КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-3-10-20
УДК 377.8 ББК 74.479
А.В. Савченков, Н.В. Уварина
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
Актуализируется проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования является. Указывается, что данный факт обусловлен повышением значимости воспитания в образовательном процессе, специфическим контингентом обучающихся организаций СПО, необходимостью формирования «soft skills» (мягких навыков) обучающихся посредством воспитательных воздействий. Проанализированы взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования. Раскрыто содержательное наполнение конативно-деятельностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: подготовка к воспитательной деятельности, готовность к воспитательной деятельности, будущий педагог, конативно-деятельностный компонент, организации среднего профессионального образования.
A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina
(South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia)
PREPARING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: THE CONATIVE-ACTIVITY COMPONENT
The problem of preparing future teachers for educational activities in the organizations of secondary vocational education is actualized. It is noted that the fact is conditioned by the increased importance of education in the teaching/learning process, specific cohort of college students, the necessity of forming soft skills by means of educational operations.
The views of the Russian and foreign researchers on the problem of training future teachers for educational activities at the organizations of secondary vocational education are analyzed. The content of contative activity component of preparing future teachers for educational activities in the organizations of secondary vocational education is revealed.
Keywords: preparation for educational activity, readiness for educational activity, future teacher, conative-activity component, organizations of secondary vocational education.
Снижение роли воспитания становится актуальной проблемой для среднего профессионального образования, так как именно преподаватели техникумов и колледжей работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся, что в свою очередь обуславливает особые требования к подготовке будущих педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности.
Перейдем к анализу отечественной литературы по проблеме подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Авторские подходы к данной проблематике можно систематизировать следующим образом:
1) усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятельности [5; 10; 20];
2) усвоение необходимых образцов поведения, традиций, эстетических ценностей, моральных норм [18];
3) формирование готовности к выполнению воспитательных функций (профориентация, педагогическая поддержка, создание педагогических условий для развития обучающихся) [18; 19];
4) формирование необходимых личностных качеств, коммуникативных умений, ответственности, умений быстро принимать решения в различных ситуациях, связанных с воспитательным процессом [24].
В рамках нашего исследования мы в большей степени придерживаемся последнего направления, так как считаем, что именно личностные качества будущего педагога в первую очередь обеспечивают успешность реализации воспитательной деятельности.
Проведем анализ зарубежной научной литературы по проблеме подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. L. Darling-Hammond, J. Oakes и др. [28] считают, что подготовка к воспитательной деятельности связана с усвоением знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для реализации гражданского воспитания, совместной с обучающимися социально значимой деятельности на основе социальной справедливости.
По мнению A.M. Villegas и T. Lucas [32], подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности связана с формированием у них таких качеств личности как ответственность, социальный интеллект, справедливость, открытость к изменениям, готовность осуществлять педагогическую поддержку обучающихся. При этом учитываются мультикуль-турность и экономическая разобщенность последних.
A. Cuenca [27] связывает подготовку к воспитательной деятельности с усвоением концептуального и практического инструментария, необходимого для работы с коллективом обучающихся, обладающих различной идентичностью и ценностными установками. Задачей педагога при этом является развитие у обучающихся социальной справедливости и ответственности. J.A. Beeka, A.E. Jonga и M.G. Minnaert [25] связывают искомую подготовку с развитием способностей будущих педагогов к внешней и внутренней регуляции поведения.
Отметим, что западные ученые в ходе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в большей степени ориентированы на формирование у педагогов личностных качеств, а также на подготовку к работе с различ-
I
ф
i I
it s го о
a. I-
О О
и S
s -О
н ц
о Ф
р о Ф со
>s го
0 I
1 о .о ^
<D к
н s
ГО I
н го
s ш
с о
О эт
го
ъс. Ю m ° о о
£ го X о
^ ф S-&
ю о го ^
о IZ
ф I
ч
ф
го
I
s ü
го g
OQ
Ш
0
1
<u
T CG
ro
о m
ным контингентом обучающихся с учетом мультикультурности и различного экономического уровня жизни.
Опираясь на вышесказанное, мы под термином «подготовка будущего педагога к воспитательной деятельности» понимаем специально организованную целенаправленную деятельность в вузе, ориентированную на усвоение ими знаний, умений и навыков, ценностей и смыслов, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся, в том числе в экстремальных и стрессогенных ситуациях.
Результатом подготовки, по нашему мнению, является готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Проанализируем взгляды отечественных ученых на данную проблематику. Авторские подходы к данной проблематике можно систематизировать следующим образом:
1) устойчивая мотивация к осуществлению педагогической деятельности и профессионально-личностная позиция будущего педагога [11];
2) интегративное качество личности, единство компонентов, обеспечивающих успешное выполнение воспитательной деятельности
[7; 12; 21];
3) освоение системы знаний, умений и навыков в области воспитания обучающихся и способность их применять в совместной воспитательной деятельности с обучающимися [6; 21];
4) формирование функциональной и личностной готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности [6; 7].
В рамках нашего исследования мы будем придерживаться второго подхода и рассматривать готовность как интегратив-ное качество личности будущего педагога.
Перейдем к анализу западных источников по данной проблематике. Кол-
лектив авторов J. Königa, R. Ligtvoeta, S. Klemenza и M. Rothlandb [29] считает, что формирование готовности к воспитательной деятельности связано с развитием адаптационных способностей, формированием профессиональной идентичности и направленностью на воспитательную деятельность, способностью в области мотивации и поддержки развития коллектива обучающихся. По мнению D. Lillgea [30], искомая готовность связана с подготовкой к разрешению конфликтов в коллективе обучающихся и их социально справедливым воспитанием.
D.E. Bruijn [26] указывает, что готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности связана с выполнением воспитательных функций в ситуациях, синтезированных с неопределенностью, ценностными дилеммами и практической напряженностью, овладением новыми ре-пертуарами педагогического поведения и методами обучения и воспитания в контексте профессионального образования.
Проанализировав подходы к данной проблеме зарубежных авторов, мы выяснили, что готовность будущих педагогов к воспитательной деятельности в большинстве случаев связывают с психологической подготовкой к ней, овладением репертуарами поведения, необходимыми для эффективной работы в различных условиях и с разным контингентом обучающихся.
На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы, мы в своем исследовании под готовностью к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования понимаем интегративное качество личности будущего педагога, проявляющееся в его созидательных потребностях, ценностном отношении к воспитательной деятельности и воспитаннику, представляющее собой комплекс компетенций, необходимых для целостного развития личности воспитанника и воспитателя в образовательном процессе.
Мы считаем, что личностные качества будущего педагога, входящие в состав его готовности к воспитательной деятельности и обуславливающие ее успешность в условиях среднего профессионального образования, можно разделить на устойчивые, формируемые на первых курсах обучения в педагогическом вузе, и гибкие, формируемые на старших курсах в ходе теоретического обучения и выполнения воспитательной функции педагога на практике.
В рамках данной статьи мы раскроем конативно-деятельностный компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования.
По нашему мнению, конативно-деятельностный компонент готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования включает: обучаемость, способность к саморазвитию и рефлексивно-прогностические умения (в качестве устойчивых компонентов); способность к преадаптации и овладение воспитательной функцией педагога, предусмотренной образовательным стандартом (в качестве гибких компонентов). Содержательное наполнение конативно-деятельностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в СПО схематично представлено на рис. 1.
Рис. 1. Структурное наполнение конативно-деятельностного компонента готовности будущего педагога к воспитательной деятельности в СПО
Охарактеризуем содержательное наполнение конативно-деятельностного компонента готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в СПО.
Обучаемость и способность к саморазвитию
Обучаемость мы относим к устойчивым компонентам готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. Она подразумевает способность решать воспитательные ситуации в различной обстановке, в том числе стресогенной, а также высокую интеллектуальную активность, гибкость мыс-лительныхоперацийит.д. [9; 31]. Помнению
Н.Л. Росиной, профессиональная обучаемость - это «важнейшее психическое новообразование студента, интегратив-ная способность, связанная с перестройкой, качественным преобразованием личностных свойств, обеспечивающая успешное усвоение знаний, умений, способов деятельности» [17, с. 99]. Данный автор связывает профессиональную обучаемость с «ценностно-смысловой ориентацией и мотивацией на присвоение профессиональной деятельности, с совокупностью интеллектуальных качеств, необходимых для присвоения содержательной стороны данной деятельности, с ее регуляцией и рефлексией, со способа-
I
ф
I I
го о
а. I-
О о
* ё
^ -О
I- Ц
О ф
р о
к £ ф т
го
0 I
1 о .о ^
<й к
н ^
ГО I
н го
^ ш
с о
О эт
го
^ ю т ° о о
£ го X о
^ ф
ю о го ^
о с
ф I
ч
ф
го
I
ГО
¿я
т ±
со
0 ^
1
<и т ш го О
т <
ми сотрудничества, необходимыми для преодоления возникающих проблем и трудностей» [17, с. 100].
Таким образом, обучаемость позволит будущему педагогу перестроить и преобразовать личностные качества, получить знания и умения, необходимые для осуществления воспитательной деятельности, сформировать ценностно-смысловые ориентации и мотивацию к педагогической профессии.
Обучаемость непосредственно связана со способностью будущих педагогов к саморазвитию. Способность к саморазвитию позволяет будущему педагогу реализовать свой внутренний потенциал, сделать процесс воспитания подрастающего поколения эмоционально насыщенным и интересным [4].
Т.А. Мартиросова считает, что способность к саморазвитию со временем трансформируется у будущих педагогов в потребность в самообразовании через самообучение [13]. Самообразование предполагает осознание творческого потенциала, способностей и возможность их реализации в профессиональной деятельности. Самообразование обуславливает саморазвитие педагога и реализацию своего потенциала в воспитательной деятельности.
Таким образом, обучаемость и способность к саморазвитию обуславливает высокую интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям воспитательных ситуаций, стремление к самосовершенствованию в воспитательной деятельности.
Рефлексивно-прогностические умения
Данные умения позволяют будущим педагогам анализировать окружающую обстановку в ходе реализации педагогической деятельности, они определяют способность критически оценивать свои действия и мысли, а в последующем - прогнозировать развитие событий в ходе реализации воспитательной деятельности [1].
Рефлексия и антиципационные способности личности необходимы ей для эффективного осуществления профес-
сиональной деятельности, они позволяют повысить ее продуктивность, выстраивать четкий план по достижению профессиональных целей, предвидеть сложности и, по возможности, избегать их [14].
Исследуемые способности способствуют формированию осознанного отношения будущего педагога к воспитательной деятельности, позволяют нести ответственность за результаты, детерминируют развитие у них способности к саморегуляции, которая также выступает одним из устойчивых компонентов готовности к воспитательной деятельности [15].
Рефлексивно-прогностические способности позволяют будущим педагогам успешно адаптироваться к условиям воспитательной деятельности, они способствуют формированию рефлексивного стиля деятельности, необходимого для успешного профессионального развития [22; 23].
Таким образом, рефлексивно-прогностические способности будущего педагога позволяют принимать важные профессиональные решения в условиях ожидаемых событий воспитательной деятельностис основой на самоанализ и самоконтроль. Данные способности обеспечивают реалистичную постановку целей и задач воспитательной деятельности и устойчивую мотивацию к ней, стабильность выполнения искомой деятельности в различных условиях, в том числе и эмоциогенных.
Способность к преадаптации
Современная ситуация развития общества связана с многообразием жизненных траекторий профессионального развития будущих педагогов, вариативности факторов, оказывающих влияние на их профессиональную деятельность, экономической и социальной неопределенностью в обществе. Все вышеперечисленные факторы требуют от педагога сформированных преадаптивных способностей [1; 8].
На необходимость основанного на преадаптивных способностях педагогов внедрения опережающего профессио-
нального образования как готовности к неопределенности профессионального будущего указывают в своих трудах А.Г. Асмолов [1] и Э.Ф. Зеер [8].
По мнению А.Г. Асмолова, преадапта-ция позволяет соответствовать требованиям уже сложившейся образовательной среды, постепенно изменяющихся в пределах устоявшейся нормы, преадаптация же возникает до появления в них необходимости, ее результаты могут быть использованы в будущем при пока неизвестных, но, в значительной степени, отличающихся от прежних условий» [2, с. 6; 3].
Таким образом, преадаптация применительно к проблеме подготовки к воспитательной деятельности связана с предвидением ее развития, с системой ее опережающего конструирования, с учетом максимально возможных вариантов поведения будущего педагога в различных воспитательных ситуациях. Пре-адаптация способствует формированию гибкости поведения будущего педагога и отказу от стереотипных и конформных форм поведения в ходе осуществления воспитательной деятельности.
Овладение воспитательной функцией педагога профессионального обучения, предусмотренной образовательным стандартом
Воспитательная функция реализуется посредством:
«1) создания педагогических условий для развития обучающихся по программам СПО;
2) социально-педагогической поддержки обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии;
3) овладением методами, формами и средствами организации воспитательной деятельности в организациях СПО;
4) овладением методами педагогической поддержки обучающихся в трудных жизненных ситуациях, их личностного и профессионального самоопределения» [16, с. 8].
Подведя итоги, отметим, что значение воспитательной деятельности для развития личности обучающихся с каждым годом приобретает все большее значение, так как она выступает ведущим инструментом развития их «soft skills» (мягких навыков) столь востребованных в современных условиях на рынке труда. Особую значимость воспитательная деятельность имеет для педагогов профессионального обучения, так как они работают с одним из самых сложных контингентов обучающихся, что, в свою очередь, обуславливает особые требования к их подготовке в сфере искомой деятельности.
Рассмотренный в этой статье конатив-но-деятельностный компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в СПО в большей степени имеет практико-ориентированный характер, предполагает усвоение и последующую реализацию методов, форм и средств осуществления воспитательной деятельности в условиях профессионального образования. Помимо этого, конативно-деятельностный компонент направлен на формирование рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов и развития из способностей к самоорганизации и преадаптации. Библиографический список:
1. Анфалов Е.В. Формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2018. -204 с.
2. Асмолов А.Г., Сорокина С.С. Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. С. 3-15.
3. Асмолов А.Г., Шахтер Е.Д., Черно-ризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. -2017. - № 4. С. 3-26.
4. Баяхметов С.У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов
I
ф
i I
it s го о
a. I-
О О
и S
s -О
н ц
о ф
р о ф m
>s го
0 I
1 о .о ^
<D к
н s
ГО I
н го
s ш
с о
О эт
го
ъс. Ю m ° о о
£ го X о
^ ф S-&
ю о го ^
о IZ
ф I
ч
ф
го х s ср
го g
0Q i
со
0 ^
1
<u т
CG ГО
О
m <
в образовательном процессе военного вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2017. - 223 с.
5. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 4. С. 9-14.
6. Данилова В.В. Система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности и условия ее функционирования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. С. 861.
7. Ефимова Е.А. Работодатели о готовности молодых учителей к воспитательной деятельности // Грани познания. - 2013. - № 4 (24). С. 43-46.
8. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 2. С. 5-8.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р.н/Д., 1997. - 480 с.
10. Козленкова Е.Н., Ягупова Т.В. Совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения к воспитательной деятельности // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени
B.П. Горячкина». - 2008. - № 6-1 (31).
C. 72-74.
11. Кузьмин А.М., Идиатуллина Л.Е. Готовность педагога к реализации воспитательной работы с подростками в общеобразовательной школе // Педагогический журнал Башкортостана. - 2008. - № 3 (16). С. 83-92.
12. Кулебякина М.Ю. Технология формирования готовности будущего классного руководителя к воспитательной работе в инновационных общеобразовательных учреждениях // Вест-
ник Челябинского государственного педагогического университета. -2012. - № 12. С. 58-71.
13. Мартиросова Т.А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза: дисс. ... д-ра пед. наук. - Красноярск, 2016. - 432 с.
14. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. - М.: Наука, 2006. - Т. 27. -№ 5. С. 50-59.
15. Петрова Н.С. Рефлексия и интеллект как основа формирования саморегуляции у студентов профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - Кострома: Изд-во «Костромской государственный университет им. Н А. Некрасова», 2010. - Т.16. - № 4. С. 168-171
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71202838/
17. Росина Н.Л. Организационно-педагогические условия развития профессиональной обучаемости студентов // Человек и образование. - 2011. -№ 3(28). С. 99-102.
18. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога как объясняющая модель // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 3. С. 49-56.
19. Тазиев С.Ф. Совершенствование практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего про-
фессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. С. 252.
20. Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. -2018. - Т. 4. - № 1. С. 30-40.
21. Ткачёва А.Н. Готовность современного учителя к воспитательной деятельности и развитие системы подготовки педагогов к организации воспитательного процесса // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. С. 29-39.
22. Чупина В.А., Федоренко О.А. Рефлексивные основы иммерсивной образовательной среды // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 1. С. 89-96.
23. Чупина В.А., Федоренко О.А. Формирование рефлексии студентов в процессе социальной адаптации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 2. С. 6-10.
24. Шайхутдинова Г. А. Некоторые аспекты подготовки преподавателей СПО к воспитательной деятельности (в системе повышения квалификации) // В сборнике: Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения, Сборник докладов международной научно-практической заочной конференции 16 мая 2016 г. ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы российской академии образования» научно-образовательный центр «Знание». Под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. - 2016. -С. 170-174.
25. Beeka J.A., Jonga A.E., Minnaert M.G. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation [Электронный ресурс] // Teaching and Teacher Education. - 2014. - Vol. 40. P. 1-9. - Режим доступа: https://www.
sciencedirect.com/science/article/abs/ pii/S0742051X14000079?via%3Dihub
26. Bruijn D.E. Teaching in innovative vocational education in the Netherlands [Электронный ресурс] // Teachers and Teaching: Theory and Practice. -2012. - Vol. 18 (6). - P. 637-653. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1080/ 13540602.2012.746499
27. Cuenca A. Preparing Teachers for a New Generation of Social Studies Learners: Introducing the National Standards for the Preparation of Social Studies Teachers [Электронный ресурс] // Social Education. - 2017. - Vol. 81(6). -P. 370-375. - Режим доступа: https:// www.ingentaconnect.com/contentone/ ncss/se/2017/00000081/0000000 6/ art00010
28. Darling-HammondL.,OakesJ.,Wojcikie-wicz S., Hyler M.E., Guha R., Podolsky A., Kini T., Cook-Harvey C., Mercer C., Harrell A. Preparing Teachers for Deeper Learning [Электронный ресурс] // learning policy institute. - 2019. - Режим доступа: https://learningpolicyinstitute. org/product/preparing-teachers-deeper-learning-brief
29. Koniga J., Ligtvoeta R., Klemenza S., Rothlandb M. Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers' general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes [Электронный ресурс] // Studies in Educational Evaluation. -2017. - Vol. 53. - P. 122-133. - Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0191491X163 01201?via%3Dihub
30. Lillgea D. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction [Электронный ресурс] // Teaching and Teacher Education. - 2020. - Vol. 94. - Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/ science/article/abs/pii/S0742051X19 321377?via%3Dihub
31. Uvarina N.V., Savchenkov A.V., Pakhtu-sova N.A., Gnatyshina E.A., Shumakova O.A. Aspects of the Problem of Forming
X
Ф
I I
it s го о
a. I—
О О
* s
S -D
I— Ц
О Ф
p о
ф CD
>s ro
о x
x о
.о ^
<D к
н s
го x
н го
s ш
с о
О эт
го
ьг Ю m ° о о
£ го с х
X о
^ ф S-&
ю о го ^
о IZ
ф X
ч
ф
Professional Tolerance Of future School Teachers Within Conditions of Virtual Educational Environment // JARDCS Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems. - 2020. - Vol. 12. 03-Special Issue. - Режим доступа: https://www. jardcs.org/abstract.php?id=3599
32. Villegas A.M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum // Journal of Teacher Education. - 2002. - Vol. 53. - P. 20. - Режим доступа: https://journals.sagepub. com/doi/10.1177/0022487102053001003 Поступила 01.09.2020
Об авторах:
Савченков Алексей Викторович, доцент кафедры подготовки преподавателей профессионального образования и предметной методики, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]
Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Савченков А.В., Уварина Н.В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования: конативно-деятельностный компонент // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 3. С. 10-20. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-10-20
References:
1. Anfalov V.E. Formation of reflexive and predictive of readiness of cadets of military higher educational institutions. Diss. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2018. - 204 p. [in Russian]
2. Asmolov A.G., Sorokina S.S. Cultural practices of supporting constructive and destructive diversity in complex systems // Voprosy psikhologii. - 2019. - № 1. P. 3-15. [in Russian]
3. Asmolov A.G., Shakhter E.D., Chernorizov A.M. Preadaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution // Voprosy psikhologii. - 2017. - № 4. P. 3-26. [in Russian]
4. Bayakhmetov S.U. Professional and personal self-development of cadets in the educational process of a military University. Diss. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2017. -223 p. [in Russian]
5. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Theoretical aspects of pedagogical support of students' preparation for educational work // Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo
| Pedagogicheskogo Universiteta. - 2015. - № 4. P. 9-14. [in Russian]
ro 6. Danilova V.V. System for the formation of participatory readiness of future teachers for educational activities and conditions for its functioning // Sovremennye problem nauki i i obrazovaniya. - 2014. - № 6. P. 861. [in Russian]
g~ 7. Efimova E.A. Employers about the readiness of young teachers for educational activities // | Grani poznaniya. - 2013. - № 4 (24). P. 43-46. [in Russian]
| 8. Zeer E.F. Panorama of the main directions of development of advanced professional ° education // Professionaloe obrazovanie i rynok truda. - 2019. - № 2. P. 5-8. [in Russian]
< 9. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. - Rostov-on-Don, 1997. - 480 p. [in Russian]
10. Kozlenkova E.N., Yagupova T.V. Improving the training of teachers of vocational training for educational activities // Vestnik Federalnogo Gosudarstvennogo Obrazovatelnogo Uchrezhdeniya Vysshego Professionalnogo Obrazovaniya «Moskovskii Gosudarstvennyi Agroizhenerinyi Universitet imeni V.P. Goryachkin». - 2008. - № 6-1 (31). P. 72-74. [in Russian]
11. Kuzmin A.M., Idiatullina L.E. The Readiness of teachers to realization of educational work with adolescents in the secondary school // Pedagogicceskii zhurnal Bashkortostana. -2008. - № 3 (16). P. 83-92. [in Russian]
12. Kulebyakina M.Yu. Technology of formation of readiness of the future class teacher for educational work in innovative educational institutions - Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. - 2012. - № 12. P. 58-71. [in Russian]
13. Martirosova T.A. Formation of readiness for labor activity of the future bachelor in the educational process of higher education. Diss. ... dokt.ped.nauk. - Krasnoyarsk, 2016. -432 p. [in Russian]
14. Nichiporenko N.P., Mendelevich V.D. The phenomenon of anticipatory abilities as a subject of psychological research. Psikhologicheskii zhurnal. - Moscow: Nauka. -2006. - Vol. 27. - No. 5. P. 50-59. [in Russian]
15. Petrova N.S. Reflection and intelligence as the basis for forming self-regulation in vocational training students // Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni N.A. Nekrasova. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsio-genetiki. - Kostroma, Kostroma state University named after N.A. Nekrasov, 2010. -Vol. 16. - № 4. - P. 168-171 [in Russian]
16. Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of September 8, 2015 No. 608n «on approval of the professional standard» Teacher of professional training, professional education and additional professional education» [Electronic resource]. -Available at: https://base.garant.ru/71202838/ [in Russian]
17. Rosina N.L. Organizational and pedagogical conditions for the development of professional training of students // Chelovek i obrazovanie. - 2011. - № 3(28). P. 99-102. x | [in Russian]
18. Stepanov P.V. Structure of educational activity of a teacher as an explanatory model // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. - 2013. - № 3. P. 49-56. [in Russian]
19. Taziev S.F. Improving the practical training of future teachers to educational work ° o in the institution of secondary vocational education // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 3. P. 252. [in Russian]
20. Tkacheva S.A., Sagyntay kyzy E. On the problems of professional readiness of future teachers for educational work in new socio-cultural conditions // Nauchnyi resultat. $ ¡g Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. - 2018. - Vol. 4. - № 1. P. 30-40. [in Russian] JS a
21. Tkacheva A.N. the Readiness of modern teachers for educational activities and the 5 g development of the system of training teachers to organize the educational process // Sotsialnaya pedagogika. - 2012. - № 2. P. 29-39. [in Russian] t= g
22. Chupina V.A., Fedorenko O.A. Reflexive basis of immersive educational environment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - № 1. P. 89-96. [in Russian] 2
23. Chupina V.A., Fedorenko O.A. Formation of students' reflection in the process of social <| í adaptation // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2017. - № 2. P. 6-10. [in i= ® Russian]
X
J
ro
s -o
I— ц
о <u
О I—
x к
.0 <u
<u
о
24. Shaikhutdinova G.A. Some aspects of the training of SPO teachers for educational activities (in the system of advanced training). In: Sovremennoe professionalnoe obrazovanie: problemy, prognozy, resheniya, Institute of national schools and the | Russian Academy of education» scientific - educational center «Znanie». - 2016. P. 170-174.
[in Russian] о ä.
25. Beeka J.A., Jonga A.E., Minnaert M.G. Teacher practice in secondary vocational education: Between teacher-regulated activities of student learning and student self-regulation [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. - 2014. -Vol. 40. - P. 1-9. - Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0742051X14000079?via%3Dihub
26. Bruijn D.E. Teaching in innovative vocational education in the Netherlands [Electronic resource] // Teachers and Teaching: Theory and Practice. - 2012. - Vol. 18 (6). P. 637-653. -Available at: http://dx.doi.org/10.1080/13540602.2012.746499
27. Cuenca A. Preparing Teachers for a New Generation of Social Studies Learners: Introducing the National Standards for the Preparation of Social Studies Teachers [Electronic resource] // Social Education. - 2017. - Vol. 81(6). P. 370-375. - Available at: https://www. ingentaconnect.com/contentone/ncss/se/2017/00000081/00000006/art00010
28. Darling-Hammond L., Oakes J., Wojcikiewicz S., Hyler M.E., Guha R., Podolsky A., Kini T., Cook-Harvey C., Mercer C., Harrell A. Preparing Teachers for Deeper Learning [Electronic resource] // Learning policy institute. - 2019. - Available at: https://learningpolicyinstitute. org/product/preparing-teachers-deeper-learning-brief
29. Koniga J., Ligtvoeta R., Klemenza S., Rothlandb M. Effects of opportunities to learn in teacher preparation on future teachers' general pedagogical knowledge: Analyzing program characteristics and outcomes [Electronic resource] // Studies in Educational Evaluation. -2017. - Vol. 53. - P. 122-133. - Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S0191491X16301201?via%3Dihub
30. Lillgea D. Sticking points: Sites for developing capacity to enact socially just instruction [Electronic resource] // Teaching and Teacher Education. - 2020. - Vol. 94. - Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0742051X19321377?via%3Dihub
31. Uvarina N.V., Savchenkov A.V., Pakhtusova N.A., Gnatyshina E.A., Shumakova O.A. Aspects of the Problem of Forming Professional Tolerance Of future School Teachers Within Conditions of Virtual Educational Environment [Electronic resource] // JARDCS Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems. - 2020. - Vol. 12., 03-Special Issue. - Available at: https://www.jardcs.org/abstract.php?id=3599
32. Villegas A.M., Lucas T. Preparing Culturally Responsive Teachers: Rethinking the Curriculum [Electronic resource] // Journal of Teacher Education. - 2002. - Vol. 53. P. 20. - Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0022487102053001003
About the authors:
Savchenkov Alexey Viktorovich, Associate Professor, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methodology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, [email protected]
Uvarina Natalia Viktorovna, Deputy Director for Research, Professional and Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, [email protected]
For citation: Savchenkov A.V., Uvarina N.V. Preparing future teachers for educational activities in organizations of secondary vocational education: the conative-activity component // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. -Vol. 12. - No. 3. P. 10-20. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-10-20