Научная статья на тему 'Роль социально значимых проектов в подготовке учителей-логопедов'

Роль социально значимых проектов в подготовке учителей-логопедов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка учителей-логопедов / социально значимый проект / формирование профессиональной идентичности / волонтерская деятельность. / preparation of speech therapists / socially significant project / formation of professional identity / volunteer activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. А. Юдина, Н. В. Степанова

Статья посвящена изучению потенциала реализации социально значимых проектов в профессиональной подготовке учителей-логопедов. Авторами анализируются педагогические исследования по организации проектной деятельности в высшем профессиональном образовании в рамках компетентностного подхода в процессе практико-ориентированного обучения. Определяется роль проектной деятельности в формировании профессиональной идентичности будущих педагогов. Изучаются возможности организации проектной деятельности студентов в рамках волонтерского движения. Описывается опыт реализации социально значимых проектов в учебной и внеучебной деятельности студентами кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. А. Юдина, Н. В. Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS IN PREPARATION OF SPEECH THERAPISTS

The article is devoted to the study of the potential for implementing socially significant projects in the training of speech therapists. Authors analyze pedagogical research on organization of project activities in higher professional education as part of the competency-based approach in the process of practice-oriented training. The role of project activity in formation of future teachers’ professional identity is determined. The possibilities of organizing student project activities as part of the volunteer movement are being studied. The experience of socially significant projects implementation in educational and extracurricular activities by students of the special (defectological) education department of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Текст научной работы на тему «Роль социально значимых проектов в подготовке учителей-логопедов»

Следовательно, можно сделать вывод, о том, что на осознание подростками своей этнической принадлежности влияет факторы моноэтничности и поли-этничности среды.

Таким образом, поликультурное образование позволяет молодому поколению не только участвовать в межкультурном диалоге, но и лучше понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира. Именно через диалог культур разного масштаба надо формировать у подрас-

тающего поколения осознание ценности своего национального бытия и общегражданского единства, которые присуще всем народам России, как гражданам многонациональной страны.

В образовательных организациях, где реализуется модель поликультурного образования, создаются оптимальные условия для развития межкультурной компетентности, опыта сотрудничества с людьми разных культур, формирования атмосферы взаимоуважения и спокойствия, в чем остро нуждается современный мир.

Библиографический список

1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Available at: http://mon.informika.ru/work/vosp/dok/6988

2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. Педагогика, 1999; № 4: 3 - 10.

3. Крысько В.Г Этнопсихологический словарь. Москва: МПСИ, 1999.

4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Москва: Смысл, 1998.

References

1. Koncepciya razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://mon.informika.ru/work/vosp/dok/6988

2. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naya problema sovremennoj shkoly. Pedagogika, 1999; № 4: 3 - 10.

3. Krys'ko V.G. 'Etnopsihologicheskijslovar'. Moskva: MPSI, 1999.

4. Soldatova G.U. Psihologiya mezh'etnicheskojnapryazhennosti. Moskva: Smysl, 1998.

Статья поступила в редакцию 14.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10166

Yudina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

(Yakutsk, Russia), E-mail: i-yudina@list.ru

Stepanova N.V., senior teacher, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: paulostep@mail.ru

THE ROLE OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS IN PREPARATION OF SPEECH THERAPISTS. The article is devoted to the study of the potential for implementing socially significant projects in the training of speech therapists. Authors analyze pedagogical research on organization of project activities in higher professional education as part of the competency-based approach in the process of practice-oriented training. The role of project activity in formation of future teachers' professional identity is determined. The possibilities of organizing student project activities as part of the volunteer movement are being studied. The experience of socially significant projects implementation in educational and extracurricular activities by students of the special (defectological) education department of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Key words: preparation of speech therapists, socially significant project, formation of professional identity, volunteer activity.

И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального (дефектологического) образования педагогического института Северо-Восточного

федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: i-yudina@list.ru

Н.В. Степанова, ст. преп., педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: paulostep@mail.ru

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Статья посвящена изучению потенциала реализации социально значимых проектов в профессиональной подготовке учителей-логопедов. Авторами анализируются педагогические исследования по организации проектной деятельности в высшем профессиональном образовании в рамках компетентност-ного подхода в процессе практико-ориентированного обучения. Определяется роль проектной деятельности в формировании профессиональной идентичности будущих педагогов. Изучаются возможности организации проектной деятельности студентов в рамках волонтерского движения. Описывается опыт реализации социально значимых проектов в учебной и внеучебной деятельности студентами кафедры специального (дефектологического) образования Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Ключевые слова: подготовка учителей-логопедов, социально значимый проект, формирование профессиональной идентичности, волонтерская деятельность.

Модернизация современной системы российского образования предполагает повышение качества подготовки педагогов, определяя основной целью профессионального образования подготовку конкурентоспособного, компетентного, ответственного специалиста, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Высокие требования современного общества к педагогам-дефектологам обусловлены ориентацией современной системы образования на реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное качественное образование с учетом стратегических направлений развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, позволяющих изменить стартовые возможности детей на всех уровнях образования и качество жизни семьи [1]. Данное обстоятельство активизирует поиск эффективных путей и условий их профессиональной подготовки.

Компетентностный подход, реализуемый в настоящее время в системе высшего профессионального образования, нацелен на формирование у студентов комплексного личностного ресурса, способствующего эффективному взаимодействию с окружающим миром и эффективной профессиональной деятельности. В рамках данного подхода в процессе практико-ориентированного обучения эффективно применение проектного метода, сущность которого, по мнению К.И. Сафоновой, С.В. Подольского, заключается в самостоятельном решении студентами конкретной практической задачи в области будущей профессиональной деятельности под наставничеством педагога [2, с. 52 - 53].

Исследователи рассматривают проектную технологию в высшей школе как инструмент развития у студентов системного мышления, стремления к поиску необходимых знаний, формирования практических умений и навыков, адекватной самооценки, развития коммуникативных и исследовательских умений, социальных навыков, способствующий ускоренному и эффективному формированию компетенций, необходимых в профессиональной деятельности [2], [3].

В соответствии с требованиями современного образовательного пространства организация целенаправленной работы вуза по формированию социальной активности является неотъемлемым условием подготовки педагогических кадров, так как социальная активность студента в годы обучения способствует успешному личностному росту и профессиональному развитию будущего педагога. Формирование социальной активности предполагает организацию работы вуза, направленную на стимулирование таких видов социальной активности, как учебная, научная, общественная, творческая, составляющих основу будущей конкурентоспособности педагога. Реализация социально значимых проектов создает благоприятные условия для овладения социальным смыслом будущей профессиональной деятельности, расширяет возможности организации научно-исследовательской работы, повышает социальную устремленность студентов в их профессиональной деятельности [4].

Социальное проектирование рассматривается нами как деятельность, имеющая непосредственное отношение к преодолению разнообразных социальных

проблем, предполагающая разработку и претворение в жизнь социально значимых проектов [5], [6].

Вслед за О.Е. Бочаровым мы определяем социальный проект как сконструированное его инициатором нововведение с целью создания, модернизации или поддержания в изменившейся социальной среде материальной или духовной ценности, имеющее пространственно-временные и (или) ресурсные границы; воздействие которого на людей признается положительным по своей значимости [7, с. 8].

Период профессиональной подготовки является сензитивным для формирования профессиональной идентичности будущих специалистов [8; 9].

Процесс формирования профессиональной идентичности, основанный на интеграции их личностных и профессиональных качеств, обеспечивает формирование адекватной самооценки, образа «Я» в профессии, саморазвитие студентом наиболее значимых для него личностных и профессиональных качеств как субъекта учебной и профессиональной деятельности [10, с. 163].

В настоящее время актуальной является проблема использования потенциала социально значимых проектов в процессе профессионального обучения будущих учителей-логопедов.

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) при кафедре специального (дефектологического) образования работает Центр психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» («Развитие»), целью деятельности которого является создание научно-практической базы для формирования профессиональных компетенций у студентов; оказание коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; повышение квалификации педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [11, с. 82 - 83].

В ходе обучения по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профилю бакалавриата «Логопедия» организована проектная деятельность студентов. В учебной и внеучебной деятельности реализуются социально-педагогические проекты, характеризующиеся наличием общественной миссии и направленные на преобразование социальных процессов, явлений, условий с помощью педагогических средств [3, с. 21]. Принимая активное участие в разработке и реализации социально значимых проектов, будущие дефектологи учатся решать жизненные и профессиональные задачи, выполнять различные социальные роли.

Процесс проектирования и реализации проекта включает следующие этапы: подготовительный, организационный, основной, итоговый.

На подготовительном этапе формулируются цели и задачи проекта, определяются участники проекта из числа студентов и преподавателей, форма реализации проекта. Для формирования проектных групп мы определили следующие критерии: заинтересованность потенциальных участников в эффективной работе над проектом; соответствие компетенций участников группы теме проекта; соответствие уровня знаний, умений и навыков участников задачам, реализуемым в ходе проектной деятельности; готовность участников группы к сотрудничеству и коллективной работе; соответствие сложности и масштаба проекта учебной нагрузке участников группы по другим дисциплинам [2].

На организационном этапе в ходе коллективного обсуждения изучается проблематика проекта, определяются и обосновываются критерии его оценки, распределяются обязанности между участниками проекта и осуществляется планирование их работы.

Основной этап работы над проектом предполагает его поэтапную реализацию на основе тесного взаимодействия студентов и преподавателей.

Итоговый этап включает анализ полученных результатов и их оценку, определение перспективных направлений развития проекта.

Социально-педагогические проекты, разработка и реализация которых осуществляется студентами в рамках выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ на базе центра «Сайдыы», приобретают характер исследовательских, так как предполагают обоснование актуальности выбранной темы, определение цели и задач исследования, выдвижение и проверку гипотезы в ходе педагогического эксперимента. К числу таких проектов можно отнести организацию инклюзивного театрального кружка, инклюзивной студии декоративно-прикладного искусства, театрального кружка для детей с общим недоразвитием речи, студии декоративно-прикладного искусства для детей с общим недоразвитием речи, изостудии для детей с общим недоразвитием речи. Коллективная форма работы студентов, организуемая в ходе экспериментальной деятельности на базе центра, предполагает проведение в рамках одного проекта каждым студентом собственного исследования по определенной теме, дает возможность наблюдать за ходом работы однокурсника, делиться идеями, накапливать профессиональный опыт работы с детьми и родителями [12, с. 84]. В ходе работы над научным проектом студенты получают положительный опыт социального взаимодействия, профессионального сотрудничества с будущими коллегами, удовлетворение от процесса и результатов своего труда, что способствует формированию профессиональной идентичности. Для проведения занятий привлекаются волонтеры - студенты первого курса, которые помогают детям при выполнении заданий, организуют подвижные игры во время перерыва. Такая деятельность обеспечивает им накопление первоначального профессионального опыта.

На базе центра «Сайдыы» также осуществляется реализация социально значимых проектов во внеучебной деятельности, в которых студенты имеют возможность принимать активное участие, начиная с первого курса. К числу таких проектов можно отнести участие в городской логопедической акции «Реченька» по оказанию диагностико-консультативной помощи детям с нарушениями речи, в выездных логопедических диагностико-консультативных акциях, проводимых силами преподавателей и студентов кафедры в улусах (районах) республики.

Организацией в октябре 2019 г на базе центра логопедической акции «Ре-чецветик» для детей дошкольного, младшего школьного возраста и их родителей положено начало реализации ежегодного кафедрального проекта, целью которого является оказание диагностико-консультативной помощи семьям, имеющим детей с нарушениями речи. В рамках данного проекта студенты кафедры совместно с преподавателями провели логопедическое обследование детей, имеющих речевые нарушения, на основе результатов диагностики родители получили рекомендации по организации соответствующей помощи детям в условиях образовательной организации и семейного воспитания. В ходе реализации проекта студенты наблюдали и самостоятельно проводили логопедическое обследование детей, оформляли речевые карты, формулировали диагностические и прогностические выводы, осуществляли перспективное планирование коррекционно-педагогической работы, учились определять соответствующие условия семейного воспитания детей, осуществлять взаимодействие с детьми и родителями в диагностико-консультативной работе, анализировать собственную деятельность и однокурсников с целью ее совершенствования. Положительные отзывы родителей по итогам реализации проекта способствуют осознанию социальной значимости будущей профессии, формированию профессиональной идентичности.

В современном обществе возрастает роль благотворительной деятельности как формы социально значимой активности человека. Значимость волон-терства в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья подтверждается включением в резолюцию III Всероссийского съезда дефектоло-гов (14 - 15 ноября 2019 г) пункта о разработке методических рекомендаций по развитию добровольчества и организации волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [13].

Волонтерство также является эффективным средством формирования компетенций у студентов в рамках реализации личностно ориентированного и междисциплинарного подходов [14].

На кафедре с 2012 г. действует волонтерский отряд «Солнечный зайчик», в многоплановой деятельности которого участвуют студенты, начиная с первого курса. Члены отряда принимают участие в реализации социально значимых проектов по организации общественных акций, проводимых с целью распространения инклюзивных ценностей, реализации различных аспектов коррекцион-но-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе активного взаимодействия с общественными объединениями родителей.

К числу социально значимых проектов, реализуемых студентами кафедры, также относится ежегодное проведение новогодних утренников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, благотворительной акции по сбору для них подарков «Подари детям праздник».

Наш опыт подтверждает, что участие студентов в проектировании и реализации социально значимых проектов способствует позитивному изменению их ценностного сознания и коммуникативных умений, развитию эмпатии, толерантности, ответственности, лидерских качеств, формированию социальной активности, альтруистической и творческой направленности личности [15], помогает осознать социальную и личностную значимость будущей профессии.

Социальный заказ современной системы образования актуализирует подготовку педагогов-дефектологов в соответствии с высокими требования к качеству образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательное пространство вуза должно быть сконструировано с учетом предоставления возможности будущим педагогам для накопления опыта практической деятельности в разных сферах, реализации их потенциала во внешней среде, обеспечивая формирование их социальной активности, способствующей успешному личностному росту и профессиональному развитию.

Профессиональным пространством, призванным обеспечить формирование профессиональной идентичности будущего учителя-логопеда, является вузовская среда.

Мы солидарны с мнением С.А. Домрачевой в том, что использование проектной технологии в образовательном процессе способствует развитию у студентов стремления к получению знаний, формированию умений самостоятельно анализировать литературу, повышению самооценки, развитию коммуникативных и исследовательских умений, рефлексии, умению применять знания на практике, формированию активной жизненной позиции и социально значимых ценностей [3, с. 22].

Организация социального проектирования в процессе профессиональной подготовки учителей-логопедов повышает образовательный ресурс высшей школы, так как способствует активизации и пополнению знаний, эффективному формированию компетенций, профессиональной идентичности.

Реализация социально значимых проектов в учебной и внеучебной деятельности обеспечивает будущему педагогу-дефектологу индивидуальную зону

творческого развития, способствует формированию личностного отношения к решению актуальных профессиональных проблем.

Включение студентов в социально значимую проектную деятельность формирует удовлетворенность результатами своей работы и будущей профессией, повышает самооценку собственных достижений, возможности реализации своих притязаний. В ходе проектной деятельности предполагается решение задач различной сложности и различная степень самостоятельности студентов, что позволяет привлекать к планированию и реализации проектов студентов, начиная с 1 курса.

Реализация социально значимых проектов на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Сайдыы» кафедры специального (дефектологического) образования СВФУ обеспечивает выполнение социальной миссии центра, а также способствует осознанию социальной значимости будущей профессии.

Библиографический список

Выполнение социально значимых проектов в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ с организацией коллективной формы работы над таким проектом формирует компетенции в исследовательской деятельности, позволяет накапливать опыт профессионального взаимодействия с детьми, коллегами, родителями.

Широкие возможности заложены в организации проектной деятельности студентов в рамках волонтерского движения, определяемого Е.Ф. Зачиняевой как фактор, стимулирующий становление профессиональной идентичности во внешнем (накопление целостного опыта профессиональной деятельности и профессионального общения) и внутреннем (формирование реального профессионального образа «Я» будущего) плане [8, с. 8 - 9].

Таким образом, использование потенциальных возможностей социально значимых проектов в процессе профессионального обучения будущих учителей-логопедов способствует повышению его эффективности.

1. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; № 36.

2. Сафонова К.И., Подольский С.В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп. Общество: социология, психология, педагогика. 2017; № 9: 52 - 61.

3. Домрачева С.А. Социально-педагогическое проектирование как одна из современных технологий подготовки профессионала системы образования. Перспективы науки. 2013; № 11 (50): 20 - 23.

4. Bozhedonova A., Vasileva A., Nogovitsyna N., Yudina I. Developing social activity in students studying for a teaching degree. Revista Espacios. 2018; Vol. 39 (№ 40): 19.

5. Савельева Е.А. Социальное проектирование как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в современном вузе. Педагогический журнал Башкортостана. 2014; № 1 (50): 79 - 83.

6. Бибикова Н.В. Социальное проектирование как технология профессиональной подготовки студентов. XXIXЕршовские чтения: сборник научных трудов. Ишим: ТюмГУ, 2019: 39 - 40.

7. Бочаров О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2009.

8. Зачиняева Е.Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов (на примере подготовки будущих логопедов). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владивосток, 2012.

9. Руднева Е.Н., Костянов В.В. Профессиональное сообщество как фактор формирования профессиональной идентичности студентов на этапе профессиональной вузовской подготовки. Вестник Самарского государственного технического университета. 2010; № 6 (14): 145 - 149.

10. Мухаметзянова Ф.Г., Бисерова Г.К., Яруллина А.Ш. Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста. Интеграция образования. 2006; № 4 (45): 163 - 167.

11. Юдина И.А., Куликовская Н.Э. Об организации работы Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Дефектология. 2017; № 1: 82 - 86.

12. Юдина И.А., Куликовская Н.Э. Организация научно-исследовательской работы студентов на базе Центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Специальное образование. 2016; №3: 79 - 88.

13. III Всероссийский съезд дефектологов: резолюция. Москва, 2019.

14. Щебельская Э.Г. Педагогический потенциал благотворительности. Академия профессионального образования. 2018; № 8: 8 - 22.

15. Даль Л.В. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности студентов в реализации социально значимых проектов. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 2 (33): 32 - 35.

References

1. Malofeev N.N. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej s OVZ: osnovnye polozheniya. Al'manah Instituta korrekcionnojpedagogiki. 2019; № 36.

2. Safonova K.I., Podol'skij S.V. Proektnaya deyatel'nost' studentov v vuze: principy otbora proektov i kriterii formirovaniya proektnyh grupp. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2017; № 9: 52 - 61.

3. Domracheva S.A. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie kak odna iz sovremennyh tehnologij podgotovki professionala sistemy obrazovaniya. Perspektivynauki. 2013; № 11 (50): 20 - 23.

4. Bozhedonova A., Vasileva A., Nogovitsyna N., Yudina I. Developing social activity in students studying for a teaching degree. Revista Espacios. 2018; Vol. 39 (№ 40): 19.

5. Savel'eva E.A. Social'noe proektirovanie kak neot'emlemaya chast' uchebno-vospitatel'nogo processa v sovremennom vuze. Pedagogicheskijzhurnal Bashkortostana. 2014; № 1 (50): 79 - 83.

6. Bibikova N.V. Social'noe proektirovanie kak tehnologiya professional'noj podgotovki studentov. XXIX Ershovskie chteniya: sbornik nauchnyh trudov. Ishim: TyumGU, 2019: 39 - 40.

7. Bocharov O.E. Social'noe proektirovanie kak faktor formirovaniya grazhdanskojpozicii studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2009.

8. Zachinyaeva E.F. Obrazovatel'nye volonterskie praktiki kak faktor professional'noj identifikacii studentov (na primere podgotovki buduschih logopedov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladivostok, 2012.

9. Rudneva E.N., Kostyanov V.V. Professional'noe soobschestvo kak faktor formirovaniya professional'noj identichnosti studentov na 'etape professional'noj vuzovskoj podgotovki. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2010; № 6 (14): 145 - 149.

10. Muhametzyanova F.G., Biserova G.K., Yarullina A.Sh. Integraciya lichnostnyh i professional'nyh kachestv v processe formirovaniya professional'noj identichnosti u buduschego specialista. Integraciya obrazovaniya. 2006; № 4 (45): 163 - 167.

11. Yudina I.A., Kulikovskaya N.'E. Ob organizacii raboty Centra psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s OVZ «Sajdyy». Defektologiya. 2017; № 1: 82 - 86.

12. Yudina I.A., Kulikovskaya N.'E. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov na baze Centra psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s OVZ «Sajdyy». Special'noe obrazovanie. 2016; №3: 79 - 88.

13. III Vserossijskij s'ezd defektologov: rezolyuciya. Moskva, 2019.

14. Schebel'skaya 'E.G. Pedagogicheskij potencial blagotvoritel'nosti. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2018; № 8: 8 - 22.

15. Dal' L.V. Social'no-pedagogicheskij potencial volonterskoj deyatel'nosti studentov v realizacii social'no znachimyh proektov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; № 2 (33): 32 - 35.

Статья поступила в редакцию 06.12.19

yflK 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10167

Tyrina M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: kpvshiot@mc.asu.ru Kulikova L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: lima17.82@mail.ru Fazilbekov I.Sh., senior teacher, Shakarim University (Semey, Kazakhstan), E-mail: ifazylbiekov@mail.ru

LEVEL DIFFERENTIATION OF DEVELOPMENT OF TEACHER'S DIDACTIC CULTURE IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE EDUCATION. The article reveals the problem of diagnosing the levels of teacher's didactic culture development. The approaches of domestic and foreign authors to solving this issue are compared. The criteriaes and the indicators of the formation of this psychological and pedagogical phenomenon are analyzed. Conclusions about the possibility of applying the research results in the process of didactic modern teacher training are drawn. Particular attention is paid to the development of the teacher's didactic culture in the context of the implementation of a competency-based approach in education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: didactic culture, didactic knowledge, didactic skills, didactic abilities, didactic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.