Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков А. В.

Введение. В рамках данной статьи нами описаны социально-педагогические условия, направленные на повышение эффективности системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные социально-педагогическим условиям, способствующим повышению эффективности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (ПОО). Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа. Результаты . В рамках данной статьи нами выделены следующие социально-педагогические условия реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности профессиональных образовательных организациях: организационно-управленческие: 1) включение студентов в деятельность волонтерских организаций и воспитательных объединений; 2) создание виртуальной воспитательной среды вуза; 3) реализация в вузе социальных эстафет; организационно-методические: 1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза; 2) обучение студентов «soft-skills» компетенциям; 3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных (квест-технологии) воспитательных технологий; 4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе. В рамках данной статьи описаны социально-педагогических условий организационно-управленческой группы. Включение студентов в деятельность волонтерских организаций и воспитательные объединения позволяет сориентировать будущих педагогов на деятельность во благо общества и альтруизм, способствует формированию у них самостоятельности, инициативности, критичности мышления, социальной активности. Создание виртуальной воспитательной среды вуза направлено на реализацию различные формы интерактивного воспитательного взаимодействия (форумы, персональные сообщения, видеосвязь и т. д.), позволяет интегрировать реальное и виртуальное воспитательное воздействие на будущих педагогов. Реализация в вузе социальных эстафет дает возможность педагогам передавать образцы поведения и ценности связанные с воспитательной деятельностью, транслировать знания и образцы практической воспитательной деятельности. Обсуждение . Разработанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности усиливают позитивное влияние различных групп внешних и внутренних факторов на систему подготовки будущих педагогов к данной деятельности, тем самым повышая эффективность ее реализации. Заключение . В процессе исследования мы выяснили, что выявленные и разработанные организационно-методические и организационно-управленческие социально-педагогические условия учитывают не только педагогические факторы, но и социальную ориентированность среднего профессионального образования, и социальный заказ общества. Разработанные нами социально-педагоги-ческие условия представляют собой комплекс, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основные положения: - дано определение социально-педагогических условий подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, обоснован их выбор; - описана совокупность социально-педагогических условий подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО; - подробно проанализированы социально-педагогические условия организационно-управленческой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Introduction. Within the framework of this article, we describe the socio-pedagogical conditions aimed at improving the effectiveness of the system of training future teachers for educational activities. Materials and methods. The material for the analysis was presented by various scientific sources devoted to the socio-pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of training future teachers for educational activities in professional educational organizations (PEO). The analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods used in writing this article are the main tools of analysis. Results. Within the framework of this article, we have identified the following socio-pedagogical conditions for the implementation of the system of training future teachers for educational activities in professional educational organizations: organizational and managerial: 1) the inclusion of students in the activities of volunteer organizations and educational associations; 2) the creation of a virtual educational environment of the university; 3) the implementation of social relays in the university; organizational and methodological: 1) modeling of extreme pedagogical situations in the educational process of the university; 2) teaching students “soft-skills” competencies; 3) implementation of modern interactive (quest technologies) educational technologies in the educational process; 4) implementation of coaching technologies and mentoring in educational work. This article describes the socio-pedagogical conditions of the organizational and management group. The inclusion of students in the activities of volunteer organizations and educational associations allows future teachers to focus on activities for the benefit of society and altruism, contributes to the formation of their independence, initiative, critical thinking, and social activity. The creation of a virtual educational environment of the university is aimed at implementing various forms of interactive educational interaction (forums, personal messages, video communication, etc.), allows integrating real and virtual educational impact on future teachers. The implementation of social relays at the university allows teachers to transmit patterns of behavior and values related to educational activities, to transmit knowledge and examples of practical educational activities. Discussion. The developed socio-pedagogical conditions for preparing future teachers for educational activities strengthen the positive influence of various groups of external and internal factors on the system of training future teachers for this activity, thereby increasing the effectiveness of its implementation. Conclusion. In this article, we found out that the identified and developed organizational-methodological and organizational-managerial socio-pedagogical conditions take into account not only pedagogical factors, but also the social orientation of secondary vocational education, and the social order of society. The socio-pedagogical conditions developed by us are complex, they are interrelated and mutually conditioned. Highlights: The definition of socio-pedagogical conditions for the preparation of future teachers for educational activities is given, their choice is justified; A set of social and pedagogical conditions for preparing future teachers for educational activities in professional educational organizations is described; The socio-pedagogical conditions of the organizational and management group were analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.159.6.011

УДК 378.18 ББК 74.00

А. В. Савченков ^

ORCID № 0000-0002-7268-1533 |

§

о*

профессионального обучения и предметных методик, о

а

л д

а

г

г

E-mail: alex2107@mail.ru g

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ |

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ |

научной и методической литературы, описательный и дистрибу-

л

л

о *

к

л

о

а -к к к

о к о

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация

Введение. В рамках данной статьи нами описаны социально-педагогические условия, направленные на повышение эффективнос-

о

ти системы подготовки будущих педагогов к воспитательной дея- г

тельности. 0

Материалы и методы. Материалом для анализа выступили и

№ у

различные научные источники, посвященные социально-педагоги- р у

о --

ческим условиям, способствующим

повышению эффективности | л §

и а

подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в о а

а о

профессиональных образовательных организациях (ПОО). Анализ Н 0

ы №

§ №

о 0 л л

тивный методы, применяемые при написании данной статьи, явля- а

^ а

« к

о

ются основным инструментарием анализа. |

Результаты. В рамках данной статьи нами выделены сле- ¿т ж

Н о

ЕЕ К;

дующие социально-педагогические условия реализации системы § ^

о е

подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности а

и ь

профессиональных образовательных организациях: организацион- | о

"к л

но-управленческие: 1) включение студентов в деятельность волон- 11

«о §

ж

У «О

И5

терских организаций и воспитательных объединений; 2) создание виртуальной воспитательной среды вуза; 3) реализация в вузе социальных эстафет; организационно-методические: 1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза; 2) обучение студентов «soft-skills» компетенциям; 3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных (квест-технологии) воспитательных технологий; 4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе. В рамках данной статьи описаны социально-педагогических условий организационно-управленческой группы.

Включение студентов в деятельность волонтерских организаций и воспитательные объединения позволяет сориентировать будущих педагогов на деятельность во благо общества и альтруизм, способствует формированию у них самостоятельности, инициативности, критичности мышления, социальной активности. Создание виртуальной воспитательной среды вуза направлено на реализацию различные формы интерактивного воспитательного взаимодействия (форумы, персональные сообщения, видеосвязь и т. д.), позволяет интегрировать реальное и виртуальное воспитательное воздействие на будущих педагогов. Реализация в вузе социальных эстафет дает возможность педагогам передавать образцы поведения и ценности связанные с воспитательной деятельностью, транслировать знания и образцы практической воспитательной деятельности.

Обсуждение. Разработанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности усиливают позитивное влияние различных групп внешних и внутренних факторов на систему подготовки будущих педагогов к данной деятельности, тем самым повышая эффективность ее реализации.

Заключение. В процессе исследования мы выяснили, что выявленные и разработанные организационно-методические и организационно-управленческие социально-педагогические условия учитывают не только педагогические факторы, но и социальную ори-

ентированность среднего профессионального образования, и социальный заказ общества. Разработанные нами социально-педагогические условия представляют собой комплекс, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Ключевые слова: система подготовки будущих педагогов к 13 воспитательной деятельности; профессиональные образовательные организации; социально-педагогические условия; виртуальные воспитательные технологии.

9 «

§

о* Ж

о

а л д а г о

Основные положения: Л

о *

Л

о

готовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, обос- о нован их выбор; I

л §

дано определение социально-педагогических условий под-

- описана совокупность социально-педагогических условий подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО; Л

- подробно проанализированы социально-педагогические о

о

условия организационно-управленческой группы. Л

В рамках нашего исследования мы под социально-педагогическими условиями понимаем совокупность внутренних и внешних

1 Ведение (1п1то^с1:1оп) о

д

г о

о

№ У а

Проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (ПОО) очень сложна и многогранна, и ее решение требует внедрения различных социально-педагогических условий. Выявление ^ П

О №

данных условий направлено на разрешение противоречия на науч- 3 л

о а

но-методическом уровне в части разработки организационно-управ- | о

ж о

ленческих и организационно-методических условий становления и Ж №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ *

развития системы подготовки к воспитательной деятельности. ^ о

а о §

а а

а а

обстоятельств, возможностей педагогического процесса, целенап- ж

ж №

№ ^

равленно созданных и реализуемых для достижения поставленной ^ | цели, это комплекс социальных и педагогических мер, направлен- § § ных на повышение эффективности исследуемого педагогического Л о

г* 3 а

процесса.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В статье проанализированы социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Дано подробное описание социально-педагогических условий организационно-управленческой группы.

3 Результаты (Results)

В рамках нашего исследования мы будем рассматривать именно совокупность педагогических условий, так как отдельные условия, по нашему мнению, не смогут оказать существенного влияния на педагогические явления. Совокупность педагогических условий отражает многогранность воспитательной деятельности и позволяет оказать влияние на отдельные аспекты исследуемой проблемы. В нашем исследовании социально-педагогические условия подразделяются на две группы: органкзацконно-управленческке к органкзацконно-методкческке.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта воспитательной деятельности нами выделены следующие соцкально-педагогкческке условкя реализацкк скстемы подготовкк будущкх педагогов к воспктательной деятельностк професскональных образовательных органкзацкях: органкзацкон-но-управленческке: 1) включение студентов в деятельность волонтерских организаций и воспитательных объединений; 2) создание виртуальной воспитательной среды вуза; 3) реализация в вузе социальных эстафет; органкзацконно-методкческке: 1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза; 2) обучение студентов «soft-skills» компетенциям; 3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных I (квест-технологии) воспитательных технологий; 4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе. Данная ста-^ тья посвящена описанию социально-педагогических условий орган»

зационно-управленческой группы.

Включенж студентов в деятельность волонтерскш орга-шзацш 3 восттательных объедтент. Кроме использования

традиционных воспитательных технологий воспитательной дея- ^

о

тельности, необходимо включать в образовательный процесс вуза 3а инновационные виды деятельности, к которым можно отнести во- §

о а

е д а

чить опыт взаимодействия с различным контингентом людей, ог

3

научиться выстраивать отношения с ними, получить опыт социаль- л

с к

3 у

ходимо активно использовать в процессе подготовки будущих педа- о

гогов к воспитательной деятельности. я

р

е §

лонтерство [1]. Волонтерство позволяет будущим педагогам полу-

но полезной деятельности. На наш взгляд, эти преимущества необ-

Принципы подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности в профессиональных образовательных организациях представлены на рисунке 1.

а ц

3 3

с 3

с

а

о

д г о

о

в к3

№ У

р У

с №

с а 3е

од на а

§ г н

ы №

№ к о во

б с з 3

о 3 аа а а

нн

о

х й

д е

р я

г а

3 ьь з

за но

3 §

185

Рисунок 1 — Принципы подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности Figure 1 — Principles of preparing future teachers for volunteering

Волонтерская деятельность позволяет сформировать ценностно-смысловые ориентации будущих педагогов к будущей педагогической деятельности, создать эффективную воспитательную среду и атмосферу студенческого самоуправления в вузе, получение позитивного практического опыта социально значимой деятельности [2].

ц

ц 3 §

Реализация данного социально-педагогического условия §

о а

е д а г о г 3

Л

е

с к 3 е §

деятельности; о

в3

2) волонтерство придает воспитательной деятельности соци- я

р

е §

способствует тому, что:

1) волонтерская деятельность ориентирует будущих педагогов на деятельность во благо общества и альтруизм, которые выступают фундаментальной основой для успешности воспитательной

альную направленность, что в свою очередь позволяет формировать ценностное отношение будущих педагогов к данной деятельности;

3) позволяет будущим педагогам получить опыт взаимодействия с различным контингентом людей, научиться выстраивать отношения с ними, почувствовать свою социальную значимость;

4) волонтерская деятельность способствует формированию у будущих педагогов самостоятельности, инициативности, критичности мышления, социальной активности;

6) волонтерство придает воспитательной деятельности лич-

а ц

3 3 с 3 с

а

о

д г о

о

в

к3

№ У а

5) будущие педагоги применяют позитивный волонтерский °

е х

опыт в воспитательной деятельности и во взаимодействии с воспи- с а

3о ед

танниками; н а

аг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ г ь

н

ы №

х к

ностную, социальную и общественную значимость; ° о

р са

7) такие личностные качества, как доброжелательность, альт- 3 3

в ""

руизм и социальная ответственность, получаемые педагогами в рам- 3

ках реализации данного педагогического условия, будут в последст- | о

ы й

вии транслироваться ими обучающимся ПОО в ходе реализации о е

рг я

воспитательной деятельности. ан

зь

Созданж виртуальной восnитательной среды вуза. Вирту- а о

3 3

альная образовательная среда за счет бесконечных возможностей

ИКТ-технологий позволит внеучебной работе вуза конкурировать с другими формами досуга будущих педагогов (развлечения, зрелища, мероприятия и т. д.) [3]. Виртуальные воспитательные средства открывают для вуза новые возможности в воспитательной деятельности, позволяют интегрировать в воспитательную среду инновационно-технологические варианты воспитания, а также обеспечить привлекательность традиционным формам воспитательной деятельности [4]. Виртуальная воспитательная среда позволяет реализовать инновационные воспитательные технологии, такие, как воспитательные блоги преподавателей, online экскурсии, виртуальное моделирование воспитательных ситуаций [5].

Создание виртуальной воспитательной среды позволит:

1) сделать воспитательный процесс вуза привлекательным для будущих преподавателей за счет привычности виртуального пространства как средства коммуникации и выстраивания межличностных отношений;

2) реализовать различные формы интерактивного взаимодействия (форумы, персональные сообщения, видеосвязь и т. д.) в ходе реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности;

3) создать единое воспитательное пространство вуза, вовлечь будущих педагогов в воспитательный процесс, формировать их нравственное и гражданское поведение, способствовать подготовке к воспитательной деятельности;

4) в ходе реализации разработанной системы оперировать большим объемом информации воспитательной направленности, что позволяет сделать содержательное наполнение системы разнообразным, насыщенным и доступным;

5) интегрировать реальное и виртуальное воспитательное евч воздействие на будущих педагогов, противодействовать негативным

реакциям на них со стороны виртуального пространства; ^ 6) осуществлять диагностику и мониторинг процесса подго-

товки будущих педагогов к воспитательной деятельности, за счет online опросов, диагностических методик, анкетирования и т. д.;

7) за счет реализации личностно-ориентированной парадигмой виртуальная воспитательная среда способствует формированию ^

о

у будущих педагогов положительного эмоционального настроя и Ц устойчивой мотивации к выполнению воспитательной деятельности; g

о

S

№ д а г о г и ч № с к и №

с

8) обеспечивать сетевую поддержку процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности за счет использования информационно-коммуникативных технологий;

9) осуществлять психолого-педагогическую поддержку и консультативную помощь со стороны профессорско-преподавательского §

состава в процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной я

л

деятельности; §

10) делает процесс реализации системы подготовки будущих Л

№ №

педагогов к воспитательной деятельности доступным для них в №

о

любых условиях и обстоятельствах [6]. |

к

Реал№зац№я в вузе соц№альных эстафет. Согласно представлению М. А. Розова любые действия личности выполняются по об- § разцам, которые посредствам социальных эстафет передаются от одних носителей к другим, при этом у любого образца есть свои

а

о §

а о

3 о

в №

№ У

образцы [7]. Опираясь на данную точку зрения, мы считаем, что §

е х

образцы поведения и деятельности, связанные с воспитательной С а

0 §

работой, воспитательные навыки, проявляемые педагогами вуза, § а

§ а

1 й н О

ы № х *

являются образцами для подражания студентов, и они будут следовать им, таким образом, будет образована социальная эстафета. о §

^ а

При этом студентами может быть получен и отрицательный образ, 3 № закрепляющийся в дальнейшем в виде негативного опыта. 3

Социальная эстафета позволяет будущему педагогу перени- | О

ы к<

мать способы осуществления воспитательной деятельности, свойст- § е

а я

венные профессорско-преподавательскому составу вуза, в том числе Н

3 |

манеру их поведения и проявление личностных качеств. Будущие ц §

№ 3

педагоги становятся носителями эстафетного пространства воспи

тательной среды вуза и становятся его распространителями [8]. Таким образом, будущие педагоги, усвоив образцы поведения профессорско-преподавательского состава вуза, транслируют их в ходе осуществления воспитательной деятельности в ПОО, тем самым запуская новую «волну» социально эстафеты и усиливая ее влияние.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была разработана технология формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО в социальных эстафетах (рисунок 2).

Рисунок 2 — Технология формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО в социальных эстафетах

Figure 2 — Technology of formation of future teachers' readiness for educational activities in professional educational Organizations in social relay races

50

S Ä 50 У 50

3

И5

Рисунок 2

Реализация в вузе социальных эстафет позволит:

1) передавать образцы поведения и ценности, которым будущие педагоги будут в дальнейшем следовать в своей профессиональной деятельности;

2) посредством эстафетного принципа транслировать знания и образцы практической воспитательной деятельности;

3) раскрыть механизмы взаимодействия субъектов воспитательной деятельности в вузе, а также обеспечить воспроизводимость и непрерывность процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в ПОО;

4) представить воспитательную деятельность в вузе как огромное количество социальных эстафет, которые на постоянной основе оказывают влияние на будущих педагогов;

5) будущим педагогам перенимать способы осуществления воспитательной деятельности, свойственные профессорско-преподавательскому составу вуза, в том числе манеру их поведения и проявление личностных качеств;

6) профессорско-преподавательскому составу передать свой жизненный и профессиональный опыт, образцы поведения;

7) будущим педагогам усваивать и делать традиционными для себя куматоиды, связанные с воспитательной деятельностью, а именно доброжелательность, целеустремленность, сопричастность, ответственность за свои поступки, справедливость.

4 Обсуждение (Discussion)

Разработанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности усиливают позитивное влияние различных групп внешних и внутренних факторов на систему подготовки будущих педагогов к данной деятельности, тем самым повышая эффективность ее реализации. | 5 Заключение (Conclusion)

1. Выявленные и разработанные организационно-методичес-^ кие и организационно-управленческие социально-педагогические

условия учитывают не только педагогические факторы, но и социальную ориентированность среднего профессионального образования, и социальный заказ общества. Разработанные нами социально-педагогические условия представляют собой комплекс, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. а 2. Включение студентов в деятельность волонтерских органи- | заций и воспитательные объединения позволяет сориентировать будущих педагогов на деятельность во благо общества и альтруизм, придает воспитательной деятельности в вузе социальную направленность, способствует формированию у будущих педагогов самостоятельности, инициативности, критичности мышления, социальной

9 «

ж §

о* Ж

о

ж

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д

а а о а ж

Л

у

о *

ж у

о

о

ж

активности, придает воспитательному процессу вуза социальный I

у

ж

а ж

ж

о ж

о

и гражданский контекст.

3. Создание виртуальной воспитательной среды вуза направлено на реализацию различные формы интерактивного воспитательного взаимодействия (форумы, персональные сообщения, видеосвязь и т. д.), создать единое воспитательное пространство вуза, вовлечь бу- £

ж о

дущих педагогов в воспитательный процесс, интегрировать реальное а

о

о

ж

£ у

и виртуальное воспитательное воздействие на будущих педагогов.

4. Реализация в вузе социальных эстафет дает возможность педагогам передавать образцы поведения и ценности, связанные с О у

^ ж

воспитательной деятельностью, транслировать знания и образцы 0 £

ож жу

практической воспитательной деятельности, обеспечивается вос- 0 а

а О

производимость и непрерывность процесса подготовки будущих н о

й £

педагогов к воспитательной деятельности в ПОО. £ №

^ 0

а жж

Библиографический список 0 §

1. Казанцева А. А. Организация волонтерской деятельности в педагогическом вузе // Молодежь XXI века: шаг в будущее : материалы XIX региональной ж н научно-практической конференции, 23 мая 2018 года. В 3-х томах. Благовещенск : ДГАУ, 2018. С. 221-222.

2. Акутина С. П. Волонтерство как ценностно-смысловая ориентация студентов в будущей профессиональной деятельности // Гуманизация образова- ж ^ ния. 2019. № 1. С. 10-18.

§ £

£ а у

р I

а §

ж §

к о*

а ж

9 о

3. Денисова А. Б. Возможности информационного пространства внеучебной деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 153-157.

4. Проектирование воспитательного пространства современного вуза средствами ИКТ-технологий : монография / Л. А. Зятева [и др.]. Брянск : Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2018. - 180 с.

5. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И., Трубина И. И. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 109-112.

6. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О. Реально-виртуальная воспитательная среда вуза как средство формирования у студентов навыков самосохранения здоровья // Научное образование. Педагогические науки. 2018. № 2. С.32-37.

7. Жукова М. Е. Законотворчество как социальная эстафета // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 3. С. 70-75. (Философские науки).

8. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии : монография. Смоленск : Изд-во «СГУ», 2006. - 438 с.

A. V. Savchenkov

ORCID No. 0000-0002-7268-1533 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Training Teachers of Professional

Education and Subject Methodology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: alex2107@mail.ru

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Abstract

Introduction. Within the framework of this article, we describe the socio-pedagogical conditions aimed at improving the

J effectiveness of the system of training future teachers for educate

-I tional activities.

SJ

ей Materials and methods. The material for the analysis was

^ presented by various scientific sources devoted to the socio -

pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of training future teachers for educational activities in professional educational organizations (PEO). The analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods y used in writing this article are the main tools of analysis.

Results. Within the framework of this article, we have identified the following socio-pedagogical conditions for the implementation of the system of training future teachers for educational activities in professional educational organizations: organizational and managerial: 1) the inclusion of students in the activities of volunteer organizations and educational associations; 2) the creation of a virtual educational environment of the university; 3) the implementation of social relays in the university; organizational and methodological: 1) modeling of extreme ped- s agogical situations in the educational process of the university; y 2) teaching students "soft-skills" competencies; 3) implementa- I tion of modern interactive (quest technologies) educational technologies in the educational process; 4) implementation of coaching technologies and mentoring in educational work. This article describes the socio-pedagogical conditions of the organizational

y

t

O

s c'

a ^^

o o s s

o s s

Oo

o

s,

ö

1

and management group. ^

The inclusion of students in the activities of volunteer or- g

&

2 I

y

O

o a

ganizations and educational associations allows future teachers to focus on activities for the benefit of society and altruism, contributes to the formation of their independence, initiative, critical thinking, and social activity. The creation of a virtual educational § environment of the university is aimed at implementing various forms of interactive educational interaction (forums, personal messages, video communication, etc.), allows integrating real and virtual educational impact on future teachers. The implementation of social relays at the university allows teachers to trans- a o mit patterns of behavior and values related to educational activi-

a

s o

ss s:

o E

g s

o P

g O

o

s E

s ö s g

ties, to transmit knowledge and examples of practical educational activities.

Discussion. The developed socio-pedagogical conditions for preparing future teachers for educational activities strengthen the positive influence of various groups of external and internal factors on the system of training future teachers for this activity, thereby increasing the effectiveness of its implementation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusion. In this article, we found out that the identified and developed organizational-methodological and organizational -managerial socio-pedagogical conditions take into account not only pedagogical factors, but also the social orientation of secondary vocational education, and the social order of society. The socio-pedagogical conditions developed by us are complex, they are interrelated and mutually conditioned.

Keywords: The system of training future teachers for educational activities; Professional educational organizations; Social and pedagogical conditions; virtual educational technologies.

Highlights:

The definition of socio-pedagogical conditions for the preparation of future teachers for educational activities is given, their choice is justified;

A set of social and pedagogical conditions for preparing future teachers for educational activities in professional educational organizations is described;

The socio-pedagogical conditions of the organizational and management group were analyzed in detail.

References

o 1. Kazanceva A.A. (2018), Organizaciya volonterskoj deyatel'nosti v

¿a

§ pedagogicheskom vuze [Organization of volunteer activities in a pedagogical

o

university]. Materialy XIX regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii

^ "Molodezh' XXI veka: shag v budushchee" 3 maya 2018 goda (v 3-h tomah)

^ [Materials of the XIX regional scientific and practical conference "Youth of

the XXI century: a step into the future", May 23, 2018 (in three volumes)].

Dal'nevostochnyy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, Blagoveshchensk,

pp. 221-222. (In Russian). ^

o

2. Akutina S.P. (2019), Volonterstvo kak cennostno-smyslovaya ori- g-entaciya studentov v budushchej professional'noj deyatel'nosti [Volunteerism d

as a value-semantic orientation of students in their future professional activi- eg

s

ties]. Gumanizaciya obrazovaniya, 1, 43-46. (In Russian). g

3. Denisova A.B. (2013), Vozmozhnosti informacionnogo prostranstva o

§

vneuchebnoj deyatel'nosti [Opportunities of the information space of extracur- s

S

ricular activities]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2, 153-157. (In Russian). §

s

4. Zyateva L.A., Zlobina S.N., Kiyutina I. I., Eliseeva E.V. & Isa- &

kova G.S. (2018), Proektirovanie vospitatel'nogo prostranstva sovremennogo e

vuza sredstvami IKT-tekhnologij [Designing the educational space of a mod- J'

ern university by means of information and communication technologies]. J

Monografiya, Bryanskiy gosudarstvennyy universitet imeni akademika I. G. §

a

Petrovskogo, Bryansk, 180 p. (In Russian). g

§

5. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. & Trubina I.I. (2018), Formirovanie 5 virtual'noj social'no-obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya kak uslovie e povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa [Formation of a vir- § tual social and educational environment of an educational institution as a condition for improving the effectiveness of the educational process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 6 (73), 109-112. (In Russian).

g

s

6. Safronova A.N. & Verbickaya N.O. (2018), Real'no-virtual'naya

"a

vospitatel'naya sreda vuza kak sredstvo formirovaniya u studentov navykov &

g

samosohraneniya zdorov'ya [Real-virtual educational environment of the ^

C

c a

university as a means of forming students ' skills of self -preservation of healt].

Nauchnoe obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 2, 32-37. (In Russian). ^

7. Zhukova M.E. (2011), Zakonotvorchestvo kak social'naya estafeta ^

8. Rozov M. A. (2006), Teoriya social'nyh estafet i problemy episte-mologii [Theory of social relays and problems of epistemology]. Monografiya, d

-s

[Lawmaking as a social relay race]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo jj

oblastnogo universiteta. Seriya "Filosofskie nauki", 3, 70-75. (In Russian). a

o' s

a

-

K a

Saratovskiy gosudarstvennyy universitet, Smolensk, 438 p. (In Russian). a 5'

g 5

o ^

¿3 o

a . o

g§ § S »

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.