Научная статья на тему 'Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе'

Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN / PROJECT COMPETENCE / STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Наталия Андреевна, Ешкина Наталья Ивановна, Шалагинова Ксения Сергеевна, Зылыгаева Светлана Александровна

В статье приводится опыт работы коллектива авторов по формированию проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе. Авторами изучена и обобщена психолого-педагогическая литература по актуальным вопросам педагогического проектирования. В статье описана модель готовности бакалавров педагогического образования к использованию педагогического проектирования в профессиональной деятельности, представленная тремя компонентами когнитивный, деятельностный, мотивационный. Дано описание содержания каждого компонента, подходов и путей формирования. При формировании когнитивного компонента готовности бакалавров педагогического образования к формированию проектировочной компетентности акцент сделан на знаниях по педагогическому проектированию в ходе подготовки будущих учителей во время изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика»: определение педагогического проектирования, его субъекты и объекты, принципы, этапы и результат проектирования, психологические основы педагогического проектирования. Особым потенциалом при формировании деятельностного компонента готовности к проектной компетентности в процессе преподавания психологопедагогических дисциплин обладают задания для самостоятельной работы, в процессе которых студенты выполняют проекты. Мотивационный компонент готовности тесно связан с деятельностным. Результаты наблюдения и отчеты студентов по производственной практике показывают, что после внедрения проектных заданий студенты стали более заинтересованы в реализации на практике своих знаний, творческие задания и их реализации вызывали больший интерес, как самих студентов, так и учащихся, мотивация к использованию метода проекта в формировании у учащихся познавательной и личностной компетентности увеличилась. Приведена оценка эффективности разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Наталия Андреевна, Ешкина Наталья Ивановна, Шалагинова Ксения Сергеевна, Зылыгаева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of design competence of the bachelors of pedagogical education in the university

The article presents the experience of the team of authors on the formation of the project competence of bachelors of pedagogical education in the University. The authors studied and generalized psychological and pedagogical literature on topical issues of pedagogical design. The article describes the model of readiness of bachelors of pedagogical education for the use of pedagogical design in professional activity, presented by three components cognitive, activity, motivational. The content of each component, approaches and ways of formation are described. In the formation of the cognitive component of the readiness of bachelors of pedagogical education to the formation of design competence, the emphasis is made on the knowledge of pedagogical design in the preparation of future teachers during the study of disciplines "Psychology" and "Pedagogy": the definition of pedagogical design, its subjects and objects, principles, stages and results of design, psychological basis of pedagogical design. Tasks for independent work, in which students carry out projects, have a special potential in the formation of the activity component of readiness for project competence in the process of teaching psychological and pedagogical disciplines. The motivational component of readiness is closely connected with the activity one. The results of observations and reports of students on practical training show that after the introduction of project tasks, students became more interested in the implementation of their knowledge in practice, creative tasks and their implementation aroused greater interest, both students and students, the motivation to use the project method in the formation of students ' cognitive and personal competence increased. The estimation of the efficiency of the developed model is given.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN418.pdf

Статья поступила в редакцию 20.07.2018; опубликована 07.09.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Пронина Н.А., Ешкина Н.И., Шалагинова К.С., Зылыгаева С. А. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pronina N.A., Eshkina N.I., Shalaginova K.S., Zaligaeva S.A. (2018). Formation of design competence of the bachelors of pedagogical education in the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN418.pdf (in Russian)

УДК 37

ГРНТИ 15.31.31

Пронина Наталия Андреевна

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: natalie4941@rambler.ru

Ешкина Наталья Ивановна

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Старший преподаватель кафедры «Педагогики»

E-mail: kp@tsput.ru

Шалагинова Ксения Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Зылыгаева Светлана Александровна

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: cherkasova81@mail.ru

Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе

Аннотация. В статье приводится опыт работы коллектива авторов по формированию проектной компетентности бакалавров педагогического образования в вузе. Авторами изучена и обобщена психолого-педагогическая литература по актуальным вопросам педагогического проектирования. В статье описана модель готовности бакалавров педагогического образования к использованию педагогического проектирования в профессиональной деятельности, представленная тремя компонентами - когнитивный, деятельностный, мотивационный. Дано описание содержания каждого компонента, подходов и путей формирования. При формировании когнитивного компонента готовности бакалавров педагогического образования к формированию проектировочной компетентности акцент сделан на знаниях по педагогическому проектированию в ходе подготовки будущих учителей во время изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика»: определение педагогического проектирования, его субъекты и объекты, принципы, этапы и результат проектирования, психологические основы

https://mir-nauki.com

педагогического проектирования. Особым потенциалом при формировании деятельностного компонента готовности к проектной компетентности в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин обладают задания для самостоятельной работы, в процессе которых студенты выполняют проекты. Мотивационный компонент готовности тесно связан с деятельностным. Результаты наблюдения и отчеты студентов по производственной практике показывают, что после внедрения проектных заданий студенты стали более заинтересованы в реализации на практике своих знаний, творческие задания и их реализации вызывали больший интерес, как самих студентов, так и учащихся, мотивация к использованию метода проекта в формировании у учащихся познавательной и личностной компетентности увеличилась. Приведена оценка эффективности разработанной модели.

Ключевые слова: проектирование; проектная компетентность; студенты педагогического вуза; педагогическое образование

В социально-экономической и политической сферах России произошли серьезные перемены, которые повлекли за собой смену образовательных парадигм, в том числе и в системе профессионального образования. Введение в силу «Закона об образовании в РФ» от 29.12.2012, в котором особое место отводится компетентностному подходу, продиктовало необходимость по-новому взглянуть на подготовку будущих педагогов и предъявить более высокие требования к выпускникам педагогического вуза.

Современный учитель должен не только владеть теоретическими знаниями по своему предмету, но и создавать условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач. Таким образом, выпускник по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» должен обладать такой компетенцией как готовность проектировать образовательные программы, индивидуальный образовательный маршрут учащихся в связи с переходом на инклюзивное образование, свою траекторию профессионального развития, чтобы избежать стагнации и профессиональной деформации. Следовательно, как никогда актуальным становится обучение будущих учителей основам проектирования.

Целями нашего исследования являются: изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по актуальным вопросам педагогического проектирования; обоснование модели подготовки бакалавра педагогического образования к педагогическому проектированию и проверка ее эффективности.

В процессе исследование мы использовали как теоретические методы (моделирование, анализ литературы по теме исследования), так и практические (включенное наблюдение, формирующий эксперимент).

Анализ литературы позволил выявить актуальное понятие компетентности, которое определяется как «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека [6, c. 23].

Проектирование пришло в педагогическую практику из технической отрасли знаний. Под педагогическим проектированием мы будем понимать разработку деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога [2, с. 22].

Впервые идея проектирования прослеживается в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.М. Яковлева и др. [2]. Анализировали педагогическое проектирование B.C. Бeзpукoва [2], E.C. Зaир-Бeк [5], И.Л. Кoлecникова [7] и дp.; проектирование в педагогическом процессе исследуется B.A. Болотовым, В.В. Сериковым,

H.A. Шайденко [3] и др.; технологическая сторона проектирования в образовании и технологии инновационного проектирования образовательной среды рассматриваются в трудах Л.И. Гурье [4], В.М. Монахова [8], Н.О. Яковлевой [14], В.А. Ясвина [15], использованием проектной деятельности на уроке занимались Т. Хатчитсон [16], С. Моффарт [17], А.Дж. Пирс [18].

Проблемы подготовки будущих учителей к проектной деятельности, рассмотрение проектирования как культурного проявления инноваций в образовании встречаются в исследованиях Н.Г. Алексеева [1], Н.А. Птицыной [10] и др. Педагогическое проектирование как основа инноваций в образовании исследуются в работах И.А. Колесниковой [7], В.Е. Радионова [11], В.М. Монахова [8] и др.

Педагогический проект имеет в своем создании несколько этапов:

На первом этапе ведется подготовительная работа: анализируется объект педагогического проектирования, обосновывается пространственно-временное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечения проекта.

На втором этапе разрабатывается проект и составляется документ.

На третьем этапе происходит проверка качества проекта: педагог мысленно проводит эксперимент по внедрению проекта, затем его оценивают эксперты, после корректировки принимается решение об его использовании.

Нами была разработана модель готовности бакалавров педагогического образования к использованию педагогического проектирования в профессиональной деятельности и апробирована на базе ФГБОУ ВО «ТГПУ имени Л.Н. Толстого» факультета русской филологии и документоведения.

В экспериментальной работе приняли участие 184 студента II-Укурсов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» («Русский язык. Литература», «Русский язык. Иностранный язык» и «Русский язык. Мировая художественная культура»).

Мы выделяем следующие компоненты (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Структура готовности бакалавров педагогического образования к формированию проектировочной компетентности (составлено авторами)

Для формирования когнитивного компонента готовности бакалавров педагогического образования к формированию проектировочной компетентности мы акцентировали внимание на знаниях по педагогическому проектированию в ходе подготовки будущих учителей во время изучения дисциплин «Психология» и «Педагогика»: определение педагогического проектирования, его субъекты и объекты, принципы, этапы и результат проектирования, психологические основы педагогического проектирования.

Особым потенциалом при формировании деятельностного компонента готовности к проектной компетентности в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин обладают задания для самостоятельной работы, в процессе которых студенты выполняют проекты. Так, на 2 курсе факультета русской филологии и документоведения (дисциплина

«Педагогика») студентам предлагается выполнить ряд проектных заданий в рамках самостоятельной работы. Например, задание на тему «Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком» связано важнейшим этапом педагогической деятельности - проектированием. Выполнение данного проекта направлено на отработку умений, необходимых будущему учителю для решения профессионально-педагогических задач, для проектирования собственной деятельности и деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе, индивидуальных маршрутов образования обучающихся. Для выполнения данного проектного задания будущие учителя должны уметь учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности обучающихся, отбирать эффективные методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся; проектировать индивидуальные образовательные маршруты с учетом физиологических и адаптивных возможностей ребенка; владеть способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Процесс работы над данным проектом целесообразно начать со знакомства студентов с литературными источниками, в которых освящаются вопросы обучения, воспитания и развития одаренных детей (Николаева Е.И. «Воспитать одаренного ребенка», Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность», Юркевич В.С. «Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков» и др.) [9, 12, 13]. Данный этап работы помогает выделить особенности одаренных детей и перейти к разработке программы работы с таким обучающимся. Особое внимание студентам следует обратить на диагностику одаренного ученика и, учитывая выделенные особенности одаренного ребенка, определить те способности, интересы и умения, которые необходимо изучить педагогу. Следует сформулировать цель и предмет диагностики, отобрать методы диагностики и соответствующий инструментарий. Данный этап часто сопровождается сложностями в деятельности будущих учителей, т. к. не всегда студенты понимают, что методики, которые они нашли, подходят для выбранных характеристик обучающихся (вида одаренности, интересов и т. д.).

Следующим важным моментом является определение педагогических задач при работе с одаренным ребенком и проектирование программы работы педагога с одаренным школьником на одну неделю, затрагивающую урочную и внеурочную деятельность обучающегося. На данном этапе важно обратить внимание будущих педагогов на количество участвующих в реализации программы (классный руководитель, учителя-предметники, школьный психолог, родители обучающегося) и разнообразие форм работы: индивидуальные творческие задания (урочная и домашняя работы), консультации, подготовка к предметной олимпиаде, поручения при подготовке мероприятий классного и школьного уровней и т. д. Будущим учителям можно предоставить выбор в разработке одной их описанных в программе форм работы (на выбор) - консультацию с одаренным обучающимся, беседу с его родителями, рекомендации для родителей, индивидуальное творческое задание.

При составлении проекта следует обращать внимание будущих учителей на соответствие спланированных мероприятий, конкретным действиям педагога тем целям и задачам работы с одаренным ребенком, которые они сформулировали; соответствие данной программы возрастным и индивидуальным особенностям обучающегося; разнообразию формы работы с одаренным учеником.

При оценке проекта следует учитывать следующие критерии и показатели выполнения данного задания:

а) выполнение принятых этапов проектирования (показатель - логичность и последовательность выполнения этапов проектирования);

б) завершенность разработок (показатель - полнота представленных элементов проекта);

в) аргументированность предлагаемых подходов, действий, выводов (показатели -глубокое психолого-педагогическое и методическое обоснование проекта; наличие содержательных интегрированных связей между основными элементами проекта; обеспеченность проекта дидактическими и методическими материалами);

г) оригинальность решений (показатели - наличие творческих элементов в процессе выполнения проектного задания; четкость и аргументированность представления проекта).

Мотивационный компонент готовности тесно связан с деятельностным. Результаты наблюдения и отчеты студентов по производственной практике показывают, что после внедрения проектных заданий студенты стали более заинтересованы в реализации на практике своих знаний, творческие задания и их реализации вызывали больший интерес, как самих студентов, так и учащихся, мотивация к использованию метода проекта в формировании у учащихся познавательной и личностной компетентности увеличилась.

Анализ результатов исследования учебной мотивации студентов направления «Педагогическое образование» выявил существенные изменения после реализации формирующей программы. На констатирующем этапе эксперимента у студентов превалировал мотив долга и ответственности (у 52 % опрошенных), мотив престижа как основной присутствовал у 22 % опрошенных, познавательные мотивы преобладают у 14 % респондентов; мировоззренческие - у 10 %, на последнем месте мотивы вынужденности - у 2 % будущих учителей. После реализации формирующего этапа эксперимента у студентов также преобладали мотивы долга и ответственности 46 %, познавательные мотивы у 28 % студентов, мировоззренческие - у 19 %, престижности - 7 % будущих учителей.

Эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы. У студентов направления «Педагогическое образование» основными мотивами профессиональной деятельности являются мотивы долга и ответственности. Реализованная модель готовности бакалавров педагогического образования к использованию педагогического проектирования в профессиональной деятельности позволила сформировать психолого-педагогические знания в области педагогического проектирования; умение анализировать уже имеющиеся проекты и создавать собственный педагогический проект, сформировать познавательную мотивацию у будущих учителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. дисс. ... докт.пед.наук / Н.А. Алексеев. -Екатеринбург, 1997. - 22 с.

2. Безрукова В.С. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-пед. ин-тов и индустриально-пед. Техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.

3. Болотов В.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 66-72.

4. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 206 с.

https://mir-nauki.com

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Заир-Бек Е.С. Теоретические основы педагогического проектирования. Дисс... докт.пед.наук / Е.С. Заир-Бек. - СПб.,1995. - 410 с.

Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково место современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - С. 21-26.

Колесникова И.А. Педагогическая праксеология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2005. - 352 с.

Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. - 2000. - №3. - С. 57-71.

Николаева Е.И. Воспитать одаренного ребенка: Как? - Питер, 2013.

Птицына Н.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому проектированию (на примере урока) Дисс. ... к.пед.наук / Н.А. Птицына. - Тула. 2009. - 168 с.

Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учебное пособие. - СПб: Изд-во СПб РГУ, 1996. - 140 с.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность - Москва: Просвещение, 1996. - 136 с.

Юркевич В.С. Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://practic.childpsy.ru/development/ articles.php?ID=21838.

Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем. Дисс. ... д.пед.наук / Н.О. Яковлева. - Челябинск, 2003. - 355 с.

Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - 2000. - N 2. - C. 16-22.

Hutchinson T. Introductioon to Project Work. - Oxford: University Press, 1999. - 23 p.

Moffatt С. Major technology implementations in Victoria, Australia and New Zealand // The Hellen Report By Educational Technology Markets. - 1999. - Vol. 10. - № 3.

Pierce A.J., Karwatka D. Introduction in Technology. - Cambrig: West Publishing Company. St. Paul, 1993. - 102 p.

Pronina Natalia Andreevna

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: natalie4941@rambler.ru

Eshkina Natalia Ivanovna

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: kp@tsput.ru

Shalaginova Ksenia Sergeevna

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zaligaeva Svetlana Alexandrovna

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: cherkasova81@mail.ru

Formation of design competence of the bachelors of pedagogical education in the university

Abstract. The article presents the experience of the team of authors on the formation of the project competence of bachelors of pedagogical education in the University. The authors studied and generalized psychological and pedagogical literature on topical issues of pedagogical design. The article describes the model of readiness of bachelors of pedagogical education for the use of pedagogical design in professional activity, presented by three components - cognitive, activity, motivational. The content of each component, approaches and ways of formation are described. In the formation of the cognitive component of the readiness of bachelors of pedagogical education to the formation of design competence, the emphasis is made on the knowledge of pedagogical design in the preparation of future teachers during the study of disciplines "Psychology" and "Pedagogy": the definition of pedagogical design, its subjects and objects, principles, stages and results of design, psychological basis of pedagogical design. Tasks for independent work, in which students carry out projects, have a special potential in the formation of the activity component of readiness for project competence in the process of teaching psychological and pedagogical disciplines. The motivational component of readiness is closely connected with the activity one. The results of observations and reports of students on practical training show that after the introduction of project tasks, students became more interested in the implementation of their knowledge in practice, creative tasks and their implementation aroused greater interest, both students and students, the motivation to use the project method in the formation of students ' cognitive and personal competence increased. The estimation of the efficiency of the developed model is given.

Keywords: design; project competence; students of pedagogical high school; pedagogical education

REFERENCES

1. Alekseev N.A. Pedagogical bases of design of personality-oriented training. Abstract. dis. ... Doc.PED.Sciences / N.A. Alekseev. - Ekaterinburg, 1997. - 22 p.

2. Bezrukova V.S. Projective pedagogy: studies. manual for engineering-PED. in-tov and industrially-PED. Technical school. - Ekaterinburg: Business book, 1996. - 344 p.

3. Bolotov V.A. Design of professional pedagogical education // Pedagogy. - 1997. - №4. - P. 66-72.

https://mir-nauki.com

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Gurye L.I. design of pedagogical systems: studies. benefit. - Kazan: KSTU publishing House, 2004. - 206 p.

Zair-Bek E.S. Theoretical bases of pedagogical design. Dis ... Doc. PED. Sciences / E.S. Zair-Bek. - SPb., 1995. - 410 p.

Winter I.A. Competence approach. What is the place of modern approaches to the problems of education (theoretical and methodological aspect) // Higher education today. - 2006. - №8. Pp. 21-26.

Kolesnikova I.A. Pedagogical praxeology: textbook for students of higher educational institutions. - Moscow: Academy, 2005. - 352 p.

Monks, V.M. Methodology of design of pedagogical technology (axiomatic aspect) // School technologies. - 2000. - №3. - P. 57-71.

Nikolaeva E. I. Raise a gifted child: how? - Peter, 2013.

Ptitsyn N.A. The training of future teacher to pedagogical design (on the example of the lesson) Diss. ... candidate of pedagogical Sciences. Sciences / N.A. Ptitsyna. - Tula. 2009. - 168 p.

Radionov, V.E. Unconventional pedagogical design: textbook. - SPb: Publishing house of SPb state University, 1996. - 140 p.

Yurkevich V.S. Gifted child: illusions and reality - Moscow: Enlightenment, 1996. -136 p.

Yurkevich V.S. the experience of creative development in gifted children and adolescents [Electronic resource] - access mode: // http://practic.childpsy.ru/ development/articles.php?ID=21838.

Yakovleva, N.O. Pedagogical design of innovative systems. Dis. ... D. PED. Sciences / Yakovleva Nadezhda Olegovna. - Chelyabinsk, 2003. - 355 p.

Yasvin V.A. Psychological and pedagogical design of educational environment / / Additional education. - 2000. - N 2. - C. 16-22.

Hutchinson T. Introductioon to Project Work. Oxford: University Press, 1999. - 23 p.

Moffatt S. Major technology implementations in Victoria, Australia and New Zealand // the Hellen Report by Educational Technology Markets. - 1999. - Vol. 10. - № 3.

Pierce A.J., Karwatka D. Introduction in Technology. - Cambrig: West Publishing Company. St. Paul, 1993. - 102 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.