НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RE БТЛГТИ
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
УДК 378 DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-1-30-40
Ткачева С.А.1 Сагынтай кызы Э.2
О ПРОБЛЕМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ_
1) Иссык-кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова
ул. Абдрахманова 103, г. Каракол, 722200, Кыргызская Республика
E-mail: [email protected]
2) Иссык-кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова,
ул. Абдрахманова 103, г. Каракол, 722200, Кыргызская Республика, E-mail: [email protected]
Аннотация. Современная социокультурная ситуация накладывает определенный отпечаток на формирование личности современного педагога и его готовности к воспитательному процессу в целом. В связи с этим существенно изменяется учебный процесс вуза, профессиональная подготовка будущего учителя и его самосовершенствование. Целью статьи является раскрытие проблемы современной подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе. В статье представлен анализ: уровня готовности сегодняшнего студента-педагога, научной и методической литературы. Особое внимание в статье уделяется влиянию современной социокультурной ситуации на формирование личности педагога и его готовности к воспитательной работе. В статье дана характеристика основным дефинициям процесса воспитания: воспитательная работа, эффективность воспитательной работы, готовность педагога к воспитательной работе. Авторами раскрываются результаты констатирующего эксперимента. В статье рассматривается, какими базовыми умениями должен владеть учитель-воспитатель: проектировочными, коммуникативными, исследовательскими, диагностическими, а также характеризуются основные условия готовности будущего педагога к воспитательной работе. В результате авторы приходят к выводу о том, что программа общей подготовки будущих учителей к воспитательной работе должна содержать модернизацию программ дисциплин психолого-педагогического цикла: «Педагогика» и «Психология»; внедрение в учебный план для студентов педагогических специальностей обновленного спецкурса «Методика воспитательной работы»; внедрение комплекса инновационных технологий и интерактивных методов, способствующих формированию практических навыков воспитательной работы и внедрение их в образовательный процесс педагогических направлений.
Ключевые слова: воспитательная работа; будущий педагог; эффективность воспитательной работы, профессиональная готовность; готовность педагога к воспитательной работе.
RESEARCH RES
U L Т U
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
S.A. Tkacheva 1 E. Sagyntay kyzy 2
THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL WORK IN THE NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS
1) Issyk-Kul State Universitynamed after K. Tynystanov, 103, Abdrakhmanov St., Karakol, 722200, Kyrgyzstan
E-mail: [email protected]
2) Issyk-Kul State University named after K. Tynystanov, 103, Abdrakhmanov St., Karakol, 722200, Kyrgyzstan
E-mail: [email protected]
Abstract. Current socio-cultural situation imposes a certain imprint on the formation of the personality of the modern teacher and his/ her readiness for the educational process in general. In this connection, the educational process of the university, the professional preparation of the future teacher and his/ her self-improvement are significantly changing. The aim of the article is to reveal the problem of the modern preparation of future teachers for educational work in school. The article presents the analysis of the level of readiness of today's student-teacher, and the analysis of scientific and methodical literature. Particular attention is paid to the influence of the current socio-cultural situation on the development of the teacher's personality and his/ her readiness for education. The article describes the main definitions of the training process: education, effectiveness of education, teacher's readiness for education. The authors reveal the results of the ascertaining experiment. The article considers what basic skills a teacher-educator should have: project design, communication, research, diagnostic, as well as the basic conditions for the future teacher's readiness for education. As a result, the authors come to the conclusion that the program of general preparation of future teachers for education should contain modernization of the disciplines of the psychological and pedagogical cycle: "Pedagogy and psychology"; introduction to the curriculum of pedagogical specialtiesan updated special course "Methodology of training"; introduction of a complex of innovative technologies and interactive methods that promote the formation of practical skills in education and their introduction into the educational process of pedagogical directions.
Keywords: education; future teacher; training; effectiveness of education; professional readiness; teacher's readiness for training.
Введение. Утверждение в постсоветских странах, в том числе и в Кыргызстане, рыночных отношений, расширение демократических начал в жизни современного общества, возрождение национальной культуры кыргызского народа, его многовековых традиций и обычаев выдвигает актуальные требова-
ния к подготовке нового поколения педагогов. Следовательно, сегодняшние студенты и будущие учителя должны быть ориентированы на те тенденции в экономике, культуре, науке, которые ожидают нас в будущем.
Анализ современного состояния подготовки учителей к воспитательной ра-
боте в общеобразовательных школах говорит о том, что она не совсем отвечает требованиям сегодняшнего дня. И сегодня в школу приходят молодые учителя, которые более или менее справляются с задачами обучения своему предмету и почти не справляются с задачами воспитания учащихся. Данное обстоятельство выдвигает необходимость изучения проблем подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе.
Основная часть. Анализ научно-теоретической литературы (О.А. Абду-линой, Н.И. Болдырева, Е.Б. Бондарев-ской, А.Н. Джуринского, Н.Н. Кузьминой, Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмель, Н.Е. Щурковой и др.) говорит о том, что несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам профессиональной педагогики, среди них мало работ по подготовке студентов к воспитанию, где рассматривались бы вопросы подготовки будущего учителя к воспитательной работе, в них не нашли еще должного освещения психолого-педагогические аспекты подготовки нового поколения учителей-воспитателей.
Актуальность личностного фактора в профессиональном становлении будущего учителя связана с тем, что современному педагогу приходится конкурировать с сильными средствами и методами воздействия на личность. Задача состоит в том, как сохранить воспитывающее влияние учителя-воспитателя на современных детей и подростков и при этом сохранить за собой авторитет воздействия.
Анализируя современные воспитательные концепции, мы попытались сформулировать основные подходы к определению сущности воспитательного процесса, которые понимаются следующим образом:
- вовлечение растущего человека в
систему отношений воспитательных институтов, где он получает знания, умения и навыки, которые переходят во внутренний мир человека, со временем становятся привычками для него и проявляются в поведении;
- приобщение учащихся к социальным и духовным ценностям современного общества;
- организация жизни и деятельности воспитанника в соответствии с социокультурной средой;
- организация воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника;
- педагогическое управление процессом развития личности;
- создание педагогических условий для развития личности воспитанника и нейтрализация отрицательных воздействий;
- оказание школьнику психолого-педагогической поддержки в его развитии и решение различных проблем, связанных с учебой, общением и социальным формированием.
Исходя из приведенных выше концептуальных положений о воспитательном процессе, мы приближаемся к раскрытию содержания понятия воспитательная работа, под которой подразумевается особый вид общественно-полезной деятельности педагогов, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в определенных социокультурных условиях.
Целенаправленное воспитание предполагает формирование у детей положительного отношения к людям, к миру, своему месту в нем, помощь ребенку в осознании им самого себя, своих возможностей, создание условий для самореализации и самоопределения личности, ее творческого развития.
Целенаправленная воспитательная работа должна быть направлена на до-
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
стижение определенного результата, только тогда она может считаться эффективной. В справочной литературе содержание понятия эффективность раскрывается посредством таких понятий, как «результативный, действенный, дающий эффект». В то же время педагогический эффект воспитательной работы не проявляется быстро, как это происходит в процессе обучения. Чтобы определить результаты воспитательной работы, требуется длительный срок. Это связано с тем, что в результате воспитания происходит формирование целостной личности, характеризующейся гармоничным развитием сознания, чувства и поведения.
В современных педагогических изданиях под эффективностью воспитательного процесса подразумеваются действенность, результативность воспитательной работы и, что самое важное, способность обеспечить достижение поставленной цели. В контексте нашего исследования под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем соответствие полученных результатов целям и задачам воспитания. Сопоставление достигнутых результатов с поставленными целями и задачами и достижениями прошлых лет позволит проследить тенденции, происходящие в сознании, эмоциональном развитии и поведении учащихся.
Общие цели, задачи воспитания, обучения, пути их достижения определяются государственной политикой в области образования, которые отражены в Национальной доктрине образования Кыргызской Республики.
В программе развития системы образования Кыргызстана на 2010-2020 годы в качестве первоочередных выдвигаются задачи построения такой воспитательной системы, которая объединяла бы в себе целостный учебно-воспитательный про-
цесс, интегрирующий в себе обучение и развитие личности.
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники в общеобразовательных школах, из чего следует, что каждый учитель должен быть готов к осуществлению воспитательной работы с учащимися. Отсюда вытекает задача изучения профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению воспитательной работы в школе. Понятие готовность педагога к воспитательной работе в данном случае означает владение учителем комплексом знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективный воспитательной работы, дающей положительный результат в соответствии с поставленными целями, задачами.
Исходя из предположения о том, что целенаправленная подготовка будущего учителя к воспитательной работе начинается в вузе, нами были предприняты усилия по изучению готовности студентов педагогического направления к рассматриваемому аспекту педагогической деятельности.
Главной задачей нашего констатирующего эксперимента было изучение путей подготовки будущего учителя к воспитательной работе в новых социокультурных условиях.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение готовности будущих учителей в базовых вузах показало, что в настоящее время готовность будущего учителя к воспитательной деятельности находится ниже среднего уровня развития, в отличие от учителей, работающих в школах и окончивших вуз 6-8 годами ранее. Нами было проведено анкетирование, направленное на изучение уровня готовности будущего педагога к воспитательной работе. Для этого мы использовали анкету (для самодиагно-
RESEARCH RES
U L Т U
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
стики), разработанную И. Золотухиной, «Какой вы воспитатель?»), применение которой позволяет диагностировать уровень готовности учителя к воспитательной работе [5, 9].
Данная диагностика была апробирована среди студентов ИГУ им. К. Тыныстанова г. Каракол, а также среди учителей СШ № 2 им. Пржевальского, №14 г. Каракол. В исследовании принимали участие 200 респондентов: 93 студента 3-4 курсов педагогических специальностей, 45 студентов 5 курса иностранного факультета, 25 учителей педагогического коллектива СШ № 2, а также 40 преподавателей ИГУ им. К. Тыны-станова. В процессе исследования учитывался фактор наличия или отсутствия педагогического опыта, так как в иссле-
довании участвовали, как студенты, так и опытные учителя и преподаватели. Охваченные исследованием учителя имеют различный уровень профессиональной подготовки и опыт педагогической деятельности.
Результаты анкетирования учителей (анкета «Какой Вы воспитатель?») позволили определить уровень готовности сегодняшнего студента к осуществлению воспитательной деятельности (к1 -коэффициент готовности учителя к воспитательной деятельности, оценивается по 10 балльной школе. к1 = 4,78 уровень готовности студентов 3 курса, к2 = 5,32 уровень готовности студентов 4 курса; кэ = 5,83 - уровень готовности студентов 5 курсов, к4 = 7,43 уровень готовности преподавателей вуза и учителей школ).
Таблица
Коэффициент готовности студентов педагогических специальностей, преподавателей вуза и учителей школ к воспитательной работе в школе
Table
The coefficient of readiness of students of pedagogical specialties, university teachers and school- teachers for educational work in school
Участники эксперимента Коэффициент готовности
Преподаватели вуза и учителя школ 7,43
Студенты 5 курса 5,83
Студенты 4 курса 5,32
Студенты 3 курса 4,78
Для выявления мотивационно-личностного компонента исследуемой готовности у будущих учителей к воспитательной работе в школе было дано задание написать мини-сочинение на тему: «Почему я выбрал эту профессию?», целью которого было выявление отношения респондентов к деятельности учителя, степень осознанности или социальной значимости своей профессии в современном обществе.
Для определения уровня сформиро-ванности содержательного компонента готовности будущего учителя к воспитательной работе нами были применены учебные тесты.
В ходе изучения, для того чтобы определить уровень сформированности технологического компонента исследуемой готовности студентов, им был предложен ряд заданий по диагностике системы ценностных отношений учащихся.
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
Например, студентам предлагалось провести социометрический опрос, анкетирование, составить план беседы с учащимися, описать свои наблюдения за учащимися, составить психолого-педагогическую характеристику отдельного ученика и класса в целом, изучить школьную документацию, поурочные планы учителей.
В процессе исследования широко применялись наблюдения, беседы, направленные на выявление умений студентов по планированию, организации, диагностированию и анализу воспитательной работы в школе. С этой целью испытуемым предлагалось провести анализ посещенного урока, определить, какими методами оперирует педагог в своей работе с детьми, сделать анализ продуктов деятельности. Составить примерный план работы по предмету преподавания с учетом предлагаемых тем, разработать сценарий воспитательного мероприятия, составить план индивидуальной работы с учащимися и т.д.
Результаты диагностического изучения подвергались анализу и обобщались, а затем делались выводы.
Исследование показало, что большинству студентов характерен низкий уровень готовности к воспитательной работе. Низкий уровень готовности мы связываем с сокращением объема и содержания изучаемых психолого-педагогических дисциплин, существованием разрыва между теоретической и практической подготовкой, отсутствием специального учебного предмета «Методика воспитательной работы» в вузовских программах. Следствием этого является несформированность профессионально-значимых компетенций и личностных качеств будущих педагогов, что приводит к негативным последствиям в
процессе самостоятельной педагогической деятельности в школе, усложняет период адаптации в профессиональной сфере.
Однако самым главным недостающим звеном в профессиональной подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе, на наш взгляд, является низкий уровень общепедагогической культуры, которым определяется общий духовный настрой к педагогической деятельности, а также другие практически необходимые умения и навыки.
Вступая в XXI век, в век глобальных экономических и социокультурных изменений, мы вынуждены признать бездуховность как основную проблему не только современного Кыргызстана, но и как глобальную проблему всего человечества. Об этом свидетельствует падение духовно-нравственных ценностей нашего общества и рост криминально-коммерческих отношений. Проводимые нами анкетирования подрастающего поколения, повсеместные наблюдения свидетельствуют, что на сегодняшний день молодые люди практически не посещают театров, художественных выставок, мало читают классическую художественную литературу. В то же время очень много времени отводят на просмотр фильмов, насыщенных насилием и жестокостью. Семья как основной социальный институт постепенно теряет свою основную функцию - воспитание, что непосредственно накладывает отпечаток на процесс воспитания и формирования личности.
Следующим наиболее важным показателем готовности к воспитательной работе является интеллектуальный уровень будущего учителя, который характеризуется потребностью в саморазвитии, креативностью, эрудированностью, самокритичностью и толерантностью.
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
Развитие этих качеств учителя способствует осуществлению личностно-деятельностного подхода в процессе воспитания, нацеливает на творческое саморазвитие учащихся, способствует созданию условий для их самореализации.
Организация воспитательной работы с учащимися требует от современного учителя и воспитателя хорошего владения базовыми педагогическими знаниями, умениями, касающимися особенностей педагогического процесса, возрастных особенностей учащихся, актуальных задач воспитания, педагогических возможностей семьи, школы, организаторских и коммуникативных способностей учителей и т.д. Несомненным условием профессиональной готовности является умение определить концепцию воспитания, общую цель и задачи воспитания, разработка методов, форм, средств воздействия на воспитанника. Это значит, что, моделируя свою воспитательную систему, учитель должен опираться на фундаментальные знания о воспитательных системах и теориях. Педагог, работающий на положительный результат, имеет свой индивидуальный педагогический инструментарий, представляющий собой технологии, методики, методы, формы, средства воспитания, подобранные с учетом индивидуальных особенностей личности учащегося.
Кроме того, современному педагогу не обойтись без проектировочных умений и конструктивного мышления. Владение проектировочными умениями позволяет учителю разработать и спроектировать концепцию воспитания, программу воспитательной работы с классом, определить развивающее влияние внеклассных мероприятий, разработать программу работы с родителями, опреде-
лить траекторию развития личности.
Профессиональное решение воспитательных задач предполагает наличие коммуникативных умений, которые необходимы для осуществления педагогического общения, разрешения конфликтов в ученической среде, ведения полемики, дискуссий, развития коммуникативных компетенций учащихся и т.д.
Велением времени и важным показателем профессиональной готовности современного педагога является сформи-рованность у будущих учителей диагностических и исследовательских умений и навыков, которые необходимы для определения индивидуальных особенностей учащихся и ученического коллектива, а также результатов воспитательной работы.
Важным компонентом общепедагогической подготовки современного учителя-воспитателя является знание особенностей современной социально-экономической ситуации, социокультурной среды, а также социально-психологических особенностей субъектов педагогического процесса, а именно: учащихся, учителей и родителей, которые составляют триединство человеческих ресурсов воспитания.
Наряду с этим, проведенный анализ личностной и профессиональной готовности учителя к воспитательной работе говорит о смещении предметных знаний к антропологическому аспекту, профессиональной деятельности, недостаточная направленность их на самообучение, самовоспитание, саморазвитие личности (не исключая знаний по предмету).
Из этого следует, что содержание общепедагогической подготовки педагогических специальностей необходимо обогатить теоретическим материалом о
личностном саморазвитии, духовно-нравственной, интеллектуальной и профессиональной культуре будущего педагога.
Заключение. Исследование проблемы готовности будущих педагогов к воспитательной работе в школе, обобщение опыта учителей-воспитателей, изучение факторов успешности в процессе педагогической деятельности, авторских технологий обучения и воспитания, а также личностные наблюдения в период педагогической практики позволяют сделать следующие выводы.
К основным условиям формирования готовности будущих педагогов к воспитательной работе можно отнести:
1) потребность выпускника университета к самореализации в сфере учебно-воспитательной деятельности;
2) осознание своего места и возможностей в реализации воспитательной деятельности в конкретной социокультурной ситуации;
3) личностную ориентацию, которая предполагает наличие внутренних установок, мотивов к дальнейшей профессиональной деятельности;
4) способность понимать значение социокультурных и профессиональных ценностей в жизнедеятельности общества;
с \ ^ __с
5) наличие четкой концептуальной позиции педагога-воспитателя;
6) высокий уровень субъектности в профессиональной деятельности и отношениях с учащимися;
7) объективное представление о противоречиях и трудностях воспитательной деятельности и реалистичные
взгляды на профессию педагога-воспитателя;
8) профессиональную компетентность и ее соответствие современным требованиям развития науки о воспитании;
9) владение современными передовыми технологиями воспитания.
Изучение проблемы профессиональной направленности студентов к своей будущей деятельности говорит о том, что многие студенты четко не представляют своих будущих и профессиональных обязанностей. Многие из них считают, что «надо в какой-то вуз поступить, чтобы получить высшее образование», другие исходят из мысли, что «здесь легче учиться» или же мотивируют: «хочу преподавать химию, физику, историю», и лишь незначительная часть говорит о любви к детям, об интересе к педагогической деятельности. Среди них не оказалось студентов, обладающих оптимальным уровнем психологической и общепедагогической готовности. Большинство студентов слабо подготовлены к педагогической деятельности в целом и к воспитательной работе в частности. Особо обращает на себя внимание тот факт, что у многих студентов ярко выражено негативное отношение и к избранной профессии учителя, которое объясняли, прежде всего, невысоким социальным статусом учителя.
Выводы, полученные в ходе изучения состояния общепедагогической подготовки студентов к воспитательной работе, позволили разработать теоретическую модель подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе (рисунок) и разработать технологию его осуществления.
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RE sljTH
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
Рис. Теоретическая модель формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе
Fig. Theoretical model of formation of readiness of future teachers for educational work in school
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
PEDAGOGIC AND PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Таким образом, программа общей подготовки будущих учителей к воспитательной работе включает, как видно из теоретической модели, модернизацию содержания программам дисциплин психолого-педагогического цикла:
- введение спецсеминара по теории и методике воспитательной работы;
- внедрение в учебный план для студентов педагогических специальностей обновленного спецкурса «Методика воспитательной работы»;
- внедрение комплекса инновационных технологий и интерактивных методов, способствующих формированию практических навыков воспитательной работы и внедрение их в образовательный процесс педагогических направлений.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
1. Асипова Н.А. Общие методы воспитания. Педагогика: учеб. пособие для студентов. Бишкек: 1998. 138 с.
2. Асипова Н.А. Проблемы подготовки педагогических кадров к осуществлению личностно-ориентированной модели воспитания // Материалы научно-практ. конф. «Личность и воспитание». Ош. 2000. С. 178-183.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: 1989. 558 с.
4. Безрукова В.С. Педагогика. М.: Педагогика, 2003. 240 с.
5. Золотухина И. Уровень готовности педагога к воспитательной деятельности // Воспитание школьников. 2007. № 27. С. 9.
6. Сластенин В.А., Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Ши-янов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
7. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для пед. вузов. 2-е изд.: Ростов н/Д., 2004. 298 с.
8. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В.А. М.: «Академия», 2009. 160 с.
9. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студентов / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2006. 512 с.
10. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 79-84.
11. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбо-родова, М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
References
1. Asipova, N.A. (1998), Obshchiye metody vospitaniya [General methods oftrain-ing], Bishkek, Kyrgyzstan.
2. Asipova, N.A. (2000), "The problems of preparation of teaching staff to realization of the person-oriented model of training", Personality and training, 178-183.
3. Babansky, Yu.K. (1989), Izbrannyye pedagogicheskiye trudy [Selected pedagogical papers], Moscow, Russia.
4. Bezrukova, V.S. (2003), Pedagogika [Pedagogics] Moscow, Russia.
5. Zolotukhina, I. (2007), "The level of readiness of teachers to training activities"m, School students training, 27, 9
6. Slastenin, V.A. (2002), Pedagogika [Pedagogics], Academy, Moscow, Russia.
7. Kukushkin, V.S. (2004), Teoriya i metodika vospitatel'noy raboty [Theory and methodology of training work], Rostov-on-Don, Russia.
8. Slastenin, V. M. (2009), Metodika vospitatel'noy raboty [Methodology of training work], Academy, Moscow, Russia.
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
RESEARCH RE БТЛГТИ
Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №1:30-40
9. Smirnov, S.A., Kotova, I.B. and Shi-yanov, Ye.N. (2006), Pedagogika: teorii, sis-temy, tekhnologii [Pedagogics: theory, systems, technologies] Academy, Moscow, Russia.
10. Slastenin, V.A. and Mishchenko, A.I. (1991) "Professional and pedagogical preparation of the modern teacher", Soviet pedagogics, 10. 79-84.
11. Rozhkov, M.I. (2004), Teoriya i metodika vospitaniya [The oryand methodology of training], Vlados-Press, Moscow, Russia.
Данные авторов:
Ткачёва Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Сагынтай кызы Элвира, старший преподаватель кафедры туризма
About the authors: Svetlana Anatolievna Tkacheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology
Elvira Sagyntay kyzy, Senior Teacher, Department of Tourism