативных компетенций. В заключение определены ключевые направления, способствующие эффективному формированию коммуникативных компетенций будущего учителя. Автор делает вывод о том, что профессиональный уровень коммуникативных компетенций будущих учителей приобретается, корректируется и формируется в рамках их профессиональной подготовки. Данный процесс осуществляется в системе и представлен несколькими взаимосвязанными этапами: адаптационным (адаптивным), формирующим, контрольным, корректирующим и закрепительно-итоговым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: компетенции, коммуникативные компетенции, учитель, будущий учитель, формирование коммуникативных компетенций, подготовка учителя.

Усиление конкуренции на рынке труда среди специалистов, а также высокая динамика профессиональной среды, сложная система коммуникаций и бизнес-процессов не только в высокотехнологичных отраслях, но и в любой производственной системе требуют от современного специалиста не только обладания определенными знаниями, умениями и навыками, но и наличия специфических компетенций, позволяющих ему адекватно отвечать запросам и вызовам той сферы, в которой он работает, то есть способностей эффективно общаться в профессиональной среде с позиции достижения как своих личных приоритетов, так и с точки зрения формирования профессиональных качеств, следования целям развития организации. С этих позиций возникает социальный заказ на подготовку таких специалистов не только в системе высшего образования, но и в условиях среднего профессионального образования, где, как показывает практика, внимание данным вопросам зачастую уделяется не должным образом. Работодателя все больше интересует компетентность специалистов, под которой понимается соединение имеющихся у данного специалиста знаний и умений, сочетание в нем квалификации, модели социального поведения, способности работать в команде, осуществлять общение в профессиональной среде, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты своей работы.

Всё это в наибольшей степени касается будущих учителей, для которых общение является ещё более значимым видом деятельности, чем для специалистов другой сферы, т.к. общение является главным инструментов воздействия учителя на учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что современный этап развития системы образования предъявляет ряд необходимых требований к будущему педагогу. При этом педагогу крайне важно иметь достаточный уровень владения коммуникативными компетенциями, что будет способствовать достижению им успеха в профессиональной деятельности [1-8]. Учитель должен уметь регулировать процесс общения и эффективно строить общение с различными участниками образовательно-воспитательного процесса [1, с. 28].

Цель статьи - рассмотреть особенности подготовки будущего учителя по формированию коммуникативных компетенций.

Задачи исследования заключаются в изучении сущности общения как основы коммуникативной компетентности, изучении сущности и структуру коммуникативной компетентности, а также основных этапов её формирования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

Под общением в контексте нашей работы мы понимаем процесс передачи информации и взаимодействия людей на основе установления и развития между ними контактов и отражения в сознании друг друга [1].

Согласно Б.Д. Парыгину, общение - процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как процесс взаимного понимания друг друга.

Эффективное общение - это, по сути, искусство, которому возможно научиться. Владение искусством делового общения является важным элементом профессиональной компетентности как руководителей, так и сотрудников любой организации, необходимым условием их успешности.

Профессиональное общение, являясь частным случаем общения, обусловливается задачами и условиями профессиональной деятельности. Основная цель профессионального общения состоит в выработке и реализации эффективной стратегии взаимодействия и построения отношений, приводящих к успешному осуществлению профессиональной деятельности.

Обращаясь к понятию коммуникативной компетенции, необходимо отметить, что она подразумевает под собой сразу несколько определений. Если обратиться к различным трактовкам данного понятия, то можно заметить, что западные учёные считают, что коммуникативную компетенцию необходимо характеризовать как определенного рода способность и предрасположенность человека к умению применять приобретенные навыки общения в коммуникативной ситуации, а также учитывать в данном процессе социальные и культурные нормы поведения [1, с. 12].

Коммуникативные компетенции учителя представляет собой умение учителя организовывать и осуществлять осмысленную и эффективную интеракцию, которая соответствует ситуации общения, с целью получения и обмена информацией с другими участниками коммуникативного процесса [5, с. 10].

Исследователь О.С. Овчинникова предлагает трактовать коммуникативные компетенции учителя через определенные личностные характеристики, взаимосвязь «теоретической, практической и нравственно-психологической готовности» для осуществления коммуникации на разных уровнях [3, с. 172]. Коммуникативные компетенции представляют собой комплексный феномен, реализующийся в совокупности компонентов.

Автор Д.И. Изаренков предлагает выделять следующие компоненты коммуникативных компетенций: языковой, содержащий в себе способность индивида к языковому общению и знаниям в области вербальных и невербальных навыков; предметный, подразумевающий наличие у индивида пережитого опыта и накопленных знаний; прагматический, который содержит специальные и профессиональные умения [4].

В свою очередь, Т.А. Хайновская определяет следующий набор компонентов коммуникативных компетенций: когнитивный, практический (деятельност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.