Научная статья на тему 'Формирование проектной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза'

Формирование проектной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROJECT COMPETENCE / TEACHER TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / PROJECT ACTIVITY / THE FORMATION OF PROJECT COMPETENCE / READINESS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROJECT ACTIVITIES / STRUCTURE OF PROJECT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказова Жанна Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования проектной компетентности студентов будущих педагогов в образовательном процессе вуза. Актуальность статьи обоснована тем, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога одной из важнейших сфер его профессиональной деятельности является организация проектирования собственной деятельности и готовность руководить проектной деятельностью обучающихся. Автором представлен анализ понятия «проектная компетентность». При всем многообразии определений данного понятия, ученые рассматривают проектную компетентность студентов-будущих педагогов как субъектную характеристику деятельности педагогических кадров, как сложный феномен, состоящий в способности и готовности педагога к организации самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в разнообразных сферах социальной практики. В данной статье проблема формирования проектной компетентности будущих педагогов в процессе высшего образования раскрывается в единстве системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов к образованию. Проанализировав различные точки зрения, автор рассматривает структуру проектной компетентности будущего педагога как интеграцию взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного. Мотивационно-ценностный компонент отражает отношение студента к проектной и исследовательской деятельности и выражается в его желании и готовности выполнять собственные проекты, участвовать в коллективных проектах, руководить проектной деятельностью обучающихся. Когнитивный компонент базируется на знании психологопедагогических основ природы проектной деятельности и методических приемов управления ею сообразно возрастным и индивидуальным особенностям личности. Деятельностный компонент основан на практическом опыте участия студентов в проектной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент включает самоанализ и самооценку будущим педагогом как результата проектной деятельности, так и методики ее организации, позволяет осмыслить и оценить степень реализации желаемых образовательной, воспитательной и развивающей целей в рамках проектной деятельности с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказова Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of project competence of students in the educational space of a pedagogical institute

The article is devoted to the problem of the formation of project competence of students future teachers in the educational process of the university. The relevance of the article is justified by the fact that in accordance with the requirements of the teacher’s professional standard, one of the most important areas of his professional activity is the organization of designing his own activities and the willingness to manage the students' project activities. The author presents an analysis of the concept of "project competence". For all the variety of definitions of this concept, scientists consider the design competence of students-future teachers as the subjective characteristic of the teaching staff, as a complex phenomenon consisting in the ability and willingness of the teacher to organize independent theoretical and practical activities for the development and implementation of projects in various fields of social practice. In this article, the problem of the formation of the project competence of future teachers in the process of higher education is revealed in the unity of the system, activity, personality-oriented, competency-based approaches to education. After analyzing various points of view, the author considers the structure of the project competence of the future teacher as an integration of interconnected components: motivational-value, cognitive, activity-oriented and reflective-evaluative. The motivational-value component reflects the student’s attitude to project and research activities and is expressed in his desire and willingness to carry out his own projects, participate in collective projects, and manage students' project activities. The cognitive component is based on knowledge of the psychological and pedagogical foundations of the nature of project activities and methodological techniques for managing it in accordance with the age and individual characteristics of the individual. The activity component is based on practical experience of students participating in project activities. The reflective-evaluative component includes introspection and self-esteem by the future teacher of both the result of the project activity and the methodology of its organization, allows you to comprehend and evaluate the degree to which the desired educational, educational and development goals are realized in the framework of the project activity with students.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/48PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Рассказова Ж.В. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Rasskazova Zh.V. (2019). Formation of project competence of students in the educational space of a pedagogical institute. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 378

Рассказова Жанна Владимировна

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», Владикавказ, Россия

Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=681069

Формирование проектной компетентности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования проектной компетентности студентов - будущих педагогов в образовательном процессе вуза. Актуальность статьи обоснована тем, что в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога одной из важнейших сфер его профессиональной деятельности является организация проектирования собственной деятельности и готовность руководить проектной деятельностью обучающихся.

Автором представлен анализ понятия «проектная компетентность». При всем многообразии определений данного понятия, ученые рассматривают проектную компетентность студентов-будущих педагогов как субъектную характеристику деятельности педагогических кадров, как сложный феномен, состоящий в способности и готовности педагога к организации самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в разнообразных сферах социальной практики.

В данной статье проблема формирования проектной компетентности будущих педагогов в процессе высшего образования раскрывается в единстве системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов к образованию.

Проанализировав различные точки зрения, автор рассматривает структуру проектной компетентности будущего педагога как интеграцию взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного. Мотивационно-ценностный компонент отражает отношение студента к проектной и исследовательской деятельности и выражается в его желании и готовности выполнять собственные проекты, участвовать в коллективных проектах, руководить проектной деятельностью обучающихся. Когнитивный компонент базируется на знании психолого-педагогических основ природы проектной деятельности и методических приемов управления ею сообразно возрастным и индивидуальным особенностям личности. Деятельностный компонент основан на практическом опыте участия студентов в проектной деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает самоанализ и самооценку будущим педагогом как результата проектной деятельности, так и методики ее организации, позволяет осмыслить и оценить степень реализации желаемых образовательной, воспитательной и развивающей целей в рамках проектной деятельности с учащимися.

Ключевые слова: проектная компетентность; профессиональная подготовка педагога; образовательный процесс; проектная деятельность; уровни сформированности проектной компетентности; готовность к осуществлению проектной деятельности; структура проектной компетентности

Современный педагог, являясь ключевой фигурой в процессе реформирования образования, должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личностными качествами, быть мобильным, способным адаптироваться к нестандартным ситуациям, быть ответственным в принятии решений. В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога одной из важнейших сфер его профессиональной деятельности является организация проектирования собственной деятельности и готовность руководить проектной деятельностью обучающихся [8].

Однако не каждый опытный педагог и, тем более вчерашний выпускник вуза, могут организовать проектную деятельность обучающихся. Поэтому одной из задач современного вуза является создание условий для овладения будущими педагогическими работниками технологией проектной деятельности как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Способность и готовность к организации и руководству проектной деятельностью обучающихся - проектная компетентность - является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагогического работника. Анализ понятия «проектная компетентность педагога» показал, что ряд ученых (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.Ю. Володина, Н.В. Кузьмина, Н.В. Матяш, А.Н. Сергеев, А.В. Хуторской и др.) рассматривают ее как субъектную характеристику деятельности педагогических кадров, как сложный феномен, состоящий в способности и готовности педагога к организации самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в разнообразных сферах социальной практики. Проектная компетентность является показателем развития личности в результате овладения проектной деятельностью на содержательном, операциональном и процессуальном уровнях [6].

Проектная компетентность характеризуется как развивающаяся, подвижная, открытая система, способная к наполнению содержания образования. Проектная компетентность, являясь профессионально значимой характеристикой деятельности будущего педагога, способствует личностному и профессиональному росту, является важным условием успешной социализации личности в современном социуме [4].

Проблема формирования и развития проектной компетентности студентов в процессе педагогического образования раскрывается в единстве следующих научных подходов:

• системного (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Ф. Талызина, В.З. Течиева, В.Д. Шадриков и др.), в основе которого лежит изучение объекта как системы, определение ключевых свойств и качественных системных характеристик;

• деятельностного (П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Фокин и др.), направленного на выявление специфики деятельности, с которой связана формируемая компетентность;

• личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, З.К. Каргиева, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), предусматривающего учет личностных особенностей будущих педагогов, повышение личностной значимости образовательного процесса за счет удовлетворения познавательных потребностей студентов, создание условий для их личностного и профессионального развития;

• компетентностного (В.И. Байденко, Е.Б. Евлагина, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.), интегрирующего различные научные и дидактические концепции, придавая им практический характер; направленного на рассмотрение всех компонентов образовательного процесса комплексно.

Раскрывая сущность и специфику проектной компетентности педагога, наука опирается на ряд подходов к характеристике его готовности к осуществлению проектной деятельности. Так, В.А. Болотов, Г.Б. Голуб и др. формулируют следующие положения, определяющие готовность педагога к проектной деятельности:

• результат обучения в системе педагогического образования;

• приобретение и распространение опыта в системе повышения квалификации;

• использование результатов самостоятельной профессиональной деятельности;

• реализация в работе основ современных подходов в образовании [1; 2].

Способность и готовность педагога к развитию собственной проектной компетентности, по мнению учёных, должна быть обязательной составляющей структуры современной профессиональной подготовки. Среди умений, обеспечивающих подготовку к проектной деятельности, можно назвать следующие: умение анализировать проблемы и ситуации; прогнозировать, планировать, конструировать деятельность; умение создавать и презентовать продукт.

Как известно, компетентность формируется и развивается в деятельности, всегда проявляется в неразрывном единстве с ценностями человека [9]. Для формирования и развития проектной компетентности необходимо приобщение студентов к проектной деятельности, формирование у них опыта этой деятельности, на приобретение которого должны быть ориентированы учебные дисциплины, педагогическая практика, планомерно организованные воспитательная и научно-исследовательская работа в вузе.

Проанализировав различные точки зрения (Болотов В.А., Зайцева С.А., Иванова Л.В., В.Я. Ляудис, Н.В. Матяш, П.В. Смирнов и др.) [1; 3-6], мы рассматриваем структуру проектной компетентности студента - будущего педагога как интеграцию взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационно-ценностный компонент отражает отношение студента к проектной и исследовательской деятельности и выражается в его желании и готовности выполнять собственные проекты, участвовать в коллективных проектах, руководить проектной деятельностью обучающихся. Наличие интереса к проектной деятельности у будущего педагога прослеживается через наличие потребности в знаниях, в овладении методическими приёмами организации взаимодействия с обучающимися, в стремлении к приобретению опыта проектной деятельности в педагогическом вузе.

Когнитивный компонент базируется на знании психолого-педагогических основ природы проектной деятельности и методических приемов управления ею в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями личности. Когнитивный компонент демонстрируется студентами через знание закономерностей моделирования и поддержки

проектной деятельности обучающихся, в практическом использовании технологий организации проектной деятельности, в способности организации контроля и оценки достижений обучающихся через результаты их деятельности.

Так, с теоретическими и методическими особенностями проектной деятельности студенты ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (далее СОГПИ) имеют возможность знакомиться при изучении дисциплины «Педагогика» в рамках модуля «Педагогические технологии». Практическая подготовка включает в себя работу над проектами, их защиту на практических и семинарских занятиях различных дисциплин, на конференциях различного уровня, руководство проектной деятельностью школьников в рамках педагогической практики в общеобразовательных организациях в течение учебного года и летней педагогической практики в детских оздоровительных и пришкольных лагерях.

Большим потенциалом в формировании и развитии проектной компетентности обладает дисциплина «Психолого-педагогический практикум», позволяющая отрабатывать навыки моделирования педагогических ситуаций, конструирования различных форм педагогической деятельности, выполнения проектных заданий в различных моделях педагогической деятельности, изучения психолого-педагогических методик проектирования и прогнозирования.

Формированию и развитию проектной компетентности студентов СОГПИ способствует деятельность научного кружка «Школа «Я - исследователь», организованного при кафедре педагогики. Занятия в кружке направлены на приобщение студентов и обучающихся педагогических классов к погружению в проектную деятельность, овладение ими теоретическими знаниями и практическими умениями в сфере проектирования.

Деятельностный компонент основан на практическом опыте участия студентов в проектной деятельности, в процессе приобретения которого можно выделить 8 этапов, предполагающих последовательное прохождение их каждым студентом [3]:

1. участие в качестве исполнителя в проектах под руководством преподавателя или студента-старшекурсника;

2. участие в качестве равноправного участника проектной группы;

3. разработка индивидуального проекта;

4. участие в качестве руководителя или соруководителя в студенческих проектах;

5. помощь преподавателю в организации проектной деятельности обучающихся;

6. самостоятельное руководство проектной деятельностью обучающихся;

7. руководство коллективной проектной деятельностью студентов первых курсов или обучающихся педагогических классов;

8. участие в качестве экспертов (членов жюри) в оценке проектов обучающихся. Уже стало традиционным участие студентов старших курсов колледжа, бакалавриата и магистратуры СОГПИ в составе жюри научной конференции факультета научной подготовки учащихся «По ступенькам науки - в будущее!», конкурса исследовательских проектов «Осетия - родина моя».

Процесс создания студентами проектов состоит из следующих этапов:

1. ценностно-ориентационный этап;

2. этап планирования;

3. конструктивный этап;

4. презентационный этап;

5. оценочно-рефлексивный этап.

В ходе ценностно-ориентационного этапа на основе диагностических процедур студенты выявляют проблему и пути ее решения, определяют социальную и личностную значимость проекта, формулируют его цель и задачи, анализируют социально-педагогическую ситуацию, выявляют различные стороны объекта, конструируют содержание деятельности, формируют образ результата. Критерием эффективности данного этапа проектной деятельности является обоснование актуальности проекта, теоретической и практической значимости. Ценностно-ориентационный этап имеет большой потенциал формирования у студентов умения самостоятельной работы.

На этапе планирования проводится подробное описание проекта, раскрываются этапы его реализации. Результатом данного этапа является разработка плана работ, представляющий собой определенную последовательность выполнения действий по выполнению проектного задания. Критерием эффективности этапа планирования выступает способность участников проекта охарактеризовать технологию создания и механизм реализации проекта. Данный этап способствует развитию у студентов творческого мышления.

Конструктивный этап направлен на реализацию плана проекта, выполнению поставленных задач. Критерием эффективности представленного этапа является достижение целей проекта. Конструктивный этап имеет возможности формирования у студентов целеустремленности в достижении планируемых результатов.

На презентационном этапе происходит демонстрация результатов проектной деятельности. Критерием эффективности данного этапа является успешная защита авторского проекта.

Студенты СОГПИ ежегодно представляют свои проекты на конкурсах различных уровней: от институтского до международного. Назовем несколько проектов, авторы которых стали победителями или лауреатами различных конкурсов: «Семь - Я», «Школа - Я -исследователь», «Диалог культур», «Одаренные дети», «До и после школы», «Веселое развитие» и др.

Важным компонентом в структуре проектной компетентности, на наш взгляд, является рефлексивно-оценочный компонент, который определяет уровень понимания и осознания собственной значимости в коллективном проекте или исследовании, развития самооценки, ответственности за результаты собственной деятельности и деятельности обучающихся, а также самореализации в профессиональной педагогической деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент включает самооценку и самоанализ будущим педагогом как результата проектной деятельности, так и методики ее организации, позволяет осмыслить и оценить степень реализации поставленных целей в рамках проектной деятельности с обучающимися

[9].

Преимуществами реализации проектной деятельности в образовательном пространстве педагогического института преподаватели и студенты считают следующие:

• деятельность, основанная на сотрудничестве при решении разноплановых задач, связанных с будущей педагогической деятельностью;

• регулярное испытание своих интеллектуальных, нравственных, физических сил для определения возникающих проблем и умения их решать совместными усилиями, выполняя различные социальные роли;

• вовлечение студентов в активный процесс познания, который способствуют применению приобретенных знаний и умений на практике, четкое понимание того, каким образом и для реализации каких образовательных целей эти знания могут быть использованы;

• поиск, обработка, применение информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной учебной проблеме, определения собственного отношения и, соответственно, личной позиции.

Таким образом, образовательное пространство современного педагогического вуза располагает достаточно многогранными возможностями организации проектной деятельности студентов. Организованная работа по получению студентами - будущими педагогами опыта проектной деятельности в вузе является залогом успешности формирования у них проектной компетентности и одним из значимых путей их профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов В.А. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.А. Слободчиков, Н.А. Щайденко // Педагогика. -1997. - № 4. - С. 66-72.

2. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, 2006. - 176 с.

3. Зайцева С.А., Смирнов П.В. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5.

- № 1. [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2017. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/34PDMN117.pdf.

4. Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 4 (23) [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/37PVN414.pdf.

5. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука / В.Я. Ляудис. - М., 1994. - 51 с.

6. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: Издат. центр «Академия», 2014. - 160 с.

7. Огоева А.Л., Рассказова Ж.В. Формирование практической готовности студентов педагогического вуза к реализации программ дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. - №6 [Электронный ресурс]. -М.: Мир науки, 2017. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN617.pdf.

8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. - №5 - С. 31.

10. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения в условиях педагогического вуза // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2014.

- Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/147PVN214.pdf.

Rasskazova Zhanna Vladimirovna

North Ossetian state pedagogical institute, Vladikavkaz, Russia E-mail: [email protected]

Formation of project competence of students in the educational space of a pedagogical institute

Abstract. The article is devoted to the problem of the formation of project competence of students - future teachers in the educational process of the university. The relevance of the article is justified by the fact that in accordance with the requirements of the teacher's professional standard, one of the most important areas of his professional activity is the organization of designing his own activities and the willingness to manage the students' project activities.

The author presents an analysis of the concept of "project competence". For all the variety of definitions of this concept, scientists consider the design competence of students-future teachers as the subjective characteristic of the teaching staff, as a complex phenomenon consisting in the ability and willingness of the teacher to organize independent theoretical and practical activities for the development and implementation of projects in various fields of social practice.

In this article, the problem of the formation of the project competence of future teachers in the process of higher education is revealed in the unity of the system, activity, personality-oriented, competency-based approaches to education.

After analyzing various points of view, the author considers the structure of the project competence of the future teacher as an integration of interconnected components: motivational-value, cognitive, activity-oriented and reflective-evaluative. The motivational-value component reflects the student's attitude to project and research activities and is expressed in his desire and willingness to carry out his own projects, participate in collective projects, and manage students' project activities.

The cognitive component is based on knowledge of the psychological and pedagogical foundations of the nature of project activities and methodological techniques for managing it in accordance with the age and individual characteristics of the individual. The activity component is based on practical experience of students participating in project activities. The reflective-evaluative component includes introspection and self-esteem by the future teacher of both the result of the project activity and the methodology of its organization, allows you to comprehend and evaluate the degree to which the desired educational, educational and development goals are realized in the framework of the project activity with students.

Keywords: project competence; teacher training; educational process; project activity; the formation of project competence; readiness for the implementation of project activities; structure of project competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.