Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ВОЗМОЖНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МСП / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ЛЕГАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Тамара Александровна

В статье автор рассматривает состояние сектора малого и среднего предпринимательства предлагает варианты усовершенствования Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR IMPROVING LEGISLATION ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP

In the article, the author examines the state of the sector of small and medium-sized businesses and offers options for improving the Federal Law "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" dated July 24, 2007 No. 209-FZ.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 346.21

Харитонова Тамара Александровна Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина Институт публичного права и управления

Россия, Москва xatamara@mail .ru Kharitonova Tamara Kutafin Moscow state law university Institute of public law and administration

Russia, Moscow

ВОЗМОЖНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О

РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аннотация: в статье автор рассматривает состояние сектора малого и среднего предпринимательства предлагает варианты усовершенствования Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, МСП, развитие бизнеса, меры поддержки, легальное определение.

OPPORTUNITIES FOR IMPROVING LEGISLATION ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP

Annotation: in the article, the author examines the state of the sector of small and medium-sized businesses and offers options for improving the Federal Law "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" dated July 24, 2007 No. 209-FZ.

Key words: small and medium-sized enterprises, SMEs, business development, support measures, legal definition.

В настоящее время одним из ключевых субъектов рыночной экономики является малый бизнес. От уровня его развития и эффективности зависят темпы экономического роста и качественные изменения структуры национального продукта. Обязательным элементом современного развитого государства сегодня является высокий уровень развития предпринимательства в его малых и средних формах. Государство должно постоянно вести диалог с малым бизнесом для того, чтобы понимать его нужды и в последующем обеспечить субъектам малого и среднего предпринимательства благоприятную среду для их развития.

Важную роль в этом играют меры государственной поддержки, которые закреплены в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [1].

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ к малому и среднему бизнесу могут быть отнесены хозяйственные общества, товарищества, партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Сегодня доля МСП в ВВП России составляет около 20% [2], в то время как доля МСП в ВВП развитых стран составляет 50-60%, например, в Германии — 53%, Финляндии — 60% [3].

Всемирный Банк ежегодно публикует рейтинг «Doing Business», отражающий сложность открытия и ведения собственного бизнеса в разных странах мира. Россия плавно улучшает свои позиции в данном рейтинге, и если в 2016 году России находилась на 51 месте, то в 2022 году Россия находится уже на 28 позиции [4].

Однако все же, несмотря на рейтинговые данные, в реальности МСП в России со множеством проблем при ведении бизнеса. Главная причина

сложностей — отсутствие адекватной и работающей правовой среды, которая бы предоставляла надежные юридические гарантии интересов и прав малого бизнеса. Также в качестве одной из проблем, оказывающей влияние на малый бизнес, выделяют неэффективность и недостаточность мер поддержки со стороны государства [5, с. 160], в частности в условиях санкций.

Так, высказываются предложения о том, что субъектам МСП необходимо занять ниши, которые до этого были заняты крупными иностранными компаниями, ушедшими с российского рынка, однако для этого нужен эффективный механизм выстраивания цепочек поставок, например, представляется возможным, создать информационную систему для быстрого поиска релевантных контрагентов. Звучат предложения и о необходимости облегчения доступа к программам финансирования Фонда развития промышленности, доля МСП в портфеле которого на сегодняшний день составляет 25%., расширение доступа для участия в госзакупках, развитие импортозамещания, выдвигаются предложения о предоставлении отсрочки от армии предпринимателям, которые работают больше года и наняли не менее 5 сотрудников.

Однако хотелось бы обратить внимание на определенные неточности и пробелы, связанные с законодательным урегулированием, которые возникают при изучении ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Так, можно заметить, что понятия «субъектов малого и среднего предпринимательства» вступает в противоречие с существующими правовыми нормами.

А.Ю. Прохорская подчеркивает такой недостаток понятия субъекта МСП, как использование термина «предприятие», которое ассоциируется с государственными и муниципальными предприятиями [6, с. 82]. Более того, высказывает мнение о необходимости разделения понятий «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство», поскольку сейчас среднее предпринимательство рассматривается в совокупности с малым, что

умаляет его роль, хотя именно среднее предпринимательство является связующим звеном между малым и крупным бизнесом.

В.С. Белых считает, что понятие «предприятие» применительно к субъектам МСП используется условно и предполагает, что любое образование, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, представляет собой предприятие [7, с. 19].

И.В. Ершова отмечая межотраслевой характер института МСП, говорит о том, что применяемые в законодательстве понятия должны иметь единый смысл во всех нормативных правовых актах, определяющих правовую сферу малого и среднего бизнеса. И.В. Ершова, предлагает для устранения указанных противоречий исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции или легально возродить термин «предприятие» и закрепить его содержание в законодательстве [8, с. 1136].

Так, видится возможным исключить данные термины из определения субъектов МСП в целях устранения неточностей законодательства и закрепить в ч. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» следующее определение субъектов МСП: «Субъекты малого и среднего предпринимательства - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, закрепленным в Законе о малом и среднем предпринимательстве, сведения, о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Более того, по смыслу названия Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» представляется, что целью правового регулирования является именно «развитие», однако определения «развития малого и среднего предпринимательства» в федеральном законе не содержится. В действующем законе наличествует дефиниция понятия «поддержка малого и среднего предпринимательства».

Однако законодатель по непонятным причинам не разъясняет, что собой представляет развитие МСП и в чем оно выражается.

В связи этим необходимо так же внести изменение в ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дополнив ее пунктом 5.1 следующего содержания: «Развитие малого и среднего предпринимательства - поддержка малого и среднего предпринимательства, осуществляемая с помощью мер, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, направленная на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, устранение излишних административных барьеров для малого и среднего предпринимательства».

Более того, в ст. 6 Ф Федеральном законе № 209-ФЗ, посвящённой основным целям и принципам в области развития малого и среднего бизнеса, говорится о таких целях как обеспечения благоприятных условий для развитие МСП, обеспечение занятости населения и т.д., однако отсутствует упоминание о такой цели как цифровизация МСП. При этом в Стратегии развития МСП до 2030 года так же отсутствуют какие-либо положения о цифровизации МСП [9].

С учетом запущенной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций программы поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса отсутствие в Федеральном законе положений о цифровизации МСП кажется упущением законодателя.

Видится, что на момент принятия соответствующего Закона и Стратегии законодатель исходил из того, что малый и средний бизнес еще не готов к внедрению и освоению информационно-коммуникационных технологий. Однако в настоящее время представляется, что массовая цифровизация малого и среднего предпринимательства вполне реальна и будет способствовать развитию субъектов МСП. В частности об этом свидетельствует запуск

программы цифровизации МСП, которая дает предпринимателям покупать отечественное программное обеспечение со скидкой 50%. Использование отечественного программного обеспечение так же способствует росту защищенности субъектов МСП в информационной сфере, что положительно сказывается на их развитии.

В связи этим необходимо так же внести изменение в ст. 6 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дополнив часть 1 пунктом 9 следующего содержания: «массовая цифровизация субъектов малого и среднего предпринимательства».

В заключение хотелось бы сказать, что стоит понимать, что законодательство в части определения понятий, отражая наиболее существенные признаки того или иного явления, и закрепления целей лишь определяет вектор развития иных правовых норм. Для действительно эффективного развития бизнеса нужно вести работу по всем направлениям -совершенствовать законодательство и уже существующие меры государственной поддержки. А также пробовать создавать и внедрять новые меры поддержки малого и среднего предпринимательства, например, кроме озвученных выше мер, видится целесообразным обратиться к удачному опыту КНР и попробовать закрепить на законодательном уровне институт наставничества для субъектов малого бизнеса.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ» // [Электронный ресурс] URL:

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102115928 (Дата обращения: 06.07.2022).

2. Перепись Росстата: больше 50% выручки малый бизнес в России заработал в торговле // [Электронный ресурс] URL:https://opora.ru/news/perepis-rosstata-bolshe-50-vyruchki-malyy-biznes-v-rossii-zarabotal-v-torgovle.html (Дата обращения: 06.07.2022).

3. Большой расчет на малых. Росстат раскрыл сложности с оценкой вклада МСП в экономику // [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/11/01/5db9abe99-a794773c1fbd2e0 (Дата обращения: 06.07.2022).

4. Рейтинг стран по легкости ведения бизнеса (Doing Business) [Электронный ресурс] // URL: https://archive.domgbusmess.org/ru/data/explore-economies/russia (Дата обращения: 06.07.2022).

5. Сулакшин С.С., Новиков Д.Б., Гаганов А.А., Хвыля-Олинтер Н.А. Проблемная повестка современной России: монография. Центр науч. политической мысли и идеологии. Москва: Наука и политика. 2015. С.159-163.

6. Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2017. 230 с.

7. Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 17 - 21.

8. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1130 - 1138.

9. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс ] // РФ URL: http://government.ru/docs/23354/ (Дата обращения: 03.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.