Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА'

ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ - ВОЛОНТЕРЫ / АКТИВИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Корякина Татьяна Григорьевна

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам исследования роли волонтёрской деятельности в профессиональном становлении будущих педагогов - студентов высших учебных заведений. Представлен анализ деятельности студентов-волонтёров педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Россия, Республика Саха (Якутия)), изучение их мотивации добровольческой деятельности путем опроса. Выявлено, что волонтёрская деятельность будущих педагогов в процессе изучения учебных курсов по волонтерству, практики, подготовки научных работ, участия в реализации социально значимых проектов значительно расширяет знания о выбранной профессии, стимулирует повышение мотивации освоения профессии, формирует адекватную самооценку личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при организации волонтерской деятельности в вузах. Теоретическая значимость - определены условия организации волонтёрской деятельности в вузе как основы профессионального становления педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Корякина Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF VOLUNTEER ACTIVITY IN PROFESSIONAL FORMATION OF TEACHER

The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the study of the role of volunteer activity in the professional development of future teachers - students of higher educational institutions. An analysis of the activities of student volunteers at the Pedagogical Institute of the “North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova” (Russia, Republic of Sakha (Yakutia)), studying their motivation for volunteering through a survey. It was revealed that the volunteering activity of future teachers in the process of studying volunteering courses, practice, preparation of scientific works, participation in the implementation of socially significant projects significantly expands knowledge about the chosen profession, stimulates the increase in motivation for mastering the profession, forms an adequate self-assessment of the personal and professional qualities of future teachers. The practical significance of the research lies in the possibility of using the research results when organizing volunteer activities in universities. Theoretical significance - the conditions for organizing volunteer activities at the university are determined as the basis for the professional development of a teacher.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА»

8. Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. - 4. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2008. - С. 244-257.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Корякина Татьяна Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

ПЕДАГОГА

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам исследования роли волонтёрской деятельности в профессиональном становлении будущих педагогов - студентов высших учебных заведений. Представлен анализ деятельности студентов-волонтёров педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Россия, Республика Саха (Якутия)), изучение их мотивации добровольческой деятельности путем опроса. Выявлено, что волонтёрская деятельность будущих педагогов в процессе изучения учебных курсов по волонтерству, практики, подготовки научных работ, участия в реализации социально значимых проектов значительно расширяет знания о выбранной профессии, стимулирует повышение мотивации освоения профессии, формирует адекватную самооценку личностных и профессиональных качеств будущих педагогов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при организации волонтерской деятельности в вузах. Теоретическая значимость - определены условия организации волонтёрской деятельности в вузе как основы профессионального становления педагога.

Ключевые слова: волонтерство; профессиональное становление педагога; волонтерская деятельность; студенты - волонтеры; активизация волонтерской деятельности.

Annotation. The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the study of the role of volunteer activity in the professional development of future teachers - students of higher educational institutions. An analysis of the activities of student volunteers at the Pedagogical Institute of the "North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova" (Russia, Republic of Sakha (Yakutia)), studying their motivation for volunteering through a survey. It was revealed that the volunteering activity of future teachers in the process of studying volunteering courses, practice, preparation of scientific works, participation in the implementation of socially significant projects significantly expands knowledge about the chosen profession, stimulates the increase in motivation for mastering the profession, forms an adequate self-assessment of the personal and professional qualities of future teachers. The practical significance of the research lies in the possibility of using the research results when organizing volunteer activities in universities. Theoretical significance - the conditions for organizing volunteer activities at the university are determined as the basis for the professional development of a teacher.

Keywords: volunteering; teacher professional development; volunteer activities; volunteer students; intensification of volunteer activities.

Введение. Современная мировая ситуация, связанная с пандемией, показала необходимость системного развития волонтерской деятельности. Благодаря помощи волонтеров, наиболее уязвимая часть населения: пожилые люди, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями здоровья и другие, сравнительно легче переносят социально-экономические и психологические проблемы в условиях изоляции. Помимо этого, волонтеры поддерживают и медицинских работников, борющихся за жизнь и здоровье граждан. Волонтерство оказывает благотворное воздействие и на самих добровольцев: оно является действенным инструментом формирования социально ответственной и инициативной личности, влияет на самооценку и самоидентификацию.

Особое значение волонтёрская деятельность имеет для студентов. Участие в ней не только помогает раскрытию социально-ориентированного потенциала молодежи, но и содействует развитию у них лидерских качеств, общительности, а также становится частью их профессионального становления. Профессионально-ориентированное волонтерство помогает студенту приобрести профессиональный опыт, выявить правильность профессионального самоопределения и свою профпригодность. Вместе с тем существует проблема системной и регулярной включенности студентов в волонтерскую деятельность. Исходя из этого, цель статьи - определить роль волонтёрской деятельности в профессиональном становлении будущих педагогов - студентов высших учебных заведений. Для этого рассмотрим характеристику волонтерской деятельности, его виды и мотивы волонтерства; а также практику реализации условий активизации участия студентов в волонтёрской деятельности на примере Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Изложение основного материала статьи. Волонтерская деятельность согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [9] является равнозначной понятию «добровольческая деятельность». Она характеризуется добровольностью и безвозмездностью выполнения работ или оказания услуг.

Исследованию современных проблем волонтерской деятельности посвящены труды российских авторов: Н.И. Горловой (2019), Л.И. Кобышевой (2016), Е.В. Крутицкой (2018), М.В. Певной (2016, 2019), О.Н. Яницкого (2020), и зарубежных исследователей: S.M. Worker et al. (2020), Lough, B.J. & Tiessen, R. (2018), Dawson, C., Baker, P.L. & Dowell, D (2019), Villigera C. et al. (2019) и др. Изменения характера волонтерства в условиях пандемии COVID-19 представлены S. Tierney & K.R. Mahtani (2020), Л. Сокольщиковым (2020) и др.

Главным признаком добровольческой деятельности Н.И. Горлова (2019) считает отсутствие внешнего давления и денежного вознаграждения. Следовательно, по мнению автора, мотивацию к волонтерству

формируют «внутренние потребности, жизненные ориентиры и система ценностей человека» [3, с. 63]. Для определения волонтерской деятельности, в зависимости от специфики конкретной ситуации волонтерства, Д.В. Титова (2019) выявила следующие критерии: «добровольность, направленность на незнакомых людей, отсутствие вознаграждения, запланированность, продолжительность, контекст организации» [8, с. 96].

Региональный аспект волонтерства рассмотрен в исследовании Г.Г. Алексеевой (2019), также в нем определены особенности развития волонтёрской деятельности в Республике Саха (Якутия) - самом территориально обширном, малонаселенном регионе России. Автором сделан вывод о том, что природно-климатические условия и этническая специфика Якутии повлияли на большую развитость волонтерства в сельской местности и преобладание участия в социальных акциях [1, с. 9].

В современных исследованиях существует различные классификации волонтерской деятельности. Л.И. Кобышева (2016) выделяет четыре вида волонтерства: взаимопомощь или самопомощь, благотворительность, участие и самоуправление, просвещение или пропаганда [5].

Различные виды волонтерской деятельности определены Н.А. Мироненко (2014), среди которых наиболее современные - это волонтерство по форме социального взаимодействия: виртуальное (онлайн) и традиционная волонтерская деятельность (оффлайн)» [7, с. 114].

В настоящий момент волонтерство студентов в отечественных и зарубежных исследованиях рассматривается как средство повышения качества обучения (А. McFadden и К. Smeaton (2017), условие формирования социально-ответственной личности (Е.В.Крутицкая (2018) и социальной активности (А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына (2018), этап в профессиональной самореализации (А.А. Кузнецова, Н.А. Соловьева (2018), фактор инновационной и научной активности студентов (Pevnaya M.V. & Pevnaya E.I. (2019).

Как определяет Л.И. Кобышева (2016): «Волонтерская деятельность в вузе - это общественно полезная деятельность студентов, направленная на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечивающая развитие у студентов нравственных ценностей и профессионально значимых личностных качеств» [5, с. 2].

Преимущества организации волонтерской деятельности в условиях профессиональных учебных заведений по мнению, А.Г. Василиади (2016), заключаются в наличии трех групп факторов: организационные (возможность подстроиться под расписание учебных групп); существование социально-ориентированных групп специальностей, единство интересов и примерно одинаковый уровень подготовленности волонтеров [2].

Как отмечают многие ученые, для вовлечения студентов в волонтерскую деятельность необходимо создать специальные условия: сформировать мотивацию и выявить соответствующие факторы, влияющие на потребность в добровольчестве.

Трансформация мотивов волонтеров исследована G.Isboli, K. Borges Senra & O Pepece (2020) и представлена в виде жизненного цикла волонтера. Начальные мотивы, связаны с альтруизмом, а далее волонтерство становится частью его личности: влияет на самооценку и его идентичность. Влияние волонтерства на самоидентификацию личности, его ценности изучено H. Gronlund (2011).

Как видно из результатов исследований мотивации волонтерства, добровольческая деятельность рассматривается студентами и как один из компонентов профессионального развития. Вследствие чего, требуется рассмотреть специфику профессионально-ориентированного волонтерства, в рамках которого студент приобретает профессиональный опыт, проверяет правильность профессионального выбора.

В исследовании А.А. Кузнецовой и Н.А. Соловьевой (2018) выявлена значимость профессионально-ориентированного волонтерства для формирования личностных и профессионально важных качеств личности, таких как: эмпатия, коммуникативные способности, мотивация к оказанию помощи. Авторы еще раз подчеркнули необходимость волонтерской деятельности для студентов, получающих образование в сфере помогающих профессий: педагогов, медиков, психологов, социальных работников и т.д. [6].

Волонтерскую деятельность студентов педагогических вузов, организованную с учетом будущей профессиональной деятельности, мы рассматриваем как создание определенных условий для выявления и дальнейшего развития у студентов социально-профессионального потенциала в процессе добровольной и безвозмездно оказываемой социально-психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся, их семьям, а также педагогам. При этом потенциал волонтерской деятельности, организованной с учетом профессиональной направленности, как определяют Д.А. Данилов и А.Г. Корнилова (2014), можно в полной мере раскрыть в русле концепции психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления педагога в системе высшего гуманитарного образования [4].

Таким образом, анализ современных исследований указывает на то, что профессионально-ориентированная волонтерская деятельность при подготовке будущих педагогов развивает не только необходимые профессиональные качества и компетенции, но и становится этапом их профессионализации, помогает быстрее трудоустроиться, а также развивает социально-профессиональную активность.

Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) является ведущим центром подготовки высококвалифицированных специалистов в системе образования для Республики Саха (Якутия), но и для всей северо-восточного региона Российской Федерации. Университет обеспечивает образование по многим направлениям таким как: история, физика, биология, технология, математика, информатика, олигофренопедагогика, социальная педагогика, логопедия, иностранный язык, физическая культура, профессиональное образование, педагогика и психология, дошкольное образование, русский язык и литература, начальное образование и др.

В ходе работы над исследованием нами были проанализированы результаты ежегодного социологического исследования СВФУ им. М.К.Аммосова «Студент» за период 2017-2019гг., опыт работы педагогического института СВФУ по развитию наиболее значимых личностных и профессиональных качеств таких, как эмпатия, толерантность, рефлексивность через вовлеченность студентов в волонтерскую деятельность.

В исследовании учитывались мотивы обращения студентов к участию в волонтерском движении, трудности, с которыми они сталкиваются, образовательный эффект и личностный рост, который они наблюдают в процессе обучения и участия в работе волонтерских отрядов.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Характеристика обучающихся педагогического института: средний возраст - 20 лет. Кроме того, 78% студентов имеют среднее

профессиональное образование из них 47% имеют образование в других сферах (юридической, экономической, технической и др.). Большинство студентов занимают активную социальную позицию, участвуют в работе общественных организаций и движений: 61% из них состоят в студенческом самоуправлении (Первичная профсоюзная организация студентов СВФУ, Совет по творческому развитию студентов, Студенческий добровольческий центр «Полюс добра», Молодежная общественная организация землячеств «ZEMA», Международный студенческий клуб «NEFU International», Студенческое научное общество, Студенческая лига КВН СВФУ, Якутская городская молодежная общественная организация «Объединённый студенческий совет общежитий студенческого городка «Сэргэлээх» СВФУ имени М.К. Аммосова»», Добровольная народная дружина «Университет» и др.); 15% обучающихся работают на разных предприятиях, в компаниях и организациях, деятельность которых не связана с системой образования.

Численность студентов-волонтеров СВФУ в 2017-2019 годах имеет тенденцию к росту. За 6 месяцев 2020 г. в волонтёрской деятельности приняли участие 747 студентов по разным направлениям и видам работ. По итогам опроса, наиболее высок процент участия студентов-волонтеров в оказании помощи пожилым людям, детям, инвалидам, перевозка людей и др. На втором месте по активности участия - работа на территории населенного пункта - уборка/вывоз мусора, благоустройство парков, дорог, озеленение территории.

В настоящий момент в СВФУ работают следующие студенческие добровольческие центры: «Полюс Добра»; «ВиНиЛ»; «Альянс», «Волонтеры-медики» с общим составом 747 студентов-волонтеров. Также с марта 2020 г. студенты университета присоединились к общероссийскому движению волонтёров #Мы вместе во время пандемии коронавируса.

На базе педагогического института общественно-педагогическая системообразующая деятельность студентов в основном реализуется через участие в работе ППОС, педагогических отрядов, в волонтерской и культурно-творческой деятельности. Деятельность педагогических отрядов дает возможность студентам для самореализации, проявления различных видов социальной активности. Приведем краткое обобщение опыта работы педагогического института СВФУ по данному направлению.

Мониторинг трудоустройства и профессионального роста выпускников подтвердил, что участие в волонтёрском движении, проявление социальной активности в годы обучения способствует успешному личностному и профессиональному становлению педагогов. Примером тому служат достижения наших выпускников в профессиональной деятельности, среди которых заместитель министра по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), директора средних общеобразовательных школ, заведующие дошкольными образовательными организациями, победители XVI Международного конкурса имени А.С. Макаренко среди образовательных учреждений в г. Москва (2018г.), победители в номинации «Профессиональная компетентность», «По ступенькам мастерства» и др.

В русле интересующей нас темы был проведен анализ мотивационного компонента участия студентов в волонтёрском движении, который выявил следующие основные мотивы: 1) включенность в широкий круг социальных, экономических, политических отношений; 2) оказание помощи (социальной, педагогической, психологической) нуждающимся; 3) участие волонтеров в организации и проведении мероприятий различного уровня, таких как Международные интеллектуальные игры; Международные спортивные детские игры, Универсиада, «Студенческая весна» и др.; 4) участие в стажировках; 5) продолжить обучение после завершения бакалавриата, участвовать в общественной деятельности; 6) повысить квалификацию для профессионального развития; 7) получить опыт работы; 8) использовать накопленный опыт как продукт, который можно внедрять, реализовывать и распространять; 9) новые возможности, новые знания; 10) связь волонтерской деятельности с будущей профессиональной деятельностью; 11) расширение круга общения, контактов и т.д.

В ответ на вопрос о трудностях, с которыми сталкиваются в ходе волонтерской деятельности студенты отмечают нехватку времени; непонимание цели определенных видов деятельности; отсутствие базовых знаний; невозможность выбора индивидуального маршрута обучения для совмещения с участием в волонтерской деятельности. В основном это связано с вопросами самоуправления и самоорганизации в ходе выполнения образовательной деятельности.

В ответ на вопросы о дальнейшем трудоустройстве 42% респондентов ответили, что будут работать в образовательных организациях и организациях дополнительного образования; 49% - продолжат обучение в магистратуре по педагогическому профилю; 9% - хотят связать свою работу с деятельностью общественных организаций и движений.

В качестве предложения студенты предложили использовать больше активные методы и технологии обучения, практико-ориентированные формы в учебном процессе; расширить спектр дисциплин подготовки в системе электронного дистанционного обучения Moodle. Данное предложение нашло еще большее подтверждение и поддержку в связи с объявлением ВОЗ в марте 2020 г. о пандемии коронавируса и участием студентов в волонтерском движении «#Мы вместе» направленном на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса.

Таким образом, образовательные программы СВФУ по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки охватывают универсальные компетенции, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Образовательный процесс программы для будущих педагогов, в русле исследуемой нами темы, включает следующие дисциплины: Практикум волонтерской деятельности; Основы вожатской деятельности; Досуговедение; Посредничество в социальной сфере; Практикум межличностного взаимодействия; Социально-воспитательные технологии в сфере детского и молодежного движения; Методика формирования социальной активности учащегося; Социально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях и другие. В рамках образовательных программ по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки студенты - члены педагогических отрядов, волонтеры накопленный опыт работы в общественных организациях и объединениях отражают в своих научных исследованиях и освещают в курсовых исследованиях и в выпускных квалификационных работах.

Выводы. Подводя итог, можно сделать следующие выводы: участие студентов в волонтерском движении, а также в волонтерской деятельности, проводимой в рамках будущей профессиональной деятельности в ходе практики и в процессе включенности в состав действующих организаций и команд, реализующих социально-значимые проекты, заметно подкрепляет знания в области выбранной профессии,

мотивирует на дальнейшее расширение спектра сформированных профессиональных навыков, повышает самооценку профессиональных и личностных качеств.

Таким образом, мы считаем, что перед высшим учебным заведением стоит сложная задача, которая требует сохранения лучших традиций обучения и обновления образовательных программ через осуществление следующих действий: обеспечение качества образования и его актуальности для текущих и будущих потребностей образовательной практики; включение в систему подготовки будущих педагогов волонтерской деятельности, которая поможет сформировать и дополнить комплекс профессиональных компетенций выпускников с учетом будущей профессиональной направленности.

Литература:

1. Алексеева, Г.Г. Волонтерство в Республике Саха (Якутия): особенности становления и перспективы развития. Автореферат дисс...к.соц.наук. / Г.Г. Алексеева. - Нижний Новгород: ФГАОУ ВО «Национальный Исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2019.

2. Василиади, А.Г. Структура волонтерской подготовки студентов. / А.Г. Василиади. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2016. - Серия 3: Педагогика и психология. №3 (183). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/struktura-volonterskoy-podgotovki-studentov (дата обращения: 17.04.2020).

3. Горлова, Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. / Н.И. Горлова. - М.: Институт Наследия. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=571000 (дата обращения: 19.06.2020).

4. Данилов, Д.А., Корнилова, А.Г. Субъективная позиция личности в педагогическом процессе как условие модернизации образования. / Д.А.Данилов, А.Г. Корнилова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014.

5. Кобышева, Л.И. Организация социально-педагогической деятельности студентов-волонтеров в условиях вуза. / Л.И. Кобышева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 9 (сентябрь). URL: http://e-koncept.ru/2016/16196.htm.

6. Кузнецова, А.А., Соловьева, Н.А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности. / А.А. Кузнецова, Н.А. Соловьева // Образование и наука. - 2018. - 20(7), 128-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146

7. Мироненко, Н.В. Волонтерская деятельность в системе социального партнерства некоммерческих организаций. / Н.В. Мироненко // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - №3 (14), 109-116 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-sisteme-sotsialnogo-partnerstva-nekommercheskih-organizatsiy (дата обращения: 10.07.2020).

8. Титова, Д.В. Проблемы исследования волонтерской деятельности в психологии. / Д.В. Титова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8, № 2А, 90-98.

9. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изменениями и дополнениями). Гарант. http://ivo.garant.ru/#/document/104232/paragraph/22762:0

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Целью современного образования является формирование активной, творчески мыслящей личности, способной самостоятельно приобретать знания и применять их для решения межличностных и профессиональных задач. Автор отмечает личностно-ориентированный характер подхода, его воспитательный потенциал, положительное влияние на учебно-познавательную самостоятельность студентов, что способствует продуктивному усвоению учебного материала и повышает учебную мотивацию. Преимуществами такого подхода являются участие студентов в исследовательской деятельности с использованием современных компьютерных технологий, персонализация учебного процесса в синхронизации с кооперативным обучением, интеграция знаний из различных областей, всестороннее понимание окружающего мира и совершенствование коммуникативных навыков во всех видах речевой деятельности с учетом уровня подготовки. Методологической основой являются работы отечественных и зарубежных ученых.

Ключевые слова: коммуникативная способность, учебно-познавательная самостоятельность, проектно-коммуникативная деятельность, проектный подход, личностно-ориентированное обучение.

Annotation. The goal of modern education is to form an active, creative-minded person who is able to independently acquire knowledge and apply it to solve interpersonal and professional problems. The author also notes the personality-oriented nature of the approach, its educational potential, the positive impact on the educational and cognitive independence of students, which contributes to the productive assimilation of educational material and increases educational motivation. The advantages of this approach are the participation of students in research activities using modern computer technologies, the personalization of the educational process in synchronization with cooperative learning, the integration of knowledge from various fields, a comprehensive understanding of the surrounding world and the improvement of communication skills in all types of speech activity, taking into account the level of training. The methodological basis is the work of domestic and foreign scientists on the studied problems.

Keywords: communicative ability, educational and cognitive independence, project-communicative activity, project approach, personality-oriented learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.